Взаимодействие спортивного и семейного врачей

Взаимодействие спортивного и семейного врачей

Врач команды зачастую имеет дело со спортсменами, которых большую часть времени лечит семейный врач. Поэтому очень важно, чтобы эти два специалиста контактировали друг с другом. Результаты медицинских анализов и тестов, а также история болезни необходимы врачу команды.

Ниже приведены этические рекомендации врачам, обслуживающим спортсменов, Медицинской комиссии Международного олимпийского комитета. Они несколько отличаются от рекомендаций, разработанных Всемирной медицинской ассоциацией, включают некоторые принципы, изложенные в Официальном отчете по проблемам этики Международной федерации спортивной медицины 1977 г., а также учитывают специфические условия, при которых спортсменам обеспечиваются медицинская помощь и консультация.

1. Все врачи, работающие со спортсменами, должны понимать, каким физическим, психическим и эмоциональным нагрузкам подвергаются спортсмены во время тренировочной и соревновательной деятельности.

2. Если спортсмен является профессионалом и спортом зарабатывает себе на жизнь, врач должен обратить должное внимание на профессиональные медицинские аспекты.

3. Каждый пациент, в том числе и спортсмен, имеет право обратиться к любому другому врачу и независимо от своего статуса не может быть лишен его. Целесообразно, чтобы именно врач команды направлял спортсмена на консультацию к другому специалисту.

4. Все врачи, работающие со спортсменами, обязаны быть в курсе всех существенных изменений в методах лечения спортсменов.

5. Новые достижения в области спортивной медицины и смежных дисциплин должны доводиться до сведения других специалистов, например путем публикаций.

6. Работая с юными и молодыми спортсменами, врач обеспечивает соответствие тренировочных и соревновательных нагрузок этапу их развития в онтогенезе. Тренировочная или соревновательная деятельность, которая может отрицательно повлиять на нормальное физическое или психическое развитие, должна быть исключена.

7. В спортивной медицине, как и в других разделах медицины, следует соблюдать профессиональную конфиденциальность.

8. Врач команды или спортивной федерации несет ответственность за состояние здоровья как спортсменов, так и должностных лиц команды. Он имеет право сообщать информацию о состоянии здоровья своих подопечных исключительно ответственным лицам и только с целью определения степени подготовленности или неподготовленности их к спортивной деятельности.

9. Во время соревнований только врач команды или врач соревнований определяет, может ли травмированный спортсмен продолжить соревнование. При этом прежде всего учитываются – здоровье и безопасность травмированного спортсмена. На принятое решение не должен влиять результат соревнований.

10. Врачи обязаны публично выступать против применения и сами воздерживаться от использования:

– вещества или метода, запрещенного или соответствующей международной спортивной федерацией;

– метода, противоречащего профессиональной этике;

– процедуры, которая может нанести вред здоровью спортсмена, особенно допинга;

– процедуры, которая маскирует болевые ощущения или другие защитные симптомы и которая в случае применения позволяет спортсмену выступать с травмой или заболеванием, тогда как без такой процедуры участие было бы нежелательным или невозможным;

– поощрения участия в тренировочной или соревновательной деятельности, когда это несовместимо с сохранением здоровья, уровня подготовленности или безопасности спортсмена.

11. Врач должен проинформировать спортсмена, лиц, несущих за него ответственность, и других лиц о последствиях процедур, против выполнения которых он выступает. Он обязан следить за тем, чтобы эти процедуры не выполнил кто-нибудь другой, а также всячески защищать спортсмена от любого давления на него, направленного на использование этих методов.

12. Врачи, выступающие за применение любой из приведенных выше процедур или использующие их, нарушают этот кодекс этики и не могут быть врачами команды или спортивными врачами.

13. Соблюдение этих этических рекомендаций предусматривает полную профессиональную автономию врача относительно всех медицинских решений, касающихся здоровья и безопасности спортсмена.

14. Врачу, сопровождающему команду на соревнования, проводящиеся в других странах, должны предоставить все права, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей.

15. Настоятельно рекомендуется участие врачей в обсуждении спортивных правил.

16. Исследования в области спортивной медицины должны проводиться в соответствии с общепринятыми этическими рекомендациями.

Доклад Взаимодействие тренера спортивной школы с родителями

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детско-юношеская спортивная школа»

Взаимодействие тренера спортивной школы

Разработал: тренер-преподаватель отделения пауэрлифтинг

МБУ ДО «ДЮСШ» г. Пыть-Ях,

“Родители – это самая большая наша подмога.

Родители – это самое

большое наше несчастье”.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем в школах складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества, строителя светлого будущего человечества. В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить (даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорировался.

Цель работы с родителями:

Связь родителей и спортивной школы для решения задач воспитания личности и формирования здоровых интересов в жизни учащихся

-Создать благоприятные условия для повышения качества тренировочного процесса;

-Формировать у детей потребности в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитывать ответственность и профессиональное самоопределение в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;

-Развивать положительную мотивацию в преодолении трудностей через воспитание моральных и волевых качеств.

В настоящее время в связи с переходом на личностно – ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. “Культура и богатство страны могут быть измерены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе. ” ( 1995, с. 33). Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Однако существует мнение, что работа с родителями необходима прежде всего педагогам.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать.

«Если тренер хочет добиться от своего ученика высоких результатов, то прежде всего семья юного спортсмена должна стать его союзником. Практика показывает, что положительное отношение родителей к занятиям сына или дочери дает хорошие результаты и, наоборот, отрицательное отношение уменьшает возможности роста спортивных результатов спортсменов…» (Мастер спорта СССР, тренер с 20-летним стажем, лучший тренер по теннису провинции Британская Колумбия (Канада)2000 г. ).

Заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук, профессор Сергей Михайлович Вайцеховский в своей книге “Быстрая вода”, посвятил целую главу родителям спортсменов, где поделился своими мыслями о взаимоотношениях с ними, будучи в те годы, когда он писал эту книгу, главным тренером сборной команды СССР по плаванию.

Всех родителей он условно подразделял на несколько категорий:

– родители, которые знать ничего не знают, никогда ни на каких соревнованиях не бывают, ничем не интересуются. Дети таких родителей очень редко становятся большими спортсменами;

– папы и мамы, которые жаждут, чтобы их ребенок занимался спортом, учился в балетной студии, ходил в хоровой кружок, отлично учился в школе и еще занимался бы английским языком. Эти родители не понимают: ребенок, которого заставляют беспрекословно выполнять все бесчисленные требования, ничего увлеченно делать не будет. А ведь унылый, безрадостный труд нигде – и в спорте тоже – не может привести к большому успеху;

– категория родителей – неуемные честолюбцы. Им все время кажется, что ребенок прогрессирует не столь стремительно, как хотелось бы. Проявление родительского честолюбия порой бывает чудовищным. На моих глазах, пишет , один папа ударил свою дочь за то, что она неправильно выполнила поворот. Людей такого типа интересует только одно – награды. В их доме всегда можно увидеть витрину, увешанную медалями, значками, вымпелами. Ходить в гости в этот дом неинтересно, потому что все разговоры будут вестись только вокруг этой витрины;

– пожалуй, самая неприятная категория – родители, которые, как им кажется, все знают и потому могут без всяких сомнений критиковать тренеров, почему-то считая себя специалистами в области спорта. Даже если такие люди действительно что-то знают, а читают они, как правило, только популярную спортивную литературу, все равно очень смешно и грустно видеть, как они все время жаждут поучать тренеров. Нередки случаи, когда родители, пытаясь укрепить свой авторитет, в присутствии сына или дочери начинают критиковать тренера. А в результате, наоборот, достигают обратного эффекта, так как авторитет тренера в глазах спортсмена ничуть не ниже, а зачастую выше авторитета родителей. С тренером советуются и о том, какую книгу почитать, и на какой фильм или концерт сходить, и кем стать в жизни. Ведь недаром говорят: тренер – это и “швец, и жнец, и на дуде игрец. “.

Как правило, большинство родителей хотят видеть , который может восполнить пробелы в воспитании их ребенка, допущенные семьей, школой, улицей. Необходимо хорошее общение тренера с родителями юных спортсменов, которое дает представление об обстановке в семье, о взаимоотношениях между родителями и детьми, помогает совместными усилиями исправить, если необходимо, отрицательные моменты, должным образом скоординировать с родителями режим дня спортсмена, время подготовки домашних заданий, отдыха, питания и обеспечить контроль со стороны родителей за спортивным режимом воспитанника, выполнением дома всех заданий тренера.

В системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьей:

Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.

Традиционная: тематические классные часы, родительские собрания (классные общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.

Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.

Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.

Совместная деятельность детей, родителей и тренеров может быть успешной, если:

    дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности; создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе; отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

В современных педагогических исследованиях определяются следующие пути взаимодействия образовательных учреждений с семьей:

    условия создания единого воспитательного поля и единой социальной среды; назначение и цели педагогического сотрудничества; формы и методы информационного педагогического просвещения родителей; пути педагогического корректирования семейного воспитания; формы приобщения родителей к реальной жизнедеятельности детей и практической совместной работе детей и родителей.

Начиная с первых занятий тренер – преподаватель много внимания уделяет работе с родителями, побуждают их к приобретению спортивного инвентаря, спортивной формы для детей, повышению двигательной активности учащихся.

Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о физической культуре. На первом родительском собрании преподаватель объясняет родителям, что одним из эффективных средств повышения уровня физической подготовки, укрепления здоровья, улучшения работоспособности школьников являются домашние задания по физической культуре, о том, что регулярные занятия физическими упражнениями имеют большое профилактическое и лечебное значение: повышают жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям, улучшают сон, аппетит.

Проводятся открытые уроки для родителей, на которых им предоставляется возможность оценить физическое развитие своего ребенка, сравнить его физическую подготовленность с подготовкой других детей.

На примере хорошо подготовленных детей демонстрируются комплекс утренней гимнастики и упражнения домашнего задания по развитию двигательных качеств.

Проводятся беседы с родителями по вопросам физического воспитания, знакомят их с учебной программой, с требованиями, которые предъявляются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома. Для наглядности вывешиваются таблицы контрольных нормативов и экраны физической подготовленности учащихся, в которые занесены результаты выполнения школьниками всех упражнений на начало и конец учебного года. Каждый ученик и его родители благодаря этим мерам могут самостоятельно проследить развитие ребенка, сравнить уровень его физической подготовки с предыдущими показателями. Это, как правило, вызывает заинтересованность учащихся и родителей в улучшении физической подготовки детей.

Проводятся собрания, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму диспута, коллективного творческого дела.

Читайте также:  Заболевания крови и кровопотеря

Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в турнире могут соревноваться дети и родители, могут быть смешанные команды.

Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Практическая работа тренеров с родителями занимающихся реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

При организации работы с родителями важно понимать, что они являются полноправными соучастниками тренировочного процесса. Подготовка юного пауэрлифтера не ограничивается 2-3 часами собственно нахождения на тренировке или соревнованиях. Даже тренировочные сборы, спортивные лагеря не полностью отражают сущность, содержание этого процесса. В полной мере к нему можно отнести и спортивный режим, и качество питания, и время и вид отдыха – все это сфера ответственности родителей юных спортсменов. Основной коллективной формой является проведение родительских собраний, где происходит знакомство родителей с содержанием и методами тренировочного и воспитательного процесса. К индивидуальным формам работы относятся проведение консультаций, помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий, показательных выступлений, оказание шефской помощи.

Взаимодействие физической культуры и спортивной медицины

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 17.04.2017 2017-04-17

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Русакова Н. Г. Взаимодействие физической культуры и спортивной медицины // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/149/42167/ (дата обращения: 02.04.2020).

В статье говорится, чтозанятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на здоровье человека.Задачи определение состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем и органов у лиц, которые занимаются физическими упражнениями, а также наблюдение за их изменениями, происходящими под влиянием физических занятий, для наблюдения как за положительным влиянием занятий, так и возможном отрицательном при иррациональном применении.

Ключевые слова: улучшения здоровья с помощью физических упражнений,физические упражнения оказывают положительный эффект на человека,спортивная медицина

Польза физической культуры в профилактике различных заболеваний и укреплении общего здоровья была известна с самых древних времен. Греческий философ Аристотель, живущий в IV в. до н. э. утверждал, что никто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Подтверждение тому мы так же можем найти в Древнем Риме: знаменитый врач Гален говорил: «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством упражнений». Известно также, что великий врач Гиппократ, живущий в Древней Греции еще в ок.460 — ок.370 до н. э., не раз использовал физические упражнения для лечения своих больных, а также обосновал принцип их применения. В рукописях врачей из Индии и Китая, написанных еще за 3000 лет до н. э. можно найти описания физических упражнений как методы лечения различных болезней.

Если верить статистике, современные условия, в которых развивается общество, происходит резкое ухудшения уровня здоровья человечества. Кроме того, снижается продолжительность жизни. Около 10 % от общего числа молодежи обладают нормальным уровням физического здоровья, что крайне мало. В среднем продолжительность жизни теперь сократилась на 9 лет, производительность общества также не показывает высоких результатов.

В современное время из-за высокого уровня развития техники человек стал гораздо меньше двигаться, меньше ходить, вести пассивный образ жизни и реже бывать на свежем воздухе. Все это, в свою очередь, ведет к тому, что мышцы, система дыхания и кровообращения менее активны, они недостаточно развиваются, а оттого — быстрее стареют. Малая подвижность человека вместе с заметно ухудшающейся экологией приводят к быстрому ослабеванию человеческого организма, в результате чего человек подвергается заболеванию различными болезнями. Для предотвращения этого необходимо как можно чаще тренировать свои органы и системы организма, то есть регулярно заниматься спортом или выполнять физические упражнения.

Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на здоровье человека. Но что же такое здоровье. Это не только отсутствие каких-либо дефектов, простуды и заболеваний. Это состояние полного благополучия, которое состоит из физического, духовного и социального, и каждый компонент имеет равно важное значение для здоровья. Физическим благополучием мы называем то состояние организма, при котором каждый орган человеческого тела может исправно функционировать и даже превышать норму при необходимости, то есть, говоря иным языком, обладает неким резервом. Социальное благополучие подразумевает наличие хорошо оплачиваемой и интересной работы, семьи, стабильного положения человека в обществе, при котором он может чувствовать себя комфортно. Духовное благополучие предполагает уверенность человека в себе и завтрашнем дне, хорошее настроение и отношение к жизни, готовность преодолевать трудности и неблагоприятные ситуации.

Чем же полезна физическая культура для здоровья. По данным современных ученых, в целом здоровье человека зависит от деятельности, проводимой в учреждениях здравоохранения, всего лишь на 8–10 %. Генетика человека влияет на 18–22 %, чуть меньше — 17–20 % — от окружающей среды. Зато условия жизни оказывают значительное влияние — на 49–53 %. [1, с. 70]

Для улучшения здоровья с помощью физических упражнений крайне важна их регулярность и дозировка. Правильно дозируемые упражнения способствуют расширению функциональных и приспособительных возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма человека. Они также способствуют улучшению приспособляемости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, что играет значимую роль

в современном мире, когда экология ухудшается с каждым днем. Более того, под влиянием физических нагрузок заметно усиливается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается защитная функция крови.

Физические упражнения оказывают положительный эффект на ЧСС (частота сердечных сокращений). Чем меньше человек занимается физической культурой и чем менее активный образ жизни он ведет, тем выше у него ЧСС, что приводит к тому, что сердце, совершая за сутки примерно 14 000 лишних сокращений, быстрее изнашивается. Для наглядности, в состоянии покоя у физически неактивных людей сердце совершает около 72–84 уд./мин. Сердце натренированного человека в состоянии покоя совершает меньше 60 уд./мин. (брадикардия). Пульс у высококвалифицированных спортсменов, лыжников, бегунов, пловцов достигает примерно 37 уд./мин. [2, с. 43]

Физические занятия полезны для циркуляции крови. Объем циркулирующей в организме крови возрастает при большой физической нагрузке на 1–1,5 л. и достигает в целом около 5–6л. Поток крови обеспечивает кислородом и энергией потребности человеческого организма, особенно — мышечной системы.

Рассмотрим то, насколько полезны занятия физической культурой

для жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Факт, что физические упражнения способствуют увеличению жизненной емкости легких. Они расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей, подвижность диафрагмы, помогают развить дыхательную мускулатуру, в итоге чего улучшается газообмен между легкими и кровью. Хорошо развитый дыхательный аппарат гарантирует полноценную жизнедеятельность клеток. Ученые выявили, что гибель клеток связана именно с недостатком кислорода в них. Потому важно тренировать аппарат внешнего дыхания (дыхательные мышцы, легкие, бронхи) — это первый и очень важный этап на пути к улучшению здоровья. [4, с. 127]

Физические упражнения способствуют повышению уровня регенеративных процессов, насыщают кровь кислородом, что, в свою очередь, ускоряет выздоровление.

Самые полезные физические упражнения. Какие же физические упражнения несут наибольшую пользу для здоровья человеческого организма. В мире существует множество различных физических упражнений, но наиболее полезным принято считать такие упражнения, которыми занимаются продолжительное время. Важно при этом обеспечение кислородом, а этом позволяют сделать движения в аэробном режиме. К упражнениям такого вида можно отнести плавание, ходьбу на лыжах, езда на велосипеде, оздоровительный бег. Оздоровительный и тренирующий эффект на организм оказывают также шейпинг, атлетическая гимнастика, спортивные игры, аквааэробика и степ-аэробика. [3, с. 225]

Существуют также современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений. К современным спортивно-оздоровительным системам упражнений по формированию телосложения и укрепления здоровья относятся: ритмическая гимнастика, шейпинг, велоаэробика, степ-аэробика, аквааэробика, бодибилдинг и др.

Спортивная медицина является частью клинической медицины. Она имеет свои собственные четкие задачи и содержание, отличные от других медицин. Одним из разделов спортивной медицины является врачебный контроль, который представляет собой постоянное наблюдение врача, а занимающимися физической культурой и спортом людьми. Задачи врачебного контроля: определение состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем и органов у лиц, которые занимаются физическими упражнениями, а также наблюдение за их изменениями, происходящими под влиянием физических занятий для наблюдения как за положительным влиянием занятий, так и возможном отрицательном при иррациональном применении.

Еще одной, не менее важной, задачей врачебного контроля является оценка функционального состояния спортсмена или, иначе говоря, определение его тренированности. Эта задача и ее правильное решение имеет огромное значение, так как оно позволяет не только изучать влияние физических упражнений на организм человека, но и прокладывать дорогу к рекордам с научно-медицинской точки зрения. Решение этой задачи является важнейшим звеном в изучении вопросов теории, методики и техники спорта. [5, с. 97]

В спортивной медицине также развивается (особенно сильно в последнее время) область, основной задачей которой является исследование и изучение возможных отрицательных влияний физической нагрузки при нерациональном использовании той. Речь идет о различных заболеваниях или повреждениях органов или систем организма человека при чрезмерном или нерациональном применении физических нагрузок. [6, с. 662]

Прежде это направление изучало исключительно спортивную травму,

но теперь учитываются все возрастающие тренировочные нагрузки, которые порой находятся на грани с перегрузкой. Поэтому важно учитывать все пред патологические состояния и заболевания у спортсменов, что могут возникнуть при физической перегрузке.

Таким образом, спортивная медицина имеет следующие задачи: определение состояния здоровья и физического развития спортсменов, наблюдение за их изменениями под влиянием физических нагрузок; диагностика и лечение спортивных травм, заболеваний, различных повреждений у спортсменов, разработка их профилактики; решение вопросов питания и санитарно-гигиенического обеспечения на местах тренировок и соревнований; определение уровня тренированности, функционального состояния и изменений; совершенствование старых и разработка новых мер исследования для более точной оценки состояния здоровья и физической подготовленности спортсменов.

Лечебная физическая культура является самостоятельной дисциплиной в медицинской сфере. При ней используются средства физической культуры для того, чтобы провести профилактику некоторых обострений, а также излечить заболевания, восстановить трудоспособность человека. Есть одна особенность лечебной физической культуры, она заключаются в использовании как основного лечебного средства различные физические упражнения. Физические упражнения — это отличный стимулятор многих функций, работающих внутри организма. Также лечебная физическая культура рассматривается в качества элемента современного комплексного лечения.

Комплексное лечение подразумевает индивидуальный подбор необходимых средств и методов лечения, которые подвергли бы организм определенным положительным изменениям. Они способствуют улучшению, а в некоторых случаях и восстановлению функций органов, которые затронула болезнь. Особенностью такого лечения служит воздействие сразу на весь организм, а не на отдельные участки органов, тканей или систем. Лечебная физкультура, это один из методов патогенетической терапии. Ее можно считать таковой за счет того, что физические упражнения оказывают влияние на реактивность организма целиком, тем самым заставляя реагировать все механизмы, что участвовали в патологическом процессе.

Лечебная физическая культура схожа с физической культурой для здорового человека в том, что она использует те же средства и принципы применения. В ее основе заложены советские принципы физического воспитания: всестороннего воздействия и оздоровительной направленности.

Таким образом, можно утверждать, что регулярные и систематические занятия физической культурой положительно влияют на здоровье человека и его физическое состояние. Более того, физические занятия способствуют профилактике различных заболеваний, которым могут быть подвержены люди в старшем возрасте.

  1. Лях В. И., Зданевич А. А. Учебник физической культуры для учащихся 10–11 класса, 2013 год.
  2. Научно-практический журнал «Лечебная физкультура и спортивная медицина», 2013 год.
  3. Соснина В. Ю. Корригирующая ритмическая гимнастика при нарушениях осанки. — Киев: Радян. школа, 2013. — 225с.
  4. Лесгафт П. Ф. «Избранные труды», «Физкультура и спорт», Москва, 2014 г. С. 28
  5. Русакова Н. Г. Особенности спортивных тренировок девочек и девушек. Наука и образование: новое время. Чебоксары 2016г. № 5 (16). С. 97.
  6. Русакова Н. Г. Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности // Молодой ученый. — 2017. — № 2. — С. 661–663.

Взаимодействие с учреждениями спорта и здравоохранения

Елена Соколец
Взаимодействие с учреждениями спорта и здравоохранения

Достичь положительных результатов по физическому развитию детей дошкольного возраста было бы невозможно без активного взаимодействия дошкольного учреждения с социумом. Для социализации детей детского сада ДОУ поддерживает связи со спортивными учреждениями и здравоохранительными организациями районного центра. Педагогический коллектив строит свою работу по физическому развитию детей на основании договоров о сотрудничестве. С каждой организацией ДОУ составляет план совместной работы на учебный год, куда включаются мероприятия не только для детей, но и педагогов и родителей воспитанников. Это предположило превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями спорта и здравоохранения в системе «ребенок–педагог–семья».

Читайте также:  Эффективные антибиотики при гайморите у взрослых

Социальными партнерами в физическом воспитании и развитии детей стали:

• Детская спортивная школа,

• детская районная поликлиника;

• МОУ средняя школа №3,

• МОУ средняя школа №4.

Формы сотрудничества с внешними организациями:

с учреждениями спорта:

• совместное проведение различных спортивных мероприятий:

спортивные соревнования «Олимпийские надежды» со школой

– районная спартакиада (проходит на стадионе)

с учреждениями здравоохранения:

• профилактический осмотр детей в ДОУ,

• досуги на профилактические темы,

• физкультурно-оздоровительное просвещение (просветительская работа с родителями, детьми и педагогами):

– родительский клуб «Здоровый малыш»на темы: «Здоровая стопа»,

«Красивая осанка», «Здоровье будущего первоклассника» и др.

– дополнительная физкультурно-просветительная работа –

деятельность тренера спортивной школы.

Взаимодействие с органами здравоохранения подразумевает: обогащение содержания деятельности учреждения через сотрудничество с медицинскими учреждениями по вопросам охраны жизни и здоровья детей; контроль за организацией прививочной и противотуберкулезной работы; проведение лабораторных обследований детей; обследование детей узкими специалистами.

Медицинский персонал ДОУ контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием.В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.

Результаты взаимодействия со спортивными учреждениями

и здравоохранительными организациями.

Тесная связь с социумом позволяет:

– улучшить физкультурно-оздоровительную работу с детьми;

– воспитывать стремление к здоровому образу жизни у детей;

– проводить работу по формированию и укреплению физического развития в тесном контакте со специалистами спортивных учреждений.

Тесная связь со спортивными организациями способствует развитию и популяризации детского спорта.

Я считаю, что взаимодействие с различными социальными партнёрами способствует созданию условий для физического развития ребенка, сохранению и укреплению здоровья дошкольников и помогает создать систему спортивно – досуговой и оздоровительной деятельности с воспитанниками и приобщить значительную часть детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС Выступление на тему “Детям о православных праздниках”«Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации.

Календарное планирование для воспитателей, работающих в учреждении здравоохранения Планирование расчитано с учетом кратковременного пребывания детей в условиях учреждения здравоохранения до 14 дней. Занятия проводятся.

Дидактическое пособие «Поле спорта» Введение. Актуальность: Главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе реализации ФГОС-это уход.

Фотоотчет «Неделя спорта» 2018 год в Ростовской области объявлен Годом детского спорта. 9.02.2018г в нашем городе состоялось торжественное открытие года детского.

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Воспитатели: Дружкина С. П. Прохорова Н. Ю.

Презентация «Зимние виды спорта» Зимний спорт – совокупность видов спорта, проводящихся на снегу или на льду, то есть преимущественно зимой. Основные зимние виды спорта.

Стенгазета к Международному Дню Спорта Согласно перспективному плану воспитательно-образовательной работы 6 июня – это Международный день спорта. Было принято решение сделать.

Стенгазета «Зимние виды спорта» Стенгазета «Зимние виды спорта» Цели: • повысить уровень знаний о зимних видах спорта, • пополнить словарный запас спортивными терминами,.

Сценарий внеклассного мероприятия «Встреча с Мастером спорта, посвященная году Спорта в Нижегородской области» Методическая разработка внеклассного мероприятия «Встреча с Мастером спорта РФ по борьбе «самбо» А. Н. Леонтьевым, посвященная Году спорта.

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями дополнительного образования и культуры в условиях реализации ФГОС до Выступление на районном совещании Выступление на районном совещании заведующего МКДОУ «Куртамышский детский сад №8» Пронько Натальи Николаевны.

«Им нужен не просто спортивный врач, а еще психолог, диетолог, физиолог»

Медицинское сопровождение школ спортивного резерва удивительным образом выпало из зоны внимания госорганизаций, причастных к здравоохранению и спорту высших достижений. Под контроль ФМБА этот сегмент не попал, влияние Минздрава и Минспорта здесь ограничивается нормотворчеством, а вся ответственность за практическую организацию лечения и реабилитации юных спортсменов ложится на плечи руководителей спортшкол и тренеров. Начальник управления экспериментальной и инновационной деятельности федерального Центра подготовки спортивного резерва (ФГБУ «ФЦПСР») Минспорта РФ Алексей Лапин в интервью Vademecum рассказал о том, почему юные атлеты оказались без качественного медицинского патронажа и что нужно сделать, чтобы потенциальные чемпионы без травм и болезней добрались до своих медалей и пьедесталов.

– В системе подготовки спортивного резерва, по нашим данным, задействовано более 5 тысяч организаций, в которых занимается более 3,3 млн детей и подростков. Объем финансирования учреждений, осуществляющих такую спортивную подготовку, в 2016 году превысил 130 млрд рублей. Это очень значительный сегмент, я бы сказал, реперная точка спортивной индустрии. И в то же время, если говорить о медицинском обеспечении, одна из наиболее чувствительных зон отрасли. Почему? С одной стороны, это база для всего отечественного спорта, будущий основной состав и скамейки запасных для наших сборных. С другой стороны, именно в этих организациях бесконтрольность тренировочного процесса приводит к частым заболеваниям и травматизму. Причина – интенсификация тренировочного процесса, частые перетренировки, которые ребенок, в отличие от взрослого, не может расценить как предвестники заболевания. В результате будущий спортсмен на два‑три месяца выбывает из строя, а иногда и заканчивает свою карьеру. Сейчас, в соответствии с приказом Минздрава №134н, подростки должны дважды в год проходить углубленное медицинское обследование – врачи разных специальностей могут объективно оценить состояние здоровья ребенка и соотнести его с теми нагрузками, которым он подвергаеся в спортивной школе. Но этого недостаточно: всех проблем периодические осмотры не выявляют, здесь необходим совершенно другой уровень медицинского наблюдения, постоянный контроль за спортсменами со стороны врача спортивной медицины, который должен быть интегрирован в тренировочный процесс. Соответствующая нормативная база есть – в том же 134‑м приказе даны параметры оснащения кабинета врача спортивной медицины. Такой специалист должен заниматься своими подопечными не в формате оказания неотложной помощи, когда он сидит и ждет, когда что‑нибудь случится, а работать в плотной связке с тренерами, родителями и детьми, заниматься как профилактикой заболеваний, так и оценкой функционального состояния спортсменов, их психологическим сопровождением, не допускать перетренировок.

– Если ориентироваться на результаты проверки, проведенной в этом году органами Федерального государственного санитарно‑эпидемиологического надзора, то более чем в 53% спортивных школ страны медицинские кабинеты отсутствуют. При этом в восьми регионах таких кабинетов нет в 90% школ. Конечно, мы видим, что организации спортивной подготовки всеми правдами и неправдами пытаются найти в своей структуре место для спортивного врача и медицинского кабинета, но все это делается пока инициативно, несистемно. А в то же время у тренерского состава есть явная потребность в таких специалистах. Недавно мы проводили масштабный опрос среди руководителей и тренеров организаций спортивной подготовки, интересовались – какого специалиста они хотели бы видеть непосредственным участником тренировочного процесса. В 90% случаев наши респонденты назвали спортивного врача, и заметное число опрошенных уточнили, что им нужен не просто спортивный врач, а еще психолог, диетолог, физиолог. Сейчас, к сожалению, обеспечить такими специалистами все школы нет никакой возможности.

– Дело не только в количестве, но и в качестве специалистов. Проблема кроется в системе подготовки спортивных врачей. Сейчас в структуре образовательных учреждений Минздрава России существует около 50 кафедр с разными названиями, где обучают врачей спортивной медицины. Таких специалистов готовят в ординатуре или на курсах профессиональной переподготовки длительностью около 550 часов. Чтобы попасть на профпереподготовку, нужно иметь образование по одной из 39 медицинских специальностей – конечно, это неоправданно много. Мы понимаем, что, например, стоматолог вряд ли может стать квалифицированным спортивным врачом. С другой стороны, у травматолога, кардиолога, невролога есть все шансы стать таким специалистом, и вообще для врача спортивной медицины предпочтительно оброзование педиатра. Но и здесь есть подводный камень. Те же кардиологи, неврологи, прошедшие обучение по профилю «спортивная медицина», лишены глубоких знаний о тренировочном процессе, о том, как он построен. Одно дело циклические виды спорта, другое – координационные. Шахматист и, например, легкоатлет – это разные планеты. И если человек не ориентируется в этой специфике, он как врач спортивной медицины не может быть эффективным. Такие врачи могут практиковать во врачебно‑физкультурных диспансерах, центрах спортивной медицины, но для работы в организациях спортивной подготовки они в полной мере негодны. Беседовали мы недавно с руководителем одной из спортивных федераций, и он описал типичную для отрасли ситуацию: «Пришел к нам откомандированный спортивный врач, не знает ни нашей специфики, ни сам вид спорта – ничего. Полгода поработал и ушел». Грамотный современный спортивный врач должен быть вовлечен в международное профсообщество, посещать конференции, стажировки. У нас, к сожалению, это доступно единицам. Без постоянного повышения квалификации, без возможности погружения в работу организации спортивной подготовки, без взаимодействия с членами комплексных научных групп качественной работы всей спортивной медицины ожидать не приходится.

– Конечно. Еще в 2016 году мы начали активно взаимодействовать с Минздравом, руководителями врачебной физкультурной службы в регионах, организуем и проводим научно‑практические конференции на тему медицинского и медико‑биологического обеспечения подготовки спортивного резерва. Нам очень импонирует заинтересованность регионов в реализации программ медицинского обеспечения спортивной подготовки и сохранения здоровья наших спортсменов. Понятно, что наши партнеры на местах находятся в разных условиях, у всех разные финансовые возможности, но при наличии инициативы и заинтересованности можно решить любой вопрос. В ряде случаев мы выступаем отраслевым координатором. Например, не так давно мы совместно с руководством Мурманской области помогали решить вопрос медицинского обеспечения занимающихся спортом в закрытом административно‑территориальном образовании (ЗАТО) Александровск. Спорт там очень популярен, в спортивных школах занимаются более 1,5 тысячи детей, а спортивных врачей в ЗАТО нет. Причем таких специалистов нет даже в местной медико‑санитарной части ФМБА, там говорят: «Ставка у нас не предусмотрена. Дайте нам денег, и мы введем такого специалиста». Ну абсурд же! Более года пишутся письма, происходит обмен информацией между ведомствами, но ситуация никак не решается. А по сути, нужна была просто добрая воля региональных министров, отвечающих за развитие здравоохранения и спорта. Плюс инициатива администрации ЗАТО. Мы со всеми созвонились, поговорили, министры согласовали ряд вопросов, и надеемся, что в ближайшее время ситуация, наконец, будет разрешена. Одно из предложений – ввести врача спортивной медицины в штат школы. Дальше дети будут проходить регулярные осмотры в ФМБА, но допуск для занятий физкультурой и спортом им будет давать уже постоянно наблюдающий их врач спортивной медицины.

– Ни в структуре Минспорта, ни в структуре нашего центра нет отдельного подразделения, которое могло бы взять на себя такие функции. Сфера деятельности министерства – работа по формированию нормативно‑правовых документов. Концепция развития системы подготовки спортивного резерва, которая недавно была направлена ведомством в Правительство РФ, например, подразумевает целый ряд мер – от разработки системы мониторинга эффективности медицинского обеспечения спортивной подготовки до усовершенствования программ профессиональной переподготовки и постдипломного образования. Но Минспорт не может заниматься реализацией этих программ, поскольку вынужден здесь сталкиваться с вопросами, находящимися в ведении Минздрава, а там такая же, только зеркальная, ситуация. Именно поэтому на протяжении последнего года в профессиональном сообществе обсуждают возможность создания независимой отраслевой организации, которая бы курировала реализацию программ медицинского и медико‑биологического обеспечения спортивной подготовки и выступала межведомственным коммуникатором. Подобный опыт в истории отечественного спорта есть, в СССР этим очень эффективно занималась Федерация спортивной медицины, существовавшая с 60‑х годов.

– Но ведь в России действует Ассоциация спортивной медицины – РАСМИРБИ. Почему она не может взять на себя эти функции?

– Борис Александрович [Поляев, президент РАСМИРБИ. – Vademecum], безусловно, проводит огромную работу, представляя Россию во многих международных организациях. Но, наверное, можно было бы подумать о более активном взаимодействии с ними, о системной работе со спортивными федерациями, которые сейчас очень открыты к взаимодействию. Кроме того, у РАСМИРБИ другие задачи. Усилия ассоциации направлены прежде всего на взаимодействие с врачебно‑физкультурными диспансерами и медицинскими учреждениями, вовлеченными в систему спорта. Их влияние на структуры, которые занимаются непосредственно спортивной подготовкой, сейчас крайне незначительно. А федерация спортивной медицины, будь она создана, совместно с РАСМИРБИ могла бы эффективно действовать, дополняя друг друга и привлекая в партнеры Минспорт и Минздрав.

Читайте также:  Как мы можем влиять на работу генов

Взаимодействие семьи и школы по формированию здорового поколения
материал по теме

В статье рассказывается о совместной работе классного руководителя и родителей по формированию зздорового образа жизни учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_po_formirovaniyu_zdorovogo_pokoleniya.doc659 КБ

Предварительный просмотр:

Летягина Людмила Васильевна

«Взаимодействие семьи и школы

по формированию здорового поколения»

« Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Использование новых технологий позволяет сформировать основы здорового образа жизни. Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

А.С. Макаренко обращаясь к родителям воспитанников, говорил:

“…Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец, …всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям.”

Задача учителя – убедить в этом родителей, и совместными с родителями усилиями сформировать здоровую, гармоничную личность ребенка, способную в будущем стать успешным человеком.

Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье , среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью , к здоровью близких, к людям.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье , что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи .

Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи .

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.

Основная задача классного руководителя (общая с родителями) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Поэтому на первое место в своей работе я выношу проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребёнка зависят успехи в учёбе и уровень его общего развития.

Всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни

(проведение тематических родительских собраний и конференций)

в том числе и с приглашением специалистов ( врачей, учителей , работников ГАИ, психолога, социального педагога) ; индивидуальные беседы,

приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по

организации закаливания в семье и т.д.).

2. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

3. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).

4. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного отдыха).

5. Проведение совместных праздников.

На родительских собраниях после медицинского осмотра учеников предоставляется информация врачей о здоровье учащихся, их рекомендации по укреплению здоровья .

На родительском лектории были проработаны темы:

1.Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.

2.Физическое воспитание детей в семье .

3.Режим дня и его значение для здоровья младших школьников .

4.Основы здорового питания.

5.Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).

6.Профилактика вредных привычек.

7. Формирование у детей навыков личной гигиены.

Провожу индивидуальные и групповые консультации « Здоровье » для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей, спортивно-развлекательные праздники.

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.

Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, занятиях в бассейне.

Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.

О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, экскурсий, походов вместе с детьми на каток, в бассейн.

Для обеспечения нормального физического здоровья младших школьников мы вместе с родителями работаем по следующим направлениям:

1. Просвещение детей по программе «Полезные привычки» . Цель этой программы – формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок, негативное отношение младших школьников к употреблению табака, алкоголя. К осуществлению этой деятельности обязательно привлекаю родителей. Для этого на родительских собраниях составляем памятки для детей, которые содержат краткую информацию по здоровому образу жизни детей, предупреждению употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках здоровья, позволяют установить атмосферу подлинного диалога, взаимопонимания между взрослыми и детьми.
2. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

Дети, имеющие в дошкольном или младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого-педагогической помощи, имеют ряд проблем в обучении и социализации.

С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.

Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.

Одно из нарушений поведения — детская агрессивность, причины которой социальные.

С такими детьми выбираю стиль общения. Психолог проводил диагностику, беседы с такими учащимися. Иногда удаётся привлечь детей к интересной, значимой деятельности.

Информация врачей о здоровье школьников на классных и общешкольных родительских собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья , индивидуальные и групповые консультации « Здоровье », совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — здоровая семья », «Вместе с сыном, вместе с дочкой» — все эти мероприятия повысили роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни и способствовали укреплению здоровья .

Один из важных компонентов в системе физического развития школьников — организация правильного, научно-обоснованного и рационального питания. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание (например, совмещение обеда и ужина). Частота приёма пищи — немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.

Планируя занятия, я старалась придерживаться трёх направлений: давать учащимся необходимые знания, формировать у них навыки здорового питания; предупреждать отравления, желудочно-кишечные заболевания, другие несчастные случаи, связанные с питанием.

Занятия проходили в различных формах. Наиболее результативными были тематические занятия «Родники здоровья в чашке», «Всякая ли пища полезна?», «В овощах силы велики», «Незнакомая еда со всего света», «Хлеб — всему голова» в форме устного журнала.

Почти на каждом занятии использовала дидактические и сюжетно-ролевые игры «Полезно—вредно», «Можно—нельзя », «Правильно—неправильно », «Где скрываются белки?», «Какого цвета витамин А?», «Где прячется витамин С?».

Были проведены индивидуальные беседы с родителями тех детей, которые плохо ели в школьной столовой, приносили в школу чипсы, сухарики, конфеты.

Основные правила укрепления здоровья — постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность. Уточнить и глубже осознать изученное ранее помогает возвращение к этому вопросу на классных часах «Если хочешь быть здоров — закаляйся», «Опасные «подарки» солнца», «Твои успехи в укреплении здоровья».

Достаточно много задаю домашних заданий, предполагающих совместную работу с родителями. Родителям дети рассказывали о том, что нового они узнали об органах кровообращения, заболеваниях крови, сосудов и сердца, о мерах по их профилактике и т.д.

Детям родители объясняют смысл каких-то выражений, высказываний, пословиц, показывают домашнюю аптечку, лекарственные растения.

Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.

Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:

1) составление рационального режима дня;

2) организация правильного питания;

3) выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;

4)проведение профилактических мероприятий в осеннее – зимний период (витаминизация пищи, закаливание).

Ученики моего класса очень любят уроки физической культуры, на уроках не бывает детей, которые сидят на скамейке. Это тоже результат работы с родителями, убеждение их в том, что физкультура приносит только пользу здоровью.

На собрании выработали единые педагогические требования – памятку учителей и родителей:

-Следить за чистотой, опрятностью своей одежды и обуви, быть аккуратно причесанным

-Соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.
– На уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях приходить в спортивной форме.

-Аккуратно, самостоятельно выполнять домашние задания.
– Соблюдать установленный в семье режим дня.
– Принимать активное участие в ведении домашнего хозяйства.
– Поддерживать чистоту в доме, содержать в порядке свои вещи, постель, рабочее место, соблюдать гигиенические нормы.
– Заботиться о своем физическом развитии: заниматься утренней гимнастикой, спортом; закаляться.
– Внимательно, чутко относиться к родителям, старшим членам семьи, заботиться о младших.
– Уходя из дома, предупреждать: куда, зачем; сообщать время возвращения.

По сравнению с прошлым годом больше учащихся посещают спортивные кружки и секции (плавание – на 3 человека, борьба – на 2 человека).

Правильная организация оздоровительной работы, использование различных форм

внеклассной и внешкольной оздоровительной работы ; совместные усилия дают результат.

Снизился уровень утомляемости, отмечается улучшение состояния здоровья детей, не отмечается в классе нарушения осанки.

Результатом работы явилось также отсутствие дорожно-транспортных происшествий, снижение количества инфекционных и вирусных заболеваний среди детей.

Установлено снижение пропусков учебных занятий по болезни.

Состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В классе для учеников созданы достаточно хорошие условия. Родители принимают активное участие в ремонте и дизайне кабинета: заменили лампы освещения, жалюзи, привели в порядок потолок, создавая для учеников уютную обстановку.

Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность в семьях и здоровый быт – важнейшие условия воспитания психического и социального здоровья.

Интересные лекции, беседы, викторины, спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Отдыхаем всей семьёй», общешкольные Дни здоровья, КВН, классные часы, часы общения с участием ребят, их родителей, психолога, классного руководителя способствуют воспитанию у детей потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами и иными специалистами школы, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника

Добавить комментарий