Альфрид Лэнгле: Почему я не делаю то, что хочу

Альфрид Лэнгле: «Мы все слабее понимаем истинную ценность жизни»

Psychologies: Экзистенциальный анализ исследует самую суть человеческой личности, подлинно человеческое. Почему вы настаиваете на том, что дефицит смысла — одна из главных проблем наших современников?

Альфрид Лэнгле: Виктор Франкл, выдающийся психолог, создатель логотерапии и мой учитель, в 1920-х годах первым поставил проблему смысла. Австрия переживала тогда период жесточайшей безработицы, люди голодали. Франкл был в ту пору молодым психиатром и обратил внимание на то, что многие безработные страдали именно от утраты смысла. Они считали свою жизнь бессмысленной, поскольку из-за потери работы не могли быть полезны своим семьям и даже становились обузой для близких.

Именно тогда Виктор Франкл понял, что смысл и ценность человеческой жизни в сознании людей слишком жестко связаны с пользой: лишившись возможности быть полезными, мы проваливаемся в бессмысленность существования. Это можно назвать утилитаристским восприятием: смысл имеет только то, что полезно и приносит успех.

Боюсь, за последние 90 лет ничего, по сути, не изменилось. Было и второе обстоятельство, с которым столкнулся Франкл: люди становились менее религиозными, увеличивалось число тех, кто не принадлежал ни к какой конфессии, отсюда возникал дефицит ориентиров.

Люди стали меньше понимать, для чего им в принципе проживать свою жизнь. Человек больше не был нацелен на трансцендентность, на выход за рамки собственного бытия через служение Богу. Напротив, он был безжалостно предоставлен самому себе и вынужден искать новые ориентиры. И этот аспект, мне кажется, сегодня тоже актуален. Снижение роли религии во многих странах ведет к утрате представлений о смысле бытия.

Вы правы, влияет. У нас действительно гораздо больше возможностей самим формировать собственную жизнь. Свободный рынок, например, дает нам возможности, о которых не могли мечтать даже наши родители, что уж говорить о дедах. Жизнь предлагает удивительное множество разных видов деятельности и способов получения удовольствия.

Но полагать, что потребление способно заменить смысл, — большая ошибка. Скорее это попытка удовлетворить голод в отношении смысла эрзацами полноценной пищи. В ситуации, когда постоянно растет число возможностей и соблазнов, проблема смысла только обостряется, хотя и недостаточно осознается, и нужно быть очень сильной и очень ясно мыслящей личностью, чтобы сохранить аутентичные жизненные установки.

В этом отношении на нас ложится куда большая нагрузка, чем на наших предков?

Да, и есть еще одно важное обстоятельство. Мы, современные люди, проживаем свою жизнь менее интенсивно, чем раньше, когда люди сталкивались с большим числом угроз. Скажем, неурожай непременно означал голод, стихия могла навсегда оставить без крыши над головой, от простуды можно было умереть. Сегодня большинства подобных опасностей просто не существует. Раньше каждый соприкасался со смертью: например, почти в каждой семье умирали маленькие дети. Сегодня это не так, и опыт столкновения со смертью, опыт осмысления ее сделался намного беднее.

Наконец, мы стали меньше работать физически. Есть техника, автомобили, которые не дают нам переутомляться. И это не может не влиять на жизнь наших чувств. Наше существование словно бы заключено в вакуумную упаковку, но из нее этот вакуум просачивается в нас самих.

Мы не испытываем настоящего голода, редко переживаем чувство подлинной опасности.

Два пути ведут к экзистенциальному смыслу: пережить нечто замечательное или создать что-то полезное

Мы все менее интенсивно ощущаем, какое счастье — просто жить, все слабее понимаем истинную ценность жизни как таковой. И нам труднее различить ее смысл. Особенно тем, кто живет в развитых странах. Опрос, проведенный в Австрии в 2000 году, показал, что более половины опрошенных хотя бы однажды переживали ощущение потери смысла. И лишь 11% ответили, что эти проблемы никогда не имели к ним отношения.

Жаль, что подобные исследования не проводились в России. Ведь мы очень любим искать смысл жизни.

Думаю, следует уточнить термины. В логотерапии и экзистенциальном анализе мы различаем два понятия смысла. Первое — это практический смысл, который заключен в конкретной ситуации. Именно его мы называем экзистенциальным. А второе — это глобальный, онтологический смысл, который имеет все сущее.

Экзистенциальный смысл зависит от самого человека и может изменяться вместе с ситуацией. Его можно обнаружить, если осуществить экзистенциальный поворот: вместо того чтобы постоянно спрашивать «что я должен сделать?», «как следует поступить?», «что мне это даст?», попытаться развернуть свое отношение к ситуации.

Отставить в сторону то, чего хочу я, и попробовать понять, чего хочет эта ситуация от меня. Чего ждет от меня жизнь? Поступив так, из человека, задающего вопросы, мы сразу превращаемся в человека, дающего ответы.

В каждой ситуации мы можем сделать нечто такое, что будет наполнено смыслом, — и наполним им ситуацию

Экзистенциальный смысл заключается именно в том, чтобы понять вопрос каждой конкретной ситуации и дать на этот вопрос наилучший возможный ответ. То есть ответ, который в данный момент для меня возможен и который лично я рассматриваю как самый лучший. Этот ответ, разумеется, заключается не в словах, а в действии, поступке. Человек способен сам создавать свою осмысленную жизнь, нанизывая момент за моментом, подобно жемчужинам в ожерелье.

Вы хотите сказать, что каждая ситуация обязательно несет в себе какой-то смысл и наша задача — его отыскать?

Нет. Я не могу утверждать, что смысл имеет вообще все. Но в каждой ситуации мы можем сделать нечто такое, что будет наполнено смыслом, — и наполним им ситуацию. Виктор Франкл указывал несколько путей, которые ведут к экзистенциальному смыслу.

Первый — пережить нечто замечательное: послушать прекрасную музыку, провести время в обществе любимых людей, полюбоваться закатом.

Другой путь — создать что-то ценное: хорошо сделать свою работу или испечь вкусный пирог. Но бывают ситуации, когда ни то, ни другое невозможно: скажем, если человек тяжело болен.

Франкл очень много пишет о важности нахождения смысла в безвыходных или очень тяжелых жизненных ситуациях. Тогда очень важно найти правильную внутреннюю установку по отношению к проблеме, к собственному страданию. Установку, которая позволит человеку высоко нести свою любовь к жизни.

А как быть с глобальным смыслом? Что мы можем сделать, чтобы прояснить его для себя?

Это огромный философский и религиозный вопрос, который принципиально неразрешим с человеческих позиций. Здесь речь уже идет о смысле бытия. Что есть человек, зачем он появляется на свет? И — самый, может быть, острый вопрос — зачем существует страдание? Зачем оно выпадает на долю конкретному человеку в конкретный момент — и почему именно ему?

Психология не может участвовать в решении вопроса о глобальном смысле существования

Здесь мы упираемся в границы познания.

Психология уже не может участвовать в решении этого вопроса. И нам остается вера, надежда.

Однако и в этих случаях возможен экзистенциальный поворот. Он необходим, чтобы перестать спрашивать о глобальном смысле собственной жизни и попытаться ответить на этот вызов, понять, что можно сделать даже в самой сложной и тяжелой ситуации такого, что принесло бы позитивный результат. Если человек ведет себя таким образом, если он ищет ответ, то один смысл уже создан: этот человек становится сильнее как личность.

Об эксперте

Альфрид Лэнгле – австрийский психотерапевт, клинический психолог, профессор медицины и философии, основатель Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа GLE-International, ученик основателя логотерапии Виктора Франкла, автор книги «Виктор Франкл. Портрет».

Икигай: 3 упражнения, чтобы найти свое призвание

Вы знаете это слово — «икигай»? Так японцы называют то, что позволяет им с радостью вставать по утрам. Определив, что это для вас, вы сделаете свою жизнь более интересной. В этом вам помогут три упражнения.

Семь редких качеств по-настоящему счастливых людей

Хотите быть счастливыми? Ну что за вопрос! Только не все до конца понимают, что это значит, и потому не умеют быть счастливыми. Оказывается, ключи от счастья существуют — это не сказка, а серьезные научные факты.

Альфрид Лэнгле ‘Почему я не делаю то, что хочу? ‘ Ч.2

Опубликовано 3 лет назад

Альфрид Лэнгле ‘Почему я не делаю то, что хочу? ‘ Ч.2

Почему я не делаю то, что хочу? Принятие решения, метод укрепления воли.

13 октября 2016 часть 2

Скачать — Альфрид Лэнгле ‘Почему я не делаю то, что хочу? ‘ Ч.2

Психолог Галина Никишина

💬 Комментарии к видео
  • ⇥ Автовоспроизвидение

Отчаяние и бессилие – имеет ли жизнь смысл. Альфрид Лэнгле.

Смысл в жизни. Альфрид Лэнгле (Австрия). 10-й Саммит психологов, Санкт-Петербург, 5 июня 2016

Лекция А Лэнгле об Одиночестве 10 03 2016

Фундаментальные принципы экзистенциальной психотерапии. Альфрид Ленгле

Альфрид Лэнгле. Психология истерии

А.Лэнгле. Любовь: попытка экзистенциального анализа

Альфрид Лэнгле, экзистенциальный бизнес коучинг. Поиск смысла в повседневности бизнеса.

14-й Психологический семинарий: Истерия: причины, понимание и экзистенциальный подход

«Зачем нужны чувства. », лекция Альфрида Лэнгле

Альфрид Лэнгле о заповеди любви к ближнему

Духовность и экзистенция. Альфрид Лэнгле

Экзистенциальная психология и психотерапия, А. Лэнгле

Лекция Альфрид Ленгле 19.03.15 – часть 1

После тяжелого рабочего дня каждый мечтает поскорее отдохнуть на любимой кровати и отвлечься увлекательными видеороликами. Любой посетитель нашего сайта сможет найти захватывающее видео на свой вкус и интерес. Даже самый изощренный зритель найдет для себя что-то достойное. Наш сайт дает возможность каждому посетителю смотреть видеоролики в свободном доступе, без всяких регистраций, а главное, все совершенно бесплатно.

Мы предлагаем для вас большое разнообразие развлекательных, познавательных, детских, новостных, музыкальных, юмористических видеороликов в отличном качестве, что не может не радовать.

Познавательные ролики никого не оставят равнодушным. Они содержат в себе подтвержденные факты, в которых дается подробное объяснение в определенной тематике. Завлекают такие ролики не только информативностью, а также живописностью и качеством картинки. Ролики о животных, природе и путешествиях увлеченно смотрят не только взрослые, но и дети. Ведь каждому очень интересно следить за животным миром в дикой природе, тем самым развиваться и познавать что-то новое для себя.

Юмористические видео отлично подойдут для вечернего времяпровождения. Как никогда после тяжелого рабочего дня юмор поможет отвлечься от жизненных проблем или же посмеяться от души в компании друзей. У нас вы сможете найти различные скетчи, стендапы, пранки, видеоприколы и различные комедийные шоу.

Музыка в жизни каждого человека очень важна. Она мотивирует каждого из нас, поднимает настроение, заставляет двигаться вперед. Для любого посетителя у нас есть отличные подборки музыкальных видеороликов, включающие в себя большое количество разнообразных жанров и стилей, зарубежных и отечественных исполнителей. Даже если вы чем-то увлечены, музыкальные видеоролики отлично подойдут для прослушивания на заднем фоне.

Видео новости – самый зрелищный формат современных новостей. На нашем сайте вы сможете найти разнообразные новостные видеоролики, на любые увлекательные для вас темы. Новости от официальных СМИ, новости спорта, науки, техники, моды, новости политики, скандальные события из мира шоу-бизнеса и многое другое. Вы всегда будете в курсе всех последних интересных, и самых важных новостей и событий в мире.

Маленькие дети очень активны, но иногда их требуется чем-то заинтересовать, чтобы заняться своими делами или просто отдохнуть за чашечкой кофе. В этом деле родителям отлично помогут мультфильмы. Ведь именно мультики помогут привлечь вашего ребенка на несколько часов. У нас имеется большое разнообразие старых и новых мультфильмов, коротких и полнометражных. Для любого возраста и любых интересов. Ваш ребенок останется в восторге, а вы отвлечетесь.

Читайте также:  9 неочевидных способов избавиться от лишнего веса, не прибегая к диетам и физическим упражнениям

Мы очень рады, что наш сайт сможет помочь вам в различных жизненных ситуациях. Мы старались подобрать для наших зрителей годный контент. Желаем вам приятного просмотра.

Экзистенциальный коучинг. Альфрид Лэнгле

Почему коучинг так популярен в последнее время? Чем занимается коуч и какие направления существуют? И что такое “экзистенциальный коучинг”? На эти и многие другие вопросы ответил ученик Виктора Франкла, австрийский профессор Альфрид Лэнгле на открытой лекции в Высшей школе экономики.

Никто не станет спорить с тем, что скорость современной жизни стала намного быстрее, чем, скажем, 20 лет назад. И с каждым днем легче не становится. Люди постоянно куда-то бегут, пытаются успеть что-то сделать. В век автоматизации всего и вся, человек мало что производит руками. Работа становится всё более абстрактной. Люди много работаю, истощаются, устают, не могут “потрогать” результат деятельности. Из-за этого и возникают противоречия, с которыми работает коуч.

Первые коучи впервые появились в спорте (в боксе), когда тренер, наблюдая за работай спортсмена, давал советы, корректировал его действия. Коучинг, по мнению Лэнгле, — это особая форма консультирования, связанного с определенной темой, с которой мы сталкиваемся на работе или в жизни.

Лэнгле выделяет три типа коучинга:

  1. Work coaching — цель которого, оптимизировать рабочие процедуры, помочь человеку стать продуктивнее, развить больше навыков и предотвратить стрессы и выгорания связанные с работой.
  2. Life coaching — сосредоточен на жизни клиента, его жизненных планах. Наглядный пример, когда клиент после обучения определяет, куда пойти дальше.
  3. Existential coaching — сосредоточен на человеке, его осознанности. Коуч отталкивается от особенностей человека, его переживаний. Этот вид коучинга опирается на теорию о четырех фундаментальных мотивациях.

Тезисно о четырех фундаментальных мотивациях

  1. Понимание того, что я реально могу, осознавая свои способности и возможности.
  2. Понимание того, что мне нравится делать.
  3. Нацеленность на то, что я делаю, так как это соответствует моей сущности, убеждениям и совести.
  4. Видение смысла в том, что я делаю или собираюсь сделать.

Что такое стресс?

При таком бешеном ритме жизни, нескончаемом потоке новой информации, стресс — довольно частая причина, по которой обращаются к психологам и коучам.

Существует 2 типа стресса — дистресс и эустресс.

Ситуация, в которой возможности не соответствуют требованиям возникает дистресс — от меня требуют сделать больше, чем я могу — отрицательный стресс. Но когда я чувствую, что могу справиться и “challenge accepted” — это эустресс, положительный стресс.

Дистресс — ситуация самоэксплуатации. В результате такого стресса всегда возникает ощущение “too much” (слишком много, перебор). Ситуация избыточных требований давит. И мы начинаем делать вещи, на которые у нас нет внутреннего согласия. Понятие “внутреннего согласия” — основной фокус в экзистенциальном коучинге, это внутреннее уверенное “да!”, это то, что соответствует мне. Это когда человек входит в контакт со своими чувствами.

У стресса могут быть совершенно разные причины, и чтобы их понять, экзистенциальный коуч соотносит их с моделью о четырех фундаментальных мотивациях.

1. Давление на работе

Стресс может возникать по причине большого объема работы. Человек гонится за продуктивностью и эффективностью, пытается сделать больше и лучше других. В таких условиях, создается чувство избыточных требований, когда хочется сделать больше, но физически этого сделать не получается.

2. Нет радости, скука

Человек вроде бы со всем справляется. И вроде бы всё нормально. Но нет радости от проделанной работы, в какой-то момент становится скучно, неинтересно. В такой ситуации могут возникать проблемы во взаимоотношениях с коллегами. Возможно, ритм работы не соответствует человеку, и есть ощущение нехватки времени. Или если весь процесс работы нацелен только на деньги, такие условия приводят к отсутствию чувства ценности человека. В этой ситуации сложно полюбить то, что делаешь.

3. Всего лишь винтик

Другая история, когда человек на работе функционирует как машина. Когда не знает, как себя направить к цели. Да и где вообще эта цель? Например, человека отправляют работать на другой проект или в другой департамент и не спрашивают его мнения. И человек болтается как флаг на ветру, «куда подует ветер, туда и я». И в этой ситуации справедливо задать себе вопрос: «а кто я вообще такой?». И появляется чувство «винтика в системе», потому что нет возможности делать то, что действительно хочется делать.

4. Внутреннее противоречие

Фрустрация и гнев по отношению к работе могут возникать в ситуации, когда человек не видит смысла в том, что делает. Нет внутреннего личного убеждения, что работа действительно важна. Кому важна? Для чего важна? Очень часто основными показателями в работе являются материальные цели. “Сделай больше в этом году, если достигнешь поставленного результата, то получишь дополнительную зарплату или бонусы, если нет — увольнение”. В таких ситуациях возникает внутреннее противоречие и тревога, человек не видит цели, которая бы согласовывалась с внутренними ценностями.

5 аспектов экзистенциального коучинга, которые помогают справляться со стрессом

Альфрид Лэнгле Почему Я Не Делаю То Что Хочу Ч 1

Название: Альфрид Лэнгле Почему Я Не Делаю То Что Хочу Ч 1

Загрузил: Психолог Галина Никишина

Длительность: 45 мин и 1 сек

Битрейт: 192 Kbps

59.25 MB и длительностью 45 мин и 1 сек в формате mp3.

Смысл В Жизни Альфрид Лэнгле Австрия 10 Й Саммит Психологов Санкт Петербург 5 Июня 2016

Фундаментальные Принципы Экзистенциальной Психотерапии Альфрид Ленгле

Психотерапия в России

А Лэнгле Любовь Попытка Экзистенциального Анализа

Вы Знаете Что Нужно Делать Но Ничего Не Делаете Михаил Дашкиев Бизнес Молодость

Отчаяние И Бессилие Имеет Ли Жизнь Смысл Альфрид Лэнгле

Альфрид Лэнгле Психология Истерии

О Раздвоении Личности О Андрей Ткачев Почему Делаю То Что Ненавижу Договориться С Самим Собой

Православная соцсеть Елицы

Прокрастинация Очень Хочу Но Не Делаю

Сеанс Лечения Кожи Врач Психотерапевт Владимир Звонков

Я И Моя Person Как Строить Себя Прийти К Аутентичности Лекция Альфрида Лэнгле

Почему В Страдании Столько Боли Путь К Внутренней Свободе

Хочу Но Ничего Не Делаю

Анна Зубчевская Женский Психолог

Лекция А Лэнгле Об Одиночестве 10 03 2016

Бедный Я Человек Кто Избавит Меня От Сего Тела Смерти Римлянам 7 24 Герман Бем

Holy Bunch Fellowship

Экзистенциальная Психология И Психотерапия А Лэнгле

Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Минилекция Альфрида Лэнгле Базовое Лечение Тревоги 22 02 2018

Экзистенциальный анализ дистанционно

Духовность И Экзистенция Альфрид Лэнгле

Я Все Понимаю Но Ничего Не Делаю

Альфрид Лэнгле Экзистенциальный Бизнес Коучинг Поиск Смысла В Повседневности Бизнеса

Выступление Альфрида Лэнгле В Спбгипср

14 Й Психологический Семинарий Истерия Причины Понимание И Экзистенциальный Подход

Христианская психология – людям

Альфрид Лэнгле О Заповеди Любви К Ближнему

Обесценивание Психологическая Защита Психотерапия Психология Екатерина Лим

Как Распознать Голос Сердца

Альфрид Лэнгле Экзистенциальный Подход

Альфрид Лэнгле Психическая Травма Лекция В Вшэ

Открытая Лекция Альфрида Лэнгле Что В Жизни Важно Экзистенциальный Подход К Пониманию Ценностей

20 Й Психологический Семинарий Экзистенциальный Анализ Логотерапия И Психология Личности

Христианская психология – людям

Альфрид Лэнгле Об Обучении Экзистенциальному Анализу В Лондоне

Зачем Нужны Чувства Лекция Альфрида Лэнгле

Знаю Но Не Делаю

Нравится Ли Мне Жить Альфрид Ленгле

Лекция Альфрид Ленгле 19 03 15 Часть 1

Почему Я Все Знаю И Ничего Не Делаю

Лекция Альфрида Лэнгле Я И Моя Person Как Строить Себя Прийти К Аутентичности

Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Лекция Альфрида Лэнгле 09 03 17 Часть 1

Ценное Подобно Магниту Альфрид Ленгле

Как Избавиться От Болей Целебные Точки И Мази

Возьмемся За Руки Друзья Благотворительные Сеансы

432 Гц Частоты Счастья Музыка Погружает В Состояние Блаженства Райские Сферы Нектар Для Души

Алексей Дерябин. Мастер Медитации

Чего Уважающий Себя Человек Никогда Не Делает Секрет Успешных Людей

Проверь Себя Чего Не Делают Успешные Люди Забудь Об Этом Навсегда Если Хочешь Стать Богатым

1000 Секретов Развития Силы

Что Такое Кармические Задачи Как Их Определить И Выполнить

Как Перестать Прокрастинировать Навсегда

Свобода Воли Что Это Такое Смотрите На Правжизнь Тв

О Любови Психотерапевт Альфрид Лэнгле

Трезвость Православие Челябинск

Практикум По Инвестициям День 3

Торегали Тореали 2019 Лучшие Песни Ернар Айдар

Source Sdk Info Node Info Node Link Навигация Наземных Npc

Studenta Facultatea De Cai Ferate Drumuri Si Poduri

T Fest X Scriptonite Lambada Dabro Remix Pitched Bass

La O Partida De Pescuit Pe Mures 1 August 2013

Banda San Francisco De Rumipamba

Альфрид Лэнгле Почему Я Не Делаю То Что Хочу Ч 1

Intro Pour Gamixtreize Ipromx

Top32 Shohei Vs Yuri Kamalio Jffc 2018 Japan Freestyle Football Championship

Fortnite Stream By Goaner Trymacs Turnier

Jhaco Y Su Grupo Luna Nueva Virgencita Primicia 2013

Эфир 11 25 Вести Саха 30 03 20 На Русском Языке

Scrim Vs Ek Clan 2 Map Dodge Cybn 26

Karina Sidarenka Maksim Yalenich Blr Ice Dance Free Dance Chelyabinsk 2019

Cornel Brie Negresti Oas 2015

Peter Thienpondt Met Green Devil Op Trekkertrek Kaatsheuvel 2016

Jocuri Si Concursuri La Petreceri Copii Constanta Animatori Veseli Constanta 0762649069

Scrim Vs Vx Frecher Dash Nogg Canyoubeatus 2

Pescuit La Mures 1 Aprilie 2019

Bo3 100 Abo Special Danke

Eagle Tree Guardian 2D 3D High Winds 2D Testing

Bo2 Solo 217 7 On Multi Team Most Kills In Italy

Дуа Родителей За Своих Детей Надир Абу Халид

Bo3 Scrim Vs Team C1 4F

Formatie Lautari Castellon Madrid Spania 698644417

I Ve Found A New Baby

Gta 5 Mobile На Андроид От Ngc 0 2 1

Power Rangers Forever Series Bloopers Compilation

D Major My Money Official Audio

New Farsi Song 2018

Прочитанное И Прослушанное Влог Март

Mihai De La Madrid Colaj Manele

Yamaha 65Cc Rider Jayson Is Training Hard In The Sand Of Oirschot

Cazuraa Turn On 1

Eng Under Nineteen 19 Seconds Interview Over Nineteen Lee Seunghwan Song Byeonghee

Sabra Di Intahaa Karda Reya Hussain A S

Black Ops 2 Fal Nuclear Multi Team Hardpoint

Bo3 Scrim Vs Invictus Nation Inv Nfaker

Наруто Узнает О Смерти Джирайи

Brother Culture Jump Up Pon It Evidence Music

New Super Mario Bros U New Super Luigi U All Boss Fights

Galeria Cfr 1907 Cluj

Amv Страх Который Исходит От Демона Аниме Клип

Альфрид Лэнгле – Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни

Описание книги “Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни”

Описание и краткое содержание “Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни” читать бесплатно онлайн.

Читайте также:  Ботокс и диспорт, как средства для омоложения

Тема этой необычной книги – смысл. Не абстрактный смысл жизни, а смысл, который я могу найти, а могу и не найти в реальных жизненных ситуациях. Какие типичные ошибки совершает человек, определяя свое отношение к жизни? Действительно ли «победителя не судят»? Что такое успех и какое место он занимает в нашей жизни? Как обрести силу жить в безысходной ситуации? Как найти свой путь среди ошибок и соблазнов, чтобы вместо разочарований и скуки испытать всю полноту удовлетворения своей единственной жизнью?

Автор книги А. Лэнгле – известный австрийский психотерапевт, ученик В. Франкла, – не предлагает готовых рецептов, а ищет ответы на эти вопросы вместе с читателем (ибо ответ для каждого свой). Ищет, с глубоким уважением относясь к читателям, – он пишет доступно, и в то же время не упрощая проблемы.

Именно поэтому книга стала бестселлером. Она переведена на многие языки и выдержала не одно переиздание.

4-е издание (электронное)

Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни

© Niederösterreichishes Pressehaus Druck-und VerlagsgesmbH. NP Buchverlag, St. Pölten – Wien – Linz, 2002, 2011

© Издательство «Генезис», 2003, 2004, 2014

© Институт экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, 2004, 2014

Вопросы смысла в России: 10 лет спустя

Быстро пролетело десять лет с момента первого издания книги Альфрида Лэнгле «Жизнь, наполненная смыслом» в России[1]. Экзистенциальный анализ пустил здесь корни: проводятся образовательные проекты и международные конференции, работают психотерапевты – ученики А. Лэнгле. А вопросы смысла встают перед нами все острее. Странные времена, странные реформы, приводящие к дефициту смыслов целого народа…

В учении о смысле основателя логотерапии Виктора Франкла говорилось: жизнь наполняется смыслами, если ты можешь находить и проживать ценности, не важно, идет ли речь о грандиозных «проектах века» или об очень скромных проектах в масштабах одной семьи или одной личности с ее непубличной частной жизнью. Важен не масштаб, а тот факт, что ценности – действительно ценности, они не в моей голове, а в моем сердце чувствуются как хорошее. Позднее Альфрид Лэнгле развил идею, описав три системы предпосылок, о которых человек должен заботиться, чтобы справиться с ситуацией бессмысленности, ситуацией, которая проживается как специфическое страдание и вызывает у людей спонтанные защитные реакции (сарказм, иждивенческие установки, отношение к жизни как игре, в которой есть лишь эффектные моменты, а также цинизм, фанатизм и т. д.).

Оказывается, далеко не всем людям знакома ситуация, в которой нужно найти смысл. Так, по данным исследования австрийского психолога Л. Тутч и ее коллег, из ста опрошенных жителей Вены 11 % указали на то, что вопрос о смысле никогда не осознавался ими как важный. Но именно у этой группы обнаружена самая высокая степень удовлетворенности жизнью! Этот неожиданный результат может быть объяснен уже описанным Франклом фактом, что люди, проживающие и исполняющие смыслы, не задают себе вопрос о смысле, потому что он не представляет для них проблему. Наполненная смыслом жизнь сопровождается спонтанным ощущением: то, чем ты как раз сейчас занимаешься, соответствует тебе и «в целом хорошо и правильно». Когда человек оказывается в неясной для себя ситуации, он проделывает определенную работу, чтобы в конце концов прийти к решению.

В. Франкл понимал смысл как форму самоотдачи делу, отношениям, проекту, как посвящение себя задаче. Однако как в бешеном ритме больших городов не перепутать самоотдачу с «захваченностью», слепым суетливым, хаотичным бегом по кругу? (Этот феномен наших дней прекрасно описал Г. С. Померанц в работе «Проблема Воланда».)

Можно выделить три шага, которые нужно сделать, чтобы найти смысл ситуации.

Первый шаг: смена угла зрения – надо перевести взгляд с полюса собственных страданий (а переживание бессмысленности – это особый вид страдания) на внешний полюс, при этом дистанцироваться от собственных переживаний и заняться ориентированием в той ситуации, в которой оказался. Если самоотдача – это вектор (упорядоченная пара точек), то сначала нужно найти исходную точку: где я стою? В какие обстоятельства я, возможно, сам того не желая, оказался «заброшенным»? В чем здесь для меня проблема? В каких взаимосвязях я потерялся? Что неясно? Какова моя жизнь сейчас, объективно, просто описательно, без оценочных вздохов и проклятий? Дети еще не могут ориентироваться в ситуации, поэтому иногда они не хотят идти в школу – с ней нет ясности: каковы правила? По каким законом здесь живут? Каково мое место? По этой же причине они не хотят идти и во взрослую жизнь. Помочь детям разобраться в логике школьного порядка должны взрослые. То же касается и порядка жизни.

Второй шаг: соотнесение с ценностными основаниями ситуации: что меня в этой ситуации трогает? Где я чувствую себя запрошенным? Где я нужен? К своей жизненной ситуации нужно прислушаться и ребенку своему помочь прислушаться: где жизнь меня запрашивает? Когда человек выполняет второй шаг, он эмоционально открывается возможностям ситуации и соотносит их с собственными ценностями. Тогда ситуация предстает как поле ценностей, в ней есть то, чем человек дорожит, и именно это создает поле для экзистенциальной деятельности, придает мотивационную силу намерению. Главное здесь, особенно когда вы помогаете подростку, – не выдавать свои ценности за его.

Третий шаг: выбор конечной точки франкловского вектора: ценности в будущем. Куда мы идем? Куда я должен прийти? Ради чего я здесь? Что благодаря мне может быть хорошего в будущем? Этот третий шаг может быть совсем небольшим: съездить к маме, начать учить английский, разрешить ребенку ходить не в музыкальную, а в художественную школу и т. д. Размер шага должен быть именно небольшим, ведь это первый шаг, и только время покажет, правильно ли было выбрано направление. Может быть, этот шаг и будет ошибочным. Но если он будет сделан с внутренним согласием, он не станет бессмысленным.

Три структурных компонента смысла – ориентирование, поле ценностей и ценность в будущем – выполняют разные функции. Первый шаг помогает увидеть структуру ситуации, проясняет ее понимание (здесь задействовано восприятие), второй делает ситуацию значимой, «лично моей» (задействованы эмоциональность и интуиция), третий позволяет сделать выбор, «запускает» процесс воли (здесь действуют структуры Я: привычка размышлять, ум, внимание к деталям, настойчивость и принятие себя всерьез).

Хотелось бы хоть немного пожить в стране, в которой уважают общечеловеческие смыслы и ценности. Но, строго говоря, ни одно правительство не может запретить мне искать смысл этого года, этого периода моей жизни, этого дня самостоятельно.

Эта книга по-прежнему абсолютно актуальна. Она не устарела ни в одной своей идее и по-прежнему помогает нам жить наполненно и со смыслом. Несмотря ни на что.

Светлана Кривцова, доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук

Логотерапия как искусство быть

Читатель держит в руках книгу, отнюдь не типичную для бесконечной череды выпускаемых сейчас зарубежных популярных книг по психологии, обещающих легко и быстро научить человека нравиться окружающим, стать успешным, победительным во всех делах и т. п. Эта книга вообще не о путях приобретения с помощью психологии внешних благ, она – о внутренней жизни, ее ценности, цене и смысле. Автор – замечательный австрийский психолог и психотерапевт-профессор Альфрид Лэнгле, директор Венского института экзистенциального анализа и логотерапии, ученик, ближайший сотрудник и преемник основателя логотерапии Виктора Франкла.

Появление логотерапии тесно связано с величайшей трагедией XX века – Второй мировой войной (1939–1945), когда, казалось бы, беспросветная ночь опустилась на Европу, торжествовала варварская идеология, которой с поразительной легкостью поддавались многие тысячи людей и целые народы. Вспоминаются слова Салтыкова-Щедрина, сказанные за несколько десятилетий до появления Гитлера и оказавшиеся столь пророческими: «Пришел бандит и, не долго думая, взял да и погасил огонь мысли. Он ничего не страшился, ни современников, ни потомков, и с одинаковым неразумением накладывал гасильник и на отдельные человеческие жизни, и на общее течение ее. Успех такого рода извергов – одна из ужаснейших тайн истории; но раз эта тайна прокралась в мир, все существующее, конкретное и отвлеченное, реальное и фантастическое – все покоряется гнету ее».

Именно тогда, во тьме этой «тайны беззакония» проходила проверку логотерапия в голове и душе рядового заключенного фашистского концлагеря смерти, которым был венский психиатр, психолог и психотерапевт Виктор Франкл[2]. Одним из толчков к ее созданию стала гипотеза другого венского психиатра, психолога и психотерапевта – Зигмунда Фрейда, согласно которой люди, столь очевидно различающиеся по внешним манерам, воспитанию, привычкам и причудам, непременно станут одинаковыми, если их поместить на длительное время в крайне жесткие, бесчеловечные условия. И тогда облетят все фиговые листочки цивилизации и останутся одни «базовые инстинкты» яростной борьбы за выживание. Франкл находился именно в таких условиях. Более того – его ждала смерть в газовой камере, которая для него, узника-еврея, была неизбежна. И вокруг люди были в тех же жестоких условиях. Но они не стали одинаковыми, не все потеряли свою человеческую суть. Фрейд ошибся!

Но что же делало людей разными и, главное, что удерживало их человеческую жизнь и сознание в этом аду? Ответ Франкла: удерживал их особый, только им – каждому в отдельности – присущий внутренний смысл, найденный и исповедуемый ими, тот путеводный, защищаемый всеми силами души огонек, пусть маленький и зыбкий, как свеча на ветру, который светил им в этой тьме. Франкл, например, продумывал шаг за шагом свою теорию и представлял, как после войны будет докладывать ее в зале Венского психотерапевтического общества (том самом, в котором когда-то выступал и Фрейд) и как он скажет, в частности, об ошибке Фрейда. И это – напомню – в жуткой повседневности лагеря смерти, где твое будущее предопределено, где ты не человек, а порядковый номер.

Альфрид Лэнгле: Сдать экзамен жизни

От Masterweb

Отчаяние и бессилие: жизнь все еще имеет смысл

Альфрид Лэнгле (Alfried Langle, 1951) имеет докторскую степень по медицине и по психологии. Ученик и коллега Виктора Франкла.

На основе логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла разработал оригинальную теорию фундаментальных экзистенциальных мотиваций, которая позволила значительно расширить теоретический и методический базис экзистенциально-аналитического консультирования и психотерапии.

Автор книг и большого числа статей, посвященных теории и практике экзистенциального анализа. Президент Международного Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии в Вене (GLE-International). В настоящее время национальные отделения Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии находятся в разных странах мира.

Конспект лекции доктора Альфрида Лэнгле

В процессе определения и размышления, какая тема должна сегодня состоятся, я задумался о том, что в последнее время в психотерапии тема отчаяние и бессилия все чаще встречается.

Дело в том, что когда экзистенцией человека овладевает бессилие и отчаяние, в жизнь приходит бессмысленность. В этот вечер я взгляну на эту тему, с точки зрения экзистенциальной перспективы экзистенциального анализа, логотерапии и мы также услышим позицию Виктора Франкла по этому поводу. Мы феноменологически откроем двери в пространство где существует отчаяние и бессилие.

Читайте также:  9 типичных ошибок при расставании, из-за которых мыми страдаем по бывшим

Знакомо ли мне отчаяние? Был ли когда-то я в отчаянии? Отчаивался ли я? Либо я видел это только у других людей. Возможно, я переживал отчаяние и разочарование в школе? Например, несмотря на то, что я очень много учился, я не смог сдать экзамен. Или несмотря на все мои усилия, я не могу чего-то предотвратить, например, зимы в Италии.

Что же является особенностью темы отчаяния?

Наличие другого полюса, с одной стороны отчаяние, а с другой надежда. В романских языках отчаяние переводится, как без надежды. В английском языке – disappointment – разочарование, обманутая надежда. У кого есть надежда, тот не отчаивается! Именно поэтому «надежда», это тот термин, который находится на другом полюсе.

Если мы разберемся, что такое надежда, мы сможем понять, что же такое отчаяние. У кого есть надежда, тот стоит живым! Тот надеется на хороший конец и на творческое бытие, и то, что что-то хорошее и ценное будет происходить в его жизни. Что будет здоровье, что семья останется целой, что не будет войны.

Какая особенная характеристика надежды? Она в том, что надеяться предполагает некую пассивность. Например, я надеюсь, что завтра будет хорошая погода. И возможно, не будет дождя. Это, как бы желание, при котором я знаю, что лично я по этому поводу ничего не могу сделать. Человек, который надеется, знает, что он лично не может на эту ситуацию повлиять. В надежде мы как будто бы направлены вперед и при этом можем положить руки на колени. Это похоже на отчаяние, но разница значительная.

Во многих ситуациях мы не можем ничего делать. Но поскольку, я надеюсь, я будто имею привязанность, связанность с тем, что будет. Например, я надеюсь, что это не будет рак, если меня обследуют. И это означает, что я поддерживаю свою связь с ценностью здоровья, я на нее направлен.

Это очень большая разница по сравнению с отчаянием. В отчаяние больше нет доверия, что что-то может происходить хорошо. Именно поэтому в надежде есть дух реализма.

Это больше ни фантазии, ни иллюзии, ни мечты. Надежда говорит о том, что что-то не исключено, о том, что все может быть еще очень хорошо. И действительно пока что-то еще не произошло, и не исключена возможность, что произойдет что-то хорошее.

Принцип критического рационализма Поппера, говорит, что надежда не просто что-то реалистическое, а что-то самое безопасное, из того, что вообще может быть в жизни. Пока что-то не исключено, это основа для надежды. Это хорошо обоснованное чувство рационального процесса.

Конечно, нет уверенности в том, как это закончится. Поэтому оно хорошо закончится! И это очень реалистично.

Что-то может негативно закончиться. И это риск. Но, несмотря на риск, я держусь за что-то позитивное. И держу, и желаю, и пребываю в отношении с риском.

Например, что конфликт хорошо разрешиться, или это не будет рак после исследования которое я прошел. Когда я надеюсь, я остаюсь верным тому, что представляет для меня ценность. В надежде мы используем последний шанс. Все что иногда мы можем сделать, это занимать открытую позицию. Мы не отказываемся от ценности. До того момента, пока это не исключено. В надежде я активен. Даже если я не могу изменить ситуацию, я активен в том, что я не отказываюсь от своей ценности.

Когда мы говорим «Больше ничего хорошего не произойдет, у меня больше нет сил надеяться, я слишком разочарован», возникает нагруженность напряжённость, которая вводит нас в депрессивность.

Например, если я буду вести себя активно, я буду ненавидеть, либо буду переживать свое бессилие. Это означает, что на активном уровне психодинамики во мне будет что-то двигаться. Поэтому здесь будет очень уместна пословица «Надежда умирает последней».

При этом с надеждой вместе умирает и человек, и он падает в пропасть. И там, где умирает надежда, остается только отчаяние. В отчаянии все разрушается.

Меня больше ничего не держит, и больше нет надежды. Ценности разрушены либо у меня к ним больше нет доступа. Я больше не могу принимать решения. Страх и бессилие. В отчаянии у меня больше нет будущего. Нет будущего, которое хочется прожить, которое есть хорошее. В отчаяние я больше не вижу перспективы. Мы больше не на краю пропасти, у нас чувство, что мы уже туда упали.

И бессилие — это преобладающее чувство в ситуации отчаяния. Единственное в чем, я могу быть уверен, что нет больше безопасности и все разрушено. И поэтому я больше не могу собой владеть, я утрачиваю себя.

Например, это могут быть разные ситуации, которые вызывают подобное чувство. У нас в Австрии часто происходят наводнения и лавины. И когда я смотрю на дом, который был разрушен я переживаю отчаяние. Отчаяние переживает человек, когда смерть забирает ребенка. Когда война забирает будущее или не дает возможности быть с родными людьми, либо забирает самых дорогих людей. Это чувство можно переживать из-за ситуации в обществе, при природных катаклизмах. Из-за того, что дома я переживал насилие, одиночество.

Случай из практики

История одной женщины, которая познакомилась с плохим мужчиной, а потом у нее родился ребенок, а затем она встречалась с другими мужчинами. Она с ними была несчастлива, расставалась и совершила два аборта. Сейчас алкоголь играет большую роль в ее жизни. И все что я знал о ее жизни было пронизано насилием. Она о себе говорила, что она раздавленная жизнью. Смерть была единственным решением.

И в отчаянии я задаюсь вопросом, что я буду делать со своей жизнью. Все, что давало ей опору, имело смысл – было разрушено.

Отчаяние всегда имеет следующие характеристики:

Отчаяние всегда происходит в состоянии нужды. Жизнь больше невыносима. Нет человека, который был в отчаяние и был счастлив.

При отчаянии появляются такие чувства, которые не позволяют рационально думать.

Содержание этих чувств – я больше не знаю, как дальше. Я не хочу сдаваться, я хочу жить. Я больше вижу дороги, как идти дальше. Я стою у стены, я чувствую себя заблокированным.

И самое важное, что следует сказать об отчаяние, в нем высока перспектива суицида.

В состоянии отчаяние мы что-то видим, но не находим пути. И в этом человек познает безвыходность. Жизнь попала в тупик. Какая-либо надежда становится бессмысленной. И даже это состояние не имеет смысла. И тот, кто в состоянии отчаяния, он познает этот тупик. И тогда возникают ощущения утраты смысла и безнадежность. Около этого полюса познания, человек переживает субъективное бессилие и неспособность в достижении целей. И эта комбинация создает отчаяние.

Но если я не имею понятия как дальше жить, из этого бессилия рождаются тяжелые ощущения. Душевные страдания. Страх, паника, истерия, зависимость.

Субъективный полюс отчаяния переживается, так как «я не способен к активности».

В другом полюсе этого переживания, есть мочь и способности.

Если могу что-то сделать, − я не бессилен. Если у меня есть возможность проработать с моим партнером над конфликтом, я не ощущаю бессилие. Это обозначает власть и силу над проблемой. Знать и мочь. Если я что-то могу, тогда создается мостик к миру.

И при этом важна еще одна мысль. Действительно ли мочь всегда связана с – «дать этому быть»? Кто «может», также может и оставить. Например, если, что-то утрачивает смысл и нет причин это продолжать. Я больше не продолжаю свое обучение, потому что не получаю для себя что ничего нового. И тогда в конфликте я больше не продолжаю слушать диалог, так как понимаю, что здесь ничего не измениться.

В действительности мочь имеет границы. Это как вдох и выдох. Я делаю, что-то и отпускаю.

Если я не могу «дать этому быть», я это не отпускаю, тогда я задолжал. И здесь имеется разница. Отчаявшийся не может отпустить. И это еще больше усиливает бессилие.

Если я не могу дать этому быть, это оставить, тогда возникает застывание и паралич.

И это бессилие и отчаяние может возникать во всех четырех измерениях экзистенции.

Первое измерение – когда я по отношению к реальному миру, точно не могу ничего сделать. Например, недавно моими клиентами были монашки, которые на три дня застряли в лифте и ничего не могли с этим сделать. Либо, когда я застрял в машине, которая горит. Тогда возникает страх и апатия.

Во втором измерении – в отношении жизни, также может возникнуть бессилие. Например, если мы находимся в отношениях, где я обесценен, меня бьют, я постоянно подвергаюсь насилию. Я не могу настаивать на расставании, потому что я слишком привязан к этому человеку. И в какой-то момент приходит отчаяние. Бессилие стоит напротив силы жизни.

Третье измерение, когда идет речь об отношении к себе. Это уникальный опыт одиночества, когда я не могу взаимодействовать с другими. Быть одним, быть оставленным. То, что ведет к истерическому молчанию.

Четвертое измерение, когда человек не видит смысл во всей жизни. Когда мы не способны видеть, что что-то изменяется, что-то растет. Тогда возникает экзистенциальное отчаяние. Особенная опасность возникновения зависимости. Потеря в отношении самого себя, и потеря в отношении экзистенции. Из-за этого могут возникать психодинамические состояния. Или человек начинает продуцировать ярость, цинизм.

В отчаянии человек утрачивает глубокую связь с его экзистенцией. В одном или большинстве из этих измерений. Даже до потери уровня переживания, что что-то нас держит. Это основы бытия. Потеря ощущения, что, в конце концов, жизнь хороша.

В третьем измерении человек утрачивает связь с собой как творцом. А в четвертом измерении, утрачиваем отношения и связь со всем миром. Отчаявшийся больше не укоренен в том, что нас здесь держит. Он утрачивает связь с глубинными структурами, с глубинным ощущением, что нас что-то несет.

В понимание В. Франкла отчаяние выглядит как математическая формула.

Отчаяние = страдание – смысл.

Важно отличать горевание от отчаяния. А сейчас мы поговорим о пациентке, которая не нашла партнера, не имеет детей и от этого пришла в отчаяние.

Конечно, это грустно, но почему речь здесь об отчаяние?

Оно возникает тогда, когда исполнение желания возведено в Абсолют. И тогда смысл жизни зависит от исполненности этого желания.

В отчаянии может быть только тот человек, который из чего-то создал бога и это нечто у него большее, чем все остальное в его жизни. Защиту от отчаяния человек имеет только тогда, когда только одно самое важное в жизни его это – выжить (выдержать жизнь). И это больше чем выдержать, это как сдать экзамен, сдать экзамен жизни.

В ее случае жизнь состоит из несчастья в любви и в том, что у нее нет детей. И в связи с этим, В.Франкл приводит нас к теме отказа и жертвы. Когда человек не может от чего-то отказаться, он стоит перед опасностью впасть в отчаяние. «Отказаться» значит во имя чего-то более значимого это «оставить».

Добавить комментарий