9 открытий, которые я сделала, поработав в детском приюте

Воспитатель из детского дома честно рассказала о своей работе

Издание «Изнанка» опубликовало интервью с воспитателем, которая проработала в детском доме много лет.

«Работница детского дома» — так в интервью названа воспитатель, согласившаяся ответить на вопросы издания. Традиционно воспитателей детских домов принято считать причиной всех бед, происходящих с воспитанниками этих учреждений. Однако женщина убеждена, что главная проблема — это система.

Именно система заваливает педагогов бумажками и отчетами, именно система не дает возможности построить человеческие отношения с детьми (например, если к воспитателю приходят за советом подростки, она должна отправить их к психологу, а не помогать самостоятельно).

О том, что происходит за закрытыми дверями детдомов, какими бывают дети и что делают или не делают воспитатели, в статье рассказано с предельной откровенностью. Chips Journal публикует материал с сокращениями.

— Почему решили посвятить жизнь работе с детьми?

— Изначально, с самого детства, я хотела работать с трудными подростками. Именно с трудными. Для этого с малых лет пыталась попасть в детскую комнату милиции (тогда ещё милиции). Попасть на работу, а не вообще попасть. Но чтобы туда пробраться, надо было приложить очень много усилий, и я решила действовать через детский дом (ДД). И задержалась там на 10 лет.

— Дети какого возраста находятся в вашем детском доме? Есть ли какие-то особенности или это обычные дети?

— За десять лет я сменила три детских дома. В первом дети были с трех до восемнадцати лет. Во втором — с трех до пятнадцати, а в последнем ДД — с шести до двадцати трех (после армии многие не могут устроиться в жизни, поэтому возвращаются в ДД). Особенностей у 90% детей очень много, в основном психологические, психические. Физических не так много, но случаи были. Если брать в целом 10 лет работы, то с физическими особенностями было человек 20. Это не такой большой процент. Но много физических особенностей выливаются из психических. Т.е. основа «проблем» именно в психике.

— Чаще всего в детских домах дети — сироты или те, родителей которых лишили родительских прав?

— В большинстве своем дети, у которых есть родители, лишенные прав. Если родители живут недалеко или в самом городе, то на выходные дети ходят к ним по заявлению. Сирот не так много. Наверное, если брать 100 детей, то сирот — 10, может даже меньше. Есть сироты, от которых изначально отказались. Таких вообще мало, т.к. обычно малышей в доме малютки разбирают до четырех лет, а к нам попадает очень мало. Но они есть.

— Чаще родители сами в детский дом отдают детей или органы опеки забирают?

— Скорее, органы опеки. Там происходит такой процесс: ты пьешь, например, а соседи это знают, позвонили в органы, спустя время приходят за ребенком. Ребенка помещают в реабилитационный центр, в это время (2-3 месяца) родители «одумываются», а если не одумываются, то в ДД отправляют ребенка уже органы опеки.

— Как детский дом влияет на характер детей?

— Если ребенок попал изначально в ДД и не знает семьи, но при этом попал в ДД в нормальную группу с адекватными воспитателями, то в обычной жизни не отличишь его от детдомовского. Если ребенок попал в 5-7 лет, то психика ломается, они становятся хитрыми, умеют адаптироваться под любые обстоятельства, но при этом многие остаются хорошими людьми в будущем (опять же при условии, что попали в нормальный ДД с нормальными воспитателями).

— Поднимали ли вы руку на подопечных?

— Это нельзя. Но было. Конкретно у меня было, что парень пришел в три часа ночи оооочень пьяный и решил, что можно бы и сексом заняться с воспитателем (со мной), пришлось обороняться. Ещё был случай, когда ребята пришли опять же пьяные, и один из них курил в вестибюле под камерами, я выбила сигарету из руки, а потом навели хай, приехала полиция, все дела. Но всё было нормально потом.

А вот как показывают в СМИ, было тоже, но не у меня. Я наоборот защищаю детей. Но очень нередко приходилось слышать необоснованный ор в сторону детей и рукоприкладство. Из-за этого были проблемы у меня с начальством, потому что «ты не имеешь право лезть в воспитательный процесс более опытных коллег — они больше знают».

— Правда ли, что в некоторых детских домах детей заставляют делать некоторые незаконные вещи? Воровать, продавать наркотики?

— Это делают старшаки. Заставляют мелких сиги стрелять и деньги. А воруют практически все. И заставлять не нужно.

— Правдив ли тезис о том, что из-за хорошего обеспечения в ДД выпускникам потом тяжело в жизни? Они не привыкли добиваться, всё всегда попадает к ним само по факту сиротства.

— Правдив на 100%. Как бы ты ни бился с ними, как бы ни любил — они всё равно оказываются в тюрьме и подобных учреждениях. Не все, но большинство. В зависимости от того, кто во сколько лет попал в ДД и как изначально воспитывался в семье. Да и ДД есть разные. В моем ДД — чернь, там все уголовники, а в соседнем — многие сумели адаптироваться. И это зависит от директора и того, как он поставит работу.

— В чем обычно проблема трудных детей? Болезнь, трудная жизнь или что-то еще?

— Скорее всего, в том, что они попадают в ДД. В тяжелых жизненных ситуациях многие живут, болеют тоже многие, но я не знаю, чтобы такие дети поголовно были плохими. Скорее, когда они попадают в ДД, то заводят дружбу с, так сказать, отбросами и пошло-поехало. Многие приходили нормальными, а выходили курящими-бухающими.

— За вашу практику сколько воспитанников после детского дома достигли кое-какого успеха?

— Именно за мою — не знаю. Ну, у девочки семья, муж, трое детей, и всё хорошо. Это считается? А так — кто продавцом работает, кто на автомойке. Но деньги-то имеют. И сами по себе средние такие обыватели — типа хорошо, что не в тюрьме. В основном похвастаться могут только тем, что семьи есть и работа, которая обеспечивает относительно нормальную жизнь. Но это уже успех.

— По каким статьям УК РФ ваши воспитанники чаще всего оказываются в тюрьме? Воровство, грабежи или что-то серьёзней?

— В основном воровство (машины со штрафстоянок угоняют и перепродают) и, конечно, всякие миксы продают, закладчиками подрабатывают, в магазинах воруют. И дерутся. Есть насильники, но это редко.

— Что бы вы изменили в современном устройстве ДД? Не жалеете ли о выбранной профессии?

— О выборе профессии я не жалею абсолютно. Жалею о том, что в этой профессии ничего нельзя изменить, если ты не революционер или Макаренко (советский педагог). В детях не разочарована, помимо жести там много хорошего, за некоторых гордость не в плане достижений, а в плане их позиции жизненной и в том, что они в тех условиях не сломались. А вот в плане воспитателей, в плане системы — всё устарело «тыщу» лет назад. Никто из старшего поколения не понимает молодых воспитателей. Ощущение, что ты работаешь в тюрьме строгого режима, но только этот строгий режим для воспитателей, а не для воспитанников. Очень много несостыковок. Например, ты что-то сделал для ребенка, он рад, а так нельзя, ибо тебе потом капец, а ребенку говорится, что этот воспитатель неправ.

9 открытий, которые я сделала, поработав в детском приюте

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Дорогой читатель AdМe.ru, перед вами статья о воспитании детей, написанная не психологом, не многодетной мамой, не даже учителем — ее написал человек, которому пришлось стать всеми тремя одновременно, чтобы именоваться воспитателем приюта для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. А еще по совместительству аниматором, постановщиком танцев, косоплетом, а также сценаристом, актером и даже экскурсоводом.

За время работы там я многое поняла и осознала, а кое-что стало для меня настоящим открытием, как, например то, что:

  1. Жалость — худшее чувство, которое можно испытывать к человеку, тем более к ребенку-сироте.

Когда вы слышите словосочетание «жалкий человек», каким вы себе его представляете? Наверное, это интересный, в чем-то талантливый ребятенок, полный сил и надежд на светлое будущее? Что-то не вяжется, верно? Так вот, жалеют жалких людей, а всем остальным сочувствуют, сопереживают и помогают делом, а не словом.

Открытие № 1 произошло, когда я познакомилась с этими детьми поближе. Я осознала, что даже самые младшие из них сильнее меня. Каждый из них, попадая в детдом или центр социально-психологической реабилитации (которые пришли на замену приютам), пережил нечто такое, что может быть не под силу не только домашнему ребенку, но и взрослому.

Будучи студенткой педагогического ВУЗа, на третьем курсе я проходила лагерную практику. Среди прочих оздоровительных учреждений был лагерь «Чайка», принадлежавший детскому интернату, и я по воле случая попала именно туда.
Ехать к детям-сиротам было немного тревожно, волнительно, больше из-за того, что все, кто об этом узнавали, будто в сговоре, твердили одно и то же: «Ой, это же бедные сиротки, тебе их будет жалко, будешь плакать, глядя на них».

И знаете что? Мне их не было жалко. Совсем. Они сильные, смелые, остроумные, веселые и жизнерадостные, как может появиться желание их жалеть? Нет, однозначно только восхищаться и радоваться их успехам!

  1. Дети в 2-3 года могут есть, одеваться и даже пытаться заправлять постель самостоятельно.

После такого замечательного опыта я ни капли не сомневалась, соглашаться ли на работу в похожем заведении, когда подвернулась такая возможность. После института я устроилась воспитателем в областной приют для детей.

В основном я работала с возрастной группой от 6 до 12, но один месяц мне пришлось побыть с ясельными малышами, и это был первый месяц моей работы вообще. Напомню, что своего опыта, то есть собственных детей, у меня не было. Поэтому я думала, что это в порядке вещей, когда дети такие самостоятельные.

Открытие № 2 настигло меня в другую смену, когда я в холле школы ждала, пока моя ребятня переобуется и разбежится по классам. Я наблюдала такую картину: стоит мальчик лет 12, довольно высокий и крепкий, а его мама подтягивает ему штанишки. Мама. Штанишки. Подтягивает. Я стояла и вспоминала, как моя красавица — басистая цыганочка двух лет от роду — одергивала мою руку, когда я ей пыталась пуговички помочь застегнуть на платье: ей стыдно, видите ли, было. А ему, наверное, нет.

  1. В паре ребенок-взрослый кто-то обязательно будет манипулировать другим.

И чем младше ребенок, тем лучше у него это получается. А знаете, почему? Потому что старший лишний раз подумает, а не причинит ли он неудобство взрослому своим поведением, ну или он просто воспитанный и не будет специально издеваться. Малыши таких нюансов еще просто не понимают, поэтому у меня и произошел случай, который стал открытием № 3. Первый рабочий день в приюте для меня закончился слезами и нервным тиком.

Читайте также:  8 способов стать счастливее для тех, у кого есть всего 10 минут в день

Я просто не справилась с десятью ангелочками, которые как только поняли, что я очень добрая тетя и из меня можно веревки вить, превратили шесть часов работы в ад. Апогеем стал тихий час. Эти маленькие бесстыдники ходили на головах, скакали по кроватям и хитро смеялись, так как почувствовали мою слабость. Помните про жалость? Вот я шла на смену, жалея их, так как они мне казались такими беззащитными и безобидными, а зря. В общем, надо уяснить, либо ты начальник, либо подчиненный, иначе никак.

  1. Командному тону лучше научиться до того, как настанет момент, когда он понадобится.

Это еще одно воспоминание, связанное именно с малышами. Спросите, как мне удалось преодолеть все трудности и доработать месяц в любви и согласии с любимыми монстриками ягнятками? Ответ: открытие № 4 — командный тон. Только не путайте с гневными или раздраженными криками на ребенка. Они только о бессилии взрослого говорят и ничем не помогут. А вот командный тон — это сила. Смотрите прямо в глаза, говорите медленно, не слишком громко и главное — низким голосом. Это на тот самый крайний случай, когда чувствуете, что вами хотят манипулировать.

  1. Первое, что нужно дать ребенку, когда у него поднялась температура — просто попить воды.

Однажды на вечернем обходе медсестры обнаружилось, что у нескольких детей незначительно поднялась температура. Для некоторых из них это было реальное начало простуды, а вот остальным хватило попить воды, чтобы остудиться, и температура спала до нормальных пределов. Открытие № 5 дало понять, что горячий лоб и отсутствие других симптомов плохого самочувствия может свидетельствовать о банальном перегреве, обезвоживании. Не зря врачи советуют обильное питье во время большинства болезней, ну не зря же!

  1. Больше всего дети ценят объятия, поцелуи и время на разговоры с ними по душам, а не дорогие вещи, поездки, еду и прочее.

Детские дома и аналогичные заведения содержатся на государственные деньги, но, как правило, имеют не одного спонсора. Поэтому у этих ребятишек хорошая одежда, много игрушек, пятиразовое питание и много вкусняшек по праздникам, они часто ездят на выставки, мастер-классы, в театры и т. д. В общем, не всем домашним детям так повезло в этом плане, я вам скажу.

Только вот не это главное, совсем не это. Открытие № 6 не было какой-то конкретной ситуацией, просто поверьте, если ребенка волнует вопрос: «Кто сильнее: Человек-Паук или Черепашка-ниндзя?», надо серьезно подойти к ответу. Если он хочет обнять вас, а вы чем-то заняты, то надо обниматься.

  1. Авторитета можно лишиться, если говорить одно, а делать другое.

Я так никогда не делала и вам не советую. Потерять уважение подростка означает только одно — вы никогда не добьетесь от него того, чего хотите. Он не будет ни слышать вас, ни делиться чем-то важным и очень быстро найдет того, кому можно доверять.

  1. Без ежедневных подвижных игр на свежем воздухе вы получите трудного капризного ребенка.

В приютах не бывает «легких» детей, они там все трудные — крученые, верченые, капризные, балованые и т. д. и т. п. Может, когда один-два, еще можно потерпеть, но когда у тебя 12 пацанов от 6 до 12 лет начинают нудиться, можно просто в один момент перестать контролировать ситуацию — и жди беды.

Если была плохая погода, и мы не шли гулять, меня всегда спасала фраза «А ну, кто из вас больше отожмется?» или «Интересно, кто у нас в группе самый сильный?» После 30 минут отжиманий, приседаний и всякого прочего мои сорванцы куда охотнее соглашались почитать тихонько книжечку. С девчонками в этом плане спасали танцы, вот чем-чем, а этим они были готовы заниматься весь день.

  1. Генетика — сильная вещь, но сильнее ее может оказаться количество внимания и правильный подход к воспитанию.

Когда я работала с девочками средней группы, то есть от 6 до 12 лет, к нам однажды попала девчонка-ураган. Волосы у нее были подстрижены под мальчика, впереди не было зуба, да и в целом на девочку она мало была похожа. Просто оторва, по-другому не скажешь, она сводила с ума и детей и взрослых, а самой было лет 6 всего.

В ее глазах был дикий огонь, и подвижные игры несильно помогали, если честно. Конечно, она со временем обтесалась немного, но все равно тогда все говорили — генетика, мол, ничего не поделаешь: хулиганкой родилась, хулиганкой и останется. А потом через какое-то время ее забрали в приемную семью. И примерно через год на одном из утренников эта девочка выступала в качестве гостьи. Я не узнала ее сразу.

Это же был другой человек. Скромная, спокойная, опрятная и вежливая маленькая мисс, которая старательно рассказывала стихотворение. Такие перевоплощения случались и в наших стенах, просто для самых особенных детей нужно чуточку больше времени и внимания, которые в условиях сменяющихся три раза в день воспитателей, увы, не всегда были возможны.

Играть с детьми, показывать им фокусы, заплетать косички, выслушивать их проблемы, решать их конфликты — все это была моя работа, хотя в должностной инструкции такого не написано. Там было о том, что я должна с ними делать уроки, следить за их здоровьем и вообще выполнять календарный план.

Воспитание ребенка процесс куда более значительный, чем зарабатывание денег. Если у вас есть время на работу, но нет времени на все эти важные мелочи, значит, найдите силы признаться себе в том, что вы просто кормилец.

Накормленные, хорошо одетые и посещающие различные секции дети могут быть и в детских домах. Не забывайте своим дать самое главное — любовь, заботу и внимание.

«Мама, забери меня домой! Как живут дети в детском социальном приюте

К сожалению, не все отцы и матери выполняют родительские обязанности должным образом, заботятся о здоровье, физическом, психическом, духовном развитии своих детей. Поэтому в ряде случаев, как это ни прискорбно, отобрание детей у родителей – действительно необходимая мера.

Дети из таких семей попадают в социальный приют на время, пока не будет решена их судьба. КВо всей республике действует система социально-педагогических центров. Их главная задача – оказание комплексной социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную ситуацию. Одно из подразделений центра – социальный приют, предназначенный для временного проживания детей в возрасте от 3 до 18 лет. Дети находятся в приюте до 6 месяцев и обладают статусом детей, находящихся без попечения родителей. По истечении данного срока по решению специальной комиссии детей могут ввернуть в семью при условии, что родители исправились и угрозы жизни и здоровью ребенка больше нет. В противном случае их могут направить в опекунские или приемные семьи, детские дома семейного типа. Или, что сейчас уже случается реже, – детские дома и интернаты.

В приют дети попадают по различным причинам, рассказала «АиФ» и.о. директора социально-педагогического центра Советского района г. Минска Наталья ВОРОБЕЙ.

Чаще всего туда направляют детей из неблагополучных семей, чьи родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни и не хотят заниматься их воспитанием. Некоторых из детей находят на улице или запертыми одних в квартире. В таких случаях сотрудники милиции составляют акт и доставляют детей в приют. Третий вариант – отмена опеки. Например, бабушка с дедушкой по каким-либо причинам не могут осуществлять уход за ребенком. Таким образом, он остается в приюте до решения вопроса о его дальнейшем устройстве.

Кроме всего прочего, дети могут оказаться в приюте по заявлению родителей. Например, мама больна, и ей необходимо длительное лечение в стационаре. В таком случае ребенка временно помещают в социальный приют, пока мать не закончит лечение.

Разлука с мамой – безусловно, стресс для ребенка.

– Дети любят своих родителей несмотря ни на что, – рассказывает Наталья Воробей.- Хотя в приюте у них есть все, чего они зачастую были лишены в семье: чистая постель, полноценное питание, игрушки, досуг. Но дети все равно ждут, что мама исправится, придет и заберет их домой. Ведь когда мама трезвая, она совсем другая: и приласкает, и поиграет, и позаботится.

4-летний Андрей и 7-летняя Катя Семеновы попадали в приют несколько раз. 27-летняя мать, придя в себя после алкогольного дурмана, забирала детей домой и честно пыталась стать на путь исправления: прекращала пить и возвращалась на работу. Но ее хватило ненадолго. Пьяная страсть к сожителю оказалась сильнее любви к собственным детям. В итоге женщину лишили родительских прав. По счастливому стечению обстоятельств в это же время семейная пара проходила в СПЦ обучение на курсах кандидатов в усыновители. Они посетили приют, где и познакомились с Катей и Андрюшей. Сначала супруги просто навещали детей в приюте, потом забирали к себе домой на выходные. Сотрудники центра понимали, что дети в восторге: надо было видеть их посветлевшие лица и сияющие радостью глаза. После долгого ожидания в канун Нового года, 31 декабря, все документы об усыновлении были на руках у новоиспеченных родителях – и счастливые дети уехали в новую семью.

Бывает, что ребенка могут изъять из семьи с антисанитарными условиями проживания. В этой истории все с точностью до наоборот – Семен попал в приют из-за того, что у мамы в квартире была почти стерильная чистота. Женщина постоянно боролась за чистоту, мыла руки до появления трещин. Она не водила ребенка в школу, так как боялась грязи и микробов. Кроме того, мама не работала – и ей не хватало денег на содержание ребенка. Длительное время специалисты СПЦ работали с женщиной. Она посещала занятия в клубе для родителей, устроилась на работу, регулярно навещала сына в приюте. И усилия оказались не напрасны. Все закончилось благополучно – Семен вернулся в родную семью.

До того как попасть в приют 14-летняя Кристина жила с мамой, потом с бабушкой. Девочка уже окончила здесь 9 классов и поступила в лицей. На вопрос о чем она мечтает, Кристина бодро ответила: «Хочу прыгнуть с парашютом!» Хотя на самом деле ее главная мечта – вернуться домой к маме.

– Хочу, чтобы у меня была настоящая семья… Чтобы она вообще была…- сказала девочка.

В приюте ее навещают бабушка и папа. Кристина общается с мамой только по телефону. Она, как и многие дети из приюта, ждет и верит, что мама придет за ней…

Приют – не тюрьма

Попадая в социальный приют, дети ведут себя по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то плачет, кто-то проявляет агрессию. У ребят постарше больше ресурсов, чтобы справиться со сложной жизненной ситуацией: они могут поговорить с психологом, воспитателем и другими специалистами, родными. А малыши просто видят, что мамы нет рядом. И переживают это острее.

Несомненно, психологически легче детям, которых навещают родители и родственники. Они готовы потерпеть…

Более сложная ситуация у ребят, родители которых продолжают пить и не навещают ребенка в приюте. Шансов вернуться домой у них крайне мало. Поэтому они переживают за свою дальнейшую жизнь: куда их отдадут, в какую семью, понравится им там или нет. А что будет, если придется отправиться в интернат?

Читайте также:  9 популярных женских стрижек, которые с головой выдают характер своих хозяек

В приюте свой режим жизни. Для полноценного развития детей из неблагополучных семей важна дисциплина, которой они были лишены дома. Утром школьники идут на занятия. Малыши, которые просыпаются позже, остаются в приюте и занимаются по программе детского сада. Потом у всех обед и тихий час. После полдника – свободное время. Дети читают, делают уроки, общаются и занимаются в спортивном зале. Кстати, время посещения здесь строго регламентировано – режим есть режим. Родные и близкие могут навещать детей в будние дни осенью и зимой с 17.00 до 19.00, летом – с 17.00 до 20.00, в выходные дни – с 10.00 до 12.00. Приют это не тюрьма, но дети не могут его покидать самовольно. Ребята из приюта так же интересно и с пользой проводят свободное время, как и их сверстники: ездят на экскурсии, ходят в кино, цирк, театр.

Здесь помогут

Говорят, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Этим принципом руководствуются и сотрудники СПЦ. Поэтому основная работа направлена на профилактику семейного неблагополучия и раннее его выявление.

Зачастую семьи в кризисных ситуациях пытаются справиться с проблемами своими силами, стараясь не выносить сор из избы. Но так поступают не все. Семьи часто сами обращаются за помощью. И здесь никому не откажут в поддержке и внимании. В этом направлении центр проводит совместную работу с детскими садами и школами, учреждениями здравоохранения, комиссией по делам несовершеннолетних, милицией и др. Кроме того, на базе центра работают клубы, готовые оказать помощь детям и родителям: «Моя кроха» (для детей от 1,5 до 3 лет и их родителей), «Ступеньки к школе» (для детей 5-6 лет), клуб для приемных родителей «Я и мой ребенок», клуб для родителей «Эффективный родитель», клуб для родителей, чьи дети находятся в приюте – « Я – родитель».

Ребенок может полноценно воспитываться только в семье. Поэтому главная задача сотрудников центра – сохранить семью для ребенка. Если же нет возможности возвращения в родную семью, сотрудники СПЦ ищут иные семейные формы устройства ребенка. Так, в 2013 году из 32 детей, находившихся в приюте, только один ребенок отправился в детский дом. Остальным ребятам удалось обеспечить проживание в семье.

Мои размышления о работе в детском доме / Из опыта работы в детском доме /

Курманова Светлана Сапашевна.

воспитатель ГУ «Детский дом «Үміт» г. Экибастуза

Директор — Абдрахманова Нагима Атаевна

Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом.

К. Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, – подчёркивал он, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Не секрет, что в детский дом попадают дети из неблагополучных семей, где не прививались никакие ценности, не соблюдались нравственные нормы. Почти у каждого из поступающих в детский дом детей изломана судьба. Дети детского дома – это особая категория детей. Воспитатель детского дома – это особая профессия.

Воспитание. Воспитатель. Воспитывать. Всё это очень знакомо до боли. Каким же должен быть воспитатель детского дома? Я думаю, что воспитатель детского дома – это особая категория педагогов. Ведь именно воспитатель посредством сердечного ума, такта, мудрости, жизненного и педагогического опыта способен восстановить равновесие в душе ребенка.

Воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Мы зовёмся воспитателями только формально. Дети-сироты обычно представляют своего воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, весёлое и неожиданное, и как мудреца, всё знающего и всё умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность своего воспитателя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства.

Словом, жестом, действием, молчанием педагог непрерывно влияет на всех воспитанников сразу и на каждого из них в отдельности. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко. «Не думайте, – говорил он, – что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение».

За четыре года работы в детском доме я сделала вывод: для ребёнка неважно, как я отношусь к другим детям, а важно, как я отношусь к нему. Ещё в годы учёбы я усвоила формулу: «Главное качество педагога- любить своих детей». Но, признаюсь откровенно, не сразу смогла я полюбить всех своих воспитанников! Разные они, и чувства вызывали неодинаковые. И тогда я решила заняться самовоспитанием — научиться , ко всем детям относиться объективно. Я стала видеть себя со стороны, глазами ребёнка, ставить вопросы: «Справедливо ли я поступила? Проявила ли терпимость? Я выработала для себя несколько правил, которые помогают мне работать с детьми». За каждым – личность. Творческая. Яркая индивидуальность. И просто человек – душевный, любящий детей, думающий о них, заботящий. Я люблю свой детский дом, в котором проработала уже более четырёх лет

Люблю свою работу, каждый день с удовольствием иду в детский дом. Бывают дома проблемы, а вошла в семью детского дома и как в омут с головой – плывёшь с ребятишками по реке добра, познания и радости. Быть воспитателем – значит быть самодостаточной женщиной. Ведь главное в женщине — материнство. А в детском доме по– матерински окружаешь заботой, лаской и вниманием сразу группу сорванцов, а в ответ получаешь новый позитива. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда юной, весёлой и энергичной. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребёнка, я делаю мир добрее. В наших руках – будущее детей, а значит- будущее Казахстана . Мне всегда интересно работать.

С первых дней педагогической деятельности, я всегда старалась завоевать авторитет, признание ребят, потому что только в этом случае можно говорить об успехах своего труда, который начинается с общения с ребятами, с первой искорки дружбы и взаимного доверия.

Работа воспитателя в детском доме предполагает индивидуальную работу. Педагог должен хорошо знать природу каждого ребёнка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Для воспитателя, на мой взгляд, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир, он всегда должен продумывать каждый свой шаг и каждый свой поступок, чтобы не причинить детям переживаний. А это значит, что передо мной, как воспитателем стоит очень сложная и тонкая задача – строить с каждым воспитанником такие отношения, которые создадут для ребёнка мотивацию к преодолению пробелов в его познаниях и умениях.

Моё педагогическое кредо: «Немало можно добиться строгостью, но больше всего знанием дела, любовью, и справедливостью, невзирая на лица».

Детей надо видеть, понимать, принимать такими, какие они есть, чтобы помочь им создать условия для саморазвивающейся личности. Главное в моей профессии – это любовь к детям. Если мы всегда будем любить их, несмотря ни на что, то мы сможем создать все возможные условия для раскрытия потенциальных возможностей наших воспитанников. Дети отражают любовь: если они получают её, они её возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно. Необходимо учиться выражать и передавать воспитаннику любовь вне зависимости от его состояния, образа мыслей, поведения…

Я считаю, что можно предложить некую «технологию отношений», которая, на мой взгляд, заключается в следующем:

  1. Прежде всего, необходимо понять, что они – дети, и поэтому ведут себя как дети.
  2. Принимать ребенка нужно таким, каков он есть на самом деле, со всеми его «плюсами» и «минусами».
  3. Необходимо более полно узнать ребенка.
  4. Нужно найти позитивное в ребенке, дать ему почувствовать Ваше уважение к нему.

Управлять детьми через любовь намного сложнее, чем просто построить их и вынудить кнутом или пряником выполнить поставленные перед ними на сегодня задачи. Любовь состояние постоянное и требующее ежеминутного подтверждения. Любовь к детям детского дома это не сюсюкание и не лобызание, это обоюдный труд, помогающий детям получать те навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни. Это создание «образа будущего», это умение прощать ошибки по сто раз в день и каждый раз давать ребёнку шанс начать сначала, подкорректировав или изменив правила сосуществования и сотрудничества…

Я стараюсь создать условия для самоутверждения моих воспитанников, создать благоприятный нравственно-психологический климат в группе, оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни. А ещё я стараюсь быть образцом для моих ребят. Ведь только такой воспитатель, сможет пробудить соответствующие духовно-нравственные процессы развития ребёнка, способствовать этим процессам, сумеет их корректировать. У такого педагога выше готовность постичь внутренний мир своих воспитанников, их интересы и потребности.

Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Вместе с детьми я работаю над собой, стараюсь изменить в себе то, что меня не устраивает. Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании, потому что без этого стремления невозможно стать профессионалом. Профессией педагога сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Учимся, приобретая накопленные другими поко-лениями знания, учимся жить среди людей, учимся быть добрыми и сострадательными. Учить других педагог начинает с себя. И здесь я не могу не согласиться с высказыванием К.Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться – в нём умирает учитель».

Сегодня, спустя несколько лет от начала педагогического пути в детском доме, я вижу, что на этом пути были радости и огорчения, взлёты и падения, успехи и неудачи. Но, несмотря ни что, я не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь, я не просто работаю воспитателем, я живу в своей профессии.

Мне приятно прийти на работу после выходного дня или отпуска, когда мои дети бегут навстречу с улыбками и объятиями, одни радуют своими успехами, другие огорчают, но каждый из них уверен, что в любое время он может обратиться ко мне за советом или попросить помощи. В такие минуты я понимаю, что мне доверяют, что я смогла растопить лёд в их сердцах, многому научить их и чему-то научиться у них. Но самое главное я смогла вселить в их израненные детские души надежду и уверенность, уверенность в том, что они не одни, о них кто-то думает и переживает.

Читайте также:  8 способов выманить у вас деньги, которые используют профессиональные попрошайки

Проблема детского сиротства с каждым днём становится всё более актуальной и болезненной темой для нашего общества. Дети, которые не воспитываются в семьях, не дополучают всего того, что крайне необходимо для гармоничного роста всесторонне развитой, духовной и морально устойчивой личности – родительского тепла, любви, ласки и доброты.

У каждого ребёнка-сироты собственная жизненная история, сложный асоциальный жизненный опыт (пьянство, наркомания, попрошайничество и т. п.), по разным причинам они потеряли родителей, близких, лишились семейного тепла. Вспоминая своё детство, мы всегда вспоминаем о маминых руках, бабушкиных сказках, пирогах. Это тёплые и радостные воспоминания. К сожалению, мои дети этого не видели, поэтому всё тепло, ласку, доброту должна им принести я.

Сегодняшнее время – время инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, которое появляется в процессе взаимопонимания. Я стараюсь отдать своим детям частичку души и тепла, которая им так необходима. И пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.

О моей работе в приюте для бездомных детей.

После моей а-ля визиточки Тем, кто стучится в друзья. многие заинтересовались моей работой в приюте, писали в комментах и в личку. Рассказываю!

Я работала в приюте «Алтуфьево» примерно 5 лет. Вела там уроки русского языка, литературы, ну… еще географию и ОБЖ, там так нужно было для продления договора с нашей школой, на базе которой проходила моя основная работа. Скажу сразу, что даже без особо крутых знаний географии и ОБЖ, я могла вести эти уроки просто на «ура», тк большинство деток не знали даже про материки. На это у них были разные причины.

Многие дети попадали в приют из-за банальных ссор с родителями. Просто брали свои шмотки и уезжали на первом же поезде. Попадали в наш приют на короткое время, нужное для передачи родителями разных документов.

Но были и те дети, которые стали свидетелями преступлений, такие дети шли у нас по программе защиты свидетелей, мы сами не знали их реальных имен.

А были и преступники… но чаще они оказывались в специальном корпусе.

Были дети наркоманов, алкоголиков, просто сбежавшие в поисках спасения. Таких в приюте большинство… увы.

Девочки, я вела по 4 урока 3 дня в неделю… вроде не так много, но уставала я так, будто весь день отпахала. Тяжело морально, тк не знаешь, чего ожидать. Перед каждым учебным днем я проходила инструктаж от нянечек и воспитателей, они рассказывали кто и как тут оказался, к чему мне нужно подготовиться. Был один случай, когда я попросила всех открыть атласы, чтобы начать что-то вещать про Австралию, но… увидела, что один парень до атласа даже не дотронулся. Я попросила его открыть, но на это он встал и прошипел, что еще одно слово и он убьет меня. Замечу, что в этот момент в классе не было охранника, что является грубейшим нарушением.

Но это был единственный случай в моей практике, тк больше с агрессией я лично не сталкивалась. Я очень хотела помочь этим детям. Именно поэтому я сразу забила на прохождение программы и сдачу реальных отчетов, моя «успешность» была только на бумаге. По факту достичь тех результатов, которые мы должны по прохождению программы, — нереально. Программа за 9 класс… хахаха. Там были дети, которые в свои 15 лет не умели читать. Какое там ГИА! Смешно. Но мое начальство это понимало, слава богам.

Я сразу начала работать только индивидуально. Часто мои уроки сводились к тому, что, придя к 7-8-9 классу, я приносила что-то по программе (для знающих), карточки на орфографию, а еще… прописи и азбуку. На уроке могло быть 5 человек, а могло быть 30! Я никогда не знала заранее, сколько у меня будет детей, и… каких детей.

Моей целью было дать им те знания, которые они могут принять, а еще была цель- просто рассмешить ребят))) Мы разбирали пунктуацию на анекдотах, например)))) Или я сочиняла предложения:

Вася сидит у окна и совершенно не интересуется уроком, видимо, Насте надо заняться его воспитанием!

До этого мы все дружно женили этого Васю и Настю, поэтому Вася мгновенно включился в урок)))

На уроках ОБЖ часто 2-3 ученика просто «конспектировали» учебник, тем самым учась банально выводить буквы, а с другими я занималась подготовкой к ГИА-ЕГЭ по русскому и литературе.

Был случай, когда я пришла уже беременная вести уроки, но дети об этом не знали))) В какой-то момент был упущен дисциплинарный вопрос, тк ребята повздорили еще на переменке, это всегда меня очень настораживало, тк гормоны плюс агрессия- тот еще коктейль. Охранника опять не было. Я сделала замечание раз, сделала два… и все! Слезы покатились ручьем))) Они еще о моих гормонах не знали, хахаха))) Взяла все учебники, тетрадки и пошла быстро на выход. Так дети побежали, извинялись… но я уже была почти в истерике, прям сильно расстроилась, ну… беременная, что вы хотите)))

Пришла на следующий день, а дети подготовили плакаты с извинениями, рисунки, один амбалище из 9 класса даже встал на колено, хахаха))))

Вспоминаю и сердце щемит… Скучаю по этой работе, хотя… это совсем и не работа для меня, сами видите.

Была там девочка инвалид. Ей мать в пьяном угаре отбила ноги дверцей шкафа. Девочка всегда рисовала для меня солнце и поле… и каждый раз называла меня мамой… просила забрать домой.

Был мальчик со СПИДом, его заразил отчим, дав уколоться.

Было много поломанных судеб… очень много. Я не могу писать об этом здесь, это слишком страшные истории, пост забанят мгновенно.

Но хочу сказать напоследок… У этих судеб все-таки детские глаза, а они должны смеяться! Так я решила, впервые придя вести уроки в приют «Алтуфьево». И так я буду вести там уроки, если когда-нибудь вернусь.

Многие дети сидят у меня в ВК, переписываемся. Однажды встретила одну девочку на улице, она шла домой со школы, увидела меня и побежала обнимать. Обе плакали, тк история, в которой была эта девочка, настолько дикая, что слов нет. Но она справилась.

Ох, мамочки. Берегите своих детей. Не всегда мы осознаем, какая на нас бешеная ответственность, и не всегда осознаем, «как наше слово отзовется».

Мое педагогическое кредо «Важные открытия»

Ирина Чуписова
Мое педагогическое кредо «Важные открытия»

МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО

«Важные открытия»

Начать нужно с того, что стать воспитателем я никогда не хотела, когда- то давно, еще в 5 классе мне хотелось быть учителем, но потом в своих мечтах я была военным человеком который спасает мир от зла, суперзвездой – любимицей публики, космонавтом – открывающим новые галактики, прошло время и в педагогический вуз я поступила не потому что хотела овладеть профессией, а для того чтобы доказать всем и себе конечно что я могу выучить и понять нелюбимый школьный предмет- русский язык, так я стала студенткой филологического факультета, на первом курсе случайно попала в детский лагерь в качестве вожатого, было сложно, но очень интересно, и здесь я почувствовала ответственность за тех людей, которых я вела за собой, оказалось, что я многое могу и многому могу научить, именно в лагере я сделала первое открытие в своей педагогической практике, что с помощью игры можно сделать всё – познакомиться, подружиться, развить различные способности, решить конфликтную ситуацию! по окончанию института я с уверенностью и желанием пошла работать в детский оздоровительный центр педагогом-организатором. Знакомство с новыми людьми, с их опытом, помогли мне решать непростые педагогические ситуации.

Второе открытиея сделала после рождения своего сына: оказалось, что играть детей нужно учить, причем четко оговаривая все тонкости и подтверждать личным примером, что показать новую игрушку и дать ребенку в руки не достаточно, кстати, вложить в ручки погремушку и то не всегда легко, да конечно это все может прозвучать глупо, что как такой человек получил высшее педагогическое образование, еще и работал с детьми, не зная элементарного, но лекции, семинары, статьи в журналах и книги, это одно, это то я знала, но пропустить все через себя и убедиться в этом на личном опыте – другое. Именно на данном этапе своего педагогическогоопыта я познакомилась с методиками раннего развития: Глена Домана, Марии Монтессори, Николая Зайцева, воодушевилась и принялась за дело.

Еще одно открытие, которое я считаю, стало жизнеопределяющим, объединяющим все предыдущие моменты – моя работа в детском саду, раньше я не задумывалась что это за люди, каковы особенности их профессии, помимо того, что это работа с детьми. Попав в стены детского сада, я поняла,самое главное-это терпение: сколько же его нужно, чтобы перенести все слезы, уговорить, отвлечь ребенка в адаптационный период, а затем в группах постарше – вести ребенка в мир нового и интересного, ну и еще один важный аспект, это конечно общение с родителями. И вот именно здесь появляется очень важное качество – образованность человека, который работает с детьми. Согласитесь, приятно, когда воспитатель грамотно подскажет как решить ту или иную проблему, проконсультирует тебя как психолог мягко и неназойливо, при всем это чистой русской речью – это момент над которым мне приходиться работать постоянно, ведь сколько людей, столько характеров и мнений. Еще нужно искать много всего, чтобы совершать открытия и наблюдать за ними ежедневно, ведь здорово, когда ребенок все время молчит, и вдруг тебе удается найти способ, который открывает умение громко и четко произносить слова, когда дети помогают тебе открыть новые качества личности в себе, или, когда твоя профессия заставляет тебе все время выискивать новую информацию, превращая теорию в практику.

Детки как маленькие семена, которые в землю садит садовник – воспитатель. Он поливает их своей заботой и любовью, оберегает первые всходы, прикрывая их лаской и пониманием, от холодов; оберегает, честностью и справедливостью, чтобы не сломали порывистые ветры; каждый день удобряет интересом к новым знаниям и умениям; помогает приобрести яркость и краску расцветающему цветку, раскрыв особенности ребенка.

Каждый день после своего рождения ребенок совершает важные открытия, расширяя границы мира, сегодня я как младенец познаю новый для себя мир, мир дошкольного образования, пусть я не открою новую землю, или новый химический элемент, зато мне под силу открыть новые способности ребенка и помочь ему стать сильной, самодостаточной личностью. Как? Играя! Но, а, в жизни всегда есть место для открытия!

Меня уволили: ( После двух недель работы директор сообщила, что я не могу быть воспитателем у них в садике. и я ушла. хотела остаться, чтобы только для.

Почему я воспитатель? Недавно я встретила свою давнюю знакомую. Она начала расспрашивать про мою жизнь и когда я сказала, что работаю воспитателем в детском саду,.

Добавить комментарий