Поющие в терновнике»: история сильных и несчастных людей

Описание, анализ и краткое содержание “Поющих в терновнике”

Краткое содержание “Поющих в терновнике” должно быть хорошо знакомо любому поклоннику австралийской литературы. Это роман писательницы XX века Колин Маккалоу. Он был впервые издан в 1977 году. Вскоре произведение стало настоящим бестселлером. Существует даже исследование, согласно которому каждую минуту в мире продается два экземпляра этой книги.

Смысл названия

Краткое содержание “Поющих в терновнике” необходимо начать с пояснения смысла названия этого романа. В его основе лежит легенда.

Она повествует о том, что в мире существует птица, которая за всю свою жизнь поет только один раз. Зато этот единственный раз прекраснее песен всех других птиц вместе взятых. В какой-то момент своей жизни она улетает из гнезда в поисках куста терновника. Она его ищет, пока не успокоится.

В его колючих ветвях она и начинает петь свою песню, а в конце бросается грудью на самый опасный и острый шип. Она продолжает петь, умирая, страдая от невероятной муки. Эта единственная песнь ей удается ценой ее собственной жизни. В этот момент весь мир замирает, прислушиваясь к ней. В легенде утверждается, что даже Бог на небесах улыбается, услышав эту песню. Ведь она добыта ценою великого страдания. Так утверждает эта красивая легенда.

Краткое содержание романа

Краткое содержание “Поющих в терновнике” следует начать с того, что это история, которая началась в 1915 году. Весь роман охватывает последующие полвека жизни главных героев. Повествование посвящено судьбе семьи Клири. Ее члены за это время проходят путь от бедняков, родившихся в Новой Зеландии, до руководителей одного из богатейших и крупнейших поместий в Австралии, которое называется Дрохеда.

Каждая часть этого романа посвящена одному из героев романа “Поющие терновники”. Краткое содержание по главам поэтому легко составлять. В названии упоминается его имя и тот временной промежуток, который глава охватывает. Например, в первой части краткого содержания “Поющих в терновнике” рассказывается о Мэгги. События разворачиваются с 1915 по 1917 год.

В самом начале произведения описывается день рождения маленькой девочки по имени Мэгги. Ей исполняется всего четыре года. Она живет в небогатой многодетной семье. Их быт тяжел. Матери семейства приходится ежедневно трудиться, чтобы хватало денег на жилье и пропитание.

В это время дети постигают азы наук в католической школе под надзором строгих и даже суровых монахинь. Фрэнк, старший ребенок в семье, при первой же возможности демонстрирует свое недовольство сложившимся положением, тем, как они живут. Особенно бедностью и гнетущим однообразием.

Однажды у них появляется шанс. Отец семейства получает неожиданное письмо от своей сестры, которую зовут Мэри Карсон. Она владеет в Австралии богатым и преуспевающим поместьем Дрохеда. Она зовет своего брата на работу старшим овчаром. Все вместе они переезжают из Новой Зеландии в Австралию.

Ральф

Вторая глава посвящена Ральфу и охватывает временной промежуток между 1918 и 1928 годами. Ральф – это молодой священник, который одним из первых встречает семейство Клири в Австралии. Хоть он и не относится к семье, ему надо уделить место в кратком содержании “Поющих в терновнике”. Описание его взаимоотношений с Клири играет важную роль.

Его сразу привлекает 10-летняя Мэгги. Она поражает священника своей стеснительностью и красотой. Когда Мэгги подрастает, она сама влюбляется в Ральфа. Но выясняется, что им не суждено быть вместе. Так как священник давал обет целомудрия, который не может нарушить. Все, что им остается, прогуливаться вместе и много беседовать.

В Ральфа влюблена и Мэри Карсон, владелица поместья. Она наблюдает за его связью с Мэгги с все возрастающей ненавистью. Она начинает опасаться, что тот может расстаться со своим саном ради любви к юной девушке. Тогда Мэри делает неожиданный ход – она оставляет после смерти все свое наследство церкви при условии, что католические священники оценят своего служителя Ральфа. Семейство Клири остается жить в поместье в статусе управляющих.

Перед Ральфом открываются серьезные карьерные возможности в церкви, и он отказывается от любви Мэгги. Пересиливая себя, он уезжает из Дрохеды.

Пэдди

Десятилетие с 1929 по 1939 год посвящено Пэдди. Так зовут отца семейства в “Поющих в терновнике”. В кратком содержании книги описывается, как он погибает во время огромного пожара. Огонь уносит жизнь и его сына Стюарта.

По иронии судьбы, когда их тела привозят в усадьбу, в Дрохеду на время возвращается Ральф. Мэгги, забывшая тосковать об отце, мечтает соединиться со своим возлюбленным, даже получает от него поцелуй. Но как только похороны заканчиваются, священник вновь покидает поместье.

На прощание Мэгги дарит ему розу, которая уцелела в страшном пожаре, тот обещает ее хранить. Так завершает эту часть Колин Маккалоу. “Поющие в терновнике” в кратком содержании подробно знакомят читателя с историей любви Мэгги и Ральфа.

Период с 1933 по 1938 год проходит под знаком Люка. Это новый работник, который приезжает в усадьбу и начинает ухаживать за Мэгги, тоскующей по Ральфу. Внешне он даже похож на священника. Поэтому девушка сначала идет с ним на танцы, а затем и выходит замуж.

После свадьбы Люк устраивается рубить тростник, а его молодая жена начинает работать горничной у молодой и богатой супружеской пары. Мэгги мечтает о своем ребенке, но Люк пока предпочитает копить деньги, обещая полноценную семейную жизнь через несколько лет, когда они встанут на ноги. Он уезжает на заработки и проводит вне дома по нескольку месяцев. Мэгги идет на хитрость и умудряется родить от него дочку, которую называет Джастин.

Роды проходят тяжело. После того как она встает на ноги, хозяева дома, где Мэгги работала горничной, дарят ей поездку на остров Матлок. В ее отсутствие приезжает с заработков Люк, который отказывается отправиться отдыхать вслед за своей женой. После появляется Ральф, который после некоторых колебаний все-таки отправляется к Мэгги.

Между ними возникает страсть, и они проводят несколько дней как муж и жена. Это самые романтичные места в романе “Поющие в терновнике”. Краткое содержание читать становится еще интереснее, когда оказывается, что Ральфу приходится уезжать в Рим, чтобы стать кардиналом. Нося под сердцем ребенка от католического священника, Мэгги уходит от мужа и возвращается к родителям.

Период с 1938 по 1953 год посвящен Фиа. Ральф в это время с трудом мирится с гибкими отношениями между Ватиканом и Муссолини. Ведь в Европе начинается Вторая мировая война. Братья-близнецы Клири уходят на фронт. У Мэгги рождается сын Дэн. Никто не подозревает, что он не от Люка, ведь они с Ральфом были очень похожи. Все понимает только ее мать Фиа.

Она рассказывает дочери, что в молодости тоже была влюблена в человека, который не мог на ней жениться из-за своего высокого положения. Но родила от него сына Фрэнка. Ее муж все знал, ведь тесть дал ему денег, чтобы тот женился на Фиа. Оказывается, что у матери и дочери больше общего, чем они могли предположить.

В это время в Дрохеду снова приезжает Ральф. Он знакомится с Дэном, но не догадывается, что это его сын.

Судьбе Дэна посвящена часть, описывающая события с 1954 по 1965 год. В это время дети Мэгги уже подросли настолько, что сами выбирают себе профессии. Джастина мечтает стать актрисой, для этого она уезжает в Лондон.

Дэн мечтает о карьере священника. Мэгги против этого. Она хочет внуков и не желает, чтобы церковь отняла у нее еще одного любимого человека. Но Дэн настаивает на своем и уезжает в Рим к Ральфу.

Между отцом и сыном появляются отношения на чувственном уровне, хотя они и не знают о своей родственной связи. Это отмечают многие исследователи в анализе “Поющих в терновнике”. В романе события развиваются трагически.

Дэн проходит обряд рукоположения и едет отдохнуть на Крит. На острове он тонет, спасая двух женщин. Мэгги просит Ральфа помочь ей в переговорах с греческими властями и рассказывает, кем на самом деле был Дэн. Ральф устраивает все так, чтобы их сына похоронили в Дрохеде. Он совершает над ним обряд таинства и умирает вскоре после похорон. Он осознает, что пожертвовал слишком многим в жизни ради карьеры.

Джастина

В заключительной части рассказывается о дочери Мэгги Джастине. Переживая смерть брата, она ищет успокоения в работе. При этом налаживается ее личная жизнь, она выходит замуж за немца Лиона Хартгейма.

Роман заканчивается печальными размышлениями о будущем усадьбы, у которой нет будущего. Братья Мэгги так и не женились, Дэн погиб, а Джастина не хочет иметь детей.

Поющие в терновнике

Персонажи

Поиск персонажей

  • Будем искать среди персонажей фандома

Всего персонажей – 29

Наследник соседнего имения, сын Энгуса. Ухаживал за Мэгги.

Бригадир артели рубщиков тростникового сахара, у которого работал Люк, муж Мэгги.

Vittorio di Contini-Verchese

Архиепископ, впоследствии кардинал; наставник и друг Ральфа де Брикассара.

Юрист, нотариус Мэри Карсон; впоследствии мэр Джиленбоуна.

Дочь Мэгги и Люка, умная, независимая девушка. В итоге она будет единственной оставшейся в живых внучкой Пэдди Клири. Вышла замуж за Лиона.

James Cleary (Jims)

Один из близнецов, самых молодых братьев Мэгги. Они участвовали во Второй Мировой войне. Из двоих Джимс — самый разговорчивый. После войны близнецы присоединились к остальным братьям в работе по Дрохеде.

John Cleary (Jack)

Третий по старшинству брат Мэгги. Три брата Боб, Джек и Хьюги по мере взросления характером всё больше напоминают отца. Оставаясь холостяками, они доживают свои дни в Дрохеде.

Читайте также:  Обвитие пуповины вокруг шеи плода: однократное, двукратное, последствия

Сын Мэгги и Ральфа, любимец матери, тоже стал священником. При этом Дэн не испытывал сомнений в выборе пути и верил в своё предназначение. Умер от остановки сердца, когда спасал тонущих купальщиц в Греции, в возрасте двадцати шести лет.

Rainer Moerling Hartheim (Rain)

Друг Ральфа, немец по происхождению. Член западногерманского парламента и в конечном итоге муж Джастины.

Муж Энн. Мэгги арендовала комнату у Мюллеров во время её брака с Люком. Они становятся её друзьями на всю жизнь.

Муж Мэгги, отец Джастины. Работал вначале стригалем овец, а после женитьбы устроился рубщиком на сахарной плантации. Довольно скуп, предпочитает копить деньги и не тратит их даже на необходимое.

Дочь богатых фермеров, участвует в соревнованиях по верховой езде. Чопорная красавица, которая увлечена Ральфом де Брикассаром.

Экономка в Большом доме, проработала там много лет до самой смерти. Почти член семьи: помогала женщинам Клири освоиться после переезда и дальше по хозяйству. Любит детей, поэтому с радостью ухаживала за младшими Клири, а близнецов воспринимала как своих собственных.

Meghann Cleary (Meggie)

Центральный персонаж, единственная дочь среди сыновей, шестой ребёнок в семье. В романе она присутствует с раннего детства (4 года) до зрелого возраста (58 лет). Мать Джастины и Дэна, состояла в коротком браке с Люком О’Нилом; возлюбленная Ральфа де Брикассара.

Mary Elizabeth Cleary Carson

Богатая вдова, владелица Дрохеды, которая умело справлялась с ролью хозяйки многопрофильного состояния. Старшая сестра Падрика и благодетельница Ральфа де Брикассара. Мэри Карсон умерла спустя какое-то время после приезда Клири, оставив неожиданное завещание.

Padraic Cleary (Paddy)

Отец Мэгги, простой работящий ирландец, любящий семьянин. Всем его детям достались рыжие волосы, только разных оттенков. Перевёз свою семью из Новой Зеландии в Австралию по приглашению сестры, управлял Дрохедой; погиб во время степного пожара.

Отец Фрэнка, настоящее имя неизвестно. Женатый мужчина, в которого влюбилась молодая Фиона.

Patrick Cleary (Patsy)

Один из близнецов, самых молодых братьев Мэгги. Они участвовали во Второй Мировой войне. Пэтси получил ранение, которое лишило его возможности иметь детей. После войны близнецы присоединились к остальным братьям в работе по Дрохеде.

Ralph de Bricassart

Ирландский католический священник, испытанием которого было выбирать между любовью к Мэгги и своим долгом.

Robert Cleary (Bob)

Второй по старшинству брат Мэгги. Три брата Боб, Джек и Хьюги по мере взросления характером всё больше напоминают отца. Оставаясь холостяками, они доживают свои дни в Дрохеде.

Старшая монахиня в Уэхайнской школе, куда ходили все дети Клири, вела занятия у младших классов. Самая строгая, лучшим средством воспитания считает битьё тростью. С детьми из бедных семей она обходилась жёстче, а Клири не взлюбила особенно — за их гордость и стойкость слезам.

Stuart Cleary (Stu)

Доброжелательный мальчик, который напоминает свою мать и находится ближе всего к Мэгги по возрасту. В школе получил прозвище «маленького святого». Умер в Австралии, когда был задавлен вепрем.

Итальянская девочка, дочь владельца кафе в Уэхайне.

Fiona Armstrong Cleary (Fee)

Супруга Пэдди, женщина из богатой аристократической семьи. Мать Фрэнка и детей Пэдди. Очень красива, и даже тяжелая работа вкупе с частым деторождением не смогли наложить отпечаток на её внешность.

Francis Armstrong Cleary (Frank)

Старший брат Мэгги, внебрачный первый сын Фионы. Фиа родила его для себя, чтобы иметь ребёнка от человека, который не мог быть с ней. Однако, это не принесло счастья ни ей, ни сыну. Фрэнк так и не смог ужиться с Пэдди, который заменил ему отца, и больше всех любил сестрёнку и мать; являлся опорой и утешением для них.

Hugh Cleary (Hugo)

Четвертый по старшинству брат Мэгги. Три брата Боб, Джек и Хьюги по мере взросления характером всё больше напоминают отца. Оставаясь холостяками, они доживают свои дни в Дрохеде.

Harold Cleary (Hal)

Первый ребёнок после Мэгги, любимый младший брат, о котором она заботилась сама. Умер от крупа в четыре года.

Хозяин соседних владений Радней-Ханиш, в джиленбоунской округе.

Жена Людвига. Мэгги арендовала комнату у Мюллеров во время её брака с Люком. Они становятся её друзьями на всю жизнь.

О чем книга Поющие в терновнике — Колин Маккалоу

Этот роман-семейная сага австралийской писательницы Колин Маккалоу вышел в свет в 1977 году. Практически сразу он стал бестселлером и литературным любимцем юных (и не очень) чувственных натур. Роман был переведен более чем на 20 языков и принес автору мировую популярность.

Смысл названия романа

Название автором подобрано далеко не случайно. В самом начале читателям приводится красивая легенда о птице, что поет лишь раз в жизни. Однажды она улетает на поиски тернового куста, где ищет самый острый и длинный шип. Вонзаясь в него грудью, птица исполняет прекраснейшую песню, которой завидуют даже жаворонки и соловьи. Весь мир замирает, слушая ее. А все потому, что самое прекрасное и лучшее в этой жизни достается путем великих страданий и мучений.

Есть сомнения в происхождении этой легенды. Некоторые утверждают, что она пришла старинного кельтского предания. Однако до выхода романа никаких упоминаний о нем не встречалось. Более вероятен вариант, что это своеобразная авторская интерпретация сказки О.Уайльда «Соловей и роза».

Метафорично этими поющими в терновнике в романе являются его главные герои, в частности, Мэгги Клири и Ральф де Брикассар.

Смысл произведения «Поющие в терновнике»

Роман повествует о жизни семейства Клири, каждый член которого проходит свой особый, но всегда непростой путь. Каждая из частей произведения посвящена раскрытию одного из героев и задает определенные временные рамки. В общей сложности их 7: Мэгги, Ральф, Пэдди, Люк, Фиа, Дэн, Джастина.

Центральная часть повествования уделена любовной истории Мэгги Клири — младшей дочери в семье — и Ральфу де Брикассару. Впервые они встречаются, когда семейство переезжает из Новой Зеландии в Австралию к своей родственнице, завещающей им ферму. Тогда Мэгги еще совсем юна, а Ральф — молодой священник с большими амбициями в плане карьеры. Между ними сразу устанавливается особая связь и взаимопонимание, которые вполне логично перетекают в более глубокие чувства. Однако их любви не суждено быть счастливой, ведь отец Ральф дал обет безбрачия.

Их история — пример сложной, запутанной, запретной, но истинной любви. За единичные мгновения совместного счастья они платят долгими годами непреложных мук и внутренних терзаний. У обоих протекает долгий конфликт между чувством и долгом. В большей степени это, конечно, мы видим это у Ральфа. Он постоянно мечется между своей религиозной карьерой и любовью к Мэгги. Он предан своему Богу, своей вере, но не может до конца отказаться от любимой женщины, видя искреннюю взаимность чувств. И эта борьба в нем продолжается до самой смерти.

Помимо любовной в романе широко представлена семейная тема. По ходу повествования мы понимаем, что Клири — далеко не идеальная семья. Они как будто далеки друг от друга. Так например, мама Фиа редко общается и делится чем-то со своей единственной дочерью Мэгги. Именно поэтому-то последняя и сближается с Ральфом — ей необходим кто-то, кто способен выслушать ее, объяснить какие-то вещи и просто побыть рядом, поддержать. Дети семейства также не очень-то близки. Нельзя сказать, что они не любят друг друга, но любовь эта зачастую молчалива и будто безусловна.

Отношения между их родителями — Фиа и Педди — тоже далеки от совершенства. Они видят друг в друге компаньонов, видят поддержку. Это безусловно важно и ценно, но между ними нет любви. И это сказывается на общем климате в семейных взаимодействиях.

Смысл финала произведения

В финале подводится черта для всех направлений, заданных в романе, кроме одной. История старшей дочери Мэгги Джастины остается открытой. Она уезжает за своей мечтой стать актрисой в Лондон, где выходит замуж, больше мы о ней ничего не знаем. Другие же историю получают свое завершение.

Сын Мэгги и Ральфа Дэн унаследовал от своего отца две вещи: синие глаза и веру. Последняя и становится причиной его ранней смерти: спасая двух женщин из воды, он погибает, повинуясь божьей воле. Это своеобразное наказание для Мэгги, как считает она сама: Бог забрал у нее двух любимых мужчин.

В финале произведения подходит конец внутреннему конфликту Ральфа. Когда он узнает, что Дэн — его сын, он понимает, скольким он пожертвовал из-за своей карьеры и некоторой тщеславности и амбициозности. Он сожалеет о том, что не провел свою жизнь рядом с любимой женщиной.

Также под конец романа между Фиа и Мэгги устанавливаются более теплые и дружественные отношения. Фиа — единственная, кто сразу понял, чей на самом деле сын Мэгги. Более того, она не винит ее, а понимает, потому что сама прошла через похожую историю. Схожесть судеб и своего рода женская солидарность сближают мать и дочь.

То есть в финале каждый герой проводит анализ своей жизни и пересматривает те ценности, которые некогда у него были. Да, их судьбы сложны и не так уж удачны, но все понимают и признают свои ошибки, пусть даже только в самом конце.

C чего начинается сериаломания? «Поющие в терновнике»

Наверное, замечательную сагу Коллин МакКалоу «Поющие в терновнике» читали очень многие, поэтому в представлении она не нуждается. Скажу только, что это одна из немногих книг в моей жизни, которая захватила меня настолько, что я проглотила ее буквально за сутки, не отвлекаясь даже на еду. И думаю, я не одна такая.

Читайте также:  Подарки для детей: как дарить правильные подарки ребёнку

Моя сериаломания начиналась именно с экранизации замечательной истории любви между простой девушкой Мэгги и священником Ральфом де Брикассаром. Потому что этот десятисерийный фильм — один из лучших примеров того, что в наше время называют мини-сериалами.

Первое, что нужно сказать о фильме «Поющие в терновнике»: это, конечно, праздник души. С каждым кадром удивительно красивого пасторального зрелища душа расцветает вместе с розами в Дроггеде. Благодаря стараниям режиссера Дэрила Дьюка и сценаристов, среди которых, между прочим, сама Колин МакКалоу, вышла в 1983 году очень романтичная история, которая поселилась в сердцах зрителей и долгие годы шагает по дороге жизни вместе с нами.

Мэри Карсон в исполнении Барбары Стэнвик получилась именно такой, как нужно: тяжелая безответная любовь ее героини, нахлынувшая и завладевшая всем ее естеством на закате жизни, пронизывает едва ли не сильнее основной драмы. Она умело сохранила все свои женские достоинства, подаренные молодостью, оставаясь и в обрамлении благородной седины волос красавицей, элегантной и утонченной. Кстати сказать, эта роль предлагалась когда-то Одри Хэпберн. Трудно даже предположить, какой бы тогда получилась Мэри Карсон. Но она была бы, безусловно, совершенно другой.

И хотя богачка преклонных лет в сериале, скорее, отрицательный персонаж, я почему-то всегда очень глубоко понимала ее несчастную, безответную, невозможную, одностороннюю любовь и попытки женщины любыми путями добиться желаемого, и после — желание отвергнутой женщины любыми способами, даже самым страшными, отомстить тому, кто ее отверг. Все это мне очень даже понятно. Как бы то ни было, такие яркие, испепеляющие эмоции может испытывать только очень яркий и сильный человек. Каким она и была, судя по тому, как ей удавалось держать в руках и успешно управлять своим огромным поместьем.

Ральф де Брикассар в исполнении Ричарда Чемберлена невероятно прекрасен — этакий эталон мужчины со всей своей сдержанностью, сводящим с ума слабое женское сердце мужским обаянием. И главный его козырь, которым он окончательно покорил не только Мэгги, но и зрительниц всех возрастов и даже всех вероисповеданий, — это его абсолютная неприкасаемость. Человек, а особенно женщина — создание невыносимое: как только ты понимаешь, что тебе никогда не обладать этим человеком, ты тут же начинаешь дико его желать и, кажется, голову бы положила на то, чтобы добиться желаемого. Кажется, актер идеально подходит для этой роли, но ведь выбор на него пал не сразу: сначала рассматривали кандидатуру Тристана Роджерса («Байки из склепа»). Но роль досталась тому, кому досталась, и это к лучшему, ведь в 1984 году Ричард Чемберлен был награжден Золотым Глобусом в номинации «Лучший актёр мини-сериала или фильма на ТВ» за роль Ральфа де Брикассара.

Честно говоря, поначалу мне не очень понравилась Рэйчел Уорд, которую выбрали на роль Мэгги Клири. Представляла себе ее я совершенно другой, рыжеволосой и более яркой и живой, что ли. Но впоследствии я поняла, что и версия Мэгги в этом исполнении имеет право на существование как собственное режиссерское прочтение образа персонажа. Кстати сказать, на роль Мэгги пробовались Ким Бейсингер, Мишель Пфайффер и Джейн Сеймур. Но именно Рэйчел Уорд повезло стать воплощением Мэгген Клири на экране. Это ее невероятное счастье в жизни, но это и ее печаль: несмотря на то, что карьера ее в кино продолжалась и она даже получила несколько довольно престижных наград, в какой-то степени Рэйчел Уорд стала актрисой одной роли — яркой, драматичной и сильной роли, которой она, безусловно, оставила глубокий след в истории кино и сериалов.

Очень понравилась в фильме Джин Симмонс, исполнившая роль Фионы Клири. Женщина, во взгляде которой — целая судьба, в осанке которой — целая родословная, в терпении которой — полная внутренних страданий жизнь. Честно говоря, это самый сильный образ и самый сильный персонаж в книге и в сериале. Какой невероятной силой духа нужно обладать, чтобы, отвернувшись от своей любви, безропотно приняв все наказания, которым подвергает тебя судьба, идти по жизни все время в гору с этой гигантской ношей на плечах. Фиона — своеобразный эталон женской мудрости, самообладания и достоинства. И у Джин Симмонс получилось воплотить этот персонаж великолепно. С внешностью, которая позволила бы играть самых умопомрачительных светских красавиц (вспомнить хотя бы «Спартак»), актриса невероятно реалистична в роли Фионы.

К сожалению, к выходу фильма-продолжения «Поющие в терновнике: Пропавшие годы» в 1996 году блестящий актерский ансамбль удалось сохранить не полностью: и хотя Ральф де Брикассар остался прежний — его сыграл уже седовласый Ричард Чемберлен, в роли Мэгги мы увидели уже Аманду Донохью, а в роли Фионы — Джулию Блейк, да и во всех остальных ролях были заняты другие артисты. В этом, на мой взгляд, не очень удачном продолжении авторы рассказывают о тех годах, которые не вошли в первую экранизацию, и события в фильме практически неузнаваемы, потому что текст произведения довольно вольно интерпретируется. Хотя нам ли судить? В этом случае Колин МакКалоу также принимала участие в написании сценария, а ей, безусловно, виднее.

Могу бесчисленное количество раз наблюдать, как каждый из героев этого мини-сериала ищет свой терновый куст, чтобы единственный раз в жизни спеть свою самую прекрасную песню, а после нее — хоть конец! Кто-то ищет терновник и находит, а затем со сладкой болью бросается на шипы, понимая, что эти шипы — единственное, что ему нужно в жизни. А кто-то, полюбовавшись на куст издалека, наступает на горло своей самой прекрасной песне, а затем уходит в противоположную сторону.

Мини-сериал «Поющие в терновнике» занял прочное место в моей коллекции любимых сериалов как образец не только отличной экранизации произведения, но и как одна из самых пронизывающих мелодрам за всю историю кино. Кто-то скажет, что это благодаря книге получился такой замечательный фильм, что это именно сама история, рассказанная Колин МакКалоу, настолько интересна и романтична, что обеспечила успех сериалу. История уникальна, это так. Но как объяснить тот факт, что произведение, которое, казалось бы, рождено для того, чтобы стать прекрасным сериалом, больше не имеет экранизаций?

«Поющие в терновнике»: история сильных и несчастных людей

Если верить британским ученым, то каждую минуту в мире продается два экземпляра романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». Книга прославила австралийскую писательницу, несмотря на то, что на ее счету 25 романов (последний — «Горькая радость» — вышел в 2013 году), самым известным стал именно роман о семье Клири и запретной любви Мэгги и отца Ральфа.

В центре романа — история австралийского семейства Клири. Кажется, что над ними тяготеет какой-то злой рок: мужчины трагически погибают, а те, кто остался жив, не продолжают фамилию Клири. Род постепенно вымирает. Читая книгу, я недоумевала: как может на обычных людей свалиться такое количество бед? Даже детство главной героини Мэгги нельзя назвать счастливым и беззаботным: ее не любили в школе; брат Фрэнк, ее единственный друг в семье, покинул родной дом и попал в тюрьму.

Под гнетом жизненных испытаний Клири стали настоящими стоиками, мужественно переносящими все невзгоды. Члены семьи научились сдерживать свои чувства, таково их воспитание. В тяжёлой семейной обстановке и Мэгги повзрослела очень рано. «Давние уроки она усвоила прочно, самообладание у нее было потрясающее, гордость неслыханная. Никто не должен знать, что с нею происходит, она не выдаст себя до конца; примеры всегда были перед глазами — Фиа, Фрэнк, Стюарт, а она той же породы и унаследовала тот же нрав», — и это в 15-то лет такая неженская твердость и выдержка!

С детства она была одинока, ей не с кем было поговорить по душам, кроме священника Ральфа де Брикассара. Девочка росла и хорошела на его глазах, много времени они провели вместе. Священник, увидев ее впервые маленькой девочкой, сразу начал относиться к ней по-особенному, не просто как к своей духовной дочке. И она в 15 лет признается себе, что «он ее друг, обожаемый кумир, новое солнце на ее небосводе».

В книге развертывается множество историй и сюжетных линий, но в центре повествования — роман Ральфа и Мэгги. Сам Ральф — обычный человек и, возможно, во многом не идеал священника: горд, честолюбив, мечтает о карьерном росте, порой бывает хитрым, жестоким и злорадным. Он умен и привлекателен, умеет очаровывать, красиво танцует на балу. Но в нем много качеств хорошего пастыря, он помогает людям, любит служить и находит в этом счастье. Он честен с собой и борется со своим влечением к Мэгги. Его внутренний конфликт гораздо более силен, чем у героини. И лично у меня вызывает уважение путь Ральфа в вере, несмотря на все падения, то есть мне важно не отсутствие ошибок, а их преодоление. Брикассар в финале уже не так самонадеян, как в начале своего служения.

Герои романа отчаянно ищут счастья, ради которого, по словам В. Г. Короленко, и создан каждый человек, «как птица для полета». Но счастье никак не хочет улыбаться страдающим героям. С другой стороны, вспомним эпиграф романа, который рассказывает об удивительно красивом пении птицы перед смертью на шипе терновника. «… Возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…»

Читайте также:  Новогодние украшения из бумаги своими руками

В эпиграфе автор кратко выражает основную мысль книги, следовательно, Маккалоу утверждает: несмотря на тяжелую жизнь, главная героиня все равно, хоть миг, но была счастлива. Да, действительно, Мэгги и Ральф хорошо было вместе, но это далось им через грех. Трудно сказать, была ли сама писательница верующей (к сожалению, не нашла сведений об этом), но поразительна ее писательская интуиция: за грех должна быть расплата, а за большой грех — большая расплата.

Семья Клири не была религиозной, их вера сводилась к формально-обрядовой стороне. Мэгги знала основы католичества, но при этом «молитвы не приносили ей утешения и радости, а велениям церкви она подчинялась просто потому, что иначе пришлось бы после смерти вечно гореть в аду». Поэтому героиня не могла найти в вере ни облегчения, ни хотя бы простого объяснения, почему ей нельзя любить священника. Она даже бунтует против Бога и католической церкви, которая, по ее мнению, отняла у нее любимого мужчину. Но, читая про ее страдания, язык не повернется осудить героиню. Уверена: среди читательниц, особенно юного возраста, немного найдется тех, кто не проронил слезу над романом или сериалом по книге.

Конечно, Мэгги вышла замуж ради того, чтобы забыть Ральфа. Еще по сцене предложения понятно, что Мэгги по неопытности (в Дрохеде у нее не было общения с мужчинами за пределами своей семьи) перепутала любовь и простое половое влечение.

Интересно сравнить отношения Мэгги с мужем Люком О’Нилом и с Ральфом. Если беременность и рождение дочери Джастины от мужа далось ей с большими муками, то беременность и рождение сына Дэна от Ральфа было легким. Если Джастина выросла строптивой и дерзкой, то Дэн унаследовал от отца духовную глубину и мудрость.

О «Поющих в терновнике» невозможно говорить, не сказав пару слов об экранизации романа. Фильм, на мой взгляд, хороший и точно отражает характеры героев. Как практически любая экранизация книги, она не отражает произведение на 100%, порой в таких картинах встречаются и выдуманные сюжетные повороты, какие-то детали опускаются и часто не отражаются внутренние переживания и изменения героев. Так, например, в фильме заметно смягчена сцена смерти Ральфа. Сама автор романа была в ужасе от телеверсии и очень резко о ней отозвалась.

Когда я читала книгу и смотрела фильм, у меня возникло впечатление, что Мэгги и Ральф были созданы друг для друга, автор подчеркивает это: их физическая близость только подтвердила духовное единство. Но они не могут быть вместе, и это обостряет и без того непростые отношения. Или, может, это просто встреча двух одиночеств? Ральф однажды признается, что не видел женской любви, не уверен даже, что его любила мать. То же самое испытывает и Мэгги. Смогли ли они быть вместе? Вопросы остаются открытыми… Каждый читатель и зритель решит их по-своему.

В материале использованы кадры из мини-сериала «Поющие в терновнике» (реж. Дэрил Дьюк, 1983 г.).

Поющие в терновнике»: история сильных и несчастных людей

«Поющие в терновнике»: история сильных и несчастных людей

Вторник, 20 Октября 2015 г.

Если верить британским ученым, то каждую минуту в мире продается два экземпляра романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике».

Книга прославила австралийскую писательницу, несмотря на то, что на ее счету 25 романов (последний — «Горькая радость» — вышел в 2013 году), самым известным стал именно роман о семье Клири и запретной любви Мэгги и отца Ральфа.

В центре романа — история австралийского семейства Клири. Кажется, что над ними тяготеет какой-то злой рок: мужчины трагически погибают, а те, кто остался жив, не продолжают фамилию Клири. Род постепенно вымирает.

Читая книгу, я недоумевала: как может на обычных людей свалиться такое количество бед?

Даже детство главной героини Мэгги нельзя назвать счастливым и беззаботным: ее не любили в школе; брат Фрэнк, ее единственный друг в семье, покинул родной дом и попал в тюрьму.

Под гнетом жизненных испытаний Клири стали настоящими стоиками, мужественно переносящими все невзгоды. Члены семьи научились сдерживать свои чувства, таково их воспитание. В тяжёлой семейной обстановке и Мэгги повзрослела очень рано.

«Давние уроки она усвоила прочно, самообладание у нее было потрясающее, гордость неслыханная. Никто не должен знать, что с нею происходит, она не выдаст себя до конца; примеры всегда были перед глазами — Фиа, Фрэнк, Стюарт, а она той же породы и унаследовала тот же нрав», — и это в 15-то лет такая неженская твердость и выдержка!

С детства она была одинока, ей не с кем было поговорить по душам, кроме священника Ральфа де Брикассара. Девочка росла и хорошела на его глазах, много времени они провели вместе. Священник, увидев ее впервые маленькой девочкой, сразу начал относиться к ней по-особенному, не просто как к своей духовной дочке. И она в 15 лет признается себе, что «он ее друг, обожаемый кумир, новое солнце на ее небосводе».

В книге развертывается множество историй и сюжетных линий, но в центре повествования — роман Ральфа и Мэгги. Сам Ральф — обычный человек и, возможно, во многом не идеал священника: горд, честолюбив, мечтает о карьерном росте, порой бывает хитрым, жестоким и злорадным. Он умен и привлекателен, умеет очаровывать, красиво танцует на балу.

Но в нем много качеств хорошего пастыря, он помогает людям, любит служить и находит в этом счастье. Он честен с собой и борется со своим влечением к Мэгги. Его внутренний конфликт гораздо более силен, чем у героини. И лично у меня вызывает уважение путь Ральфа в вере, несмотря на все падения, то есть мне важно не отсутствие ошибок, а их преодоление.

Брикассар в финале уже не так самонадеян, как в начале своего служения.

Герои романа отчаянно ищут счастья, ради которого, по словам В. Г. Короленко, и создан каждый человек, «как птица для полета». Но счастье никак не хочет улыбаться страдающим героям.

С другой стороны, вспомним эпиграф романа, который рассказывает об удивительно красивом пении птицы перед смертью на шипе терновника. «… Возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей.

Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…»

В эпиграфе автор кратко выражает основную мысль книги, следовательно, Маккалоу утверждает: несмотря на тяжелую жизнь, главная героиня все равно, хоть миг, но была счастлива. Да, действительно, Мэгги и Ральф хорошо было вместе, но это далось им через грех.

Трудно сказать, была ли сама писательница верующей (к сожалению, не нашла сведений об этом), но поразительна ее писательская интуиция: за грех должна быть расплата, а за большой грех — большая расплата.

Семья Клири не была религиозной, их вера сводилась к формально-обрядовой стороне. Мэгги знала основы католичества, но при этом «молитвы не приносили ей утешения и радости, а велениям церкви она подчинялась просто потому, что иначе пришлось бы после смерти вечно гореть в аду».

Поэтому героиня не могла найти в вере ни облегчения, ни хотя бы простого объяснения, почему ей нельзя любить священника. Она даже бунтует против Бога и католической церкви, которая, по ее мнению, отняла у нее любимого мужчину.

Но, читая про ее страдания, язык не повернется осудить героиню. Уверена: среди читательниц, особенно юного возраста, немного найдется тех, кто не проронил слезу над романом или сериалом по книге.

Конечно, Мэгги вышла замуж ради того, чтобы забыть Ральфа. Еще по сцене предложения понятно, что Мэгги по неопытности (в Дрохеде у нее не было общения с мужчинами за пределами своей семьи) перепутала любовь и простое половое влечение.

Интересно сравнить отношения Мэгги с мужем Люком О’Нилом и с Ральфом. Если беременность и рождение дочери Джастины от мужа далось ей с большими муками, то беременность и рождение сына Дэна от Ральфа было легким. Если Джастина выросла строптивой и дерзкой, то Дэн унаследовал от отца духовную глубину и мудрость.

О «Поющих в терновнике» невозможно говорить, не сказав пару слов об экранизации романа. Фильм, на мой взгляд, хороший и точно отражает характеры героев. Как практически любая экранизация книги, она не отражает произведение на 100%, порой в таких картинах встречаются и выдуманные сюжетные повороты, какие-то детали опускаются и часто не отражаются внутренние переживания и изменения героев.

Так, например, в фильме заметно смягчена сцена смерти Ральфа. Сама автор романа была в ужасе от телеверсии и очень резко о ней отозвалась.

Когда я читала книгу и смотрела фильм, у меня возникло впечатление, что Мэгги и Ральф были созданы друг для друга, автор подчеркивает это: их физическая близость только подтвердила духовное единство. Но они не могут быть вместе, и это обостряет и без того непростые отношения.

Или, может, это просто встреча двух одиночеств? Ральф однажды признается, что не видел женской любви, не уверен даже, что его любила мать.

То же самое испытывает и Мэгги. Смогли ли они быть вместе?

Вопросы остаются открытыми…

Каждый читатель и зритель решит их по-своему.

В материале использованы кадры из мини-сериала «Поющие в терновнике» (реж. Дэрил Дьюк, 1983 г.)

Добавить комментарий