Американская художница рисует комиксы, в которых рассказывает неожиданную правду о животных

КнигиМемуары в картинках:
10 комиксов о жизни женщин

Самые важные комиксы о дружбе, любви и поиске себя

КОМИКСЫ — НЕ МЕНЕЕ КОНСЕРВАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ, чем, скажем, кино. В последние пару десятилетий картина постепенно меняется, но пробиться на работу в Marvel или DC женщинам по-прежнему сложно. Другая история с независимыми изданиями. На протяжении многих лет комиксистки рисовали, писали и издавали комиксы о волнующих их проблемах, которые они пережили сами. Фестивальный хит этого года «Дневник девочки-подростка» тоже основан на автобиографичном комиксе, придуманном художницей и писательницей Фиби Глокнер. Рассказываем о нём и других произведениях, написанных и нарисованных женщинами, обязательных к прочтению.

Текст: Гриша Пророков

«Persepolis»

«Persepolis» — это на самом деле четыре книги, выпущенные француженкой Маржан Сатрапи в начале 2000-х и собранные под одной обложкой. C одной стороны, история взросления самой Сатрапи, с другой — история современного Ирана, «Persepolis» охватывает события с конца 70-х по начало 90-х. Сюжет разворачивается на фоне шахского режима, исламской революции и войны с Ираком. Родившись в свободном Иране и отучившись в Австрии, Сатрапи возвращается домой, однако порядки там сильно изменились. Режим исламской республики сильно ограничивает свободу людей, а самой Сатрапи, как всем иранкам, приходиться теперь носить на голове платок. Она тайно выходит замуж и бежит во Францию, где, в реальной жизни, и начинает рисовать комиксы. В 2007 году по «Persepolis» сделали мультфильм, который даже получил приз жюри Каннского фестиваля. Книга, тем не менее, куда подробнее, обстоятельнее и лиричнее. В ней отчётливо слышится голос автора, которая отлично балансирует между грустным и вёселым не в ущерб искренности и откровенности.

«Tomboy: A Graphic Memoir»

Лиз Принс никогда не нравились платья, принцессы, волшебные феи и всё то, что, как считают многие, должно быть по душе девочкам. В детстве она носила кепки и джинсы и дружила с мальчиками. В школе, правда, с друзьями стало труднее, и Лиз замкнулась в себе. Став постарше, она попала волонтёром в не то арт-школу, не то клуб единомышленников под названием Warehouse 21, где художница узнала больше о сексизме, власти стереотипов и самой себе. «Tomboy» — остроумный рассказ Принс о своей юности. Его предельная честность поначалу может оттолкнуть: например, большую часть книги Лиз считает, что ненавидит женщин, и часто об этом говорит. «Tomboy» можно принять за мизогинистический комикс, поскольку разъяснение и мораль приходят только в самом конце. На деле автор не скрывает подробностей своего взросления, не утаивая даже своих заблуждений. «Tomboy» — хороший комментарий о гендере, том, что стоит считать женским и мужским, и как на нас давят общественные стереотипы.

«Awkward and Definition»

Ариэль Шраг — художница и сценаристка, работавшая, например, над сериалом «The L Word». Шраг написала и нарисовала о своих подростковых годах целую тетралогию: «Awkward», «Defintion», «Potential» и «Likewise». Первые две — «Awkward» и «Definition» — собраны в одной книге. Что интересно, свои мемуары Шраг создавала почти сразу после событий, которые в них описаны: каждое лето после учебного года она рисовала комикс о своём опыте в старшей школе, копировала его на ксероксе и распространяла среди сверстников. «Awkward» — история о первом годе в старшей школе, «Defintion» — о втором (в России это было бы что-то вроде 9-го и 10-го классов). Ариэль рассказывает обо всём в подробностях: как она знакомится с новыми людьми, ходит на концерты, влюбляется, интересуется химией, рисует комиксы и пытается быть отличницей. Нарисовано всё предельно просто — в конце концов его рисовала настоящая школьница, — но это придаёт ему определённое очарование и делает более честным. Работы Шраг — это не переосмысленные через много лет воспоминания, а события глазами непосредственной участницы.

«My New York Diary»

В 1991 году девушка по имени Джули собирает вещи и уезжает из родной Канады в Нью-Йорк: она бежит от странного и жалкого бойфренда, монотонной учёбы в художественной школе и попросту скучной жизни. В Нью-Йорке, впрочем, не становится легче: её новый парень оказывается тираном и психопатом, сама Джули страдает эпилепсией и пытается помочь себе при помощи алкоголя и наркотиков. Сейчас Дусе уже не рисует комиксов, но в середине 90-х она была воистину культовым андерграундным автором (в конце 2000-х, впрочем, она выпустила совместный с Мишелем Гондри фильм — что-то среднее между короткометражкой и комиксом). «My New York Diary» — честная, жёсткая книжка, не скрывающая, что реальность не всегда такая, как нам хотелось бы, и иногда в жизни просто не везёт. Как и история автора, её чёрно-белые рисунки сложные, полные мелких подробностей и неожиданных поворотов. «My New York Diary» — это ещё и книга о том, как не принимать заведомо плохих решений и что делать, если ты всё-таки в чём-то ошибся.

«Fun Home: A Family Tragicomic»

Элисон Бехдель — художница, придумавшая знаменитый тест Бехдель, с помощью которого можно оценить равноправие в кино. Долгое время она рисовала не самую заметную серию «Dykes to Watch Out For», а в 2006-м выпустила автобиографический комикс «Fun Home», получивший множество наград — и на неё обрушилась настоящая слава. В «Fun Home» Бехдель рассказывает о своей юности. Художница пытается найти общий язык с отцом-деспотом, который владеет похоронным бюро, работает школьным учителем, а также мечтает восстановить семейное викторианское поместье — и терроризирует свою семью. В то же время это история о том, как Бехдель исследует свою сексуальность и понимает, что она — лесбиянка. Это сложный, многослойный комикс с нелинейным повествованием (сама Бехдель сравнивает его с лабиринтом) и отсылками к мировой культуре, от античной литературы до «Великого Гэтсби». Бехдель рисовала его семь лет и подходила к работе над ним крайне внимательно: например, фотографировала сама себя, чтобы наиболее достоверно рисовать позы каждого персонажа внутри книги.

«One! Hundred! Demons!»

Линда Барри — американская писательница и художница, больше всего известная своим комиксом «The Good Times Are Killing Me», в котором рассказывается о межрасовой дружбе двух девочек. «One! Hundred! Demons!» — это 17 историй о самой Барри, которые сначала публиковались на сайте Salon.com; во введении указано, что Барри использовала для написания комикса дзен-буддистскую практику под названием «сто демонов». Смысл в том, что человек садится и ждёт, когда к нему придут его демоны — а потом рисует их, когда они появляются в его сознании. Барри выплеснула в комикс самых разных демонов: от отношений, в которых над ней издевались, до гнева, который у неё вызвали президентские выборы 2000 года. Сама Барри называет «One! Hundred! Demons!» «авто-художественной-биографией», намекая, что реальность в ней соседствует с фантазией. Комикс нарисован в очень простом, почти детском стиле, с яркими акварельными цветами и неловкими линиями — но это только подчёркивает его искренность.

«Marzi»

Полячка Маржена Сова изучала литературу и всегда мечтала стать писательницей, а в мир комиксов попала случайно. С ними её познакомил бойфренд, француз Сильвен Савуайя, и он же предложил Сове вместе делать комиксы. Автобиографический роман «Marzi» Сова написала о детстве в Польше 1980-х, попросив Савуайя его проиллюстрировать. В мемуарах Сова описывает жизнь, наполненную простыми ежедневными радостями и горестями: вот она едет к родственникам за город, а вот с семьёй доедает последний кусок хлеба, а вот играет с соседскими детьми в полуразвалившемся подъезде. Это одновременно и история одинокой девочки, и рассказ о жизни при социализме в бедной стране, разрушаемой неудачной политикой и войнами. Тем не менее это не польский «Маус». «Marzi» вовсе не тяжёлое реалистичное чтение, а довольно лёгкая история о прекрасном детстве, пускай и на невесёлом фоне. На французском на данный момент вышло шесть томов и не исключено, что Сова продолжит делать свой комикс.

«Smile»

По дороге домой после встречи гёрлскаутов, маленькая Рейна спотыкается и падает, ломая себе два передних зуба. После этого начинается долгое и трудное путешествие: пятилетнее общение со стоматологами и бесконечное лечение зубов. Одновременно с этим жизнь Рейны круто меняется: начинается половое созревание, усложняются отношения с одними людьми, но появляется дружба с другими. «Smile» — мемуары Рейны Тельгемайер, рассказывающие о её жизни с шестого класса до окончания старшей школы. Из всех собранных в этом списке комиксов этот больше всего нацелен на настоящих подростков: он простой, яркий и достаточно глубокомысленный. В первую очередь это история о том, как маленькая Тельгемайер теряет первых друзей — которые издеваются над ней из-за её зубов — и находит новых, настоящих. Это не единственный автобиографический комикс автора: после «Smile» Тельгемайер выпустила «Sisters», историю её отношений с сестрой.

Читайте также:  9 аномалий, которые доказывают, что природа заткнет за пояс любого фантаста

«Need More Love»

Алин Комински-Крамб — одна из первых американских женщин-комиксисток и жена легендарного художника Роберта Крамба. «Need More Love» — это коллекция комиксов, рисунков и фотографий и текстов, накопившихся за сорок лет её жизни. Через собранное за долгие годы творчество автор рассказывает историю своей жизни: как она росла в еврейской семье, как попала в фолк-тусовку Гринвич-Виллидж в 60-х, как затем отправилась в Калифорнию и стала общаться с хиппи-художниками; как, наконец, завела семью и мирно жила с мужем и дочерью. Комински-Крамб была важным участником калифорнийской волны андерграундных комиксов 60-х, и «Need More Love» нарисован в соответствующем стиле: это немного дикий, гротескный и примитивный комикс. В первую очередь же «Need More Love» — это вдохновляющая история о любви к жизни.

«The Diary of a Teenage Girl:
An Account in Words and Pictures»

Экспериментальная и искренняя книга, сочетающая в себе комикс и прозу: комиксовые страницы перемежаются текстовыми описаниями. «The Diary of a Teenage Girl: An Account in Words and Pictures» — это история о 15-летней девочке, взрослеющей в Сан-Франциско 1970-х. Она теряет девственность с маминым бойфрендом и вскоре начинает вести подробный дневник о своей жизни. Честная и откровенная книга о внутреннем мире девочки-подростка оставляет в некоторой степени шокирующее впечатление. Не столько из-за затрагиваемых тем, сколько из-за прямого и глубокого взгляда на мир главной героини и её невероятно точного описания жизни людей вокруг. По словам самой Глокнер, книга основана на её жизненном опыте, но при этом ей не нравится называть её автобиографической, потому что она хотела, чтобы комикс читался как художественное произведение.

Американская художница рисует комиксы, в которых рассказывает неожиданную правду о животных

Вы когда-нибудь задумывались, о чем мечтают японские макаки, золотые рыбки или панды? Наверняка нет. А американская художница Брук Баркер (Brooke Barker) точно знает, что макаки мечтают о спа, а золотая рыбка помнит гораздо больше, чем принято думать. Творчество Брук известно в Instagram и Facebook как Sad Animal Facts («Грустные факты о животных»). Герои этих комиксов завоевали миллионы сердец.

Читайте также

Комментарии

Читайте на 123ru.net

Религия

Здоровье

Путешествия

Личное

На 123ru.net все авторские, только что опубликованные новости доступны в разделе “Пользователи сайта”, а также в городе, в котором данная новость опубликована. Кроме того, наиболее интересные и популярные на сегодня новости (рейтинг определяется по времени публикации и количеству посетителей, которые просмотрели публикацию на данный момент) бесплатно транслируются в автоматическом режиме на страницах партнёрского таблоида (только для новостей с изображениями, прикреплёнными к новости и имеющих достаточное для публикации разрешение и размер). Для трансляции в таблоиде, при публикации не забудьте выбрать раздел новости, в котором Ваша новость и будет впоследствии отображаться. 123 Новости (раз, два, три) – мгновенная публикация новостей из первых уст с ежеминутным обновлением. Первые новости – в первых строках!

Мы отбираем самое интересное, самое актуальное и востребованное именно сейчас, именно в том городе и регионе, где это происходит. Каждый пользователь сайта в любой момент может опубликовать свою новость в автоматическом режиме без модерации с нашей стороны, соблюдая лишь элементарные правила корректности в высказываниях и общепринятые нормы морали. Стать нашим корреспондентом в любом городе можно прямо сейчас.

Мы не берём денег не только за публикации Ваших новостей, сообщений и объявлений, но и рекламу Ваших публикаций на страницах наших таблоидов на всех языках мира. На сегодня наши услуги совершенно бесплатны для всех без исключения пользователей сайта.

Мы не берём денег не только за публикации Ваших новостей, сообщений и объявлений, но и рекламу Ваших публикаций на страницах наших таблоидов на всех языках мира. На сегодня наши услуги совершенно бесплатны для всех без исключения пользователей сайта.

На 123ru.net все новости (в том числе и ваши) доступны в переводе на практически любой из популярных языков мира. Для перевода достаточно выбрать из списка языков, размещённого в шапке сайта, интересующий Вас. Перевод выбранной страницы мы осуществим мгновенно в автоматическом режиме и с индексацией через поисковые системы. Читайте новости на языках мира у нас в режиме онлайн. 123ru.net — Ваш мир без границ и языковых барьеров! А с недавнего времени мы добавили и новости по разделам, категориям, интересам и блогам, что позволяет получить пользователю сервиса не только оперативную, но и альтернативную информацию по интересующей теме со всего мира, от совершенно разных независимых популярных и не очень источников на одной странице. Сервис также позволяет просмотреть всю ленту новостей по каждому источнику информации отдельно в формате календаря за любую выбранную дату и период.

Товары и услуги от рекламодателей

m.123ru.net — Ваши новости у Вас в кармане. Безграничные возможности публикации частных материалов и общественно-значимой информации в реальном времени с прямыми ссылками на Ваши источники. Совершенно бесплатно, с мобильного телефона или планшета, оперативно, просто, с точной географической привязкой к происходящим событиям, происшествиям и объявлениям. В любой момент, ежеминутно мы предоставляем Вам возможность публикации актуальной информации (заметки, статьи, репортажи с комментариями, фото и видео, частные объявления и т.д.) по любому из городов России, Украины, Белоруссии и Абхазии — совершенно бесплатно.

А теперь Вам доступны новости и на других языках всех континентов.

обложки американского художника комиксов Джая Ли

Дубликаты не найдены

Джей Ли кстати рисовал комиксы “Темная башня” что по Стивену Кингу, всем кто знаком со стрелком советую)
вот кстати его оригинальная обложка комикса

Marvel vs DC

Кафе “Мультивселенная”

Как-то ехали в провинции Накхон, Таиланд, искали плотину и завораживающий вид. По дороге забрели в кафе Дракон и там было вот этот вот все. На небольшой территории буквально на каждом сантиметре были припрятаны миниатюрные или гордо стояли шестиметровой тушей фигурки из брутального металла. Торжество сварочного искусства.

Заказывайте, заказывайте, как бы говорила нам гостеприимная барная стойка.

Под столом сидит бабайка.

Вот такая вывеска, очень привлекает внимание.

Оптимус? Не? Я не очень разбираюсь в трансформерах, к сожалению.

Суровый Железный Капитан Америка. И какой то единорог.

Если в костюм еще могут, то только Тони Старк владеет секретом палладиевого реактора. Поэтому приходится грустно прятаться в кустах.

Вообще вся кафеха была как-бы внутри здорового дракона, а его запчасти внезапно обнаруживались повсюду. Вот тут хвост, например.

Ну а это основная высоченная часть фигуры. В пузе – кафе.

Взгляд в мастерскую.

А дамба и виды разочаровали. Их, собственно, видов, не было. В итоге, вся поездка на мотобайке в 70 км. туда обратно вообще не стоила бы потраченного на это мероприятие времени, если бы не это кафе по дороге.
И кофе вкусный был.

Борьба

Marvel и DC по сообщениям борются за Киану Ривза

DC vs Marvel

Марвел: Давайте сделаем кино с 40 супергероями в одной сцене одновременно, чтобы ни один фильм нас в этом не переплюнул.

DC: Выпускаем клоуна

Самара как декорация для супергеройского кино

Решили пофантазировать, как супергерои смотрелись бы в нашем городе.

Сокол, Железный человек, Тор (юмор картинки в том, что на фоне – самый известный в городе пивбар)

Доктор Манхэттен (на фоне – бывший аэрокосмический университет)

Самые ожидаемые фильмы 2019 года. Пост №5. Кинокомиксы

Третий фильм внезапной трилогии М. Найта Шьямалана, начатой в 2000 году «Неуязвимым». «Сплит» познакомил мир с Кевином (Джеймс МакЭвой), содержащим в себе пару десятков личностей. О нём узнал усталый пожилой охранник Дэвид (Брюс Уиллис). В новом фильме он встретит своего старого знакомого мистера Стекло (Сэмюэл Л. Джексон), и начнется нетипичное противостояние супергероя и суперзлодеев.

Дата выхода в России: 17 января 2019.

Читайте также:  8 распространенных кухонных ошибок, которые усложняют нам жизнь

Героиня, которой предстоит вернуть надежду оставшимся в живых Мстителям. Землянка Кэрол Дэнверс была на волоске от смерти, когда её спасли инопланетяне, подарив не только жизнь, но и суперспособности. Действие фильма разворачивается в 1990-х, один из главных героев – Ник Фьюри, который ещё молод и смотрит на мир двумя глазами.

Дата выхода в России: 7 марта 2019.

Швед Дэвид Ф. Сандберг, снявший «И гаснет свет» и «Проклятие Аннабель: Зарождение зла» срежиссирует историю про мальчика, превращающегося в супергероя по волшебному слову.

Дата выхода в России: 4 апреля 2019.

Вместо Рона Перлмана красную кожу, каменную лапу и любовь к котикам примеряет Дэвид Харбор, коп из сериала «Очень странные дела». Нил Маршалл у руля этой адской феерии, а над сценарием работал автор комиксов Майк Миньола. Новый фильм будет отличаться от дилогии Гильермо дель Торо, как минимум повышенным уровнем жестокости (у Маршалла знатное хоррор-прошлое, включающее сериал «Ганнибал»).

Дата выхода в России: 11 апреля 2019.

Десять лет студия Marvel представляла зрителям всего мира героев своих комиксов. В прошлом году они, наконец, столкнулись в борьбе с безумным титаном Таносом, но потерпели поражение. Теперь грядёт эндшпиль, в котором партию разыграют до победного конца.

femart

Женское творчество

Откроем дверь в мир, созданный женщинами

Кейт Феннер. Молодая художница рисует свои галлюцинации, чтобы бороться с шизофренией

«Иногда я беспокоюсь, что кто-то, кого я знаю, найдет мой твиттер или инстаграм, а потом вспоминаю, что уже рассказала всему интернету о своем психическом заболевании», — пишет в соцсетях 19-летняя Кейт Феннер. Некоторое время назад девушка решила поведать миру свою историю и поделиться фото собственных во всех смыслах необычных иллюстраций.
AdMe.ru решил узнать, какими стали со временем рисунки юной художницы.

В 17 лет после продолжительного периода неопределенности Кейт наконец-то смогли поставить диагноз — шизофрения.

Для борьбы с психическим расстройством девушка решила перенести свои галлюцинации на бумагу.

Кейт выложила фото своих рисунков в сети, сопроводив каждый комментарием о том, при каких обстоятельствах она обычно видела те или иные галлюцинации, какие звуки при этом слышала, о чем говорили голоса и что она испытывала.

Например, именно такой девушка увидела себя однажды, подойдя к зеркалу.

А это более поздний автопортрет.

Часто Кейт видит различных насекомых, в особенности жуков и мух, ползающих по ней. Она считает, что последние олицетворяют ее саму, и ассоциирует их с ничтожностью и ненужностью. Кстати, эту муху зовут Дон.

В настоящее время на страницах художницы в соцсетях можно встретить несколько постоянных персонажей, которые наделены определенными характерами и даже своими психическими заболеваниями.

Например, Бертон — мальчик, которого воспитали медведи. Голова героя непропорционально большая, поскольку росла в зависимости от уровня его уверенности в себе.

Или птица Брайан. На рисунке в верхнем левом углу изображена еще одна галлюцинация девушки.

Терренс — улитка, страдающая паранойей, чрезмерной тревожностью и обсессивно-компульсивным расстройством.

А Леджер — обитатель подземной пещеры, который общается с упомянутой выше мухой Доном.

Какими бы милыми ни казались все эти персонажи, они говорят о проблеме Кейт больше, чем кажется. Шизофрении часто сопутствует не только заниженная самооценка, но и депрессии, чрезмерная тревожность и другие расстройства личности. Именно они находят отражение в героях, созданных девушкой.

По словам самой Кейт, ей не хочется, чтобы у людей складывалось ложное представление о том, что эта болезнь так же хороша, как ее работы, поскольку в психических заболеваниях ничего прекрасного нет.

На своей странице в инстаграме девушка иногда откровенно пишет о том, что ее одолевают страх и чувство вечного проклятия, а сама ее жизнь кажется ей такой же беспорядочной, как и ее иллюстрации.

Да, иногда она рисует яркие и радужные картины. Некоторые, по ее словам, нравятся детям, которые точно понимают в красоте.

Иногда — даже героев комиксов и кино. Символично, что у Кейт много иллюстраций с Джокером, персонажем, который также страдал психическими расстройствами.

Однако рисование, в том числе и милых «букашек» с цветами, не способно вылечить девушку, а служит ей лишь «отвлечением от адского пейзажа».

Кейт уверена, что общество думает стереотипами о людях с подобным диагнозом, считая, что они могут существовать только в стенах специальных медицинских учреждений. Именно поэтому девушка открыто говорит о большинстве аспектов своей жизни, которая, на первый взгляд, действительно кажется вполне обычной.

Модераторки, может быть, завести тег “ар брют”?

18-летняя художница рисует свои галлюцинации, чтобы бороться с шизофренией

Когда Кейт было 17 лет, ей поставили диагноз «шизофрения». Девушка уже давно увлекалась рисунком, но из-за болезни искусство приобрело для неё особенное значение: через творчество Кейт пытается справиться со своими галлюцинациями. Рисунки Кейт выкладывает в инстаграме.

Кейт много раз ставили различные «диагнозы», пишет она на сайте BoredPanda. Когда её родители заметили, что психическое здоровье дочери ухудшается, ей диагностировали шизофрению. Самым сложным для девушки стала даже не борьба с болезнью, а борьба с мнением окружающих.

К сожалению, когда я рассказываю людям о своём заболевании, я чувствую, будто шизофрения — это единственное, что они во мне видят. Они видят стигму, увековеченную в медиа, и кривые стереотипы, показанные Голливудом. Именно поэтому я так открыто заявляю о том, с чем мне приходится жить.

В своих галлюцинациях Кейт слышит голоса и странные шумы, а также часто видит жуков, глаза и лица. То, что она видит, девушка пытается зарисовать.

Публикация от «Kate» (@awkwardapostrophe) Мар 11 2017 в 10:15 PST

Публикация от «Kate» (@awkwardapostrophe) Мар 24 2017 в 7:26 PDT

«Вот пример глаз, которые я вижу. Они возникают на полу или стенах, двигаются и смешиваются друг с другом».

Публикация от «Kate» (@awkwardapostrophe) Янв 11 2016 в 3:02 PST

«Это птичка. Она мне поёт».

Публикация от «Kate» (@awkwardapostrophe) Мар 6 2017 в 3:49 PST

«Эта штука, щёлкая, выползает из вентиляционного отверстия в потолке, и я вижу, как она ползает под моими вещами. Мой друг Колтон сделал себе тату с этим рисунком».

Публикация от «Kate» (@awkwardapostrophe) Янв 11 2016 в 1:50 PST

«Автопортрет. Я посмотрела в зеркало, а мои глаза были такими. Я зарисовала их».

Комментаторы на BoredPanda стали активно поддерживать юную художницу и делиться своим опытом:

«У моего дяди шизофрения, и однажды он описал мне свой приступ. Он сказал, что это похоже, будто ты растворяешься во Вселенной, а вокруг и внутри тебя жужжат бесчисленные штуки, и ты не можешь это остановить. Он полностью изолировал себя от окружающих, и никто не понимает его. Но это всё потому, что он не хочет, чтобы люди видели его таким. Я полностью сочувствую тебе. Всего лучшего!»

«Я знаю, что ты чувствуешь. У меня аутизм и тревожное расстройство, и я тоже вижу галлюцинации. Лица, глиняные маски, странные существа — для меня это нормально, особенно голоса. Я рада, что ты можешь открыто говорить об этом. С болезнью тяжело жить, но такой опыт борьбы помогает справиться другим. Так мы чувствуем себя менее одинокими».

«Я думаю, ты помогла многим людям понять и посочувствовать, поделившись своим волшебным искусством — твоей реальностью, которую люди не могут видеть… Спасибо. Ты такая красивая и такая талантливая!»

Своим творчеством Кейт также пытается сказать одну важную вещь: не стоит осуждать людей с шизофренией.

То, как я живу, нелегко и может быть изнурительным, но всё-таки я не кричу на улицах, что нас всех захватят инопланетяне. Не то чтобы таких людей не было. Но есть и такие, как я — которые почти всё время сидят взаперти дома. Существует целый спектр симптомов с различными степенями тяжести. И опыт каждого человека уникален.

Художники часто пытаются бороться с несправедливостью в обществе с помощью творчества. Например, вот эта художница рисует портреты женщин с «синдромом стервозного лица», чтобы научить их любить и принимать себя такими, какие они есть. А эта акционистка провела немного странный перформанс: она предложила прохожим потрогать свою грудь в знак борьбы против насилия над женщинами.

Художник Хихус: “Комиксы рисуют фрики. Это болезнь”

Накануне фестиваля обозреватель “Известий” Наталья Кочеткова встретилась с его организатором и идеологом арт-студии “Люди мертвой рыбы” Хихусом и выяснила, чем русская рисованная история отличается от американского комикса, французской bande dessinee и японской манги и почему некоторые посетители фестиваля вызывают милицию.

Читайте также:  Амписид — инструкция по применению, аналоги, отзывы, рецепт

“Пиф”, лубок и “Огонек”

вопрос: Когда я была маленькой девочкой, то покупала журнал “Пиф”.

ответ: Да, “Пиф” принадлежал французской компартии и был журналом, который разрешалось привозить в Советский Союз.

в: Это с него комиксы в России начались?

о: Началось все с наскальной живописи, которая не что иное, как история, рассказанная в картинках. И жития святых рисовались как комиксы – истории, поделенные на квадратики, которые нужно было читать слева направо. У них даже были облачка с текстом, вылетающие изо рта, – мы их называем баблами.

Но русские не удержались и придумали свои комиксы, которые назывались “лубок”. Авторы лубков отказались от деления на квадратики. Читать нужно было от самого крупного центрального изображения и далее по часовой стрелке от верхнего левого угла. У Маяковского агитационные плакаты выглядели как комикс-стрипы, истории из 4 картинок. И “Огонек” начинался как журнал рисованных приложений: скажем, был целиком рисованный номер про купца, который пришел на народную ярмарку.

Но потом комиксы сочли происками ЦРУ, растлевающими молодежь, и оставили только рисованные истории для самых маленьких в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”. При этом сенатор Маккарти сжигал на кострах комиксы с криками, что это – происки КГБ.

в: Что в комиксе важнее – текст или рисунок?

о: Ничто не должно доминировать. Комикс заставляет напрягать оба полушария: одновременно нужно читать текст и смотреть на картинки, что взрослому человеку непросто. Даже я часто ловлю себя на том, что сначала насквозь прочитываю историю, а затем возвращаюсь к началу и рассматриваю картинки.

Есть комикс от художника и комикс от литератора. Типичный комикс от литератора – знаменитейшая серия Нейла Геймана “Sandman”. Он пишет сценарии, подробно расписывая, кто где должен стоять, даже иногда рисует “огурцы” – ручки, ножки, огуречик. После чего художник рисует то, что придумал Гейман.

Комикс от художника – это когда Костя Комардин, один из наших ведущих комиксистов, приходит и говорит: “У меня офигенная идея – недалекое будущее, метро живет своей жизнью, и всех, кто остался там после закрытия, ловит и превращает в роботов-уборщиков. И двое детей туда полезли. Я вижу кучу картинок. А ты теперь – давай, придумывай сценарий”.

Как появилась “желтая пресса”

в: Комикс придумали американцы. Зачем это им?

о: Все началось в 1896 году, когда газета The World начала публиковать рисованные истории про Yellow Kid – маленького хулиганистого мальчика непонятной наружности. Это неожиданно принесло газете бешеный рост тиражей, за эти истории схватились сразу два могущественных газетных концерна. Был жуткий скандал с подкупами, шантажом, именно тогда возникло выражение “желтая пресса”. Потом появились различные суперменские истории для подростков.

В Японии “волшебные фонарщики” показывали истории в картинках, которые проецировали на стенку. После войны американцы привезли Диснея, и они стали копировать понравившиеся им огромные глаза героев. Так получилась японская манга. Ее читают справа налево, причем не только в Японии, но и во всем мире: открываешь книжку, на первой странице написано “Конец”.

Самое важное отличие манги – она четко дифференцирована, для кого это рисуется. Японский супермаркет, где продается манга, – это 7 этажей, разделенных на отделы: для мальчиков, для девочек, для взрослых. Как ни странно, в эротической манге для девочек сплошняком гей-истории про волооких длинноволосых мальчиков. Почему-то девочек это страшно увлекает.

Манга – это новые истории еженедельно. Ведущий автор рисует героев первого плана, а помощники – героев второго плана. Модно покупать огромные буки: рисуя Токио такого-то года, берешь уже отрисованные задники с планами Токио именно этого года. У них круто не пользоваться компьютером, а бритвой вырезать и вклеивать картинки.

И, наконец, манера повествования. Во французской bande dessinee на первой картинке она может говорить ему в кафе: “Ну что, пошли ко мне?” На второй – уже утро, смятая постель: “Дорогой, ты предпочитаешь кофе со сливками или без?” Японцы этого не поймут. В манге парочка расплатится в ресторане, поймает такси, приедет домой, будет хотя бы пара картинок, что у них был секс. Нельзя озадачивать читателя – был секс или нет? А то больше не купят.

в: Что еще характерно для bande dessinee?

о: Это авторские альбомы, которые выходят раза два в год. Помощники – mauvais ton, соавторы – пожалуйста. Тут реалистичный рисунок, изящный сюжет. Но альбомы – минимум 20 евро.

А вот это не смешно

в: Чем все это отличается от российских рисованных историй или ристорий, как вы их называете?

о: Это слово Петрушевская придумала. Русская рисованная история пока в процессе становления, но уже понятно, что у нас, например, больше коротких и забавных историй, что текст доминирует над рисунком. Это вообще свойственно русской культуре – не как, а о чем.

в: А для кого вы делаете свои ристории?

о: Наш основной заказчик – журналы. А им не нужны истории на 600 страниц, максимум – на 2 страницы. Потом, часто требуют чего-то смешного, а нам далеко не всегда этого хочется.

в: Но ведь комикс начинался именно как смешная история.

о: Не всегда. Например, Гюстав Доре, известный как иллюстратор Библии, нарисовал в свое время комикс про Крымскую войну. Он назывался “Святая Русь” и изобличал зверства русских с такой силой, что даже у него на родине признали, что это чересчур, и спалили этот комикс на костре.

Люди, которые рисуют комиксы, – это всегда фрики. Это некая болезнь: тебе просто недостаточно одной картинки, чтобы рассказать историю. Вообще это не лучший способ зарабатывать себе на жизнь. Во всем мире комиксисты рисуют картины, иллюстрации, рекламу.

Свиньи, драмы и конфликты

в: Чем вы руководствуетесь, отбирая участников фестиваля?

о: У нас открытый конкурс. Стараемся отобрать как можно больше законченных историй, но больше 4 страниц от каждого автора рассматривать не можем. Главное – сама история должна быть интересной и хорошо рассказанной. Как в кино. В прошлом году “Курочка Ряба”, нарисованная в стиле супрематизм, вызвала всеобщий восторг.

в: Чем похвастаетесь в этом году?

о: Молодой француз Томми Редольфи нарисовал фантастически красивый альбом по “Невскому проспекту” Гоголя. Я увидел во Франции на фестивале другой его альбом, позвал к нам. Он тут же согласился, сказал, что только что был в Питере. Три месяца рисовал эскизы с натуры – для одного альбома.

Будет абсолютно шизовая тетка Шанталь Монтелье. Она много лет преподает анимацию и bande dessinee, в прошлом лидер французских лесбиянок. Сейчас в связи с возрастом немножко поостыла. Ее альбом называется “Чернобыль, любовь моя”, там всякие мутанты с членами во лбу бегают за юными девами.

Будет экспериментальная японская манга про роботов-девочек, нарисованная в стиле американского PinUp 50-х годов. Будут очень забавные финны – один из самых забавных стрипов про женщину, которая живет с поросенком, называется “Вагнер”. Кстати, использование животных в комиксах заставило многих в Европе и Америке относиться к ним как к серьезному искусству.

в: Каким образом?

о: Человек по имени Арт Шпигельман нарисовал комикс “Маус”, в котором рассказывалась история Холокоста. Евреи были в виде мышек, нацисты – кошек, а поляки – свиней. Это вызвало невероятный скандал. Но потом решили, что тогда нужно сжечь и Эзопа с Лафонтеном.

в: А у вас скандалы случались?

о: История про кролика, которого облизывают 30 крольчих, так потрясла мамаш, что они вызвали милицию.

в: А фестиваль вообще на кого рассчитан?

о: На всех. В этом году кинорежиссер Александр Митта будет вести у нас мастер-класс “Развитие драмы и конфликта в рисованных историях”. С этого года мы будем давать премию имени Наташи Монастыревой: одному автору будет предоставлена возможность издать книжку, деньги с продажи вернутся обратно в фонд, в следующем году на них будет издана другая книжка.

А 5 мая у нас – детский день. Рисунки, которые могут не понравиться мамам, мы прикроем тряпочками.

Добавить комментарий