Православные праздники Три августовских Спаса: традиции празднова

Три Спаса — православные праздники августа

Наталья Плахтеева
Три Спаса — православные праздники августа

В августе месяце есть три больших праздника в честь Спасителя, которые издавна на Руси называют Спасами.

Первый Спас – 14 августа, по народному выражению – “на воде”.

Второй – 19 августа, “на горе”.

Третий – 29 августа, “на полотне”.

Первый Спас – 14 августа

Церковное название этого праздника — «Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня», ещё он называется «Спасом на воде». В Русской Церкви этот праздник соединился с событием Крещения Руси в 988 году. На первый Спас совершался крестный ход на водоёмы для освящения воды. В деревнях праздник отмечали без пышности — в эту пору крестьянину было не до веселья и гуляний, потому что устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост.

Первый Спас еще называют Медовым Спасом. “На первый Спас и нищий медку покушает”, «Первый Спас — лакомка» – так раньше говорили в народе. По народным приметам на Медовый Спас улетают ласточки и стрижи, что считается первым знаком приближающейся осени.

Второй Спас – 19 августа

В этот день празднуется чудесное Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. Вместе с ним были его ученики – апостолы Иаков, Иоанн и Петр. Это Спас “на горе”.

В народе этот праздник называется «Яблочный Спас». Раньше в день Яблочного Спаса было принято святить виноград. Но так как он не везде рос, то в церквах святили и яблоки, и груши, и сливы, и другие фрукты.

По народным приметам считалось, что если погода на Яблочный Спас хорошая, то зима будет холодная, если в день Яблочного Спаса идет дождь, то и осень будет дождливой, а если на Второй Спас сухо, то и осень будет сухой.

Третий Спас – 29 августа

Установлен в память перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. Значение Нерукотворного Спаса состоит в том, что когда Иисус Христос однажды умывался, он вытер свой лик полотняным полотенцем, на котором отпечаталось его лицо. Поэтому этот Спас и называется Нерукотворным.

В народе этот праздник называли Хлебным Спасом, так как в это время крестьяне заканчивали сбор зерна. Ещё его называли Ореховым Спасом. Про третий Спас в народе в старину говорили:

«Спас хлеба припас»,

«Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушек в гумне!»

Народные названия православных праздников тесно связаны с сезонными сельскохозяйственными работами (сбор меда, яблок, хлеба, орехов, ягод). А ещё в это время на Руси крестьяне завершали белить полотна, из которых потом шили себе одежду, скатерти, полотенца. Поэтому Ореховый Спас называется не только Хлебным Спасом, но еще и Полотняным Спасом, Спасом на Холсте.

Третий, Нерукотворный Спас — это последний праздник, который завершает Успенский пост. Но не стоит сводить смысл этих праздников лишь к освящению яблок и других фруктов: в первую очередь это большие духовные праздники.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию рецепт очень полезного и вкусного овощного блюда

«Свекла по – монастырски»

В нашей семье очень любят свёклу. Поэтому я часто готовлю различные блюда из этого полезного вкусного овоща.

Для приготовления нам понадобятся продукты:

– болгарский перец (красный, жёлтый, зелёный,

– горький перец «Бараний рог» (по желанию,

– помидоры или томатный сок,

Способ приготовления:

Свеклу и морковь пропустить через мясорубку или натереть на тёрке. Выложить в сковороду и потушить. Затем добавить мелко нарезанный болгарский перец, лук.

Уже в конце влить немного томата, посолить. При желании можно добавить горький перец, зелень, чеснок. А ещё – чайную ложечку мёда!

Это блюдо можно подавать в качестве самостоятельного блюда, гарнира, намазать на хлеб и предложить в виде бутерброда.

Приятного аппетита!

Календарь знаменательных дат Как правило, в каждом детском саду имеются свои календари знаменательных дат. Встречаются календари, связанные с добрыми традициями группы,.

Медовый Спас. Совместная деятельность педагога с детьми старшей группы Приветствую всех коллег, посетивших мою страничку! В настоящее время актуальной является задача сохранение национальных традиций, формирование.

Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?

О вреде и пользе существующих традиций

– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

Читайте также:  Похудение без диет Середина дня: сила углеводов

– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Православные праздники

Три августовских Спаса: традиции празднования

Для наших предков август был одним из самых щедрых месяцев, и именно в это время три важных церковных праздника приобрели для людей двойное значение.

Спас медовый, яблочный, ореховый были приурочены к важным сельскохозяйственным событиям года. И теперь каждый праздник имеет свою историю, традиции и обычаи, в которых тесно переплетается жизнь народа с его верой.
Традиции празднования Спасов очень интересны, и их часто используют для проведения народных гуляний или небольших мероприятий для детей и взрослых. И каждый Спас: медовый, яблочный, ореховый – может стать ярким и интересным праздником.

Содержание статьи:

Медовый спас

Он приходится на 14 августа, и его правильное наименование – Произнесение древ Христа Господня. Начало праздника идёт с тех времен, когда в Константинополе в августе из-за жары начинались эпидемии. Из храма Святой Софии тогда выносили кусочек дерева, который по утверждению священнослужителей был частью Креста Спасителя. Крёстные ходы с этим фрагментом святой реликвии проходили в течение недели по всему городу, дабы защитить его от эпидемий.
Только глубоко интересующиеся историей Православия люди знакомы с истинным значением медового Спаса, однако на Руси к нему был приурочен сбор мёда. Пчеловоды доставали из ульев соты с мёдом, и заготавливали ценный продукт. И в этот день по всей стране проходили схожие мероприятия:

  • Мёд святили в церкви, и раздавали часть неимущим, одиноким и старым людям, сиротам.
  • Собирали и святили маковые коробочки.
  • Проводили обряды освящения воды.

Праздник медовый Спас связан с несколькими явлениями. Считается, что в этот день вода также становится освященной, и потому нужно непременно на заре купаться, смывать с себя все грехи и накопившуюся усталость, болезни и обиды. А сбор мака приурочен ко дню памяти Маккавеев – семи мучеников из Ветхого Завета.

Обычаи медового Спаса для сценария праздника

Как праздновать Спас? Важной частью празднества становилось угощение, которое готовилось по особым правилам. В ход шел освящённый мёд и мак, однако 14 августа начинается Успенский пост. А потому выпечка была постной. Ею угощались в первую очередь бедные люди, соседи и друзья. И теперь не лишним будет украсить стол медовой и маковой выпечкой.
Если есть возможность, то в сценарий Медового спаса следует включить водные процедуры. Считается, что после этого праздника уже нельзя купаться в реках и озерах, однако нужно собрать воду рано утром (в колодце или любом чистом источнике) и освятить её в церкви, а затем пить, обливаться ею и умываться.
Для защиты своей семьи от нечистых сил и недобрых взглядов рассыпают по углам и укромным уголкам дома небольшое количество маковых зёрнышек. А ближе к вечеру нужно проводить этот день, выйдя на улицу и наблюдая за закатом. Считается, что так провожают лето, которое с этого дня быстро пойдёт на убыль.
В народе ходит множество загадок и поговорок, связанных с медовым спасом. Они также становятся частью игры. Яблочный и медовый Спас часто объединяют, и празднуют вместе. Основой веселья становится угощенье, которое очень важно преподнести не только своим близким, но и окружающим людям.

Яблочный спас

Так же как и медовый, яблочный Спас был так прозван по началу сбора урожая. И если сейчас эти фрукты собирают и едят почти круглый год, то на Руси строго собирали яблоки на заре, 19 августа. И вкушали яблочки тоже только с этого дня. А потому в честь такого вкусного события проходили веселые гулянья для детей и взрослых.
В Православии Яблочный спас — праздник — основывается на событии, которое получило название «Преображение Господа Бога и Спас Иисуса Христа». Незадолго до казни, утверждают верующие люди, Иисус Христос предстал перед тремя своими учениками, на небольшое время в своём «Божественном величии» – в сиянии белом и в окружении пророков древних.

Интересные обычаи яблочного Спаса

Яблоки собирались с раннего утра, и относились в церковь на освещение. Затем их несли домой, а часть непременно раздавали нищим и сиротам. Дома же из яблок пекли пироги, слойки из постного теста. Вместе с яблоками собирались и груши, фрукты вываривали в меду или сиропе, делая вкусные и очень полезные сладости.
Помимо угощения, в этот день приветствуются игры. Например, в сценарий яблочного спаса можно включить катания яблок. Дети толкают яблоки под горку или по расстеленной на полу ткани в одну сторону, и чей плод дальше укатится, того и ждёт в будущем году благополучие. В развлечениях обязательно должны быть загадки, поговорки, связанные с событием.
Вечером народ выходит на улицу, и в веселье — танцами и песнями — наблюдает за закатом. Считалось ранее, что именно в этот день приветствуется грядущая осень, и называли это «Первые осенины». Игры, которые устраиваются в этот день, были обязательно связаны с поиском и сбором яблок на скорость. В Яблочный или Медово-Ореховый Спас шумное веселье допускается и даже поощряется взрослыми.

Ореховый спас

По преданию, 29 августа 944 года в Константинополь был доставлен кусок холста, на котором отпечатался лик Иисуса Христа. И так как на Руси лик Сына Божьего очень почитался, то Спас называли холщовым. Во многих селах и городах в этот день торговали тканями и холстами, а накануне отмечали Успение Пресвятой Богородицы.
Название «Ореховый Спас» пошло от того, что в этот день начинали сбор орехов. Однако гораздо более важным было то, что завершался сбор зерновых культур. А потому в этот день пекли пироги и караваи из свежей муки, колосья целиком освящались в церкви, и проходили большие гулянья и в городах, и в селах.

Как праздновался ореховый, или хлебный Спас?

И снова важное место отводится во время этого праздника угощениям. Свежий хлеб, сдоба и выпечка с орехами выставляются на столы, ими угощаются близкие и друзья, соседи и даже просто прохожие. В качестве угощения подавались и напитки, такие как хлебный квас.
Игры для детей в праздник Ореховый Спас были самыми разными. Например, нужно было нарядить в платок матрёшку, не придерживая её. Соревнования сейчас можно проводить на «матрёшках», сделанных из воздушных шаров. Пелись песни, разгадывались загадки. Многие из них дошли до нашего времени, как и обычай разрисовывать полотна узорами.
В качестве игр собираются орехи, разбросанные по полотну, на скорость. Также играют в салки с лентами – ленты длиной около полуметра заправляются за пояс или в кармашек, и ведущий должен догнать одного из игроков, выдернуть у него ленту. После чего пойманный становится ведущим.

Праздник с объединением трех Спасов

Часто три Спаса выделяют из августовских праздников и объединяют в одно событие, и в его ходе не только рассказывают зрителям в интересной форме об истории каждого дня, но и устраивают конкурсы, разыгрывают представления, водят хороводы.
Такое привычное современному человеку употребление фруктов, мёда и хлеба — орехов обретает особый смысл, когда удается поближе познакомиться с историей праздников. Традиционные действия и развлечения позволяют прочувствовать радость и благодарность за собственное благополучие и процветание.
Чтобы определить, когда праздновать яблочный и медовый, а также ореховый Спас вместе в августе 2016 года, можно обратиться к русским традициям. Наиболее удачным будет празднование на ореховый Спас, когда по обычаю уже можно употреблять и яблоки, и хлеб.

«Сель­ско­хо­зяй­ствен­ный» ас­пект празд­ни­ка
Мне вспом­нил­ся «за­ме­ча­тель­ный» при­мер на­род­ной омо­ни­мии. Ко дню 1/14 ав­гу­ста бы­ло при­уро­че­но ве­я­ние ма­ка, от­сю­да и фольк­лор­ный празд­ник – «Ма­ковей». Мож­но бы и по­сме­ять­ся, но сле­ду­ет гру­стить: за мно­гие сто­ле­тия хри­сти­ан­ской ис­то­рии наш на­род так и не смог усво­ить хо­тя бы азы ре­ли­ги­оз­ной гра­мот­но­сти. По­это­му очень мно­гие лег­ко от­ка­за­лись от сво­ей куль­тур­ной ис­то­рии, ко­то­рая на­ча­лась, по сло­вам ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва, «с кре­ще­ния Ру­си». А сей­час мы до­шли до та­кой чу­до­вищ­ной сте­пе­ни куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го оди­ча­ния, что да­же так на­зы­ва­е­мые «об­ра­зо­ван­ные лю­ди» ори­ен­ти­ру­ют­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре не луч­ше преж­не­го му­жи­ка-хле­бо­паш­ца (но ему это бы­ло из­ви­ни­тель­но).

Сель­ско­хо­зяй­ствен­ные на­зва­ния хри­сти­ан­ских празд­ни­ков оправ­да­ны толь­ко в фор­маль­но-хро­но­ло­ги­че­ском смыс­ле. Ведь празд­ни­ки непо­движ­но­го цик­ла, с фик­си­ро­ван­ны­ми да­та­ми, яв­ля­лись рань­ше для про­стых лю­дей един­ствен­ны­ми ка­лен­дар­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми ве­ха­ми. (В их из­бах не бы­ло кол­хоз­ных ка­лен­да­рей, ра­дио­то­чек и они не вы­пи­сы­ва­ли жур­нал «Кре­стьян­ка».) Так, к Пер­во­му Спа­су при­уро­чи­ли про­во­ды ле­та. Па­сеч­ни­ки на­чи­на­ли вы­ла­мы­вать со­ты: счи­та­лось, что к это­му вре­ме­ни «пче­ла пе­ре­ста­ет но­сить ме­до­вую взят­ку». От­сю­да на­зва­ние «Ме­до­вый Спас», а так­же «мок­рый», – из-за на­ча­ла хо­лод­ных рос. От­ме­ча­ет­ся от­лёт пер­вых ла­сто­чек и стри­жей, по­яв­ле­ние стай гра­чей и сквор­цов.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Через пять дней – Вто­рой Спас, ас­со­ци­и­ру­ю­щий­ся для мно­гих лишь с ду­ши­сты­ми яб­ло­ка­ми и ины­ми фрук­та­ми, ап­пе­тит­но гро­моз­дя­щи­ми­ся на длин­ном сто­ле в хра­ме. При­хо­дит­ся на­блю­дать, как иные гос­по­да пе­ре­ми­на­ют­ся с но­ги на но­гу и яв­но ду­ма­ют: «Ско­рее бы за­кон­чи­лась эта служ­ба с непо­нят­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми («… сла­ву Свою яко­же можаху…» и про­чее) и ба­тюш­ка по­брыз­гал на­ши фрук­ты свя­той во­дой! Ну, на­ко­нец-то по­кро­пил! Те­перь их мож­но вез­ти в офи­сы («пра­во­слав­ным» ныне быть мод­но) и с чув­ством хо­ро­шо вы­пол­нен­но­го дол­га уго­щать со­труд­ни­ков.

Хри­стос и апо­сто­лы бы­ли бы это­му весь­ма удив­ле­ны, по­то­му что от­нюдь не фрук­ты за­ни­ма­ли их ум на го­ре Фа­вор, и не ра­ди освя­ще­ния «пло­дов зем­ных» Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня! Ка­ков же под­лин­ный смысл это­го зна­ме­на­тель­но­го тор­же­ства? Об­ра­тим­ся к 19 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю.

Три Спаса августа: мед, яблоки, хлеб

«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве — от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника — в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа — своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа — Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей — засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа — Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора — «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса — выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Читайте также:  Почему мне нравится «Гарри Поттер»

Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас — как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки — главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», — утверждали в народе.

29 августа — Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного — в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно — написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома — самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди — длинные зимние вечера.

«Третий Спас — хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас — время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый – история, традиции, приметы

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса – праздник с длинным названием – Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас – медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он – один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник – день Преображения Господня – прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое – это цвет Преображения.

Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса – до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки – то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания – считалось, что они обязательно сбудутся.

Про Яблочный Спас ещё говорят – «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник – напоминание о духовном преображении каждого из нас.

Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»

Другие публикации по теме:

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Читайте также:  Отдых на новый год: праздники на Кипре, чем впечатлит такой

Августовские Спасы.История возникновения праздников.

Исследовательская работа ученицы 8 класса, которая поставила перед собой цель познакомиться с историей возникновения августовских Спасов.

Скачать:

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota.docx880.78 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная

школа» в с. Малиновка

Тема: «Августовские Спасы. История возникновения праздников»

ученица 8 класса

учитель русского языка и литературы Исаева Лиана Вахтанговна.

Глава 1.«Это удивительное слово – СПАС…» ………………………. …4

Глава 3. Яблочный Спас ………………………………………………. 7

Глава 4. Ореховый Спас …………………… ………………………….. .9

Список информационных источников …………………………………. 11

Август не зря называют месяцем трех религиозных праздников. Дело в том, что именно в последний месяц лета на Руси всегда отмечался великий Спас. 14 августа праздновали Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас и 29 августа – отводилось для Орехового, или Хлебного Спаса. Все эти три праздника перемежаются в течение Успенского поста (Приложение1).

Все три названия содержат общий элемент – Спас. Что это, случайность? Или здесь кроется какая-то тайна?!

Так наметился план нашего исследования: мы поставили цель работы, определили задачи, разработали маршрут движения к изучению темы. Мы посетили школьную и сельскую библиотеки, пользовались материалами из сети Интернет и узнали много интересного.

Цель нашей работы: узнать, почему все три названия религиозных августовских праздников содержат общий элемент – Спас.

-проанализировать полученные данные о каждом из трёх праздников в энциклопедической и художественной литературе, в материалах сети Интернет;

-описать историю возникновения праздников.

Гипотеза: названия праздников даны в честь Иисуса Христа – Спасителя (Спаса) и восходят к далёкой древности, отражая представления народа об окружающем его мире.

Основные методы исследования :

  1. Наблюдение, поиск и сбор информации.

2. Отбор наиболее значимых материалов.

Объект исследования : три религиозных праздника: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.

Значимость исследования: данная работа может быть использована на внеклассных мероприятиях.

«Это удивительное слово – СПАС…» 4

В названии трёх религиозных праздников есть общее слово – Спас.

Мы узнали, что у этого слова несколько значений. Так, например,

Т.Ф. Ефремова толкует значения этого слова следующим образом:

1.Иисус Христос, спасший, по христианскому вероучению, человечество, искупив его грехи; Спаситель.

2. Название церкви в честь Спасителя.

3. Название каждого из трёх летних православных церковных праздников, посвящённых Спасителю.

А вот материал из Википедии — свободной энциклопедии:

* Спас — эпитет , присваиваемый Иисусу Христу.

В Толковом словаре под редакцией Ожегова С.И. читаем:

-В христианском вероучении – Христос (цер. корень ). В христианстве и иудаизме: божественный избавитель человечества от его грехов. Пришествие Спасителя. Христос-Спаситель.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова также толкует значение слова Спас как Спаситель .

Значит , названия всех трёх праздников напрямую связаны с образом Иисуса Христа.

История каждого праздника уникальна и уходит корнями в древние страницы русской истории.

Первым из трех августовских Спасов отмечают Медовый . В основе первого Спаса – праздник с длинным названием — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время, и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество — теперь уже посвященное Спасу. А началось всё с чуда… В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас празднуют 14 августа, и имеет он несколько названий: Спас на воде, мокрый, или медовый Спас . В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются. Мак связан с поминовением мучеников Маккавеев, которые отдали жизни за Русь.

В 988 году, 14 августа, или 1 августа по старому стилю, произошло Крещение Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.
Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас – медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он – один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
Часть меда обязательно оставлялась в церкви; часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.
Принимая во внимание найденные материалы, скажем, что происхождение праздника Медовый Спас уходит корнями в глубокую древность, ознаменованную Пришествием Иисуса Христа на нашу Землю.

Яблочный Спас 7

Спас Второй – Яблочный – отмечается 19 августа и называется Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В этот праздник – день Преображения Господня – прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик. Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников. С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое – это цвет Преображения.
Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса – до тех пор собирать можно только падалицу, а очень верующие люди совсем не едят яблок до этого дня. Существует поверие, что если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки – то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки. Вообще собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые

христиане традиционно к алтарю приносили виноград. В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания – считалось, что они обязательно сбудутся. Про Яблочный Спас ещё говорят – «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник – напоминание о духовном преображении каждого из нас. Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным. По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим , история праздника Яблочный Спас ( Преображение Господне ) насчитывает не одно столетие. Религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Ореховый Спас 9

Завершает августовские праздники Ореховый спас , который отмечают 29 августа, прозванный по-народному Ореховым, а ещё Хлебным, потому что в этот день поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года, предлагая православным верующим насладиться орехами и угощением из них. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.
Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя . В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода .

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Аппетитные огромные караваи, выпечка и различные блюда с орехами —всё это очень полезно и вкусно.

Сделаем вывод : на Руси к образу Христа относились с большим почтением. В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский , во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

Мы установили, что три больших православных праздника, возникших у славян во славу Спасителя и одновременно чествующих щедрость природы, одарившей живущих богатым урожаем меда, яблок и орехов, выпадают на самый яркий и теплый месяц лета – август, за которым следует первый месяц осени.

Мы установили также, что названия даны в честь Иисуса Христа – Спасителя (Спаса). По народной этимологии, значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, чтобы употреблять в пищу нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб.

В настоящее время августовские Спасы не утратили своей значимости. Как и много веков назад, 14 и 19 августа верующие спешат на рассвете в храм, чтобы освятить мёд и свежие фрукты (Приложение 3). Традиционно в эти дни едят мёд, выпекаются пресные яблочные пироги и раздариваются ангельски чистым созданиям – детям, а также близким, знакомым, дорогим сердцу людям и нуждающимся.
Что касается народных обрядов, то Яблочный спас не обходится без шумных игр и веселья на природе. У нас, в сельской местности, всё ещё принято собираться вместе для танцев и песен, которые издавна использовались славянами для задабривания сил земли и выражения им своей благодарности. Праздник, сочетающий в себе чистоту православной веры и мистический смысл язычества, настолько тесно переплелся с реальностью современной жизни, что без него уже невозможно представить прощание с летом (Приложение 4). Неудивительно поэтому, что верующие поздравляют друг друга, одаривая красочными открытками (Приложение 3), угощая свежеиспечёнными пирогами и орехами.

Список информационных источников

1.Банников Е. Медовый Спас // Славянские праздники и обряды: Православный календарь. — М.: Гелеос Издательский дом, 2008. — 41 с. — ISBN 9785818914824 .

2.Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .

3. Спасать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2: П—V.

Добавить комментарий