Аргентинское танго как практика близости

Аргентинское танго как практика близости

Аргентинское танго как практика близости

Какова ваша первая ассоциация со словом «танго»? Если вы не танцуете, то скорее всего это парный танец под этикеткой «страсть»: мужчина в костюме и шляпе и женщина на высоких каблуках в платье с разрезом, из которого то и дело, как клинок, сверкает обнаженная нога. Красная роза в зубах дополняет картину. Спектакли аргентинского танго на сцене театров и в кафе для туристов в Буэнос-Айресе транслируют этот образ, насыщенный акробатикой и картинным эротизмом. Но существует еще и другое танго, невидимое для непосвященных, танго, которое мы называем «социальным» и которое танцуют любители и профессионалы на специально для этого организованных вечеринках, фестивалях и марафонах. Социальному танго обучают в школах танго и преподают его люди, зачастую не связанные с тем, что мы видим на сцене. И это социальное танго — особенный мир, способный коренным образом изменить вашу жизнь.

Танго как социальный танец вырос на идее импровизации вдвоем с использованием богатого лексикона движений, формируемых по мере развития танго как субкультуры. Танго поэтому можно сравнить с языком, на котором мы учимся разговаривать с другим человеком, причем каждый отдельный разговор будет неповторим. В любой момент партнеры, импровизируя, решают, о чем и как они будут «разговаривать» в зависимости от музыки, навыков и желания. А так как лексикон танго очень разнообразен, то и вариантов «разговора» немыслимое количество. Здесь, в первую очередь, важно не то, как танец выглядит извне, а то, как вы ощущаете в нем себя, музыку и партнера.

В танго многие приходят в одиночку, зачастую после крупной перемены жизненных обстоятельств: разрыва длительных отношений, переезда, начала профессиональной жизни, взросления детей. Иногда ради того, чтобы заняться чем-то новым, чем давно хотелось заняться, иногда ради встреч с противоположным полом, социального общения, танца и движения. Кто-то остается из-за красивой музыки, кого-то увлекает структура танца, кого-то сам факт импровизации вдвоем. В танго также приходят сложившиеся пары, ищущие, чем заняться вместе.

Первое, что разбивается вдребезги при более подробном ознакомлении с этим танцем, так это именно тот вульгарный образ дешевого эротизма, описанный в начале. На его место постепенно приходит понимание танго как танца двух разных энергий, встретившихся в музыке и вступающих в непредсказуемое и одновременно глубоко гармоничное взаимодействие. В этом плане настоящее танго напоминает хороший секс, а также хороший разговор по душам.

Человека, впервые наблюдающего милонгу (вечеринку танго), скорее всего удивит именно интимность происходящего на танцполе, несмотря на динамичность самого танца и драматичность музыки. Мужчина и женщина, становясь в пару, крепко обнимаются и начинают двигаться в унисон, гармонично, но без показухи. Основным структурным элементом является ходьба вдвоем, в объятии, причем мужчина «ведет», двигаясь вперед по линии танца, а женщина «следует», шагая назад. Но полагать при этом, что эдакий крутой мачо управляет пассивной принцессой в красивом платье так же неверно, как полагать, что классическая балерина — создание хрупкое и нежное, ибо изображает призрак умершей девушки. Танго, как и все танцы, воплощает определенный культурный взгляд на то, что значит быть мужчиной и женщиной и этот взгляд обусловлен одновременно и европейскими, и латино-американскими корнями. Отсюда и образ щегольски одетого, уверенного в себе мужчины-соблазнителя, и образ чувственной, но изменчивой, роковой женщины. Но это только поверхность. В танго, как и в любом танце, истинный смысл запрятан глубже.

Многие танцующие говорят, что танго для них нечто гораздо большее, чем просто танец, и что занятия танго тем или иным образом меняют их жизнь. Что же конкретно происходит и чему можно научиться в танго помимо танца?

Первое и пожалуй самое важное — вступать в близкий телесный контакт с другим человеком, который может быть чувственным, прочувствованным, музыкальным, интимным, но не сексуальным. Звучит парадоксально, учитывая эротические коннотации танго. Подобных контактов очень сильно не хватает современному человеку в урбанизированной среде. Наше окружение не предоставляет нам почти никаких возможностей для простого телесного контакта, не отягощенного двусмысленностью. Прикасаться к друзьям мы осторожничаем, к коллегам не рискуем, любимый человек может на данный момент в нашей жизни отсутствовать, а с близкими родственниками и детьми тоже не всегда все просто. Между тем появляется все больше исследований о том, что телесный контакт помогает бороться с депрессией и тревогой, укрепляет иммунную систему, повышает уровень «гормона любви». Популярность танго и других парных танцев, на мой взгляд, частично объясняется тем, что они восполняют дефицит телесного контакта и дефицит движения у современного человека. Изначально, как и любой парный танец, танго предоставляло возможность мужчинам и женщинам знакомиться и влюбляться в то время, когда межгендерное общение было строго регламентировано. Но несмотря на сексуальную свободу в наше время, парные танцы продолжают предлагать живую среду для общения, хотя акцент уже смещен со знакомства на сам танец.

Задавая четкие рамки, танго предоставляет безопасное пространство для телесного человеческого контакта в самом широком смысле слова. Одновременно оно приглашает идти на контакт с другим человеком именно так, как лично вам этого хочется и с кем вам этого хочется. Танго потребует от вас быть самим собой. Если в жизни вы привыкли прятаться за маской успешного, уверенного в себе человека, не знающего слабостей и сомнений, то в танго это не сработает, хотя бы потому, что вам придется учиться танцевать с нуля и постоянно сталкиваться с собственной уязвимостью. Но и настоящая близость с другим человеком возможна только тогда, когда у вас хватает храбрости показать, кем вы являетесь на самом деле, а также принять аутентичность другого, нередко незнакомого вам человека. Именно эта незащищенность и позволяет создавать истинную близость. Социальное танго является по сути танцевальным отражением человеческой жизни как череды встреч и отношений с Другим.

Второй важный момент в танго — научиться доверять потоку и действовать спонтанно, полностью проживая настоящий момент. Танго можно рассматривать как некую двигательную практику осознанности. Чтобы танец получился и приносил удовольствие, оба партнера должны войти в «поток» и целиком присутствовать, непрерывно общаясь друг с другом при помощи танцевальных движений. Этот опыт важен сам по себе и совершенно не зависит от того, хорошо или плохо вы танцуете. Глубоко осознанное проживание настоящего момента всегда влечет за собой внутреннюю трансформацию, приводящую вас к самому себе, к вашей сути, вашим желаниям, целям и эмоциям, давая вам почувствовать, что для вас в жизни важно, а что нет, что вы себе позволяете, а что — запрещаете. Таким образом танго становится как бы зеркалом вашей остальной жизни и неизбежно возникает вопрос: живу ли я в согласии с самим собой, приносит ли моя жизнь мне радость? Если нет, то что я могу изменить?

И, наконец, третий важный момент личностного развития в танго — это понимание, через банальные двигательные механизмы, что истинный контакт возможен только между независимыми друг от друга партнерами, или, в танго-терминологии, когда каждый из них находится «в равновесии», то есть в каждый момент танца ищет собственную точку опоры, собственную ось и максимальный комфорт для своего тела, не используя для этого другого человека. Занимаясь танго, очень быстро приходишь к выводу, что мачо и принцесса никогда друг с другом не станцуют. Чтобы случилось настоящее танго, оба партнера должны чутко слушать другого и активно взаимодействовать, а так как мачо не умеет слушать, а принцесса не умеет проявлять инициативу, то и танго вдвоем им не светит. Любая зависимость и использование другого человека в своих целях никогда не приведут к настоящему танго. Многие сложившиеся пары, приходя в танго, с удивлением обнаруживают в своих отношениях подспудные механизмы зависимости, обид, избегания ответственности или перекладывания вины за ошибки на другого. Эта парная динамика выходит на свет в процессе обучения, давая возможность пересмотреть и улучшить близость в паре. Также люди часто встречаются со своей теневой, отрицаемой стороной: боязнью настоящей близости, эмоциональной зависимостью от другого, отсутствием уверенности в себе или доверия к миру. Звучит пугающе, но личностный рост невозможен без осознания существующих психологических проблем, а танго способно предоставить возможности для личностного развития, оставаясь хобби для удовольствия и доставляя уйму радости.

Извне этот танец может казаться просто синхронным движением под музыку или прелюдией к интимным отношениям, но изнутри это не то и не другое. Танцующие чувствуют себя посвященными в таинство, которое невозможно передать словами. Чем больше танго тебя захватывает, тем больше понимаешь, насколько оно, по сути, метафорично для любого человеческого контакта, будь то любовь, секс, дружба, родительство или сотрудничество. А это означает, что, научившись истинной близости на универсальном, первичном уровне телесных движений, мы можем затем использовать этот навык в других областях жизни.

ТАНГО-ТЕРАПИЯ

или “BODY-in-CONTACT”

Шесть секретов неотразимой партнерши

Автор — Andrew L. Kaye

1. Танго не о ведении и следовании, а о танце

Партнерша приходит на милонгу, чтобы танцевать, а не следовать. Хорошая танда – это волшебное сближение двух разумных, творческих людей, готовых создавать нечто в движении, в гармонии друг с другом, музыкой и пространством. В этом нет ведения и следования в пешеходном значении этих слов. Партнеры создают танец, как текучий, чувственный ответ на приливы и отливы в музыке. При этом за навигацию отвечает партнер, но в ходе развертывания творческого процесса вести и следовать будут оба.

2. Используйте пол, а не партнера

Для того чтобы танцевать, а не просто следовать, необходимо владение собственной осью, точность в движении и в количестве вкладываемой в это движение энергии. Иными словами, нужно владеть техникой. Так же как партнерше не нравится, когда ее сжимают, толкают или тянут (это ограничивает ее свободу в танце), и партнер не желает, чтобы на него опирались или как-то иначе использовали для поддержки вашего веса (это ограничивает его свободу). Так, когда техничный партнер ведет продвинутую партнершу на калеситу, она не использует свои или его руки для сохранения баланса. Она использует пол и ресурсы собственного тела.

3. Учитесь и практикуйтесь

Владение техникой абсолютно необходимо для танца, поэтому практиковаться крайне важно как для партнера, так и для партнерши. Лучше всего это делать под руководством компетентного тренера. К сожалению, занятия по техникам проводятся редко, групповые занятия чаще посвящены фигурам и связкам. Партнерши справедливо жалуются такое положение дел, но ситуация не изменится, пока ученики этого не потребуют. Подумайте о частных уроках с тренером, которому вы доверяете, или ищите групповые занятия, посвященные в большей мере техникам, чем фигурам.

4. Стремитесь к качеству, а не количеству

Многие начинающие партнерши жалуются, что с ними не танцуют … что они просиживают милонги без единой танды … что мир несправедлив: слабые партнеры танцуют всю милонгу, независимо от их физической формы и возраста, а вот партнерши… Чаще всего это не соответствует действительности. Для слабого партнера выбор партнерш строго ограничен. Задайте партнеру, которым вы восхищаетесь, вопрос, пришлось ли ему добиваться права танцевать с лучшими из партнерш. Конечно, пришлось! Совет начинающим партнершам: хорошо подумайте, действительно ли вы хотите танцевать с менее опытным партнером. Вполне понятно, что вы хотите танцевать. Но танец с плохим партнером может отрицательно сказаться на ваших навыках. Плохие танцоры имеют свойство передавать вам свои плохие привычки: если партнерша привыкла танцевать с подпрыгивающим партнером, она имеет шанс начать подпрыгивать со всеми партнерами. Если вы танцуете с неподходящими партнерами, вы не наслаждаетесь танцем, как вы того заслуживаете, и не повышаете свой уровень. Вы также даете партнерам понять, что они и так хороши и им не нужно учиться! Вместо того чтобы танцевать на милогнах с плохими партнерами, посвятите ваше время урокам, которые позволяют вам улучшить собственный танец. Это очень благодарное инвестирование времени. И когда вы без сомнения улучшите свои навыки, ваш выбор на милонгах расширится, также как ваше удовольствие от танца.

Читайте также:  В Тулу со своим самоваром

5. Наивысший приоритет – ваше тело

Это утверждение может показаться нелогичным в танго. Нас учат «следовать за грудью партнера», «находиться перед грудью партнера», «развернуться к партнеру»… На мой взгляд, эти рекомендации продиктованы благими намерениями, но по большей части, они не обоснованы. Да, в определенных связках партнерше необходимо знать, куда шагнуть относительно партнера; важно также сохранять одинаковое расстояние… Но в реальном танце наивысшим приоритетом женщины должен быть естественный шаг, который позволяет ей найти свою новую ось, с уверенностью, с комфортом, и с изяществом.

6. Танцуйте в музыку!

Вам, возможно, говорили «слушать музыку через партнера» и танцевать соответственно. Я вижу это несколько иначе. Я хочу танцевать с партнершей, которая слушает музыку непосредственно ушами, телом и сердцем. Великие тангерос постоянно находятся в живом контакте и остром осознании своего партнера, музыки и своего тела. Партнер также должен осознавать пространство, это он отвечает за навигацию. Но и партнерша обязана осознавать пространство, в противном случае как она может корректировать свои ганчо и болео, чтобы никого не травмировать? Отношения женщины к музыке является столь же важным, как и ее отношение к партнеру. Волшебная танда имеет шанс случиться, только когда и партнер и партнерша слышат одновременно и музыку и друг друга.

Практика: сотрудничество в паре

Практика в аргентинском танго – занятие не менее серьезное, чем урок. Вот вы проделали всё то, что стало получаться хорошо, чтобы тело запомнило новую тропиночку. Настало время довести до ума то, что толком не усвоено, а только ищется по некоему образцу (шоу на YouTube, видеорезюме с урока, «почерк» других танцоров), или пару раз получилось под присмотром и с корректировками учителя… а его-то тут и нет! Некому подправить, некому быть арбитром. Ни один из пары не обладает достаточным авторитетом, чтобы сказать, как правильно, и это было принято другим без оговорок.

Мы с В. решили поделиться алгоритмом, выработанным за годы «танцев по граблям», который позволяет нам самим эффективнее учиться на мастер-классах, изобретать разные фишечки на практиках и получать от нашего танго больше радости с меньшими потерями. Он пригодится как одиночкам, так и постоянным парам.

Подчас именно семейные или влюбленные, ступая на новые земли за пределами зоны комфорта, испытывают на уроках аргентинского танго больше трудностей, чем едва знакомые люди. Одни успешно избегают ссор, а у других начинаются страсти-мордасти.

«Ты не слушаешь! – Ты не ведешь!»
«Я тебе отдаю тело и душу, а ты…– Да я держу всю пару на ногах!»
«Нам некомфортно, потому что у тебя ошибка в технике. Делай так. – Я так и делаю. Тоже мне, эксперт без оси.»
«Меня критикуют, значит, не любят.»
«У меня не получается, какой позор. Он(а) уйдет к тому, с кем получается.»
«Он(а) востребованней на милонгах. Чего доброго, зазнается. А вот тебе!»
«Я – это я. Не удовлетворяю? Что ж, базар большой, удачи в выборе.»

Помимо любви и драгоценных воспоминаний, выручает правильная организация труда, готовность размышлять и говорить о своих чувствах, вырабатывать и соблюдать общие правила. Нужно понимать, что привычные реакции не сразу уступают место новым. Но, как говорят индейцы, какого волка кормишь, тот и победит.

Менеджмент совместного проекта

1. На уроке танго, милонги или вальса разминка и подготовительные упражнения не менее важны, чем изучаемые элементы. Даже если вам не удалась одна из фишек, существенным достижением будет прочувствовать принцип движения. Практику тоже нужно начинать с подготовки. Вы обезопасите связки, включите мышцы и утвердитесь в равновесии. Баланс и полное дыхание – залог чувства безопасности, а без него какие уж тут контакт и творчество.

2. Новую последовательность шагов нужно сначала просто пройти, чтобы запомнить ее географию. На этом этапе партнерше можно и нужно помогать партнеру самостоятельным движением, при необходимости – подсказками. Затем партнер молча экспериментирует с динамикой, а партнерша «отключает голову» и играет роль послушной куклы, заботясь лишь о том, чтобы держать форму, равновесие и ту степень тонуса, которую ощущает в партнере. В это время партнер может намеренно лажануть, исследуя границы правильного и неправильного ведения (но о таких моментах нужно партнершу предупредить, чтобы не волновалась и не возмущалась). Наконец, партнерша отдает совместному движению все свое внимание и энтузиазм, пробует что-то менять внутри себя. Теперь можно перебрать разные варианты взаимодействия, комментируя, как понравилось, а как не очень.

Женщине бывает сложно дозировать свою активность. Но ресурс внимания мужчины ограничен, и если к нему в мозги поступает сразу много информации, они начинают «закипать».

Данная схема хорошо работает на танго-практиках и мастер-классах. Если на обычном групповом уроке маловато времени или сноровки, упрощаем: а) география – каждый сам за себя; б) энергичное ведение и следование; в) игра с интенсивностью контакта в диапазоне от хищно-звериного до нежно-эфирного; г) обсуждение.

3. Как только новая связка получилась несколько раз подряд, нужно ее «заболтать», чтобы проверить, ведется партнерша или полагается на собственную память. Партнер танцует что-нибудь из старенького, и в какой-то момент вворачивает элемент из темы урока.

4. «Если вам неудобно, сделайте себе удобно». Если движение не получается или не доставляет удовольствия, выполните его чуточку иначе, измените что-то в своем теле. От одинаковых повторов невкусное движение вкуснее не станет. Попробуйте также варьировать темп.

5. «Не получается – зовите тренера, пускай рассудит. Получилось – позовите тренера, пускай проверит.»Собственно, для этого преподы по очереди обходят все пары на уроке. На городской практике желательно не дергать дежурного учителя по мелочам, если только это не практика вашей же танго-школы.

6. После каждого урока, по свежим следам, запишите конспект. Это могут быть два текста, мужской и женский. Или один напишет, а второй дополнит. Какие подготовительные упражнения были на уроке? Что говорили учителя? Какая последовательность выполнения движения? На что обратить внимание в теле и паре? Какие давались шаги / фигуры /связки? Что нужно сделать для разгона и как завершить фигуру («входы» и «выходы»)? Что еще можно сделать после нее?

7. Выделите отдельное время для поиска и разрыва шаблонов. Например, «после этого шага я на автомате веду очо», «после заднего болео я сама перекручиваюсь и доделываю переднее». Так, если тангера, в остальном вполне управляемая, со своим или с чужим партнером внезапно шагает «не туда», значит, ее слишком часто на это водили. Но это не повод считать мужиков предсказуемыми и неизобретательными. Внимательной партнерше они готовы «рассказать» много нового.

Мужчина ведет, женщина следует

«А ей понравится все время подчиняться?» – переспрашивают парни, воспитанные в духе равноправия. Кататься, – поправляю я и привожу в пример прогулочный катамаран: педали крутят оба, но рулит только один. «Капитаны», ликуя, вживаются в образ. Их «пассажирки» тем более довольны, ведь немного утомительно быть главными затейницами в паре, как велят журналы. Импровизируя, эти парочки обычно танцуют танго диалогового типа, обмениваясь подачами к следующему движению сообразно своим темпераментам. Обиды возможны, если ей сегодня бегалось и украшалось, а ему обнималось и медлилось (или наоборот), – и один из них подавил свои желания, не сумев их передать, а второй, упиваясь своим настроением, поделиться им тоже не смог.

Для натур чувствительных подобные несовпадения – драма драматическая. Обжившись на милонгах, они уже знакомы с многообразием танго и могут строить выводы на будущее. Когда у двоих расходятся смыслы танца – расходится техника, приоритеты, эталоны, планы относительно уроков, а там и адаптироваться уже не так интересно… Отношения при этом может здорово тряхнуть. А может, и нет. Среди наших знакомых есть супруги, которые танцуют настолько о разном, что вместе их практически не видно на танцполе, и крепко спаянная пара из тангомана и «завязавшей». Но ведь жалко же терять такой сочный кусочек общности!

Что тут можно посоветовать? Расширяйте общие границы возможного, развивайте чуткость (упражнений на подстройку танго-школами придумано достаточно). Не танцуйте с чувством отбываемого долга. Не тяните в свою пару эмоциональный шлейф из другой пары, как бы ни было там хорошо или плохо. Возвращаться в свои берега вас тоже научат.

Активные дамы с опытом руководящей работы, бальных или одиночных танцев, на уроке бодро топают свою партию, не давая партнеру почувствовать, как это всё провести. На милонге самовыражаются вокруг него, но не с ним. Рвутся заполнить любую паузу в ведении – где уж тут мужчине проявить фантазию. В быту так, может, и удобно, но танго требует иного баланса сил, и пока он не нащупан, пара чувствует себя меж двух стульев. Укрощение строптивой обычно происходит в объятиях тренера или другого опытного тангеро, чья уверенность позволит ей вкусить радость безмыслия. Главное, теперь не упрекать мужа в недостатке мачовой динамики. Она еще прорастет. В конце концов, отнеситесь к танго как к ролевой игре.

Ах, Дафна, вы опять ведете? Есть свободные партнерши.

Большинству учениц в аргентинском танго хватает навыков эмпатии и самосохранения, чтобы вестись как ведут. Но у некоторых барышень засело в голове: «чтобы тебя любили, надо быть хорошей». Строгие родители, измена в прошлом… мало ли причин. Отсюда – тревожное угадывание, чего хотел партнер, даже в ущерб собственному балансу. В худшем случае это сбивает мужчину с толку и раздражает, в лучшем – не помогает нарабатывать внятное ведение. Контакт ненаполнен, тайминг непредсказуем, разнообразие ограничено. Могут быть проблемы с физикой движения пары. Вместо симметричного тонуса с легким противодействием, партнерша принимает команду, а идущую в комплекте с ней энергию не берет. Справляется исключительно собственными силами (и за это мнит партнера ленивым эгоистом), порой несоразмерными (тогда тот ещё «понизит громкость», чтобы не зашибить соседнюю пару). Либо в поисках заботы и защиты она заставляет в буквальном смысле себя таскать, пока у партнера не заболит спина или рука.

Исцеление душевных травм не входит в тему этой заметки. Но привычный способ движения в танго может указать на их наличие, а образцовый – помочь преодолеть.

Стремление «заслужить любовь» бывает свойственно и мужчинам. Зря, что ли, от них столько времени требовали рыцарства, джентльменства и тому подобной принцатости. Но если все время приспосабливаться к партнерше, невозможно ни вести её, ни развивать себя! Так вы застрянете на месте, как два интеллигента в дверях. Иметь, выражать и реализовывать намерение – вот задача настоящего тангеро. Он не боится наступить даме на ногу. Он так отправит ее в шаг, что нога окажется в безопасности.

Убежденный домостроевец на киевской милонге повстречался автору лишь однажды. Уроков не брал принципиально, считая, что желание танцевать вообще заменяет умение танцевать аргентинское танго, и зело возмущался отказами девиц.

Господа! Если вас терзают сомнения в своих талантах, ни в коем случае не бросайте танго. Из тонко чувствующих перфекционистов вырастают самые желанные партнеры. Вам может показаться, что ваша дама ушла далеко вперед (как будто это вы тупите), но это иллюзия. Чтобы быть нарасхват, женщине достаточно быть привлекательной, уметь доверять, поработать над личной техникой, и в хороших руках она заблистает. Мужчине же нужно и свое тело настроить, и простроить движение другого тела, и маневрировать всей парой в пространстве, при этом выглядеть достаточно эстетично, чтобы дамы со стороны захотели того же хотя бы в первый раз. А пока ваш звездный час задерживается, да утешат вас Даннинг и Крюгер.

Читайте также:  9 вещей, о которых мы не знали еще год назад

Не мы для танго, а танго для нас

Это же просто хобби, «отдых – перемена деятельности»… Легко сказать. (пафосный абзац о щедром и ревнивом божестве искусства, требующем жертв) Дополнительно к той умственной нагрузке, которая сопровождает освоение физического навыка, взаимодействие в аргентинском танго требует постоянного внимания друг к другу. Если трудный день оставил мало сил, нужно быть еще терпимей, аккуратнее в движениях и бережней в словах. Или вовсе пропустить урок, дабы недовольство собой не выливать на другого. Речь тут не о радостях прогула (наверстать упущенное все равно придется, только бОльшими усилиями), а о крайних случаях – когда хочется закрыть глаза и полежать камушком, чтобы вернуть себе желание почувствовать живого человека рядом.

Путешествуя по танго-фестивалям, мы из новичковой жадности записывались на четыре мастер-класса в день. У партнера возникало ощущение погрузочно-разгрузочных работ, у партнерши все мысли и чувства оседали в гудящих подушечках стопы. Какие там прогулки по городу: не проспать бы ночную милонгу. Basta de carreras! не больше двух уроков в день. Ну ладно, трех, в порядке исключения…))

В таком безкожем состоянии особенно важно уметь сглаживать острые углы.

• При малейшей угрозе уныния, прервите работу над материалом, чтобы позаигрывать друг с другом или просто постоять, обнявшись.
• Недовольство обращайте в удивление или шутку.
• Радуйтесь, когда движение получается – не принимайте успех как должное.
• Почаще хвалите друг друга во всем, что вам нравится.
• Не ведите разбор полетов сразу после милонги, отложите до практики или урока.
• Вместо упреков и сравнений воспользуйтесь фразами: «Давай попробуем…», «А можешь еще. », «А ну-ка, если я…»
• Рассказывая о других, найдите что покритиковать. Это успокаивает ревность.
• Верьте, что ваша половина – и в танго для вас лучше всех. Скажите ему (ей) это вслух и обоснуйте, не жалея красок

Танго, или три элегантных шага в женственность

Саида Султанова, опубликовано 27 марта 2019, 20:00

Мой роман с танго начался еще в музыкальной школе, когда вместо Баха и Шуберта в программе хотелось исполнять эту манящую историю другой жизни. Я хотела ее играть, слушать, смотреть и, конечно же, танцевать. Однако окунуться в мир танго мне удалось лишь двадцать лет спустя.

«Танго упорядочивает отношения мужчины и женщины. В танго мужчина ведет, а женщина следует за ним. Это танец гармонии.»
Эдуардо Фернандес

Сегодня мне 45+, и с возрастом становится особенно важным сохранять не только здоровье, а еще и настроение, элегантность и форму. Я работаю в мире медицины и бизнеса, где частота и скорость принятия решений высоки. Я нашла для себя восстанавливающие практики: йога, медитации, живопись и, конечно же, танго.

Мы с мужем танцуем вместе всего три года, для него это первый опыт и первая встреча с танго. Для меня танго – лучший психотерапевт. Хочу признаться, танго спасает нас, дарит нам наше «мы» и помогает понять и прояснить языком тела и музыки то, что невозможно выразить словами. Танго позволяет выяснить отношения «на грани» без слов, не наговорить лишнего и горько сожалеть после.
В мире танго он всегда ведет и держит, я остаюсь элегантной и женственной каждый день. Именно вокруг «Он и Она» и вращается философия танго.

Аргентинское танго – это практика мужского и женского начала здесь и сейчас. Во время танца вы наполняетесь эмоционально и чувствуете освобождение от страха, напряжения, стресса и суеты. Танго исцеляет душу и превращает женщину в Женщину, а ее партнера в Мужчину.
Как происходит эта трансформация? Он принимает решение – куда, она следует за ним без лишних вопросов. Актуально для баланса современной жизни, правда?

Что для этого нужно?

Шаг первый — услышать музыку.

Музыка танго, дарит вам настроение, отдых и себя. Музыка такая разная, то мелодично захватывает и уносит из суеты и нервозности, то, словно качели, поднимает высоко и бросает вниз так, что дух захватывает, то вдруг через синкопированный рваный ритм разжигает внутренний огонь жизни и страсти.
В одном танце её бесконечно много, в ритме, в тексте, в эмоции. Танго – танец, который заставляет слушать и слышать партнёра, уважать его настроение и присутствие. Танго делает тебя осознанным, проникновенным и чувственным. В танго ты всегда здесь и сейчас, как бы не уносила музыка, стоит выпасть из осознанности – и пара развалится.

«Танго – это второе дыхание делового города, его загадочная душа и страсть, воплощённая в танце.»
Александр Вовний

Оставьте стереотипы, следуйте в пространство, где только Он и Она.

Шаг второй – доверься ему, следуйте вместе на одном дыхании.

Ломайте шаблоны и стереотипы вместе с партнером в тесном объятии танго–салон. Оставьте свои дела в большом городе и просто дышите в ритме танго.
В танго вы создаёте свой танец, здесь вы не можете ошибиться, потому что танго — импровизация, все, что вам нужно, — это делать шаг за вашим партнёром вместе или на долю секунды позже.
Для этого вам придётся довериться ему, оставить свои тревоги, стать гибкой и сильной одновременно. Вы почувствуете, как меняется ваше осознание себя, как сильные руки партнёра помогают вам раскрыть в себе Женщину.
Он не будет делать всё за вас, или вместо вас, или тащить вас на себе. Нет, здесь все честно, как в жизни.
Отношения в этом танце похожи на честное партнёрство, о котором можно только мечтать в жизни и бизнесе. Пространство, где каждый крепко стоит на ногах и доверяет партнеру. Где он сильный, а её женственность обеспечивает баланс, и он знает, что вы в равновесии и можете смело двигаться дальше.

Боже мой, как же это красиво.

Новые, непривычные, неведомые для повседневной жизни движения ломают наработанные шаблоны, вырывают из замкнутого круга повторяющихся сценариев. Откройтесь новому опыту, через эту практику вы символически впустите свежий поток силы и женственности в свою жизнь.

«Это моё лучшее лекарство, мой лучший друг и моя лучшая любовь! Оно никогда не изменяло мне, и я не изменял ему.» Карлос Гавито

Пусть весь мир подождет.

Шаг третий – почувствуй себя через партнера, будь в балансе.

Это самый сложный шаг, но он и – заключительный аккорд вашей женственности.
Танец даёт возможность тоньше чувствовать себя, считывать свое эмоциональное состояние, танец улучшает владение своим телом, ментальный и физический контакт с собой.
В танго происходит высвобождение подавленных чувств, так называемая эмоциональная экспрессия, сексуальное совершенствование через повышение чувственности. Подавление эмоций – коварный механизм развития психосоматических, в том числе женских заболеваний.
Танец очищает от подавленных чувств, недосказанности и снижает внутреннее напряжение.
Парный танец повышает психологическую гибкость, гибкость взаимодействия в паре, а значит – адаптивность и креативность. Танго — танец любви, поэтому он приносит гармонию и баланс в вашу жизнь, помогает сохранить психологическую устойчивость и сформировать высокий уровень толерантности к стрессу.

Так может работать любой танец, если вы танцуете танец собственной жизни по собственному сценарию.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Подписывайтесь на рассылку самых свежих новостей от редакции OrganicWoman

Меня зовут Саида Султанова. Я врач, к.м.н., коуч и менеджер. Изучаю медицину почти 30 лет. Я вижу ценность современной медицины в сохранении целостности организма человека в гармонии с собой и окружающим миром (пространством). Я за профилактическую и максимально восстановительную медицину, за исце …

Вам также может понравиться

10 причин, по которым вам следует есть больше мононенасыщенных жиров

На фоне всех прений касательно того, как насыщенные жиры и ПНЖК (полиненасыщенны …

Танго — не просто чувственная хореография, а философия и образ жизни

Подробности Категория: Культура Опубликовано 01.05.2019 11:30 Просмотров: 969

Почувствуйте флюидность объятий Когда сумерки спускаются на крыши и на небосклоне зажигаются первые звёзды, над городом разливается чувственная мелодия танго. Они танцуют каждый день: восхитительно, самозабвенно, ярко. Он — в замшевых туфлях и цветной рубашке, она — в струящемся платье и на тоненькой шпильке. Их кисти рук сплетены в замке, а сердца подчинены ритму и драматургии танца. В движениях — ни капли небрежности, в отношениях — ни толики обыденности. В каждом шаге, взгляде, незатейливом повороте или броске её ноги ощущаются ток, флюидность. Антон Волочков и Юлия Коробко танцуют в паре 9 лет, но кажется, будто видят друг друга впервые. Такова магия танго. Под неё они попали давно и теперь не только сами вдохновляются, но и учат других.

…Паркетный зал, приглушённое освещение и музыка 30—40-х годов прошлого века. Из колонок льётся сентиментальное: «Если можешь, прости», его сменяет мелодия, исполненная на фортепиано, скрипке, бандонеоне и контрабасе. Постепенно зал заполняется тангерос — людьми разного возраста, сфер занятий и интересов, но объединённых любовью к аргентинскому танцу. Все они пришли на милонгу — вечеринку. Обмениваются взглядами, и кажется, будто по залу проносятся десятки молний. Но именно по взгляду и читается приглашение в пару.

— Сначала мужчина смотрит на женщину: если она не отводит взгляд, он наклоняет голову в сторону — на испанском «кабесео», и только когда дама кивает, он подходит, — посвящает меня в тонкости этикета Антон и продолжает: — На вечеринке пары всё время меняются. Так повелось издавна, чтобы никого не ставить в неловкое положение, и придумали такой своеобразный ритуал для приглашения. Женщине может быть неудобно при всех отказывать мужчине, а танцевать танго с нежелательным партнёром не стоит. Да и мужчине неприятно получить отказ.

Площадка постепенно заполнилась элегантными дуэтами, каждый из которых двигается в собственном, только им понятном ритме.

Безмолвный диалог А. Волочкова и Ю. Коробко красноречивее множества слов — У каждой пары — своя атмосфера, за несколько минут на паркете они проживают все этапы человеческих отношений. Знакомство, сближение, объятия, накал страстей и разлуку, — говорит Юлия, — танго — танец объятий. Партнёры танцуют очень близко. Так может продолжаться несколько минут, пока звучит мелодия, а могут не расходиться весь вечер. Всё непредсказуемо. Аргентинское танго — социальный танец, научиться танцевать его может каждый, независимо от возраста, хореографической подготовки и комплекции. На заре танго женщины вообще танцевать его не учились, считалось, что они и так умеют быть красивыми и слушать мужчину. Только 30 лет назад начали изучать шаги и связки.

…Но вот на танцполе появляются Антон и Юлия. Они несколько секунд вслушиваются в музыку и начинают движение. Их шаги и просты, и сложны одновременно. Никакой акробатики, нервозности, лишь твёрдая поступь партнёра и хлёсткие движения ног партнёрши. Но самое главное — в момент танца они настолько гармоничны и едины, что кажется, репетировали комбинации вечно. На самом деле это импровизация. Он лишь предлагает импульс, а она — реагирует: точно, элегантно, чувственно продолжает его интерпретацию музыки.

— Наша задача — позволить людям почувствовать, что за трёхминутную мелодию можно прожить вместе целую жизнь, говорить друг с другом, — объясняет Юлия.

Читайте также:  Боли в колене: лечение народными средствами в домашних условиях и причины

Удивительно, но, не проронив ни слова, они общались, открывая друг другу и окружающим множество красок отношений мужчины и женщины. Безмолвный диалог был красноречивее множества слов.

Антон по образованию экономист, Юлия — переводчик. Они молоды и талантливы, но танго захватило их настолько, что стало профессией. Их ученикам от 20 до 60-ти.

Милонга — заряд положительных эмоций — В России тангерос в основном люди 30—40 лет, так как веяние пришло к нам 25 лет назад. А в Европе танго «седое». Там танцуют в основном люди преклонного возраста. Но они это делают всю жизнь и очень профессионально. В основном к нам в студию «Tango Noches» приходят крымчане среднего возраста — программисты, менеджеры высшего звена, учителя, госслужащие, предприниматели — те, кто проводит много времени в офисах. Им необходима эмоциональная разрядка, а лучшего способа, чем танцы, до сих по не придумали, — рассказывает Юлия. — У каждого человека — своя цель в танго: кто-то мечтает освоить танцевальные па, кто-то — завести новые знакомства, а кто-то — найти любовь.

— Конечно, — с улыбкой отвечает моя собеседница, — благодаря романтике танго только в нашей студии создано множество счастливых семей. Современный темп жизни лишает людей искреннего общения, настоящих чувств. А в танго они их находят, получают эмоциональную близость, заряд положительных эмоций и всё это могут разделить с другими людьми. Они танцуют в тесных объятиях, освобождаясь от проблем, отдыхают. Объятия — это вообще для танго первостепенно, а хореография — уже на втором плане. Сначала мы учим людей слушать и понимать друг друга, задуматься над тем, что такое объятия, и уж потом — ведению и взаимодействию в паре. Уверяю вас, напряжение на тренировке минимальное, всё исходит от удобства. Люди преображаются через объятия.

— Для танца не помеха ни возраст, ни лишний вес, ни отсутствие пары, — добавляет Антон. — Чтобы в первый раз выйти на милонгу, достаточно нескольких тренировок, безусловно, потом нужно совершенствоваться, но первые шаги в паре вы сможете сделать сразу. Люди танцуют близко, что предполагает знания некоторых фигур, но это лишь часть обучения. В основном танго — отдых, философия и образ жизни.

…Погасли огни, умолкла музыка, разошлись пары. Я покидала милонгу с чувством вдохновения и полёта. Аргентинское танго — камерный танец: нежный и деликатный, без резких выпадов и эффектных кивков. Лишь тесный контакт и очень скромные движения. А ещё — это потрясающе красивый танец, поэтому отбросьте сомнения и проникнитесь его магией.

Светлана КАЛИПАРОВА

Фото из архива Ю. КОРОБКО.

Аргентинское танго как практика близости

Какова ваша первая ассоциация со словом «танго»? Если вы не танцуете, то скорее всего это парный танец под этикеткой «страсть»: мужчина в костюме и шляпе и женщина на высоких каблуках в платье с разрезом, из которого то и дело, как клинок, сверкает обнаженная нога. Красная роза в зубах дополняет картину. Спектакли аргентинского танго на сцене театров и в кафе для туристов в Буэнос‐Айресе транслируют этот образ, насыщенный акробатикой и картинным эротизмом. Но существует еще и другое танго, невидимое для непосвященных, танго, которое мы называем «социальным» и которое танцуют любители и профессионалы на специально для этого организованных вечеринках, фестивалях и марафонах. Социальному танго обучают в школах танго и преподают его люди, зачастую не связанные с тем, что мы видим на сцене. И это социальное танго — особенный мир, способный коренным образом изменить вашу жизнь.

Танго как социальный танец вырос на идее импровизации вдвоем с использованием богатого лексикона движений, формируемых по мере развития танго как субкультуры. Танго поэтому можно сравнить с языком, на котором мы учимся разговаривать с другим человеком, причем каждый отдельный разговор будет неповторим. В любой момент партнеры, импровизируя, решают, о чем и как они будут «разговаривать» в зависимости от музыки, навыков и желания. А так как лексикон танго очень разнообразен, то и вариантов «разговора» немыслимое количество. Здесь, в первую очередь, важно не то, как танец выглядит извне, а то, как вы ощущаете в нем себя, музыку и партнера.

В танго многие приходят в одиночку, зачастую после крупной перемены жизненных обстоятельств: разрыва длительных отношений, переезда, начала профессиональной жизни, взросления детей. Иногда ради того, чтобы заняться чем‐то новым, чем давно хотелось заняться, иногда ради встреч с противоположным полом, социального общения, танца и движения. Кто‐то остается из‐за красивой музыки, кого‐то увлекает структура танца, кого‐то сам факт импровизации вдвоем. В танго также приходят сложившиеся пары, ищущие, чем заняться вместе.

Фото: Stephen Nugent

Первое, что разбивается вдребезги при более подробном ознакомлении с этим танцем, так это именно тот вульгарный образ дешевого эротизма, описанный в начале. На его место постепенно приходит понимание танго как танца двух разных энергий, встретившихся в музыке и вступающих в непредсказуемое и одновременно глубоко гармоничное взаимодействие. В этом плане настоящее танго напоминает хороший секс, а также хороший разговор по душам.

Человека, впервые наблюдающего милонгу (вечеринку танго), скорее всего удивит именно интимность происходящего на танцполе, несмотря на динамичность самого танца и драматичность музыки. Мужчина и женщина, становясь в пару, крепко обнимаются и начинают двигаться в унисон, гармонично, но без показухи. Основным структурным элементом является ходьба вдвоем, в объятии, причем мужчина «ведет», двигаясь вперед по линии танца, а женщина «следует», шагая назад. Но полагать при этом, что эдакий крутой мачо управляет пассивной принцессой в красивом платье так же неверно, как полагать, что классическая балерина — создание хрупкое и нежное, ибо изображает призрак умершей девушки. Танго, как и все танцы, воплощает определенный культурный взгляд на то, что значит быть мужчиной и женщиной и этот взгляд обусловлен одновременно и европейскими, и латино‐американскими корнями. Отсюда и образ щегольски одетого, уверенного в себе мужчины‐соблазнителя, и образ чувственной, но изменчивой, роковой женщины. Но это только поверхность. В танго, как и в любом танце, истинный смысл запрятан глубже.

Многие танцующие говорят, что танго для них нечто гораздо большее, чем просто танец, и что занятия танго тем или иным образом меняют их жизнь. Что же конкретно происходит и чему можно научиться в танго помимо танца?

Первое и пожалуй самое важное — вступать в близкий телесный контакт с другим человеком, который может быть чувственным, прочувствованным, музыкальным, интимным, но не сексуальным. Звучит парадоксально, учитывая эротические коннотации танго. Подобных контактов очень сильно не хватает современному человеку в урбанизированной среде. Наше окружение не предоставляет нам почти никаких возможностей для простого телесного контакта, не отягощенного двусмысленностью. Прикасаться к друзьям мы осторожничаем, к коллегам не рискуем, любимый человек может на данный момент в нашей жизни отсутствовать, а с близкими родственниками и детьми тоже не всегда все просто. Между тем появляется все больше исследований о том, что телесный контакт помогает бороться с депрессией и тревогой, укрепляет иммунную систему, повышает уровень «гормона любви». Популярность танго и других парных танцев, на мой взгляд, частично объясняется тем, что они восполняют дефицит телесного контакта и дефицит движения у современного человека. Изначально, как и любой парный танец, танго предоставляло возможность мужчинам и женщинам знакомиться и влюбляться в то время, когда межгендерное общение было строго регламентировано. Но несмотря на сексуальную свободу в наше время, парные танцы продолжают предлагать живую среду для общения, хотя акцент уже смещен со знакомства на сам танец.

Задавая четкие рамки, танго предоставляет безопасное пространство для телесного человеческого контакта в самом широком смысле слова. Одновременно оно приглашает идти на контакт с другим человеком именно так, как лично вам этого хочется и с кем вам этого хочется. Танго потребует от вас быть самим собой. Если в жизни вы привыкли прятаться за маской успешного, уверенного в себе человека, не знающего слабостей и сомнений, то в танго это не сработает, хотя бы потому, что вам придется учиться танцевать с нуля и постоянно сталкиваться с собственной уязвимостью. Но и настоящая близость с другим человеком возможна только тогда, когда у вас хватает храбрости показать, кем вы являетесь на самом деле, а также принять аутентичность другого, нередко незнакомого вам человека. Именно эта незащищенность и позволяет создавать истинную близость. Социальное танго является по сути танцевальным отражением человеческой жизни как череды встреч и отношений с Другим.

Фото: Elvis Alsic

Второй важный момент в танго — научиться доверять потоку и действовать спонтанно, полностью проживая настоящий момент. Танго можно рассматривать как некую двигательную практику осознанности. Чтобы танец получился и приносил удовольствие, оба партнера должны войти в «поток» и целиком присутствовать, непрерывно общаясь друг с другом при помощи танцевальных движений. Этот опыт важен сам по себе и совершенно не зависит от того, хорошо или плохо вы танцуете. Глубоко осознанное проживание настоящего момента всегда влечет за собой внутреннюю трансформацию, приводящую вас к самому себе, к вашей сути, вашим желаниям, целям и эмоциям, давая вам почувствовать, что для вас в жизни важно, а что нет, что вы себе позволяете, а что — запрещаете. Таким образом танго становится как бы зеркалом вашей остальной жизни и неизбежно возникает вопрос: живу ли я в согласии с самим собой, приносит ли моя жизнь мне радость? Если нет, то что я могу изменить?

И, наконец, третий важный момент личностного развития в танго — это понимание, через банальные двигательные механизмы, что истинный контакт возможен только между независимыми друг от друга партнерами, или, в танго‐терминологии, когда каждый из них находится «в равновесии», то есть в каждый момент танца ищет собственную точку опоры, собственную ось и максимальный комфорт для своего тела, не используя для этого другого человека. Занимаясь танго, очень быстро приходишь к выводу, что мачо и принцесса никогда друг с другом не станцуют. Чтобы случилось настоящее танго, оба партнера должны чутко слушать другого и активно взаимодействовать, а так как мачо не умеет слушать, а принцесса не умеет проявлять инициативу, то и танго вдвоем им не светит. Любая зависимость и использование другого человека в своих целях никогда не приведут к настоящему танго. Многие сложившиеся пары, приходя в танго, с удивлением обнаруживают в своих отношениях подспудные механизмы зависимости, обид, избегания ответственности или перекладывания вины за ошибки на другого. Эта парная динамика выходит на свет в процессе обучения, давая возможность пересмотреть и улучшить близость в паре. Также люди часто встречаются со своей теневой, отрицаемой стороной: боязнью настоящей близости, эмоциональной зависимостью от другого, отсутствием уверенности в себе или доверия к миру. Звучит пугающе, но личностный рост невозможен без осознания существующих психологических проблем, а танго способно предоставить возможности для личностного развития, оставаясь хобби для удовольствия и доставляя уйму радости.

Извне этот танец может казаться просто синхронным движением под музыку или прелюдией к интимным отношениям, но изнутри это не то и не другое. Танцующие чувствуют себя посвященными в таинство, которое невозможно передать словами. Чем больше танго тебя захватывает, тем больше понимаешь, насколько оно, по сути, метафорично для любого человеческого контакта, будь то любовь, секс, дружба, родительство или сотрудничество. А это означает, что, научившись истинной близости на универсальном, первичном уровне телесных движений, мы можем затем использовать этот навык в других областях жизни.

Добавить комментарий