Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами. Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями. Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

Темпы роста объема информации в мире согласно докладу IDC’s Digital Universe
Study, сделанному по заказу EMC в 2011 году.

Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном

Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать

Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию. Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены. Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

3. Обилие информации оказывает негативное влияние не только на память, но и на весь мыслительный процесс в целом

Что удивительно, эту идею высказал не кто иной, как исполнительный директор Google Эрик Шмидт. По его мнению, современные цифровые устройства и обилие информации, которой они захлестывают людей, могут препятствовать глубокому мышлению, пониманию, формированию воспоминаний и в конечном итоге затрудняют обучение.

Американский писатель, ученый-публицист и бывший редактор Harvard Business Review Николас Карр поддерживает идею о негативном эффекте цифрового гипертекста, считая, что он приводит к фрагментации знаний. При поиске информации в интернете контекст этой информации часто игнорируется. «Мы не видим даже деревьев, мы видим ветки и листья», — пишет Карр.

Таким образом, информационная перегрузка приводит к когнитивной (мыслительной) перегрузке, из-за чего снижается способность человека не только запоминать информацию, но и сопоставлять ее с опытом, хранящимся в долговременной памяти, что делает мысли рассеянными и поверхностными.

4. Однообразие подачи и потребления информации снижает эффективность ее восприятия

Все мы еще со школьной скамьи помним, что существует 3 канала восприятия информации: аудиальный (слух), визуальный (зрение) и кинестетический (тактильные ощущения). И любая информация лучше всего запоминается, если использовать все 3 канала: услышать, прочитать и записать.

При получении информации из интернета, как правило, задействован только визуальный канал, в меньшей степени — аудиальный, а кинетический и вовсе не используется.

Так, доцент Университета Индианы Карин Харман Джеймс доказала, что студенты лучше запоминают информацию, которую переписали, чем ту, которую напечатали на клавиатуре, что уж говорить об информации, которую просто прочли и тем более просканировали взглядом?

5. Недоверие к данным снижает мотивацию к их удержанию в памяти

Обилие информации, простота и скорость ее распространения и удобство манипулирования ею вполне естественно снизили доверие к ней у населения. Опросы показывают, что из всех источников информации больше всего доверяют библиотекам, в то время как интернет-источники и в первую очередь соцсети находятся в самом низу рейтингов.

6. Новые технологии вызывают социальную изоляцию и препятствуют обмену опытом

Даже сегодня, несмотря на повальное распространение онлайн-курсов, все основные программы обучения реализуются очно, и это неслучайно: обучение в коллективе дисциплинирует и синхронизирует учащихся, в результате те, кто не готов, постепенно подтягиваются за остальными. Это важный фактор обучения.

Не менее важен и личный обмен знаниями и опытом, обретение того самого коллективного духа, а также формирование навыков эмпатии и, следовательно, развитие эмоционального интеллекта. Все это невозможно получить в отсутствие полного зрительного контакта, интерпретации голосового тона или языка тела.

7. Бесконечный серфинг в море информации не оставляет времени на другие аспекты развития

Виртуальный мир неслучайно ассоциируется со словом «Вселенная». Он так же бесконечен, а цикличность производимых в нем действий приводит к полному растворению в информационном потоке: почта, мессенджеры, новости, лента друзей, уведомление о новом письме — все, круг замкнулся.

С этой точки зрения даже телевизор — высшее благо, так как количество TV-каналов хотя бы поддается исчислению. Рано или поздно они наскучат и вы оторветесь от экрана, чтобы вернуться в мир, где надо учиться водить автомобиль, разбираться в маркировках подгузников, перекрывать потекший кран и делать еще множество вещей, не таких информационно наполненных, как интернет-серфинг, но, как выяснилось, куда более эффективных для повышения нашего IQ.

Иными словами, у цифрового мира есть не только огромные преимущества, но и весомые недостатки. И все же в другом нам жить не доведется, а значит, надо просто учитывать все плюсы и минусы такого порядка вещей и учиться жить в условиях бесконечного информационного потока, контролируя и себя, и его.

А как вы относитесь к такому объему информации вокруг? Вам она больше помогает или мешает?

Наш IQ высок как никогда, но умнее мы не становимся

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Мы склонны считать, что уровень нашего интеллекта зависит от генов и образования. Однако всемирно известный психолог Джеймс Флинн рассказал корреспонденту BBC Future, что на интеллектуальные способности человека влияет множество факторов – вплоть до выбора спутника жизни.

    Джеймс Флинн обеспокоен тем, что мир вскоре достанется Поколению Y (поколение родившихся примерно после 1980 г., чье взросление пришлось на бурное развитие и растущую доступность цифровых технологий – Прим. переводчика).

    Флинну, преподающему в новозеландском Университете Отаго, регулярно встречаются умные студенты с огромным потенциалом, но на поверку оказывается, что многие из них совершенно не интересуются сложной историей нашего мира.

    “Они умеют обращаться со всеми этими новыми технологиями, но, тем не менее, покидая стены университета, ничем не отличаются от средневековых крестьян, запертых в своем тесном мирке, – говорит Флинн. – На самом деле их мир гораздо обширнее, это мир современности, но они все равно в нем заперты, поскольку им неведомо историческое измерение”.

    В результате, по мнению профессора, взгляды молодого поколения на текущие проблемы слишком поверхностны, что оставляет большой простор для манипуляций их сознанием со стороны политиков и СМИ.

    Мы беседуем в гостиной сына Флинна – Виктора, оксфордского профессора математики, которого отец приехал навестить из Новой Зеландии.

    На диване лежит раскрытая книга: Флинн-старший сейчас читает роман “Беглянка” Элис Манро. Читает в качестве литературного критика – эту роль он примеряет на себя в надежде оторвать молодое поколение от смартфонов и заставить посмотреть на мир шире.

    Черт возьми, вы ведь образованны, так почему же вы не читаете? Джеймс Флинн, психолог

    “В этом году выходит моя книга, в которой я говорю молодежи: черт возьми, вы ведь образованны, так почему же вы не читаете?” – говорит Флинн, вспоминая, что во времена его молодости “девушки отказывали в свидании парням, не знакомым с литературными новинками”.

    Я договорился о встрече с Флинном, чтобы поговорить о его недавно опубликованной книге под названием “Становитесь ли вы умнее благодаря вашей семье?” (Does Your Family Make You Smarter?). В ней профессор рассказывает о том, как человеческое мышление меняется с течением времени.

    Затрагивает она и загадочный феномен постепенного повышения коэффициента интеллекта (IQ) на планете. Именно благодаря открытию этого явления, известного теперь как “эффект Флинна”, профессор и получил всемирную известность.

    Кроме того, в новой книге описываются различные факторы, влияющие на развитие интеллекта на протяжении всей нашей жизни.

    Флинн, которому сейчас 82 года, является большим авторитетом в области исследований интеллекта.

    Но, по его словам, эта карьера для него – не более чем временное увлечение: “Я – специалист по моральной философии, который решил на время изменить ей с психологией. Это привело к тому, что в последние 30 лет добрая половина моего времени уходила на занятия психологией”.

    В философских поисках природы объективизма Флинн пришел к рассмотрению утверждений относительно интеллектуального превосходства одних рас над другими.

    Пытаясь найти документальные свидетельства, которые подтвердили или опровергли бы эту гипотезу, он неожиданно обнаружил, что средний уровень IQ человечества в целом, вне зависимости от расовой принадлежности, стабильно повышается примерно на три балла за десять лет.

    К его удивлению, кроме него практически никто не обратил на это внимания.

    Достаточно просто не знать истории и жить в отсеке сегодняшнего дня – тогда правительство и СМИ смогут делать с вами все, что им заблагорассудится

    “Меня поразило то, что психологи не ликуют по этому поводу”, – говорит Флинн. Ведь речь шла о серьезных скачках в уровне интеллекта – голландцы, например, прибавили целых 20 баллов в период с 1934 по 1964 гг.

    Тем не менее даже те, кто проводил тесты на интеллект, упускали это явление из виду. “Результаты были у них перед носом, но они их просто не замечали”.

    Психологам уже давно было известно, что гены оказывают существенное влияние на уровень интеллекта, и что их роль с возрастом только растет.

    В детском саду генетические особенности не имеют особого значения; для формирования ребенка в этом возрасте гораздо важнее, чтобы родители с ним разговаривали, читали ему и обучали различным навыкам – например, счету.

    Исследования пар близнецов указывают на то, что у дошкольников гены отвечают примерно за 20% различий в уровне интеллекта.

    По мере взросления мы начинаем мыслить самостоятельно, и родительское влияние на нас ослабевает. Мы по большей части проводим время в школе, и именно она формирует наш интеллект – в зависимости от генетического потенциала.

    Читайте также:  Охранник Эда Ширана стал настоящей звездой инстаграма

    Благодаря генетической предрасположенности мы можем сами находить дополнительные способы стимуляции ума: выбирать более интеллектуальные занятия, записаться в клуб любителей книг или пройти отбор в класс с углубленным изучением математики. А это, в свою очередь, повысит наш уровень интеллекта.

    Мы постепенно начинаем создавать собственную нишу, отражающую наш генетический потенциал. Впрочем, это не означает, что семья больше не играет никакой роли в нашем развитии: выбор школы и размер домашней библиотеки имеют немаловажное значение.

    Не стоит недооценивать и влияние случайных факторов – потеря работы или личная трагедия могут негативно отразиться на уровне нашего интеллекта.

    Однако в целом генами предопределяется примерно 80% интеллекта взрослого человека.

    И все же рост уровня IQ, описываемый эффектом Флинна, оказался слишком быстрым, чтобы списать его на генетические изменения, поскольку эволюционные изменения генов занимают тысячи лет.

    Так в чем же причина? Психологи пребывали в растерянности.

    “Они слишком свыклись с мыслью о том, что интеллект меняется очень медленно, и просто не замечали того, что творилось у них перед глазами”, – говорит Флинн.

    На самом деле ответ не так уж сложен, если вспомнить еще об одном параметре, постепенно меняющемся в течение последних десятилетий – нашем росте.

    Мысль о том, что у высоких родителей рождаются высокие дети, звучит вполне логично – несомненно, это работа генов.

    Однако если сравнить несколько поколений, обнаружится, что наш рост значительно превышает рост наших предков. И не из-за изменений в генах, а потому, что современная жизнь с ее высоким уровнем медицины и качественным питанием дала нам возможность вырасти.

    Научные очки

    Флинн и его коллега Уильям Дикенс высказали предположение о том, что подобные изменения происходят и с нашим интеллектом по причине роста требований, предъявляемых обществом, к умственным способностям индивида.

    Тест на интеллект измеряет целый ряд параметров, таких как размер словарного запаса, пространственное мышление, способность к абстрактным умопостроениям и классификации информации.

    В совокупности эти навыки отражают “общий уровень интеллекта”. И хотя специально нас им не учат, современное образование закладывает в нас способность к более абстрактному взгляду на мир, которая помогает нам получить больше баллов при прохождении теста на интеллект.

    В начальной школе нас учат смотреть на жизнь через призму природных явлений и физических законов – мы постепенно начинаем классифицировать предметы и явления и применять правила логики. Именно эти способности требуются для того, чтобы правильно ответить на многие вопросы в тесте на интеллект.

    Чем больше мы приучаем детей смотреть на мир сквозь эти “научные очки”, тем более высокий балл они способны набрать, говорит Флинн: “Требования общества к индивиду со временем меняются, и человеку приходится приспосабливаться”.

    Но дело не только в образовании: по мнению некоторых исследователей, современный высокотехнологичный мир устроен таким образом, что мы просто не можем мыслить по-иному.

    Наши прапрадеды пытались сладить с пишущей машинкой, родители осваивали видеомагнитофон, а дети с самого раннего возраста умеют пользоваться сенсорным экраном.

    Человеку, жившему в начале XX века и воспринимавшему мир весьма конкретно, было весьма непросто разобраться в абстрактной карте лондонского метрополитена, говорит Флинн.

    Технологический прогресс заставил нас мыслить категориями иерархий и символов, учиться следовать правилам и проводить аналогии – и мы настолько к этому привыкли, что не можем себе представить, каких гигантских изменений в мышлении наши нынешние способности стоили человечеству.

    Речь не о “прокачке” мыслительных способностей, а о подстраивании их под требования современности

    В результате у всех нас развилось абстрактное мышление, что привело к увеличению среднего коэффициента интеллекта во всем мире по крайней мере на 30 баллов за последнее столетие.

    Этот рост необязательно означает, что мы стали более эффективно использовать потенциал мозга – речь идет не о “прокачке” мыслительных способностей, а о подстраивании их под требования современности.

    Однако Флинн утверждает, что этот феномен имеет “социологическое значение”, поскольку отражает реальные изменения в нашем мышлении.

    По некоторым данным, основываясь на эффекте Флинна, можно предсказать, например, рост экономики той или иной страны.

    “Если бы преимущества [от роста IQ] не имели практических последствий, этого бы не происходило”, – отмечает ученый.

    Флинн проводит параллель с физическими упражнениями: форма нашей мускулатуры зависит от вида спорта, которым мы занимаемся: “Мозг – та же мышца, и изменения в характере умственных упражнений влияют на него точно так же, как если бы мы перестали заниматься плаванием и начали поднимать штангу”.

    Важно то, что с течением времени коэффициент интеллекта может меняться. Это означает, что пожилые люди способны сохранять ясность рассудка, заботясь о своем здоровье (что напрямую влияет на интеллект) и активно занимаясь умственным трудом, что позволяет поддерживает мозг в хорошей форме как можно дольше.

    “Изменения настолько велики, что с точки зрения уровня интеллекта сегодняшний 70-летний человек просто кладет на лопатки человека того же возраста 15-летней давности”, – говорит Флинн.

    В целом темп роста IQ составляет около 11 баллов за десятилетие, отмечает он.

    Сам Флинн может служить хорошим примером этого процесса: “Мой отец лет с 12-ти не занимался физическими упражнениями, а в 70 лет вышел на пенсию. Я веду гораздо более активный образ жизни и до сих пор работаю”. Как результат – более здоровый мозг и более активный ум.

    Новая книга Флинна представляет собой попытку заполнить пробелы в этой гипотезе при помощи нового аналитического метода: факторы, влияющие на развитие интеллекта, рассматриваются применительно к конкретному человеку и оцениваются с точки зрения их влияния на развитие определенных навыков.

    Взять хотя бы раздел теста на интеллект, измеряющий словарный запас. Жизнь в образованной семье, использующей в быту более богатый язык, может способствовать развитию ребенка даже со скромным генетическим потенциалом.

    Верно и обратное: человека с определенным генетическим потенциалом его ближайшее окружение способно затащить в интеллектуальное болото. Достаточно вспомнить Лизу – одаренную девочку из мультсериала “Симпсоны”, которой не дают полностью реализоваться.

    Интеллектуальные различия достаточно малы для того, чтобы большинство из нас предпочло не обращать на них внимания, но анализ Флинна показывает, что даже несколько дополнительных баллов в тесте на IQ способны предопределить всю нашу дальнейшую жизнь.

    Так, для способного ребенка, поступающего в американский университет, тот факт, что он вырос в чуть более интеллектуальной семье, может означать, что он наберет в тесте SAT (стандартный тест для приема в американские вузы – Прим. переводчика) не 500, а 566 баллов. А это разница между престижным и более посредственным учебным заведением.

    “Университеты интерпретируют результаты SAT как показатель способности потенциальных студентов к усвоению программы обучения в вузе”, – объясняет Флинн.

    “Если ваши баллы невысоки, то в престижный вуз вас не примут – а даже если и примут, то, скорее всего, вы вылетите оттуда в первый год обучения”.

    Флинн не склонен к пессимизму: по его словам, вне зависимости от того, в какой семье мы выросли, все равно у всех нас есть возможность взять собственное интеллектуальное развитие в свои руки.

    Исследования показывают, что текущие обстоятельства жизни человека в большей степени влияют на текущий уровень интеллекта, чем его прошлое.

    Это становится очевидным, стоит посмотреть на старшекурсников университетов, говорит Флинн: “Многие из них росли в среде, предоставлявшей очень ограниченные возможности для развития интеллекта, но как только они попали в стены вуза, их развитие пошло стремительными темпами”.

    Молодые люди вроде вас читают гораздо меньше исторических книг и предпочитают гораздо менее серьезную художественную литературу, чем предыдущие поколения

    Я спрашиваю, как еще можно развить интеллект. “Выбирая себе спутника или спутницу жизни, исходите не из внешнего вида, а из того, насколько он или она превосходит вас интеллектуально”, – советует профессор.

    “Таким образом вы получите доступ к миру новых идей, встретите множество интересных людей, и это сделает вашу жизнь гораздо интереснее”.

    Что возвращает нас к теме его обеспокоенности судьбой Поколения Y.

    Флинн говорит, что, несмотря на повышение IQ, это поколение разбазаривает свой интеллект на малозначительные вещи.

    “Не подумайте, что я брюзжу, но больше всего меня беспокоит то, что молодые люди вроде вас читают гораздо меньше исторических книг и предпочитают гораздо менее серьезную художественную литературу, чем предыдущие поколения”.

    По его словам, прежде чем формировать собственное мнение о текущих политических событиях, не мешало бы досконально изучить факторы, влиявшие на ход мировой истории в прошлом.

    Так, Флинн упрекает меня за плохое знание истории Тридцатилетней войны в Европе, в которой, по его мнению, можно найти немало параллелей с нынешним ближневосточным конфликтом. (Его критика совершенно справедлива, и я даю себе слово восполнить этот пробел в образовании.)

    Флинн вспоминает, как Джордж Оруэлл в своих антиутопиях рисовал мрачную картину будущего, в котором правительство переписывает историю и манипулирует населением.

    “На самом же деле достаточно просто не знать истории и жить в отсеке сегодняшнего дня – тогда правительство и СМИ смогут делать с вами все, что им заблагорассудится”, – подчеркивает профессор.

    Иными словами, уровень нашего интеллекта, может быть, и вырос, но умнее мы не стали: “Чтение литературы и изучение истории – единственное, что способно помочь нам воспользоваться преимуществами выросшего за прошлый век уровня IQ в современных политических условиях”.

    Это мнение может показаться спорным, но Флинн – не единственный, кого беспокоит будущее Поколения Y: в своей последней книге “Голова в облаках” (Head In The Clouds) американский журналист Уильям Паундстоун подчеркивает, что невежество влияет на процесс принятия решений во многих областях нашей жизни.

    Даже если Флинну не удастся убедить молодых людей больше читать, нет сомнений в том, что он уже навсегда изменил наши взгляды на интеллект.

    “Я оставляю после себя материал, на основе которого можно создать по-настоящему толковую когнитивную теорию”, – говорит он.

    А это значит, что мы сможем понять, как меняется наш разум в ответ на изменения окружающего мира.

    Флинн надеется, что его работу продолжат другие, а сам планирует заняться написанием трудов о философии и политике.

    Ведь для него изучение интеллекта всегда было не более чем временным занятием. “Я оказался вовлеченным в эту область случайно и, слава богу, теперь снова могу ее оставить”.

    Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

    Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

    Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

    • 90
    • 4
    • 24.7k

    Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами. Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями. Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

    AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

    Темпы роста объема информации в мире согласно докладу IDC’s Digital Universe
    Study, сделанному по заказу EMC в 2011 году.

    Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

    Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

    Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

    Читайте также:  Пищевое отравление у ребенка: симптомы, лечение, диета

    Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

    1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном

    Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

    И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

    2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать

    Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию. Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены. Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

    Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

    Исследование: становятся ли люди умнее с течением времени?

    Писатель и блогер Филип Перри выясняет, что говорит наука о наших интеллектуальных способностях и о том, чего добилось человечество в этом плане

    Понаблюдайте, как ведут себя покупатели, стоящие в длинной очереди в супермаркете, или за водителями, застрявшими в пробке, и вы очень быстро разочаруетесь в человечестве и его коллективном IQ. Различные реалити-шоу и сайты наподобие People of Walmart только усиливают это убеждение. Даже во многих песнях, как популярных, так и экспериментальных, можно услышать фразу «только глупые люди размножаются/только глупых людей становится больше». По-видимому, это можно отнести ко многим из нас.

    И все же сегодня мы лучше используем технологии, чем в прошлые времена. Никогда раньше мы не были столь продуктивны, образованы и технологически подкованы, чем сейчас. В старшей школе у меня был учитель, который рассказывал, что в то время, когда Эйнштейн работал над теорией относительности, лишь немногие люди были достаточно умны, чтобы понять ее суть. Но всего поколение спустя, каждый учащийся проходил теорию относительности в старшей школе и хорошо понимал ее, по крайней мере настолько, чтобы сдать экзамен.

    Итак, наши мнения постоянно расходятся в вопросе, становится ли человечество в целом умнее с течением времени или нет. Разумеется, решение этой проблемы с позиции только личного опыта будет недальновидным и ограниченным. Поэтому обратимся к научным исследованиям, чтобы понять, что же на самом деле происходит.

    Во-первых, сам термин интеллект имеет дискуссионный характер. Например, гарвардский психолог Говард Гарднер выдвигает понятие множественного интеллекта, которое в течение многих лет служит основой в сфере образования. Гарднер рассматривает следующие типы интеллекта: вербальный, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-кинетический, музыкальный, межличностный (понимание и взаимодействие с другими людьми), внутриличностный (понимание собственных мыслей, чувств, убеждений), натуралистический (нахождение общего языка с природой) и экзистенциальный (понимание более глубоких жизненных вопросов).

    Долгое время словарный запас служил неким мерилом для интеллектуальных способностей человека. Исследование показало, что он сильно коррелирует с IQ. При этом, согласно исследованию 2006 года, словарный запас среднестатистического американца стремительно сокращается с момента его пикового значения в 1940-х годах. Однако по этому вопросу ведутся споры, так как результаты тестов на проверку словарного запаса различаются в разных культурах.

    Если посмотреть на IQ как на важнейший интеллектуальный критерий, то можно увидеть, что во всем мире он растет с течением времени. Но это еще ни о чем не говорит. В действительности наблюдается интересная тенденция. Показатели IQ увеличиваются в развивающихся странах, в то время как в развитых, наоборот, могут падать. В 2015 году в ходе исследования, проводившегося в Королевском колледже Лондона и опубликованного в журнале Intelligence, психологи стремились выяснить состояние мирового IQ. Они работали над исследованием более шести десятилетий. В общей сложности они собрали IQ-показатели 200 000 людей из 48 разных стран. Исследователи обнаружили, что с 1950 года общий показатель IQ вырос на 20 пунктов.

    В Индии и Китае наблюдался наибольший рост. Да и в целом в развивающихся странах был замечен рост благодаря улучшению образовательной системы и системы здравоохранения. Этот феномен известен как эффект Флинна, в честь ученого-политолога Джеймса Флинна. В 1982 году он предсказывал, что улучшение условий для жизни увеличит коллективный показатель человеческого IQ. Ряд исследований подтверждают эффект Флинна. Согласно исследованию Королевского колледжа Лондона, наблюдается быстрый рост IQ в развивающихся странах, в то время как в США и других развитых странах темпы роста, наоборот, замедляются. Так что в один прекрасный день многие развивающиеся страны смогут догнать развитые.

    Кроме того, человеческий мозг продолжает развиваться в сторону более абстрактного мышления. Флинн ссылается на исследование, которое посвящено изучению мышления русских крестьян. Исследователи задали им вопрос: «Белые медведи обитают там, где всегда лежит снег. Территория Новой Земли всегда покрыта снегом. Какого цвета там медведи?» Большинство сельчан ответило, что поскольку они никогда не были в тех краях, они об этом не знают, или что видели только черных медведей.

    Другой пример. Если бы вы спросили кого-нибудь в XIX веке, что объединяет кролика и собаку, то вряд ли они бы сказали об их принадлежности к группе млекопитающих или теплокровных. Вместо этого они могли сказать: «Эти животные оба пушистые» или «Их обоих используют люди». В данном примере люди больше полагаются на свой опыт в реальном мире, чем на абстрактные, логические или «научные» рассуждения. По словам Флинна, такое изменение наших способностей иллюстрирует «не что иное, как освобождение человеческого ума».

    Флинн писал: «Научное мировоззрение, со всей его терминологией, таксономией, отделением логики и гипотез от конкретных объектов, начало проникать в умы людей в постиндустриальном обществе. Оно подготовило почву для массового образования на университетском уровне и появления интеллектуальных работников, без которых наша нынешняя цивилизация была бы немыслима».

    Достигнем ли мы когда-нибудь некого максимума в плане интеллектуальных способностей человека? Повлияют ли изменения окружающей среды на наш мозг или ментальный ландшафт? А что насчет монументальных изменений, которые могут быть вызваны второй промышленной революцией, приближающейся волной роботизации и искусственного интеллекта? Пока неизвестно.

    И напоследок хочется сказать о пожилых людях, которые обычно жалуются на то, что у молодежи отсутствует здравый смысл. Когда что-то дается от рождения или приобретается с течением жизни, что-то другое в результате часто теряется. Возможно, по мере того, как наше мышление становится более абстрактным, мы склонны терять практические аспекты наших способностей. Несмотря на это, пока каждое новое поколение становится все более непохожим на предыдущее, их усовершенствованные способности помогают им менять мир невообразимо для нас, изощренно и восхитительно.

    Полезная статья? Подпишитесь на наш канал в Дзене и следите за лучшими обновлениями и обсуждениями на “Идеономике”

    Что происходит с нашим интеллектом: может быть мы становимся умнее только благодаря образованию и медицине?

    И снова старый вопрос: человечество умнеет или глупеет?

    Кажется, и то, и другое сразу. Новое исследование показало, что, хотя показатель IQ растёт с поразительной скоростью, стоящий за ним генетический потенциал может идти на спад, и представитель викторианской эпохи побил бы нашего современника в интеллектуальной схватке.

    Бесспорным этот вывод назвать нельзя, ведь доподлинно неизвестно, действительно ли использованные методы измерения изобличают уровень интеллекта. И потом, ум — понятие сложное: то, из-за чего можно считать умным обитателя африканской саванны, никак не пригодится в финансовых центрах Гонконга.

    «Нельзя однозначно сказать, умнеем мы или глупеем, — говорит ведущий автор Майкл Вудли из Университета Умео (Швеция). — Составные части интеллекта меняются по-разному».

    Может показаться очевидным, что мир стал умнее: смартфоны, операции по пересадке сердца, понимание связи между микроорганизмами и болезнями.

    Кроме того, есть эффект Флинна, названный в честь исследователя интеллекта Джеймса Флинна, почётного профессора Университета Отаго (Новая Зеландия). Поскольку тесты на IQ (коэффициент умственного развития) за последние сто лет несколько раз пересматривались и калибровались, для выявления эффекта Флинна учёные предлагают добровольцам проходить тесты прежних поколений. Г-н Флинн и его коллеги обнаружили, что по всему миру новые поколения набирают больше баллов в старых тестах, чем те, для кого их создавали.

    Причём рост немаленький: в среднем за десятилетие IQ человечества подскакивает примерно на три пункта (с географическими вариациями, естественно).

    Г-н Флинн и многие другие исследователи подозревают, что растущие показатели IQ отражают улучшение условий жизни. На IQ влияют не только наследственность, но и окружающая среда: дайте молодым людям возможность получить образование, и их IQ повысится. Здоровое питание, больше учёбы, больше стимулов быть умным — вот вам и объяснение эффекта Флинна.

    Благодаря образованию современные люди и мыслят по-другому. Спросите кого-нибудь из XIX века о том, как связаны собака и заяц, и вам ответят, исходя из простого жизненного опыта: «Собака охотится на зайца». Сейчас люди приучены думать более абстрактно, и большинство, скорее всего, укажет на то, что и собака, и заяц млекопитающие. «По-видимому, привычка к такого рода эвристике и привела к тому, что современные люди по-иному подходят к тестам на IQ», — считает г-н Вудли.

    Тем не менее есть исследователи, которые считают, что всё это обман, а человечество становится глупее.

    В ноябре 2012 года Джеральд Крабтри из Медицинской школы Стэнфордского университета (США) опубликовал две статьи в журнале Trends in Genetics, где попытался доказать, что своего пика человеческий интеллект достиг 2–6 тыс. лет назад.

    Г-н Крабтри отталкивался от данных генетики. По его оценке, умственные способности человека зависят от 2–5 тыс. генов. По скорости, с какой накапливаются генетические мутации, он вычислил, что в пределах последних 3 тыс. лет всё человечество приобрело по крайней мере две мутации, пагубные для «генов интеллекта» (и получит ещё пару в следующие три тысячи лет). Не каждая мутация наносит вред, ведь гены «ходят» парами, и слабости, приобретённые в результате мутации одного гена, могут компенсироваться здоровой частью пары, писал г-н Крабтри, но его расчёты показали, что наш ум не такой уж стойкий, как может показаться.

    Кроме того, по словам учёного, сегодня интеллект уже не играет той важной эволюционной роли, как во времена охотников и собирателей. Тысячи лет назад неспособность понять аэродинамику копья означала, что ты попадёшь на обед льву и не сможешь передать свой набор генов потомкам. А теперешние люди очень редко рискуют жизнью, проходя тест на интеллект.

    Другая теория гласит, что генетическая база интеллекта находится в упадке из-за дисгенического размножения людей. Исследования показали, что начиная с середины XIX века IQ и размножение коррелируют негативно: чем умнее человек, тем меньше у него детей. Поскольку ум отчасти зависит от генетики, некоторые специалисты считают, что IQ человечества должен снижаться.

    Но в действительности показатели растут, и этот парадокс теории дисгеническго размножения попытались объяснить г-н Вудли и его коллеги.

    Для изучения интеллекта в исторической перспективе исследователи обратились не к тестам на IQ, а к скорости реакции, которая, по словам г-на Вудли, коррелирует с IQ и не так чувствительна к культурным факторам, как IQ-проверки. Имеется в виду простая вещь: количество времени, требуемое для реакции на раздражитель, отражает эффективность самого элементарного когнитивного механизма.

    Читайте также:  Правила поведения для детей как научить детей правильному поведе

    В 1880-х гг. английский учёный сэр Фрэнсис Гальтон измерил скорость реакции 2 522 молодых людей и 888 девушек с очень разным общественно-экономическим статусом. Средний показатель первых равнялся 183 мс, вторых — 187 мс. (Гальтон проводил этот эксперимент как пионер евгеники, то есть теории о том, что размножаться должны только «лучшие». В начале XX века идеи Гальтона нравились очень многим высокопоставленным лицам, в особенности Адольфу Гитлеру, мечтавшему о «расе господ» — арийцев.)

    После 1941 года было проведено двенадцать аналогичных исследований, и они дали совершенно другие результаты: 250 и 277 мс соответственно. Обзор этих экспериментов был опубликован в 2010 году в American Journal of Psychology.

    Г-н Вудли и его коллеги расширили ту работу, раздобыв дополнительную информацию и сопоставив старые и новые исследования, дабы быть уверенными, что измерялись одни и те же вещи.

    Несмотря на то что с 1880-х годов хронометры стали намного лучше, г-н Вудли уверен в точности измерений Гальтона. Он пользовался маятниковыми механизмами, погрешность которых, по словам г-на Вудли, не превышает 10 мс.

    Данные Гальтона к тому же распределены так, как нужно: например, группы с относительно высоким показателем инбридинга демонстрировали плохие результаты.

    Итогом стало подтверждение выводов, сделанных в 2010 году: скорость реакции снижается, то есть самые стабильные, генетически обусловленные элементы интеллекта портятся.

    Это говорит о том, что хотя показатели IQ растут с повсеместным распространением образования и повышением качества медицинской помощи, способность человека быть умным снижается. По словам г-на Вудли, эффект Флинна прячется, словно тёмная материя, по ту сторону IQ-тестов. Если воспользоваться сельскохозяйственной аналогией, семена становятся хуже, но качество удобрений растёт.

    Почему же генетически мы глупеем? Возможных причин масса — от нейротоксинов до естественного отбора.

    Но далеко не все учёные готовы принять такую точку зрения. «Если подытожить сто лет исследований, можно заметить надёжную корреляцию между измерением скорости реакции и измерением IQ, но последовательность таких корреляций чересчур коротка, чтобы они позволяли первым объяснять последнее», — говорит психолог Теодор Нетлбек из Аделаидского университета (Австралия).

    Иными словами, судить об IQ по скорости реакции — выдавать желаемое за действительное. В лучшем случае скорость реакции на сложные раздражители может объяснить около 20–25% вариативности IQ, а простая реакция — и того меньше.

    Г-н Нетлбек опасается также, что итоги непохожих экспериментов сравнивались некорректно. «Разница заключалась не только в технологиях измерения времени, которые и впрямь могли не повлиять на результат, но и в многочисленных процедурных нюансах: количестве участников (отсюда разная степень доверия к средним показателям), особенностях их инструктирования, природе стимулов, формах реакций — всё это могло повлиять на скорость отклика», — подчёркивает специалист.

    Скорость реакции к тому же сложно интерпретировать, отмечает Джеймс Флинн. «У глупца и умного пиковая скорость реакции совпадает», — говорит он. Разница между ними заключается в том, что человек с низким IQ быстрее теряет концентрацию, и потому его показатели на протяжении эксперимента будут варьироваться сильнее, чем у участника с более высоким коэффициентом интеллекта.

    И здесь возникает вопрос о том, что в действительности измеряется: интеллект или способность сохранять внимательность некоторое время?

    Есть и другие факторы, добавляет г-н Флинн. Например, гонконгские школьники намного быстрее в тестах на реакцию, чем британские сверстники. Можно сказать, что гонконгцы умнее, а можно интерпретировать результаты по-другому: китайцы чаще рискуют.

    Но даже если г-н Вудли и его коллеги правы, это ещё не значит, что наш вид обречён на вырождение. По словам г-на Флинна, Норвегия и Швеция представляют собой исключения из правила, гласящего, что у менее образованных людей со сравнительно низким IQ больше детей. А повсеместное увеличение коэффициента говорит о том, что культурные факторы пока справляются с оскудением генетической базы интеллекта.

    «Видимо, с генами далеко не всё ясно», — подчёркивает г-н Флинн.

    Почему самые умные не всегда становятся самыми успешными

    Марк всегда был одним из лучших учеников в классе. Его карьеру можно назвать неплохой, но когда он заглядывает в Facebook, то видит, что одноклассники, которые учились хуже, чем он, достигли большего. То же самое происходит и сейчас: некоторые коллеги опередили его в продвижении по карьерной лестнице. Иногда он задается вопросом: «Что же я делаю не так?».

    Знакомый сюжет? Возможно, вы сами находитесь в подобной ситуации или у вас есть сотрудник или близкий человек с похожей проблемой. Интеллект в чистом виде – несомненно, огромное преимущество, но его не достаточно. И порой причина, по которой интеллектуально одаренные люди не достигают всего, чего хотят, заключается в том, что они мешают сами себе. Если вы в такой ситуации – есть хорошая новость: когда вы поймете свои недостатки, то сможете устранить их. Вот пять проблем, с которыми чаще всего сталкиваются умные люди.

    1. Умные люди иногда недооценивают такой навык, как умение выстраивать отношения, и уделяют излишнее внимание интеллекту

    Очень умные люди иногда считают успех неизбежным благодаря своему интеллекту и не понимают важности других навыков. Например, человек, которому трудно дается дипломатия на рабочем месте, может считать ее ненужным, недостойным навыком, который только раздражает. Также люди с высоким уровнем интеллекта могут считать коммуникабельность обязательной для секретаря, но не для руководителя. По этой причине они не тратят время и силы на развитие подобных навыков.

    Как безобидные недостатки губят карьеру

    Такие взгляды возникают не на пустом месте. У большинства людей имеется естественное желание добиться успеха благодаря своим сильным сторонам и избегать размышлений на темы, в которых они от природы не сильны. Смышленые дети обычно еще в раннем возрасте убеждаются, что их интеллект ценится. Они растут и слышат, какие они умные. Во время учебы в школе такие дети добиваются успеха легче, чем их одноклассники. Не удивительно, что во взрослом возрасте они продолжают уделять основное внимание интеллекту.

    Но в большинстве случаев, чтобы подниматься по служебной лестнице, вам понадобится не только интеллект. И если вы сосредоточены на своих самых сильных сторонах и не пытаетесь усилить слабые, вы сами себе вредите.

    Решение. Используйте свои сильные стороны, чтобы преодолеть слабые. Если вы умеете хорошо учиться, то легко освоите навыки, которых не имеете от природы. Не нужно менять себя. Вам просто нужен план действий и по-настоящему конструктивный подход. Например, выберите три конкретные модели дипломатичного поведения на работе, которые помогут вам добиться успеха в отношениях с коллегами и начальством.

    2. Очень умных людей может раздражать командная работа

    Если человек схватывает на лету и предъявляет высокие требования к собственной работе, ему бывает трудно работать с людьми, которым требуется больше времени на обработку информации и усвоение идей. Если человек в школе чувствовал, что не может развиваться в полной мере из-за менее умных одноклассников, раздражение от командной работы может возникнуть довольно рано. Помните, как вы выполняли большую часть работы в групповых проектах или как вас ругали за то, что вы отвлекаетесь на уроке, который для вас тянулся слишком медленно? Похожие ситуации могут снова возникнуть позднее. Если человек был эмоционально уязвим в детстве, во взрослом возрасте он тоже может неадекватно реагировать, когда ему наступают на больную мозоль.

    Кроме того, умным людям, особенно склонным к перфекционизму, бывает трудно делегировать задачи, потому что они считают, что могут выполнить их лучше (независимо от того, так ли это на самом деле).

    Решение. Будьте снисходительны к своим внутренним реакциям и постарайтесь понять их причины. Учитесь искренне ценить многообразие мышления других участников команды.

    3. Самоуважение умных людей связано в основном с интеллектом

    Это может уменьшать их жизнестойкость и заставляет избегать определенных ситуаций. Если значительная часть вашего самоуважения зависит от интеллекта, нелегко оказаться в ситуациях, когда в вашей броне обнаруживаются прорехи. Такие ситуации возникают при работе с людьми, еще более квалифицированными или умными, чем вы. Или при получении критической обратной связи. Или когда вы берете на себя риск и терпите неудачу. Любая ситуация, в которой вы чувствуете себя недостаточно умным, кажется вам угрожающей. Умный человек может даже стремиться избегать подобных ситуаций, что в конце концов сдерживает его развитие.

    Решение. Объективно посмотрите на преимущества работы с людьми, которые в некотором отношении умнее вас. Если вы окружаете себя умными людьми, то поступаете правильно. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Развивайте отношения с людьми, которые могут дать вам полезную и конструктивную обратную связь. Если вы научитесь получать критическую обратную связь от людей, которые верят в ваши таланты и способности, развиваться вам будет намного легче.

    4. Умным людям быстро становится скучно

    Семь навыков незаменимых людей в эпоху автоматизации

    Быть умным и быть любознательным – не одно и то же. Но если вы сочетаете в себе оба эти качества, то можете обнаружить, что вам быстро становится скучно снова и снова выполнять одни и те же действия. Иногда причина успеха в карьере кроется в творческом подходе, но во многих случаях – в том, чтобы стать узким специалистом и постоянно выполнять набор определенных действий. Если вы умны, любознательны и любите учиться, то можете обнаружить, что быстро теряете интерес к тому, в чем разобрались. Вам скучно выполнять монотонную работу, и вы предпочли бы постоянно учиться новому. Такой подход может оказаться менее выгодным, но повторять одно и то же для вас слишком скучно или просто.

    Решение. Постарайтесь взглянуть на ситуацию со стороны и понять, когда стоит перетерпеть скуку ради легкой победы и успеха в целом. Вместо того чтобы вносить принципиальные изменения в вашу рабочую жизнь, определите, какие короткие периоды скуки (несколько минут или часов) могут значительно способствовать вашему успеху. Например, можно посвятить пять часов в неделю монотонной, но прибыльной деятельности. У вас будет достаточно возможностей компенсировать усилия в борьбе со скукой – ведь можно получать новые знания в самых разных областях жизни (работе, хобби, фитнесе, самопознании и т. д.).

    5. Умные люди иногда считают глубокие размышления решением всех проблем

    Способные люди привыкли добиваться успеха с помощью мыслительных навыков, но иногда могут упускать из виду ситуации, когда другой подход будет более выгодным. Например, умный человек может каждую ситуацию обдумывать слишком глубоко (проводить лишние исследования по каждому решению и все время мысленно возвращаться к каждой ошибке), но иное, менее придирчивое, отношение к тем же ошибкам принесло бы больше пользы.

    Решение. Обращайте внимание на то, не стали ли ваши размышления на ту или иную тему нездоровыми и навязчивыми. Подумайте, не приведут ли вас к успеху другие стратегии. Экспериментируйте. Делайте перерывы, чтобы сдвинуться с места. Позвольте себе учиться, действуя, а не проводя изнурительные исследования. Расширяйте набор навыков за счет новых идей. Не становитесь человеком, которому все проблемы кажутся гвоздями, потому что единственный инструмент, который у него есть, – это молоток. И, наконец, если вы замечаете за собой, что все время мысленно возвращаетесь к неприятной ситуации, прерывайте себя, на несколько минут погружаясь в увлекательное для вас занятие (например, соберите пазл, решите головоломку). Эта стратегия может на удивление эффективно обрывать негативные мысли.

    Какая из этих пяти ситуаций кажется вам наиболее знакомой? Попробуйте расставить их в порядке важности. Может быть, у вас есть коллеги или знакомые, попадающие в похожие ловушки? Постарайтесь избавиться от ощущений стыда, сожаления или осуждения – они не нужны и вредны для преодоления этих привычек. Даже от глубоко укоренившихся моделей поведения можно избавиться, если применить один из перечисленных выше способов.

    Об авторе: Элис Бойес – клинический психолог, автор книг The Healthy Mind Toolkit и The Anxiety Toolkit

    Добавить комментарий