8 секретов, которые скрывают знаменитые шедевры живописи

8 секретов, которые скрывают знаменитые шедевры живописи

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Художники любят оставлять в своих работах тайные послания и скрытые смыслы, и знаем мы далеко не обо всех. К примеру, помните известную картину «Девушка с жемчужной сережкой»? Оказалось, что это может быть вовсе и не сережка. А слышали ли вы историю двух полотен Сальвадора Дали, которые неразрывно связаны с его сестрой?

AdMe.ru предлагает небольшое погружение в мир искусства и спешит рассказать несколько любопытных историй, которые кроются за всемирно известными полотнами.

1. «Волна» Айвазовского и корова

«Волна» — одна из самых масштабных и впечатляющих работ знаменитого художника-мариниста. Бушующее море и тонущий корабль, с которого пытаются спастись люди, — кажется, что стихия вот-вот вырвется наружу, прямо на зрителя.

Но мало кто знает, что кроме людей на картине спрятано кое-что еще. Если присмотреться внимательнее, то в правом нижнем углу можно заметить корову. Как рассказывает аудиогид Государственного Русского музея, где выставляется полотно, «корова означает, что где-то рядом есть берег и у людей есть шанс на спасение». Вот такой поворот сюжета! С другой стороны, возможно, корова была на корабле в качестве груза. Что же в действительности задумал художник, мы доподлинно уже вряд ли узнаем.

2. Как Сальвадор Дали отомстил сестре

Прежде чем Сальвадор Дали встретил музу и любовь всей своей жизни, Галу, ему часто позировала сестра Ана Мария. На картине «Фигура у окна», которую художник написал в 21 год, изображена именно она. Но вскоре отношения брата и сестры испортились. На одной из своих картин Дали написал: «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие».

Даже спустя годы Ана не простила Сальвадору эту выходку, оскорбляющую их мать. В 1949 году она выпустила книгу «Сальвадор Дали глазами сестры». В ней не было ни восхищения, ни похвалы, и тогда Дали ужасно рассердился на сестру. А в 1954 году написал картину под названием «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия», которая очень напоминает «Фигуру у окна». Существует мнение, что таким образом художник и отомстил сестре за ее книгу.

3. Где спрятан Икар на картине «Падение Икара»?

Полотно работы Питера Брейгеля — старшего таит в себе множество загадок, а вот раскрыть удалось далеко не все. У картины есть два противоположных толкования. Первое говорит о том, что гибель человека не способна остановить ход жизни, даже гибель такого дерзкого героя, как Икар. Поэтому перед нами на первом плане изображен работяга-пахарь, а самого Икара еще нужно поискать — его ноги торчат из воды в правом нижнем углу картины. Никто не заметил его падения — жизнь сурова, но она продолжается. Второе толкование говорит о том, что смерть Икара как героя, стремившегося к новым открытиям и достижениям, — это поражение всех тех, кто тянется к свету и совершенствованию.

Искусствоведам удалось выяснить, что под полотном есть рисунок, который не имеет ничего общего с техникой художника. А значит, эта картина может являться копией, в то время как оригинал и вовсе не сохранился. Другие эксперты считают, что картина является подлинником и написана Брейгелем на деревянной основе, а затем перенесена на холст. Настоящего автора картины уже не установить, а полюбоваться на необычное полотно можно в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.

4. «Пудрящаяся женщина» Жоржа Сёра и спрятанный автопортрет художника

На картине изображена возлюбленная художника, Мадлен Кноблох. Жанр портрета был для Сёра совсем непривычным, но, видимо, любовь вдохновила его на эксперимент. До самой смерти художника никто и не догадывался, что эта женщина была его избранницей: он был очень скрытным и не рассказывал о личной жизни даже близким.

Первоначально в окне художник изобразил свой автопортрет, взирающий с любовью на девушку, но по совету одного из своих друзей он заменил его на цветы в вазе. А жаль.

5. Загадка «Женщины у окна» неизвестного автора

Слева — фотография полотна в процессе реставрации, где виден изначальный верхний слой краски. Справа — полотно после реставрации.

С полотном «Женщина у окна» кисти неизвестного итальянского художника (картина хранится в Национальной галерее Лондона) связана очень любопытная история. В 1978 году картину было решено отправить на реставрацию — ничего особенного, вполне рутинная процедура для произведений искусства. Но в ходе работ эксперты выяснили, что под наружным слоем скрывается еще один, и на нем уже видна не брюнетка, а блондинка, к тому же у нее другие глаза и одежда.

Картина могла быть скорректирована ради того, чтобы соответствовать нравам XIX века. Слишком пышный бюст, взгляд в сторону и некоторые другие детали могли указывать на то, что девушка на портрете является куртизанкой.

6. Как Рафаэль Санти спрятал на фреске себя и своих друзей

Одно из лучших произведений эпохи Ренессанса, знаменитая фреска Рафаэля Санти «Афинская школа», таит в себе несколько сюрпризов. Художник воплотил образы великих мыслителей и деятелей науки, но в некоторых из них решил увековечить и своих известных друзей. Так, внешность древнегреческого философа Гераклита Рафаэль срисовал с Микеланджело Буонарроти (1), философ Платон обладает портретным сходством с Леонардо да Винчи (2), а черты самого Рафаэля легко угадываются в образе Апелла, древнегреческого живописца.

7. Что зашифровано в самом известном полотне Поля Гогена

Масштабную картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (около 1,5 м высотой и более 3,6 м длиной) следует «читать» справа налево, как и каббалистические тексты, которые интересовали Гогена. Вот лишь некоторые расшифровки:

  • Младенец — это спящая душа до ее земного воплощения.
  • Мужчина, срывающий плод, — символ стремления человека к постижению тайн.
  • Женщина в черном — душа на высшей стадии развития.
  • Старуха — обреченность тела на смерть.

После того как Гоген закончил работу над полотном, он попытался покончить с собой, но ему это не удалось. Через несколько лет художник скончался от болезней — последние годы он жил в нищете, а его картины были оценены и признаны миром лишь спустя годы после его кончины.

8. У «Девушки с жемчужной сережкой», возможно, и нет никакой сережки

Недавнее исследование самой известной картины Яна Вермеера выяснило, что для натуральной жемчужины изображенная слишком велика. Возможно, это искусственный жемчуг из венецианского стекла, олова или перламутра. Ученые не обнаружили на картине крепления сережки: нет никакой петли, соединяющей украшение с ухом. Что это за украшение и как оно выглядело изначально — кажется, эти вопросы так и останутся без четких ответов.

8 секретов, которые скрывают знаменитые шедевры живописи

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Художники любят оставлять в своих работах тайные послания и скрытые смыслы, и знаем мы далеко не обо всех. К примеру, помните известную картину «Девушка с жемчужной сережкой»? Оказалось, что это может быть вовсе и не сережка. А слышали ли вы историю двух полотен Сальвадора Дали, которые неразрывно связаны с его сестрой?

AdMe.ru предлагает небольшое погружение в мир искусства и спешит рассказать несколько любопытных историй, которые кроются за всемирно известными полотнами.

1. «Волна» Айвазовского и корова

«Волна» — одна из самых масштабных и впечатляющих работ знаменитого художника-мариниста. Бушующее море и тонущий корабль, с которого пытаются спастись люди, — кажется, что стихия вот-вот вырвется наружу, прямо на зрителя.

Но мало кто знает, что кроме людей на картине спрятано кое-что еще. Если присмотреться внимательнее, то в правом нижнем углу можно заметить корову. Как рассказывает аудиогид Государственного Русского музея, где выставляется полотно, «корова означает, что где-то рядом есть берег и у людей есть шанс на спасение». Вот такой поворот сюжета! С другой стороны, возможно, корова была на корабле в качестве груза. Что же в действительности задумал художник, мы доподлинно уже вряд ли узнаем.

2. Как Сальвадор Дали отомстил сестре

Прежде чем Сальвадор Дали встретил музу и любовь всей своей жизни, Галу, ему часто позировала сестра Ана Мария. На картине «Фигура у окна», которую художник написал в 21 год, изображена именно она. Но вскоре отношения брата и сестры испортились. На одной из своих картин Дали написал: «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие».

Даже спустя годы Ана не простила Сальвадору эту выходку, оскорбляющую их мать. В 1949 году она выпустила книгу «Сальвадор Дали глазами сестры». В ней не было ни восхищения, ни похвалы, и тогда Дали ужасно рассердился на сестру. А в 1954 году написал картину под названием «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия», которая очень напоминает «Фигуру у окна». Существует мнение, что таким образом художник и отомстил сестре за ее книгу.

3. Где спрятан Икар на картине «Падение Икара»?

Полотно работы Питера Брейгеля — старшего таит в себе множество загадок, а вот раскрыть удалось далеко не все. У картины есть два противоположных толкования. Первое говорит о том, что гибель человека не способна остановить ход жизни, даже гибель такого дерзкого героя, как Икар. Поэтому перед нами на первом плане изображен работяга-пахарь, а самого Икара еще нужно поискать — его ноги торчат из воды в правом нижнем углу картины. Никто не заметил его падения — жизнь сурова, но она продолжается. Второе толкование говорит о том, что смерть Икара как героя, стремившегося к новым открытиям и достижениям, — это поражение всех тех, кто тянется к свету и совершенствованию.

Искусствоведам удалось выяснить, что под полотном есть рисунок, который не имеет ничего общего с техникой художника. А значит, эта картина может являться копией, в то время как оригинал и вовсе не сохранился. Другие эксперты считают, что картина является подлинником и написана Брейгелем на деревянной основе, а затем перенесена на холст. Настоящего автора картины уже не установить, а полюбоваться на необычное полотно можно в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.

4. «Пудрящаяся женщина» Жоржа Сёра и спрятанный автопортрет художника

На картине изображена возлюбленная художника, Мадлен Кноблох. Жанр портрета был для Сёра совсем непривычным, но, видимо, любовь вдохновила его на эксперимент. До самой смерти художника никто и не догадывался, что эта женщина была его избранницей: он был очень скрытным и не рассказывал о личной жизни даже близким.

Первоначально в окне художник изобразил свой автопортрет, взирающий с любовью на девушку, но по совету одного из своих друзей он заменил его на цветы в вазе. А жаль.

5. Загадка «Женщины у окна» неизвестного автора

Слева — фотография полотна в процессе реставрации, где виден изначальный верхний слой краски. Справа — полотно после реставрации.

С полотном «Женщина у окна» кисти неизвестного итальянского художника (картина хранится в Национальной галерее Лондона) связана очень любопытная история. В 1978 году картину было решено отправить на реставрацию — ничего особенного, вполне рутинная процедура для произведений искусства. Но в ходе работ эксперты выяснили, что под наружным слоем скрывается еще один, и на нем уже видна не брюнетка, а блондинка, к тому же у нее другие глаза и одежда.

Читайте также:  Брондирование (омбре) на темные волосы, черные волосы

Картина могла быть скорректирована ради того, чтобы соответствовать нравам XIX века. Слишком пышный бюст, взгляд в сторону и некоторые другие детали могли указывать на то, что девушка на портрете является куртизанкой.

6. Как Рафаэль Санти спрятал на фреске себя и своих друзей

Одно из лучших произведений эпохи Ренессанса, знаменитая фреска Рафаэля Санти «Афинская школа», таит в себе несколько сюрпризов. Художник воплотил образы великих мыслителей и деятелей науки, но в некоторых из них решил увековечить и своих известных друзей. Так, внешность древнегреческого философа Гераклита Рафаэль срисовал с Микеланджело Буонарроти (1), философ Платон обладает портретным сходством с Леонардо да Винчи (2), а черты самого Рафаэля легко угадываются в образе Апелла, древнегреческого живописца.

11 секретов, спрятанных в мировых шедеврах живописи

Шедевры искусства – это не просто красивые картины. Микеланджело, да Винчи и Ван Гог были мастерами аллегории и символизма. Историки и кураторы годами изучали их работы в самых известных музеях по всему миру. И хотя немногие могут идентифицировать их с первого взгляда, под слоем краски часто кроется скрытый смысл, загадки или даже другие изображения. Издание TravelAndLeisure собрало 11 шедевров искусства, которые хранят свои секреты.

Человеческий мозг на фреске в Сикстинской капелле

Среди всех фресок Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане “Сотворение Адама” – одно из самых канонических изображений отношений Бога и человека. На ней беспристрастный Адам, лежащий на зеленой скале, протягивает руку к Богу. Правая рука Бога вытянута навстречу Адаму, а сам он окружен ангелами и красной накидкой.

Все это отчетливо напоминает форму человеческого мозга, включительно с мозжечком и позвоночной артерией. Некоторые видят в этом попытку передать человеку священное знание. По другой интерпретации – это скрытая атака мастера на церковь за ее неприятие науки. Человеческую анатомию Микеланджело изучал на разрезании трупов.

В капелле также есть фреска, на которой ангел показывает фигу папе Юлию II

Фрески на потолке Сикстинской капеллы изображают 9 сюжетов книги Бытия и считаются одним из главных шедевров Микеланджело. На их создание ему потребовалось 4 года. Отношения художника и папы Юлия II всегда были не очень хорошими. Понтификат последнего прославился большим количеством войн и борьбой за власть.

Над дверью, которую Юлий II использовал для входа в капеллу, Микеланджело нарисовал пророка Захария с лицом папы. Позади него изображены два ангела, один из которых скрестил пальцы в его сторону. Этот грубый жест напоминает фигу. Слой сажи и особенности размещения фрески не дают большинству посетителей разглядеть эту деталь.

НЛО на картине “Мадонна со святым Джованнино”

Эту картину нарисовал в XV веке итальянский художник Доменико Гирландайо. Сегодня увидеть ее можно во Флоренции в Палаццо Веккьо. На ней изображена Мария, молящаяся над младенцем Иисусом. Справа от ее головы отчетливо можно распознать форму НЛО. Мужчина на заднем фоне также пытается рассмотреть этот объект в небе. Этот сюжет свидетельствует, что предположения о существовании внеземной жизни появились еще в те времена.

Кладезь загадок “Моны лизы” да Винчи

“ Мона Лиза” в парижском Лувре – одна из самых узнаваемых картин в мире. И она до сих пор хранит свою тайну – неизвестная женщина с ее загадочной улыбкой. Кем она была? Какое место занимала в жизни да Винчи? Каждый раз появляются новые тайные послания и намеки – от инициалов художника в правом глазу до числа 72 под аркой моста.

Исследователи предполагают, что когда да Винчи рисовал ее портрет, женщина была беременна. Она держит руки на животе. Кроме того, во времена Возрождения ожидавшие пополнения или недавно ставшие мамами итальянки носили вуаль, как у Джоконды на плече. Не так давно француз Паскаль Котте обнаружил под картиной еще один портрет. Это может быть или более ранняя версия, или же реальное изображение Лизы дель Джокондо, которая предположительно и была моделью.

Автопортет Яна ван Эйка на картине “Портрет четы Арнольфини”

Этот портрет фламандский живописец нарисовал в 1434 году в Брюгге. Сегодня он хранится в Лондонской национальной галерее. Исследователи предполагают, что на картине изображены купец Джованни ди Николао Арнольфини и его жена.

Особого внимания заслуживает зеркало на стене позади – на нем видны еще две фигуры, которые стоят на месте смотрящего на полотно. Чтобы различить, кто же они, понадобится увеличительное стекло. Исследователи предполагают, что в зеркале может быть автопортет самого художника, приветственно поднявшего руку.

Более 500 различных видов растений на картине “Весна” Боттичелли

Картина была написана итальянским живописцем в 1482 году и стала одним из самых известных шедевров западноевропейского искусства. Сегодня она выставлена в галерее Уффици во Флоренции.

На полотне можно рассмотреть таких мифологических созданий, как Венера, Меркурий и Три Грации. Кроме того, художник уделил очень много внимания деталям сада – он изобразил более 500 видов растений. На сегодняшний день ботаники идентифицировали лишь около 190 видов цветов.

Тайны “Старого гитариста” Пикассо

Во время “голубого” периода в своем творчестве Пикассо испытывал денежные трудности, а потому в промежутке между 1901 и 1904 годом решил повторно использовать свои полотна. “Старый гитарист” – одна из самых известных картин того времени. И если внимательно присмотреться, на шее мужчины можно увидеть черты женского лица и тела. Они стали еще более заметны, когда голубая краска утратила свою былую яркость.

Спасенный кит на полотне Хендрика ван Антониссена

Картина нидерландского художника- мариниста “ Вид песков Схевенингена” провисела в Музее Фицуильяма в Кембридже более века, пока реставратор-практикант не решил более детально ее изучить. Его заинтересовало, почему люди собрались на пустынном пляже зимой. После удаления слоя лака Шань Гуан обнаружил кита, которого художник, вероятно, позже закрасил, чтобы повысить рыночную стоимость работы. Теперь картина выставлена в музее в ее первоначальном виде.

Музыкальная “Тайная вечеря” да Винчи

Детали этой картины, на которой изображен последний ужин Христа со своими 12 учениками, исследователи разгадывают и обсуждают уже на протяжении многих веков. Одна из теорий сосредоточена на изучении окошка над головой Христа, которое предрекает всемирный потоп и конец света в 4006 году. Итальянский музыкант Джованни Мария Пала в 2007 году утверждал, что куски хлеба в руках апостолов расположены таким образом, что справа налево (в соответствии с особым стилем да Винчи) создают 40-секундную музыкальную композицию, напоминающую реквием. Сам художник был не только изобретателем, но и хорошим музыкантом. Потому сразу отказываться от этого варианта не стоит.

Вторая тайная вечеря на картине “Ночная терраса кафе” Ван Гога

Некоторые называют это выдумкой, но исследователь Джаред Бакстер придерживается теории, что Ван Гог зашифровал в своем полотне “Ночная терраса кафе” посвящение “Тайной вечере” да Винчи. На нем изображены 12 посетителей парижского заведения, а в центре стоит официант с длинными черными волосами и в белой одежде. Один человек (вероятно, это Иуда) покидает кафе.

Изменения в образе мадам Х

Виржини Готро имела американские корни и пользовалась большой популярностью в светских кругах Парижа. В надежде сделать карьеру художник Джон Сарджент в 1884 году нарисовал ее портрет для Парижского салона. Женщина была изображена в черном платье с бретельками из драгоценностей, одна из которых спадала на правое плечо.

Во время художественной выставки посетителей возмутила такая неприкрытая сексуальность столь известной персоны. После этого Сарджент перерисовал картину и поменял название с “Портрет мадам ***” на “ Портрет мадам Икс”. В 1916 году он продал свое полотно нью-йоркскому музею Метрополитен, где оно и находится до сегодняшнего дня.

Интересные факты о шедеврах мировой живописи

Рафаэль «Сикстинская мадонна» 1512
Хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.

Рембрандт «Ночной дозор» 1642
Хранится в Государственном музее в Амстердаме.
Истинное название картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга». Обнаружившим в XIX веке картину искусствоведам показалось, что фигуры выступают на темном фоне, и ее назвали «Ночной дозор». Позднее обнаружилось, что темной картину делает слой копоти, а действие на самом деле происходит днем. Однако в сокровищницу мирового искусства картина уже вошла под названием «Ночной дозор».

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 1495–1498
Находится в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.
За более 500-летнюю историю существования произведения фреска не раз подвергалась разрушениям: через роспись был проделан, а затем заложен дверной проем, трапезную монастыря, где находится изображение, использовали как оружейный склад, тюрьму, подвергали бомбежке. Знаменитую фреску реставрировали не менее пяти раз, причем последняя реставрация заняла 21 год. Сегодня, чтобы посмотреть произведение искусства, посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти» 1931
Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
По признанию самого автора, картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидевши «Постоянство памяти», уже его не забудет.

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня» 1563
Хранится в Музее истории искусств в Вене.
По мнению Брейгеля в неудаче, постигшей строительство Вавилонской башни, повинны не внезапно возникшие согласно библейскому сюжету языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Казимир Малевич «Чёрный квадрат» 1915
Хранится в Государственной Третьяковской галерее
По утверждению художника, он писал картину несколько месяцев. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Купание красного коня» 1912
Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Написанная в 1912 году, картина оказалась провидческой. Красный конь выступает в роли Судьбы России или самой России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. таким образом, художник символически предсказал своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Питер Пауль Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» 1617-1618
Хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» 1898
Хранится в Музее изящных искусств в Бостоне.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица. представляет бесполезность слов».

Читайте также:  9 точек на теле, массаж которых избавит от неприятных ощущений

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» 1830
Хранится в Лувре в Париже
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года во Франции. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для нее писать». Обнаженная грудь женщины, ведущей народ, символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872
Хранится в Музее Мармоттан в Париже.
Название произведения «Impression, soleil levant» с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции.

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой» 1665
Хранится в галерее Маурицхейс в Гааге.
Одну из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера часто называют северной или голландской Моной Лизой. О картине очень мало известно: она не датирована, имя изображенной девушки не известно. В 2003 году по одноимённому роману Трейси Шевалье был снят художественный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», в котором гипотетически восстановлена история создания полотна в контексте биографии и семейной жизни Вермеера.

Иван Айвазовский «Девятый вал» 1850
Хранится в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.
Иван Айвазовский — всемирно известный российский художник-маринист, посвятивший свою жизнь изображению моря. Им создано около шести тысяч произведений, каждое из которых получило признание при жизни художника. Картина «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин».

Андрей Рублев «Троица» 1425-1427
Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым в XV веке, является одной из самых прославленных русских икон. Икона представляет собой доску вертикального формата. Цари (Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович) «обкладывали» икону золотом, серебром и драгоценными камнями. Сегодня оклад хранится в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.

Михаил Врубель «Демон сидящий» 1890
Хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.

Уильям Блейк «Великий архитектор» 1794
Хранится в Британском музее в Лондоне.
Название картины «The Ancient of Days» буквально переводится с английского как «Ветхий днями». Это словосочетание использовалось в качестве имени Бога. Главный персонаж картины — Бог в момент творения, который не устанавливает порядок, а ограничивает свободы и обозначает пределы воображения.

Эдуар Мане «Бар в „Фоли-Бержер“» 1882
Хранится в Институте искусства Курто в Лондоне.
«Фоли-Бержер» — это варьете и кабаре в Париже. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину — последнюю перед своей смертью в 1883 году. За стойкой бара, посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, стоит поглощенная собственными мыслями барменша, наблюдающая за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.

Тициан «Любовь земная и Любовь небесная» 1515–1516
Хранится в Галерея Боргезе в Риме.
Примечательно, что современное название картины не было дано самим художником, а начало употребляться лишь два века спустя. До этого времени у картины были различные названия: «Красота приукрашенная и неприукрашенная» (1613), «Три типа любви» (1650), «Божественная и светская женщины» (1700), и, в конце концов, «Любовь земная и Любовь небесная» (1792 и 1833).

Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» 1889–1890
Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет „Отрок Варфоломей“. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.»

Питер Брейгель Старший «Притча о слепых» 1568
Хранится в Музее Каподимонте в Неаполе.
Другие названия картины — «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведет незрячего». Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».

Виктор Васнецов «Аленушка» 1881
Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Изначально картина Васнецова называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот. «Аленушка», — рассказывал впоследствии сам художник, — «как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Винсент ван Гог «Звёздная ночь» 1889
Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В отличие от большинства картин художника, «Звездная ночь» была написана по памяти. Ван Гог находился в то время в лечебнице Сен-Реми, терзаемый приступами безумия.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» 1830-1833
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушения города Помпеи близ Неаполя. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

Пабло Пикассо «Девочка на шаре» 1905
Хранится в Пушкинском музее, Москва
Картина оказалась в России благодаря промышленнику Ивану Абрамовичу Морозову, который в 1913 г. приобрел ее за 16 000 франков. В 1918 г. личная коллекция И. А. Морозова была национализирована. В настоящий момент картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491
Хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. Существует предположение, что фигура младенца была написана не Леонардо да Винчи, а принадлежит кисти одного из его учеников. Об этом свидетельствует необычная для авторской манеры поза младенца

Жан Энгр «Турецкие бани» 1862
Хранится в Лувре в Париже.
Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог изображения купальщиц, тематика которых давно присутствовала в его творчестве. Изначально полотно было в форме квадрата, однако через год после его завершения художник превратил его в круглую картину — тондо.

Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу» 1889
Хранится в Третьяковской галерее в Москве

Михаил Врубель «Царевна-Лебедь» 1900
Хранится в Государственной Третьяковской галерее
Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.

Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» 1590
Находится в Замке Скоклостер в Стокгольме.
Одна из немногочисленных сохранившихся работ художника, который составлял портреты из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и так далее. «Вертумн» — это портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времен года, растительности и преобразования. На картине Рудольф полностью состоит из плодов, цветов и овощей.

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1897
Находится в Музее искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Дега был большим поклонником балета. Его называют художником балерин. Произведение «Голубые танцовщицы» относится к позднему периоду творчества Дега, когда его зрение ослабело, и он стал работать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» 1503–1505
Хранится в Лувре, Париж.
«Мона Лиза» возможно не получила бы всемирную известность, если бы ее не похитил в 1911 году работник Лувра. Картину нашли спустя два года в Италии: вор отозвался на объявление в газете и предложил продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1486
Хранится во Флоренции в галерее Уффици
Картина иллюстрирует миф рождения Афродиты. Обнаженная богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. «Рождение Венеры» хорошо сохранилось благодаря тому, что Боттичелли нанес на картину защитный слой из яичного желтка.

Микеланджело «Сотворение Адама» 1511
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане.
Фреска «Сотворение Адама» является четвертой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвященных девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт.1:27).

10 тайн мировых шедевров живописи, о которых вы не знали

Полотна известных мастеров живописи почти всегда имеют свою историю. Одни из них общеизвестны, другие остаются достоянием специалистов, а третьи только ожидают, когда о них узнает мир.

Мы приготовили несколько историй про секреты знаменитых полотен, которые, на наш взгляд, интересны и при этом не слишком известны широкой аудитории.

Художники, даже великие, такие же люди как мы. Они могут ошибаться, сомневаться и даже совершать неразумные поступки. Часто эмоции или жизненные обстоятельства накладывают отпечаток на творчестве живописца, хотя зритель об этом и не догадывается.

1. Хендрик ван Антониссен «Вид морского берега Схевенинген»

Идиллическая картина голландского мастера Хендрика ван Антониссена, написанная в 1641 году, у обычного человека не вызывает никаких вопросов. На ней изображен берег, на котором стоит несколько групп людей. Но среди специалистов в средневековой голландской живописи почти сто лет не затихал спор по поводу того, что эти люди делают на берегу и почему все они смотрят в одну сторону.

Секрет был раскрыт совсем недавно студенткой-реставратором Шан Куанг, которая в процессе чистки потемневшей от времени картины, обнаружила в море у берега… кита. Современное оборудование позволило восстановить первоначальный вид морского пейзажа и теперь все знают, что люди собрались у моря, чтобы посмотреть на выброшенного на берег кита.

Не совсем ясно, почему автор убрал мертвое млекопитающее, играющее ключевую роль в сюжете картины. Вероятнее всего, его об этом попросил заказчик полотна или покупатель. Художнику тоже нужно есть, поэтому Антониссен мог убрать тушу морского гиганта, из-за чьей-то прихоти.

2. Сальвадор Дали «Фигура у окна»

Картина «Фигура у окна» — это одна из ранних работ испанского сюрреалиста — Дали написал ее в 21 год. Художник еще не был знаком со своей женой и музой Галой, поэтому сюжет этого полотна ему навеял образ сестры, Аны Марии.

Гораздо позже мэтр посвятит ей еще одно полотно — «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия», которое вряд ли можно назвать позитивным.

Появилась эта картина, в которой Дали явно заложил оскорбительные нотки, после выхода книги Аны Марии «Сальвадор Дали глазами сестры». В книге женщина рассказала без прикрас о своем брате, его странностях и сумасбродстве.

На момент выхода книги брат и сестра не общались уже много лет из-за неприятной выходки Сальвадора. Однажды он написал на одной из своих работ — «Иногда я плюю на портрет своей матери и получаю от этого удовольствие». Это оскорбило Ану Марию, которая тут же прекратила всякое общение с братом.

3. Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»

У самой известной картины русского художника Шишкина тоже есть своя необычная история. Раньше живописцы нередко обсуждали друг с другом свои работы и, бывало, давали дельные советы. Полотно «Утро в сосновом бору» было написано как лесной пейзаж и первоначально медведей на нем не было. Животных Шишкин добавил по совету своего друга, художника-анималиста Савицкого.

Читайте также:  9 ошибок в тренировках, которые мешают обрести тело мечты

Товарищ и коллега рекомендовал оживить сюжет животными и как специалист в этом деле собственноручно вписал их в готовое полотно. Галерист Третьяков, узнав о двойном авторстве, рассердился и лично стер имя Савицкого с холста. К счастью, след от подписи остался, поэтому история о чужих медведях стала всеобщим достоянием.

4. Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

Первый в истории европейской живописи парный портрет был написан ван Эйком в Брюгге в 1434 году. Картина изображает красиво одетую молодую пару, вполне возможно, готовящуюся сочетаться браком. Но мало кто знает, что на этом полотне изображены не два человека, а четыре.

Заметить еще одну пару — мужчину и женщину, можно приглядевшись к круглому зеркалу, висящему на заднем плане. Искусствоведы считают, что эти люди — сам автор полотна и его супруга. Косвенным подтверждением этому является озорная надпись прямо над зеркалом, гласящая Johannes van Eyck fuit hic — «Ян ван Эйк здесь был». Но на этом секреты двойного портрета портрет Арнольфини не заканчиваются…

5. Валентин Серов «Портрет Николая II в тужурке»

Историю портрета императора Николая II, созданного великим портретистом Валентином Серовым, можно назвать мотивирующей. Художник сумел превратить неудачу в успех и картина стала одной из самых известных в галерее его работ. У Серова долго не получалось написать портрет царя и он извинился и решил отказаться от этой работы.

Николай, измученный позированием, очень огорчился и сел, сложив руки. В этот момент художник понял, что это то, что ему нужно для отличного портрета и тут же принялся писать. Император на картине имеет усталый и печальный вид, но именно в этом и заключается вся прелесть портрета.

6. Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Самая масштабная и известная работа Босха «Сад земных наслаждений» таит в себе огромное количество загадок. Смысл этой картины до конца неясен, но кое-какие секреты уже удалось раскрыть. На правой створке триптиха, которая называется «Музыкальный Ад», изображены грешники, истязаемые музыкой. У одного из них на ягодицах изображены средневековые ноты.

Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, исследовавшая картину, перевела старинную нотную грамоту на современный лад и записала мелодию, которую назвала «Песня с задницы из ада, которой исполнилось 600 лет». Получилась спокойная, но не слишком мелодичная композиция, похожая на заглавную мелодию голливудской мелодрамы, сыгранную одним пальцем.

7. Рембрандт «Ночной дозор»

Полотно Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга» традиционно называют «Ночной дозор», так как все уверены, что показанные на ней события происходят ночью. Так считали два столетия после того, как картина вернулась из небытия и стала известна.

Но в 1947 году реставраторов ждало неожиданное открытие. После того как полотно очистили от копоти и грязи, выяснилось, что картина гораздо светлее чем казалась и дозор на ней показан как раз дневной. Обнаруженная после реставрации тень от руки капитана Кока даже позволила определить, что дело было около 14 часов дня.

8. Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат»

Картина, которую мы привычно называем «Черный квадрат», изображает вовсе не объект черного цвета. Более того — на ней вовсе не квадрат, так как ни одна сторона фигуры не параллельна ни противоположной стороне, ни расположенной рядом линии обрамляющей рамки.

Якобы черный цвет геометрической фигуры — это эффект от смешения нескольких разных красок, среди которой не было черной. Искусствоведы считают, что так специально задумано автором. При осмотре картины в Третьяковской галерее была обнаружена надпись карандашом «Битва негров в темной пещере». Эта фраза напоминает о картине французского художника и журналиста Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», которая выглядит как черный прямоугольник.

9. Питер Брейгель-старший «Нидерландские пословицы»

Эта уникальная в свое роде картина голландского мастера является изображением 112 наиболее популярных в XVI столетии голландских пословиц. Обычному человеку кажется, что на полотне происходят странные и даже абсурдные вещи, но специалист сразу же увидит поговорки, аналогичные современным «плыть против течения», «биться головой о стену» и многим другим, которыми и сейчас пользуются во всем мире.

Большинство пословиц на полотне Брейгеля-старшего, так или иначе, связаны с человеческой глупостью, алчностью или праздностью. Картина очень популярна у искусствоведов и ей посвящено множество научных статей и диссертаций.

10. Пабло Пикассо «Голубая комната»

Долгие годы считалось, что на картине Пикассо изображена купающаяся женщина. Но в 2008 году реставраторы поместили работу художника в инфракрасное излучение и с удивлением обнаружили мужчину в костюме и галстуке-бабочке, сидящего подперев рукой голову.

Очевидно, что «Голубая комната» была написана поверх портрета, созданного художником ранее. Искусствовед Патриция Фаверо объяснила это тем, что когда Пикассо посещало внезапное вдохновение, он тут же принимался за работу. Когда под рукой не было чистого холста, гений брал уже готовые, не слишком удавшиеся, на его взгляд картины, и писал новые поверх них.

Разгаданные тайны 10 самых знаменитых в мире картин

Многие шедевры живописи нам хорошо знакомы. Почти каждое произведение искусства несет в себе загадку или тайную историю. Мы попытаемся раскрыть эти тайны и поделиться несколькими из них.

1. Как Сальвадор Дали отомстил своей сестре

«Фигура у окна» — картина, написанная Дали еще в 1925 году, когда ему был всего 21 год. В то время его музой была Ана Мария. Однажды Дали на своей картине написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». После этого отношения брата и сестры были полностью испорчены, потому Ана не смогла ему этого простить. Когда в 1949 году выходит книга «Сальвадор Дали глазами сестры», в которой Дали был изображен без какого-либо восхваления, он пришел в бешенство и еще долго вспоминал ее. Картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия» появилась в 1954 году, так Дали насолил сестре за ее книгу. Если приглядеться, то можно заметить некие сходства с картиной «Фигура у окна».

2. Даная двуликая

В 60-е года ХХ века была раскрыта тайна известной картины Рембрандта. Когда картину просветили рентгеновскими лучами, обнаружили, что лицо очень похоже на Саскию, супругу живописца, которая умерла в 1642 году. В финальной картине лицо похоже на любовницу Рембрандта – Гертье Диркс. С ней художник жил, после того, как жена умерла.

3. «Спальня в Арле» Ван Гога

Ван Гог часто был не понят художниками и критиками. В 1888 году ему пришлось сбежать на юг Франции, где он и обзавелся мастерской. Одну из четырех комнат он обустраивает под спальню. Осенью ему приходит мысль нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Ему хотелось изобразить уют комнаты, чтоб при виде все мысли возникали только об отдыхе. Исследователи его творчества заметили, что картина выполнена в желтых тонах и объяснили это тем, что Ван Гог принимал средство от эпилепсии – наперстянку, а она, как известно, изменяет восприятие цвета и человеку все видится в зелено-желтых тонах.

4. Совершенство без зубов

Мона-Лиза – совершенство, а ее улыбка безупречна и загадочна. Так считают большинство людей, но только не искусствовед из Америки. Джозеф Борковски по профессии стоматолог, тщательно изучив увеличенные фотографии, сказал, что героиня в своей жизни потеряла много зубов. Так же вокруг рта он нашел шрамы. Эксперт считает, что ее знаменитая улыбка очень типична для тех людей, которые остались без передних зубов.

5. Как сватался майор

Очень сильно развеселила публику картина художника Федотова «Сватовство майора». В картине присутствуют иронические детали, которые были поняты наблюдателями того времени. К примеру, у майора явно отсутствуют правила этикета присущие дворянам: он пришел без букетов для своей невесты и ее матери, как было положено. На невесту родители надели вечернее платье, хоть день на дворе (светильники в комнате не горят). На картине мы видим, что девушка, скорей всего, декольтированное платье надела первый раз, поэтому она очень смущается и всячески пытается убежать и скрыться от всего происходящего.

6. Обнаженная Свобода

Этьен Жюли, знаменитый искусствовед, считает, что Делакруа скопировал женское лицо со знаменитой в Париже революционерки – Анны-Шарлотты. После трагической смерти своего брата от рук королевских солдат, Анна вышла на баррикады и героически убила девятерых гвардейцев. На картине мы видим революционерку с обнаженной грудью. Нагая грудь символизирует самоотверженность и бесстрашие и демонстрирует всем, что Свобода не надевает корсет как простолюдинка.

7. Нечерный квадрат

«Черный квадрат» очень популярен, хотя многие даже не догадываются, что он не черный и вовсе не квадратный. У четырехугольника ни одна из сторон не параллельна никакой другой, и даже не параллельна ни какой из сторон рамки, в которую обрамлена картина. Многие считают, что квадрат черный, но на самом деле цвет получен благодаря смешению разных красок, и черный цвет там вообще отсутствовал. Как говорят искусствоведы, это была принципиальная позиция Казимира Малевича, так как он стремился сделать подвижную, динамическую форму.

8. Старый рыбак

Художник Тивадар Костка Чонтвари из Венгрии в 1902 году написал картину «Старый Рыбак». Многим может показаться, что в картине нет ничего необычного, но художник заложил в свою картину подтекст, который при его жизни так и не раскрыли. Немногим бы пришло в голову прикладывать к середине картины зеркало. Тивадар Костка Чонтвари хотел показать, что в любом человеке может присутствовать, как Бог, так и Дьявол.

9. Тайный роман

Климт на своем полотне изобразил жену Фердинанда Блох-Бауэра, сахарного магната из Австрии. Многие были удивлены и обсуждали роман известного художника и Адели. Муж был ужасно зол и решил отомстить любовникам необычным способом. Блох-Бауэр заказал у Климта портрет своей супруги и приказал сделать огромное количество эскизов, чтоб художника начало выворачивать от нее. Он планировал, что работа продолжиться на несколько лет и таким образом чувства любовников угаснут. Фердинанд сделал заманчивое предложение, от которого художник не в силах был отказаться, и все получилось, как и планировал обманутый муж. Работа продлилась 4 года и за это время у любовников прошли чувства друг к другу, а Адель до конца своих дней так и не узнала, что ее супруг был в курсе об отношениях с Климтом.

10. Вернулся к жизни благодаря картине

Гоген известен своим полотном «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» которое имеет одну особенность: читать полотно надо справа налево, а не слева направо, как все привыкли. В этом порядке идет вся аллегория духовной и физической жизни человека: в начале душа зарождается (ребенок спит в углу), а в конце приходит неизбежный смертный час (птица держит ящерицу в когтях). Художник при жизни часто сбегал на Таити от цивилизации, так и написал свое произведение. В тот момент жизнь на Таити не задалась с самого начала: глобальная бедность вызвала у художника депрессию. После того, как он закончил свое полотно, Поль Гоген взял мышьяк и пошел в горы, чтоб покончить жизнь самоубийством. Но так как он не рассчитал дозу, идея с суицидом провалилась. Утром он добрел до хижины и уснул, а после пробуждения почувствовал жажду к жизни. С 1898 года в его творчестве началась белая полоса и дела пошли вверх.

Добавить комментарий