Почему школьники XXI века

Ребенок в школе XXI века
статья на тему

Представление современной школы, в которой образовательный процесс направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
rebenok_v_shkole_xxi_veka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенок в школе XXI века»

учитель начальных классов

Московская область, г Серпухов

У многих из нас есть четкое понимание того, что школа ХХI века – современное учебное заведение инновационного характера.

Одна из приоритетных задач современной школы ХХI века: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка. Как подчеркнул Президент России в одном из своих посланий Федеральному собранию, – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным.

Современная российская школа, а она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, построила принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и внеурочная деятельность (дополнительное образование) детей стало равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создало единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации . В этих условиях школа наконец-то сможет преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Главная цель: создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах .

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

По большому счету основное и дополнительное образование (внеурочная деятельность) в школах ХХI века теперь не существуют друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование современного ребенка ХХI века является комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием .

Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

В основном все занятия внеурочной деятельности проходят во второй половине дня.

Из огромного количества инновационных форм лучше выбрать лишь немногие, т.к. я считаю, что не имеет принципиального значения число используемых форм, а имеет значение использование таких форм, которые включают обучающихся в процесс добывания знаний и развития мышления, которые раскрывают способности детей, помогают приобретать уверенность в себе.

Обсудив вопросы внеурочной деятельности в современной школе, давайте перейдем от простого к сложному, а именно к учебным программам, по которым обучаются наши дети. Все программы можно условно разделить на две группы. Первая – традиционные программы, вторая – так называемые программы развивающего обучения.

Существенной особенностью всех программ стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников – усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных Федеральных государственных образовательных стандартов, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» . Таким образом, нет «плохих» и «хороших» программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, то есть обязательный минимум. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. Практически во всех программах сегодня реализованы идеи развивающего обучения.

Когда родители детей ХХI века учились в школе, тогда были другие программы и требования. Новые программы учат самостоятельному выбору решения, гибкости мышления, а не решения по образцу, как привыкли родители. Поэтому от родителей не требуется сидеть по нескольку часов, помогая ребенку с выполнением домашнего задания. Если у ребенка не получается самостоятельно выполнить домашнее задание, то учитель должен проанализировать, почему это случилось и помочь ребенку.

Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе, от деятельности которого во многом зависят результаты обучения и воспитания. Ведь учитель — главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами.

Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом. Педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелегкий труд. Школа XXI века – школа, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях .

Если у меня спросят: «Какой я хочу видеть учеников и школу XXI века?». Я отвечу так:

«Школа, где ребенок чувствует себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру, которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь. Вместе с тем школа XXI века должна не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, а создавать условия для их проявления и развития. Гибкое сочетание форм индивидуальной, групповой и коллективной работы позволит развивать и совершенствовать учебный процесс.»

Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить.

Проблемы современных детей

Раньше ребенку для счастья достаточно было мяча, санок, коньков и велосипеда. Сегодня вместо детских уличных забав повсеместно властвуют планшеты и приставки Xbox. Как и в былые времена, взрослым трудно осознать истинные проблемы современных детей. Ясно одно – нужно вернуть любимое чадо из виртуальной иллюзии в реальное существование. Но стоит ли игра свеч, если сама реальность претерпела безвозвратные изменения?

Дети 21 века быстрее взрослых приспосабливаются к прогрессу: легко осваивают компьютерную технику и чувствуют себя во всемирной паутине как рыба в воде. При этом они не читают книг и испытывают проблемы в живом общении. Но сегодняшние дети не хуже своих сверстников из прошлого. Они просто иные. Возможно, их особенности завтра станут нормой в развитии личности.

Пытаемся разобраться, как найти контакт с подрастающим поколением, чтобы совместными усилиями преодолеть возникающие трудности.

Истоки детских проблем

Мир без прошлого

Современные родители – родом из СССР. Начавшиеся после распада Союза перемены привели к полной смене социальных и нравственных приоритетов. Уверенность в завтрашнем дне, которой так гордились в стране победившего социализма, сменилась полной неуверенностью.

Отработанная схема, когда поступление в институт гарантировало получение стабильной работы, разрушилась. Сегодня миром правит предприимчивость, деловая хватка, личные амбиции. Дети, родившиеся на заре XXI века, не могут следовать традициям прошлого.

В современном обществе с раннего возраста нужно быть готовым к борьбе за выживание. Погоня за успехом начинается слишком рано. Первоклассники, а иногда и дошкольники, зациклены на достижении лучших результатов. Родители и учителя постоянно сравнивают их с лидерами, но не все способны преодолеть завышенную планку. В итоге – эмоциональные срывы, конфликты в семье, депрессии и апатия.

Насыщенность информации

Проблемы современных детей связаны с тем, что с рождения на них обрушивается лавина информации. Развивающие электронные игрушки, телевизоры, планшеты, компьютеры заменяют ласковые мамины колыбельные и бабушкины сказки. В отличие от человеческой теплоты и добра, электронные носители бездушны. Они не способны оградить ребенка от зла, насилия и жестокости нашего мира.

Исчерпывающие ответы предоставляются по клику компьютерной мышки, поэтому ребенку уже не требуются личные исследования и эксперименты. Его мозг работает только как приемник всевозможных новостей, рекламы, видео и прочего контента. При этом воспитатели замечают, что дети разучились выдумывать игры, фантазировать, сочинять.

От переизбытка информации ребенок не в состоянии концентрироваться, становится рассредоточенным и гиперактивным. Обилие сцен насилия в компьютерных играх, где успех зависит от количества убитых персонажей, делает его равнодушным к извечным проблемам жизни и смерти.

Компьютер вместо двора

Дворовая территория была важнейшей средой общения и социальной адаптации малыша. В современных условиях дети, приходя из школы, не бегут играть во двор. Большинство из них приникает к волшебному экрану компьютера, самозабвенно погружаясь в виртуальные приключения. В реальном мире подростки становятся беспомощными и неспособными конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Проблема свободного доступа в интернет заключается в неумении детей и подростков фильтровать информацию. Их привлекает только то, что кажется интересным, запретным или необычным.

Сомнительные видеоматериалы, включая порнографические, форумы со «взрослыми» беседами, пропаганда наркотиков и оружия, сайты с суицидальными темами явно не предназначены для неустойчивой детской психики. Но как оградить поколение NEXT от материалов категории 18+?

Наложить абсолютное вето на интернет – мера крайне непопулярная. Оптимальным выходом из ситуации будет установка специальных фильтров, которые блокируют сомнительные сайты.

Гиперопека

На социальную изоляцию детей повлияла и чрезмерная забота родителей. В современном мире участились случаи киднепинга, терроризма, поэтому мы боимся отпускать любимое чадо на улицу одного. Многие школы выдают детей после занятий только в руки сопровождающим. Самостоятельными современные тинэйджеры становятся довольно поздно, как правило, после 12 лет. Но привычка во всем полагаться на маму или бабушку сохраняется гораздо дольше.

Проблемы дошкольников и младших школьников

Специалисты отмечают в поведении дошколят некоторые особенности, которые совместными усилиями врачей, родителей и воспитателей еще поддаются коррекции. Среди них:

Ухудшение мелкой моторики и концентрации: неумение завязывать шнурки, аккуратно укладывать вещи, собирать самостоятельно портфель

Чтобы выработать навыки самообслуживания, занимайтесь с ребенком аппликацией, завязыванием узелков, плетением макраме и другими видами рукоделия.

Задержка развития, дефекты речи

При поступлении в школу дети все чаще имеют недостаточный словарный запас, не выговаривают сложные звуки, плохо воспринимают речь на слух. В результате письмо и чтение даются им с трудом. Учителя порекомендуют в таких случаях занятия с логопедом. Но если бы молодые родители не забывали читать вслух, проговаривать скороговорки, считалки, логопедических проблем удалось бы избежать.

Недостаток концентрации и внимания

Такие непоседы не высиживают до окончания урока, быстро отвлекаются, не доведя дело до конца. Они могут не слышать учительские замечания, не сразу реагируют на родительские наставления. Творческие способности остаются нереализованными из-за банальной неусидчивости.

Отсутствие любознательности

Современные дети как будто рождаются всезнайками. «Сто тысяч почему» – это не про них. Учителя жалуются, что им трудно заинтересовать школьников. Научные истины и исторические факты явно проигрывают в конкуренции со зрелищными компьютерными играми.

Продвинутые педагоги прибегают к мультимедийным аргументам, задействуя на уроках презентации и другие видеоформаты. Однако эксперты советуют не сбрасывать со счетов методики старой школы, в которой первостепенное значение имела энергетика преподавателя. Постарайтесь найти ребенку учителя или репетитора по призванию, который произведет на ребенка впечатление и увлечет его изучаемым предметом.

Проблемы детей старшего школьного возраста

Неумение дружить

Постоянное сопровождение взрослых не дает детям завести друзей по интересам на этапе взросления. А легкое общение в соцсетях снижает ценность понятия «дружба». Сочувствие, взаимовыручка для современной молодежи – лишь книжные термины, про которые они пишут сочинения.

Лучший способ отвлечь ребенка от виртуала – заинтересовать его командным спортом или иным увлечением, в которых присутствует элемент соперничества. Азарт и желание побеждать в состязаниях подарят подростку накал страстей и выброс адреналина, сравнимый с виртуальными боями.

Непризнание авторитетов

Еще недавно дети относились ко взрослым как к безусловному примеру для подражания. В современном мире приоритеты изменились. Довольно часто можно наблюдать, как мама просит помочь малыша разобраться с новой техникой, и тот без труда справляется со сложным механизмом.

Негативизм к родительским советам всегда был свойственен взрослеющему поколению, но в наши дни он достиг апогея. Кто же правит бал в умах подростков? Все тот же вездесущий интернет. Примером для подражания стали известные личности, блогеры, адепты и гуру всех мастей.

Постарайтесь интересоваться, чем «дышит» ваш ребенок, какие сайты посещает, чем увлекается и чьим мнением дорожит. Главное – сохранить доверительные отношения. Тогда при необходимости удастся своевременно скорректировать появляющиеся проблемы.

Зависимость от гаджетов

Культовый предмет № 1 для современного подростка – навороченный мобильник. С ним он просыпается и засыпает, посредством него общается со знакомыми, слушает музыку и делает тысячу полезных дел.

Если еще лет 20 назад человека встречали по одежке, то в современном мире школьники судят друг о друге по марке мобильного телефона, компьютера, айпада и прочих гаджетов. Попробуйте спросить ребенка: «У кого в классе самый крутой мобильник?» Моментально получите развернутый ответ с указанием марки, фирмы производителя и цены, с замечанием, что и ему давно пора обновить свою устаревшую модель.

Родители и учителя пытаются вести активную борьбу с электронным врагом обучения. Дабы дети не играли на уроках и не списывали решение задачек из интернета, в некоторых школах введен запрет на пользование мобильными телефонами. Изъятие у детей гаджетов при входе в учебное заведение одобряют далеко не все, но более разумного способа борьбы пока не придумано.

Как бороться с компьютерной зависимостью

Задумайтесь, зачем ребенку уходить от реальности? Затем, чтобы переключиться от скучной и неприятной обыденности в мир положительных эмоций. Компьютерная игра позволяет почувствовать себя вместо нерадивого ученика супергероем, спасающим планету.

Там просто стать сильным и смелым, ведь в запасе еще много «жизней». Легко исправить ошибку, просто вернувшись на предыдущий уровень. Так создается великая иллюзия, что можно стать лучшим, если обыграть всех.

Эти моменты очень притягательны для современных детей, в особенности, мальчиков. Так они могут моментально забыть о собственных проблемах: полученной двойке, о постоянном материнском недовольстве, об отсутствии настоящих друзей и непопулярности у девчонок. Просто нажав на «play». Признайтесь откровенно, если бы в детстве была такая возможность, разве вы не спешили бы прильнуть к монитору?

Какой веский аргумент привести родителям, чтобы преодолеть детскую зависимость от компьютера и прочих девайсов? Прежде всего, осознать, что никакие волшебные слова тут не помогут. Постарайтесь наполнить обыденную жизнь подростков яркими эмоциями. В каждом из них дремлет скрытый талант, попытайтесь найти его и помочь реализоваться.

Если вместо компьютера, ребенок будет спешить в спортзал, музыкальную школу, на занятия танцами или плаванием, то многие проблемы в его жизни потеряют актуальность.

FotoJoin

Фотоджоин — фото новости, интересные факты и интересные истории

Почему школьники XXI века — это другие люди, и как они забудут любовь, насилие и Facebook (7 фото)

Сегодня на повестке дня — цифровое поколение, люди, которые родились в период с 2000 года (в некоторых версиях — с 1996-го) по 2014-й. Эти детки скоро сместят нас с главенствующей позиции в мире, а все общество будет целиком и полностью подчиняться их правилам. Правилам людей, которые родились после трагедии 11 сентября, изобретения айпода, премьеры «Матрицы», а некоторые — и вовсе после запуска Facebook. И вот настало время, когда наше поколение хочет знать… Для кого мы жили и боролись? В чьи руки попадет воздвигнутое нами здание?

AdMe.ru собрал уже известные сведения и исследования о детях (сейчас пафосно прозвучит) нового мира. Представляем вам 8 главных отличий цифрового поколения. Чтобы было короче, будем называть их уже слегка всем поднадоевшим термином «поколение Z», или просто зетами.

Дисклеймер: если ваше чадо, его друзья, ваши маленькие соседи, племянники или просто знакомые детки не соответствуют данным параметрам, вспомните, что есть такие вещи, как исключения, частный случай, условность и социальная среда, которая также влияет на воспитание. Мы же сейчас поговорим о некоем унифицированном поколении.

1. У них уже сформировано мнение касательно этого мира

Как это ни парадоксально, но некоторые современные дети в своих блогах освещают проблему «Путин — Трамп» гораздо ярче, чем все мировые СМИ. И выглядит это далеко не всегда наивно и по-детски. Разумеется, это все заслуга интернета. Благодаря ему они в курсе событий, они социально активны, участвуют в политических митингах, пишут серьезные статьи и вообще всячески высказываются. Надо признать, что большинство их родителей в том же возрасте максимум ходили в панковых футболках с антисистемными надписями.

Думается, наилучшим образом все опишет следующая фраза:

«Я сегодня пролистала профили 150 выбранных мною наугад жителей нашего района в возрасте 30–35 лет. 98 % их контента — перепосты рецептов, цитат и открыток. Выбрала профили 150 подростков — не менее половины в соцсетях что-то пишут. То есть высказываются.

Потребность высказаться — одна из главных черт сформировавшейся личности. Умение высказаться — черта хорошего развития этой личности».

Анастасия Миронова, журналист

2. У них другой характер

Тут кратко. Просто перечислим основные черты характера, которые приписывают зетам исследования последних лет. И неважно, депровый ли флегматик, лютый ли экстраверт, — представитель поколения все равно в какой-то мере будет обладать следующими чертами. Итак, они:

ленивы, но быстро решают поставленные задачи;

лояльны, склонны к эмпатии;

ответственны и решительны;

консервативны (вероятно, из-за боязни быть осужденными в интернете), но в то же время — парадокс! — ну очень склонны к риску (просто посмотрите на количество стартапов).

3. Их девиз: «YouTube круче училок»

© Bad Teacher / Columbia Pictures

В современных школах наблюдается нездоровая тенденция: многие дети не воспринимают учителей всерьез, чувствуя свое превосходство во многих навыках, например, в ориентации в современном пространстве и скорости переработки информации из разных источников. Самое парадоксальное в том, что иногда это действительно так. Особенно если детям попался излишне консервативный учительский экземпляр.

Но проблему такого неуважения затмевает значительный плюс: большинство нынешних подростков уже в средних классах понимают, во-первых, к какой сфере они тяготеют, во-вторых, что для достижения своих целей общепринятое образование не всегда-то и необходимо.

Зачастую современный ребенок скорее учится в соцсетях, нежели в школе: количество лайков, отзывов и знакомств с нужными людьми говорит сегодня гораздо больше, чем пятерка за сочинение в дневнике.

К тому же сейчас просто модно быть интеллектуально нескучным и уметь поддержать разговор как в русле политической программы Эмманюэля Макрона, так и в обсуждении его любимой жены.

4. Тут банальный, но непонятный взрослым пункт

А звучит он так: онлайн теперь — ведущее измерение реальности, но мы до сих пор не можем этого осознать. Потому что мы, те, кто родился значительно раньше 2000 года, любим кичиться, что прожили нормальное офлайн-детство: бегали с друзьями во дворе, верили в Деда Мороза, носили телефоны на веревочке на груди, пейджеры на цепочке, считали количество знаков в СМС или вовсе пользовались лишь почтой.

Современные дети родились с аккаунтом в Facebook, и мы никак не хотим признать этот факт, виня новое поколение в том, что оно чересчур зависимо от гаджетов. Но если вдуматься, то ругать сегодня молодежь за повсеместное залипание в экране — это просто наша неспособность адаптироваться к новым технологиям. Это то же самое, как если бы старшее поколение ругало нас за автомобиль, когда есть лошади, или за телефон, когда есть телеграф.

5. Новый признак успеха — страничка в «Википедии»

В продолжение следующего пункта: новые технологии не только переместили половину действий зетов в интернет, но и резко переменили форму их суждения. Речь идет о соцсетях и двух аспектах мышления, связанных с ними:

Во-первых, многие дети уже в первом классе заводят собственные аккаунты в нескольких соцсетях и сразу понимают, в чем их фишка: есть просмотры — есть резонанс, есть лайки-шеры — есть успех, есть успех — есть признание. Признание — вот смысл жизни. А страничка в «Википедии» — наивысшая ее точка для цифровых людей.

Во-вторых, их мышление устроено так, что они ждут лайка за любое свое действие. И речь уже не об Instagram. Лайки выходят за пределы своей платформы. Это говорит о том, что нынешние дети требуют постоянной отдачи в виде похвалы и реакций на любое свое действие.

6. Они все разные и не догадываются, что на самом деле одинаковые

© Yudzhin Mladshiy / youtube

Сегодня нет ярко выраженных субкультур, товарного дефицита, родительской деспотии как массового явления (родители ведь сами миллениалы), зато существуют такие вещи, как тренды, хайп и страх прожить стандартизированную блеклую жизнь. Как вы думаете, что выходит на первый план в таком обществе? Разумеется, индивидуальность.

Нынче каждый ребенок стремится быть уникальным. Но такое желание выделиться приводит к обратному эффекту: все становятся похожими друг на друга. Антифешен-одежда, концептуальные фото, ультрамариновые ремешки Apple Watch, нарисованные брови, летсплеи, Marvel, клауд-рэп, «Майнкрафт» и блоги, очень много блогов — вот и рецепт стандартного уникального представителя поколения Z.

7. «Майнкрафт» — это выражение их времени

© I Love It / Warner Bros Records

«Майнкрафт» — это самая популярная на сегодня компьютерная игра, названием которой в будущем, вероятно, будут описывать наше время. Разумеется, большинство ее оккупантов — именно школьники. Сейчас вы поймете почему.

В игре нет правил, нет инструкции, нет обучения, есть лишь одно: постоянный эксперимент. Даже ужасная графика совершенно не пугает детей XXI века (а они, поверьте, не понаслышке знают о хорошей графике), так как она отходит на второй план. На первом остается лишь одно — воображение, ведь в этом виртуальном пространстве можно все: строить, рушить, исследовать, взаимодействовать, сражаться — абсолютная свобода, собственный независимый мир и возможность для самовыражения. В целом в этих трех словосочетаниях и заключены три главные ценности поколения.

8. Они начинают работать раньше и по-другому

Недавно аналитическая компания Sparks & Honey привела неожиданную статистику: 60 % зетов к 20 годам сменили 3 работы, но при этом 95 % из них живут с родителями.

О чем говорит эта статистика? Вчерашние технологичные подростки начинают работать рано, что становится следствием раннего самоопределения в школе. Теперь немного об особенностях работы зета обыкновенного:

Он быстро анализирует большие объемы информации, благодаря чему может выдавать новые оригинальные решения.

Легко справляется с несколькими задачами одновременно.

Всегда в курсе тенденций.

Вследствие своей юности и сильной привязанности к родителям он не готов к проблемам взрослого человека. Поэтому есть особый нюанс в совместной с ним работе: задачи ему нужно ставить максимально конкретно.

Бонусный пункт: скорее всего, он отдаст предпочтение самым популярным профессиям будущего — всему, что связано с наукой и технологиями либо искусством.

А теперь что конкретно изменится в будущем

Во-первых, ожидается нехилое перераспределение медиа: телевидение потихонечку переместится в YouTube, который вместе с Instagram займет главенствующую позицию среди соцсетей. А вот Facebook ожидает падение, учитывая, что мультимедийные функции практически полностью отойдут ранее упомянутым соцсетям, новости — в Twitter, а сообщения — мессенджерам.

Покупки в магазинах в основном перейдут в онлайн.

Все, что связано с бумагой, канет в Лету, уступив документооборот и книгопечатание электронным девайсам.

Благодаря навигаторам у нового поколения атрофируются топографические умения.

Но при этом за счет увеличения объема переработанной информации за единицу времени уровень интеллекта будет весьма и весьма высоким.

Снизится антисоциальное поведение.

Молодые люди будут гораздо менее заинтересованы в близких отношениях. Вероятно, потому, что одиночество станет явлением никем не порицаемым, так же как и ЛГБТ-принадлежность.

Разумеется, виртуальная реальность, соцсети, позднее вхождение в сексуальную жизнь, доминирование рационализма и размытие гендерных ролей в обществе дадут о себе знать: у зетов будет значительно меньше друзей, чем у их родителей.

Не будет устойчивых предпочтений, лояльности к одним и тем же брендам, обязательных списков в музыке или кино. Будут только временные тренды — то, что модно сегодня, завтра сменится другой модой.

Настанет эра абсолютного меркантилизма как следствие постоянно меняющихся ценностей и комплекса гиперполноценности. Детей трудно будет заставить что-то делать за просто так.

В обществе будет витать тотальный страх сказать / сделать / написать что-нибудь не так, чтобы не оскорбить чувства тех или иных сообществ.

Итог: они не хуже и не лучше нас

Они просто другие. Другие — вследствие тенденций своего времени, а не потому что «молодежь совсем обленилась». Так что не стоит их массово порицать и смотреть на их вечный телефон в руках вот с таким выражением:

Вы согласны? По традиции открываем спор в комментариях.

Эссе «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века?»

Ольга Ануфриева
Эссе «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века?»

Многим отличаются друг от друга два века – нынешний и минувший, XX и XXI век.Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией. Мир выходит на другой уровень, создается невероятное количество нового, а многое из старого теряется в годах. Но есть и такое,что не меняется: бережное и трепетное отношение к детям; как к собственным, так и к целым поколениям детей. Маленький член семьи сразу же становится самым главным для своих родителей, бабушек и дедушек. Дети – будущее, это всем известно. От того, как эти дети будут воспитаны и сколько усилий будет в них вложено, зависит и качество жизни через несколько лет, и технологический прогресс, и состояние экологии, и уровень медицины. Разве есть люди, безразличные к будущему своего города, государства, планеты? В интересах каждого воспитать достойного Человека, вырастить настоящего гражданина, наделить его важными ценностями. Так думали наши прадеды, так думаем теперь и мы.

Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Так отчего же дети, в которых вкладывается, казалось бы, одинаковое количество любви и заботы, так отличаются от своих ровесников, живших век, полвека или даже двадцать лет назад?

Для начала рассмотрим причины таких различий. Несомненно, важнейшую в них роль играют изменившиеся условия жизни. Нынешние дети растут в совершенно другом, в сотни раз более насыщенном информационном поле. Современный мир предоставляет с избытком информацию, которую детям остается только поглощать, не прилагая к этому определенных усилий. Ведь, согласитесь, чтобы поднять данные по какой-либо теме, легче открыть страницу в интернете, чем перерыть двухтомный справочник, зайти в библиотеку или же посетить музей. Так какие же они, современные дети?

Первая отличительная черта, характерная для современных детей, которую мне хотелось бы отметить, это необходимость непрерывного контроля. В прошлом веке родители, бабушки и дедушки, могли оставить ребенка в квартире, напомнив ему лишь о том, что дверь никому открывать нельзя и со спичками баловаться не следует. Они уходили на полдня в полной уверенности, что квартира останется в целости и сохранности вплоть до их возвращения. Теперь же, с появлением многочисленных гаджетов, дорогой техники, дорогой мебели, родителям присущи неуверенность и боязнь как за жизнь и здоровье ребенка, так и за сохранность дорогого кожаного дивана, нового паркета и плазменного телевизора. Действительно, в наше время дети уже в раннем возрасте необычайно шустры, действуют мгновенно. Это позволяет им нести разрушение с огромной скоростью.

Раньше родители, оставив ребенка в комнате с немудреной игрушкой наедине, могли спокойно поужинать, поговорить. Сейчас же нужно быть в постоянном непосредственном контакте с ребенком. Иначе неизбежны в лучшем случае – поломка домашнего имущества, а в худшем – травмы и другие неприятные последствия. Соответственно, во избежание проблем, родители приглашают нянь и гувернанток либо же отдают детей в специальные учреждения, что и в первом, и во втором случае влечет за собой некие последствия, зачастую негативные.

Достаточно сравнить игры, в которые играют дети разных эпох. Раньше – мягкие игрушки, кубики, конструкторы, железные дороги, мозаика, юла, пластилин, куклы. Теперь – компьютерные игры, мультфильмы из интернета или телевизора, мобильные телефоны, игровые приставки. И прогресс регулярно оснащает детей все новыми и новыми «игрушками».

Вторым пунктом в списке характерных черт нынешнего поколения детей, я бы поставила постоянную жажду внимания. Можно было бы отнести это к воспитанности, вежливости и пунктуальности, но, поскольку тенденция растет, это является скорее «болезнью» целой эпохи, а не отдельно взятых семей.

Раньше ребенок на прогулке был предоставлен самому себе, мог часами развлекать себя в песочнице или возле большой лужи, например, пускать кораблики и шлепать в сапогах по воде. Родители в это время имели возможность почитать газету или проводили время за разговорами. Теперь редко встретишь такую картину. Современный ребенок настойчиво дергает за рукав маму, остановившуюся поговорить с приятельницей, вертится, капризничает, встревает во взрослый разговор и всеми силами старается обратить на себя внимание до тех пор, пока не получит его. Дети прошлых поколений спокойно ждали завершения разговора. Если же не обратить внимания на эти выходки современных детей, дело может обернуться серьезной обидой.

Когда нынешние дети хотят поделиться своим мнением, они активно обращают на себя внимание, выкрикивают, плачут, делают все, чтобы их заметили и дали высказаться. Если это не удается, они обижаются. Нередко дети пытаются демонстрировать окружающим свою «уникальность», «непохожесть», «исключительность».

Еще одним подходящим определением для современных детей я считаю слово «всезнающие». У них кардинально возросшая потребность в информации, но и отлично развитая способность к ее восприятию и обработке. Но у детей выбор объекта исследования, конечно, ограничивается наиболее интересной им информацией. То есть о пиратах и, например, лошадях они добывают исчерпывающее количество данных, а в школьной программе по литературе или природоведению пробелы так и остаются незаполненными. Или, если говорить о дошкольниках, не учатся буквы, цифры, названия английских животных.

Телевидение и интернет мгновенно предоставляют любые сведения в неограниченном количестве. Открытый доступ позволяет получить любые знания, нужно лишь нажать на пару кнопок. Все-таки остается признать тот факт, что всемирная сеть играет в воспитании современного ребенка огромную роль.Но в этом пресловутом открытом доступе к интернету кроются и опасности: доступность информации, угрожающей нормальному психологическому и эмоциональному развитию ребенка (к этому относятся жестокие ролики, сайты для взрослых, выскакивающая неуместная реклама, нелегальные сборы средств и т. д.); формирование интернет-зависимости (болезнь нынешней молодежи, не способной выпустить гаджет из рук ни на секунду); и самая главная проблема, относящаяся скорее к детяммладшего школьного возраста: из-за возможности скачивания готовых домашних и контрольных работ, эссе, сочинений, рефератов, складывается поверхностное отношение к учебе, неумение формулировать мысли в связанный текст, неспособность формировать мнение о прочитанном. И эти пункты оборачиваются настоящей трагедией с огромным количеством неприятных последствий.

Далее мне хотелось бы осветить некоторые проблемы, возникающие у детей и их родителей и проявляющиеся ввиду вышеуказанных особенностей современной эпохи.

Многие дети испытывают дефицит внимания, недостаток общения или же, наоборот, становятся жертвами гиперопеки. В каждой семье по-своему решают проблемы современного общества: кто-то, чтобы справиться с материальными трудностями, рано выходит из декрета и отдает ребенка в ясли; другие, восставшие против детских садов, лишают ребенка социализации и нанимают специалистов. Так или иначе, родители все меньше общаются со своими детьми. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, родители испытывают страх ”не справиться” (обеднеть, потерять работу, заболеть, они становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. На сцену выходит новый социальный страх — неуспешность детей. Родители стараются записать свое чадо в многочисленные дошкольные учебные заведения, чтобы именно их ребенок быстрее других научился считать, писать, читать, а также танцевать, играть на скрипке и кататься верхом.

Второй критической точкой я считаю проблему социализации. В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками. Кроме того,обостряются проблемы восприятия детей с какими-либо особенностями: будь то одаренность или, например, ОВЗ.

Затем хотелось бы повторить, что неограниченный доступ к информации, о котором говорилось ранее, может негативно влиять на развитие детской психики и самосознания.

Перепоручая занятия с ребенком специалистам, родители превращаются в пассивных соучастников социального становления и развития малыша.

Какие же могут быть методы решения описанных проблем? У родителей и детей должен быть совместный досуг, в котором дети должны быть равноправными участниками и помощниками. Дети вместе, непременно вместе с взрослыми должны расширять свой кругозор и переживать моменты вдохновения. Поэтому, когда родители требуют от ребенка выключить компьютер или телевизор, оставить в покое телефон и прекратить обмениваться сообщениями, для начала им следует задуматься над тем, что предложить им взамен.

Если же говорить о педагогах: воспитателях и учителях — они тоже могут помочь решить проблему с социализацией и жаждой ребенка обратить на себя внимание. Например, путем введения интерактивных игр. Массу подобных игр и тренингов описали в своих трудах такие педагоги, как К. Фопель и Н. Козловский. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После проведения игры можно предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз важно подчеркивать ценность, выводов, сделанных самими детьми.

Чем больше дети будут играть, тем чаще они будут хотеть самим провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас,например: “Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры”.

Также умение сотрудничать, дружить, вежливо и грамотно отстаивать свою точку зрения воспитывают такие формы, как, например, деление по парам и обмен полученной информацией или же смена ролей, когда ребенок выступает в роли учителя.

В заключение могу сказать, что если сравнивать современного дошкольника с детьми шестидесятых годов прошлого столетия, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании современного ребенка применять подходы и методы, бывшие актуальными 20, 30, 40 и 50 лет назад. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Залогом успеха родителей будет индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку.

Проект образовательной деятельности «Что изменилось весной» Тема недели: «Что изменилось весной» (природа, одежда людей) Цель: Расширять представление о весне. Формировать понимание обобщающего понятия.

Эссе «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века» Современные дети по сравнению с детьми ХХ века живут совершенно в другом, изменённом мире. Родителям кажется, что они совсем другие – им.

Эссе на тему: «Я и моя профессия» «… Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей,.

Эссе «Я и моя профессия» Эссе на тему «Я и моя профессия» Говоря о профессии воспитателя и педагога, можно очень много говорить о романтической стороне этой профессии,.

Эссе на тему: «Я — воспитатель» «Быть учителем – непросто, Воспитателем – вдвойне. Если нужен ты другому, Значит, счастлив ты вполне». Искусство быть педагогом в детском.

Эссе на тему «Моё призвание» Быть воспитателем – это значит, каждый день общаться с детьми, находить в этом радость и желание помочь познать окружающий мир и научить.

Эссе «Моя педагогическая философия» Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть! Любить детей, любить ученье, Свою профессию любить! Каким быть должен воспитатель?.

Эссе на тему «Моя профессия и я в ней» «Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,.

Эссе «Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования: проблемы, пути их решения» Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу. Л. Н. Толстой Я, Кривец.

Чему учить школьников XXI века?

Автор программы Александр Генис

Александр Генис: Когда этой осенью начался учебный год, мне пришло в голову, что факт этот и ко мне имеет отношение. Не только для 20 столетия, но и для меня нынешний учебный год будут последним. Зимой мой сын закончит университет, и это значит, что я распрощаюсь с системой образования США. За два десятилетия мне пришлось в качестве отца познакомиться со всеми ее ступенями и разновидностями. От тихого детского сада, на 4 места, до переполненной общественной школы в латиноамериканском районе. От элитарной манхэттенской школы Стайвисент до огромного и вполне демократического Нью-йоркского университета. Из этого опыта я вынес столь противоречивые впечатления, что мне трудно их обобщить. Скажу только, что сложнее всего мне было примириться с американским высшим образованием. Вероятно, потому, что оно нам с женой обходилось по 1000 долларов в месяц. За эти деньги сына выучили многому, разному, но, по-моему, не тому. Его образование напоминает каталог модного магазина. Нечто яркое, увлекательное, обрывочное. Изучая историю и французский, он прослушал такие причудливые курсы, как “Приемы бельгийской пропаганды в первую мировую войну”, “Французские нравы в отражении газетной карикатуры эпохи Великой революции”, “Русские в скандинавских сагах”. Для этого он специально ездил в Копенгаген. “Африканская литература на французском языке”. Единственной, на мой взгляд, внятной дисциплиной была физкультура, но она считалась внефакультативным предметом. В результате, вместе с дипломом, сын получит набор разрозненных знаний по очень узким вопросам, абсолютно не связанным ни с какой практической областью. Когда я, все-таки не выдерживая, начинаю ворчать по поводу выброшенных денег, сын мне доходчиво объясняет, что университет дает не профессию, а образование. Это не компендиум необходимых знаний, а пропилеи академии, введение в большой мир, демонстрация разнообразия и сложности окружающей действительности, в которой ему предстоит разобраться самому. Звучит красиво, но я, все-таки, предпочел бы, чтобы университет готовил специалистов. Непонятно только, в какой области. В этом корень проблемы. Чтобы обрисовать ситуацию наглядней, приведу пример из недавнего прошлого. Сегодня все вузы мира преподают компьютерную технику. Однако ни один из тех гениев, что совершили компьютерную революцию, не обладал специальным образованием в этой области – просто потому, что такового не существовало. Из этого следует, что мы даже не догадываемся, какие знания потребуются будущим творцам прогресса. Может, их надо учить не каболу, а джазу и черной магии. В 21 веке три четверти нынешних школьников будут заниматься профессиями, несуществующими сегодня. Чему же их учить? Даже в нашем веке с этим не просто разобраться. Мой отец, скажем, закончил радиофакультет Киевского Политехнического института, где не изучали той электронной техники, которой он посвятил свою жизнь. Я учился преподавать русскую литературу в латышских школах на том факультете Латвийского университета, который сейчас, говорят, хотят закрыть за ненадобностью. Чему учится мой сын в Нью-йоркском университете, как я уже говорил, понять нельзя. Но это не важно, потому, что ему, как и всем остальным американцам 21 века, все равно предстоит в своей жизни 7 раз переучиваться. Так считают социологи. Если экстраполировать эту ситуацию в будущее, то моему внуку предстоит решать принципиально неразрешимые задачи: он должен будет изучать еще несуществующие науки. Все это значит одно: школа должна учить учиться. То есть, выращивать умных людей. Каким образом? Об этом мы и будем говорить в сегодняшней передаче.

В последнее десятилетие проблема образования становится главной в Америке. Специалисты говорят, что сейчас в стране растет первое в истории поколение, которое будет менее образованным, чем их родители. Так или иначе, все беды страны, от наркотиков и преступности до нехватки квалифицированной рабочей силы, начинаются за партой. То, что американские школьники отстают от своих сверстников во всех странах мира, уже не новость. Еще 10 лет назад, когда в очередной раз сравнивали знания старшеклассников из 16 стран, американцы уверенно заняли предпоследнее место. Первые места тогда достались ученикам Японии, Южной Кореи, Сингапура, то есть как раз тех стран, что составляют самую серьезную конкуренцию Америки в научно-техническом прогрессе. Однако прошедшие с тех пор годы убедили мир в том, что, несмотря на своих двоечников, Америка, по-прежнему, впереди планеты всей, включая конкурентов из Азии, которые, несмотря на своих отличников, переживают тяжелый кризис. В чем же тут дело? В том, что к результатам подобных школьных олимпиад надо относиться осторожно. Нобелевский лауреат Роальд Хофман по этому поводу писал, что “нельзя сравнивать школы разных стран, не учитывая других факторов: экономику, демографию, традиции, психологические установки, а, главное, специфику национальной образовательной системы”. Для того, чтобы понять, что сегодня происходит с образованием в США, надо рассматривать проблему в историческом контексте. Дело в том, что Америка, и не только она, вступила в финальный этап многовекового спора двух принципиально различных систем образования. Авторитарной и либеральной, демократической, прогрессивистской. Первая возникла еще на заре нового времени, в эпоху Возрождения. У ее истоков стоял великий педагог Ян Амос Коменский, который разработал концепцию школьного класса и обязательной программы. В свое время это была грандиозная идея, которая позволила стандартизировать образование, а значит, сделать его массовым, общедоступным. Только на этой основе и могла произойти промышленная революция 19 века. Однако эта классическая система образования, до сих пор принятая в Старом Свете, обладает серьезными недостатками. Сам характер школьной науки подразумевает существование некоего набора необходимых истин, знание которых подготавливает ребенка к взрослой жизни. Такой подход был разумным в век конвейеров. Соответственно, и школа осмыслялась как фабрика образования, выпускающая стандартную, унифицированную продукцию в виде своих учеников. Коперниковский переворот в философии образования произвел американский теоретик и практик школьного дела Джон Дьюи. На рубеже 20 века он выдвинул концепцию либерального, прогрессистского образования. Дьюи переносил акцент с изучения предмета на личность ребенка. Смысл учебного процесса заключается в том, чтобы дать личности ребенка максимальную возможность себя проявить. Учитель должен лишь направлять интересы ребенка, развивать их, не подавляя его индивидуальности. Дети приходят в школу разными, разными они должны и выйти из нее.

Весь 20 век шла борьба между двумя системами образования. Ведь каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, если в классической школе ученик становится пассивным объектом обучения, то в школе прогрессивной, так ее называл сам Джон Дьюи, всегда были проблемы с дисциплиной. Первая система, как будто, лучше подходит для изучения трудных предметов – математики, физики, иностранных языков. Зато вторая, способствует воспитанию творческого мышления и демократических навыков. Сейчас этот странный спор ведется с особым ожесточением. Принцип обучения, за который ратуют романтики-прогрессисты, довольно давно практикуется в некоторых университетах, предлагающих своим студентам, так называемые, “Курсы Микки-Мауса”. Приведу несколько конкретных примеров. Вот названия некоторых курсов: “Концепция телевизионного сериала”, “Почему все любят детективы?”, “Философия спорта”, “Социология общительности”, “Ритуал званых обедов, танцевальных вечеринок и дружеского застолья”. И, наконец, одиозный семинар под названием “Идеология Микки-Мауса”. Здесь следует напомнить, что в США студент в значительной степени сам формирует свое образование. Университет представляет в его распоряжение набор курсов и требует, чтобы он прослушал необходимое количество лекций, выполнил столько-то домашних заданий, провел ряд исследований. Университет, за исключением некоторых обязательных предметов, не диктует студенту выбор курсов. Тут студент все решает сам. Поэтому, говорят враги Микки-Мауса, – обладатель диплома, покидая университет, может все знать про мультипликационного мышонка и ничего про Толстого. Наличие альтернативных курсов предполагает их равноценное значение. А можно ли считать равноценными курсы “Основы рок-н-ролла” и “Историю оперы”? Решить эту, казалось бы, нехитрую проблему, можно лишь ответив на вопрос, вечно стоящий на повестке дня: что есть культура? Одни, например, автор знаменитой книги “Закрытие американского ума” Ален Блум, полагают, что принципы либерального, прогрессистского образования подтачивают основы западной цивилизации. “Освоение классических вершин, – говорил Блум, – требуют духовной дисциплины, серьезного труда. Нельзя заменять учебу развлечением”. Как бы ни было увлекательно изучать детективы, такое образование не заменит глубокого знания философии, истории, большой литературы. Оппоненты утверждают, что современный мир требует современного взгляда на культуру. Культура это не традиционный канон духовный ценностей, а разнообразие живой, сегодняшней реальности. Одно классическое образование уже не способно подготовить человека к жизни в нашем противоречивом и эклектичном времени. Образование должно привить отношение к культуре, как к живому процессу, а не как к академической догме, застывшей в веках. И тут, этот самый курс о “национальном грызуне Америки”, так Татьяна Толстая обозвала Микки-Мауса, может научить смелому, самостоятельному, парадоксальному а, значит, творческому отношению к реалиям культуры. Будь то высокая классика или газетные комиксы. В конце концов, перефразируя Базарова, культура – не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Школа служит в Америке уникальным инструментом интеграции. Она превращает разноязыкую, разноплеменную Америку в одну державу. Именно тут происходит сокровенное таинство – рождение нации. Школа призвана разыгрывать мистерию американской революции. Выполняя ее первую заповедь: равный старт для всех, без исключения. Поэтому равенство школа всегда приносит в жертву справедливости. Сложная система льгот и квот для обделенных судьбой и историей меньшинств должна компенсировать детям промашки отцов. Так американская школа, деля утопию со всей Америкой, тщится дать каждому поколению то, что обещал Старому Свету Новый. Шанс начать сначала. Как же сделать, чтобы образование достигло своей цели – дать нужные знания и навыки, причем всем, без исключения, членам общества? Об этом спорят участники дискуссии, с материалами которой слушателей знакомит Марина Ефимова.

Марина Ефимова: В книге “Чужие дети” известный педагог Лиса Делпит пишет, что прогрессивисткий метод принес особенный вред детям необразованных родителей, детям из простых и бедных семей, как белых, так и черных. Потому что если в интеллигентных семьях дети и без школы получают некий джентльменский набор знаний, то дети из простых семей этого лишены. “От учеников в общественных школах не требуют неукоснительного знания грамматики, – пишет Делпит, – к тому же, они не знают таблицу умножения, поскольку пользуются калькуляторами. В результате, они плохо читают и не умеют грамотно писать и считать в уме. Поэтому они не могут получить работу, скажем, секретарш или даже водителей автобусов, которым нужно получать деньги за билеты. В общественных школах детей поощряют выражать свое мнение. Но чего стоит мнение, которое не основано на знании и сформулировано безграмотно?”.

Тот же результат, что и исследования Делпит, показал статистический отчет социолога Джеймса Коллемана, который он вел в течение четверти века. В общественных школах особенно плохо учат детей из простых семей. “В 30-х годах, – вспоминает профессор Хидж, – блестящий оппонент Муссолини, социолог коммунистического толка Антонио Грамши, отвергая прогрессивистский метод обучения, пришедший в Италию из США, писал: “Социальная справедливость требует консервативного обучения потому, что для бедных детей школа – единственное место, где они могут получить тот интеллектуальный багаж, который есть у богатых””.

Каким же теперь должен быть этот багаж, если в 21 веке три четверти сегодняшних учеников приобретут специальности, которых еще не существует в природе? “Это проблема университетов, – говорит мой сосед учитель Ричард Кейтс. – А у меня в школе, по прежнему, сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы, Гражданская война Севера с Югом продолжается с 1861 по 1865 год, и диккенсовская “Рождественская сказка” начинается восхитительной фразой “Marly was dead to begin with”. Итак, последние отчеты показали, что принятый в общественных школах Америки метод обучения не сокращает разрыва между детьми из богатых и бедных семей. Тогда министерство образования попыталось ввести новый способ помощи – программу ранних тестов под условным названием “Страйверс” – борцы. Эти тесты должны были сдавать особо одаренные школьники из бедных семей. Для тех, кто покажет лучшие результаты, колледжи могли бы заранее изыскивать фонды с тем, чтобы окончив школу, эти дети могли бы продолжать обучение бесплатно. Но, под градом упреков программу “Страйверс” отменили. Почему? Потому, что, как считают критики программы, выделять детей, хорошо сдавших экзамены в школе, значит искусственно создавать аристократию. “Если мы будем использовать школу в качестве гигантского национального отдела кадров, мы неминуемо будем решать судьбы людей в слишком раннем возрасте, – пишет в “Нью-Йорк Таймс” специалист по школьному образованию Николас Лэммон. – Ведь успехи в школе вовсе не гарантия того, что став взрослым, человек будет хорошим работником. А, кроме того, бедность еще не повод для того, чтобы идти без очереди”. В этом рассуждении, несомненно, есть смысл, но, с другой стороны, если не по результатам экзаменов, тот как еще могут одаренные дети из бедных семей получить высшее образование? Ответ дает тот же Лэммон. “Неформально, без шума и официальных программ. Во всех общественных школах существует группа консультантов, помогающих отличникам из бедных семей отыскивать частные и государственные фонды, которые оплачивают частично или полностью их обучение в университетах”. Иногда за одного студента платит 5-6 фондов, и я лично могу это подтвердить на примере моей собственной дочери. “Но, в принципе, – пишет Лэммон, – если мы хотим помочь детям из бедных семей, мы должны позаботится о том, чтобы школа давала всем детям знания, достаточные для того, чтобы при наличии воли и способностей, они могли преуспеть в будущем”.

Александр Генис: Какая бы концепция образования ни победила в Америке, ясно одно: проблема обучения будет приоритетной в 21 веке. Учителям предстоит провести настоящую революцию в американском образовании. Ее контуры уже вырисовываются в ходе сегодняшних дискуссий. Главное тут – индивидуализация обучения. Необходимо избавиться от таких рецидивов фабричной системы, как понятие ученик 5-го класса. Каждый должен учиться по своей программе, в собственном темпе и ритме, в удобное для себя время. У каждого должно быть свое меню образования, подобранное под психологические, эмоциональные, физические способности личности. Место единого аттестата зрелости займет сложная карта-характеристика, которая поможет избежать ошибок в выборе профессии. Впрочем, ничего рокового, окончательного, в этом процессе все равно не будет. Так или иначе, всем без исключения, придется постоянно переучиваться, чтобы поспеть за ходом прогресса. Отсюда, между прочим, следует, что образование перестанет быть прерогативой молодых. Погоня за знаниями, став главным стимулом, всех усадит за парту. Впрочем, никаких парт в будущей школе не останется. Сомнительно, что и сама то школа уцелеет. Слишком тесны ее стены. Ученики бродячими школярами вагантами разойдутся по миру, чтобы, следуя старинному опыту, служить подмастерьями у мастеров, будь то музыкант, биолог, врач, банкир или краснодеревщик. Такой средневековый штрих будет далеко не единственным в школе 21 века. Дело в том, что отказываясь от конвейерной системы, педагогика возвращается к методам доиндустриальных эпох, вплоть до академии Платона и лицея Аристотеля. У них будущая школа позаимствует лучший способ обучения – индивидуальный. В нашем массовом обществе это непозволительная роскошь. Но в 21 веке она станет более доступной. У каждого школьника появится свой персональный учитель, обладающий неограниченным запасом знаний и поистине железным терпением. Речь, конечно, идет о компьютере. Уже сегодня компьютерное обучение с огромным эффектом применяется в американской индустрии и армии. Как доказали специалисты, большая часть нынешней школьной программы поддается автоматизации. Обучение основным навыкам чтения, письма и счета, да и вообще, базисным знаниям во всех предметах, можно доверить машине, которая научит детей намного быстрей, намного дешевле а, в ближайшем будущем, намного интересней. Этому поможет виртуальная реальность. Надев специальный костюм, шлем, перчатки, ученик сможет воспринимать информацию всеми чувствами – слухом, зрением, обонянием, осязанием. Понятно, что живым учителям будет непросто оторвать своих учеников от электронных педагогов. Однако на долю людей по-прежнему останется самое трудное – воспитание чувств, духовное просвещение. Взяв на себя рутинную, механическую часть обучения, компьютер освободит учителя 21 века для его древнего тонкого и мудрого труда – помогать каждому ученику вырасти так, чтобы остаться самим собой.

УЧЕНИК 21 ВЕКА – КАКОЙ ОН?

УЧЕНИК 21 ВЕКА – КАКОЙ ОН?

Якубова Резида Танзиловна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Тат. Каргалинская средняя общеобразовательная школа» села Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области

Всякое знание остаётся мёртвым, если
в учащихся не развивается инициатива
и самодеятельность: учащихся нужно
приучать не только к мышлению, но и к
хотению
.
Н. А. Умов

Воспитание не только должно развить
разум человека и дать ему известный
объём сведений, но должно зажечь в нём
жажду серьёзного труда, без которого
жизнь его не может быть ни достойной,
ни счастливой.

К. Д. Ушинский

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса — это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев. А ведь в этом состоит главное!

Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит своих питомцев, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, — а ведь именно это и нужно в жизни.

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:

· умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;

· обладает критическим и творческим мышлением;

· владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний;

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определёнными качествами личности:

· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;

· самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

· самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для примера. В масштабном проекте «Образование мирового класса» (World Class Education. Richmond, 1993), разработанному педагогической общественностью штата Вирджиния, В. Я. Пилиповский выделяет основные «жизненные роли», т. е. кем американские учащиеся должны стать в процессе обучения.

1. Реализовавшаяся личность. Человек, отличающийся хорошо развитым осознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание для выбора альтернатив. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающую основу для личной самореализации.

2. Личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми и развивающего многообразие плодотворных связей с ним. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей на уровне общины, деловых и международных точек соприкосновения, без чего трудно себе представить человека.

3. Жизнь как постоянное учение. Это — роль человека, постоянно приобретающего новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация и возможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, — порой много лет спустя после завершения формального образования.

4. Деятельный участник культурного развития. В этой роли человек умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная роль включает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессе культурного обогащения личности и общества.

5. Высококвалифицированный работник. Это человек, который берёт на себя ответственность за последовательное производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественного продукции и сервисных услуг.

6. Информированный гражданин. Это личность, хорошо осведомлённая в вопросах истории, политической ситуации и реальных нужд своей общины, с глубоким интересом реагирующая на локальные, национальные и международные проблемы. Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических и социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью в рамках локальных, национальных и международных сообществ.

7. Защитник окружающей среды. Выступая в этой роли, личность хорошо осознаёт взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные ресурсы. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения её ресурсов.

Постиндустриальному обществу нужны самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации на основе объективной самооценки.

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования — такого образования, в котором личность ученика, была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель — ученик.

В условиях личностно — ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Конечно же, это требует от учителя особого мастерства.

Говоря о необходимости последовательной реализации личностно — ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребёнка с его эмоциональной, духовной сферой. В знаменитом романе «Эмиль, или О воспитании» Жан Жак Руссо пишет о непосредственном интересе как единственном двигателе, который ведёт обучающегося далеко и верно. Обращаясь к педагогам с призывом «не угашать воображение ребёнка», он советует глубже изучать детские интересы, быть внимательным к душевному миру детей. Критикуя тех педагогов, которые из ложного желания разыгрывать роль мудрецов принижают своих учеников, Руссо выступает с пламенным призывом: «Вместо того, чтоб убивать подобным образом юное мужество, прилагайте всё старание, чтобы поднять юный дух; делайте их равными себе, чтоб они действительно сравнялись с вами; а если они не могут ещё подняться до вас, то снизойдите до них — без стыда, без сомнений. Помните, что честь ваша заключается не в вас, а в вашем воспитаннике; разделяйте его ошибки — с целью исправления их; принимайте на себя его стыд, чтобы загладить его».

Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Что для этого нужно,какие условия?

· Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретённых знаний на практике и чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

· Совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

· Широкое общение со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;

· Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;

· Постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей этими качествами. Но для этого, прежде всего, необходим постоянный поиск путей плодотворных решений педагогических проблем, ибо, по словам Д. И. Менделеева: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силён в науке, ею обладает и её любит».

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед.вузов и системы повыш.квалиф. пед.кадров /Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.

2. Труш А. В. Личностная модель выпускника второй ступени обучения /А. В. Гриншпун //Завуч. — № 1. — 2005. С.51.

УЧЕНИК 21 ВЕКА — КАКОЙ ОН?

ТЕЗИСЫ

Якубова Резида Танзиловна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Тат. Каргалинская средняя общеобразовательная школа» села Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области

Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определёнными качествами личности:

· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;

· самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

· самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Читайте также:  Новогодние поделки из шишек
Добавить комментарий