8 способов вырастить детей, которые будут независимы от гаджетов

5 способов вырастить детей которые не будут зависимы от гаджетов

В век активного развития компьютерных технологий очень сложно вырастить ребенка независимого от гаджетов. Сложно, но возможно при условии соблюдения пяти основных рекомендаций специалистов.

Способ 1: не запрещаем, а предлагаем другие альтернативу

Что чаще всего делают родители, желая оградить своего ребенка от гаджетов? В 99% из 100% случаев — забирают планшет, телефон, ноутбук. Все к чему могут привести подобные действия — истерика ребенка. Не нужно питать иллюзий, что методом запретов можно добиться желаемого результата — полного отказа от любимых компьютерных игр. Через какое-то время дети все равно возвращаются к телефонам, компьютерам, планшетам.

Исправить ситуацию получиться только заинтересовав ребенка другим видом деятельности: спортом, совместными прогулками и увлекательными путешествиями. Независимо от возраста чада, всегда можно подобрать альтернативу гаджету.

Способ 2: пример для ребенка

Сложно понять родителей, которые запрещая пользоваться гаджетами сами проводят перед монитором немало времени. Нельзя увлечь ребенка каким –либо хобби, если у родителей его нет. Невозможно оторвать чадо от гаджета, когда вымотанные работой родители отдыхают сидя на диване перед телевизором.

Вырастить ребенка независимым от гаджета сможет только тот родитель, который в состоянии показать все грани интересной, увлекательной, насыщенной событиями жизни. А учитывая тот факт, что дети все повторяют за взрослыми, то для мамы с папой не остается ничего другого, как самим оторваться от телефона и планшета.

Способ 3: предупреждаем о рисках

Рано или поздно (конечно чем позже, тем лучше) ребенок проявит интерес к социальным сетям и другим интернет ресурсам. Родителям очень важно в этот период не ограничивать подобный интерес ребенка, а объяснить ему, как правильно пользоваться интернет ресурсами и чего необходимо опасаться.

Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание:

  • как правильно реагировать на интернет-угрозы;
  • как выбрать настройки приватности;
  • какие бывают опасные последствия открытого доступа к персональным данным;
  • как правильно скачивать нужные материалы.

Ребенок должен понимать, что общение через гаджеты несет в себе скрытую угрозу, которую необходимо вовремя выявлять, озвучивать взрослым для дальнейшего предотвращения. Родителям очень важно не просто контролировать доступ ребенка к интернету, а объяснить принципы и возможности сетевой жизни.

Внимание: никогда не ставьте коменты в аккаунте ребенка под своим именем.

Способ 4: обозначьте в квартире зоны свободные от гаджетов

В доме обязательно должны быть отдельные зоны отдыха, общения, досуга, в которых отсутствуют какие-либо гаджеты. Так, стоит пресекать пользование гаджетами за обеденным столом, в спальне (особенно за час перед сном), туалетной комнате (бывает, что именно в таких местах дети зависают с планшетом или телефоном).

Способ 5: ограничьте время пользования ребенка с гаджетом

Конечно же, современного ребенка невозможно полностью отучить от пользования телефонами, планшетами, компьютером, но вырастить чадо независимое от гаджета вполне возможно. Главное определить и контролировать время, проведенное перед монитором.

Основной критерий, определяющий время пользования гаджетами — возраст ребенка.

Так специалисты утверждают, что малышу до полуторогодовалого возраста не стоит давать в руки телефон или планшет в принципе.

Дети с двух до пяти лет могут проводить у монитора не более часа в день (с перерывами на отдых). Это обще время, включающее игры на планшете, простом мультиков по телевизору.

Деткам старше шести лет устанавливают максимальный лимит времени — два часа. При этом оговаривается, что в них входит и просмотр телевизора и игры на планшете, компьютере. Важно чтобы компьютерные игры не заменяли активных прогулок на свежем воздухе, спокойного сна.

Показав собственный прием независимого отношения к гаджетам, вовлекая ребенка в мир активного отдыха, интересных игр и полезных дел, простого человеческого общения можно вырастить ребенка, который не будет зависим от гаджетов.

Как возникает зависимость от гаджетов у детей

Н аблюдаю картину общения дочери с матерью:

— Мама, дай телефон.
— Не дам! Ты много сегодня играла! — говорит мама, пряча телефон подальше в свою дамскую сумочку.
— Мне скучно. — начала истерить девочка. — Ну, дай телефон! Ты, что не понимаешь, что мне скучно… — начинает демонстративно плакать, ожидая, что получит своё (проработанная схема).
— На!… Возьми. — мама раздражённо вытягивает телефон из сумки и отдаёт ребенку.

Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.

Вспоминаю, как на одну из смен лагеря-клуба «Я и другие» приехал ребёнок с игровой зависимостью. Ему было всё не интересно, никакие мастер-классы не приносили удовольствия, ни групповые игры, ни анимации, ни спорт. Он всё время говорил: «мне скучно». И постоянно плакал родителям в телефон, что это самый занудный лагерь, где ему приходилось побывать, что ему здесь очень скучно (лагерь без гаджетов). Спрашиваю его: «Если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты изменил бы в нашем лагере?». «Разрешил бы играть на смартфоне», — не поднимая голову, отвечает 10-летний парнишка.

Продолжаю спрашивать, чтобы понять увлечения ребёнка:

— А что тебе больше всего нравиться делать?
— Играть на телефоне!
— А как ты проводишь время? — продолжаю интересоваться.
— Прихожу домой со школы, играю на смартфоне, делаю уроки, потом вновь играю.
— Тебе нравится, как ты живёшь, ты чувствуешь себя счастливым? — вновь интересуюсь.
— Когда есть смартфон — да! — отвечает ребёнок.

Сейчас многие родители сталкиваются с тем, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки, давая вновь смартфон. И, возможно, чтобы избавить себя от детского нытья. У ребёнка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребёнок может долго нудить, но в голову не приходят идеи — что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в не-онлайн, — это будет скучно.

Игровая зависимость или интернет-зависимость легко формируется с раннего детства. Мозг ребёнка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений: достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребёнка информации. Мозг усиленно питается и съедает всё. Чем питается мозг ребёнка, родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребёнок, сталкиваясь с жизненными трудностями, всё больше и больше хочет оставаться в онлайн. Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности. А в реальности всё становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое неинтересно, в общем, вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов быстрее убраться в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителей смартфон. У подростков зачастую случаются истерики, и демонстрация суицида, если в детстве их лишали смартфона.

Причина проста — полученный опыт жизни в онлайн и играх создаёт определённые изменения в мозге, формируются нейронные связи: где и как можно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка, играя в компьютерные игры или живя в онлайн, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни невозможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики.

Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой — и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создаётся замкнутый цикл.

Бывали случаи, когда дети, после того, как родители уснут, до утра играют. и это длится неделями (родители про это даже не знают), пока психика не даёт сбой. Тогда уже вмешивается психиатрия.

Дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребёнок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины». Он повышает внимательность, создаёт хорошее настроение, создаёт привязанность, и когда его становится много, то приводит часто к переутомлению. Ребёнок, играя, устаёт. По-настоящему устает. Потом не хватает сил, чтобы делать уроки.

Ребёнок проживает жизнь в Инстаграм, в Ютуб и в компьютерных играх, и мозг, который в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо, а что плохо. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится всё тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется из ребенка «дофаминовый наркоман». Нужна доза, и он её требует, а родители дают!

Чем опасен онлайн для детей

Что происходит с ребёнком, который много проводит времени онлайн:

  • становится раздражительным и эмоциональным, капризным;
  • становится агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;
  • появляется бессонница;
  • падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);
  • становится рассеянным;
  • слабо развивается воображение (сложно что-то придумать своё);
  • реальность становится чёрно-белая, теряется интерес к жизни;
  • становятся не интересными кружки и другие увлечения в реальности;
  • становится неинтересным для других;
  • появляются проблемы со зрением и позвоночником;
  • не умеет преодолевать трудности (быстро сдаётся);
  • мало двигается;
  • ослабляется иммунитет;
  • формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;
  • формируется зависимость.

В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествиями… И, если вы надумали уменьшить пребывание ребёнка в онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь в оффлайн. Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребёнок побудет в ней и придумает что-то своё, свою реальную игру, пригласит друга, и они вместе поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит. Не вы для него, а он сам должен придумать!

Памятка родителям

Очень важно помнить следующее.

Компьютерную игру можно давать играть только на 30 минут в день (чтобы не сформировалась зависимость). Объясните ребёнку, почему вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал.

  1. 30–40 минут любимого Ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота о мозге ребёнка). Ограничения делаются с уважением к личности ребёнка.
  2. За час до сна — никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.
  3. Золотое время укладывания ребёнка спать с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину (улучшается самочувствие ребёнка на следующий день).
  4. Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, устраивать совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости и играть в обычные и интересные дворовые и настольные игры.
  5. Формировать хобби у ребёнка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам (формируется ценность того, что он может).
  6. И ребёнку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость).
  7. Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга).
  8. Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким).
  9. Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя).

Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребёнка интернета или игр на телефоне.

Родитель в процессе воспитания ребёнка вынужден делать ограничения. Каждый родитель желает, чтобы ребенок был счастливым. Иногда становятся невыносимыми страдания ребёнка — хочется спасти его от «скуки», помочь. Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения. Нам хочется говорить «да» своим детям намного чаще, но иногда сказать «нет» — это лучшее, что мы можем сделать для своего ребёнка. Осмысленные ограничения создают безопасность для вашего ребёнка.

Читайте также:  8 неприятных вещей в детском поведении, которые абсолютно нормальны

Дети и гаджеты: в чем таится опасность?

Представители Всемирной организации здравоохранения недавно заявили, что детей в возрасте до 5 лет необходимо оградить от современных гаджетов. Привычка постоянно «залипать» в телефонах и планшетах сейчас формируется уже в раннем детстве, к тому же малыши уже с этого возраста привыкают к сидячему образу жизни.

В ВОЗ отметили важность вернуть детям интерес к подвижным играм, которые будут способствовать их планомерному развитию. В долгосрочной перспективе отказ от гаджетов убережет малыша от ожирения и многих побочных проблем, например, с психикой.

Телефон – «глава семьи»?

Пару лет назад большой резонанс был у статьи социолога и журналиста из США Джин Твенге. Она подробно описала вред гаджетов, их влияние на несовершеннолетних.

Сделанные ей выводу обсуждают многие эксперты, большинство сходится во мнении, что ответственность за пагубное влияние на здоровье и психику детей лежит не на электронных устройствах, а родителях, которые позволяют телефону или планшету превращаться в главу семьи.

При этом сегодня каждому приходится признавать, что у любого подростка есть друг, с которым никогда не скучно. Это смартфон. Из-за них дети все чаще остаются дома, предпочитая прогулки и встречи с одноклассниками общению с ними в сети.

То, что ребенок постоянно находится дома, никак не способствует его сближению с родителями. Хоть они постоянно рядом. Ребенок нуждается в живом общении, а если отец и мать замучены на работе, ведут амебный образ жизни, а разговор с сыном или дочерью превращается каждый раз в испытание, они это сразу чувствуют.

Детские гаджеты способствуют стремлению подростка скрыться из взрослого мира в своем собственном.

Если раньше в этой ситуации он отправлялся на детскую площадку или на стадион, то теперь прямая дорога в виртуальное пространство.

Гаджеты для самых маленьких

Сегодня электронные игрушки адаптируют для детей самого разного возраста. Есть совсем элементарные игры, которые яркими звуками и красками привлекают малыша, даже если он совершенно не понимает, что происходит на экране.

Гаджеты для новорожденных некоторые родители начинают считать для себя спасительными, так как они помогают быстро успокоить младенца или увлечь его чем-нибудь, чтобы заниматься своими делами.

Перспективы у таких методов воспитания плачевные. Малыш постоянно занят только игрушками на телефоне. Это становится единственным способом накормить его, успокоить, заставить перестать плакать.

Есть и непосредственное влияние на физическое здоровье грудничков. Их череп еще не до конца сформировался, а мозг совсем небольшого размера.

Это способствует практически беспрепятственному проникновению вредных лучей к участкам мозга, которые у взрослого человека надежно защищены.

Наконец, стремление малыша с первых лет жизни разглядывать, что происходит на экране смартфона, приводит к перенапряжению глазных мышц. Это одна из причин ранней близорукости, проблем с аккомодацией.

Возникает психологическая зависимость от мобильных устройств. Младенцев привлекают яркие интерактивные игрушки, которыми родители отвлекают их. Все это имеет непосредственное отношение и к планшетам, в которые можно использовать в качестве телефона, вставив в них SIIM-карту.

Психологи и врачи рекомендуют как можно дольше держать ребенка в неведении о существовании подобных устройств. Займете малыша вы только на короткое время, а затем будете долго бороться, пытаясь его оторвать от очередной игрушки.

Со смартфоном по жизни

Исследования современных педагогов на тему «Дети и гаджеты», просто поражают воображение. Как выяснили студенты Тульского педагогического университета, 78% учащихся выпускных классов практически не выпускают смартфон из рук на протяжении всего дня.

Принимавшие участие в этом опросе преподаватели признали, что увлечение гаджетами негативно влияет на успехи в учебе.

У старшеклассников были отмечены:

  • дефицит слухового аспекта (проблемы с восприятием информации на слух);
  • дефицит концентрации и внимания;
  • снижение фантазии.

В отечественных школах, в отличие от некоторых зарубежных учебных заведений, отсутствует категорический запрет на гаджеты. Обычно, ими запрещают пользоваться на уроках, но ученики все равно это делают, маскируя их на парте или пряча на коленях.

В результате подросток только физически присутствует на уроке. При этом сам настолько погружен в свой девайс, что не воспринимает информацию, которую пытаются до него донести.

Все это негативно сказывается на качестве учебы, плохо влияет на психический фон подростков и их настроение.

Оставаясь без смартфонов, школьники испытывают растерянность, начинают тосковать, не понимая, чем себя занять.

Как справиться с этой зависимостью?

Гаджеты для детей начинают играть такую большую роль, что многие родители сравнивают увлечение ими с настоящей зависимостью.

Психологи, анализируя, как помочь справиться с этой проблемой, отмечают, что, прежде всего, необходимо обратить внимание на возраст малыша.

Как отучить младшего школьника

В 8-11 лет основная причина может заключаться в том, что ребенок пытается скрыться в воображаемом мире от окружающей его негативной реальности. За просмотром роликов на YouTube или за играми он отвлекается от истинных причин своей грусти. Проблема бывает и в том, что ему попросту скучно.

Электроника для детей – один из самых эффективных способов убить время. Когда малыш не в состоянии найти общий язык со сверстниками, то гаджет превращается в самого близкого друга, который не требует развития никаких навыков социализации. Для ребенка он превращается в единственный ресурс общения.

Детям не свойственно отсутствие интереса к происходящему вокруг. Если они развиваются нормально, то должны проявлять увлеченность, сталкиваясь со всем новым и неизвестным.

Родители, которые подозревают, что у их малыша развивается опасная зависимость от электронных устройств, должны понаблюдать за тем, как он ведет себя в обычной жизни.

Тревожные признаки, когда ему проще контактировать с девайсом, чем с кем-нибудь из родителей. Часто это может происходить из-за конфликтов в семье или из-за того, что дома он не ощущает себя в безопасности.

Распространенная причина часто заключается в том, что сами родители проводят в телефоне большую часть свободного времени. Малыш начинает копировать поведение мамы и папы, у него просто отсутствует пример того, как можно вести себя иначе.

Если родители в такой ситуации начинают настаивать, чтобы он не сидел в телефоне, ребенку это кажется несправедливым. Действительно, почему он не может поиграть, пока вы просматриваете переписку. Свои права он будет всячески отстаивать.

Сложный период – младший школьный возраст. В это время у ребенка сильно меняются привычки, происходят значимые перемены в организме. Часто это сопровождается сильным стрессом и тревогой.

В такой ситуации не помешает оставить ему занятие, за которым он будет гарантированно чувствовать себя в безопасности. Пусть даже это будут игры в телефоне. Важно, чтобы это не была его единственная возможность проводить время.

Как отучить подростка

В подростковом возрасте родителям следует просто смириться, что подобные проявления – разновидность нормы. Все это моменты, которыми сопровождается кризис подросткового возраста. В это время ему важно ощутить собственную самостоятельность, поэтому он отказывает родителям в авторитете, вправе принимать решения, влиять на него.

Значимым окружением становятся друзья, в том числе виртуальные. Они занимают место, которое раньше принадлежало маме, папе и другим взрослым. Такая ситуация считается нормальный. Кризис подросткового возраста нужно просто пережить.

Наконец, онлайн-игры со сверстниками не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Ведь ребенок все-таки общается с другими людьми, пусть и в непривычном для многих взрослых формате.

Беспокоиться стоит, если он предпочитает играть исключительно сам с собой.

Главное, не использовать строгие запретительные методы. Это не принесет результата, а только усугубит ситуацию.

Если малыш начинает вести себя агрессивно при попытках родителей оградить его от смартфона или планшета, необходимо обратиться за помощью к психологу. Причем для начала родителям нужно сходить без ребенка, чтобы для него это не было дополнительным стрессом.

Постарайтесь разобраться, почему телефон стал для него настолько важен.

Детская зависимость от гаджетов -шокирующие результаты эксперимента

Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гадже

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной.

Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ – одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые “панические атаки”. У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы – тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение “шевеления” волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.


Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Читайте также:  8 секретов, которые разоблачают все великие фокусы

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Стоит над этим подумать.

Информация из книги Екатерины Мурашовой “Любить или воспитывать”.

А ваши дети смогут провести хотя бы один день без электронных устройств?

Мы ведь сами приучаем к зависимости у своих детей.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Гаджеты и дети: «тупеем» или «умнеем»?

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор.6:12 ).

Развитие научно-технического прогресса повлияло на характер общения людей, изменило стиль и способы коммуникации, выдвинув на первое место использование электронных устройств. Человечество оказалось пленником гаджетов, позволяющих мгновенно получать необходимую информацию, быть на связи с родными, друзьями, коллегами, находясь при этом в любой точке земного шара. Как же влияет информационно-компьютерная экспансия на наших детей? Возможно, сюжеты из футуристических сценариев не за горами, и виртуальная реальность станет неизбежной действительностью их будущего, а посему есть ли смысл родителям бороться с гаджетами?

Крис Роуэн из Канады, детский терапевт, биолог, автор книги «Виртуальный ребенок», пишет в статье, опубликованной в Huffington Post: «Я призываю родителей, учителей и правительство запретить пользование всеми портативными электронными приборами детям до 12 лет». Не слишком ли радикально? Крис Роуэн выдвигает следующим доводы в пользу запрета:

1. Неверное стимулирование мозга

Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, Интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

2. Задержка в развитии

Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития.

Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще.

Сухие цифры по США говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию.

5. Психические заболевания

Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, Интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий.

6. Жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит своё отражение в реальной жизни. Ребёнок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.

7. Цифровая деменция

Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции — снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. Каждый одиннадцатый ребёнок в возрасте от 8 до 18 лет — «цифровой наркоман».

9. Вредное излучение

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B «возможно канцерогенных для человека» факторов.

Если не знать меру, гаджеты могут отрицательно влиять и на здоровье детей. От них можно получить разные проблемы:

  • Раздражительность.
  • Ухудшение зрения и осанки.
  • Нарушение режима.
  • Снижение качества учёбы.

Отечественные авторы на столь категоричны в отношении гаджетов, предлагают находить мирный путь сосуществования с ними. Так, А.В. Ковалева, к.с.н., доцент кафедры социальной работы и психологии Тихоокеанского государственного университета пишет:

«В настоящее время мировое сообщество обеспокоенно распространением гаджетов и особое беспокойство вызывает их использование в кругу детского сообщества. Родители констатируют: «Раньше, когда мы собирались компанией — наши дети играли между собой, а теперь мы наблюдаем, как они с упоением поглощены своими гаджетами, и обычные ролевые игры им уже не интересны. Им интересней кнопки понажимать». И действительно, сейчас мы можем наблюдать типичную картину в сообществе детей, увлеченных своими техническими устройствами.

Известно, что гаджеты это общечеловеческая проблема, свойственная всем странам, где гаджеты довольно распространены и не являются новинкой, это уже не требует доказательств. Сталкиваясь с житейской проблематикой, возникает естественное желание искоренить ее. Однако известно также, что никто еще не придумал как от этой проблемы уйти. Очевидно, что если мы не можем с ней справится, то необходимо, хотя бы научиться с ней жить. Это не значит смириться, это значит найти компромисс, что вызывает необходимость взглянуть на сущность проблемы. Чтобы найти альтернативы нужно понять, чем нас беспокоит проблема, что нас тревожит в чрезмерной любви ребенка к гаджету. Обращаясь к глубинным противоречиям между признанием необходимости технического прогресса и его негативных влияний в сфере детского использования можно обнаружить два утверждающих фактора.

Первое утверждение. Отдавая предпочтение гаджету, дети не имеют возможности получать житейского (жизненного) опыта, что дают им обычные детские ролевые игры: дочки — матери, больница, школа, магазин, «казаки — разбойники» и многое другое.

Отсутствие чего-либо нужного порождает необходимость подумать, чем это компенсировать. И здесь есть возможность использования альтернатив. Первоосновой в данном вопросе является развитие способностей к межличностному взаимодействию, коммуникационных навыков, формирование способностей к поиску оптимальных действий в конкретных ситуациях и т.п. Для данного комплекса лучшим способом усвоения являются ролевые игры. Однако, если детское мировоззрение не получает информацию из игр, значит необходимо эту информацию предоставить в другом виде.

Существенный вклад в данное должны делать, прежде всего, родители. Как альтернатива, это тривиальные разговоры с ребенком, диалоги в горизонтали «вопрос — ответ». Важно, чтобы разговор не сводился к монологу, а формировался именно в рамках диалога, поскольку он предполагает инициирование мыслительной деятельности ребенка. Постановка вопросов в виде житейских ролевых ситуаций, позволяет ребенку, в силу своих способностей, концентрировать свою мысль на поиске верного решения. Ребенок должен самостоятельно находить ответ на предложенные ситуации. В ходе разговора, в случае затруднительных для ребенка ситуаций, родитель помогает справиться с предложенными задачами готовыми решениями с обоснованием последних. И здесь важно не превращать такие беседы в «уроки». Они должны быть непосредственны по своему характеру и вместе с тем часты по времени использования. Необходимо заполнять разговорами с ребенком любое свободное семейное время.

В данном контексте проблемы очень важно с ребенком разговаривать как с взрослым, не нужно его лишать взрослых проблем. В ходе общения ситуация интерпретируется на уровне детского мировоззрения, подбирается тот сленг, который ребенок поймет, переводя взрослые обстоятельства на детские примеры. Рассмотрим пример. «На работе проблемы с начальником, родитель переживает». Стоит ли об этом разговаривать с ребенком? Казалось бы, зачем ему об этом знать? Однако это тоже ролевая ситуация, с подобными в жизни сталкиваются люди. И об этом ребенок должен знать, ему должно быть известно, что люди могут испытывать препятствия, с которыми человек способен справиться при помощи необходимых решений. Таким образом, в разговоре с ребенком ситуация должна быть представлена как она есть, по взрослому с детской интерпретацией: «У меня на работе появилась трудная ситуация с коллегой, из-за которой у меня плохое настроение (далее на помощь приходит аналогия), это как будто ты обидела Машу (уважаемая подруга в глазах ребенка) и она больше не хочет с тобой общаться». Таким образом, ребенок проецирует ситуацию на себя и проникается ею, что дает активность мыслительному процессу с бОльшим эффектом.

Таким образом, роль разговоров родителей с ребенком, осмысленных диалогов между ними оставляет за собой важную роль в снятии напряженности использования детьми гаджетов. Впрочем немалую важность подобные разговоры несут за собой и в других областях воспитания. В данном контексте они выступают носителями компенсаторных акций в познании мира.

Второе утверждение. У ребенка происходит потеря всех приоритетов перед гаджетом. Интерес к нему захватывает ребенка так, что ничего другого он делать не хочет.

Согласимся, что гаджетами грешат не только дети, но и взрослые люди, только в этом вопросе мы отличаемся от детей. Отличаемся присутствием и мерой ответственности. Предположим, что если взрослому человеку необходимо исполнить работу на производстве или в доме по хозяйству, то он откладывает гаджет в сторону и осуществляет сначала то, что ему необходимо выполнить первоочередно. По мере увеличения мотивации личности растет и чувство ответственности. Если я не сделаю свою работу — лишусь рабочего места, не приготовлю ужин и не накормлю свою семью — будет стыдно перед самим собой и т.д. Ответственность появляется тогда, когда понимаешь зачем тебе это нужно. Откладывая воспитание ответственности в ребенке, он все больше не справляется с ее исполнением, следствием чего развлечения становятся центральными в его поведенческой деятельности.

Это ставит перед нами задачу научить ребенка ответственности. И это проблема проблем. В современном обществе в различных областях отмечаются тенденции снижения личной ответственности. Это отражается как в семейных отношениях (распространение «гражданских» браков, оставление детей на плечи государства или супруга, утрачивание связи с пожилыми родителями и т.д.), так и на внесемейных уровнях (производственная сфера, учебная деятельность студентов и т.д.).

Ответственности вообще сложно научить, это весьма важная и трудная задача. Педагоги говорят, что ребенка приучают к ответственности с малого. В первую очередь для привития навыков ответственности в доме у ребенка непременно должно быть (скорее не очень приятное) обязательство, такое дело которое кроме него никто больше не сделает. В разных семьях избирают разные обязательства (мытье полов, вынос мусора, уборка за животными и мн. др.), но оно должно быть. Причем это дело, должно быть полезным не столько для него самого, сколько на благо всей семьи. Найти мотивацию для ребенка удел самого родителя, но точно не за материальные ценности и тем более не за деньги, здесь важен моральный норматив.

Читайте также:  Боли в левом боку причины, Что делать если болит слева в боку

Формирование ценностных ориентиров также является весьма важным направлением, поскольку ценности являются базисным основанием проявления ответственности. Необходимые ценности в паре с ответственностью будут выдерживать партнерские отношения между ребенком и гаджетом.

Разрешив задачу по усвоению ребенком ответственности, мы приобретем массу положительных моментов. Она, как известно, важна в жизни и не только во взаимодействии с гаджетом. Усвоив навыки ответственности, ребенку не сложно будет, расставив приоритеты, отвлечься от любимой игрушки. А если ребенок сможет в нужный момент отложить свое устройство, то нет ничего страшного в его использовании. В конце концов, ученые в использовании гаджетов усматривают и полезные навыки.

В условиях современности уже нет возможности отречься от технических устройств. Да и есть ли в этом необходимость? Они несут в себе удобство, комфорт, а в некоторых случаях даже необходимость. Однако в распространении гаджетов становится главной задачей уберечь детей от осознания приоритетности технических устройств. Главная роль в урегулировании проблемы использования детьми гаджетов ложится, главным образом, на плечи родителей. Здесь отражают себя различные методы и ресурсы воспитания. Все они известны родителям в современном обществе, однако, не осознавая степень их важности, используются родителями не в полную силу, что дает возможность техническому прогрессу брать верх над социальными навыками» 1

С одной стороны, с помощью Интернета и гаджетов находить информацию стало легко и просто. Не прикладывая усилий, ребенок получает знание о чем-либо. С другой стороны, информации стало слишком много, и в процессе поиска нужной, ребенок может потеряться и застрять в ненужной, а также получить какое-то лишнее знание от переизбытка информации. В свою очередь пресыщенность информацией существенно снижает эффект новизны и соответствующую мотивацию учения-познания, затрудняет осознание и понимание содержания. Т.А. Хагуров 2 пишет о том, что эти способности стремительно исчезают у детей компьютерного века: «вместо понимания формируются простейшие интеллектуальные навыки распознавания и комбинаторики, блокирующие самостоятельность мышления».

Проблема понимания также связана с переизбытком информации, который засоряет сознание и подавляет самостоятельное мышление. Поэтому среди выпускников школ, ставших нашими студентами, немало весьма эрудированных, но всё меньше тех, кто может «держать мысль» (М.К. Мамардашвили) и способен к системному мышлению, основанному на соединении воображения и интуиции с обоснованием и доказательностью.

Наличие безграничного доступа к информации ведет к тому, что у детей формируются поверхностные знания, совмещенные к тому же с «клиповым» сознанием. То есть они знают немного обо всем, прыгают «по верхам», перескакивают с одной темы на другую, ни одну из них глубоко не анализируя.

Стоит ли говорить, что из-за гаджетов многие дети перестали читать, а малыши даже недослушивают читаемые им вслух сказки, а просят включить мультик.

Пашков А.Г., д.п.н., профессор Курского государственного университета:

«Наибольшее внимание посетителей социальных сетей привлекают сообщения с картинками, а также специальные ресурсы, на которых только изображения. Старая добрая наглядность, назначение которой в обучении — дать толчок самостоятельной мысли ученика (Я.А. Коменский), вытеснена яркой и завершённой зрелищностью, а учитель (преподаватель) всё чаще выступает в роли презентатора.

Но тысячелетиями сознание и мышление детей формировались в условиях получения информации со слуха, когда в процессе развития ребёнок овладевал словом, состоящим из акустических образов — звуков речи, устанавливал связи между слова

Речь и вербальное мышление «гаджетных детей» недостаточно развиты, поэтому они функционально слегка глухие, немые, ограниченные, хотя и считаются талантливыми. Речь перестаёт быть важной составляющей детской жизни, так как многие дети, поглощённые яркой и многообразной виртуальной средой, не умеют слушать и слышать, не умеют выражать свои мысли и чувства. Разносторонние, многомерные понятия нередко понимаются примитивно, а глубокие чувства, не имеющие зрительного образа, сводятся к «смайлам» и «лайкам». Даже самые навороченные гаджеты не могут донести до детей, что такое грех, совесть, честь, долг, отвага, стыд, сострадание, самопожертвование. Однако именно эти понятия делают человека Человеком, выступают культурными и нравственными регуляторами его жизни» 3

Есть ли все же польза от гаджетов?

Разработчики приложений прикладывают много усилий, чтобы гаджеты приносили реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Школьники могут пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Игры также могут быть не только развлекательными, но и обучающими. Вряд ли ребенок поумнеет, играя целый день в планшет. Тут важно понять, во что именно он играет. Например, «стрелялки» наряду с внимательностью могут развить агрессию. Стратегии или квесты представляют меньшую опасность, но сильно «затягивают».

Предпочтительнее начинать знакомство ребенка с просветительских игр, энциклопедий. Например, компьютерная игра ««Святой равноапостольный князь Владимир и духовные потомки великого крестителя Земли Русской» позволяет в интерактивной форме приступить к изучению младшими школьниками ряда вопросов по истории христианства и православия, истории Отечества через познание образов Святых земли русской, выдающихся воинов и деятелей просвещения, прославивших нашу Родину: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Ярослава Мудрого, святого благоверного князя Александра Невского, святого Преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Дмитрия Донского, праведного воина Федора Ушакова.

Уже выросло поколение родителей, которые знакомы с компьютером с детства, играли в разные игры, но не стали зависимыми.

Однако не всем так везет, и некоторым детям изначально категорически нежелательно погружаться в виртуальность. Если у ребенка после игр в планшет появляется агрессивность, либо постоянное ненасытное желание быть в сети, о гаджетах не может быть и речи. В подобных вопросах следует непременно руководствоваться советом духовника (если таковой имеется), своими наблюдениями и опытом.

Примечания

1 ГАДЖЕТЫ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ: МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ. А.В. Ковалева, 2014 – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г. 2014 г., г. Уфа). — Уфа: Аэтерна, с.92

2 Сноска на статью

3 ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КУДА ВЕДУТ ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕКТРОННЫЕ «ГАДЖЕТЫ»?- Пашков А.Г. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2016, Том 22

Сколько можно зависать в гаджетах? Советы психолога для мам и детей


Современные дети чересчур зависимы от смартфонов и модных гаджетов. Такая тяга к яркому виртуальному миру может серьезно навредить здоровью и даже пошатнуть психику. Как противостоять зависимости? Об этом неравнодушным мамам и бабушкам рассказал специалист центра психологии и здоровья «Ариадна» Антон Лысенко.

На встречу, посвященную вреду смартфонов и гаджетов, в Новосибирской областной детской библиотеке собирается приличная толпа. Настрой серьезный, но сами взрослые ни на минуту не расстаются с телефонами. Психолог сразу начинает с «тяжелой артиллерии». Звучат железные аргументы против модных игрушек, к которым нельзя не прислушаться:

«Для чего взрослые дают детям гаджеты? Чтобы их было видно, но не слышно. Так у ребенка, еще не имеющего сил противостоять какой-либо зависимости, постепенно появляется привязанность к неодушевленному предмету, телефон начинает заменять ему сначала ваше присутствие, а потом и общество сверстников».

Что делать, как защитить своего сына или дочь? Психолог Антон Лысенко советует каждому родителю изучить рекомендации и возрастные особенности взаимодействия с гаджетами. Они взяты не с потолка и обоснованы научно.

3 года

Рекомендуемое время наедине с гаджетом – 0 минут. Если ребенок увлечен гаджетами в этом возрасте, у него происходит снижение творческой активности. Умная игрушка играет за него сама, там уже все придумано. У малыша не развивается мелкая моторика, мышление и речь.

«Замена книжек, сказок, общения с родителями просмотром мультиков и играми приводит к тому, что «экранные дети» начинают говорить позже сверстников, их речь скудна, а словарный запас невелик. У таких детей часто ярко выражены дефекты речи, они не видят артикуляции», – говорит Антон Лысенко.

Голубое мерцание экрана, яркие цвета на картинке возбуждают нервные центры, происходит выработка адреналина. При попытке забрать гаджет – крик и плач. Ребенок требует то, что дает ему эмоции. Так происходит привыкание.

Что делать, если вы забрали у ребенка гаджет, и он кричит? Просто перетерпите, советует Антон Лысенко. Вряд ли он сможет скандалить дольше часа. Сработают механизмы торможения.

37 лет

Рекомендованное время общения со смартфоном – до 30 минут в день. Первая проблема, с которой столкнется ребенок, который долго сидит в гаджетах в этом возрасте, – удержание статического объекта глазами: глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх. Вторая проблема затрагивает глазные мышцы. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику их работы. Детям становится больно читать!

«Когда ребёнок поднимает глаза от гаджета, то есть «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, – рассказывает Антон Лысенко, – он испытывает сильный дискомфорт. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется».

Кроме того, ребёнок уже начинает утрачивать природную способность самостоятельно следить за происходящим. Для этого надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

7–10 лет

Рекомендованное время для общения с гаджетом – 1 час в день. Главная задача этого возраста – учебная деятельность, поэтому, чтобы ребенок не зависал в гаджете целыми днями, пока родители на работе, его нужно нагружать домашними заданиями. Ребенок должен знать, что существует список: помочь по хозяйству, почитать книжку, поиграть с братом, погулять с собакой. Только после выполнения такого «списка на день» можно брать в руки планшет.

Не бойтесь, что в результате таких ограничений в глазах ребенка смартфон станет супервещью, лучше предложите ему другую супервещь – сноуборд или коньки. Следите за тем, чтобы ребенок был занят чем-то кроме школы и имел полезное хобби.

«Когда дети этого возраста слишком увлечены гаджетами, они перестают учиться и гулять, им необходим только компьютер или планшет, в котором они «потеряются», забыв о времени и пространстве, – говорит Антон Лысенко. – Такой ребенок страдает от неврозов, у него плохая память, рассеянное внимание и постоянная потребность совершать пакости».

Группа боевых ботанов (1114 лет)

В 1114 лет без вреда для здоровья можно сидеть с гаджетом чуть подольше: по 60 и даже 90 минут в день. Старше 14 – не более полутора часов.

«Вводите строгие ограничения на время игры в смартфоне или за компьютером, – говорит психолог, – и эти правила должны соблюдаться. Никаких «еще пять минуточек». Сначала ребенок будет протестовать, но потом привыкнет и смирится». Также следует выбрать время пользования гаджетом и следить, чтобы предписания выполнялись.

Что делать, если ребенок боится оказаться немодным без крутого гаджета?

«Научите детей не бояться быть не такими, как все, – советует психолог Антон Лысенко. – Моя дочь в свое время любила эпатировать одноклассников, но не тремя серьгами в ухе, а тем, что сидела на подоконнике и читала бумажную книгу. Все говорили «вау»! Если же ваш ребенок не лидер по натуре, а тихий, скромный, в этом тоже нет ничего страшного. Пусть ищет себе компанию таких же ботанов. Надо привести его в библиотеку, и будет группа боевых ботаников».

Добавить комментарий