Адаптация ребенка к детскому саду: как снизить нагрузку на маленький организм

Адаптация детского организма к переменам

Поход в первый класс всегда связан для ребенка со стрессом адаптации. Ее можно разделить на физиологическую и психологическую. Эти процессы могут проходить довольно тяжело для детей, особенно если родители их к этому не подготовили. В школе меняется нагрузка, добавляются не только новые задания, но и совершенно другой режим жизни. В возрасте 7-8 лет у детей наблюдается пик двигательной активности. Усидеть на одном месте тяжело, но приходится учится концентрироваться. Изменение режима, увеличение нагрузок может неблагоприятно сказаться на здоровье малыша. Для того чтобы адаптация прошла успешно и с минимальными последствиями для ребенка, родителям необходимо подготовить его к школе заранее.

Процесс адаптации

Адаптация — нормальный процесс для человека. Это приспособление организма к изменению условий. На это требуется определенное время, и тут все зависит от ситуации. Когда ребенок идет в детский сад или школу, переходит в другую школу, он переживает комплексную адаптацию. Здесь подразумевается, что он подстраивается под новые условия и психологически, и физически. Этот процесс не самый простой и сопряжен со следующими проблемами:

  • стрессы;
  • возможное падение иммунитета;
  • расстройство сна, кошмары;
  • снижение концентрации;
  • депрессивные состояния.

Негативные последствия адаптации могут быть очень разными. Детей нужно подготовить к этому стрессу, помогать им в процессе. Обычно адаптация длится от 2 недель до 2 месяцев. Все зависит от уровня физической и психологической готовности.

Привыкание к новому режиму жизни в школе проходит проще у тех малышей, которые посещали садик. К распорядку дня они привыкли – теперь остается лишь адаптироваться к совершенно новым условиям. В том числе к постоянному общению со сверстниками. Если же первоклассник провел все детство дома с родными, ему будет гораздо тяжелее пережить отрыв от привычной среды.

Стресс у ребенка

Представьте себе ситуацию: малыш 6 или 7 лет живет своей привычной жизнью. Дома мама или бабушка с дедушкой, которые готовы помочь, все сделать за него. Тут его редко ругают, а если и ругают, то любя. Игры, занятия, игрушки, телевизор и мультики доступны ему почти в любое время. Даже вставать он привык в 9-10 утра. Домашняя еда, гастрономические привычки – бабушка будет вытаскивать лук из супа и резать огурцы так, как ребенку нравится.

И вдруг в один день меняется вся его жизнь:

  • вставать нужно в 7 утра;
  • в школе все незнакомое;
  • учитель может поругать его за поведение, нерешенную задачу;
  • вокруг дети, которые не будут так же терпеливы, как родители;
  • еда самая обычная, из школьной столовой;
  • нужно все делать самому, а помогать ребенку никто не стремится;
  • уроки, нагрузки, задания на дом.

В этой ситуации малыш испытывает сильный стресс. Он совершенно не привык к такой жизни, она ему незнакома. Организм реагирует очень просто: все силы идут на защиту психики. Необходимо держать себя в руках, учиться, подчиняться новым правилам. Однако наши защитные силы не бесконечны – однажды происходит эффект «последней капли».

Больше справляться со стрессом малыш не может, а психическая и физическая защита исчерпана. Начинаются болезни, нервы, ребенок резко срывается на плач. Сон становится очень тревожным, начинается детская бессонница. И это лишь начало списка возможных проблем.

Это неизбежно?

Такие ситуации не так редки, как кажется. Родителям необходимо помнить о том, что адаптация к школе будет в любом случае. От них зависит, подготовлен малыш к изменениям в жизни или нет. Не его вина, если не готов. Детей нужно готовить к походу в школу, и тогда адаптационный период будет длиться недолго, пройдет не так остро. Хорошей подготовкой будет детский сад, общение с другими малышами, творческая нагрузка, физические упражнения.

Причем тут физиология?

Если вам кажется, что адаптация – процесс психологический, то это лишь наполовину правда. Физиологическая адаптация бывает очень тяжелой. А последствия уже знакомые: болезни, утомляемость, раздражительность, плохой сон. Согласитесь, это сильно навредит учебе.

Причем же тут физиология? Чем активнее ребенок, тем больше ему нужно двигаться. Энергия накапливается внутри – ей нужен выход. Все было бы гораздо проще, если бы весь класс просто пустили на школьную площадку. Так дети скоро подружились бы, несколько часов проведя за активными играми. Но дело обстоит иначе: минимум 30 минут нужно сидеть на уроке сосредоточенно. Это сложнее, чем кажется взрослому.

Мама и папа могут по 4-5 часов просидеть на стуле за рабочий день. Им уже тяжело понять эту потребность в движении. Но многим детям совершенно невыносима такая ситуация. Они крутятся, мешая другим, смеются, разговаривают. Чем активнее малыш, тем сложнее ему концентрироваться. Мудрый учитель понимает суть проблемы и старается облегчить детям эту ситуацию. Не самый мудрый кричит и ругается, пугая детей.

Режим дня

Режим — важный физиологический фактор. Ребенок младшего школьного возраста должен спать не меньше 10 часов за ночь и желательно еще 1 час днем после школы. Если резко снизить это время до 7-8 часов, то бороться со стрессами и проблемами будет заметно тяжелее. Ребенок постоянно усталый, сонный – тут уже не до уроков или даже небольших нагрузок.

Психофизиологическая нагрузка

Уроки и задания сильно меняют привычную жизнь малыша. Здесь на детей уже возлагается ответственность в плане оценок, образования. Родители могут помочь, но учиться за ребенка они точно не смогут. Малыш чувствует это изменение, но не всегда готов принять его. Давление от ощущения ответственности, необходимости самому решать свои проблемы приобретает вполне физиологические проявления. Тут проявляются новые черты характера: сильная раздражительность, агрессивность. Это защитные механизмы психики пытаются уберечь малыша от стресса.

Три периода адаптации

Физиологическая адаптация к школе делится на 3 возможных типовых периода:

  1. Длится 2-3 недели. Это очень острый период. Тут не обойдется без стресса, расстройства сна и поведения. Ребенок еще активно сопротивляется новым правилам жизни.
  2. Далее наступает компромиссный период. Бороться со школой невозможно: следующие 10-11 лет придется провести здесь. Постепенно малыш это осознает, и его организм вырабатывает механизмы приспособления. Например, уже не так сложно вставать утром, удается держать концентрацию дольше.
  3. Снижается напряжение, происходит привыкание организма на физиологическом уровне. Школа входит в привычку.

Кому-то на все это потребуется 1 месяц, а кто-то будет привыкать всю первую четверть. При нормальном уровне развития максимум к концу первой четверти у детей происходит полная адаптация.

Как помочь ребенку приспособиться?

Заметьте, что адаптироваться физиологически бывает проще, чем психологически. Подготовку нужно начать с лета перед школой – тогда у вас будет достаточно времени привыкнуть. Тут родителям нужно подключиться к процессу.

Начать с подготовку с лета

Начать нужно с лета, постоянно подготавливая детей к тому, что вставать придется раньше. Нельзя снижать время сна – его нужно передвигать. Если раньше, например, ребенок шел спать в 22:00, а вставал в 9:00 или даже в 10:00, то просто урезать часы сна будет неправильным. Передвиньте время отхода ко сну на 21:00.

При этом необходимо добавить физическую нагрузку. Летом в деревне или на море все и так хорошо. Малыш целый день на воздухе, много двигается, бегает, плавает. Так он устает к вечеру и быстрее засыпает. Не давайте ему проводить лето сидя перед телевизором или только за играми. Нужно больше прогулок на свежем воздухе, занятия спортом:

  • велосипед;
  • ролики;
  • занятия на спортивной площадке.

Все это просто и нравится многим детям.

Проконсультируйтесь у врача – возможно, он выпишет ребенку витамины для поддержания иммунитета и нервной системы. Разработайте новый режим питания. Обдумайте сразу ситуацию с едой: как, когда, чем будет питаться ребенок в школе? Там предлагают обеды или нужно носить с собой бутерброды, фрукты, сок? Физиологическая адаптация организма проходит проще, если у него достаточно сил. А сил достаточно, если человек правильно питается.

Поговорить о школе

Вы должны быть готовы отвечать на разные вопросы ребенка о школе. Не нужно рисовать ему это место каким-то сказочно интересным. Реальный рассказ поможет ему подготовиться морально. Обязательно объясните, что на уроках нужно будет сидеть спокойно, слушать учителя.

Можно ввести небольшие пробные занятия. Например, заняться чтением, письмом, рисованием. Пусть ситуация будет приближена к школьной. Рассчитывайте на 30-40 минут урока в день. Многие родители жалеют детей летом, позволяя делать все, что тем хочется. Но в период перед первым классом это не самое лучшее решение. Пусть у малыша будет достаточно времени на игры, отдых, общение, но не забывайте и про подготовку.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация завершилась успешно? Если малыш «смирился», стал менее активным, больше времени проводит в комнате, то это еще не говорит об успешной адаптации. Часто наоборот — он еще глубже ушел в свою проблему. У успешной адаптации есть свои отличительные особенности:

  1. Школьник высыпается за ночь. Утренний подъем доставляет минимальный дискомфорт и вскоре становится привычным.
  2. Нормальное поведение в школе.
  3. Школьник контролирует свои действия, слова, концентрируется. Еще один признак успешной адаптации — успехи на уроках.
  4. Удовлетворенность процессом обучения.
  5. Хватает сил на выполнение домашнего задания, отдых и игры.

Если все так и первоклассник остается активным и бодрым, значит, адаптация подошла к концу.

Родителям на заметку

Состояние ребенка в первую очередь будет зависеть от родителей. Конечно, нужно быть терпеливыми, помогать, участвовать в процессе обучения. Не ругайте детей за ошибки или невнимательность. Все это – часть процесса привыкания. Нужно правильно организовать день ребенка, чтобы у него были силы на учебу.

Кроме того, будьте готовы к непредвиденным ситуациям. Например, адаптации после каникул, перехода в другую школу. Тут все повторяется, а могут возникнуть и новые проблемы.

Адаптация после летних каникул

Будьте готовы к тому, что после каникул у ребенка начнется небольшой адаптационный период. Чем старше школьник, тем этот период короче. Его уже тянет в школу, там друзья, привычная атмосфера. А вот с маленькими детьми 8-10 лет все не так.

После лета малыши жалуются на боли в руках и спине. Начинаются уроки – нужно сидеть прямо, постоянно писать. Руки и пальцы отвыкают. Так что лучше всего на каникулах тренироваться. Пишите с ним небольшие диктанты, рисуйте. Предложите школьнику вести дневник, каждый день записывать что-то интересное. Так он не отвыкнет от письма, хотя и снизит нагрузку на руку.

Первый месяц посвятите отдыху. Дайте маленькому школьнику наиграться, погулять. Потом постепенно вводите занятия:

Это не даст ему полностью выбиться из режима. Лучше поддерживать режим, но упростить его. Так переход от летних каникул к школе будет проще.

Переход в другую школу: повторная адаптация

Физиологическая адаптация, сопряженная с новым стрессом, может начаться снова. Новая школа – новые люди и отношение к ученику. Это всегда сильный эмоциональный стресс, приводящий к физиологическим последствиям. Школьник может жаловаться на усталость, чаще болеть. Уже забытый стресс от первой адаптации вернется.

К сожалению, часто смена школы происходит вынужденно. Все физиологические проявления — реакция организма на стресс. Адаптация у детей к новой школе бывает затяжной. Конечно, у общительных детей, которые легко завязывают дружеские контакты, все происходит проще. Нашел друзей, познакомился — и вот уже новая школа перестает быть такой незнакомой и пугающей.

Будет адаптация простой или сложной, затянется на несколько месяцев или пройдет за пару недель — в любом случае это естественный процесс. Такова реакция организма на изменение ситуации, условий жизни. Без адаптации привыкания к школе не произойдет. Но будьте бдительны, отслеживайте состояние вашего ребенка. Если адаптация затягивается на несколько месяцев, при этом ребенок слишком часто болеет, подавлен, испытывает повышенную тревожность, вам следует посетить детского психолога.

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

Юлия Бауэр
Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

КАК ОБЛЕГЧИТЬ АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.

Не менее важным фактором для адаптации является частое нахождение в детском коллективе. Малыши должны научиться взаимодействовать между собой в процессе игры, общих занятий. Отличным местом, где создадут все условия для такой ситуации, является школа раннего развития. Ребёнок сможет не только научиться чему-то новому, но и привыкнуть находиться в коллективе. Заодно можно будет понаблюдать как он (она) будет общаться со сверстниками и, при необходимости объяснить как нужно правильно себя вести. В каждом детском саду установлен режим дня. Это очень важно для правильной организации учебно-воспитательного процесса. Необходимо заранее узнать распорядок дня и придерживаться его в повседневной жизни, чтобы помочь ребёнку к нему привыкнуть.

Как может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

Читайте также:  9 детских мультфильмов, от которых поседеет любой взрослый

Известны случаи, когда малыши, посещавшие вначале детский сад с удовольствием,неожиданно для родителей начинали демонстрировать свое нежелание туда ходить: они с большим трудом вставали по утрам с постели, сопровождая свой подъем слезами, не хотели одеваться, выполнять любые гигиенические процедуры, а при расставании устраивали истерики.Подобная ситуация должна подтолкнуть родителей к размышлениям: чем обусловлено подобное поведение, выяснить у воспитателей, меняется ли поведение ребенка после вашего ухода (не редко отмечают, что дети моментально успокаиваются, как только мама или папа исчезают за дверью, понаблюдать, как складывается у него общение со сверстниками. Подобное положение дел (а точнее столкновение с первыми трудностями) можно списать также на адаптацию – ребенок в этот момент начинает осознавать, что в детском саду он будет не только весело проводить время, но ему придется следовать определенным правилам, прикладывать усилия, чтобы расположить к себе детей, выполнять чьи-то просьбы. Также многие воспитатели вначале, когда ребенок только еще привыкает к новым условиям, стараются всячески смягчить, сгладить для него некоторые моменты, как можно меньше с него требовать, кроме того сам малыш не желает выходить за рамки дозволенного, так как еще не совсем освоился. Но после того как у чада прибавляется смелости, и правила для него по завершению адаптации начинают действовать в полную силу, малыш вдруг знакомится с первыми запретами, которые его очень расстраивают, отсюда разочарования, неудовлетворенность жизнью в детском саду.

Не удивляйтесь тому, что буквально с первых дней пребывания в незнакомом детском коллективе, малыш будет болеть чаще обычного.И это вполне объяснимо: на общее самочувствие влияет отрыв от родителей, изменения в режиме дня, взаимодействие с другими детьми и их микрофлорой, встреча с незнакомыми бактериями, вирусами. Таким образом, снижение устойчивости к инфекционным заболеваниям у малышей, не что иное, как вполне естественный момент в адаптации, благоприятствующий «тренировке» и укреплению иммунитета. Поэтому отбросьте любые тревожные мысли о том,что: воспитатели «недосмотрели», «оставили детей на сквозняке», «по группе гуляют инфекции», и поэтому ребенок подозрительно часто болеет. Общее ухудшение самочувствия также может свидетельствовать о перегрузке в физическом и психологическом плане, пребывании в стрессе. Можно сказать, что малыш находится в «пограничном состоянии», между здоровьем и болезнью, то есть в ближайшие дни он или, в самом деле, заболеет (если стресс будет ярко выражен, или ничего не произойдет (если родители постараются максимально облегчить стресс).

При этом дошкольное учреждение – наиболее подходящее место, где можно переболеть различными разовыми болезнями (в их числе краснуха и ветряная оспа, ведь эти недуги именно в детском возрасте легко переносятся и «закаляют» иммунитет на всю жизнь.

Рекомендации для родителей

– приучать приход ребенка в детский сад постепенно

ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях

– следует окружить ребенка заботой и вниманием

– в детский сад ребенку можно давать любимую игрушку

– проявлять терпимость к его капризам

– расставаться с ребенком по приходу в детский сад быстро

– каждый день, забрав ребенка с детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне

– режим дня детского сада, соблюдать в домашних условиях.

В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.

Консультация для родителей «Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду» Сегодня речь пойдет о том,как облегчить привыкание ребенка к детскому саду. Конечно же это зависит от многих факторов,но мы разберем все.

Консультация «Как происходит адаптация ребенка к детскому саду?» Детский сад – это место со своими правилами, порядками и огромным количеством малышей. Здесь невозможно заранее предугадать реакцию малыша.

Адаптация ребенка к детскому саду. Как ускорить привыкание Начать посещать дошкольное учреждение довольно таки непросто детям всех возрастов. Период адаптации к детскому саду проходит каждый малыш.

Консультация «Как облегчить период привыкания к детскому саду» Принимая во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду», был сделан.

Как подготовить ребенка к детскому саду? Вашему малышу уже 1,5 года? Вы планируете отдавать его в детский сад? Тогда мои советы могут помочь вам подготовить ребенка к садику так,.

Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду» Принимая во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду», был сделан.

Консультация для родителей «Готов ли ребенок к школе? Как облегчить адаптацию» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?» Школа — это всего лишь ступень жизни, но от того, каким на нее встанет ваш.

Консультация для родителей «Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду» Консультация для родителей “Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду”. Елена Владимирова. Детский сад — новый период в жизни ребенка.

Консультация для родителей «Как облегчить адаптацию в первой младшей группе» Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна. Утренние истерики перед сборами в садик-признаки тяжелой адаптации ребенка.

Консультация «Как облегчить адаптацию в детском саду» Мы идем в детский сад! Или как облегчить адаптацию! Адаптация (от лат. – приспособлять) – привыкание к новой обстановке, в широком смысле.

Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей

Ваш малыш подрастает. Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?

Много рекомендаций и советов специалистов можно найти в интернете и литературе. Благодаря многолетнему опыту работы с родителями и детьми в процессе адаптации к детскому саду, хочу поделиться самыми распространенными заблуждениями и ошибками не только родителей, но и работников дошкольного образования.

1. «Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает» (Еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли. »)
Я всегда – «против» яслей (Ясли – группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей. Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития – первая ступень социализации малыша.

2. «Исполнилось 3 года, значит надо идти в сад на полный день».
Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки. Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3, 5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания. Какова последовательность прибавления нагрузок в саду? Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние! Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.

3. «В детский сад надо идти в сентябре месяце»
Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:
– дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание
– эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца
– на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, – создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам
– трудно проснуться утром, утренняя вялость
– осенью дети часто болеют простудными заболеваниями

4. «Адаптация к саду проходит 1-2 недели»
Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

5. «Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»
Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации – это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.

6. «В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»
Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих. Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.

Читайте также:  В WhatsApp появится функция отмены для отправленных сообщений

7. «Об исчезнувшей маме»
Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»
Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!».

4 правила для быстрой адаптации к детскому саду

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие. Психолог Интересного детского сада Павел Тарунтаев рассказывает, как всей семье пережить период адаптации к саду.

Будьте готовы отпустить своего ребёнка и предоставить ему новый уровень самостоятельности. Сложности с адаптацией бывают из-за нежелания или страха родителей отпустить ребёнка от себя. Взрослым надо осознать, что детский сад — это совсем не страшно. Ребёнку важно научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.

В моей практике часто встречаются случаи, когда родители подсознательно саботируют процесс адаптации. К счастью, в большинстве случаев удаётся разрешить все их страхи и тревоги.

1. Начинайте привыкание до того, как ребёнок начнёт ходить в сад

Когда до начала посещения садика ещё есть время, начинайте жить по его режиму. Так ребёнку будет гораздо проще привыкнуть к детскому саду. На этапе привыкания придерживайтесь нового режима и в выходные.

К нам в садик ходит одна девочка, которая в самом начале очень много плакала и до обеда была в плохом настроении. Как выяснилось, она поздно ложилась и не высыпалась. Когда режим выправился, девочка с удовольствием и без всяких проблем адаптировалась. Теперь у родителей другие проблемы — как её из сада забрать.

Заранее рассказывайте, как здорово в садике, как много там всего интересного. Играйте в детский сад, используя любимые игрушки ребёнка. Это будет подогревать его интерес.

Если есть возможность, посещайте разные дополнительные занятия в том садике, в который планируете пойти. Ребёнок начнёт привыкать к обстановке, научится действовать самостоятельно и будет потихоньку отпускать родителей.

Такие занятия в детских садах, как правило, проводит психолог. Он поможет разработать индивидуальный план привыкания к саду. И к тому же ребёнку гораздо проще прийти в туда, где его будет ждать человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. На таких занятиях у вас обязательно будет возможность очень ненавязчиво познакомиться с воспитателями и детьми, с которыми ребёнок будет вместе в одной группе.

2. Знакомьтесь с детским садом правильно

Если вы не ходите ни на какие занятия, то всё равно познакомьте ребёнка с воспитателем и детьми до первого дня в садике. Это уберёт страх неопределенности. Ведь идти туда, где уже был, намного спокойнее.

Родителям тоже надо наладить контакт с воспитателями. Если ребёнок увидит, что вы хорошо с ними общаетесь, доверяете им, ему будет гораздо легче и самому начать доверять.

3. Первые недели в саду

В самый первый день постарайтесь оставаться спокойными, дети хорошо чувствуют родительскую тревогу. Настраивайтесь на радостное событие.

Время в саду нужно увеличивать постепенно. Самая общая схема может выглядеть примерно так:

1-2 неделя — ребёнок остается до обеда;

2-3 неделя — ребёнок остается на сон;

3-4 неделя — ребёнок остается на полный день.

В зависимости от особенностей ребёнка, весь процесс может либо ускориться, либо, наоборот, замедлиться.

В первое время с ребёнком должен оставаться кто-то из близких. Адаптация и постепенное отделение от «своего» взрослого — это очень тонкий, индивидуальный процесс. Здесь нет готовых схем.

Как можно быстрее обозначьте границы: помещение группы — это территория детей и воспитателей. Родители могут находиться в раздевалке, и первое время ребёнок может выходить к ним столько, сколько ему нужно. Он постепенно будет включаться во всё, что происходит в группе. Некоторые дети легко отпускают родителей в первый же день, а другие неделю держат близкого взрослого в раздевалке сада.

Когда оставляете ребёнка в саду, называйте точное время своего возвращения. Часто родители и воспитатели стараются чем-то увлечь ребёнка, а потом незаметно уйти. Внезапное исчезновение близкого взрослого — сильный стресс, который вызывает общую тревожность. Поэтому заранее обсуждайте свой уход и говорите, что будете делать (поедете по делам, на работу, в магазин). И постарайтесь ни в коем случае не опаздывать.

Будьте готовы к слезам при расставании. Слезы при расставании — это нормально, и практически все дети через это проходят. Когда нахождение в группе ещё не стало привычным, дети выражают слезами грусть от ухода родителей.

Не затягивайте прощание и с самого первого дня придумайте свой ритуал

Например, целуйте, обнимайте, говорите, когда придёте, машите рукой и уходите. Если ребёнок капризничает, избегайте критики, угроз и шантажа, будьте спокойны. Взрослые тоже испытывают дискомфорт от нового коллектива на работе или во время переезда. Просто мы научились контролировать свои эмоции, а дети выражают их слезами.

Слёзы при расставании могут быть очень долго — месяц или больше. Самым важным показателем будет то, как после вашего ухода ребёнок чувствует себя в группе. Хорошо, когда такие моменты отслеживает воспитатель. И если ваш ребёнок через 15 минут уже весело играет, значит процесс привыкания идет как надо.

Постарайтесь первые один-два месяца ходить в сад постоянно. Если посещать его через раз, давать ребёнку время «на отдых», то адаптация будет идти тяжелее и медленнее. Конечно, это не касается моментов, когда ребёнок заболел.

4.Как правильно забирать из детского сада

Обязательно хвалите ребёнка за то, что он стал взрослым и ходит в садик. Интересуйтесь, как прошёл день. Рассказывайте о своих делах. Вы будете знать настроение ребёнка и продемонстрируете, как изменился его социальный статус. У него теперь тоже есть свои «дела». Акцентируйте внимание на положительных и интересных моментах в саду.

Будьте готовы к капризам, пониженной или повышенной активности. Это нормально, ребёнок сильно устаёт от привыкания к новому распорядку жизни. Сейчас могут обостриться некоторые поведенческие особенности, или появиться несвойственные ему реакции. Не волнуйтесь, со временем всё стабилизируется.

В первые один-два месяца снизьте нагрузку на нервную систему: сократите походы в театр, цирк, кино и гости. Обеспечьте ребёнку максимально спокойную и стабильную обстановку, сейчас у него и так уходит много сил.

Думайте о том, как много хорошего вы делаете для него. Даже если вы не хотели отдавать ребёнка в сад, но жизнь изменила ваши планы. Ищите хорошие моменты. Детский сад позволяет детям стать более самостоятельными и независимыми.

Адаптация ребенка к детскому саду

“. Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек –
не может стать настоящим воспитателем, и сред этих качеств
на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребёнка.”

“Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей
протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей
нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации
могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы.
Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку
к этому ответственному в жизни ребёнка событию следует начинать заблаговременно”.

Адаптация – от лат. “приспособляю” – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которыми вступают в контакт дети. Поступление ребёнка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. От того насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в детский сад.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать “открытым” по всем вопросам развития и воспитания.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:

1– 6 дней – лёгкая адаптация;
6– 32 дней – адаптапция средней тяжести;
от 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация.

При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1– 2 недели. Речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
Читайте также:  8 психологических особенностей, которые мешают вам разбогатеть

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Несформированность элементарных культурно– гигиенических навыков.
  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Памятка для родителей

“Критические моменты вызывающие трудности адаптации к детскому саду”

Наиболее критические моменты, которые вызывают трудности адаптации к детскому саду можно выделить следующие:

– Ранний утренний подъём. Для малышей, жизнь которых до похода в детский сад регламентировалась мало и слабо, пробуждение в 7.30 утра бывает очень жестоким стрессом адаптации. Поэтому в течение пары недель перед первыми визитами в детский сад вставайте раньше, привыкая к новому утреннему режиму. Будите ребёнка в детский сад заранее, раньше на 10– 20 минут, чтобы он мог понежиться в постели и постепенно перейти от сна к бодрствованию.

– Обед без мамы. Большие трудности в адаптации к детскому саду связаны с кормлением детей. Некоторым детям не нравится еда, приготовленная в детском саду, некоторые– просто отказываются есть без мамы.

– Дневной сон. В целях адаптации ребёнка к детскому саду постарайтесь приурочить дневной сон ребёнка к этому времени. Если ребёнок засыпает с любимой игрушкой, можно в первое время приносить её в детский сад. Для сна в детском саду можно выбрать забавную пижаму, которую приятно будет одевать ребёнку.

– Пребывание в детском саду целый день. Обычно первую. Неделю ребёнок посещает детский сад до сна, на второй неделе – остаётся на период до полдника, после месяца – может остаться на полный день. Но все эти нормы сугубо индивидуальны. Если адаптация ребёнка проходит с большим трудом, то забирать ребёнка нужно пораньше. Если ребёнка из сада Вы забираете позже, то старайтесь делать это не последним. Дети очень травматично переживают, если они остаются последними в группе и родителей долго нет.

– Привыкание к режиму. В целях адаптации узнайте режим дня в детском саду и детской группы конкретно для вашего ребёнка. За месяц– полтора начните вводить этот режим в вашей семье, постепенно приближая его к детсадовскому. В дошкольном возрасте ребёнку важно спать до 10 часов ночью и 2– 2,5 часа днём. Поэтому спать ребёнка нужно укладывать уже 9 часов вечера.

– Общение с незнакомыми детьми. В современных семьях, часто с одним ребёнком, малыш бывает выключен из системы отношений с другими детьми. Часто контакты с другими детьми организованы общением на детской площадке, в поликлинике, в гостях. Поэтому плохо умеют общаться с другими маленькими детьми. Необходимо понаблюдать за общением своего ребёнка с другими людьми. Если он интроверт, то легко заводит контакты и общение с другими, адаптация в этом случае пройдёт несколько полегче. Если же ребёнок – интроверт, стеснительный или замкнутый, излишне послушный, то трудности могут быть при общении с детьми активными, агрессивными или эмоциональными.

– Общение с воспитателем. Воспитатель – очень значимая фигура в процессе адаптации ребёнка к детскому саду. Его опыт, умение ладить с детьми и понимать психологическое состояние ребёнка играют иногда ключевую роль в адаптации. Поэтому, по возможности, нужно выбрать воспитателя и познакомиться с ним заранее. Рассказать педагогу об индивидуальных особенностях ребёнка, его страхах и интересах. Необходимо обсуждать с воспитателем каждый день адаптации.

Рекомендации для родителей “Первый раз – в детский сад”

– Научите ребёнка навыкам самообслуживания: есть одеваться, пользоваться носовым платком.

– Не рассказывайте о своих тревогах в присутствии малыша.

– Заранее ознакомьтесь с режимом детского сада и придерживайтесь его и в выходные дни.

– Не перегружайте ребёнка посещением общественных организаций, кружков, спектаклей, а также интеллектуальными занятиями дома.

– Одевайте по сезону. Одежда и обувь не должны создавать трудностей для ребёнка (не шнурки, а липучки, не пуговицы, а кнопки).

– Рассказывайте о цели и пользе посещения детского сада (напоить цветы, уложить спать кукол, поиграть с зайчиком).

– Оставляйте игрушечный телефон, по которому воспитатель при ребёнке будет сообщать о его успехах.

– Не давайте дорогие игрушки и не спрашивайте строго за их сохранность.

– Каждое утро проверяйте содержимое в кармане ребёнка, не допускайте наличия острых и колющих предметов: кнопок, скрепок, монет и т. д.

– При встрече с воспитателем рассказывайте о состоянии здоровья и настроении ребёнка.

– Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.

– Ребёнок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксалиновой мазью.

– Расширяйте “социальный горизонт” ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к другим детям.

Если окажется, что у ребёнка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад.

Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду

Главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

  • позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • даёт возможность пережить массу эмоций.

Игра “Полянка настроения”

Цель: Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Оборудование: плетёные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.

Используя плетёную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, мы создадим полянку настроения. Обычно ребёнок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребёнка и при его участии происходит превращение: вместо скучной салфетки появляется “красота”. Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.

Игра “Что нам подскажут пальчики”

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, камушек.

Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетёной коробочке вы найдёте природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребёнок с нетерпением ждёт новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

Упражнение “Дышим животиком”

Обычно это упражнение делают лёжа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывёт по мне.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Игра “Наливаем, выливаем, сравниваем”

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с тёплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер– сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в неё познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. И поиграть с ними: например взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую и др. После выполнения каждого задания ребёнок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребёнка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Адаптация ребенка к детскому саду: как снизить нагрузку на маленький организм

Большинство молодых родителей озадачены вопросом о том, как адаптировать малыша к детскому саду без ущерба для его здоровья. И правда, этот вопрос как никогда актуален в детсадовском возрасте, ведь именно сейчас малыш из семейного гнездышка, где ему было так уютно в окружении родителей и близких, войдет в совершенно другой мирок, где его будут окружать пока еще незнакомые люди: воспитатели, сверстники. И порой, слишком резкая смена обстановки может нанести колоссальный вред психике ребенка. Специалисты уверены, что адаптационный период должен проходить постепенно и начинать подготовку к садику следует заблаговременно.

Содержание статьи:

Правильная подготовка к садику

  • 1. Первым делом, начинать подготовку стоит с режима дня Вашего малыша. Не секрет, что дети живут в садике по особому режиму, и чем быстрее ребенок сможет под него подстроиться, тем легче ему будет. Режим питания, дневной сон, распределение времени на прогулку и игры – все должно соответствовать временным рамкам детского сада. Если Вы сможете подкорректировать режим дня, то, несомненно, поспособствуете более легкой адаптации организма ребенка.
  • 2. Самостоятельность – важная черта каждого ребенка в детском саду. Чтобы не вызывать недовольства у воспитателей и смешком со стороны сверстников, необходимо научить ребенка одеваться самостоятельно, кушать ложечкой и умываться.
  • 3. Общение со сверстниками. Нужно больше гулять и контактировать с другими детьми, налаживать общение и учиться контактировать с новыми людьми. Если Ваш ребенок боится других людей, то на этот пункт следует обратить более пристальное внимание.
  • 4. В своем возрасте ребенок еще не знает что такое детский сад, поэтому ролевые игры придутся как нельзя кстати. Представим, Вы – воспитатель, а ребенок – Ваш воспитанник. Расскажите малышу, как он должен себя вести и какая у него роль, и что делаете Вы, заинтересуйте ребенка, а в случае хорошего поведения, обязательно хвалите.
  • 5. Учитесь говорить. Если Ваш ребенок еще не начал говорить или речь еще не достаточно хорошо сформирована, больше тренируйтесь. Ведь общение – неотъемлемая часть любого общества. Кроме того, Вам будет спокойнее, если Вы будете знать, что в случае дискомфорта, малыш тут же Вам о нем сообщит.

Адаптация ребенка в детском саду или как избежать ненужных последствий

  • 1. Как правило, в первые дни важно просто познакомиться с детским садом, для этого не стоит оставлять малыша на полный день. Специалисты рекомендуют провести в садике час-два в присутствии родителя, это поможет ребенку не волноваться и спокойно подружиться с новым местом, оглядеться и не беспокоиться.
  • 2. Адаптация в детском саду – это обязательно стресс для психики ребенка, поэтому важно не нагружать организм ребенка дома просмотром телевизоров и обеспечить ранний отход ко сну.
  • 3. После того, как Вы посетите детский садик в первый раз, обязательно узнайте мнение малыша о новом месте. Понравилось ли ему, что именно понравилось или нет, хотел бы он еще вернуться в это место. Не забывайте хвалить ребенка, это очень важно. Скажите, что он очень хорошо сегодня себя вел, и Вы им гордитесь.
  • 4. Обязательно следует поговорить с педагогом. Это для него совершенно незнакомый ребенок, поэтому стоит узнать о нем побольше, о его характере и особенностях. Если у малыша есть какие-либо проблемы, об этом тоже нужно обязательно сказать.

Адаптация ребенка в детском саду пройдет максимально комфортно, если Вы воспользуетесь этими советами. Но если Вы столкнетесь с трудностями или не сможете ответить на некоторые вопросы, то стоит обратиться к грамотному специалисту-психологу, он обязательно поможет выбрать правильную модель поведения.

Добавить комментарий