8 вопросов о фигурном катании, которые не давали нам спокойно спать

8 вопросов о фигурном катании, которые не давали нам спокойно спать

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Говорят, за последнее время интерес зрителей к фигурному катанию стал чуть ли не сильнее, чем к футболу или хоккею. А вместе с интересом появилось множество вопросов, ответы на которые иногда оказываются весьма неожиданными.

В преддверии главных стартов сезона AdMe.ru окунулся в мир фигурного катания и готов раскрыть некоторые секреты этого потрясающе красивого вида спорта.

1. Почему фигурное катание так называется?

До 1990 года, помимо соревнований в короткой и произвольной программах, фигуристы состязались в исполнении обязательных фигур на льду. Их также называли «обязательной программой», «школьными фигурами», «школой». Судьи оценивали мастерство спортсмена в вычерчивании на льду различных фигур («круг», «параграф», «петля» и другие), а оценка за «школу» когда-то составляла весомую часть итогового результата. Со временем удельный вес оценки снижали, и во многом под давлением телевидения эту часть программы отменили. Вот откуда фигурное катание получило свое название. А здесь можно посмотреть, как спортсмены соревновались в выполнении обязательной программы.

2. Какие элементы запрещено выполнять?

Все элементы фигурного катания строго регламентированы, и, конечно, фигуристы не стремятся исполнять на льду опасные трюки. Но были и исключения.

Так, на Олимпийских играх в 1998 году в Нагано французская фигуристка Сурия Бонали исполнила запрещенное правилами сальто назад. Выглядело это довольно эффектно и пугающе, а выполнила этот элемент фигуристка скорее в качестве протеста: в начале своей программы она упала и, понимая, что шансов на медали у нее нет, таким образом попыталась добавить своему выступлению эффектности. И у нее это получилось!

Помимо сальто в фигурном катании также запрещены:

  • прыжки навстречу партнеру;
  • каскады из 4 и более прыжков;
  • вращательные движения, когда партнер вращает партнершу в воздухе вокруг себя, держа ее за руку или за ногу;
  • лежание на льду и длительное и/ или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
  • некоторые другие элементы.

3. Зачем фигуристки натягивают колготки на коньки?

Это не совсем колготки, а скорее лосины, изготовленные из эластичного спандекса. Обычно подобным образом их натягивают только женщины. Как оказалось, для этого у них имеется несколько причин:

  • Основная причина – защита коньков от повреждений. Дело в том, что за сезон фигуристы стараются износить максимум одну пару коньков (и разнашивать их – удовольствие так себе), а такие чехлы-колготки сохраняют опрятный вид главного инструмента фигуриста или скрывают уже истрепавшиеся коньки.
  • Еще одна немаловажная причина – это защита от расшнуровывания. С чехлами-колготками вероятность такой оплошности сводится к нулю. Правда, в последнее время фигуристки закрепляют шнуровку специальным скотчем, так что и заметить его можно не сразу.
  • И, наконец, некоторые фигуристки натягивают колготки поверх коньков для того, чтобы удлинить ноги. Им кажется, что коньки зрительно “рубят” ногу, а такой трюк помогает сгладить линии.

4. Откуда появились названия прыжков?

Большинство прыжков в фигурном катании называются по именам своих создателей. Сальхов, аксель, риттбергер и лутц были придуманы шведским фигуристом Ульрихом Сальховым, норвежским фигуристом Акселем Паульсеном, немецким фигуристом Вернером Риттбергером и австрийским фигуристом Алоисом Лутцем.

Только два прыжка имеют другую историю. Флип происходит от английского слова flip — «щелчок», который слышится во время исполнения данного прыжка. А вот прыжок тулуп не имеет никакого отношения к одежде. Его название образовано от двух английских слов: toе — «носок», и loop — «петля». Другими словами, тулуп означает «петлю на носке».

5. Как у фигуристов не кружится голова от вращений и прыжков?

Кружится, но не так сильно, как у неподготовленного человека. За годы тренировок вестибулярный аппарат фигуриста привыкает к высоким нагрузкам, что позволяет ему исполнять многократные вращения, прыжки и дорожки шагов во время одной программы. Российский тренер Алексей Мишин вместе с инженерами создал специальный аппарат для тренировки вестибулярного аппарата: крутящийся блин с мотором, который позволяет учиться держать равновесие и подготавливает к прыжкам на льду.

6. Какие прыжки самые трудные в исполнении?

Спортсмены испытывают колоссальные перегрузки во время исполнения прыжков: даже больше, чем при полете в космос. В мужском одиночном катании на сегодняшний день уже активно идет битва четверных прыжков, за чистое исполнение которых можно получить самые высокие оценки. Так, американец Нэтан Чен первым в истории выполнил 6 четверных прыжков в одной программе. Мужчины исполняют все виды четверных прыжков, кроме акселя.

Среди девушек четверные прыжки еще не стали нормой: первой среди женщин его исполнила японка Мики Андо (это был четверной сальхов), но настоящими королевами четверных на сегодняшний день являются две юниорки из России — Александра Трусова и Анна Щербакова. Пока сложно сказать, как скоро эти элементы станут обязательными для победы на взрослом уровне.

Отдельно стоит упомянуть тройной аксель — единственный прыжок, который исполняется с движения вперед, поэтому в нем не целое число оборотов. Так, в тройном акселе, по сути, три с половиной оборота, и именно по этой причине он довольно «дорого» стоит. Именно по этой же причине четверной аксель пока что так никому и не покорился. Большинство мужчин владеют тройным акселем, а вот у женщин за всю историю фигурного катания его прыгали лишь единицы. Среди действующих спортсменок этот прыжок умеют прыгать россиянка Елизавета Туктамышева и японка Рика Кихира.

7. Соревнуются мужчины, женщины и пары. Или это еще не все?

Не все. В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Последнее не включено в программу официальных соревнований, и по данному виду проводят отдельный чемпионат. Также в программу Олимпийских игр с 2014 года входят командные соревнования.

Есть еще один вид — это катание «четверок», когда на льду выступают две пары. Он популярен в Канаде и Америке, но соревнования в нем на международном уровне не проводятся.

8. Кто самый титулованный спортсмен в истории фигурного катания?

Если судить по количеству золотых медалей на Олимпийских играх, то расклад получается следующим:

  • В женском одиночном катании лидирует норвежка Соня Хени: она 3 раза подряд становилась олимпийской чемпионкой в далеких 1928, 1932, 1936 годах.
  • Среди мужчин больше всего золотых медалей у шведа Йиллиса Графстрема, которому удалось за всю карьеру стать 3-кратным олимпийским чемпионом, а также выиграть серебряную медаль. Стоит отметить и успехи Евгения Плющенко, в чьей копилке 4 олимпийские медали: личное золото Турина и командное золото Сочи, а также 2 серебра.
  • В танцах на льду безусловными лидерами по олимпийским медалям сегодня являются Тесса Вертью и Скотт Моир — 3-кратные олимпийские чемпионы (в 2010 году, в 2018 году в личном первенстве, в 2018-м — в командном).
  • Еще одна рекордсменка — Ирина Роднина, которая вместе со своими партнерами Алексеем Улановым и Александром Зайцевым стала 3-кратной олимпийской чемпионкой в парном фигурном катании.
  • Своеобразный рекорд принадлежит российским фигуристам, которые становились победителями во всех когда-либо существовавших дисциплинах в фигурном катании.

Спать в коньках, есть снег и почти променять фигурное катание на гимнастику. Как начинали карьеру Загитова, Трусова и другие?

Дорога к мировому господству в фигурном катании всегда начинается с неуверенного первого шага — каждый олимпийский чемпион когда-то приходит на каток ребенком.

Почти не бывает такого, что родители привели сына или дочь на лед из больших победных амбиций. Только первые тренеры чемпионов, когда дают послепобедные интервью, говорят — «Я сразу понял, что из этого неуклюжего пингвинчика получится великий спортсмен». А нам всем просто очень хочется верить в красивые сказки.

В реальности же одного лишь даже самого большого таланта недостаточно, чтобы гарантированно стать непобедимым через 10-15 лет. Но ребенок действительно может чем-то выделяться — высоким прыжком, мягкими мышцами или недетской целеустремленностью.

И все же почти каждая история будущего фигуриста начинается с того, что мама или папа отправили болезненное чадо на каток в надежде получить обратно румяного крепкого богатыря. Это правда работает — многие фигуристы реально редко болеют простудными заболеваниями. Есть и обратная сторона медали — большой спорт не существует отдельно от острых и хронических травм.

Именно в целях закаливания на лед в свое время вышли Виктория Синицина (призер чемпионата мира), Станислава Константинова (призер этапов гран-при), Сергей Воронов (призер чемпионата Европы) и Евгения Медведева (призер Олимпиады, чемпионка мира и Европы).

Мама Жени так говорила о выборе в пользу фигурного катания:

Просто Женя очень мелкая родилась —​ всего 2 килограмма 100 граммов. Врачи посоветовали закаливать ребенка, а это два варианта —​ либо вода, либо лед. В плавание такую малышку отдавать? Плюс мне не очень нравится, когда у девушки плечи раскачанные, фигура мужеподобная, и потом они все достаточно крупные (источник — ТАСС).

Иногда фигурное катание — любовь всей жизни и мечта для мамы и бабушки. Тогда они не просто приводят ребенка на каток, но и готовы любой ценой удержать его на льду. Примером подобной самоотверженности стала бабушка вице-чемпиона Европы Ивана Букина — сын олимпийского чемпиона Андрея Букина, как оказалось, не сразу полюбил фигурное катание.

В 5 лет меня отдали в фигурное катание. Это было волевое решение бабушки. При этом папа не хотел, чтобы я занимался фигурным катанием, склонялся к плаванию. У меня с плаванием все шло отлично. А фигурное катание не любил. Но бабушка сказала, что я буду фигуристом, и насильно полтора года водила меня на каток. Доходило до того, что я разворачивался, а она «пендалями» загоняла меня обратно. Я упирался двумя руками в борт, а она на лед выпихивала. До такой степени я не хотел. Но в какой-то момент, когда я выехал на первый старт, у меня все поменялось. Я получил удовольствие, занял второе или третье место (сайт fsrussia).

Андрею Лазукину (победитель финала Кубка России) тоже понадобилось время, чтобы понять — ему нравится быть фигуристом.

В моем случае — абсолютно неосмысленный выбор. Родители привели меня на каток и сказали: «Катайся!». Выбора не было. Я сначала не мог это делать, просто валялся на льду, кушал снег, но потом потихоньку начал включаться в это дело, мне понравилось (Радио Зенит).

Несмотря на то, что фигурное катание — индивидуалистский вид спорта, многие становятся фигуристами за компанию: кого-то привели вслед за старшей сестрой, потому что не с кем было оставить дома. Кого-то — чтобы было веселее дочери маминой подруги.

Читайте также:  8 предметов из мира спорта, которые на самом деле создали дизайнеры

Елизавета Туктамышева (чемпионка мира и Европы) сама подружилась с юными фигуристками в спортивном лагере, где работал ее папа.

В фигурном катании я оказалась «по дружбе». Мой папа работал в спортивном лагере, и как-то раз взял меня с собой. Я там подружилась с девочками-фигуристами и, чтобы не расставаться с ними, тоже пошла тренироваться. Пришла в группу, какое-то время была там самая маленькая и самая отстающая, но очень быстро подтянулась (allsportinfo).

Представьте себе, что олимпийской чемпионки Алины Загитовой могло не быть. В детстве она параллельно занималась фигурным катанием и художественной гимнастикой, и в какой-то момент даже отдала предпочтение гимнастическому ковру.

В шесть лет я бросила фигурное катание и пошла в художественную гимнастику. Мне уже начали ставить программу, а я стала спрашивать у мамы, как же мне это поможет в фигурном катании? Я расплакалась, и мама вновь повела меня на каток (Первый канал).

Никита Кацалапов (призер Олимпиады и чемпионата мира), как и многие другие дети тренеров, вряд ли мог оказаться вне фигурного катания.

В четыре с половиной года я толком не понимал, чем я занимаюсь, но сейчас, просматривая старые видеокассеты, вижу себя с улыбкой до ушей, горящими глазами. Мне точно все это нравилось («Московский комсомолец»).

Кто-то приходит в фигурное катание не благодаря, а вопреки. Джонатан Гуррейро (участник Олимпиады в Пхенчхане), родившийся в Австралии и проживший там до школьного возраста, имел гораздо больше шансов стать серфером, чем фигуристом.

Дмитрий Алиев (призер чемпионата Европы) первые шаги сделал на льду застывшего озера в один из ясных дней суровой русской зимы. А потом отрабатывал элементы дома на полу — среди ковров и мебели.

Помню, когда только начинал серьёзно заниматься, закачивал ролик с Ягудиным — и прямо на ковре, в носках, в трусах, начинал повторять каждое его движение, выжимая каждый шаг практически до состояния точь-в-точь. Потом он заходил на тулуп, и я имитировал, что тоже взлетаю в три оборота. Но не взлетал. Так продолжалось каждый день — имитировал, имитировал и не уставал, и не надоедало. После шагов — вращения: я вертелся и сносил комоды (Р-спорт).

Большинство родителей придерживаются мнения, что детям необходимо заниматься спортом — ради здоровья, дисциплины и отсутствия времени для плохой компании.

Так в фигурном катании оказался Александр Самарин (призер чемпионата Европы), Михаил Коляда (призер чемпионата мира), Владимир Морозов и ещё не один десяток фигуристов. Маленького Володю, кстати, сначала отвели на хоккей:

Изначально для меня планировался хоккей. Но когда меня в хоккейную секцию в шестилетнем возрасте привели, там сказали: не берем таких, кататься не умеет. Поэтому пошел в фигурное катание (Р-спорт).

Михаил Коляда мог оказаться на борьбе, а не на льду. Все решил случай:

Когда мне было 5 лет, встал вопрос о том, в какую спортивную секцию отдать меня. Папа говорил — на борьбу, мама — на фигурное катание. Пока папа не собрался отвести на борьбу, мама отправила на каток (sports.ru).

Гроза драконов и четверных прыжков Александра Трусова в детстве даже спала в коньках — правда, в роликовых. В этой мелочи так ярко проявился ее характер и огромная любовь к спорту.

В четыре года родители подарили мне ролики. Я быстро научилась и не снимала их вообще — даже во время еды. Готова была в них спать. После этого мы решили, что с сентября надо пойти на каток. Но там все было по-другому. Первое время я без папы на лед не выходила. Потом мама с бабушкой целый год «охраняли» меня у бортика («Советский спорт»).

А еще фигурное катание — это просто красиво. Прекрасный повод познакомить ребенка с культурой движения, музыкой и великой спортивной историей российских и иностранных фигуристов. Как показывает практика, иногда из этой любви к красоте рождаются настоящие чемпионы.

8 вопросов о фигурном катании, которые не давали нам спокойно спать

Говорят, за последнее время интерес зрителей к фигурному катанию стал чуть ли не сильнее, чем к футболу или хоккею. А вместе с интересом появилось множество вопросов, ответы на которые иногда оказываются весьма неожиданными.

В преддверии главных стартов сезона AdMe.ru окунулся в мир фигурного катания и готов раскрыть некоторые секреты этого потрясающе красивого вида спорта.

1. Почему фигурное катание так называется?

До 1990 года, помимо соревнований в короткой и произвольной программах, фигуристы состязались в исполнении обязательных фигур на льду. Их также называли «обязательной программой», «школьными фигурами», «школой». Судьи оценивали мастерство спортсмена в вычерчивании на льду различных фигур («круг», «параграф», «петля» и другие), а оценка за «школу» когда-то составляла весомую часть итогового результата. Со временем удельный вес оценки снижали, и во многом под давлением телевидения эту часть программы отменили. Вот откуда фигурное катание получило свое название. А здесь можно посмотреть, как спортсмены соревновались в выполнении обязательной программы.

2. Какие элементы запрещено выполнять?

Все элементы фигурного катания строго регламентированы, и, конечно, фигуристы не стремятся исполнять на льду опасные трюки. Но были и исключения.

Так, на Олимпийских играх в 1998 году в Нагано французская фигуристка Сурия Бонали исполнила запрещенное правилами сальто назад. Выглядело это довольно эффектно и пугающе, а выполнила этот элемент фигуристка скорее в качестве протеста: в начале своей программы она упала и, понимая, что шансов на медали у нее нет, таким образом попыталась добавить своему выступлению эффектности. И у нее это получилось!

Помимо сальто в фигурном катании также запрещены:

  • прыжки навстречу партнеру;
  • каскады из 4 и более прыжков;
  • вращательные движения, когда партнер вращает партнершу в воздухе вокруг себя, держа ее за руку или за ногу;
  • лежание на льду и длительное и/ или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
  • некоторые другие элементы.

3. Зачем фигуристки натягивают колготки на коньки?

Это не совсем колготки, а скорее лосины, изготовленные из эластичного спандекса. Обычно подобным образом их натягивают только женщины. Как оказалось, для этого у них имеется несколько причин:

  • Основная причина – защита коньков от повреждений. Дело в том, что за сезон фигуристы стараются износить максимум одну пару коньков (и разнашивать их – удовольствие так себе), а такие чехлы-колготки сохраняют опрятный вид главного инструмента фигуриста или скрывают уже истрепавшиеся коньки.
  • Еще одна немаловажная причина – это защита от расшнуровывания. С чехлами-колготками вероятность такой оплошности сводится к нулю. Правда, в последнее время фигуристки закрепляют шнуровку специальным скотчем, так что и заметить его можно не сразу.
  • И, наконец, некоторые фигуристки натягивают колготки поверх коньков для того, чтобы удлинить ноги. Им кажется, что коньки зрительно ‘рубят’ ногу, а такой трюк помогает сгладить линии.

4. Откуда появились названия прыжков?

Большинство прыжков в фигурном катании называются по именам своих создателей. Сальхов, аксель, риттбергер и лутц были придуманы шведским фигуристом Ульрихом Сальховым, норвежским фигуристом Акселем Паульсеном, немецким фигуристом Вернером Риттбергером и австрийским фигуристом Алоисом Лутцем.

Только два прыжка имеют другую историю. Флип происходит от английского слова flip — «щелчок», который слышится во время исполнения данного прыжка. А вот прыжок тулуп не имеет никакого отношения к одежде. Его название образовано от двух английских слов: toе — «носок», и loop — «петля». Другими словами, тулуп означает «петлю на носке».

5. Как у фигуристов не кружится голова от вращений и прыжков?

Кружится, но не так сильно, как у неподготовленного человека. За годы тренировок вестибулярный аппарат фигуриста привыкает к высоким нагрузкам, что позволяет ему исполнять многократные вращения, прыжки и дорожки шагов во время одной программы. Российский тренер Алексей Мишин вместе с инженерами создал специальный аппарат для тренировки вестибулярного аппарата: крутящийся блин с мотором, который позволяет учиться держать равновесие и подготавливает к прыжкам на льду.

6. Какие прыжки самые трудные в исполнении?

Спортсмены испытывают колоссальные перегрузки во время исполнения прыжков: даже больше, чем при полете в космос. В мужском одиночном катании на сегодняшний день уже активно идет битва четверных прыжков, за чистое исполнение которых можно получить самые высокие оценки. Так, американец Нэтан Чен первым в истории выполнил 6 четверных прыжков в одной программе. Мужчины исполняют все виды четверных прыжков, кроме акселя.

Среди девушек четверные прыжки еще не стали нормой: первой среди женщин его исполнила японка Мики Андо (это был четверной сальхов), но настоящими королевами четверных на сегодняшний день являются две юниорки из России — Александра Трусова и Анна Щербакова. Пока сложно сказать, как скоро эти элементы станут обязательными для победы на взрослом уровне.

Отдельно стоит упомянуть тройной аксель — единственный прыжок, который исполняется с движения вперед, поэтому в нем не целое число оборотов. Так, в тройном акселе, по сути, три с половиной оборота, и именно по этой причине он довольно «дорого» стоит. Именно по этой же причине четверной аксель пока что так никому и не покорился. Большинство мужчин владеют тройным акселем, а вот у женщин за всю историю фигурного катания его прыгали лишь единицы. Среди действующих спортсменок этот прыжок умеют прыгать россиянка Елизавета Туктамышева и японка Рика Кихира.

Читайте также:  В чём сила ягод годжи?

7. Соревнуются мужчины, женщины и пары. Или это еще не все?

Не все. В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Последнее не включено в программу официальных соревнований, и по данному виду проводят отдельный чемпионат. Также в программу Олимпийских игр с 2014 года входят командные соревнования.

Есть еще один вид — это катание «четверок», когда на льду выступают две пары. Он популярен в Канаде и Америке, но соревнования в нем на международном уровне не проводятся.

8 вопросов о фигурном катании, которые не давали нам спокойно спать

Говорят, за последнее время интерес зрителей к фигурному катанию стал чуть ли не сильнее, чем к футболу или хоккею. А вместе с интересом появилось множество вопросов, ответы на которые иногда оказываются весьма неожиданными.

Некоторые секреты этого потрясающе красивого вида спорта.

1. Почему фигурное катание так называется?

До 1990 года, помимо соревнований в короткой и произвольной программах, фигуристы состязались в исполнении обязательных фигур на льду. Их также называли «обязательной программой», «школьными фигурами», «школой». Судьи оценивали мастерство спортсмена в вычерчивании на льду различных фигур («круг», «параграф», «петля» и другие), а оценка за «школу» когда-то составляла весомую часть итогового результата. Со временем удельный вес оценки снижали, и во многом под давлением телевидения эту часть программы отменили. Вот откуда фигурное катание получило свое название. А здесь можно посмотреть, как спортсмены соревновались в выполнении обязательной программы.

2. Какие элементы запрещено выполнять?

Все элементы фигурного катания строго регламентированы, и, конечно, фигуристы не стремятся исполнять на льду опасные трюки. Но были и исключения.

Так, на Олимпийских играх в 1998 году в Нагано французская фигуристка Сурия Бонали исполнила запрещенное правилами сальто назад. Выглядело это довольно эффектно и пугающе, а выполнила этот элемент фигуристка скорее в качестве протеста: в начале своей программы она упала и, понимая, что шансов на медали у нее нет, таким образом попыталась добавить своему выступлению эффектности. И у нее это получилось!

Помимо сальто в фигурном катании также запрещены:

прыжки навстречу партнеру; каскады из 4 и более прыжков; вращательные движения, когда партнер вращает партнершу в воздухе вокруг себя, держа ее за руку или за ногу; лежание на льду и длительное и/ или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы; некоторые другие элементы.

3. Зачем фигуристки натягивают колготки на коньки?

Это не совсем колготки, а скорее лосины, изготовленные из эластичного спандекса. Обычно подобным образом их натягивают только женщины. Как оказалось, для этого у них имеется несколько причин:

Основная причина — защита коньков от повреждений. Дело в том, что за сезон фигуристы стараются износить максимум одну пару коньков (и разнашивать их — удовольствие так себе), а такие чехлы-колготки сохраняют опрятный вид главного инструмента фигуриста или скрывают уже истрепавшиеся коньки. Еще одна немаловажная причина — это защита от расшнуровывания. С чехлами-колготками вероятность такой оплошности сводится к нулю. Правда, в последнее время фигуристки закрепляют шнуровку специальным скотчем, так что и заметить его можно не сразу. И, наконец, некоторые фигуристки натягивают колготки поверх коньков для того, чтобы удлинить ноги. Им кажется, что коньки зрительно «рубят» ногу, а такой трюк помогает сгладить линии.

4. Откуда появились названия прыжков?

Большинство прыжков в фигурном катании называются по именам своих создателей. Сальхов, аксель, риттбергер и лутц были придуманы шведским фигуристом Ульрихом Сальховым, норвежским фигуристом Акселем Паульсеном, немецким фигуристом Вернером Риттбергером и австрийским фигуристом Алоисом Лутцем.

Только два прыжка имеют другую историю. Флип происходит от английского слова flip — «щелчок», который слышится во время исполнения данного прыжка. А вот прыжок тулуп не имеет никакого отношения к одежде. Его название образовано от двух английских слов: toе — «носок», и loop — «петля». Другими словами, тулуп означает «петлю на носке».

5. Как у фигуристов не кружится голова от вращений и прыжков?

Кружится, но не так сильно, как у неподготовленного человека. За годы тренировок вестибулярный аппарат фигуриста привыкает к высоким нагрузкам, что позволяет ему исполнять многократные вращения, прыжки и дорожки шагов во время одной программы. Российский тренер Алексей Мишин вместе с инженерами создал специальный аппарат для тренировки вестибулярного аппарата: крутящийся блин с мотором, который позволяет учиться держать равновесие и подготавливает к прыжкам на льду.

6. Какие прыжки самые трудные в исполнении?

Спортсмены испытывают колоссальные перегрузки во время исполнения прыжков: даже больше, чем при полете в космос. В мужском одиночном катании на сегодняшний день уже активно идет битва четверных прыжков, за чистое исполнение которых можно получить самые высокие оценки. Так, американец Нэтан Чен первым в истории выполнил 6 четверных прыжков в одной программе. Мужчины исполняют все виды четверных прыжков, кроме акселя.

Среди девушек четверные прыжки еще не стали нормой: первой среди женщин его исполнила японка Мики Андо (это был четверной сальхов), но настоящими королевами четверных на сегодняшний день являются две юниорки из России — Александра Трусова и Анна Щербакова. Пока сложно сказать, как скоро эти элементы станут обязательными для победы на взрослом уровне.

Отдельно стоит упомянуть тройной аксель — единственный прыжок, который исполняется с движения вперед, поэтому в нем не целое число оборотов. Так, в тройном акселе, по сути, три с половиной оборота, и именно по этой причине он довольно «дорого» стоит. Именно по этой же причине четверной аксель пока что так никому и не покорился. Большинство мужчин владеют тройным акселем, а вот у женщин за всю историю фигурного катания его прыгали лишь единицы. Среди действующих спортсменок этот прыжок умеют прыгать россиянка Елизавета Туктамышева и японка Рика Кихира.

7. Соревнуются мужчины, женщины и пары. Или это еще не все?

Не все. В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Последнее не включено в программу официальных соревнований, и по данному виду проводят отдельный чемпионат. Также в программу Олимпийских игр с 2014 года входят командные соревнования.

Есть еще один вид — это катание «четверок», когда на льду выступают две пары. Он популярен в Канаде и Америке, но соревнования в нем на международном уровне не проводятся.

8. Кто самый титулованный спортсмен в истории фигурного катания?

Если судить по количеству золотых медалей на Олимпийских играх, то расклад получается следующим:

В женском одиночном катании лидирует норвежка Соня Хени: она 3 раза подряд становилась олимпийской чемпионкой в далеких 1928, 1932, 1936 годах. Среди мужчин больше всего золотых медалей у шведа Йиллиса Графстрема, которому удалось за всю карьеру стать 3-кратным олимпийским чемпионом, а также выиграть серебряную медаль. Стоит отметить и успехи Евгения Плющенко, в чьей копилке 4 олимпийские медали: личное золото Турина и командное золото Сочи, а также 2 серебра. В танцах на льду безусловными лидерами по олимпийским медалям сегодня являются Тесса Вертью и Скотт Моир — 3-кратные олимпийские чемпионы (в 2010 году, в 2018 году в личном первенстве, в 2018-м — в командном). Еще одна рекордсменка — Ирина Роднина, которая вместе со своими партнерами Алексеем Улановым и Александром Зайцевым стала 3-кратной олимпийской чемпионкой в парном фигурном катании. Своеобразный рекорд принадлежит российским фигуристам, которые становились победителями во всех когда-либо существовавших дисциплинах в фигурном катании.

Тренер Алексей Мишин — о слагаемых победы у мужчин-одиночников

Приехавший на чемпионат мира в Финляндию без своих российских учеников в качестве наставника бронзовой медалистки сочинской Олимпиады итальянки Каролины Костнер знаменитый тренер АЛЕКСЕЙ МИШИН в беседе с ВАЛЕРИЕЙ МИРОНОВОЙ рассказал о современном идеале мужчины-одиночника и сделал свой прогноз относительно итогов субботнего мужского турнира в Хельсинки.

— Двукратный чемпион мира Хавьер Фернандес хорош был в короткой программе, как нигде и никогда. В этой связи вспомнились ваши слова о том, что «один “лишний” прыжок красоту победит». Испанец доказал, что при прочих равных красоту победить невозможно…

— Красота в фигурном катании, безусловно, важна. Но, говоря о том, что прыжок красоту победит, я имел в виду итог соревнований в целом. В короткой программе каждый фигурист имеет право сделать максимум два четверных прыжка. А в произвольной их количество не ограничено и сложность контента приобретает особую значимость.

Ученик Алексея Мишина Евгений Плющенко завершил спортивную карьеру

По итогам короткой программы, например, канадец Патрик Чан, который считается эталоном фигурного катания, стал только третьим. А ведь он считается идеальным исполнителем шагов, да и вообще хорошо обращается с коньками. Вот посмотрим произвольные программы, и я буду рад, если победит идеальный фигурист, которому удастся соблюсти равновесие, как раньше говорили, между грацией и силой, а в нашем случае — между техникой и представлением программы.

Но мы рассматриваем сейчас уровень спортсменов выдающихся. А если спустимся на разряд ниже, то увидим, простите, «голимую правду»: если у тебя есть один тройной аксель или четверной прыжок, а у соперника нет, то он тебе проиграет заведомо. Исключения есть и наверху. Например, американец Джейсон Браун. Интересный фигурист, уже сколотивший себе моральное, скажем так, состояние, находится в элите, не имея в своем техническом арсенале сложных прыжков. Но в массе лишний четверной красоту побеждает. И дело не только в правилах, которые со времени Игр 2010 года в Ванкувере не изменились. Там, напомню, вовсе не надо было исполнять четверные прыжки для того, чтобы победить. Но сейчас они опять нужны как воздух.

Читайте также:  В каком возрасте ставят брекеты

— Допустим, обладатель необыкновенной стати Фернандес исполнит в своей произвольной столько же качественных четверных прыжков, сколько китаец Цзинь Боян или обладатель полуметровых ножек японец Сёма Уно. Кто победит?

— Если одинаковое, то Фернандес. Никто не говорит, что стать не важна. Более того, небольшое отставание в технике и преимущество в красоте приведет к победе именно красоты.

— Как в короткой программе, где победил Фернандес, вторым стал Сёма Уно, а третьим — Патрик Чан?

— Но, если вывести за скобки исключения, дух современного фигурного катания все равно заключен в формулу «побеждает лишний четверной».

— Ошибка на выезде со второго четверного прыжка и впрямь отбросила олимпийского чемпиона японца Юдзуру Ханью аж на пятое место, несмотря на всю его потрясающую элегантность.

Евгения Тарасова и Владимир Морозов завоевали бронзу на чемпионате мира-2017

— Кстати, я бы не сказал, что Ханью артистичен. Наше традиционное представление о красоте подразумевает отточенные позы, движения по канонам Агриппины Вагановой, музыкальность, четкое попадание движений в музыкальный ритм. Ханью другой. Он не старается попадать движениями в ритм. И, демонстрируя поражающие сознание гибкость и пластику, не владеет ничем из того, к чему нас приучили каноны и традиции русского и мирового балета. Ханью напоминает пантеру, которая никогда не посещала класс и понятия не имеет о том, что такое батман тандю и пор де бра. Зато Фернандес вписывается в классическое понимание балетного искусства очень четко.

— Вы долго консультировали испанца и, вероятно, хорошо его изучили. Европу он выиграл в отсутствие конкуренции с огромным количеством ошибок. Здесь, когда конкуренция зашкаливает, Фернандес преобразился. На ваш взгляд, это свойство психики — собираться в экстремальной ситуации и выдавать максимум?

— Дождемся произвольной. Я в Хавьера верю. Он и прыгает-то не по-американски, хотя много лет тренируется у канадца Брайана Орсера. Но его технический потенциал ограничен двумя разновидностями четверных прыжков. Тогда как, например, у Сёмы Уно, Цзинь Бояна и Нейтана Чена — по четыре. И если божественно танцующий испанские танцы Фернандес встанет рядом с тоже по-своему замечательным Сёмой Уно, который сделает на два четверных прыжка больше, прибавив к сальхову и тулупу испанца еще риттбергер с флипом, то Хавьеру несдобровать.

— За кем, по-вашему, будет преимущество в итоге?

— Я бы хотел, чтобы выиграл Фернандес. Потому что его произвольная программа отточена и, я бы сказал, четко структурирована. Поделена на рубрики, как книга. Юдзуру Ханью тоже хорош, но эта пантера чересчур эмоциональна. Я не помню ни одного соревнования, которое бы японец прошел безукоризненно. Цзинь Боян — надежная китайская машина. Сделает и четверной лутц, и сальхов с тулупом. Изящный и своеобразный, он, однако, не обладает реноме высокого артиста, которое давно заработал Патрик Чан. Ведь что такое фигурное катание? Это не обращенное к зрителю махание руками, а взаимоотношение конька со льдом. И в этом аспекте равных Чану нет. Нейтан Чен? Его время подходит, но он еще не является образцом спортсмена, которому можно ставить максимальные компоненты. Люди привыкнут к тому, что и он хорош тоже. Это как к еде люди привыкают: итальянцы считают самым вкусным блюдом спагетти, русские — картошку, французы — салат, хотя все эти разновидности хороши.

Почему российские фигуристы-одиночники остались в тени сильнейших

Вот и мы в своем сообществе сейчас пытаемся выработать каноны, чтобы по ним определять, какое же из «блюд» самое «вкусное». На Играх в Ванкувере самыми «вкусными» были связки, передвижения, а сейчас тот же Патрик Чан, можно сказать, через кровь учит вторую разновидность четверного прыжка — сальхов — и уже прыгает его достаточно стабильно. Мне нравится он не только как фигурист, но и как человек. Любопытное, кстати, наблюдение: далеко не все звезды-фигуристки вызывают чисто человеческую симпатию. В мужском одиночном катании ситуация иная: сердца всех топовых фигуристов открыты окружающему миру. Ханью, когда меня видит, никогда не пройдет мимо. Обязательно подойдет и поздоровается.

— Какие перспективы у двух наших парней?

— Михаил Коляда наряду с четверным тулупом теоретически делает и сальхов, и лутц. Но справится ли он с тремя четверными — большой вопрос и многоточие. Было бы, конечно, хорошо. На отточенной короткой программе, которую он довольно долго уже катает с одним четверным, можно, конечно, получить оценки, близкие к максимальным. Но без двух прыжков в короткой и трех — в произвольной далеко нынче не уедешь. Максим Ковтун владеет двумя четверными, но ему опять навредила репутация «закидонщика». В короткой он практически сделал второй четверной, но почему-то упал. Каролина Костнер, с которой я сейчас работаю, несмотря на 30-летний возраст, двигательно и координационно по-прежнему совершенна. Ковтун — молодой, физически крепкий, похудел и способен, считаю, на многое. Как минимум на то, чтобы разучить еще один четырехоборотный прыжок.

— Что происходит с вашей ученицей чемпионкой мира 2015 года Елизаветой Туктамышевой?

— Если бы я знал, то стал бы великим тренером.

Участие Загитовой в шоу обернулось следственной проверкой. В чем подозревают ее начальство?

Статья опубликована в газете под заголовком: «Участие Загитовой в шоу обернулось скандалом»

Что произошло?

Вчера стало известно о начале следственной проверки в отношении одного из руководителей «Хрустального» Эдуарда Аксенова — начальника Этери Тутберидзе и ее тренерской группы. История длится с января, но только сейчас стала достоянием широкой общественности. На новогодних каникулах с размахом прошло шоу «Спящая красавица — Легенда двух королевств», главную роль в котором исполнила Алина Загитова. Шоу получило госсубсидию от «Росконцерта», подведомственного Министерству культуры. Этот факт вынудил организаторов публиковать часть контрактов на сайте госзакупок.

Публикация от Navka Show (@navka_show) 1 Мар 2020 в 1:11 PST

В начале января в сети появились скриншоты некоторых из них. Оказалось, что Росконцерт в лице генерального директора Андрея Малышева заключил договор с Эдуардом Аксеновым на оказание услуг «в качестве артиста», Аксенов предстал в роли ИП. Схема для ледовых шоу обычная — как правило, фигуристы именно так и подписывают контракты, это самая простая и выгодная с точки зрения налогообложения схема. Татьяна Навка получила за свою роль 6,6 миллиона рублей, Петр Чернышов — 2,8 миллиона, актеры массовки — около 187 тысяч рублей.

Аксенов получил больше всех — 8,1 миллиона. При этом Алина Загитова, будучи главной звездой — 0. Странно, не правда ли?

Все написано на этой бумаге.

В чем обвиняют замначальника «Хрустального»?

И спустя два месяца в отношении Аксенова начата следственная проверка. Информацию подтвердили «СЭ» в «Самбо-70», материалы находятся в Следственном управлении по Юго-Западному округу. Аксенова обвиняют в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями (статьи 159 и 285 Уголовного кодекса РФ). Разумеется, Аксенов на льду не появлялся и в шоу не выступал, а его появление в контракте, вероятно, связано с несовершеннолетием фигуристки из «Хрустального» — Алины Загитовой.

— В каждой организации по-разному составляются договора, есть разные схемы, 12-14-летние фигуристы выступают многие годы, и на моей памяти никаких сложностей не было. Юридически это решается очень легко, прозрачно и так, чтобы всем было удобно. Всегда в «Хрустальном» была профессиональная команда, они работают на высоком уровне. Надеюсь, что ситуация разрешится, разрулится, и ни у кого не будет сложностей, — сказал «СЭ» знаменитый продюсер Ари Закарян.

Действительно, в схеме, при которой контракт подписывает представитель Загитовой, которым может быть Аксенов, ничего особенного нет. Да и все равно впоследствии доля от гонорара оказывается у тренеров — как правило, порядка 30 процентов, это обычная практика в российском фигурном катании. Но здесь важна точность формулировок — а «участие в роли артиста» не появлявшегося на льду человека открывает следственным органам пространство для действий. Тем удивительнее, что в такую ситуацию попал Эдуард Аксенов — на редкость профессиональный менеджер, который всегда шел навстречу и помогал журналистам.

Глава «Самбо-70»: Это личное дело Аксенова

Фактом проверки, по нашей информации, не очень довольны и в «Самбо-70», в чью структуру входит «Хрустальный». Руководитель центра Ренат Лайшев в разговоре с корреспондентом «СЭ» был дипломатичен, но намекнул на автономию отделения фигурного катания.

— У меня нет никаких вопросов или недовольства в отношении Эдуарда Михайловича, — сказал Лайшев. — Как сотрудник «Самбо-70» он отлично выполняет свои трудовые обязанности. Что касается организации ледовых шоу — это его личное дело как индивидуального предпринимателя. Фигурное катание — это особый мир, который порой близко граничит с шоу-бизнесом. В частности, ледовые шоу — это серьезная индустрия, которая давно сформировалась и успешно функционирует по всему миру. Мы как государственное учреждение занимаемся исключительно спортивной подготовкой и, должен заметить, делаем это хорошо.

Этери Георгиевна Тутберидзе — гениальный тренер, Эдуард Михайлович — талантливый организатор, менеджер. Но, повторюсь, к вопросу участия воспитанниц «Самбо-70» в различных ледовых шоу мы не имеем никакого отношения. Этот вопрос лучше адресовать в Федерацию фигурного катания на коньках.

Как стало известно «СЭ» от сотрудников «Самбо-70», группа Тутберидзе и «Хрустальный» давно действуют автономно от руководства школы. Центр благодарен за прославление «Самбо-70» в мире, создает условия и «не лезет» в дела фигурного катания. Но теперь, возможно, Аксенову придется объясниться перед своим официальным руководством.

Сам Аксенов на вопросы «СЭ» отвечать не стал. «Не комментирую», — сказал замначальника «Хрустального» в ответ на вопрос о том, ведется ли следственная проверка. Росконцерт на запрос «СЭ» не ответил.

18 мая Загитовой исполнится 18 лет, и вопросы по договорам в будущем должны отпасть. Но темп производства на фабрике звезд Тутберидзе таков, что разрешение ситуации необходимо — еще не одна несовершеннолетняя фигуристка пройдет через шоу, и вполне возможно, они будут с государственным участием и привлекут внимание контролирующих органов.

Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter

Добавить комментарий