Ах, какая мука – воспитывать

Ах, какая мука – воспитывать!

Эти слова фрекен Бок из советского мультика известны многим. Никто толком не может сказать, как нужно правильно этим заниматься. А тот, кто считает, что знает готовый рецепт, подходящий абсолютно всем, вызывают у меня подозрения в поверхностном видении тех проблем, которые возникают в процессе воспитания.

Я – соавтор нового Божьего творения

Итак, я родитель. Каков же мой настоящий статус по отношению к собственным детям? Владелец? Господин? Товарищ? В первую очередь я – соавтор нового Божьего творения. Соавтор, который несет огромную ответственность за формирование уникальной личности маленького человека.

На то, какой будет личность ребенка, влияет очень многое. От генетики до нахождения в обществе. Давайте подумаем о ценностях, которые выражают христианский идеал человека. Мы ведь христиане, нам хочется воспитать ребенка так, чтобы он был счастливым обладателем Божьего наследия. А Господь дает ему всю Вселенную. От действий родителей зависит то, как будет относиться ребенок к окружающему миру и к самому себе. Что я, по факту, могу сделать для того, кого люблю всем сердцем? Говоря заумным языком – создать новые ценности или передать те, что усвоил сам. Ну, то есть объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.

Главная проблема заключается в том, что я далеко не единственный, кто будет влиять на моего малыша и рассказывать ему, что плохо и что хорошо. Так кто же будут все эти люди? А это не только ровесники, но и множество посторонних дядь и теть, которые, даже не видя мое дитя, приложат определенные усилия, чтобы передать ему свой взгляд на жизнь. В том числе и СМИ. Любят ли они моего ребенка? Можно ли им доверять? А ведь мы живем в стране, которая пережила почти вавилонский плен. Я имею в виду семидесятилетнее безбожное существование. Пусть даже и расцвело Православие снова, в то время как на Западе христианство испытывает определенный упадок.

Известный русский философ И.А. Ильин был убежден, что воспитание начинается с пробуждения души к национальному духовному опыту. Стало быть, буду пробуждать. Иначе за меня спящую красавицу – душу моего чада – пробудит кто-то другой. И далеко не факт, что его опыт будет полезным. Интересующий меня духовный опыт, слава Богу, не нужно искать за тридевять земель, ведь он закреплен святыми отцами Церкви, его легко найти в трудах выдающихся русских педагогов и философов. Что? Много читать придется? Ну, так напрягусь, чай, не преломлюсь. Ребенок-то мой. Я хочу, чтобы он не только достиг Христова Царства в итоге своей жизни, но и проделал весь земной путь счастливым человеком. А разве это возможно, если мое дитя не научится любить свою семью, свой дом, свое Отечество, свое дело?

Уже в раннем детстве человек, как губка, впитывает знания о том, что его окружает, и определяет собственное отношение ко всему этому. Дети крайне чувствительны и эмоциональны, остро реагируют на любую мелочь. Они необыкновенно любознательны и задают миллион вопросов в минуту. Когда мы читаем им сказки, детишки могут идентифицировать себя и с Колобком, и с Чебурашкой. Малютки часто доверчивы, правдивы и послушны, они быстро прощают обидчиков, легко мирятся и любят труд. А этот прекрасный период легко упустить. О них говорит Христос: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Очень важно научиться оценивать свою кроху объективно. А ведь я не вижу, как мой малыш ведет себя в большом детском коллективе. Пока я работаю, он находится в детском саду, а когда ребенок играет со сверстниками на улице, я могу отвлечься на книжку или уткнуться в телефон.

Именно в детстве бурно развиваются внимание, память, восприятие, мышление, речь и воображение. Только отвернулся – и что-то может оказаться безвозвратно упущенным. Порой думаю, что и моргать стоит пореже. Иначе как контролировать воспитательный процесс? О, это страшное слово «контроль»! Мне, священнику, часто приходиться слышать такие слова:

– Нельзя давить на ребенка. Вот вырастет – пусть сам решит, верить ли ему в Бога. Ах-ах, насилие над детской личностью!

Ну да. Если следовать этой логике, то и в школу отдавать его нельзя насильно. Пусть вырастет и сам решит, идти ли ему в школу или нет. В 16 лет пусть принимает решение, учиться ли ему читать или писать. Нет уж, я окрестил своих детей в месячном возрасте и причащал их регулярно.

Культура – это самое что ни есть насилие

Вообще, в принципе, культура – это самое что ни есть насилие. Вот перед нами две яблони. Дичка и окультуренное дерево. Дичке позволили быть такой, какая она есть. А над мичуринкой нагло поиздевались. Оказали всяческое давление, так сказать. Ну, и какие на вкус плоды оказались? То-то же.

А давайте еще позволим малютке питаться по собственному усмотрению. И что он выберет?

– Витамины, конечно, должны быть в шоколаде и жевательной резинке, – сострил Боссе Свантесон, старший брат Малыша.

– А еще в чипсах и газировке, – добавлю я.

Ребенок живет в обществе, в котором посторонние дяди и тети тщательно культивируют такие штуки, как непризнание авторитетов и умение брать от жизни все.

– Нужно попробовать все: ты этого достоин, – говорили они.

– Будет весело, – говорили они.

Наши православные предки боялись появления в детях тщеславия, гордыни, зависти, желания добиваться своей цели любой ценой, даже идя по головам. Хотя даже ежу понятно, что такие качества не способствуют мирным отношениям и благоприятному климату ни в семье, ни на работе.

– Опять эти священники зациклились на религиозном воспитании. Сколько можно? Давайте воспитывать в ребенке духовность вообще. Сферическую и, как того требует жанр, в вакууме.

Духовность бывает биполярной. Со знаком плюс и со знаком минус. Плюс – это чрез тернии к звездам. Минус – это шестиполосным скоростным автобаном в преисподнюю. Не пешком, конечно же. Бесы на руках отнесут и даже плату за проезд не возьмут. Ведь им там скучно в одиночестве.

Духовность – это ответственность. Право выбора только за самим человеком. Этим он и отличается от зверушек. А выбирать дороги приходится каждый день по сотне раз. Хорошо, что Господь на всех перекрестках камни расставил с надписями. Направо пойдешь – родишься в вечность живым и здоровым, налево пойдешь – быть тебе искалеченным или убитым. Язык надписей, правда, нужно выучить. Могу подсказать экспресс-метод: десять заповедей Моисеевых и девять – Нагорной проповеди. Полный курс – Библия с вероучением Православной Церкви.

Вот мой ребенок пошел в школу, повинуясь оказанному на него давлению. Он учится рассуждать самостоятельно, но еще не имеет того опыта, что есть у меня. Как помочь ему не захлебнуться потоками информации? Выбросить телевизор из окна? Отключить компьютер от сети Интернет? Запретить слушать что-либо, кроме классической музыки? Не вариант. Он пойдет к другу в гости и там увидит и услышит все, что угодно. Так что же делать? А что, если я постараюсь быть рядом с ним всякий раз, когда он смотрит фильм, играет в видеоигру, слушает песню? Но не просто буду рядом, а обсужу с чадом увиденное и услышанное. Дам свою взвешенную оценку прежде, чем ее даст кто-то другой. Пусть мое слово будет прививкой. Оно должно будет сформировать детский иммунитет против греха. Ребенок читает про Гарри Поттера? Обращу его внимание на то, что главная мысль повествования – это личная ответственность за свои поступки, независимо от возраста. Подчеркну, что лейтмотивом всей сказки звучат две новозаветные цитаты. Поговорим с ним и о том, что в этих семи книгах воспеваются дружба, милосердие, взаимовыручка, верность и самопожертвование ради любви.

Очень важно, каков я сам – родитель и воспитатель. То есть насколько я христианин

Духовное воспитание должно проникнуть в самое сердце малютки. Поэтому очень важно, каков я сам – родитель и воспитатель. То есть насколько я христианин. «В меру» – то есть в свободное от грехов время – или же целиком и полностью. Успех воспитания во многом держится на доверии ребенка ко мне, отцу. Эта вера может во многом облегчить мои усилия и сделать пример моей жизни благотворным. Однако неосторожным словом или делом легко это самое доверие разрушить. «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21), – говорит апостол Павел. Если я буду бесчувственным и деспотичным эгоистом, общаясь с ребенком, мои слова потеряют силу. И маленький человек усвоит знания о Законе Божьем только внешне, а вся его жизнь будет соответствовать духу века сего.

Ах, какая мука-воспитывать!

Протоиерей Сергий Адодин

Эти слова фрекен Бок из советского мультика известны многим. Никто толком не может сказать, как нужно правильно этим заниматься. А тот, кто считает, что знает готовый рецепт, подходящий абсолютно всем, вызывают у меня подозрения в поверхностном видении тех проблем, которые возникают в процессе воспитания.

Я – соавтор нового Божьего творения

Итак, я родитель. Каков же мой настоящий статус по отношению к собственным детям? Владелец? Господин? Товарищ? В первую очередь я – соавтор нового Божьего творения. Соавтор, который несет огромную ответственность за формирование уникальной личности маленького человека.

На то, какой будет личность ребенка, влияет очень многое. От генетики до нахождения в обществе. Давайте подумаем о ценностях, которые выражают христианский идеал человека. Мы ведь христиане, нам хочется воспитать ребенка так, чтобы он был счастливым обладателем Божьего наследия. А Господь дает ему всю Вселенную. От действий родителей зависит то, как будет относиться ребенок к окружающему миру и к самому себе. Что я, по факту, могу сделать для того, кого люблю всем сердцем? Говоря заумным языком – создать новые ценности или передать те, что усвоил сам. Ну, то есть объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.

Главная проблема заключается в том, что я далеко не единственный, кто будет влиять на моего малыша и рассказывать ему, что плохо и что хорошо. Так кто же будут все эти люди? А это не только ровесники, но и множество посторонних дядь и теть, которые, даже не видя мое дитя, приложат определенные усилия, чтобы передать ему свой взгляд на жизнь. В том числе и СМИ. Любят ли они моего ребенка? Можно ли им доверять? А ведь мы живем в стране, которая пережила почти вавилонский плен. Я имею в виду семидесятилетнее безбожное существование. Пусть даже и расцвело Православие снова, в то время как на Западе христианство испытывает определенный упадок.

Известный русский философ И.А. Ильин был убежден, что воспитание начинается с пробуждения души к национальному духовному опыту. Стало быть, буду пробуждать. Иначе за меня спящую красавицу – душу моего чада – пробудит кто-то другой. И далеко не факт, что его опыт будет полезным. Интересующий меня духовный опыт, слава Богу, не нужно искать за тридевять земель, ведь он закреплен святыми отцами Церкви, его легко найти в трудах выдающихся русских педагогов и философов. Что? Много читать придется? Ну, так напрягусь, чай, не преломлюсь. Ребенок-то мой. Я хочу, чтобы он не только достиг Христова Царства в итоге своей жизни, но и проделал весь земной путь счастливым человеком. А разве это возможно, если мое дитя не научится любить свою семью, свой дом, свое Отечество, свое дело?

Уже в раннем детстве человек, как губка, впитывает знания о том, что его окружает, и определяет собственное отношение ко всему этому. Дети крайне чувствительны и эмоциональны, остро реагируют на любую мелочь. Они необыкновенно любознательны и задают миллион вопросов в минуту. Когда мы читаем им сказки, детишки могут идентифицировать себя и с Колобком, и с Чебурашкой. Малютки часто доверчивы, правдивы и послушны, они быстро прощают обидчиков, легко мирятся и любят труд. А этот прекрасный период легко упустить. О них говорит Христос: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Очень важно научиться оценивать свою кроху объективно. А ведь я не вижу, как мой малыш ведет себя в большом детском коллективе. Пока я работаю, он находится в детском саду, а когда ребенок играет со сверстниками на улице, я могу отвлечься на книжку или уткнуться в телефон.

Именно в детстве бурно развиваются внимание, память, восприятие, мышление, речь и воображение. Только отвернулся – и что-то может оказаться безвозвратно упущенным. Порой думаю, что и моргать стоит пореже. Иначе как контролировать воспитательный процесс? О, это страшное слово «контроль»! Мне, священнику, часто приходиться слышать такие слова:

Читайте также:  9 иллюстраций о том, как папы на самом деле относятся к дочкам

– Нельзя давить на ребенка. Вот вырастет – пусть сам решит, верить ли ему в Бога. Ах-ах, насилие над детской личностью!

Ну да. Если следовать этой логике, то и в школу отдавать его нельзя насильно. Пусть вырастет и сам решит, идти ли ему в школу или нет. В 16 лет пусть принимает решение, учиться ли ему читать или писать. Нет уж, я окрестил своих детей в месячном возрасте и причащал их регулярно.

Культура – это самое что ни есть насилие

Вообще, в принципе, культура – это самое что ни есть насилие. Вот перед нами две яблони. Дичка и окультуренное дерево. Дичке позволили быть такой, какая она есть. А над мичуринкой нагло поиздевались. Оказали всяческое давление, так сказать. Ну, и какие на вкус плоды оказались? То-то же.

А давайте еще позволим малютке питаться по собственному усмотрению. И что он выберет?

– Витамины, конечно, должны быть в шоколаде и жевательной резинке, – сострил Боссе Свантесон, старший брат Малыша.

– А еще в чипсах и газировке, – добавлю я.

Ребенок живет в обществе, в котором посторонние дяди и тети тщательно культивируют такие штуки, как непризнание авторитетов и умение брать от жизни все.

– Нужно попробовать все: ты этого достоин, – говорили они.

– Будет весело, – говорили они.

Наши православные предки боялись появления в детях тщеславия, гордыни, зависти, желания добиваться своей цели любой ценой, даже идя по головам. Хотя даже ежу понятно, что такие качества не способствуют мирным отношениям и благоприятному климату ни в семье, ни на работе.

– Опять эти священники зациклились на религиозном воспитании. Сколько можно? Давайте воспитывать в ребенке духовность вообще. Сферическую и, как того требует жанр, в вакууме.

Духовность бывает биполярной. Со знаком плюс и со знаком минус. Плюс – это чрез тернии к звездам. Минус – это шестиполосным скоростным автобаном в преисподнюю. Не пешком, конечно же. Бесы на руках отнесут и даже плату за проезд не возьмут. Ведь им там скучно в одиночестве.

Духовность – это ответственность. Право выбора только за самим человеком. Этим он и отличается от зверушек. А выбирать дороги приходится каждый день по сотне раз. Хорошо, что Господь на всех перекрестках камни расставил с надписями. Направо пойдешь – родишься в вечность живым и здоровым, налево пойдешь – быть тебе искалеченным или убитым. Язык надписей, правда, нужно выучить. Могу подсказать экспресс-метод: десять заповедей Моисеевых и девять – Нагорной проповеди. Полный курс – Библия с вероучением Православной Церкви.

Вот мой ребенок пошел в школу, повинуясь оказанному на него давлению. Он учится рассуждать самостоятельно, но еще не имеет того опыта, что есть у меня. Как помочь ему не захлебнуться потоками информации? Выбросить телевизор из окна? Отключить компьютер от сети Интернет? Запретить слушать что-либо, кроме классической музыки? Не вариант. Он пойдет к другу в гости и там увидит и услышит все, что угодно. Так что же делать? А что, если я постараюсь быть рядом с ним всякий раз, когда он смотрит фильм, играет в видеоигру, слушает песню? Но не просто буду рядом, а обсужу с чадом увиденное и услышанное. Дам свою взвешенную оценку прежде, чем ее даст кто-то другой. Пусть мое слово будет прививкой. Оно должно будет сформировать детский иммунитет против греха. Ребенок читает про Гарри Поттера? Обращу его внимание на то, что главная мысль повествования – это личная ответственность за свои поступки, независимо от возраста. Подчеркну, что лейтмотивом всей сказки звучат две новозаветные цитаты. Поговорим с ним и о том, что в этих семи книгах воспеваются дружба, милосердие, взаимовыручка, верность и самопожертвование ради любви.

Очень важно, каков я сам – родитель и воспитатель. То есть насколько я христианин

Духовное воспитание должно проникнуть в самое сердце малютки. Поэтому очень важно, каков я сам – родитель и воспитатель. То есть насколько я христианин. «В меру» – то есть в свободное от грехов время – или же целиком и полностью. Успех воспитания во многом держится на доверии ребенка ко мне, отцу. Эта вера может во многом облегчить мои усилия и сделать пример моей жизни благотворным. Однако неосторожным словом или делом легко это самое доверие разрушить. «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21), – говорит апостол Павел. Если я буду бесчувственным и деспотичным эгоистом, общаясь с ребенком, мои слова потеряют силу. И маленький человек усвоит знания о Законе Божьем только внешне, а вся его жизнь будет соответствовать духу века сего.

Ах, какая мука – воспитывать

Глава 1 Приговор

— Встать! Суд идёт! — Голос молоденькой девушки секретаря был полон торжественности и задора. Человек явно проникся важностью момента.

«Только что с «конвейера», — догадливо хмыкнул про себя Иван, когда в зал заседаний входила коллегия судей во главе с женщиной зрелого возраста и с прической, напоминающей пук сладкой ваты.

Мельком взглянув на этих «трёх богатырей», он вернул глаза к фигурке девчонки, пока та стояла. Увиденное ему понравилось.

«Пошла бы, — вынес вердикт Ваня. Как правило, такие «фигурки» после Юридического факультета попадают на должность секретаря суда благодаря «папикам». Не исключено, что биологическим, но скорее — финансовым. Это если судить по длине ног и ресниц. — Но я б всё равно вдул», — облизнулся парень на выпирающую даже под пиджаком грудь размера так эдак третьего-третьего с четвертью. Или даже с половиной.

— Приговор именем Российской Федерации от семнадцатого августа две тысячи шестнадцатого года.

Иван посмотрел на мать — она тоже поднялась со скамьи подсудимых, но к прутьям не подошла. Отчим стоял с ней плечом к плечу. Высоко задрав подбородок, он невидящими глазами смотрел в окно помещения, на летнее солнечное московское небо.

«Мудозвон», — в очередной раз скривился Иван.

— Рассмотрев в открытом судебном заседании материал уголовного дела в отношении Темниковой Жанны Ивановны первого июня тысяча девятьсот шестьдесят девятого года рождения, замужней, имеющей на иждивении двух несовершеннолетних удочерённых детей тысяча девятьсот девяносто девятого года рождения, занимающейся частной предпринимательский деятельностью, раннее не судимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного статьей сто семьдесят четыре Уголовного кодекса Российской Федерации… — судья приготовилась читать очень долго.

Иван уже смирился. Вся эта, по его же словам, «дрочильня» длится почти полгода. Сейчас следствие закончено, оглашается приговор, и матери грозит, максимум «трёшник».

— … в отношении Бурцева Юрия Вениаминовича, третьего мая тысяча девятьсот семьдесят четвёртого года рождения, женатого, занимающего должность начальника управления земельных отношений Федерального агентства по управления государственным имуществом, ранее не судимого.

А вот отчиму Иван впаял бы по самые яйца. По гланды. И на Ямал его, за полярный круг — в тундре солнышку радоваться. Из-за этого упыря всё дерьмо в жизни парня и случается. Сначала отправили учиться на чужбину, теперь вот, опекунство это.

Отношения пасынка с новым «папой» не заладились с первой минуты. И чтобы ситуация из состояния «болезненная» не переросла в бесконечную стадию «хроническая», мать устроила единственного отпрыска в Bedford School, в графстве Бедфордшир, в Англии. По окончании которой отменное преподавание и собственные мозги позволили парню отправиться покорять Новый Свет в общем, и Принстонский Университете лиги Плюща — в частности.

Да, на мозги Беспалов никогда не жаловался. Да он вообще ни на что не жаловался. Вот сейчас, не моргнув глазом, оформил опекунство на этих двух малолеток.

«Ромашова Арина Игоревна и Ромашова Маргарита Игоревна — скажите пожалуйста, как звучно! — еле заметно поджал губы Ваня, вспомнив имена подопечных в документах на опекунство. — Будто что путёвое прямо. А там ведь… обнять и плакать. Две ссыкухи». — Он видел их буквально этой весной, но недолго, почти мельком. Поэтому сейчас перед глазами встали две абсолютно одинаковые, будто клонированные тоненькие фигурки, почти прозрачные как воды Байкала, ещё без вторичных половых признаков и даже намёка на них. Ну, за исключением косичек пшеничного цвета. Когда он приезжал летом домой на каникулы, эти две стрекозы резко немели, а если и говорили, то мало и кратко, почти как солдаты, только тихо. Передвигались по дому быстро, исключительно под стеночкой, стараясь не попадаться ему на глаза. А если попадались, то размытым смазанным быстрым движением тут же исчезали.

Появились близняшки у его матери довольно давно. После того как её одноклассница и лучшая подруга Ленка Ромашова повесилась по дурости своей. Закончила Питерский Институт сценических искусств, работала в кукольных театрах Москвы, родила двух прекрасных девочек от кого-то там, благо в поклонниках всех её талантов без исключения недостатка не испытывала, потом «чот приуныла», захандрила, запила и на этой грустной ноте решила закончить свой жизненный путь. Прервать свою задрипанную жизнь, так сказать.

Её девочкам тогда исполнилось восемь лет на двоих. Вот мать Ивана к себе их и забрала, потому что у Ленки Ромашовой даже родни нормальной не осталось. Так… какая-то седьмая вода на киселе в «заплинтусьях» по всей Руси.

К одной из этой родни, старой двоюродной бабке, в Самарскую область, в славный город Сызрань, сестёр отправили на время следствия и летних каникул. В материном доме Иван жил сейчас пока один. Но с первого сентября у подопечных начинался одиннадцатый класс, поэтому их возвращения он ждал буквально на этой неделе. Ну как ждал, так… предполагал.

«На вокзал встречать не поеду», — жестом большого начальника почесал шею Иван ровно перед тем, как судья закончила читать приговор.

На вокзал он всё-таки поехал.

Чуть задержался в небольшой пробке, и в этот момент позвонил отец.

Окончив Принстон и завернув после этого на полгодика во Францию, к своему другу Полю, Иван, по прибытии в Белокаменную, пошел работать на фирму родителя. Уходить на вольные хлеба он не видел пока, ни особой нужды, ни возможности. Да и желание таковое тоже ни неволило. Рано.

А в свете последних событий, когда мать отправили на два года в колонию общего режима за отмывание денег и незаконные сделки с землёй, и избавили социум и пасынка от отчима и его коррупционной душонкой на четыре, парень и вовсе решил не играть в крутого рейнджера и вольного ковбоя, не торопиться с самостоятельностью и поработать пока с отцом.

Родитель его, Степан Лаврович Беспалов был человеком нрава крутого и нервного. А ещё он славился врождённой слабостью до слабого пола. То есть, по факту являлся тем самым «кобелём». Именно на данный предмет их взгляды с матерью Ивана оказались диаметрально противоположны, и как раз таки на этой почве меж ними разгорались страсти уровня Шекспира и сериалов далёкой и жаркой страны Бразилии, где, как известно, в лесах очень много диких обезьян.

Разошлись родители как в море корабли.

Хотя их брак никогда не был зарегистрирован, и как понял сын намного позже, Жанна Ивановна (в честь отца которой он и был назван) являлась для Степана «одной из», с той лишь разницей, что снесла ему крышу настолько, что тот начисто забыл о контрацепции. Ну, бывает, что поделать.

А познакомились они, когда Беспалов-старший гонял тачки из Германии. Вначале легковые, а потом грузовые. Чуть позже они с друзьями открыли целый автопарк, а ещё спустя время Степан заинтересовался оптовыми закупками продовольствия в Европе. Этим же он зарабатывал на хлеб и по сей день. Пару раз «деньги штрих» вложил в сеть кафешек и агрокомплекс по сельхоз переработке. Всем этим пришлось заняться с ним сыну, хоть он и находил бизнес отца каким-то мужланским. Ему самому нужно было что-нибудь поэстетичней. Газпром, например.

— Ты где? — рявкнул в трубку родитель.

— Я встречаю близняшек. Отвезу домой. А что?

— Ты мне нужен. На границе в этой… бэ эс эс эр, — зло выплёвывал слова папа, — задержали две фуры. Блядские санкции. Бухгалтер получила бумаги протоколов по факсу. Ты должен их посмотреть.

«Фак», — с плаксивым выражением лица почесал бровь Иван.

— Вовремя нужно прерываться и вытаскивать сын, а всё остальное можно и не вовремя. Дуй в офис. Я сейчас на складе просматриваю бой и отходы. Ты видел, сколько за две недели на списание дали?

Ах, какая мука – воспитывать!

«Ах, какая мука – воспитывать», – хочется воскликнуть вслед за Фрекен Бок буквально каждые десять минут. Мозг постоянно сверлит мысль о том, что главное в жизни – это прилично воспитать детей. И совесть грызет и грызет – не то делаешь, не так говоришь, опять о себе думаешь, опять ленишься, и, наконец, ты обязательно ответишь за это! С одной стороны, всё верно: родила детей – воспитывай теперь и не отлынивай. С другой стороны, временами это превращается в навязчивую идею, психоз и самокопание, то есть вещи совершенно непродуктивные. Вот и приходится в защитных целях то и дело размышлять об этом нелёгком процессе.

Читайте также:  90 полезных фраз на немецком для повседневного общения

И если при рождении первого ребенка вопрос о необходимости сознательного воспитания не вызывает сомнений, ты полон энтузиазма и сил, то с увеличением количества детей запал как-то пропадает, и все чаще начинают возникать разные крамольные мысли… А надо ли воспитывать, стоит ли делать это каким-то специальным образом? И вообще, что такое воспитание? Нужно ли учиться этому делу и использовать какой-то научный подход? Или так, по наитию, или по привычке или семейной традиции действовать как мама и бабушка?

По идее, с каждым последующим ребенком должно становиться легче, процесс воспитания может идти уже сам собой, по накатанной. Но на деле ничего подобного не происходит. Это просто ужас – вместо того, чтобы с опытом находить новые подходы и ответы на вопросы, находишь только новые (и чаще всего все более сложные) вопросы, на которые порой и ответ-то знать не хочешь… Кстати, вы замечали, что чем старше становишься, тем больше вопросов в жизни? Гораздо больше, чем ответов. И чтобы не свихнуться, надо иногда на эти вопросы просто закрыть глаза, хотя бы на время.

Очень хочется себя успокоить (и иногда я это делаю, когда уж совсем тоска заедает от осознания собственной никчемности и несостоятельности в качестве родителя), сказать – будь нормальным человеком, тогда и дети вырастут хорошими. Многие, кстати, так и думают, что главное – это пример родителей. И правда, пример очень важен, но, как показывает жизнь, далеко не всегда дает желаемые результаты. Разве мало у вас таких знакомых семей, где пример правильных родителей ни к чему не привел. Ни к чему хорошему, я имею в виду. Да сколько угодно случаев, когда в прекрасных семьях вырастают совершенно ужасные дети. Да и поговорка «в семье не без урода» не на пустом месте появилась: народная мудрость все-таки.

Возможно, насчет «урода» – это несколько утрированно, но каждая семья (по крайней мере, многодетная) несомненно сталкивается с тем, что к кому-то из детей найти подход гораздо труднее. И то, что с легкостью воспринимают остальные, для этого ребенка совершенно не очевидно и не авторитетно. Сколько детей в семье, столько и разных воспитательных линий получается.

Вообще, есть ли единственно правильный, универсальный способ воспитания детей? Вот так, чтобы раз – и к любому ребенку всех времен и народов можно было применить? Не думаю. Разве что способ той же Фрекен Бок: «Что же еще. а, вымой руки!». Но его правильным не назовешь. Понятно, что дети воспитываются согласно определенным традициям, народным и религиозным. И тут встает очередной главный вопрос – а чего мы вообще ждем от процесса воспитания детей, какого результата? Какая цель-то в итоге? Чтобы дети покоили нашу старость, чтобы было кому подать стакан воды? Или чтобы не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы» и стыдно перед людьми за недостаточно приличных детей? Или же все-таки, чтобы наши дети выросли хорошими людьми (а остальное приложится естественным образом)?

Я уже почти 14 лет варюсь в этом котле воспитания и до сих пор так и не решила, в чем же моя цель. Нет, по молодости все было предельно ясно – главное, чтобы мои дети выросли хорошими христианами. Но со временем эта универсальная формулировка стала как-то меркнуть. Что такое «хороший христианин»? Мне и самой-то не всегда это ясно. А то, в чем ясно, вряд ли достижимо. Да и чтобы настоящего человека вырастить, надо и родителям быть настоящими. Вот тут как раз 90% успеха это личный родительский пример. Да и то…

А про себя сказать, что я «настоящий», увы, не могу. Но что делать в этом случае? Время-то идет, и ждать, пока станешь идеальным христианином и родителем, некогда – воспитывать приходится прямо сейчас. И тогда единственным становится желание воспитать хорошего настоящего человека. И дальше уже все дело в том, кто что вкладывает в это понятие. Для кого-то планка стоит высоко – хороший человек должен быть не только наделен множеством положительных черт, но и прекрасно воспитан в смысле внешнего поведения. Для других внешние проявления менее важны… У каждого человека есть в голове некий идеал, набор необходимых качеств, которые он бы хотел воспитать в своих детях. Собственно, этот список и является основополагающим. Другой вопрос – как достичь хороших результатов?

Забавно, что что-то получается заложить само собой, ты никогда не думаешь специально о том, как это воспитать. Причем, не всегда выходит одинаково со всеми детьми. Вот один ребенок никогда не врет, для него это невозможно, он усваивает правило «нет ничего противнее вранья» сразу и просто, без особенных моралей и объяснений. А второй все время если не лжёт, то хоть привирает. Чаще всего глупо и откровенно. При том, что для обоих ставятся одни и те же условия, одни и те же планки. Что делать? Не вижу других вариантов, кроме как снова и снова родителям показывать свое отвращение к вранью. Возможно, со временем это поможет. И так практически во всем.

«Полезно почитать специальную литературу, – скажет кто-то. – Это может помочь в процессе воспитания». Не знаю… Мне даже педагогическое образование не помогает. Кому-то, наверное, поможет. Главное – надо понимать, что основная засада педагогической литературы в том, что она написана как руководство для воспитания чужих детей. Не своих. А это, как говорится, две большие разницы. Впрочем, даже те книги, которые созданы именно для родителей и являются руководством к воспитанию своих детей – это всего лишь теория. Даже, если она подтверждена практикой (самого автора). Но его опыт – это его опыт, он может быть полезен, но надо четко осознавать, что положительный результат ни разу не гарантирован.

Да и вообще, скажем честно – нет никаких универсальных рецептов воспитания, ни своих, ни чужих детей. В любой момент ты можешь споткнуться – на всех действовало, а на этого ребенка нет. И часто приходится поступать совершенно непедагогично, потому что педагогично не действует никак. Вроде бы и есть какие-то основные правила, которые надо соблюдать всегда – не кричать, не гневаться, не обзываться, не поднимать руку. И все равно! Даже эти непреложные правила порой приходится нарушать.

Вспомните, например, «Педагогическую поэму». Воспитание детей – это хождение по лезвию бритвы, «рисковое земледелие», постоянная «борьба борьбы с борьбою», постоянное напряжение и обязательно творческий подход. Слишком уж сложен объект процесса. На мой взгляд, одно из главных качеств педагога – гибкость и умение ловить момент и принимать быстрые решения. Хорошо бы еще и правильные! Вот именно поэтому так мало настоящих педагогов – для этого тоже нужен талант, и большой талант! И, кроме того, большая самоотверженность.

Но родителям-то выбирать – быть или не быть педагогом – не приходится. Надо и все. Никуда не денешься. И бросить, «уйти из профессии» по причине профнепригодности, нельзя. Поэтому хочешь-не хочешь, а приходится работать и учиться одновременно. Иногда я думаю – надо бросить эти попытки, дать процессу идти своим путем, самоходом. И бросаю воспитывать своих детей. Через неделю все четверо сидят у меня на шее, отбой в 24 часа и позже, дома бардак, раздрай и постоянные ссоры, все орут, ругаются, непрерывно хамят, и всем недовольны. И, тяжело вздохнув, засучив рукава, я снова впрягаюсь и повторяю: «Ах, какая мука – воспитывать!». Естественно, с юмором, иначе никак.

Мне часто говорят: «Ты, наверное, своих детей с легкостью воспитываешь, раз так хорошо ладишь с чужими. Ну и педагогическое образование должно бы по идее помогать». А вот нет! Не особо помогает. И со своими детьми я справляюсь значительно хуже, чем с чужими. Что толку знать, как нужно поступать в той или иной ситуации, если у тебя не хватает сил (или терпения, или последовательности и твердости), чтобы сделать как «надо»?

Свои дети – это совершенно другой педагогический момент, другая дистанция, другие отношения. С чужими детьми отношения в некотором смысле можно назвать деловыми, профессиональными. Хотя со временем некоторые дети (у хороших, настоящих учителей) становятся практически родными. Но все равно ты для них – не мама, твой авторитет (если он есть) – другого сорта.

Ты не запрещаешь им бесконтрольно есть конфеты, поздно ложиться спать, подолгу сидеть Вконтакте. Ты – взрослый друг. И это наиболее комфортный способ общаться с детьми, а для них наиболее интересное и плодотворное сотрудничество со взрослым. И именно отношения с чужими детьми укрепляют меня в мысли, что стать другом своим детям (в первую очередь подросткам, но начинаются такие отношения уже с дошкольниками) – это самое простое решение воспитательной проблемы.

Кто такой взрослый друг? Это тот, с кем можно обсудить любые серьезные вопросы, говорить на взрослые темы, тот, кто не будет относиться к тебе, как к глупому малышу, смеяться над тобой, к кому не страшно прийти за советом по любому волнующему вопросу. При этом взрослый друг исключает фамильярность в отношениях, все-таки он авторитет для ребенка (должен стать). Но стать взрослым другом своим детям трудно. Слишком близкие и интимные отношения этому мешают. Авторитарные отношения установить намного легче, только слишком уж последствия выходят печальные. С другой стороны, как мы знаем, «трудно не означает невозможно». Можно двигаться в направлении обретения дружбы постепенно, для этого нужно не так уж много. Главное – научиться видеть в ребенке личность.

К чему я все это тут так долго говорила? Вы не поверите – но к тому, чтобы ободрить отчаивающихся! Потому что я знаю, как переживают родители от осознания собственной несостоятельности. Большинству кажется, что это только у них все так плохо получается, что провал следует за провалом. Почему-то многие считают, что воспитание детей должно получаться само собой, естественным образом, и, раз ты терпишь неудачу, значит ты – плохой родитель.

А мне хочется сказать – ничего подобного! Воспитывать детей ты учишься всю свою родительскую жизнь, так же, как и понимать себя, бороться со своими недостатками. Здесь есть удачи, есть откровенные провалы, есть необъяснимые прорывы и большие радости. Но, если относиться к процессу воспитания как к необходимому мучению, то депрессия и уныние почти обеспечена. Лучше воспринимать этот процесс как постоянную учебу, полную открытий (и частенько «изобретений велосипеда»), самосовершенствование, и тогда все будет проходить легче и плодотворнее.

Поэтому делай то, что можешь, по совести, не отчаивайся, если не получается, и не думай, будто ты хуже всех. И главное, всегда помни: как бы хорошо ты все ни делал, результат не гарантирован! Потому что объект твоего делания слишком сложный и саморазвивающийся механизм, и к тому же, кроме тебя на него воздействует огромное количество внешних и внутренних факторов.

Ну и наверное глупо повторять, что самым важным фактором воспитания является любовь, да? Все же это и сами знают.

Малыш И Карлсон Ах Какая Мука Воспитывать

Название: Малыш И Карлсон Ах Какая Мука Воспитывать

Длительность: 5 сек

Размер: 112.30 KB

Битрейт: 192 Kbps

112.30 KB и длительностью 5 сек в формате mp3.

Карлсон Ах Какая Мука Воспитывать

Малыш И Карлсон Я Мужчина Хоть Куда

Православный Мультфильм Это Мой Выбор

Малыш И Карлсон Что Ты Орешь

Карлсон Попадешь К Вам В Дом Научишься Есть Всякую Гадость

Малыш И Карлсон Между Прочим Мадмуазель

Малыш И Карлсон Мне Надо Принять Мои Капли

Малыш И Карлсон Нельзя Смотреть Телевизор

Что Ты Орешь Ты Же Мне Всю Рыбу Распугал

Малыш И Карлсон Где Я Пропадал

Малыш И Карлсон Так Это Вы Таскали Мои Плюшки

Малыш И Карлсон А У Меня Никого Нет

Ах Какая Мука Воспитывать

Карлсон И Так Продолжаем Разговор

Малыш И Карлсон Смотреть Противно

Малыш И Карлсон Не Надо Я Вас Боюсь

Фрекенбок Мадам Между Прочем Мадмуазель

Малыш И Карлсон Сладкое Портит Фигуру

Читайте также:  А вы знаете, что скрыто под головами на острове Пасхи?

Малыш И Карлсон Торт Со Взбитыми Сливками Подойдет

Малыш И Карлсон Как Вам Сказать Безумно

Малыш И Карлсон Ты Что С Ума Сошел

Малыш И Карлсон Со Мной Не Соскучишься

Малыш И Карлсон Разве На Таком Моторе Можно Летать

Малыш И Карлсон Я Сошла С Ума

Малыш И Карлсон Я Пошел

Малыш И Карлсон По Телевизору Показывают Жуликов

Малыш И Карлсон Я Полетел

Малыш И Карлсон Матильда Ты Слышишь

Малыш И Карлсон У Вас И Собака Есть

Малыш И Карлсон Ты Мне Должен Стать Родной Матерью

Малыш И Карлсон Ку Ку Где Ты

Надеюсь Фрекен Бок Вы Любите Детей Как Вам Сказать Безумно

Малыш И Карлсон Кто Лучший В Мире Укротитель Домомучительниц

Малыш И Карлсон Ну Я Так Не Играю

Малыш И Карлсон Что То Мне Домой Захотелось

Малыш И Карлсон Ты По Моему Не Болен

Малыш И Карлсон Фрекен Бок

Малыш И Карлсон Мы Тут Немного Полетали

Малыш И Карлсон Он Обещал Вернутся

Малыш И Карлсон Дорогой Друг Прилетает Издалека

Малыш И Карлсон Вам Нужна Домоправительница

Малыш И Карлсон Спокойствие Только Спокойствие

Малыш И Карлсон Опять Розыгрыш

Малыш И Карлсон А Мы Тут Плюшками Балуемся

Малыш И Карлсон Мужчина В Полном Расцвете Сил

Малыш И Карлсон Сейчас Я Вас Настигну Вот Тогда Мы Похохочем

Малыш И Карлсон Вам То Хорошо

Фрекен Бок Ну Идите Работайте Скоро Вы Не Узнаете Своего Ребенка

River Valley Mx Over Jump

Маки Маки Красные Маки

Малыш И Карлсон Ах Какая Мука Воспитывать

Proud Soul First Challenge Nyx Face Awards France 2019 Pride Month

Diagonal Show 2016 Trailer Part 3 Jazz

Spawns Behind Me

2013 Vw Tiguan R Line At Volkswagen Waterloo With Robert Vagacs

963 Гц Чудо Исцеляющий Тон Активация Третьего Глаза И Очищение Шишковидной Железы

Kobe Bryant R I P A Tribute To Kobe Mamba Mentality Forever

Hand Embroidery Designs For Neck 2019 With Price Latest Salwar Collection

Русский Стилль Белая Сирень 2014

No Hugs No Kisses Феникс

Trupa Amb Junior

Bataie Baia Sprie Actualmm

Жанна И Гуцул Вот И Все

Drake In My Feelings Kiki Do You Love Me Dance Challange Cover Video Nepstepper

Black Ops 2 1O1 Gegen Einen Echten Faze Clan Member

Black Ops 3 Insane 86Er Gunstreak In Core

Как Запускать Рекламные Объявления Вконтакте Все Виды Рекламы Настройка Таргетинга

Cooking Show Monday Morning With Samra March 17Th 2020 Atv Entertiament

Почему Паспорта Мира Бывают Только Четырех Цветов

Форум Diy Секция 1 Выступления Топ Менеджеров Сетей

Pascani Gradinita 2 Ziua Copiilor

Positano E Paolo Di Domenico Memorial Partenopeo Gianluca Glorioso

Scrim Vs Real Em Ist Back

Fcm Dorohoi Fc Botosani 3 4

Устал Я Жить Так Никто Не Споёт

Targu De Mos Nicolae La Blaj

Om Nom Stories Tempo Di Cottura Cartoni Animati Per Bambini Wildbrain

Don T Forget Minecraft Fnaf Animation Music Video Song By Tryhardninja The Foxy Song 3

Рождественская Служба 2017 Рождество Христово Торжественное Богослужение

Vw Meeting Amersfoort 2011 Vwbun

Gztale Sans S Theme Determined Megalovania

Oxygen Teamtage Episode 1 Cod4 Mw2 Mw3 Bo2

What S Up Te Invita La Media Music Awards 2015

Песня Христос Кто Бы Знал 1 Мая 2015 Церковь Спасение

Takenoko Trans Amour Express

Dropzzupdate Juni 2019 Member Teams Esport

Демоны Nmilova Gasha Life Клип

D Ale Bucurestilor La Multi Ani Tuturor In 2017

Bo3 Scrim Vs Team Ad Clips Zusammenfassung

Rsac Ella Nba Не Мешай Rompasso Remix New Top Video Alwaez Murmurk Highlights

Why I Deleted All My Friends In Maskgun Because Of Bug Maskgun Fps 2020

Последняя Ночь Титаника Документальный Фильм

Bang Bang Wetan Erina Ratu Celeng Pesex Ndadi Jaranan Nogo Pertolo

Nurburgring 24H Highlights N24H Nissan Gt R Nismo Gt3

Ах, какая мука – воспитывать

МАТЕРИАЛЫ
РОЖДЕНСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Новости
  • «Ах, какая мука – воспитывать!»



«Ах, какая мука – воспитывать!»

  • Источник: Православие.Ru

Эти слова фрекен Бок из советского мультика известны многим. Никто толком не может сказать, как нужно правильно этим заниматься. А тот, кто считает, что знает готовый рецепт, подходящий абсолютно всем, вызывают у меня подозрения в поверхностном видении тех проблем, которые возникают в процессе воспитания.

Итак, я родитель. Каков же мой настоящий статус по отношению к собственным детям? Владелец? Господин? Товарищ? В первую очередь я – соавтор нового Божьего творения. Соавтор, который несет огромную ответственность за формирование уникальной личности маленького человека.

На то, какой будет личность ребенка, влияет очень многое. От генетики до нахождения в обществе. Давайте подумаем о ценностях, которые выражают христианский идеал человека. Мы ведь христиане, нам хочется воспитать ребенка так, чтобы он был счастливым обладателем Божьего наследия. А Господь дает ему всю Вселенную. От действий родителей зависит то, как будет относиться ребенок к окружающему миру и к самому себе. Что я, по факту, могу сделать для того, кого люблю всем сердцем? Говоря заумным языком – создать новые ценности или передать те, что усвоил сам. Ну, то есть объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.

Главная проблема заключается в том, что я далеко не единственный, кто будет влиять на моего малыша и рассказывать ему, что плохо и что хорошо. Так кто же будут все эти люди? А это не только ровесники, но и множество посторонних дядь и теть, которые, даже не видя мое дитя, приложат определенные усилия, чтобы передать ему свой взгляд на жизнь. В том числе и СМИ. Любят ли они моего ребенка? Можно ли им доверять? А ведь мы живем в стране, которая пережила почти вавилонский плен. Я имею в виду семидесятилетнее безбожное существование. Пусть даже и расцвело Православие снова, в то время как на Западе христианство испытывает определенный упадок.

Известный русский философ И.А. Ильин был убежден, что воспитание начинается с пробуждения души к национальному духовному опыту. Стало быть, буду пробуждать. Иначе за меня спящую красавицу – душу моего чада – пробудит кто-то другой. И далеко не факт, что его опыт будет полезным. Интересующий меня духовный опыт, слава Богу, не нужно искать за тридевять земель, ведь он закреплен святыми отцами Церкви, его легко найти в трудах выдающихся русских педагогов и философов. Что? Много читать придется? Ну, так напрягусь, чай, не преломлюсь. Ребенок-то мой. Я хочу, чтобы он не только достиг Христова Царства в итоге своей жизни, но и проделал весь земной путь счастливым человеком. А разве это возможно, если мое дитя не научится любить свою семью, свой дом, свое Отечество, свое дело?

Уже в раннем детстве человек, как губка, впитывает знания о том, что его окружает, и определяет собственное отношение ко всему этому. Дети крайне чувствительны и эмоциональны, остро реагируют на любую мелочь. Они необыкновенно любознательны и задают миллион вопросов в минуту. Когда мы читаем им сказки, детишки могут идентифицировать себя и с Колобком, и с Чебурашкой. Малютки часто доверчивы, правдивы и послушны, они быстро прощают обидчиков, легко мирятся и любят труд. А этот прекрасный период легко упустить. О них говорит Христос: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Очень важно научиться оценивать свою кроху объективно. А ведь я не вижу, как мой малыш ведет себя в большом детском коллективе. Пока я работаю, он находится в детском саду, а когда ребенок играет со сверстниками на улице, я могу отвлечься на книжку или уткнуться в телефон.

Именно в детстве бурно развиваются внимание, память, восприятие, мышление, речь и воображение. Только отвернулся – и что-то может оказаться безвозвратно упущенным. Порой думаю, что и моргать стоит пореже. Иначе как контролировать воспитательный процесс? О, это страшное слово «контроль»! Мне, священнику, часто приходиться слышать такие слова:

– Нельзя давить на ребенка. Вот вырастет – пусть сам решит, верить ли ему в Бога. Ах-ах, насилие над детской личностью!

Ну да. Если следовать этой логике, то и в школу отдавать его нельзя насильно. Пусть вырастет и сам решит, идти ли ему в школу или нет. В 16 лет пусть принимает решение, учиться ли ему читать или писать. Нет уж, я окрестил своих детей в месячном возрасте и причащал их регулярно.

Вообще, в принципе, культура – это самое что ни есть насилие. Вот перед нами две яблони. Дичка и окультуренное дерево. Дичке позволили быть такой, какая она есть. А над мичуринкой нагло поиздевались. Оказали всяческое давление, так сказать. Ну, и какие на вкус плоды оказались? То-то же.

А давайте еще позволим малютке питаться по собственному усмотрению. И что он выберет?

– Витамины, конечно, должны быть в шоколаде и жевательной резинке, – сострил Боссе Свантесон, старший брат Малыша.

– А еще в чипсах и газировке, – добавлю я.

Ребенок живет в обществе, в котором посторонние дяди и тети тщательно культивируют такие штуки, как непризнание авторитетов и умение брать от жизни все.

– Нужно попробовать все: ты этого достоин, – говорили они.

– Будет весело, – говорили они.

Наши православные предки боялись появления в детях тщеславия, гордыни, зависти, желания добиваться своей цели любой ценой, даже идя по головам. Хотя даже ежу понятно, что такие качества не способствуют мирным отношениям и благоприятному климату ни в семье, ни на работе.

– Опять эти священники зациклились на религиозном воспитании. Сколько можно? Давайте воспитывать в ребенке духовность вообще. Сферическую и, как того требует жанр, в вакууме.

Духовность бывает биполярной. Со знаком плюс и со знаком минус. Плюс – это чрез тернии к звездам. Минус – это шестиполосным скоростным автобаном в преисподнюю. Не пешком, конечно же. Бесы на руках отнесут и даже плату за проезд не возьмут. Ведь им там скучно в одиночестве.

Духовность – это ответственность. Право выбора только за самим человеком. Этим он и отличается от зверушек. А выбирать дороги приходится каждый день по сотне раз. Хорошо, что Господь на всех перекрестках камни расставил с надписями. Направо пойдешь – родишься в вечность живым и здоровым, налево пойдешь – быть тебе искалеченным или убитым. Язык надписей, правда, нужно выучить. Могу подсказать экспресс-метод: десять заповедей Моисеевых и девять – Нагорной проповеди. Полный курс – Библия с вероучением Православной Церкви.

Вот мой ребенок пошел в школу, повинуясь оказанному на него давлению. Он учится рассуждать самостоятельно, но еще не имеет того опыта, что есть у меня. Как помочь ему не захлебнуться потоками информации? Выбросить телевизор из окна? Отключить компьютер от сети Интернет? Запретить слушать что-либо, кроме классической музыки? Не вариант. Он пойдет к другу в гости и там увидит и услышит все, что угодно. Так что же делать? А что, если я постараюсь быть рядом с ним всякий раз, когда он смотрит фильм, играет в видеоигру, слушает песню? Но не просто буду рядом, а обсужу с чадом увиденное и услышанное. Дам свою взвешенную оценку прежде, чем ее даст кто-то другой. Пусть мое слово будет прививкой. Оно должно будет сформировать детский иммунитет против греха. Ребенок читает про Гарри Поттера? Обращу его внимание на то, что главная мысль повествования – это личная ответственность за свои поступки, независимо от возраста. Подчеркну, что лейтмотивом всей сказки звучат две новозаветные цитаты. Поговорим с ним и о том, что в этих семи книгах воспеваются дружба, милосердие, взаимовыручка, верность и самопожертвование ради любви.

Духовное воспитание должно проникнуть в самое сердце малютки. Поэтому очень важно, каков я сам – родитель и воспитатель. То есть насколько я христианин. «В меру» – то есть в свободное от грехов время – или же целиком и полностью. Успех воспитания во многом держится на доверии ребенка ко мне, отцу. Эта вера может во многом облегчить мои усилия и сделать пример моей жизни благотворным. Однако неосторожным словом или делом легко это самое доверие разрушить. «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21), – говорит апостол Павел. Если я буду бесчувственным и деспотичным эгоистом, общаясь с ребенком, мои слова потеряют силу. И маленький человек усвоит знания о Законе Божьем только внешне, а вся его жизнь будет соответствовать духу века сего.

Добавить комментарий