Варианты объяснения снижения уровня результатов спортсменов

Варианты объяснения снижения уровня результатов спортсменов

Случай из практики – необъяснимое снижение уровня результатов

Два члена национальной команды бегунов на длинные дистанции пришли с жалобами на снижение уровня результатов. Один из них (А) за последние 6 мес. трижды перенес инфекционное заболевание верхних дыхательных путей, другой (Б) жаловался на тяжесть в области мышц в последние 4 нед. Оба отмечали частую головную боль и плохой сон. За месяц до появления жалоб они участвовали в 4-неделыюй интенсивной программе тренировок наряду с остальными членами сборной, которые, в отличие от этих двух спортсменов, улучшили свои результаты. В момент завершения программы ЧСС в покое у обоих спортсменов была несколько повышенной, однако сейчас была в пределах нормы.

Спортсмен А жаловался также на периодические боли в горле, увеличенные и болезненные лимфоузлы, сухой кашель и насморк. У спортсмена Б отмечались плохой аппетит, утрата мотивации, раздражительность, снижение массы тела, подавленное настроение. Оба спортсмена испытывали трудности, связанные с включением в национальную команду.

Во время обследования у спортсмена А обнаружили несколько болезненных лимфоузлов в области шеи, сердце и легкие были в норме. Лабораторные тесты показали явную анемию и нейтропению. У спортсмена Б определили только повышенные уровни содержания креатинкиназы. Уровни ферритина были нормальными у обоих спортсменов. Их тренер считал, что оба они не могут быть перетренированными, поскольку все остальные члены команды улучшили свои результаты.

Врач обязан исключить, прежде всего, вероятность органических заболеваний, таких, как анемия, заболевание щитовидной железы, истощение запасов гликогена (нередко в виде нарушения питания) или даже атрофия и астма. Следует провести целый ряд тестов и анализов.

Синдром необъяснимого снижения уровня результатов (ранее называвшийся синдромом перетренированности) можно условно разделить на три формы проявления:

– нарушения настроения (депрессия, раздражительность, тревожность), плохой сон и утрата мотивации;

– утомление, тяжесть в мышцах, непредвиденное чувство усилия;

– частые незначительные инфекционные заболевания.

У некоторых спортсменов может наблюдаться сочетание симптомов из всех трех групп.

В рассматриваемом примере симптомы у спортсмена А указывали на явную иммунодепрессию, в то время как симптомы, наблюдавшиеся у спортсмена Б, представляли собой комплекс изменений настроения и физиологического утомления.

Патология, лежащая в основе синдрома необъяснимого снижения уровня результатов, сложная и разнообразная. Данные последних исследований указывают на целый ряд факторов, таких, как низкие уровни глютамина, низкое содержание иммуноглобулина А в слюне, снижение клеточной иммуноактивности, которые приводят к иммуносупрессии. По всей видимости, существует множество других неизвестных факторов. Изменение чувствительности серотонин рецептора может вызвать общее утомление; нейроэндокринные факторы (адреналин, норадреналин, изменения функции комплекса гипоталамус – гипофиз) также приводят к утомлению и неадекватному восстановлению. Одним из последствий нарушения функции системы гипоталамус – гипофиз может быть выраженный гипотиреоз, поэтому после восстановления и перед началом лечения необходимо проверить функцию щитовидной железы. Следует также учитывать физиологические, психологические, медицинские и связанные с питанием факторы.

Что касается спортсмена Б, нейтропения у него была этнического происхождения, а низкий уровень гемоглобина 12,5 вследствие физиологического разбавления, обычно наблюдаемый у спортсменов, занимающихся аэробными видами двигательной активности, сопровождался низким показателем гематокрита (37 %), высоким средним объемом эритроцитов в крови и нормальным уровнем ферритина (запасы железа). Уровни глютамина сыворотки, которые измеряли у всех членов команды, наиболее низкими были у рассматриваемых двух спортсменов.

Высказывалось предположение, что спортсмен Б мог страдать каким-то нарушением питания, однако последующее обследование показало, что это не так.

Обоим спортсменам порекомендовали обратить особое внимание на режим питания и потребления жидкости, нормализацию сна и адекватное восстановление. Пищевые добавки назначены им не были, хотя в некоторых случаях целесообразно применять углеводные, мультивитаминные и глютаминовые добавки под наблюдением специалиста в области питания или спортивной медицины.

Спортсменам предложили заниматься двигательной активностью очень низкой интенсивности. Была разработана специальная 6-недельная восстановительная программа. Она начиналась с 10-минутных небольших физических нагрузок (главным образом плавание и езда на велосипеде) и в течение следующих 5 нед. была увеличена до 1 ч. Проводились также два коротких спринтерских занятия, включавших 10-секундный бег с максимальной скоростью с отдыхом между забегами в течение не менее 3 мин. Для контроля за симптомами использовали визуальную десятибалльную шкалу: у спортсмена А – для мониторинга гланд, болей в горле и утомления; у спортсмена Б – для мониторинга тяжести в мышцах, утомления, сна, мотивации и аппетита.

Спустя 6 нед. оба спортсмена возобновили обычный режим тренировок, отдыхая 1 раз в неделю и чередуя более и менее интенсивные тренировочные занятия. У спортсмена А больше не возникали инфекционные заболевания верхних дыхательных путей, а симптомы (по визуальной шкале) снизились до нуля. Оба спортсмена в конечном итоге были включены в национальную команду.

Процесс старения и пожилой спортсмен (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Процесс старения и пожилой спортсмен

В последние 20 лет резко увеличилось число взрослых мужчин и женщин, занимающихся раз­личными видами спорта. Хотя большинство из этих “зрелых” спортсменов, которых часто назы­вают ветеранами, занимаются спортом для под­держания хорошей формы, некоторые из них тре­нируются с таким же азартом и усердием, как и юные олимпийцы. В последние годы были созда­ны прекрасные условия для пожилых спортсме­нов соревноваться в различных видах спорта, включая тяжелую атлетику и марафон. Спортив­ные результаты, которые иногда показывают эти ветераны спорта, не поддаются объяснению. Од­нако хотя уровень силы и выносливости этих спортсменов значительно превышает уровень их нетренированных сверстников, все же даже у наи­более подготовленных наблюдается снижение уровня мышечной деятельности после 40 — 50 лет.

Какие физиологические изменения, влияю­щие на толерантность к физическим нагрузкам, происходят в организме в процессе старения? Несет ли интенсивная мышечная деятельность определенную степень риска для здоровья по­жилых спортсменов? Насколько тренируемы люди среднего и пожилого возраста? В данной главе мы попытаемся ответить на эти вопросы. Начнем с рассмотрения спортивной деятельнос­ти пожилых людей, затем остановимся на изме­нениях кардиореспираторной выносливости, мы­шечной силы, толерантности к условиям окру­жающей среды и состава тела, а также попытаемся выяснить, как эти изменения ска­зываются на уровне мышечной деятельности. Наконец, рассмотрим, как физическая трениров­ка может повысить уровень мышечной деятель­ности пожилых спортсменов.

Регулярная изнурительная мышечная деятель­ность не типична для большинства стареющих животных. Как показывают результаты исследо­ваний, уровень мышечной деятельности у людей и низших форм животных с возрастом снижает­ся. Как видно из рис. 18.1, в первые месяцы жиз­ни крысы произвольно пробегали в среднем 28 — 29 миль (около 46 км) в неделю, тогда как в пос­ледние месяцы жизни — только 2—4 мили (око­

ло 3 — 6 км) [14]. В этом отношении у крыс и людей много общего.

В современном обществе снижение уровня произвольной физической активности начинает­ся практически сразу же после достижения чело­веком полной зрелости. Мы многими способами пытаемся устранить из нашей жизни все виды нагрузок (стресса), в том числе и физическую. Высокий уровень технического прогресса затро­нул все аспекты нашей жизни, сведя к минимуму необходимость приложения физических усилий. Следовательно, пожилые мужчины и женщины, активно занимающиеся спортом, “нарушают” эту естественную структуру поведения. Почему же некоторые пожилые люди предпочитают оставать­ся физически активными, несмотря на общеприз­нанную тенденцию перехода к малоподвижному образу жизни? Психологические факторы, побуж­дающие пожилых спортсменов или ветеранов уча­ствовать в соревнованиях, недостаточно выясне­ны, но, по-видимому, не очень отличаются от тех, которые лежат в основе соревновательной дея­тельности молодых спортсменов.

Рис. 18.1. Произвольная беговая деятельность крыс на протяжении жизни: 1 — сильнейшие; 2— средние;

3 — слабейшие. Данные Холлоши и соавт. (1985)

Учитывая значение мышечной деятельности для сохранения нормальных функций мышечной и кардиореспираторной систем, неудивительно, что снижение уровня физической активности у взрос­лых людей может привести к значительному по­нижению толерантности к физическим нагрузкам. Именно поэтому довольно трудно установить, чем вызваны изменения физиологических функций и способности выполнять физическую нагрузку — процессом старения или пониженной физической активностью. Как же влияет процесс старения на спортивную деятельность?

Рекорды в беге, плавании, велоспорте и тяже­лой атлетике свидетельствуют, что расцвет физи­ческих возможностей человека наблюдается ближе к 30 годам. Методом единовременного обследова­ния, предполагающего сравнение этих рекордных результатов с достижениями спортсменов-ветера­нов, можно изучить, как влияет процесс старения на сильнейших спортсменов. К сожалению, у нас нет результатов длительных повторных исследова­ний влияния процесса старения на уровень мышеч­ной деятельности, поскольку таких исследований было проведено очень немного. В следующих раз­делах мы рассмотрим, как процесс старения влияет на некоторые виды спортивной деятельности.

Результаты в беге с возрастом снижаются, при­чем интенсивность снижения зависит от длины дистанции. Как видно из рис. 18.2, лучшие ре­зультаты на дистанциях 100 м и 10 км уменьша­ются почти на 1 % в год, начиная с 25 лет и до 60.

Таблица 18.1. Результаты, показанные пловцом-ветераном в возрасте 20 и 50 лет

Результат как системообразующий фактор спортивных соревнований

Спортивный результат как продукт соревновательной деятельности, имеющий самостоятельную ценность для спортсмена, тренера, зрителей, спортивной организации, страны и т. д., обусловливается большим количеством факторов. В их числе индивидуальные особенности личности спортсмена, эффективность системы подготовки, материально-технические условия подготовки и соревнований, климатические, географические и социальные условия, в которых проводятся соревнования и многое другое.

Спортивный результат оценивается как самим спортсменом, так и обществом, с учетом уровня соревнований, состава соревнующихся, уровня конкуренции, сложившихся условий соревновательной борьбы. Естественно, что высокий результат, показанный в соревнованиях высокого ранга, в условиях жесткой конкуренции примерно равных по силам соперников оценивается особенно высоко [2].

На общественную оценку спортивного результата большое влияние оказывает вид спорта, конкретный вид соревнований, а также популярность спорта в том или ином регионе мира. Например, в США особенно высоко ценятся победы в теннисе, бейсболе, хоккее, баскетболе, легкой атлетике, в северной Европе – в лыжных гонках, горнолыжном и конькобежном спорте, в восточной Европе – в тяжелой атлетике (особенно, в тяжелых весовых категориях), греко-римской и вольной борьбе, футболе и т.д.

Спортивные результаты, превышающие ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга, фиксируются как рекорды.

Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в единицах массы, расстояния, числа попаданий, времени и т. д., непосредственно или с помощью специальных таблиц в условных очках (легкоатлетические и конькобежные многоборья и др.).

Для регистрации рекорда необходимо, чтобы результат был показан в официальных соревнованиях, проведенных в соответствии с условиями и требованиями, установленными федерацией (международной, континентальной, национальной) по данному виду спорта. К этим требованиям относятся: квалификация судейской коллегии, условия места проведения соревнований, количество и квалификация участников, качество оборудования и инвентаря и др.

В ряде видов спорта (марафонский бег, гребля, лыжный спорт и др.), в которых на спортивный результат большое влияние оказывают условия местности и сложность трассы, где проводятся соревнования, регистрируются не рекорды, а фиксируются высшие достижения.

В зависимости от масштаба соревнований различают мировые, олимпийские, региональные, континентальные, национальные, территориальные, ведомственные рекорды и высшие достижения спортивных организаций.

Рекорды в современном олимпийском спорте, как и победа на Олимпийских играх, доступны лишь спортсменам не только имеющим уникальные природные задатки, но и сумевшим их развить благодаря многолетней рационально спланированной подготовке. Но и этого далеко недостаточно для успешного выступления: необходим высококачественный спортивный инвентарь, благоприятные климатические и погодные условия, соответствующее психологическое состояние и др.

Читайте также:  Лечение атеросклероза народными средствами: склероз аорты сердца, как лечить, средства очищения сосудов от холестериновых бляшек

На протяжении многих лет специалисты исследуют факторы, определяющие возрастание результатов в олимпийском спорте, пытаются выявить тенденции роста рекордов в его различных видах. Однако количество факторов, определяющих этот феномен в различных видах спорта, так велико, что спортивная практика чаще всего опровергает даже самые смелые прогнозы. Каждые очередные крупные соревнования — чемпионаты мира, Олимпийские игры – приносят новые мировые и олимпийские рекорды, неожиданные и яркие победы.

Интересно проследить насколько изменились представления о возможностях спортсменов, специализирующихся в олимпийских видах спорта, всего на протяжении нескольких десятилетий. В 1956 г. на Играх XVI Олимпиады в Мельбурне знаменитый американский тяжелоатлет из США Пол Андерсен, собственная масса тела которого превышала 160 кг, показал в рывке 145,0 кг, а в толчке – 180 кг. Всего через 20 лет на Играх XXI Олимпиады в Монреале с такими результатами он бы проиграл даже соревнования в среднем весе. А победитель во втором тяжелом весе В. Алексеев показал результат в рывке 175 кг, а в толчке – 230. На Играх XX Олимпиады в Мюнхене блестяще выступили пловцы, сумевшие установить 9 мировых 5екордов – в мужском плавании и 9 – в женском [2].

Приведенные данные свидетельствуют не только об огромном прогрессе в спортивных результатах пловцов, но и о том, что он выражен неодинаково в различных видах соревнований. Наиболее резко выросли результаты во всех видах женских соревнований, очень велик прирост результатов у мужчин, специализирующихся в плавании на дистанции 100 и 200 м брасс, 200 м комплексное плавание, 200 м вольный стиль. Что же касается отдельных видов соревнований (100 и 200 м баттерфляй, 200 м на спине), то здесь прирост результатов меньший, что в первую очередь следует объяснить талантом выдающихся пловцов тех лет – М. Спитца и Р. Маттеса [2].

Подобная картина проявляется и в других видах спорта, в которых результат может быть измерен в метрических единицах.

Количество мировых и олимпийских рекордов, установленных на Играх Олимпиад, является одним из важнейших показателей их спортивного уровня, остроты соревновательной борьбы, эффективности системы подготовки сильнейших спортсменов к олимпийским стартам. Общее количество видов соревнований, в которых регистрируются олимпийские и мировые рекорды, постепенно увеличивается. Например, если в Играх XV Олимпиады в 1952 г. было 60 видов соревнований, в которых зафиксированы рекорды, то через 44 года, в 1996 г., количество таких видов возросло до 113.

В последние десятилетия в программах Игр Олимпиад стала проявляться тенденция снижения процента видов соревнований, в которых регистрируются рекорды. Например, если на Играх 1968 г. таких видов было 47,1 %, то в дальнейшем их количество постепенно уменьшалось, и в программе Игр 1996 г. составило 41,7 %. При анализе программ зимних Олимпийских игр мы сталкиваемся с противоположной тенденцией: представительство видов соревнований, в которых регистрируются рекорды, в последние годы увеличилось, прежде всего, за счет включения в программу Игр шорт-трека.

Включение новых видов соревнований и постоянное совершенствование материальной базы зимних видов спорта, в частности, закрытых стадионов для скоростного бега на коньках, способствовало тому, что, например, на зимних Олимпийских играх 1988 г. в Калгари было установлено мировых рекордов больше, чем за восемь предыдущих зимних Игр. Большое количество рекордов зафиксировано и в последующих Играх (1992 и 1994 гг.).

Прежде всего, следует отметить общее снижение количества мировых рекордов, устанавливаемых в течение года в различных видах спорта. Сегодня ни для кого не является секретом, что выдающиеся достижения в легкой атлетике 70-80-х годов в значительной были обеспечены применением стимулирующих препаратов. Бескомпромиссная борьба с допингом, начавшаяся по инициативе МОК во ой половине 80-х годов, в первую очередь затронула тяжелую атлетику. Боязнь санкций разъяснительная работа изменили ситуацию с применением стимуляторов, что привело к резкому снижению уровня достижений в тяжелой атлетике.

Столкнувшись с такой ситуацией, Международная федерация тяжелой атлетики после Игр в Барселоне пошла на изменение весовых категорий для тяжелоатлетов, начав тем самым отсчет мировых рекордов в новых весовых категориях (с 1993 г.), что естественно привело к установлению большого количества мировых рекордов на Играх 1996 г.

Снижение уровня высших достижений на чемпионатах мира и Олимпийских играх у мужчин заставило также руководство федерации развивать женскую тяжелую атлетику, в которой рост мировых рекордов продолжается. В настоящее время готовятся изменения в олимпийскую программу соревнований по тяжелой атлетике. После Игр в Атланте в программу соревнований будут включены соревнования для женщин, сборные команды стран будут смешанными, вводятся новые весовые категории, а общее их количество планируется уменьшить до 4-6 (в настоящее время – 10 у мужчин и 9 у женщин) [1].

Снижение спортивного уровня легкоатлетических турниров Игр последних Олимпиад можно объяснить двумя основными причинами:

1) появлением большого количества престижных коммерческих соревнований с крупными призовыми фондами, не позволяющих спортсменам рационально построить подготовку и сконцентрировать все силы для успешного выступления в Играх Олимпиад;

2) усилением системы допингового контроля и ужесточением санкций к нарушителям, что, несомненно, повлияло на уровень результатов во многих видах соревнований. Однако, какими бы не были объяснения сложившейся ситуации, налицо снижение спортивной стороны легкоатлетических соревнований на Играх Олимпиад. В легкой атлетике невозможно осуществить процедуру, подобную той, которую провели в тяжелой атлетике, изменив весовые категории и начав, тем самым, новый отсчет мировых рекордов. Поэтому перед Международной федерацией легкой атлетики и МОК стоит сложная задача восстановления спортивной стороны олимпийского легкоатлетического турнира.

В плавании, в отличие от легкой и, особенно, тяжелой атлетики, в различных странах мира существует строгая система построения годичной подготовки, ориентированная на главные соревнования года: Игры Олимпиад и чемпионаты мира. Популярность коммерческих соревнований в плавании низка и ни в коей мере не может сравниться с такими соревнованиями в легкой атлетике. Поэтому вполне естественным является то, что большинство мировых рекордов в плавании устанавливается на Играх Олимпиад или чемпионатах мира. Однако и в плавании отмечается тенденция снижения среднего уровня результатов на Играх.

Если проанализировать динамику результатов победителей Игр Олимпиад и зимних Олимпийских игр в различных видах соревнований, начиная с 1952 г., то можно выявить несколько тенденций:

– неуклонное общее повышение спортивных результатов в различных видах спорта и видах соревнований;

– скачкообразную динамику результатов в ряде видов соревнований;

– большие различия в динамике повышения результатов в зависимости от вида спорта, вида соревнований, пола спортсменов.

Характер динамики результатов в различных видах соревнований вполне понятен и объясним, если проанализировать ее с учетом вышеперечисленных факторов [3].

Следует отметить, что специфика вида спорта во многом определяет количество устанавливаемых как в течение года, так и в олимпийских турнирах мировых и олимпийских рекордов. Конечно, в таких видах спорта, как плавание и легкая атлетика, отличающихся широчайшим распространением в мире, высокой научной обоснованностью методики подготовки, независимостью в большинстве видов соревнований от специального оборудования и инвентаря и т.д., трудно ожидать интенсивного обновления мировых рекордов. Определенная стабилизация достижений в большинстве дисциплин этих видов спорта неизбежна.

В то же время в видах спорта, где результат зависит не только от системы подготовки, но и не в меньшей мере от спортивного инвентаря и сооружений (например, велоспорт-трек), можно ожидать интенсивного обновления мировых рекордов. Для подтверждения этого достаточно сослаться лишь на один факт: за 15 лет существования скоростного олимпийского велотрека, построенного в 1980 г. к Играм московской Олимпиады, на нем было установлено свыше 100 мировых рекордов [2].

Появление на олимпийской арене новых видов спорта, дисциплин и видов соревнований, например, шорт-трека, связано с установлением большого количества рекордов. На зимних Олимпийских играх в Альбервиле, когда шорт-трек впервые был включен в программу, мировые рекорды многократно обновлялись, в том числе и в предварительных забегах. Это убедительно доказывает то, что включение в программу Игр новых видов является мощным стимулом к их развитию: росту популярности и привлекательности для молодежи, расширению спортивного календаря, строительству современных спортивных сооружений, совершенствованию методики подготовки и т.п.

На рост количества рекордов, бесспорно, может оказывать влияние и общая политика федераций, направленная на стимулирование соревновательной стороны видов спорта, как это происходит в настоящее время в тяжелой атлетике. Изменение весовых категорий несомненно приведет к установлению большого количества новых рекордов.

Поддержанию высокого уровня спортивных результатов в различных видах спорта, установлению новых мировых рекордов, в значительной степени, будет способствовать расширение географии олимпийского спорта, увеличение количества стран, в которых создаются условия для подготовки спортсменов на современном уровне. Этот процесс в последние годы идет достаточно интенсивно, что убедительно можно продемонстрировать на материале различных видов спорта.

Вызывает интерес сравнение мировых рекордов у мужчин и женщин. Представленные данные свидетельствуют о том, что результаты женщин наиболее близки к результатам мужчин в тех видах соревнований, где спортивный результат, в основном, определяется теми компонентами, в которых отмечаются наименьшие различия между мужчинами и женщинами. Это относится в первую очередь к видам соревнований, связанных с проявлением выносливости. Влияние половых различий наиболее велико в скоростно-силовых видах – прыжках в длину и высоту, тяжелой атлетике.

В литературе нередко можно встретить утверждение о том, что женский спорт прогрессирует значительно быстрее мужского и, в перспективе, в некоторых видах соревнований женщины могут оказаться в состоянии конкурировать с мужчинами, а возможно и превзойти их. Однако, анализируя динамику результатов победителей Игр Олимпиад последних 40 лет, нетрудно убедиться в том, что в тех видах соревнований, которые включались в программы всех Игр, отношение женских результатов к мужским остается достаточно стабильным.

Определенные колебания являются следствием частных причин (появление особо талантливого спортсмена, возможно применение стимулирующих веществ и др.) и не нарушают общей закономерности, свидетельствующей об относительно параллельном росте результатов у мужчин и женщин.

Существенные биологические различия между мужчинами и женщинами предопределяют значительное преимущество мужчин во всех видах соревнований, в которых регистрируются рекорды. Мы часто являемся свидетелями дискуссий о мастерстве сильнейших современных игровых команд в сравнении с мастерством команд прошлого. Какой результат мог бы быть, если бы встретились сильнейшие команды по футболу, хоккею или баскетболу наших дней и 50-х, 60-х, 70-х годов? Журналисты, как правило, уделяют много внимания этому вопросу и приходят к неоднозначным выводам. Даже тренеры и игроки, добившиеся успеха в те годы, часто не склонны отдавать преимущество современным командам.

Однако нет никаких оснований говорить о том, что за эти десятилетия футбол, баскетбол, хоккей и другие спортивные игры прогрессировали менее интенсивно, чем плавание, легкоатлетические метания, конькобежный спорт или спортивная гимнастика. Более того, острейшая конкуренция в игровых видах, их коммерциализация, тесное взаимодействие олимпийского спорта с профессиональным позволяют полагать, что в отношении отбора талантливых игроков, техники и тактики игры игровые виды прогрессировали даже более интенсивно по сравнению с другими [2].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Как сделать клизму в домашних условиях

Экстремальные ситуации соревновательного характера как факторы, снижающие результативность учащихся спортивной школы

Кокарева Оксана Игоревна
Экстремальные ситуации соревновательного характера как факторы, снижающие результативность учащихся спортивной школы

Экстремальные ситуации в спортивной деятельности это психическое напряжение, нехватка времени, риск, предельные физические нагрузки.

Только с помощью волевых качеств, со всеми своими силами сознательными, действиями регуляционными и состоянием, спортсмен может преодолеть трудности в своей спортивной деятельности.

Цели, которые стоят перед каждым обучающимся, соотносятся с достижениями спортивного результата. Достижение целей связаны с действиями, которые достигаются за счет воли, и связаны с определенными эмоциональными условиями. Сильные эмоциональные переживания у юных спортсменов вызывают трудности, оказывающие отрицательное влияние на их спортивную деятельность.

На состояние юных спортсменов влияет степень экстремальной ситуации соревновательного характера, зависящая от трудности препятствий и величины препятствий.

Величина препятствий – это объективное явление, которое не зависит от юного спортсмена. Она заключается в размерах психических и физических усилий, которые необходимы для преодоления впереди стоящих трудностей.

Трудность препятствия это субьективное явление, выражающееся в отношении величины препятствий к возможностям самого человека.

В разных видах спорта, особенно, которые связаны с физическими качествами спортсмена, например, плавание, легкая атлетика, в таком случае трудности сопрягаются с реализацией принятых решений. А в таких видах интеллектуального характера, например, как шахматы, трудности сопрягаются с выбором наиболее оптимальных решений.

Поэтому выделяются основные два вида трудностей, которые связаны с экстремальной ситуации соревновательного характера:

1. Трудности, связанные с выбором оптимальны решений, которые соответствуют возникающим ситуациям экстремальным.

2. Трудности, которые связаны с реализацией принятых решений.

Во время физических упражнений трудность и величина препятствии определяют психологическое состояние юного спортсмена.

На достижение результата направлена спортивная деятельность, не имеет значения соревновательная или тренировочная.

Тренировки осуществляют подготовку юного спортсмена к соревнованиям, поэтому спортсмен проявляет малую динамику эмоций и психологических состояний.

На соревнованиях юный спортсмен выражает бурно свои эмоции, яркое возбуждение, высокая степень переживаний. На соревнованиях обучающиеся находятся в наиболее высоком напряжении, чем на тренировочном занятии.

Состояние напряженности влияет на интеллект юного спортсмена, при этом происходит сокращение внимания, процессы мышления и восприятия нарушаются, проявляются излишнее нецеленаправленные действия, память сокращается. Всё это, нарушает достичь высокий результат в спортивной деятельности.

Субъективные переживания юного спортсмена затрудняют осуществить выполнение правильное необходимых действий, это связано с тем, что нарушаются в такие моменты нервные временные связи.

Выделяют типы трудностей:

1. Объективные – это специфические препятствия, без которых нельзя осуществить определенную деятельность, отличительной чертой таких трудностей является то, что для каждого человека по своему содержанию они одинаковы;

2. Субъективные – выражающие личное отношение юного спортсмена к объективным особенностям вида спортивной деятельности. Субъективные трудности носят только индивидуальный характер, который может быть у разного обучающегося одного вида спорта.

Л. Д.Гиссен приводит классификацию трудностей:

А) по субъективным факторам, которые снижают результат спортивной деятельности:

1. субъективное отношение к достижению поставленной цели;

2. субъективная положительная или субъективная отрицательная оценка ситуации.

Б) по объективным факторам,которые определяют субъективные переживания:

1. это ситуации, которые представляют собой опасность травмы физического характера, например, может нарушиться равновесие или страх в ненадежной страховки;

2. это ситуации, которые выделяют несостоятельность психологической подготовленности спортсмена к требованиям борьбы соревновательной, например, возможная неудача, слишком завышены поставленные задачи;

3. это ситуации, связанные с аварийными неожиданностями, например, в снаряжении находят неполадки, привычную разминку не получается за невозможностью провести так как обычно;

4. это ситуации, которые связаны с правилами соревнований, например, вид программы соревнования приходится начать с нелюбимого вида программы;

5. это ситуации, которые вызваны действенными нежелательными чужых лиц, например, реакция зрителей негативная, слишком волнуется тренер – преподаватель.

Чтобы достичь высокие результаты спортсмену в своей деятельности, ему необходимо выработать оптимальный уровень психофизиологических реакций, который необходим только при небольшом нервном возбуждении, но не при привычных и ежедневных дел, не в состоянии покоя.

Такое оптимальное состояние спортсмена называется эмоциональная устойчивость.

Сценарий праздника для учащихся школы-интерната «День защитника Отечества» Цель :поздравить будущих защитников Отечества; создать условия для улучшения микроклимата в коллективе; воспитывать культуру общения. Учить.

Конкурсно-игровая программа для учащихся коррекционной школы «Мы умеем веселиться» Конкурсно – игровая программа «Мы умеем веселиться» Дата проведения: 5.01.18г. Место проведения: актовый зал. Составитель: педагог – организатор.

Конспект урока по математике для учащихся начальной школы «Умножение на 7» Тема: «Таблица умножения и деления на 7». Цель урока: способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 7,.

Планирование тематической недели «Чрезвычайные ситуации природного характера» в подготовительной группе Планирование тематической недели «Чрезвычайные ситуации природного характера» в подготовительной группе. Цель: познакомить детей с природными.

Сценарий праздника «День Победы» для учащихся коррекционной школы Цель. расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине; вызвать.

Сценарий спортивного мероприятия для учащихся начальной школы «Веселые старты» Цели: – укрепление здоровья учащихся; – развитие физических качеств, красивой осанки, – обучение умению выполнять поставленные задания.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «В гостях у Ёлочки» «В гостях у Ёлочки» Цель: • создать условия для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при.

Внеурочное мероприятие «Масленица» для учащихся начальной школы МАСЛЕНИЦА. Данное мероприятие будет интересно тем,кто хочет провести его соблюдая православные традиции. ВЕДУЩИЙ: Мир вам, люди добрые,.

Встреча с интересными людьми! Гости из детско-юношеской спортивной школы В начале декабря 2017 дети подготовительной группы «Пчелка» ждали в гости представителя детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва.

9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Основная задача специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию – создание состояния его психической готовности к выступлению в соревнованиях.

Как утверждает А.Ц. Пуни, состояние психической готовности к соревнованию – целостное проявление личности спортсмена. Оно представляет собой динамическую систему.

Элементы готовности спортсмена к соревнованиям (по А.Ц. Пуни)

№ п/пЭлементы готовностиХарактеристика
123
1Трезвая уверенность в своих силахОснована на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований
2Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победуВыражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели
3Оптимальный уровень эмоционального возбужденияЭмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований
4Высокая помехоустойчивостьВыражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию
5Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведениемПри любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам

Система специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию включает:

  1. сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (зависят от вида спорта: в лыжных гонках – важно знать место проведения, в некоторых других случаях – основой является информация о соперниках и т.п.);
  2. определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена);
  3. формирование и актуализацию мотивов участия в соревновании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть побуждения только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);
  4. вероятностное программирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);
  5. саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);
  6. 6) сохранение и восстановление нервно-психической свежести (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т.п. – все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований

Весь процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно представить как управление подготовительной деятельностью и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью спортсмена. Это связано в первую очередь с тем, что в соревнованиях часто бывают такие ситуации, в которых определенное вмешательство будет полезным и необходимым.

Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата.

В таких случаях срочное вмешательство в деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью спортсмена достаточно целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает понятие ситуативное управление.

Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

Решается специальная задача – снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований…). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины…), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).

После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет:

  1. как можно больше отвлечься от всего окружающего;
  2. четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.;
  3. воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.

В заключение спортсмену делаются следующие внушения:

  1. он должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном периоде (учебно-тренировочные занятия), не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;
  2. ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т.д.;
  3. ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);
  4. ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).
Читайте также:  Куда сдать батарейки: роль утилизации элементов в экологии планеты

Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.

Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие – мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.

Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований).

Формирование готовности к достижению высоких результатов у спортсменов в классическом силовом троеборье Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хромина Татьяна Валентиновна, Щетина Болислав Максимович

В статье анализируются результаты исследования эффективности авторской методики формирования у спортсменов готовности к достижению высоких результатов в классическом силовом троеборье . Рассмотрено применение средств большой и субмаксимальной интенсивности для воспитания волевых качеств и формирования психологического компонента готовности путем преодоления искусственно созданных трудностей в тренировочном процессе в силовом троеборье. Выявленные показатели биоэлектропотенциометрии (БЭП), психической готовности при подъеме штанги максимального веса в условиях тренировочной деятельности и соревнованиях отражают состояние эмоциональной устойчивости и реактивности спортсменов, что свидетельствует об относительной схожести ситуационного задания на тренировках и соревнованиях. В качестве реабилитационных методов для восстановления после тренировочных нагрузок использовались занятия в бассейне с релаксационной музыкой, а также психомышечная тренировка (ПМТ), которая применялась с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хромина Татьяна Валентиновна, Щетина Болислав Максимович

Formation of readiness to achieve high results among athletes in classical powerlifting

The article analyzes the results of research regarding the effectiveness of the author’s methodology for the formation of athletes’ readiness to achieve high results in classical powerlifting. The authors considered the use of large and submaximal intensity tools for the training of the strong-willed qualities and formation of psychological component of the readiness by overcoming the artificially created difficulties in the training process in powerlifting. The revealed indicators of bioelectro-potentiometry (BEP), mental readiness when lifting a bar of maximum weight in conditions of training activity and competitions reflect the state of the emotional stability and reactivity of the athletes, which indicates the relative similarity of the situational task in training and competitions. As rehabilitation methods for recovery after training loads, the exercises in the swimming pool with relaxation music have been applied, as well as psychomusical training (PMT), which was applied taking into account the individual characteristics of the athletes.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к достижению высоких результатов у спортсменов в классическом силовом троеборье»

gy, Moscow, pp. 15-20.

Контактная информация: a.voshchinin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2017

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДОСТИЖЕНИЮ ВЫСОКИХ

РЕЗУЛЬТАТОВ У СПОРТСМЕНОВ В КЛАССИЧЕСКОМ СИЛОВОМ

Татьяна Валентиновна Хромина, кандидат психологических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Болислав Максимович Щетина, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер Российской Федерации, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС),

В статье анализируются результаты исследования эффективности авторской методики формирования у спортсменов готовности к достижению высоких результатов в классическом силовом троеборье. Рассмотрено применение средств большой и субмаксимальной интенсивности для воспитания волевых качеств и формирования психологического компонента готовности путем преодоления искусственно созданных трудностей в тренировочном процессе в силовом троеборье. Выявленные показатели биоэлектропотенциометрии (БЭП), психической готовности при подъеме штанги максимального веса в условиях тренировочной деятельности и соревнованиях отражают состояние эмоциональной устойчивости и реактивности спортсменов, что свидетельствует об относительной схожести ситуационного задания на тренировках и соревнованиях. В качестве реабилитационных методов для восстановления после тренировочных нагрузок использовались занятия в бассейне с релаксационной музыкой, а также психомышечная тренировка (ПМТ), которая применялась с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Ключевые слова: классическое силовое троеборье, психическая готовность, волевые качества, психомышечная тренировка.

FORMATION OF READINESS TO ACHIEVE HIGH RESULTS AMONG ATHLETES

IN CLASSICAL POWERLIFTING

Tatiana Valentinovna Khromina, the candidate of psychological sciences, professor,

Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, Bolislav Maksimovich Shchetina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Honored Coach of the Russian Federation, Far Eastern State Transport University, Khabarovsk

The article analyzes the results of research regarding the effectiveness of the author’s methodology for the formation of athletes’ readiness to achieve high results in classical powerlifting. The authors considered the use of large and submaximal intensity tools for the training of the strong-willed qualities and formation of psychological component of the readiness by overcoming the artificially created difficulties in the training process in powerlifting. The revealed indicators of bioelectro-potentiometry (BEP), mental readiness when lifting a bar of maximum weight in conditions of training activity and competitions reflect the state of the emotional stability and reactivity of the athletes, which indicates the relative similarity of the situational task in training and competitions. As rehabilitation methods for recovery after training loads, the exercises in the swimming pool with relaxation music have been applied, as well as psychomusical training (PMT), which was applied taking into account the individual characteristics of the athletes.

Keywords: classical powerlifting, psychic readiness, volitional qualities, psycho-muscle training.

В Чемпионате мира 2016 года в классическом силовом троеборье приняли участие мужские и женские команды 38 и 29 стран мира соответственно. Это обуславливает высокую конкуренцию в борьбе за награды и диктует необходимость дальнейшего поиска резервов для достижения высокого спортивного результата, важными слагаемыми которого являются отличная физическая подготовленность, техника выполнения упражнений, соответствующая модельным характеристикам и, конечно же, психологическая подготовленность, обеспечивающая высокую результативность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.

Научных исследований, посвященных разработке актуальных проблем психологической подготовки в классическом силовом троеборье недостаточно.

Цель исследования заключалась в разработке методики формирования состояния готовности у спортсменов при подготовке их к соревнованиям в классическом силовом троеборье с использованием тренировочных средств большой и субмаксимальной интенсивности (свыше 80% весов).

С помощью искусственно создаваемых трудностей соревновательного характера у спортсменов формировалась и психическая готовность к стрессовым ситуациям соревновательной деятельности, стремление показать результат, который превосходил бы результат, показанный на тренировках, развитие волевых качеств.

Исследование проводилось в течение трех месяцев непосредственной подготовки к Чемпионату и Первенству РФ среди юниоров (10 человек) по классическому силовому троеборью.

Спортсмены контрольной группы тренировались по общепринятой методике. Спортсмены экспериментальной группы тренировались по общепринятой методике лишь на первом этапе. Первые две недели втягивающие. Динамикам объема нагрузки увеличивалась постепенно за счет увеличения количества повторений в подходе. Основные статистические показатели тренировочной нагрузки выглядят следующим образом. Количество упражнений основной нагрузки в тренировочном занятии составляло до 4. Количество подходов в упражнении 4-5раз. Количество повторений в подходе до 8. Интенсивность нагрузки 50^70% от максимального результата в упражнении. Кроме упражнений основной нагрузки спортсмены выполняли дополнительные упражнения общеразвиваю-щего характера с гантелями, штангой и на тренажерах.

Следующие две недели объем нагрузки увеличивался за счет подходов и повторений в основных упражнениях. Количество упражнений основной нагрузки в тренировочном занятии стало до 5 раз. Выросла интенсивность нагрузки в упражнениях и стала составлять 60^80%. Количество повторений в подходе снизилось до 4 раз. Количество упражнений общеразвивающего характера снизилось.

На втором этапе после выполнения тренировочного задания применяли от одного до двух раз в неделю подъемы штанги субмаксимального веса в приседании, тяге и жиме лежа. Выполнялось до 3 подходов в упражнении с 1-2 повторениями.

На третьем этапе первые две недели объем нагрузки снизили, но увеличили её интенсивность. Спортсмены стали поднимать 85^100% веса, но с одного или двух повторений. Подъем субмаксимальных весов после тренировочных заданий отменили.

Контрольные прикидки в соревновательных упражнениях выполнялись в разные дни, но с учетом последовательности упражнений в соревновательной программе. Первым упражнением выполнялось приседание, вторым упражнением выполнялся жим в положении лежа, а третьим упражнением тяга.

Методика применения средств большой и субмаксимальной интенсивности для формирования состояния психической готовности путем преодоления искусственно созданных соревновательных трудностей в тренировочном процессе в силовом троеборье диктовала необходимость использования реабилитационных методик для восстановления работоспособности спортсмена после тренировочных нагрузок. С этой целью использовались занятия в бассейне с релаксационной музыкой, а также психомышечная тренировка (ПМТ) [3].

ПМТ способствовала быстрому восстановлению работоспособности, а также овладению методами направленного самовнушения с целью повышения координационных способностей. При обучении ПМТ весьма важную роль играют представление и воображение, т.к. слова самовнушения, чтобы быть «сильнодействующими», должны всегда сопровождаться соответствующими мысленными (точными и яркими) образами. Поэтому тщательно продумывались варианты текста формулировок, последовательность и содержание упражнений в зависимости от конкретных условий деятельности и индивидуальных особенностей спортсмена.

Психомышечная тренировка применялась после тренировочных занятий с интенсивной нагрузкой, а также во время перерывов в соревновательной практике. Ее проводили со всеми спортсменами экспериментальной группы, а также с каждым спортсменом. Для достижения скорейшего эффекта упражнения в начальной фазе проводились ежедневно по одному разу, в течение двух дней в неделю по два раза.

На каждом этапе исследования для оценки осознаваемых компонентов состояния психической готовности спортсмена применялись: методика «Градусник» и анкета «Психическая надежность» для выявления субъективных показателей (самочувствие, активность, настроение, установка на готовность показать максимальный спортивный результат, адекватная уверенность в своих силах, способность управлять своими действиями, чувствами, поведением) [2]. Перед каждым подходом к штанге проводилась оценка вегетативного компонента психического состояния (эмоциональной устойчивости или лабильности) по показателям биоэлектропотенциометрии (БЭП), по цветовому тесту Лю-шера анализировался вегетативный коэффициент (ВК), характеризующий склонность к накоплению или расходованию сил в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменом [2]. До начала и после окончания экспериментального исследования изучались показатели выраженности волевых качеств спортсмена [1].

Анализ результатов исследования показал, что после выполнения тренировочного задания по разработанной методике спортсмен способен мобилизоваться и сделать до 3 подходов к субмаксимальному весу и поднять его на 1-2 повторения. Задания в тренировке по разработанной методике требуют мобилизации сил и психической готовности для выполнения удачного и технически правильного подъема штанги. При этом показатели уровня эмоционального возбуждения в этих подходах к штанге и подъеме веса соответствуют показателям БЭП при подъеме штанги максимального веса в условиях соревновательной деятельности. Это свидетельствует об относительной схожести ситуационного задания на тренировках и соревнованиях. Регистрируемый уровень эмоционального возбуждения соответствовал масштабу и рангу предстоящего соревнования при подготовке по данной методике в условиях тренировочной деятельности. Причем, отношение между минимальным и максимальным показателями биоэлектропотенциометрии находилось в пределах 0,88-1,0, что говорит о состоянии эмоциональной устойчивости. Показатель ВК в диапазоне 1,20^1,27у.е. характеризовал внутреннюю готовность спортсменов к реализации сил в деятельности как тренировочной, так и соревновательной.

Перед соревнованием после целенаправленных тренировочных занятий у спортсменов был выявлен высокий уровень готовности к соревнованию и в частности, психической готовности по всем её компонентам. Достоверное улучшение показателей (при Р

Добавить комментарий