Правильное воспитание и контактирование с ребёнком-совой

Психологи рассказали о 9 правилах, которые помогут найти общий язык с ребенком

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Конфликты с ребенком неизбежно возникают в любой семье. Психологи говорят, что самые частые причины таких конфликтов — нарушение границ ребенка, которые он начинает осознавать примерно с 3 лет. Малыш активно сопротивляется указаниям родителей. Такое отстаивание независимости может продолжаться и в 3, и в 7, и в 9 лет, принимая при этом разные формы. Как находить с ребенком общий язык?

Мы в AdMe.ru решили разобраться, как, прививая ребенку необходимые правила поведения, обойти острые углы и показать ему, что он важен.

1. Находим плюсы

Критику никто не любит. Вспомните свои ощущения при жесткой критике или запретах. Тогда вы почувствуете, какая волна возмущения поднимается в ребенке.

Раздражение и обида, которые испытывает малыш, мешают ему пойти на контакт, а тем более сделать то, что от него хотят. Учитесь смягчать, хоть иногда это очень сложно. Критика плюс похвала — и вот результат уже совершенно другой!

2. Предлагаем выбор

Соблюдать режим или выполнять домашние обязанности, конечно, надо. И нередко сопротивление вызывает не сам факт, что это нужно сделать, а безапелляционный тон. Предложите выбор, только не слишком обширный: делайте скидку на возраст.

Возможность выбрать и принять решение очень повышает самооценку, а у вас в руках все же остается контроль за поведением малыша.

3. Не отвлекаем от важных дел

Такое простое правило родителям часто оказывается сложно выполнить. Просто потому, что большинство дел ребенка кажутся нам неважными. Собираешь Lego? Ну и что, ведь это просто игра, а маме нужно поговорить с тобой прямо сейчас.

Разговариваешь с подругой? Все равно болтаете о ерунде, а бабушка хочет показать тебе, как печь блины.

Не нужно обесценивать действия ребенка и считать свои намного важнее. Уважайте его личное пространство. Представьте, как бы на его месте отреагировал взрослый?

А вот спросить малыша, может ли он отложить дело, — отличное решение.

4. Умеем отступить от правил

Когда взрослый играет с ребенком, часто в его сознании уже давно «сложены» все правила игр. Заставляя малыша выполнять правила, мы думаем, что это хороший воспитательный момент, ведь во взрослой жизни есть много «надо», с которыми необходимо смириться.

А как же креатив, инициатива, фантазия? Взрослому они пригодятся намного больше скучных рамок. Позвольте ребенку придумать свои правила, назовите игру по-другому. Вдруг новая игра окажется намного веселее и ярче привычной? А если нет — это прекрасная иллюстрация к тому, что новое не обязательно бывает лучше, но пробовать все-таки стоит.

5. Не навязываем помощь

Какое тут может быть терпение, когда ребенок так долго копается или ошибается? Хочется просто взять и сделать вместо него!

«Включайте дзен» и не навязывайте свою помощь без крайней необходимости. Хотите, чтобы малыш рос самостоятельным? Имейте терпение не помогать, пока он не попросит. «Дай я сделаю вместо тебя!» не приносит ничего хорошего и убивает инициативу. Позвольте ему совершать свои ошибки.

И даже если ребенок попросил о помощи, оцените, насколько выполнение этого действия уже подвластно ему, и предложите попробовать еще раз.

6. Просим совета

Когда с тобой советуются — это очень приятно, это значит, что твоим мнением дорожат. Просьбы о совете особенно эффективны с младшими школьниками: в этом возрасте они жаждут принимать на себя больше ответственности.

Задавайте прямые вопросы, помогайте принимать решения, это позволит малышу чувствовать себя серьезным человеком, а вы покажете ему, что между близкими людьми очень важно доверие.

7. Переживаем не за ребенка, а вместе с ним

Когда ребенок рассказывает о своих проблемах, нам жаль его и хочется тут же буквально вложить ему в голову все правильные действия. «Я же говорила!» — вырывается против воли. Мама начинает нервничать, переживать, эмоционально давать советы и раздавать оценки — все это может только оттолкнуть ребенка.

Не заходите с позиции «сверху вниз», но и не обесценивайте переживания ребенка. Будьте рядом. Хочет плакать? Пусть поплачет. Дайте малышу понять, что его чувства важны, спокойно проговорите ситуацию и то, как можно из нее выйти.

8. Обсуждаем гипотетические ситуации

Обсуждение гипотетических ситуаций о другом ребенке и родителях или обсуждение фильмов и книг — довольно действенный прием, если вы хотите, чтобы ребенок что-то осознал. Но залог успеха — это спокойная обстановка и желание ребенка что-либо обсуждать.

«Ваня стал часто драться. Как ты думаешь, почему он дерется? А родители могут ему помочь?»

Важный момент: при обсуждении воображаемых ситуаций не нужно возвращать ребенка в «реальность» вопросами типа «А тебе знакома такая ситуация?» Не думайте, что ребенок не поймет вашей уловки. Если ситуация ему близка, он задумается о ней и без вашей наводки, а также услышит все, что вы хотите до него донести.

Перевод же ситуации на ребенка разрушит всю «магию».

9. Не забываем о чувстве юмора

Кто научит ребенка, что юмор помогает справляться со сложными ситуациями и разряжать обстановку, кроме родителей?

Веселые пародии, говорящие игрушки и предметы, умение просто посмеяться вместе за просмотром мультфильма — все это очень важно для хорошей атмосферы в семье. Показывая свои актерские способности и фантазию, вы учите этому ребенка. К тому же многие дела решаются быстрее не с помощью требований, а с помощью юмора.

Но будьте осторожны — дети очень остро реагируют на сарказм и злое подшучивание.

Близки ли вам эти советы психологов? Какие приемы вы используете в общении с ребенком?

Сбой биологических часов. Как адаптировать детей сов и жаворонков к школе?

Согласно данным ученых, треть всех людей на планете относится к так называемым совам, т.е. тем, кто поздно ложится и так же поздно встает. Всего 1/6 всех людей считается жаворонками. Но, несмотря на то, что в количественном соотношении их гораздо меньше, именно под них настроены все режимы дня — раннее начало учебного и рабочего дня, большая часть активностей в утренние часы и т.д. Остальным же остается приноравливаться и подгонять свои режимы под установленные рамки. С такой проблемой приходится сталкиваться и детям — особенно когда они идут в школу. Ведь принадлежность к той или иной биологической группе проявляется у них уже с 3-5 лет.

Спящие на ходу

Детей-сов нередко называют нарушителями распорядка дня в саду и в школе. Ведь они спят буквально на ходу, не могут включиться в работу, долго встают с кровати и регулярно опаздывают. Такие дети наиболее активны вечером — они охотнее делают уроки ближе у полуночи, спокойно помогают по дому в 9 вечера. При этом с утра их заставить что-то сделать практически невозможно. Школьный режим достаточно сильно бьет по такой категории детей, т.к. им приходится буквально переламывать себя. В результате нередко возникают ситуации, когда дети буквально спят на уроках, плохо усваивают преподносимую им информацию, не могут сосредоточиться и заваливают контрольные и проверочные.

Ранние пташки

Для детей-жаворонков школьный режим только в радость. Ведь они отлично вписываются в него со своими биологическими потребностями. Так, они рано встают без каких-либо проблем, спокойно выполняют все необходимые утренние процедуры, завтракают и идут в школу. На уроках они бодры и свежи, новая информация усваивается ими отлично. Такие дети и ложатся спать по графику — около 9 часов они уже начинают давать сигналы, что готовы ко сну: зевают, трут глаза руками и начинают ежедневную рутинную подготовку к отходу в постель. В 10 такой ребенок уже обычно крепко спит. Несмотря на то, что он достаточно легко встает, его также надо адаптировать под школьный режим, ведь он и устает раньше. А после школы еще надо и уроки сделать, и погулять сходить, и на кружки.

Коррекция дня

С жаворонками скорректировать график не так сложно. Так, например, для таких детей оптимальным решением станет учеба в первую смену. С ним можно также практиковать различные психологические новаторства по учебе, как например, заучивание стихов перед сном. Жаворонок легко встает, и для него не составит труда перед выходом из дома еще раз вспомнить выученное вечером. С ребенком-совой лучше таких экспериментов не ставить — заранее провальная идея.

Жаворонки требуют плотного завтрака, и лучше кормить ребенка сразу же после пробуждения. Тогда он будет бодр и весел. Что касается организации процесса после уроков, стоит делать уроки сразу же после возвращения домой из школы и обеда. Как правило, дети-жаворонки в это время еще довольно бодры. Кружки лучше выбирать ближе к полднику или сразу после него. Тогда у ребенка будет время и на свежем воздухе побывать, и голову разгрузить. Перед сном можно почитать, выучить стих, повторить правило. В этом случае учебный режим будет для детей, предпочитающих ранние подъемы, не таким и сложным.

С совами ситуация сложнее. Во-первых, ребенку сложно встать рано утром — он не может подняться с кровати, его мозг еще спит, и он совершенно не готов ни к каким активностям. Оптимальным решением будет выбор учебного заведения с возможностью обучения во вторую смену. В это время школьник уже будет работоспособен и легко станет получать новую информацию. Кроме того, к школе следует готовить ребенка заранее, еще на каникулах надо постепенно перестраивать режим, двигая его под рамки школьного.

Читайте также:  Обрезка роз весной для начинающих

Если же возможности организовать вторую смену нет, придется приноровиться к предлагаемым обстоятельствам. Так, надо приучать школьника отходить ко сну примерно в одно и то же время. Это позволит ему несколько подстроить свои внутренние часы с предлагаемым графиком. При этом для совы, как ни для кого другого, крайне важны ритуалы: почистить зубы, почитать книжку, поговорить с родителями и т.д.

Утро совы следует начинать с мягкого подъема (стоит выбирать ненавязчивый будильник с нарастающим звуком либо ароматный вариант) и гимнастики — она позволит ребенку взбодриться и включить организм на режим побудки. Не стоит перегружать ребенка с утра — стихотворения, правила и пересказы лучше повторять с ним перед сном. Тогда же надо собирать и портфель. Если же перенести эту процедуру на утро, велик риск что-нибудь забыть.

Завтрак ребенка-совы должен быть легким. Отличным решением станут минералка, соки, фрукты, салаты, йогурт или мюсли. Если ребенок совсем отказывается от еды, не надо настаивать. Лучше собрать ему завтрак с собой, чтобы он поел тогда, когда действительно этого захочет.

После школы ребенку-сове лучше немного отдохнуть, погулять, сходить на кружки и развивающие занятия. Уроки же стоит планировать на вечер — тогда продуктивность выполнения домашнего здания будет существенно выше.

Интересный факт

Стоит понимать, что с течением времени человеческий организм все же приспосабливается к предложенным условиям и перестраивается. Так, например, большая часть молодых людей в возрасте 20-30 лет — это совы. В 30-50 лет их количество снижается до 20%. А те, кто перешагнули, 50-летний рубеж, зачастую без каких-либо проблем ложатся спать рано. Так и со школьниками. Если грамотно выстраивать их режим с учетом всех особенностей и не давить на детей, то со временем они привыкнут и смогут приспособиться к своему новому распорядку дня.

Если ребенок – сова. Советы родителям

Ваш ребенок ложится спать в 11 вечера, а то и позже, и трудно просыпается по утрам? Поздравляем, он – «сова». И главная ошибка родителей «совят» – насильно менять режим сна малыша.

Сон новорожденного может длиться по 20 часов в сутки. С возрастом время активности увеличивается и у ребенка формируется постоянный режим. Но в младенческом возрасте «внутренние часы» малыша очень пластичны и не имеют четких разграничений на сову и жаворонка. Он может переходить из одной крайности в другую в зависимости от возраста и внешних факторов. Окончательно хронотип устанавливается к 6-7 годам.

«Переделывать» ребенка бессмысленно. Согласно японскому исследованию, принадлежность к «жаворонкам» или «совам» определяется наследственностью. На режим сна и бодрствования влияет и темперамент, и биологическая предрасположенность. То есть то, кем будет ваш малыш, уже заложено в нем с рождения. Также есть теория, что детские биоритмы зависят от времени, когда родился ребенок. Если с 4 до 11 утра часов – будет «жаворонком», после 16 – «совой», в другое время – «голубем».

К тому же настойчивые старания родителей изменить режим ребенка в «лучшую» сторону только навредят их здоровью – как психическому, так и физическому. Ребенок может страдать от неврозов, бессонницы.

РЕБЕНОК – СОВА. ЧТО ДЕЛАТЬ

У родителей не всегда есть возможность выбрать детский сад или школу со второй сменой. Хотя такой режим был бы гораздо комфортнее для «совенка». Но мама и папа могут помочь ребенку-«сове» адаптироваться к жизни, в которой правит ритм «жаворонков».

  • Итак, вы знаете, что ребенку скоро в сад или в школу, где ему нужно будет вставать пораньше. У вас еще есть время максимально плавно адаптировать его к переменам. Для этого прекрасно подходит лето. За это время ребенок успеет приспособиться к новому ритму жизни.
  • Это не значит, что нужно делать из него «жаворонка». Просто постарайтесь сдвинуть часы засыпания и просыпания максимум на один час. Если больше – ребенок будет нервным и раздражительным.
  • Максимальная активность ребенка должна попадать на вторую половину дня. Но за два часа перед сном исключите все игры. Проведя активно день, малыш быстрее уснет.
  • Не ругайтесь с ребенком перед сном. Всегда укладывайте его спать в хорошем настроении. Иначе он может на подсознательном уровне переживать из-за вашей ссоры и потом не удивляйтесь, почему ребенок плохо спит.
  • За несколько часов до сна всей семьей перейдите на «экономный» решим: приглушите свет, ведите себя спокойно, говорите тише. Такая обстановка располагает ко сну.
  • Придумайте ритуал, который вы с малышом будете повторять ежедневно перед сном. Это может быть принятие ванны или чтение книги. Никогда не отказывайтесь от этого ритуала, даже если вы устали. Подобный режим ускорит засыпание малыша.
  • Будить ребенка по утрам – дело непростое. Особенно, если малыш – «сова». Не заставляйте его вставать сразу после пробуждения. «Совам» нужно больше времени, чтобы проснуться. Учитывая то, что ему еще понадобится время для полного просыпания, будите ребенка заблаговременно. Но и не затягивайте этот процесс.
  • Собирайте все необходимые вещи с вечера. Утром «совенок» будет еще полудреме и наверняка что-то забудет.
  • Завтрак для ребенка – основной прием пищи. Но малыш-«сова» не очень любит кушать по утрам. Не заставляйте его есть. Лучше приготовьте плотный и креативный школьный обед, который ребенок с удовольствием скушает в перерыве между уроками.
  • Проснуться «совам» поможет утренняя зарядка. Выберите подходящие упражнения для ребенка и делайте их вместе с ним. Так и вы проснетесь быстрее!

Ребенок не может влиять на свой биологический ритм. Поэтому не ругайтесь, если он живет в режиме «совы» – таковы его личные часы. Смена естественного ритма сделает малыша болезненным и слабым. Поэтому просто помогите ему безболезненно адаптироваться к учебным будням.

Мой ребенок – сова. Рекомендации родителям

Еще с самого раннего детства младшая дочь негласно “заявила” всей семье, что она “сова”. Ложились, несмотря на чтение сказок и колыбельные, около 11 – 12 часов ночи, а вставали в 9 – 10. Когда начался детский сад, то стало еще трудней, ведь выдержать до ночи на ногах после трудового дня проблематично, а встать на работу вовремя и собрать всю семью – необходимо. Сейчас режим немного откорректирован, но все равно приходится контролировать ежедневно весь распорядок ребенка. Рассмотрим разные подходы к данной теме. Стоит ли действительно “ломать” режим, и как наладить его, чтобы ребенок высыпался?

Вариант 1. Не “ломаем” биологические ритмы

Грудной ребенок спит около 20 часов в сутки. Затем количество сна уменьшается, а бодрствования, наоборот, увеличивается. В период взросления кроха может периодически вставать очень рано, а временами режим дня смещается в другую сторону. И это нормально. Только лишь к 6 – 7 годам у большинства детей хронотип устанавливается окончательно. Становится понятно, кто подрастает в семье – “жаворонок” или “сова”.

Менять режим бессмысленно?

  • В Японии ученые пришли к выводу, что принадлежность к одной из двух категорий объясняется, в первую очередь, наследственностью. Кроме биологической предрасположенности на режим сна оказывает влияние еще и темперамент. Другими словами, “совы” и “жаворонки” уже таковыми рождаются и переделывать бесполезно.
  • Некоторые специалисты выдвинули теорию, что принадлежность определяется по времени рождения: с 4 до 11 утра – “жаворонок”, после 16.00 – “сова”, в остальное время рожденные будут “голубями”.
  • Судя по отзывам мам, их режим сна и бодрствования также переходил к ребенку. Если мама – “сова” продолжала соблюдать свой привычный режим во время вынашивания малыша, то и после рождения они вдвоем с ребенком утром спали до одинакового часа, да и вечером ложились так же. Ребенок продолжает жить по “заданному” еще в утробе времени.
  • Но такое совпадение возможно, если мама рана ушла в декрет или вообще не работала, могла позволить себе полностью “отдаться” вынашиванию ребенка, а такую “роскошь” в современном мире могут себе позволить далеко не все. Многие беременные женщины продолжают работать до 7 – го месяца беременности, когда по закону имеют право уйти в декрет.
  • После рождения крохи нагрузка удваивается: нужно вставать на ночные кормления, а утром приниматься за повседневные дела. Если ребенок – “сова”, то утренние пробуждения нередко превращаются в хождение мамы вокруг кровати с будильником в руках до последнего, пока ребенок не встанет. В результате – нервы и слезы, опоздания в детский сад, школу и на работу.

Но даже при этих обстоятельствах некоторые специалисты категорически не рекомендуют “ломать” режим и подстраивать его под график всей семьи. В результате ребенок начинает страдать бессонницей, и дело может дойти даже до неврозов. Налицо психологическое, эмоциональное напряжение и вред физическому здоровью ребенка.

Что делать родителям

Идеальный вариант – выбрать школу или детский сад со второй сменой. Но далеко не всегда есть возможность найти заведение с таким режимом работы. По этой причине задолго до поступления в детский сад от родителей потребуется плавно перестроить режим дня своей “совушки”.

  1. Лучшее время – лето. Время отпуска позволит немного поэкспериментировать и без напряжения выбрать самый приемлемый вариант для всех. Попробуйте сдвинуть время подъема и засыпания примерно на 1 час. На больший промежуток лучше не пытаться, потому что ребенок сразу почувствует разницу, будет капризничать и нервничать.
  2. Сдвиньте период максимальной активности и подвижных игр на послеобеденные часы. Однако за несколько часов до сна приостановите подвижные игры и переходите на спокойные занятия: ужин, принятие ванны, совсем маленькому ребенку можно сделать расслабляющий массаж, почитать книгу более старшему малышу, послушать спокойную и тихую музыку, сделать в комнате приглушенный свет.
  3. Перед самым сном исключите все выяснения отношений. Если вы за день не успели заняться воспитанием, то перед сном – не самое лучшее время. Ребенок не должен ложиться спать с тревогой в душе или чувством вины. В результате он плохо спит или вообще долго не может уснуть. Укладывайте спать только в хорошем настроении.
  4. Чтобы ускорить засыпание, еще с малых лет придумайте некий ритуал (чтение сказки или разговор про самое хорошее событие дня). Важно: никогда не пропускайте его, даже если есть большое чувство усталости.
  5. Утром заводите себе будильник пораньше, и ребенка – “сову” начинайте будить постепенно. Таким детям нужно немного больше времени, чтобы проснуться как следует. Чтобы больше времени осталось на момент просыпания, одежду приготавливайте с вечера.
  6. Часто ребенок “сова” категорически не хочет завтракать. Что неудивительно – его организм еще не “пробудился” для еды. Сделайте сыну или дочери с собой что-нибудь вкусное.
Читайте также:  Мой отзыв о настойки календулы от прыщей

Попытайтесь приучить свою семью делать утреннюю зарядку. Это прекрасное средство почувствовать бодрость и активно начать день. Даже если не получиться соблюдать правило в первое время, не сдавайтесь. 10 – 15 минут легких физических упражнений под любимую музыку рано или поздно заставят домочадцев войти в новый жизненный ритм. При этом учитывайте, что ребенку – “сове” нужно больше времени, чтобы присоединиться к остальным, умыться и просто открыть глаза.

Вариант 2. Идем в ногу со временем

А оно диктует режим “жаворонков”. В современном мире спать до 11 – 12 часов дня – роскошь непозволительная. Ритм жизни очень высокий, за день приходится успевать сделать огромное количество дел. Как известно, такой график для “сов” достаточно проблематичный, поэтому, согласно другой теории, за 21 день можно плавно перестроиться хотя бы на режим “голубя”.

В чем плюсы более раннего подъема

  • Если приучить ложиться ребенка спать в одно и то же время каждый день, то ранний подъем перестанет быть таким мучительным. К тому же это полезнее для здоровья. Подъем с рассветом предполагает созвучие с ритмами природы.
  • Если просыпаться раньше будильника, а затем и вовсе без него, то есть достаточно времени, чтобы сделать плавное пробуждение, что сказывается на нервной системе благотворно. День в этом случае начинается не со стрессового вскакивания с кровати с часами в руках.
  • Если у вас уже взрослый ребенок – “сова”, то можно попробовать с ним такой режим дня. В результате утром можно спокойно распланировать весь рабочий день, подумать и помедитировать, и даже успеть сделать какие-то дела в доме. В школу, а затем в институт уже сын или дочь придут полностью проснувшимися, бодрыми и подготовленными к учебному процессу.
  • Вечернее время при таком графике жизни можно посвятить родным и близким, а также организм перестроится, и в 21.00 уже будет хотеться спать после трудового дня без всякого давления со стороны взрослых.
  • По утрам появится время спокойно позавтракать, а не пить на лету чай или сок. Ребенок “сова” после полного пробуждения захочет перекусить, и не уйдет из дома голодным. Известно, что именно энергия, полученная с утренним приемом пищи, дает силы на целый день.

Если вечером заниматься спортом уже нет сил, то утром, при наличии лишнего часа времени, вполне можно не только сделать зарядку, но и пробежаться в ближайшем парке.

Выбирать, как поступить, остается вам. Но менять резко режим дня жесткими методами не стоит – вы навредите здоровью ребенка, он станет нервным, болезненным и слабым. Передвинуть же плавно время укладывания и пробуждения вполне приемлемо, но потребуется систематичность действий, терпение и добрые доверительные отношения. Тогда ваш “совенок” будет бодрым, веселым и здоровым.

7 практических советов, как поладить с чужим ребёнком

Как часто вы попадаете в компанию, где есть дети? Хорошо ли вы ладите с детьми или же это у вас плохо получается? В этой статье мы хотим поделиться с вами советами, как быстро найти общий язык с чужими детьми в разных ситуациях.

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача — развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми — частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый — взрослый», а с позиции «ребёнок — ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый — ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, — это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

— Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

— Ух ты, это фиксик? — спрашиваете вы.

— Фиксик, — отвечает ребёнок после небольшой паузы.

— А как зовут этого фиксика? — развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса — это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

— Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, — обращается он к ребёнку.

— Они ведь синие, — отвечает тот.

— Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

— Они же у вас на носу, — с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

Читайте также:  Поделки из соленого теста

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход — предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми — это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.

Совопрактика: «Я могу всё!»

Жизнь не стоит на месте, и мы меняемся вместе с ней. В лучшую ли сторону?

Наши дети растут в новом, технологичном мире тотального комфорта. В мире, который щедро дарит ребенку все, за что готовы платить его родители, но лишает малыша самого главного – умения преодолевать трудности. Едва встав на ножки, ребенок начинает готовиться к школе. Впереди его ждет подготовка к ЕГЭ, к институту… Но кто – или что – подготовит маленького человека к реалиям жизни, сделает сильным, гибким и уверенным в своих силах, научит принимать нестандартные и сложные решения?

К тому же, ребенку нужно соответствовать требованиям времени. Порой гораздо более важной и ценной для наших детей оказывается способность ориентироваться в функциях новейшего гаджета или на просторах Интернета, а не в пространстве города или даже собственного тела.

Жизнь диктует нам необходимость постоянно показывать себя, доказывать свои компетенции и демонстрировать успешность. Родители ждут от своих чад конкретных достижений в той или иной физической сфере – или же делают акцент на интеллектуальном развитии (читаем: на смирном сидении за рабочим столом и пассивном усвоении готовых формул и инструкций). Знания наших детей – это их слепая вера в чужие знания.

Правильно ли это?

Нужно понимать: ощущения ребенка, выработка у него двигательных навыков, его интеллектуальное и эмоциональное развитие столь тесно связаны, что одно невозможно без другого. Дети должны быть активными! Не слышать, а слушать, не видеть, а смотреть. Трогать, строить, пробовать, проверять. Залезать и падать. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Качество обучения напрямую зависит от того, насколько ребенок активен, насколько ему нравится сам процесс.

Однако окружающая среда перестала быть безопасным местом для свободного развития детей. По понятным причинам, дети редко находятся без присмотра взрослых, почти не имеют возможности проявить свою самостоятельность, выказать активную позицию, проверить себя, получить полноценный двигательный и сенсорный опыт. Почти исчезло такое явление, как детская субкультура в городской среде, со своими ценностями, установками, формами общения, передачей игрового и социального опыта. Что в результате?

А в результате мы получаем целый ряд возможных проблем, когда ребенок:

  • Неуправляем, упрям, не слышит, что ему говорят;
  • С трудом взаимодействует с другими людьми;
  • Не способен к длительной концентрации внимания;
  • Имеет трудности в обучении, не желает учиться и воспринимать новое;
  • Несамостоятелен;
  • Слабо контролирует свои эмоции;
  • Имеет зависимость от гаджетов.

Каким может быть решение?

Знакомьтесь, Совопрактика

На наших занятиях мы работаем над развитием:

  1. Тела и движений –
  • Статическая координация
  • Динамическая координация тела и конечностей
  • Скорость движений
  • Одновременность движений, отчетливость их выполнения
  • Равновесие и баланс
  1. Когнитивных процессов –
  • Память
  • Внимание
  • Речь
  • Мышление
  1. Эмоционально-волевой сферы –

На всех занятиях происходит не только обучение, но и воспитание. Ребенок знакомится с различными эмоциями и состояниями и учится управлять ими; анализирует такие понятия, как добро, зло, честность, справедливость и т.д., а также усваивает нормы и особенности межличностного общения.

Мы считаем, что подходы, при которых двигательные навыки, эмоции или когнитивные процессы развиваются по отдельности, не всегда эффективны. Наш метод – это способ интеграции всех составляющих в развитии ребёнка!

Отличительные особенности метода

Мы не даем готовых решений в виде физических упражнений, техник по запоминанию или школьных алгоритмов. На занятиях Совопрактикой ребенок шаг за шагом учится находить собственные способы решения самых разнообразных двигательных и когнитивных задач. Переходит от пассивного познания мира – к его активному исследованию и изучению!

Как это происходит?

Опытный специалист организует игровую среду при помощи снарядов Дома Совы. Для этого он использует сказочные и фантастические сюжеты: ребенку предлагается спуститься вниз по кроличьей норе в Страну Чудес, вместе с Иваном-Царевичем добыть молодильных яблок, найти пиратский клад – или же отправиться на космическую станцию, чтобы помочь ученым наладить контакт с внеземной цивилизацией. Платформа становится ковром-самолетом или летающей тарелкой, тоннель – волшебной пещерой или огненным озером, а бревно – непокорным конем или боксерской грушей…

В сенсорно-динамическом пространстве Дома Совы ребенок выполняет всевозможные задания, развивая основные двигательные навыки и когнитивные функции. Все элементы занятия – правила и строение игрового маршрута, увлекательный сюжет, «мозголомные» задачки – побуждают ребенка самостоятельно искать способы преодоления всех препятствий на пути к главной цели сказки-игры. Пробовать, ошибаться, проверять, побеждать. А ведущий занятие специалист становится чудесным, мудрым наставником, который всегда выручит в трудной ситуации!

В результате программы занятий ребенок научится:

  • Осознанно взаимодействовать с собственным телом, контролировать движения;
  • Активно использовать свои когнитивные возможности: память, внимание, мышление и речь;
  • Управлять своим поведением и эмоциями;
  • Самостоятельно находить способы решения проблемных ситуаций;
  • Исследовать окружающий мир и преобразовывать его.

А также – разовьёт в себе критическое мышление, сформирует личный опыт преодоления трудностей, научится нести ответственность за свои действия.

Теоретическая база метода

В основе метода лежат фундаментальные концепции классиков отечественной педагогики, психологии, физиологии – Л.С. Выготского, А.Н. Бернштейна, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Б.Г. Ананьева:

  • Любой психический процесс начинается с ощущений. Ощущения – это источник всего процесса познания. Ощущение границ собственного тела, умелое управление своими органами чувств, правильная расшифровка полученной от них информации – имеют огромное значение для формирования личности ребенка и его полноценного развития.
  • Мы не просто ощущаем предметы и явления окружающей действительности, — мы активно познаем этот мир. Познание тесно связано с движением. Именно движения обуславливают познавательную активность. Процесс решения двигательных задач строится на нескольких уровнях центральной нервной системы, от самого нижнего, отвечающего за общий тонус мышц, до верхних, присутствующих только у человека.
  • Возможности человека определяются его психической деятельностью. Человеческая психика возникает, формируется и развивается из деятельности практической. Именно благодаря развитой психике человек способен планировать и регулировать свои действия
  • Качество движения, а иногда и способность его выполнить, напрямую зависят от мотивов, задач и способов деятельности. Эффективное развитие ребенка и его познавательная активность строятся на глубоком понимании произвольных (сознательно контролируемых) движений.
  • Любой дефект или диагноз – это понятия, прежде всего, социальные. Лучшие условия для развития ребенка – такие, при которых он сможет приложить все силы для своего развития или компенсации своей неприспособленности к социальной среде.
  • Окружающий мир – это арена для нашей деятельности. Из огромного числа возможных действий человек выбирает то, которое лучше всего подходит для достижения конкретных целей в конкретной ситуации. Выбирает в каждую минуту своей жизни – и через это развивается. Правильное формирование психики ребенка, его когнитивных возможностей, его характера и воли возможно только путем активной ориентировочно-исследовательской деятельности.

Мы не только развиваем в ребенке чувство собственного тела – мы помогаем ему научиться управлять своими движениями, стать сильнее и выносливее. Учим его не только перерабатывать информацию из внешнего мира, но и активно взаимодействовать с ним, исследовать и преобразовывать. В игровой среде и атмосфере сказки прорабатываем важнейшие функции психики ребенка, такие как внимание и мышление, а также учим его контролировать свои эмоции и правильно реагировать на трудности. Создаём лучшие условия для формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Добавить комментарий