Право творить: что блокирует творческие способности детей

Условия развития творческих способностей

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б. Н. Никитина, и Л. Кэрролла, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол­за­ние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на­сколько это и возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую­щий момент спо­собно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за­долго до обучения чте­нию годовалому ребенку можно купить кубики с бук­вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте­нием.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви­ваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Процесс по­знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому, в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, зани­маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя­тельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это де­лать, а не решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Роди­тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под­сказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду­маться.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к творчеству, проявлять со­чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре­бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме­шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме­шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со­хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до­казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до­школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис­кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. Каковы же основные направле­ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор­ческих способностей как творческое мышление и воображение в до­школьном возрасте.

Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители бе­седуют с ре­бенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет инте­реса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано на­чинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, ко­торыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако, станет ли такое детское любо­пытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсе­гда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность де­тей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познава­тельную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружаю­щей действительности, тем шире возможности для возник­новения и закрепле­ния у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникно­вения устойчи­вых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действи­тельности. У него должно возникнуть положительное эмоцио­нальное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрос­лыми деятельность.

Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ни­будь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним люби­мую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастно­сти к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и спо­собствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих си­туациях сле­дует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно до­биться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побу­ждающие к актив­ному размышлению.

Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития твор­ческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творче­скому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение исполь­зовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только та­кими осо­бенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять пред­ставления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неуме­ние управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. По­этому важ­нейшая линия в развитии воображения дошкольника – это развитие направлен­ности воображения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он соз­даёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ре­бенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой це­лью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллектив­ное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предло­жений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сю­жета, по­мочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочинен­ные ребен­ком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произ­ведений.

Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы за­нятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось боль­шое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс “Развитие Творческого Воображения” (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г. С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учре­ждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить ме­тодику развития детского воображения О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксы, а также спе­циальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е. В. Заи­кой.

Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно пред­ложить на базе программы, по которой он работает для развития творческого потенциала детей на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, разви­тию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Ог­ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включая в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это дейст­вие с раз­личными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.

Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т. д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предостав­ляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в ко­торые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же «дочки – матери» или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей су­ществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за­нятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б. Н. Никитиным, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать вос­пита­тели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумы­вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа /9, 56/. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замеча­тельную книгу Дж. Родари «Грамматика фантазии».

Результаты исследований показывают, что у многих детей надо раз­вивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный харак­тер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ста­вить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти­мальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход де­тей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с фор­мированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития развиваемой способно­сти.

Результаты исследований творческого потенциала детей выявили необходимость раз­вития способности видеть целое раньше частей. Одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ре­бенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту спо­собность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь, затем раскрывать его целостный образ.

Однако форсирование ана­литической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их не­умением видеть целое раньше частей, т. е. улавливать в отдельных событиях смысл, за­даваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость раз­вития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы под­черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди­телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ­альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по­чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ­хо­димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Таким образом, к психолого-педагогических условий развития творческих способностей необходимо отнести не только внешние факторы но и социальные связи. Предложенные выше меры будут способствовать более эф­фективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Развитие творческих способностей детей раннего возраста. Основные методы

Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.

развитие творческих способностей детей

Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

Читайте также:  Новогодний стол (год обезьяны), что приготовить, как украсить

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.

Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.

Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.

Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.

лепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

Чтение с детьми

Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.

Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.

Музыка

музыкальное развитие ребенка

С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.

Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.

Заключение

В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.

После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.

Родительское собрание на тему “Развитие творческих способностей у ребенка”

Цели:

  • выявить представления родителей о способностях детей;
  • познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;
  • показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;
  • учить выявлять и развивать творческие способности у детей.

Эпиграф к собранию:

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.Асафьев

Оборудование: бумага А4, ручки, цветные карандаши.

По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.

Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

  • стремление к познанию;
  • умение познавать новое;
  • живость ума;
  • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
  • стремление к открытиям;
  • умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
  • свободное воображение;
  • фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.

Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу .

Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.

Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

II. Практическая работа

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

  • Окружающий мир.
  • Развивающие игры и игрушки.
  • Рисование.
  • Лепка.
  • Чтение.
  • Музыка.
  • Аппликация.

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей». Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности. (Тест «Ваш творческий потенциал», Приложение 1)

Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.

Упражнение «Незаконченный рисунок»

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы.

– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
– необычные способы использования обычных предметов.

– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Читайте также:  Нейробиолог омолодил свой мозг и теперь рассказывает всем, как сделать так же

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку. порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

Лысогорская М.В. «Азбука воспитания». – Саратов: Изд-во Научная книга, 2005. стр. 30

«Способы развития творческих способностей детей» (методические рекомендации)

Актуальность

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Творческая деятельность – один из важных способов самореализации личности. Она невозможна без включения индивида в социальный мир, социальные структуры, систему социальных отношений. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно.
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самореализации ребенка. Современное образование пытается решить эту проблему, чтобы помочь каждому ребенку раскрыться и реализовать свои возможности. Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка, в результате которой, создается нечто новое, а основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.

Новизна

На основании опыта работы авторов предлагаются некоторые способы развития творческих способностей детей, подтвержденные патентами РФ:

  • Патент на полезную модель № 89901 «Способ развития творческих способностей ребенка и устройство для развития творческих способностей»
  • Патент на изобретение № 2378709 «Способ развития творческих способностей учащихся»
  • Патент на изобретение № 2378710 «Способ развития творческих способностей учащихся»
  • Патент на изобретение № 2378711 «Способ обучения изобразительной деятельности»
  • Патент на изобретение № 2378712 «Рисовальный конструктор»
  • Свидетельство № 2017620354 «Манипулятивное конструирование: практическое пособие».

Дается авторская азбука представления обучающего материала, позволяющая наглядно демонстрировать последовательность действий при работе над созданием художественного образа, что существенно облегчает ребенку с проблемами в развитии реализовывать свой замысел, воплощая его на бумаге в графике или аппликации.

Практическая значимость

Способность к продуктивной самореализации формируется в детстве и зависит от взаимоотношений со взрослыми (родители, воспитатели, педагоги), которые способствуют или блокируют творческую активность ребенка. Положение о ведущей определяющей роли взрослого в процессе обучения является общепризнанным в педагогике. Процесс формирования творческих способностей – процесс двусторонний, в котором должен принимать участие не только ученик, но и педагог, который должен стремиться к постоянному самосовершенствованию.
Игровой характер изобразительных упражнений и техник позволяет усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.
Будучи непосредственно связанной, с учебной деятельностью, творческая деятельность расширяет ее возможности, способствует формированию у учащихся психологических посылок теоретического сознания, изменению мотивов поведения и раскрытию новых источников развития познавательных сил.
Цель: развитие творческих способностей (интеллектуальных, психомоторных, художественных, конструкторских) у детей разного возраста и категорий (дошкольники, младшие школьники, дети с ограниченными возможностями здоровья) в процессе художественного создания и преобразования образа во внеурочной деятельности.

Технология развития
Учитывая то, что дети обладают различным запасом представлений и навыков и им трудно создавать образ в рисовании, считаем, что во многих случаях изображение предмета в аппликации должно опережать его изображение в рисовании: дети прежде составляют образ методом подвижной аппликации (манипулятивное конструирование), потом рисуют его, а затем выполняют композицию в объеме.
Мы предлагаем новые способы обучения изобразительной деятельности и развития творческих способностей детей с помощью собственного манипулятивного рисовального конструктора. Сочетание аппликации и рисования существенно расширяет возможности использования конструктора в самостоятельной творческой деятельности. Данный способ развивает графическую умелость, воображение, чувственно-двигательную координацию.

Результативность

Данная методика по развитию творческих способностей прошла апробацию в коррекционных школах VIII вида (№20, №80), начальных классах («Лицей №34»), а также в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста («Центр развития личности», детский дом №5) города Новокузнецка.

Основными результатами являются

  • повышение мотивации обучающихся;
  • приобретение практического опыта;
  • увеличение скорости овладения навыками созидательной и преобразовательной деятельности;
  • эмоциональная вовлеченность в творческий процесс;
  • повышение результативности.

Достижения детей в художественно-творческой деятельности:

  • победитель Международного конкурса (лицей №34), 2019г
  • участие в Международном конкурсе (шк. №.20), 2019г.
  • победители Всероссийских фестивалей для детей с ОВЗ (шк. №.20), 2016-2019г.г.
  • лауреаты (2 место) Всероссийского конкурса (лицей №34), 2018г.
  • лауреаты (2, 3 места) областных выставок- конкурсов (дд №5, ЦРЛ), 2013-2015г.г.
  • победители, лауреаты (2, 3 места) городских выставок- конкурсов (шк. №.20, №80, дд №5, ЦРЛ ), 2013-2019г.г.

Достижения авторов в области развивающих инновационных технологий:

  1. Медаль «Золотой Фонд Российского образования», 2016г.
  2. Медаль «Н.И. Пирогов», 2018г.
  3. Медаль «Элита Российского образования», 2018г.
  4. Специальный почетный знак «Золотой Фонд Российского образования», 2019г.

Технологии развивающего обучения художественному мастерству помогают детям в более короткие сроки освоить навыки рисования, конструирования и моделирования и способствуют раскрытию и развитию потенциальных возможностей и способностей, заложенных в них; позволяют формировать положительное отношение к учебному процессу.

Предназначено: для индивидуальной, групповой и совместной деятельности с детьми разного возраста и различных норм развития.
Адресовано: психологам, педагогам, воспитателям.

Понятия творчество и творческие способности. Основные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Екатерина Валентинова
Понятия творчество и творческие способности. Основные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».

Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т. е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.

Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределять тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Так что же такое творческие способности на самом деле?

Существует множество определений способностей. Так, Б. М. Теплов считал, что способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей. К. С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней». По мнению Л. Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н. С. Лейтеса, способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Способности – это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются. (Л. А. Венгер).

Способности человека могут развиваться спонтанно и организованно. В первом случае речь идет о свободном, естественном, сознательно не контролируемом и неуправляемом процессе развития способностей. Само же развитие в этом случае происходит по мере накопления человеком жизненного опыта. Правда, этот процесс нельзя назвать полностью неконтролируемым, так как взрослые люди в той или иной мере сознательно контролируют данный процесс у ребенка. Организованный процесс развития способностей связан с сознательными действиями, направленными именно на развитие соответствующих способностей.

Каковы же оптимальные условия развития способностей?

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б. Н. Никитина, и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения [135,3].

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает,что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие данных условий ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию творческих способностей. Неоспорим также тот факт, что самым главным условием является наличие необходимых задатков у человека. В соответствии с наличием определенных задатков выстраивается план развития способностей человека.

Читайте также:  Пилинг: что это, зачем делать, виды, противопоказания, уход за кожей

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 21 “Сказка” Севрюковой Любови Николаевны. Условия возникновения опыта: Опыт формировался в условиях.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аппликация – это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности, детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение.

Использование нетрадиционной техники «Квиллинга» в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В период дошкольного воспитания у детей закладываются основные навыки и умения творческой деятельности. Рано или поздно, интерес детей к.

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». … Это правда! Ну чего.

Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Мир будет счастлив только тогда,.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Понятия «творчество» и «творческие способности» у детей. Консультация для родителей Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей. Задача каждого учителя заключается в том, чтобы раскрыть.

Конспект родительского собрания «Развиваем творческие способности детей дошкольного возраста» Конспект родительского собрания. ТЕМА: Развиваем творческие способности детей дошкольного возраста. ЦЕЛЬ: Познакомить родителей с понятием.

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: обществу на современном этапе.

Педагогические условия и барьеры развития творческой активности дошкольников в художественно-творческой деятельности Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степаненко Вера Николаевна

Освещаются различные аспекты процесса развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами искусства. Автор дает определение понятия «творческая активность», отмечает специфику исследуемого процесса. В контексте затронутой проблемы рассматривается проблема барьеров в проявлении творческой активности личности. Особый акцент делается на педагогических условиях, способствующих развитию творческой активности и последующей творческой самореализации дошкольников на занятиях музыкой и изобразительным искусством.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степаненко Вера Николаевна

Текст научной работы на тему «Педагогические условия и барьеры развития творческой активности дошкольников в художественно-творческой деятельности»

5. Дружинин, В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. М., 2005.

6. Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. М., 1989.

7. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. СПб., 2000.

8. Мухина, В.С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО / В.С. Мухина, В.А. Горяина. М., 1997.

9. Рожков, М.И. Концепция экзистенциальной педагогики / М.И. Рожков // Яросл. пед. вестн. 2002. № 4. С. 74.

10.Рожков, М.И. Воспитание свободного человека / М.И. Рожков. Ярославль, 2006.

11 .Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Социол. журн. 1994. № 1. С. 35 – 52.

В.Н. СТЕПАНЕНКО ( Саратов)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Освещаются различные аспекты процесса развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами искусства. Автор дает определение понятия «творческая активность», отмечает специфику исследуемого процесса. В контексте затронутой проблемы рассматривается проблема барьеров в проявлении творческой активности личности. Особый акцент делается на педагогических условиях, способствующих развитию творческой активности и последующей творческой самореализации дошкольников на занятиях музыкой и изобразительным искусством.

Развитие творческой активности личности – вопрос не только актуальный, но и один из самых интересных среди вопросов природы человека, его самобытности и предназначения.

Творческая активность в науке трактуется по-разному: как «одна из главных движущих сил развития человечества»

(В.А. Яковлев), «высшая стадия развития личности» (К.А. Абульханова-Славская), «способ бытия личности» (Г.Г. Панкова), «многомерное обширное пространство человеческой культуры, сущностная характеристика человека» (А. Шаховской), «психологическое новообразование, внутренний ресурс человека в овладении новой деятельностью» (Д.Б. Богоявленская) и т. д.

В нашем понимании, творческая активность дошкольника – это ценностное личностно-деятельностное образование, представляющее собой совокупность психических процессов, обеспечивающих субъективное открытие нового, постижение неизвестного, выражающееся в инициативном усвоении новых знаний, самостоятельно реализуемое с помощью познавательных потребностей и интересов через творческие способности и умения ребенка.

Уточним, что предметом обсуждения нашей статьи является процесс развития творческой активности дошкольника через различные виды художественно-творческой деятельности (музыка, живопись, флористика, хореография). В связи с этим отметим некоторую специфику данного процесса. К наиболее значимым особенностям мы отнесли следующие:

• творческая активность дошкольника имеет эстетическую направленность, поскольку без эстетической основы невозможно художественно-творческое отношение к музыке, живописи, пластике и т. п. как к произведениям искусства;

• творческая активность дошкольника носит ярко выраженный личностно-индивидуальный характер, обусловленный био-психологическими особенностями ребенка (художественно-творческие способности, индивидуальные особенности художественно-творческого восприятия, способность к воображению, индивидуальный художественный опыт – музыкально-слуховой, музыкально-исполнительский, зрительный, пластический и др., способность к мыслительной деятельности и т. д.);

• творческая активность ребенка соединяет эмоционально-чувственное и сознательное.

В настоящее время, несмотря на обилие многочисленных фундаментальных исследований, проблема продуктивного развития творческой активности ребенка

© Степаненко В.Н., 2008

дошкольного возраста в художественнотворческой деятельности остается во многом нерешенной. Особенно это касается прикладных ее аспектов. Анализ статистических данных, а также материалы авторского исследования показывают, что большинство образовательных учреждений (школы, ДОУ), обучающих детей художественным видам деятельности, развивают не столько личность будущего творца, сколько инструментальные умения, в результате чего получаются хорошие активные исполнители, но не творцы. Это связано с тем, что воспитатели опасаются, что дети сделают что-то не так, что-то испортят, испачкают, сломают, и дети начинают бояться сделать ошибку, пробовать что-то новое, в чем еще не уверены. Следствием такого подхода, например, может стать так называемый феномен угасания способностей вундеркиндов. Ведь не секрет, что с возрастом творческие способности снижаются, тогда как интеллектуальные и жизненные возможности, наоборот, возрастают. Многие ученые констатируют, что дети дошкольного возраста обладают наибольшими предпосылками к творчеству по сравнению с подростками и взрослыми, но они часто оказываются невостребованными и утрачиваются. Традиционная система образования, к сожалению, зачастую «блокирует» индивидуальные проявления творческой активности. Примером этого могут служить высказывания педагогов относительно творческих проявлений ребенка: «Что ты натворил?»; «Не выдумывай!»; «Так никто не делает!»; «Все дети как дети, а ты?»; «Вечно ты все портишь!» и др. В результате у ребенка формируется негативное отношение (личностный барьер) к «экспериментированию».

В научной литературе существует несколько подходов к проблеме барьеров в проявлении творческой активности личности. Уточним, что понятие «барьер» определяется как «внутреннее препятствие выполнению определенной деятельности, отрицательное влияние прошлого опыта, препятствующее пониманию и правильной оценке ситуации, фактов, закономерностей, выбору способов действия, стратегии решения проблемы, инновациям» [4: 39].

Существует несколько видов барьеров в проявлении творческой активности: барьер дефицита информации, ценностные (первичные) и операциональные (вторич-

ные) барьеры (Р. Шакуров), функционально-мыслительный, семантический (А. Антонов), перцептивные, интеллектуальные, эмоциональные (А. Холл), личностные и организационные (П. Хилл), барьер отрицательных эмоций, барьер неправильной установки сознания (стереотипы, предвзятость, отсутствие интереса), социально-ролевые, социально-психологические, организационно-психологические (Л. Божович, Е. Руденский) и т. д.

Каковы бы ни были различия в изучении отдельных аспектов барьеров в проявлении творческой активности личностью, все многообразие перечисленных выше видов условно можно разделить на три направления исследований:

• психические барьеры (Д. Узнадзе, Л. Подлесская и др.), понимаемые через негативное отношение ребенка к новому, ригидность;

• когнитивные барьеры (Б. Кедров, И. Бурганова и др.), связанные с процессами мышления;

• личностные барьеры (Л. Божович, П. Хилл и др.), рассматриваемые через недостаток личностных качеств: упорства, настойчивости, гибкости, веры в себя, независимости, принятия себя и других, спонтанности, автономии и т. п.

Следует отметить, что барьеры могут выполнять как минимум две функции -негативную (полная блокировка творческой активности ребенка с последующим ее угасанием и переходом в исполнительскую активность); позитивную (служит мотивом, побуждением к преодолению препятствия).

Негативная функция барьера творческой активности в психолого-педагогическом плане опасна не только тем, что блокирует творчество ребенка, переводя его в лучшем случае в исполнителя, но и тем, что ее последствием могут стать социальная дезадаптация и личностная деструктивность. Об этом очень метко сказал Э. Фромм: «Если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению. Психологическое напряжение таково, что если человек не может соединить себя с миром в акте творчества, то рождается побуждение к устранению и разрушению мира . Альтернатива вполне четкая -творить или уничтожать» [5: 12].

Позитивная функция барьера творческой активности описывалась еще Н. Бер-

дяевым, который говорил о том, что творческий акт – это всегда преодоление и освобождение. Известный философ рассматривал преодоление барьера творческой активности как основу функционирования и развития психики, ведущий механизм становления человеческой личности, как детерминирующий фактор развития деятельности [1]. Однако неясным остается вопрос, почему в одних случаях барьеры успешно преодолеваются, а в других – нет. Анализ исследований по данному вопросу, а также материалы авторского исследования позволяют предположить, что решающее значение в преодолении барьеров творческой активности играют личностные качества ребенка: его воля, упорство, настойчивость, вера в себя, независимость и др., а таже создание определенных условий для проявления творческой активности.

Таким образом, обозначается проблема обеспечения педагогических условий для проявления дошкольником творческой активности. Остановимся на этом более подробно.

Анализ научной литературы по проблеме творческой активности детей дошкольного возраста, проявляемой в художественно-творческой деятельности, позволяет выделить целый ряд условий, обеспечивающих продуктивность данного процесса, наиболее значимыми из которых мы считаем приведенные ниже.

Наиболее важным условием является создание ситуаций вариативности и добровольности, означающих то, что ребенок (сообразуясь со своими интересами и склонностями) имеет возможность выбора различных видов художественно-творческой деятельности (музыка, живопись, пластика, флористика и др.). Добровольность со стороны дошкольника необходима для внутреннего присвоения избранной деятельности. Кроме того, именно добровольность приносит истинную радость и удовлетворение, пробуждая желание заниматься творчеством, проявлять самостоятельность, инициативу.

Следующим условием можно выделить обязательную ориентацию педагогов ДОУ на лучшие образцы художественного творчества, проверенные временем. Неся в себе ценностный смысл, произведения искусства во многом формируют мировоззрение человека, и это нацеливает педагога на использование в своей работе шедевров ис-

кусства, культуры. В противном случае можно нанести непоправимый вред неокрепшей детской психике.

Проявление творческой активности невозможно без ощущения ребенком значимости собственного Я. Поэтому одним из необходимых условий мы считаем создание на занятиях художественно-творческой деятельностью ситуаций успеха для дошкольника. Для этого воспитатель ДОУ может использовать похвалу, эмоциональное одобрение, поощрение творческих достижений ребенка. Такая поддержка оригинальных, нестандартных идей, содействие творческому самовыражению детей помогает воспитаннику преодолевать психологические, когнитивные и личностные барьеры творческой активности в художественно-творческой деятельности.

Вышеозначенное условие логически дополняет следующее – это специальное обучение мобилизации для художественнотворческой деятельности и релаксации. Процесс мобилизации касается всех сторон психической жизни ребенка, но более всего затрагивает волевую сферу. Необходимость постоянного «настраивания» на активность и творчество, осознание механизмов включенности в художественнотворческую деятельность, овладение навыками психологической и физиологической готовности к творческой активности – вот составляющие процесса мобилизации. Однако не будем забывать и о том, что для успеха в любом виде деятельности, в том числе и художественно-творческой, необходима не только мобилизация, но и периодическая релаксация. Релаксация подразумевает расслабление, снятие накопленного напряжения. Совокупность процессов мобилизации для художественно-творческой деятельности и релаксации создает наиболее оптимальные условия для развития творческой активности личности.

Следующее педагогическое условие обусловлено потребностью ребенка в творческой самореализации, которую можно удовлетворить через внедрение в образовательный процесс ДОУ различных видов и типов творческих заданий. Такие задания должны носить индивидуальный характер и иметь достаточно широкий спектр выбора для дошкольника, который в данном случае будет руководствоваться своими интересами. Педагог при этом акцентирует значимость самого процесса творчества и избегает отрицательных оценочных суждений.

Еще одним условием эффективного развития творческой активности дошкольника является постепенное усложнение творческих заданий, предоставляющих ребенку возможность действовать на пределе своих возможностей.

Другим важным условием развития творческой активности можно назвать соответствие психолого-педагогического инструментария поставленной цели, а также возрастным особенностям ребенка. Так, например, метод проблемных ситуаций может быть использован лишь фрагментарно, в качестве же основного целесообразнее избрать игровое моделирование, поскольку именно игра для ребенка дошкольного возраста является естественной, органичной частью его жизни. Причем формы игр могут быть самыми разнообразными: творческая игра-концерт, игра-конкурс, игра «Творческая мастерская», игра-драматизация, игра-сказка и др. Игровое моделирование предполагает выбор игры определенного вида, специальное ее построение, интересно подобранный художественнотворческий материал, выбор и использование конкретных общих и специальных методов, индивидуальный подход педагога к каждому ребенку.

Следующим условием продуктивного развития творческой активности дошкольников является разработка программы ближайшего и перспективного развития личности воспитанника, поскольку исследуемый процесс предполагает не эпизодическую, спонтанную работу, а планомерное, постоянное движение к конкретной цели.

В качестве еще одного условия выделим профессиональное мастерство и личностное обаяние педагогов ДОУ. Развитие творческой активности ребенка не терпит дилетантского подхода, ориентации воспитателей лишь на быстрое обучение детей, резких отрицательных оценочных суждений в адрес воспитанников, приверженности к самоограничению, штампам, стереотипному мышлению и т. п. Важно, чтобы педагог ДОУ, побуждающий дошкольников к проявлению творческой активности, вызывал у детей доверие и уважение. Такое взаимопонимание возможно лишь при условии не только профессиональной компетентности воспитателя, но и соблюдения им норм психологической культуры и этики. Немаловажное значение име-

ет и умение педагога ДОУ включаться в эмоциональное сопереживание того или иного произведения искусства, создавая обстановку непринужденного общения. Смех, радость, восхищение прекрасной музыкой, замечательными картинами мы рассматриваем как стимулы к преодолению дошкольником возможных барьеров творческой активности.

1. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. М., 1916.

2. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: прогр.-метод. пособие / Л.В. Ку-цакова, С.И. Мерзлякова. М.: Владос, 2003.

3. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. М.: Акад. проект, 2006.

4. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2004.

5. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М., 1993.

В.Т. ВОЛОВ ( Самара)

ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Представлены результаты проекта по высшему профессиональному образованию в пенитенциарной системе России. В результате лонгитюдных психолого-педагогических исследований вскрыт механизм перевоспитания осужденных, получающих высшее образование на базе спутниковых телекоммуникационных технологий обучения. Показано, что спутниковые телекоммуникационные технологии обучения являются наиболее эффективными при обучении в экстремальных условиях.

Как известно, одной из важнейших социальных проблем развития общества является преступность. В разные эпохи общество пыталось разрешить эту проблему, как правило, ужесточая меры пресечения. Однако применение подобных мер

Добавить комментарий