8 неприятных вещей в детском поведении, которые абсолютно нормальны

8 неприятных вещей в детском поведении, которые абсолютно нормальны

Практически каждый родитель знаком с ситуацией: двухлетний малыш, еще вчера казавшийся ангелочком, начинает проявлять характер и совершать отнюдь не милые поступки. Тут же на горизонте появляются советчики, уверенные в том, что ребенку срочно нужна помощь психолога. Даже самую рассудительную маму такое давление может выбить из колеи.

Мы в Chert-poberi.ru решили разобраться в неприятных особенностях поведения малышей и спешим вас успокоить: с ребенком все в порядке.

1. На все отвечает «нет»

Обычно ласковый и послушный малыш внезапно начинает отказываться от всего, что ему предлагают, иногда в довольно резкой форме. Отвергаются даже самые любимые вещи, не говоря уже о чем-то менее приятном.

Что происходит:

Как правило, период «нет» сигнализирует о начале так называемого кризиса самоосознания, который наступает примерно в 2,5–3 года. Малыш понимает, что он отдельная личность, а не часть родителей, и пытается обозначить свое место в семье.

Что делать:

Набраться терпения и не пытаться подавить детский дух противоречия. Предоставьте ребенку выбор и некоторую самостоятельность: ничего страшного не произойдет, если малыш сам выберет, в чем идти в сад. Проявленное понимание дорогого стоит — ребенок обретет уверенность в себе и будет больше вам доверять.

2. Постоянно задает один и тот же вопрос

Малыш не просто повторяет одно и то же в сотый раз, но и настойчиво требует вашей реакции. Знакомо? Зачастую маме даже не удается понять, что ребенок хочет донести до нее, а он в свою очередь расстраивается, если не получает ответа. Выйти из равновесия могут даже самые терпеливые родители.

Что происходит:

Повторение — наилучший способ запомнить, как слово используется, и понять, меняется ли его значение в зависимости от времени или конкретной ситуации. Кроме того, малыш тренирует интонацию и произношение.

Что делать:

Помните, что повторение слов и фраз — это шаг на пути к успешному освоению речи. Удовлетворяйте любопытство крохи, больше общайтесь с ним: период повторений пройдет, а негативная реакция может стать причиной появления комплексов.

3. Часто просыпается среди ночи

Казалось бы, режим сна и бодрствования давно сформировался. Но вдруг у ребенка заводится привычка поиграть в 3 часа ночи, а иногда и вовсе закатить истерику. И чем чаще это случается, тем сложнее с этим мириться.

Что происходит:

Проблемы со сном часто возникают из-за избытка эмоций и информации, получаемой в течение дня. Вероятно, вечер был перегружен событиями. Но причиной перевозбуждения могут быть не только слишком активные игры перед сном, но и освоение новых умений: по мнению детских психологов, малышу настолько не терпится потренировать навык, что ради этого он готов пожертвовать сном.

Что делать:

Для начала стоит перенести все активные развлечения на первую половину дня. Если ночные бдения не прекратились, постарайтесь не злиться. Проведите с малышом немного времени вместе — скорее всего, в ближайшие несколько минут он успокоится и вернется в кровать.

4. Балуется и действует наперекор

Утро, вам нужно на работу, ребенку — в сад, все торопятся, и тут начинается спектакль: каша размазана по лицу, рукам и столу, а малыш, вместо того чтобы идти умываться, мчится в комнату, по пути снося горшок, и прячется в шкафу (а каша, кстати, все еще на руках). Баловство, как всегда, началось не вовремя.

Что происходит:

По мнению психолога Джона Готтмана (John Gottman), то, что нам кажется шалостью, с позиции ребенка является некой заявкой на игру. А игра — это пока главный способ крохи получать знания о мире. Малыш едва проснулся и полон энергии, и его вины в том, что потребности не совпали с планами взрослых, нет.

Что делать:

Пересмотрите распорядок дня. Возможно, с утра стоит встать пораньше и уделить играм должное время. Если такой вариант не подходит, то постарайтесь все же с пониманием отнестись к действиям ребенка: делать «назло» он еще не в состоянии.

5. Кричит из-за любого пустяка

Сегодня вы запретили детям смотреть мультики и в ответ получили порцию крика. За каприз крикуны сразу были наказаны. Однако вы не учли, что вчера сами предложили устроить трехчасовой мультмарафон, поскольку должны были заняться важным делом и не хотели, чтобы вас отвлекали.

Что происходит:

Малыши быстро усваивают правила игры (особенно если эти правила в их интересах) и искренне не понимают, почему ситуация вдруг изменилась. А невозможность удовлетворить некую потребность (иными словами, состояние фрустрации) нервирует и детей, и взрослых.

Что делать:

Будьте последовательны, позволяя и запрещая что-либо ребенку. Не стоит менять условия «на правах сильнейшего» просто потому, что вам так удобно. Установите правила и следуйте им вместе с малышом.

6. Швыряет вещи

Ребенок снова и снова раскидывает карандаши по полу, бросает игрушку в стену, а если речь идет о детях помладше — 10 раз подряд выбрасывает соску и каждый раз плачет, пока не получит ее назад.

Что происходит:

Во-первых, малыш склонен к импульсивным действиям, контролировать которые он не в состоянии только потому, что соответствующие отделы мозга еще не созрели. Во-вторых, швыряние вещей — это тоже интересный навык, который нужно отрабатывать: здесь задействованы и мелкая моторика, и координация между руками и глазами. В-третьих, кидая что-то, кроха изучает причинно-следственные связи (если вещь бросить, она упадет вниз), знакомится с гравитацией.

Что делать:

Попробуйте объяснить, какие предметы кидать можно, а какие нельзя. Как правило, в возрасте 2 лет ребенок уже в состоянии понять это.

7. Стал плохо есть

Ребенок всегда отличался прекрасным аппетитом, но в последнее время стал отказываться от любимых прежде блюд. Былые объемы порций тоже вдруг стали слишком большими — в тарелке все время остается еда.

Что происходит:

Педиатры выделяют несколько причин потери аппетита, в числе которых могут быть и плохое самочувствие, и режущийся зуб, и просто увлеченность игрой и нежелание отвлекаться на обед. Однако, как показали исследования, на пищевые привычки может повлиять введение новых продуктов в рацион. Малыши достаточно консервативны, новое их пугает, так что чрезмерная настойчивость родителей может лишь усугубить проблему.

Что делать:

Какой бы ни была причина, не стоит насильно кормить ребенка. В 2 года он уже в состоянии понять, что наелся. Мягко вводите новые продукты в рацион, не создавайте негативных ассоциаций с едой и старайтесь поддерживать режим.

8. Устраивает истерику

Никакие крики, нытье и капризы не сравнятся с настоящей истерикой, которую двухлетний малыш способен закатить на пустом месте или по незначительному поводу. Сначала он плачет с целью получить желаемое, но очень быстро выходит из-под контроля. Еще хуже, если это происходит в общественном месте: тогда успокоить ребенка становится намного сложнее.

Что происходит:

У истерик всегда есть более глубокие и не всегда очевидные причины: недомогание, эмоциональная перегрузка, голод, усталость. На их фоне простая мелочь вроде отказа от покупки игрушки становится спусковым механизмом. Если взрослый человек способен совладать с эмоциями, то у ребенка нервная система еще не развита в должной степени.

Что делать:

Разговаривать и отвлекать в такой ситуации бесполезно. Можно либо попытаться предотвратить истерику в самом начале (отвлечь на что-то интересное, например), либо, если процесс уже запущен, дать ребенку успокоиться самому и уже потом обсудить его чувства. Идти на уступки специалисты категорически не рекомендуют.

Бонус: как справиться с чрезмерной эмоциональностью ребенка

Как показали недавние исследования группы ученых из США, на поведение и эмоциональное состояние ребенка влияет чтение вслух. По итогам эксперимента дети, которым родители регулярно читали книги, стали менее склонны к проявлению агрессии. Ученые объясняют, что процессы, которые запускаются при прослушивании истории, напрямую связаны с умением контролировать свое поведение. А энергия, которая раньше тратилась на негативные эмоции, перенаправляется в созидательное русло.

Мы в Chert-poberi.ru считаем, что читать сказки своему малышу нужно в любом случае, независимо от его характера и привычек.

А как ваш ребенок преодолевал кризисные периоды? Как вы справлялись с этим?

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

8 неприятных вещей в детском поведении, которые абсолютно нормальны

Практически каждый родитель знаком с ситуацией: двухлетний малыш, еще вчера казавшийся ангелочком, начинает проявлять характер и совершать отнюдь не милые поступки. Тут же на горизонте появляются советчики, уверенные в том, что ребенку срочно нужна помощь психолога. Даже самую рассудительную маму такое давление может выбить из колеи.

1. На все отвечает «нет»
Обычно ласковый и послушный малыш внезапно начинает отказываться от всего, что ему предлагают, иногда в довольно резкой форме. Отвергаются даже самые любимые вещи, не говоря уже о чем-то менее приятном.

Что происходит:
Как правило, период «нет» сигнализирует о начале так называемого кризиса самоосознания, который наступает примерно в 2,5–3 года. Малыш понимает, что он отдельная личность, а не часть родителей, и пытается обозначить свое место в семье.

Что делать:
Набраться терпения и не пытаться подавить детский дух противоречия. Предоставьте ребенку выбор и некоторую самостоятельность: ничего страшного не произойдет, если малыш сам выберет, в чем идти в сад. Проявленное понимание дорогого стоит — ребенок обретет уверенность в себе и будет больше вам доверять.

2. Постоянно задает один и тот же вопрос
Малыш не просто повторяет одно и то же в сотый раз, но и настойчиво требует вашей реакции. Знакомо? Зачастую маме даже не удается понять, что ребенок хочет донести до нее, а он в свою очередь расстраивается, если не получает ответа. Выйти из равновесия могут даже самые терпеливые родители.

Что происходит:
Повторение — наилучший способ запомнить, как слово используется, и понять, меняется ли его значение в зависимости от времени или конкретной ситуации. Кроме того, малыш тренирует интонацию и произношение.

Что делать:
Помните, что повторение слов и фраз — это шаг на пути к успешному освоению речи. Удовлетворяйте любопытство крохи, больше общайтесь с ним: период повторений пройдет, а негативная реакция может стать причиной появления комплексов.

3. Часто просыпается среди ночи
Казалось бы, режим сна и бодрствования давно сформировался. Но вдруг у ребенка заводится привычка поиграть в 3 часа ночи, а иногда и вовсе закатить истерику. И чем чаще это случается, тем сложнее с этим мириться.

Что происходит:
Проблемы со сном часто возникают из-за избытка эмоций и информации, получаемой в течение дня. Вероятно, вечер был перегружен событиями. Но причиной перевозбуждения могут быть не только слишком активные игры перед сном, но и освоение новых умений: по мнению детских психологов, малышу настолько не терпится потренировать навык, что ради этого он готов пожертвовать сном.

Что делать:
Для начала стоит перенести все активные развлечения на первую половину дня. Если ночные бдения не прекратились, постарайтесь не злиться. Проведите с малышом немного времени вместе — скорее всего, в ближайшие несколько минут он успокоится и вернется в кровать.

4. Балуется и действует наперекор
Утро, вам нужно на работу, ребенку — в сад, все торопятся, и тут начинается спектакль: каша размазана по лицу, рукам и столу, а малыш, вместо того чтобы идти умываться, мчится в комнату, по пути снося горшок, и прячется в шкафу (а каша, кстати, все еще на руках). Баловство, как всегда, началось не вовремя.

Что происходит:
По мнению психолога Джона Готтмана (John Gottman), то, что нам кажется шалостью, с позиции ребенка является некой заявкой на игру. А игра — это пока главный способ крохи получать знания о мире. Малыш едва проснулся и полон энергии, и его вины в том, что потребности не совпали с планами взрослых, нет.

Что делать:
Пересмотрите распорядок дня. Возможно, с утра стоит встать пораньше и уделить играм должное время. Если такой вариант не подходит, то постарайтесь все же с пониманием отнестись к действиям ребенка: делать «назло» он еще не в состоянии.

5. Кричит из-за любого пустяка
Сегодня вы запретили детям смотреть мультики и в ответ получили порцию крика. За каприз крикуны сразу были наказаны. Однако вы не учли, что вчера сами предложили устроить трехчасовой мультмарафон, поскольку должны были заняться важным делом и не хотели, чтобы вас отвлекали.

Что происходит:
Малыши быстро усваивают правила игры (особенно если эти правила в их интересах) и искренне не понимают, почему ситуация вдруг изменилась. А невозможность удовлетворить некую потребность (иными словами, состояние фрустрации) нервирует и детей, и взрослых.

Что делать:
Будьте последовательны, позволяя и запрещая что-либо ребенку. Не стоит менять условия «на правах сильнейшего» просто потому, что вам так удобно. Установите правила и следуйте им вместе с малышом.

6. Швыряет вещи
Ребенок снова и снова раскидывает карандаши по полу, бросает игрушку в стену, а если речь идет о детях помладше — 10 раз подряд выбрасывает соску и каждый раз плачет, пока не получит ее назад.

Что происходит:
Во-первых, малыш склонен к импульсивным действиям, контролировать которые он не в состоянии только потому, что соответствующие отделы мозга еще не созрели. Во-вторых, швыряние вещей — это тоже интересный навык, который нужно отрабатывать: здесь задействованы и мелкая моторика, и координация между руками и глазами. В-третьих, кидая что-то, кроха изучает причинно-следственные связи (если вещь бросить, она упадет вниз), знакомится с гравитацией.

Читайте также:  Близнецы, которые не являются родственниками: возможно ли это? Канадский фотограф уверен, что да

Что делать:
Попробуйте объяснить, какие предметы кидать можно, а какие нельзя. Как правило, в возрасте 2 лет ребенок уже в состоянии понять это.

7. Стал плохо есть
Ребенок всегда отличался прекрасным аппетитом, но в последнее время стал отказываться от любимых прежде блюд. Былые объемы порций тоже вдруг стали слишком большими — в тарелке все время остается еда.

Что происходит:
Педиатры выделяют несколько причин потери аппетита, в числе которых могут быть и плохое самочувствие, и режущийся зуб, и просто увлеченность игрой и нежелание отвлекаться на обед. Однако, как показали исследования, на пищевые привычки может повлиять введение новых продуктов в рацион. Малыши достаточно консервативны, новое их пугает, так что чрезмерная настойчивость родителей может лишь усугубить проблему.

Что делать:
Какой бы ни была причина, не стоит насильно кормить ребенка. В 2 года он уже в состоянии понять, что наелся. Мягко вводите новые продукты в рацион, не создавайте негативных ассоциаций с едой и старайтесь поддерживать режим.

8. Устраивает истерику
Никакие крики, нытье и капризы не сравнятся с настоящей истерикой, которую двухлетний малыш способен закатить на пустом месте или по незначительному поводу. Сначала он плачет с целью получить желаемое, но очень быстро выходит из-под контроля. Еще хуже, если это происходит в общественном месте: тогда успокоить ребенка становится намного сложнее.

Что происходит:
У истерик всегда есть более глубокие и не всегда очевидные причины: недомогание, эмоциональная перегрузка, голод, усталость. На их фоне простая мелочь вроде отказа от покупки игрушки становится спусковым механизмом. Если взрослый человек способен совладать с эмоциями, то у ребенка нервная система еще не развита в должной степени.

Что делать:
Разговаривать и отвлекать в такой ситуации бесполезно. Можно либо попытаться предотвратить истерику в самом начале (отвлечь на что-то интересное, например), либо, если процесс уже запущен, дать ребенку успокоиться самому и уже потом обсудить его чувства. Идти на уступки специалисты категорически не рекомендуют.
Бонус: как справиться с чрезмерной эмоциональностью ребенка

Как показали недавние исследования группы ученых из США, на поведение и эмоциональное состояние ребенка влияет чтение вслух. По итогам эксперимента дети, которым родители регулярно читали книги, стали менее склонны к проявлению агрессии. Ученые объясняют, что процессы, которые запускаются при прослушивании истории, напрямую связаны с умением контролировать свое поведение. А энергия, которая раньше тратилась на негативные эмоции, перенаправляется в созидательное русло.

Регистрация

8 неприятных вещей в детском поведении, которые абсолютно нормальны

Практически каждый родитель знаком с ситуацией: двухлетний малыш, еще вчера казавшийся ангелочком, начинает проявлять характер и совершать отнюдь не милые поступки. Тут же на горизонте появляются советчики, уверенные в том, что ребенку срочно нужна помощь психолога. Даже самую рассудительную маму такое давление может выбить из колеи.

AdMe.ru решил разобраться в неприятных особенностях поведения малышей и спешим вас успокоить: с ребенком все в порядке.

1. На все отвечает «нет»

Обычно ласковый и послушный малыш внезапно начинает отказываться от всего, что ему предлагают, иногда в довольно резкой форме. Отвергаются даже самые любимые вещи, не говоря уже о чем-то менее приятном.

Как правило, период «нет» сигнализирует о начале так называемого кризиса самоосознания, который наступает примерно в 2,5–3 года. Малыш понимает, что он отдельная личность, а не часть родителей, и пытается обозначить свое место в семье.

Набраться терпения и не пытаться подавить детский дух противоречия. Предоставьте ребенку выбор и некоторую самостоятельность: ничего страшного не произойдет, если малыш сам выберет, в чем идти в сад. Проявленное понимание дорогого стоит — ребенок обретет уверенность в себе и будет больше вам доверять.

2. Постоянно задает один и тот же вопрос

Малыш не просто повторяет одно и то же в сотый раз, но и настойчиво требует вашей реакции. Знакомо? Зачастую маме даже не удается понять, что ребенок хочет донести до нее, а он в свою очередь расстраивается, если не получает ответа. Выйти из равновесия могут даже самые терпеливые родители.

Повторение — наилучший способ запомнить, как слово используется, и понять, меняется ли его значение в зависимости от времени или конкретной ситуации. Кроме того, малыш тренирует интонацию и произношение.

Помните, что повторение слов и фраз — это шаг на пути к успешному освоению речи. Удовлетворяйте любопытство крохи, больше общайтесь с ним: период повторений пройдет, а негативная реакция может стать причиной появления комплексов.

3. Часто просыпается среди ночи

Казалось бы, режим сна и бодрствования давно сформировался. Но вдруг у ребенка заводится привычка поиграть в 3 часа ночи, а иногда и вовсе закатить истерику. И чем чаще это случается, тем сложнее с этим мириться.

Проблемы со сном часто возникают из-за избытка эмоций и информации, получаемой в течение дня. Вероятно, вечер был перегружен событиями. Но причиной перевозбуждения могут быть не только слишком активные игры перед сном, но и освоение новых умений: по мнению детских психологов, малышу настолько не терпится потренировать навык, что ради этого он готов пожертвовать сном.

Для начала стоит перенести все активные развлечения на первую половину дня. Если ночные бдения не прекратились, постарайтесь не злиться. Проведите с малышом немного времени вместе — скорее всего, в ближайшие несколько минут он успокоится и вернется в кровать.

4. Балуется и действует наперекор

Утро, вам нужно на работу, ребенку — в сад, все торопятся, и тут начинается спектакль: каша размазана по лицу, рукам и столу, а малыш, вместо того чтобы идти умываться, мчится в комнату, по пути снося горшок, и прячется в шкафу (а каша, кстати, все еще на руках). Баловство, как всегда, началось не вовремя.

По мнению психолога Джона Готтмана (John Gottman), то, что нам кажется шалостью, с позиции ребенка является некой заявкой на игру. А игра — это пока главный способ крохи получать знания о мире. Малыш едва проснулся и полон энергии, и его вины в том, что потребности не совпали с планами взрослых, нет.

Пересмотрите распорядок дня. Возможно, с утра стоит встать пораньше и уделить играм должное время. Если такой вариант не подходит, то постарайтесь все же с пониманием отнестись к действиям ребенка: делать «назло» он еще не в состоянии.

5. Кричит из-за любого пустяка

Сегодня вы запретили детям смотреть мультики и в ответ получили порцию крика. За каприз крикуны сразу были наказаны. Однако вы не учли, что вчера сами предложили устроить трехчасовой мультмарафон, поскольку должны были заняться важным делом и не хотели, чтобы вас отвлекали.

Малыши быстро усваивают правила игры (особенно если эти правила в их интересах) и искренне не понимают, почему ситуация вдруг изменилась. А невозможность удовлетворить некую потребность (иными словами, состояние фрустрации) нервирует и детей, и взрослых.

Будьте последовательны, позволяя и запрещая что-либо ребенку. Не стоит менять условия «на правах сильнейшего» просто потому, что вам так удобно. Установите правила и следуйте им вместе с малышом.

6. Швыряет вещи

Ребенок снова и снова раскидывает карандаши по полу, бросает игрушку в стену, а если речь идет о детях помладше — 10 раз подряд выбрасывает соску и каждый раз плачет, пока не получит ее назад.

Во-первых, малыш склонен к импульсивным действиям, контролировать которые он не в состоянии только потому, что соответствующие отделы мозга еще не созрели. Во-вторых, швыряние вещей — это тоже интересный навык, который нужно отрабатывать: здесь задействованы и мелкая моторика, и координация между руками и глазами. В-третьих, кидая что-то, кроха изучает причинно-следственные связи (если вещь бросить, она упадет вниз), знакомится с гравитацией.

Попробуйте объяснить, какие предметы кидать можно, а какие нельзя. Как правило, в возрасте 2 лет ребенок уже в состоянии понять это.

7. Стал плохо есть

Ребенок всегда отличался прекрасным аппетитом, но в последнее время стал отказываться от любимых прежде блюд. Былые объемы порций тоже вдруг стали слишком большими — в тарелке все время остается еда.

Педиатры выделяют несколько причин потери аппетита, в числе которых могут быть и плохое самочувствие, и режущийся зуб, и просто увлеченность игрой и нежелание отвлекаться на обед. Однако, как показали исследования, на пищевые привычки может повлиять введение новых продуктов в рацион. Малыши достаточно консервативны, новое их пугает, так что чрезмерная настойчивость родителей может лишь усугубить проблему.

Какой бы ни была причина, не стоит насильно кормить ребенка. В 2 года он уже в состоянии понять, что наелся. Мягко вводите новые продукты в рацион, не создавайте негативных ассоциаций с едой и старайтесь поддерживать режим.

8. Устраивает истерику

Никакие крики, нытье и капризы не сравнятся с настоящей истерикой, которую двухлетний малыш способен закатить на пустом месте или по незначительному поводу. Сначала он плачет с целью получить желаемое, но очень быстро выходит из-под контроля. Еще хуже, если это происходит в общественном месте: тогда успокоить ребенка становится намного сложнее.

У истерик всегда есть более глубокие и не всегда очевидные причины: недомогание, эмоциональная перегрузка, голод, усталость. На их фоне простая мелочь вроде отказа от покупки игрушки становится спусковым механизмом. Если взрослый человек способен совладать с эмоциями, то у ребенка нервная система еще не развита в должной степени.

Разговаривать и отвлекать в такой ситуации бесполезно. Можно либо попытаться предотвратить истерику в самом начале (отвлечь на что-то интересное, например), либо, если процесс уже запущен, дать ребенку успокоиться самому и уже потом обсудить его чувства. Идти на уступки специалисты категорически не рекомендуют.

Бонус: как справиться с чрезмерной эмоциональностью ребенка

Как показали недавние исследования группы ученых из США, на поведение и эмоциональное состояние ребенка влияет чтение вслух. По итогам эксперимента дети, которым родители регулярно читали книги, стали менее склонны к проявлению агрессии. Ученые объясняют, что процессы, которые запускаются при прослушивании истории, напрямую связаны с умением контролировать свое поведение. А энергия, которая раньше тратилась на негативные эмоции, перенаправляется в созидательное русло.

8 неприятных вещей в детском поведении, которые абсолютно нормальны

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Практически каждый родитель знаком с ситуацией: двухлетний малыш, еще вчера казавшийся ангелочком, начинает проявлять характер и совершать отнюдь не милые поступки. Тут же на горизонте появляются советчики, уверенные в том, что ребенку срочно нужна помощь психолога. Даже самую рассудительную маму такое давление может выбить из колеи.

Мы в AdMe.ru решили разобраться в неприятных особенностях поведения малышей и спешим вас успокоить: с ребенком все в порядке.

1. На все отвечает «нет»

Обычно ласковый и послушный малыш внезапно начинает отказываться от всего, что ему предлагают, иногда в довольно резкой форме. Отвергаются даже самые любимые вещи, не говоря уже о чем-то менее приятном.

Что происходит:

Как правило, период «нет» сигнализирует о начале так называемого кризиса самоосознания, который наступает примерно в 2,5–3 года. Малыш понимает, что он отдельная личность, а не часть родителей, и пытается обозначить свое место в семье.

Что делать:

Набраться терпения и не пытаться подавить детский дух противоречия. Предоставьте ребенку выбор и некоторую самостоятельность: ничего страшного не произойдет, если малыш сам выберет, в чем идти в сад. Проявленное понимание дорогого стоит — ребенок обретет уверенность в себе и будет больше вам доверять.

2. Постоянно задает один и тот же вопрос

Малыш не просто повторяет одно и то же в сотый раз, но и настойчиво требует вашей реакции. Знакомо? Зачастую маме даже не удается понять, что ребенок хочет донести до нее, а он в свою очередь расстраивается, если не получает ответа. Выйти из равновесия могут даже самые терпеливые родители.

Что происходит:

Повторение — наилучший способ запомнить, как слово используется, и понять, меняется ли его значение в зависимости от времени или конкретной ситуации. Кроме того, малыш тренирует интонацию и произношение.

Что делать:

Помните, что повторение слов и фраз — это шаг на пути к успешному освоению речи. Удовлетворяйте любопытство крохи, больше общайтесь с ним: период повторений пройдет, а негативная реакция может стать причиной появления комплексов.

3. Часто просыпается среди ночи

Казалось бы, режим сна и бодрствования давно сформировался. Но вдруг у ребенка заводится привычка поиграть в 3 часа ночи, а иногда и вовсе закатить истерику. И чем чаще это случается, тем сложнее с этим мириться.

Что происходит:

Проблемы со сном часто возникают из-за избытка эмоций и информации, получаемой в течение дня. Вероятно, вечер был перегружен событиями. Но причиной перевозбуждения могут быть не только слишком активные игры перед сном, но и освоение новых умений: по мнению детских психологов, малышу настолько не терпится потренировать навык, что ради этого он готов пожертвовать сном.

Что делать:

Для начала стоит перенести все активные развлечения на первую половину дня. Если ночные бдения не прекратились, постарайтесь не злиться. Проведите с малышом немного времени вместе — скорее всего, в ближайшие несколько минут он успокоится и вернется в кровать.

4. Балуется и действует наперекор

Утро, вам нужно на работу, ребенку — в сад, все торопятся, и тут начинается спектакль: каша размазана по лицу, рукам и столу, а малыш, вместо того чтобы идти умываться, мчится в комнату, по пути снося горшок, и прячется в шкафу (а каша, кстати, все еще на руках). Баловство, как всегда, началось не вовремя.

Читайте также:  Блестящие вещи: правильный уход, советы стилиста

Что происходит:

По мнению психолога Джона Готтмана (John Gottman), то, что нам кажется шалостью, с позиции ребенка является некой заявкой на игру. А игра — это пока главный способ крохи получать знания о мире. Малыш едва проснулся и полон энергии, и его вины в том, что потребности не совпали с планами взрослых, нет.

Что делать:

Пересмотрите распорядок дня. Возможно, с утра стоит встать пораньше и уделить играм должное время. Если такой вариант не подходит, то постарайтесь все же с пониманием отнестись к действиям ребенка: делать «назло» он еще не в состоянии.

5. Кричит из-за любого пустяка

Сегодня вы запретили детям смотреть мультики и в ответ получили порцию крика. За каприз крикуны сразу были наказаны. Однако вы не учли, что вчера сами предложили устроить трехчасовой мультмарафон, поскольку должны были заняться важным делом и не хотели, чтобы вас отвлекали.

Что происходит:

Малыши быстро усваивают правила игры (особенно если эти правила в их интересах) и искренне не понимают, почему ситуация вдруг изменилась. А невозможность удовлетворить некую потребность (иными словами, состояние фрустрации) нервирует и детей, и взрослых.

Что делать:

Будьте последовательны, позволяя и запрещая что-либо ребенку. Не стоит менять условия «на правах сильнейшего» просто потому, что вам так удобно. Установите правила и следуйте им вместе с малышом.

6. Швыряет вещи

Ребенок снова и снова раскидывает карандаши по полу, бросает игрушку в стену, а если речь идет о детях помладше — 10 раз подряд выбрасывает соску и каждый раз плачет, пока не получит ее назад.

Что происходит:

Во-первых, малыш склонен к импульсивным действиям, контролировать которые он не в состоянии только потому, что соответствующие отделы мозга еще не созрели. Во-вторых, швыряние вещей — это тоже интересный навык, который нужно отрабатывать: здесь задействованы и мелкая моторика, и координация между руками и глазами. В-третьих, кидая что-то, кроха изучает причинно-следственные связи (если вещь бросить, она упадет вниз), знакомится с гравитацией.

Что делать:

Попробуйте объяснить, какие предметы кидать можно, а какие нельзя. Как правило, в возрасте 2 лет ребенок уже в состоянии понять это.

7. Стал плохо есть

Ребенок всегда отличался прекрасным аппетитом, но в последнее время стал отказываться от любимых прежде блюд. Былые объемы порций тоже вдруг стали слишком большими — в тарелке все время остается еда.

Что происходит:

Педиатры выделяют несколько причин потери аппетита, в числе которых могут быть и плохое самочувствие, и режущийся зуб, и просто увлеченность игрой и нежелание отвлекаться на обед. Однако, как показали исследования, на пищевые привычки может повлиять введение новых продуктов в рацион. Малыши достаточно консервативны, новое их пугает, так что чрезмерная настойчивость родителей может лишь усугубить проблему.

Что делать:

Какой бы ни была причина, не стоит насильно кормить ребенка. В 2 года он уже в состоянии понять, что наелся. Мягко вводите новые продукты в рацион, не создавайте негативных ассоциаций с едой и старайтесь поддерживать режим.

8. Устраивает истерику

Никакие крики, нытье и капризы не сравнятся с настоящей истерикой, которую двухлетний малыш способен закатить на пустом месте или по незначительному поводу. Сначала он плачет с целью получить желаемое, но очень быстро выходит из-под контроля. Еще хуже, если это происходит в общественном месте: тогда успокоить ребенка становится намного сложнее.

Что происходит:

У истерик всегда есть более глубокие и не всегда очевидные причины: недомогание, эмоциональная перегрузка, голод, усталость. На их фоне простая мелочь вроде отказа от покупки игрушки становится спусковым механизмом. Если взрослый человек способен совладать с эмоциями, то у ребенка нервная система еще не развита в должной степени.

Что делать:

Разговаривать и отвлекать в такой ситуации бесполезно. Можно либо попытаться предотвратить истерику в самом начале (отвлечь на что-то интересное, например), либо, если процесс уже запущен, дать ребенку успокоиться самому и уже потом обсудить его чувства. Идти на уступки специалисты категорически не рекомендуют.

Бонус: как справиться с чрезмерной эмоциональностью ребенка

Как показали недавние исследования группы ученых из США, на поведение и эмоциональное состояние ребенка влияет чтение вслух. По итогам эксперимента дети, которым родители регулярно читали книги, стали менее склонны к проявлению агрессии. Ученые объясняют, что процессы, которые запускаются при прослушивании истории, напрямую связаны с умением контролировать свое поведение. А энергия, которая раньше тратилась на негативные эмоции, перенаправляется в созидательное русло.

Мы в AdMe.ru считаем, что читать сказки своему малышу нужно в любом случае, независимо от его характера и привычек.

А как ваш ребенок преодолевал кризисные периоды? Как вы справлялись с этим?

Психология ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Психология ребенка
  • Распространенные проблемы в поведении детей

Рекомендации родителям о том, как справиться с проблемами в поведении ребенка

Распространенные проблемы в поведении детей

Иногда дети ведут себя ужасно: не слушаются родителей, спорят с ними и грубо отвечают на любое замечание, обижают своих сверстников на детской площадке, забирают вещи. Родителям приходится нелегко, когда их дети ведут себя подобным образом. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы в поведении ребенка, и попытаемся выяснить, как их распознать и как с ними справиться.

Какое поведение считается нормальным?

Четкого определения «нормального» поведения не существует. Оно зависит от возраста ребенка, его характера, эмоционального развития и окружения, в котором он воспитывается.

В целом, нормальным можно считать поведение, допустимое для данного возраста, уровня развития в обществе и культуры. Даже если поведение не соответствует ожиданиям социума или культуры, его можно считать нормальным при условии, что оно нормально для соответствующего возраста и не приносит вреда окружающим.

Что говорит об отклонении от нормы

Если ребенок иногда впадает в истерику, спорит или кричит – это нормально. Но если такое поведение проявляется ежедневно – у родителей есть повод для беспокойства. Обратите внимание на следующие признаки, свидетельствующие о проблемах в поведении:

  • Ребенку трудно справляться со своими эмоциями. У него случаются эмоциональные вспышки по мельчайшему поводу.
  • Ребенок становится импульсивным. Он может ломать или разбрасывать вещи, кричать или проявлять деструктивное поведение другими способами.
  • Общительный ребенок вдруг замыкается в себе, пререкается и становится грубым без явной на то причины.
  • Ребенок часто лжет, ворует или забирает вещи, которые ему не принадлежат.
  • Плохое поведение в школе: драки, опоздания и прогулы.
  • Учащаются ссоры и конфликты со сверстниками, что влияет на его социальную жизнь.
  • Он не может сконцентрироваться на чем-либо, становится беспокойным, ленивым или рассеянным.
  • Сексуальное поведение ребенка не соответствует его возрасту.
  • Он оспаривает все ваши указания, нарушает установленные правила просто для того, чтобы позлить вас.
  • Ребенок наносит себе увечья или задумывается об этом. Высказывает мысли о самоубийстве.

С незначительными проявлениями подобного поведения можно справиться, изменив стиль воспитания или воспользовавшись помощью психолога. Но существует ряд проблем в поведении, справиться с которыми не так просто. Рассмотрим их подробнее.

Распространенные проблемы с поведением ребенка

Дети часто нарушают правила и бунтуют против общепринятых норм для того, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. Так они узнают, какое поведение допустимо, а какое – нет. Для этого они используют следующие модели поведения.

Неуважение и дерзость

Когда ваша трехлетняя дочь дерзит вам – это может показаться смешным. Когда дочери уже 7 лет, на все ваши просьбы она говорит «нет» и переходит на крик – это начинает раздражать. Если не взять ситуацию под контроль, такое поведение может привести к постоянным спорам между родителями и ребенком. Как поступать в таких случаях.

  • Ребенок пререкается, но подчиняется вашим указаниям? Тогда не обращайте внимания на такое поведение. Игнорирование плохого поведения может быть довольно эффективной тактикой.
  • Если ребенок выполняет ваши просьбы, но при этом пререкается? В этом нет ничего страшного. Объясните ему, что чувствовать злость – нормально, но недопустимо разговаривать с вами неуважительным тоном.
  • В случае, когда ответная реакция ребенка угрожает окружающим или ему самому, следует быть внимательным к тому, что он говорит, и держать ситуацию под контролем.
  • Не реагируйте импульсивно. Дайте ребенку успокоиться и только после этого спокойно поговорите с ним. Объясните, какое поведение допустимо, а какое – нет.
  • Установите границы и объясните, что за плохое поведение ребенок понесет наказание. Не угрожайте, просто констатируйте факт, что в случае плохого поведения он не пойдет в кино или не получит мороженое.
  • Озвучьте свои ожидания по поводу желаемого поведения.
  • Подумайте о том, как вы ведете себя с ребенком или с другими людьми в его присутствии. Вы проявляете грубость или неуважение? В случае положительного ответа – подкорректируйте свое поведение.

Сквернословие

Испытывая злость, дети повышают голос и кричат. Если ребенок начинает сквернословить еще до того, как ему исполнилось 10 лет – это серьезный повод для беспокойства. Обычно дети кричат или ругаются, чтобы затеять спор с родителями или просто настоять на своем. В таком случае придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Убедитесь, что вы сами не используете бранную речь в присутствии детей.
  • Не допускайте сквернословия дома.
  • Четко объясните, что за подобное поведение его ждет наказание, и всегда придерживайтесь этой договоренности.
  • Если сквернословит ребенок младшего возраста – немедленно сделайте ему замечание. Объясните, что это плохое слово и люди не любят тех, кто его употребляет.

Вы по неосторожности употребили подобное слово в присутствии ребенка? Тогда немедленно извинитесь. Можно даже попросить ребенка напоминать вам, что это плохое слово, каждый раз, когда вы его произнесете.

Агрессивное или жестокое поведение

Испытывать злость – нормально для ребенка, да и для взрослого человека. Когда злость переходит в жестокое или агрессивное поведение – это свидетельствует об эмоциональных проблемах. Перепады настроения, расстройства поведения, травмы, импульсивность или фрустрации могут вызвать агрессию у ребенка. Иногда он может использовать агрессию в целях самозащиты.

Ребенок учится агрессивному поведению. Задумайтесь, какая эмоциональная обстановка окружает его дома.

  • Простейший способ отвечать на агрессивное поведение ребенка – накричать на него в ответ. Но этим вы покажете ребенку плохой пример. Дети учатся справляться со своими импульсами и эмоциями у своих родителей. Поэтому, вместо того, чтобы повышать голос, успокойтесь и успокойте ребенка;
  • Сопереживайте ребенку, принимайте его чувства, но объясните ему, что драться или кусаться недопустимо. Скажите: «Я понимаю, что ты злишься. Но драться и кусаться нельзя. Ни в коем случае!»
  • Объясните ребенку, что в случае агрессивного поведения он будет наказан. Предложите ему альтернативный вариант. Например, научите его использовать фразы «Я злюсь», «Мне это не нравится» вместо проявлений жестокости.

Показывайте ребенку хороший пример адекватного поведения и не применяйте физического наказания. Также поощряйте позитивное, неагрессивное поведение ребенка.

Ложь

Дети часто говорят неправду. Родители беспокоятся, уличая ребенка во лжи. Вы можете чувствовать себя преданными, уязвленными и даже сомневаться, сможете ли вы в будущем доверять малышу. Чтобы предотвратить ложь, придерживайтесь следующих советов:

  • Не воспринимайте ложь как знак личного неуважения. Посмотрите на ситуацию с точки зрения ребенка и постарайтесь понять, что заставило его сказать неправду.
  • Дети могут говорить неправду из-за страха, что за правду их накажут. Хвалите малыша за хорошее поведение. Так у него не будет необходимости говорить неправду.
  • Учите ребенка быть честным с другими на своем примере.
  • Установите наказание за ложь. Такая мера не должна обсуждаться с ребенком.

Буллинг

Буллинг – серьезная проблема, которая может приводить к эмоциональному и физическому насилию над жертвой. Дети используют буллинг, чтобы почувствовать собственную силу. Кроме того, таким способом дети решают свои социальные проблемы. Когда они не могут справиться со своими эмоциями, они прибегают к буллингу. Если вы обнаружили, что ваш ребенок замешан в этом, действуйте незамедлительно.

  • С ранних лет учите ребенка тому, что издеваться над другими – это плохо. Объясните, чем плох буллинг, кто такие хулиганы, приведите ребенку примеры. Например, вы можете сказать: «Хулиган – это человек, который обзывает других людей, издевается над ними или силой забирает их вещи».
  • Как можно раньше устанавливайте правила в доме. Скажите ребенку: «У нас дома издевательства над другими недопустимы» или «Издевательство над другими не сойдет тебе с рук».
  • Следите за поведением ваших детей. Если вы заметите, что старшие издеваются над младшими, немедленно пресекайте такое поведение.

Манипуляции

Родителям чрезвычайно сложно бороться с манипулятивным поведением. Дети часто ведут себя импульсивно, лгут или плачут, чтобы получить то, что они хотят. Если вы смотрите сквозь пальцы на плохое поведение ребенка, он понимает, что ему позволено так себя вести. Например, если малыш устраивает истерику, требуя конфету, и вы покупаете ему одну – это яркий пример манипуляции.

Говоря простыми словами, ребенок использует манипуляцию для получения власти. Но вы всегда можете сломать эту модель поведения и пресечь попытки манипуляций.

  • Будьте готовы к тому, что ребенок будет сопротивляться каждый раз, когда вы скажете ему «нет».
  • Дайте понять ребенку, что если вы говорите «нет» – это означает «нет». Объясните ребенку свою позицию, но не оправдывайтесь.
  • Не обсуждайте установленные правила. При этом постарайтесь понять позицию ребенка.

Низкая мотивация и лень

Иногда может казаться, что ребенка абсолютно ничего не интересует. Ни учеба, ни искусство, ни даже игры. Он отказывается принимать участие абсолютно во всем. Мотивировать ребенка – непростая задача, особенно, если он ленив и всегда находит оправдание своей лени. Если ваш ребенок испытывает трудности с мотивацией, следуйте таким рекомендациям:

  • Не показывайте беспокойства по поводу такого поведения. Поступая так, вы можете показаться слишком настойчивым и вызвать сопротивление.
  • Рассказывайте ребенку истории из своего детства, чтобы подбодрить его и мотивировать попробовать что-то новое.
  • Не заставляйте малыша заниматься чем-либо. Позвольте ему выбрать занятие по душе. Дети охотнее занимаются тем, что они выбрали сами.
  • Взгляните на ситуацию со стороны и подумайте, не оказываете ли вы давления на ребенка. Расспросите, что действительно его мотивирует. Посмотрите на ребенка как на самостоятельную личность и постарайтесь понять его интересы.
  • Помогите малышу найти способы самомотивации. Это более эффективный способ, чем мотивация извне.

Плохое поведение в школе

«Ненавижу школу» – такие слова родители часто слышат от своих детей. Отказ ходить в школу или выполнять домашнее задание приносит родителям множество хлопот. Такое поведение может иметь разные причины: буллинг, проблемы с учебой, бунт против общепринятых правил или тревога из-за отделенности от родителей.

  • Найдите источник проблем. Выясните, почему ребенок отказывается ходить в школу или делать домашние задания. Если у него трудности с учебой и усвоением материала, помогите ему наверстать упущенное.
  • Возможно, ребенку потребуется время, чтобы повысить успеваемость в школе. Изменения не происходят быстро.
  • Поощряйте позитивное поведение, но не пытайтесь его подкупить. Например, вы можете сказать ребенку: «Ты заслужил мороженое, потому что сделал домашнее задание без напоминаний».

Иногда справиться с плохим поведением ребенка бывает непросто. В особо сложных случаях обратитесь к психологу.

Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл?

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Читайте также:  Анемия у беременных — лечение анемии при беременности
Добавить комментарий