Безопасность ребёнка: как научить ребёнка, кому открывать дверь

Как научить ребёнка основным правилам безопасности
консультация на тему

Консультация для родителей “Как научить ребенка правилам безопасности”

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_nauchit_rebyonka_osnovnym_pravilam_bezopasnosti.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка основным правилам безопасности

Основные правила
Вот некоторые советы и рекомендации, которые, на могут помочь родителям в их “семейном” курсе обучения детей навыкам безопасного поведения в обществе.
Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.
– Изучайте литературу, посвященную безопасности детей . Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.
– Учитывайте возраст ребенка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь – полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.
Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду.
Но вот ребенку три-четыре года. Он должен уметь называть части своего тела, в том числе и интимные; понимать разницу между “хорошими” и “плохими” прикосновениями; оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету. Ребятишки этого возраста (или чуть постарше) должны знать свои имя, фамилию, адрес, телефон.
– Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это доверие крайне важно. Ничто не дает так много для понимания вашего ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души – о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Даже малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.
Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием – непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям. Наоборот, нужно уметь вызывать детей на разговоры. Во время таких бесед “по душам” уместно вспомнить случаи из своего детства. Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались разные “страшные” истории.
Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его – спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.
Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять “свободу” (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить съездить к товарищу и т. д.)
Здесь нужно учитывать еще одно обстоятельство: если ребенок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль “добрых” дядей.
– Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату – ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.
Страх подавляет интуицию ребенка, “смазывает” инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если ребятам и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой.
Цель “безопасного” воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
– Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению – это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
– Используйте самые различные формы обучения . Для самых маленьких – это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше – разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: “А как ты поступишь, если. “, упомянутые рассказы-воспоминания.
– Будьте примером для своих детей . Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.
– Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться – действуйте! Если нет такой возможности – запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в милицию.
Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасет вашего.

Дополнительные рекомендации для родителей.

Создайте собственный информационный банк данных на своего ребенка . Случаи похищений детей далеко не редкость в наше время, да и ребенок может попросту заблудиться. Поэтому почаще фотографируйте своих детей особенно крупным планом и во весь рост. При возможности, постарайтесь заснять его на видеокассету, поскольку для розыска могут пригодиться любые характеристики ( речевые, двигательные и пр.). Криминалисты рекомендуют также иметь дома т.н. “спасательную детскую банку” ( стерильную посуду с законсервированным лоскутом старой детской рубашки – для консервации запаха, пряди детских волос в бумажном конверте и даже отпечатки пальцев). В трагических случаях подобная информация может оказать существенную помощь розыскным службам.
Не выпускайте детей на улице с дорогими вещами и ценностями (кассетные плейеры, золотые украшения, броская и дорогая одежда могут оказаться чересчур притягательным объектом криминального посягательства).
Распространенная в некоторых школьных учреждениях и дворовых компаниях “трясучка” (требование под угрозой насилия карманных денег старшими подростками у малолеток, младших школьников) на языке уголовного права называется вымогательством. Именно безнаказанность таких правонарушителей впоследствии приводит к достаточно печальным результатам. Поэтому, если вы обнаружили, что ваш ребенок боится выходить из дома или пропускает занятия в школе, постарайтесь в доверительной беседе выяснить у него, не связано ли такое поведение с угрозами в его адрес. Объясните ему, что негативных последствий можно избежать, если не держать тайн от родителей . При этом о каждом случае вымогательства обязательно сообщите милиции.
Научите детей правильно запирать дверь квартиры снаружи и изнутри, а также научите его правильно носить ключи и карманные деньги . Внушите им, что никто и никогда не может прийти в дом от вашего имени с просьбой приютить на ночлег, отдать какую-то вещь или сумку и пр. Ребенок никогда не должен открывать дверь нзнакомым лицам.
В нашей системе воспитания доминирует положение о том, что взрослый всегда прав. Поэтому дабы уберечь ребенка от столкновения с маньяками, насильниками и прочими правонарушителями обучите детей:
общение с незнакомыми людьми ограничить только дружескими приветствиями. На все предложения незнакомых отвечать: “Нет!” – и немедленно уходить от них.,
не поддаваться на уговоры незнакомцев, даже если они знают или зовут ребенка по имени. Отнюдь не всех старших надо слушаться. Только родители, родственники или близкие друзья семьи имеют право на послушание. Если ребенок увидел преследующего его незнакомца, то при отсутствии близких, пусть, не стесняясь, подходит к прохожим, внушающим доверие, и просит защиты и помощи. Научить его этому – ваша задача.,
ни в коем случае и никуда не ходить с незнакомыми, будь это “взрослые” дяди или дворовая компания.,
не входить с незнакомым человеком в лифт.,
не садиться в машину к незнакомым лицам.,
никогда не принимать подарки от незнакомцев без разрешения родителей. Вообще, в английских и американских школах подобные ситуации пригрываются педагогами и детьми. В результате дети в состоянии безопасно уйти от контакта с незнакомцем. Учитывая, что курс валеологии в начальных школах у нас читается без должных пособий и методически слабо обеспечен, проиграйте эти ситуации с детьми дома сами.
Так, английские специалисты предлагают родителям игры-загадки с набором очков и формами поощрения детей, если они правильно решат поставленные задачи. Например, что ты сделаешь, если на улице незнакомый человек предолжит, что покажет красивого щенка, кошечку ? Что ты сделаешь, если незнакомец предложит тебе покататься в красивой машине ? Что ты сделаешь, если кто то предложит тебе пойти на работу к маме вместе с ним, а мама тебе об этом ничего не говорила и не звонила? Что ты сделаешь, если кто то назовет тебя по имени на улице и скажет, что папа попал в аварию и вам вместе надо поехать к нему ? Думается, что проведение такой игры и в наших семьях может сыграть положительную роль.,
не играть на улице с наступлением темноты и не гулять далеко от дома.,
избегать безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.,
не отправляться одному в дальние поездки.,
что бы ни случилось, сразу же рассказать обо всем родителям или взрослым, которым доверяет ребенок.
Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не только не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации, но наоборот можете способствовать негативному развитию конфликта. Ведь неточные фразы, пугающие ребенка, не научат его правильному поведению в случае возможной опасности. Да и чрезмерное запугивание ребенка контактами с правонарушителями может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого ваша задача – научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют:
Что не надо говорить.
1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.
2. Кругом полно психов.
3. Тебя могут украсть.
4. Детям гулять в парках очень опасно.
5. В наши дни никому нельзя доверять.

Вместо этого скажите:
1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом.
2. Большинство людей заслуживают доверия, но.
3. С тобой ничего не случится, если.
4. Если кто-нибудь подойдет к тебе.
5. Ты можешь обратиться за помощью.
Обязательно проинструктируйте учителей начальных классов и воспитателей детских дошкольных учреждений, чтобы они не отпускали ребенка домой с малознакомыми людьми без вашей письменной просьбы.
Научите своих детей защищаться. Ради личной безопасности ребенок может нарушать все правила и запреты. Ни в коем случае он не должен задумываться о последствиях применения приемов самообороны. Объясните, что если ребенок нанесет нападающему телесные повреждения, его только похвалят за это. Укажите ребенку наиболее уязвимые точки (пах, гортань, глазные яблоки), доступные для парализации преступных намерений злоумышленника и по-возможности обучите его правильному нанесению ударов в такие точки (пах, гортань, глазные яблоки), доступные для парализации преступных намерений злоумышленника и по-возможности обучите его правильному нанесению ударов в такие точки. Объясните также, куда ребенку надо бежать в случае опасности, к кому и как обращаться за помощью.
В случае если ваш ребенок или близкий человек похищен и вас шантажируют:
Прежде всего, убедитесь, что заложник жив и невредим. Уговорите шантажиста в необходимости поговорить с ребенком (близким человеком) по телефону, при этом постарайтесь, чтобы вам предоставили возможность пообщаться живьем а не с магнитофонной записью. При разговоре с заложником успокойте его, постарайтесь убедить его, что сделаете все возможное, чтобы освободить его поскорее. Убедите заложника в необходимости соблюдать все требования террориста, чтобы не повредить себе. Не пытайтесь выяснить местонахождение похитителей – это дело рук профессиональных посредников и может дорого обойтись заложнику.
После разговора с заложником, выслушайте шантажиста. Проанализируйте его характеристики, оцените, насколько высока угроза и каковы требования шантажистов. В любом случае попытайтесь попросить отсрочки (договоритесь о повторной встрече, повторном звонке).
Если вы решили обратиться за помощью, действуйте незамедлительно. Спецслужбам потребуется значительное время на разработку и осуществление операции. Строго и четко, без всякой самодеятельности и личной инициативы выполняйте требования профессионалов (это может касться всего: от тактики разговоров при телефонном звонке, до тактики обмена заложника).
Если вы решили действовать самостоятельно, обязательно требуйте гарантий, что заложник останется целым и невредимым (взаимообмен, денежные средства, информация, ценности передаются только после получения свидетельства о том, что заложник доставлен в надежное место, находящееся под вашим контролем). В противном случае вполне возможна ситуация, при которой шантажисты после получения требуемого уничтожат заложника как ненужного свидетеля.
При передаче требуемых ценностей будьте готовы к любым неожиданностям со стороны шантажистов. Во всяком случае постарайтесь немедленно исчезнуть и не оставаться в компании.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОГДА РЕБЕНОК ПРОСНЕТСЯ- обязательно улыбнитесь и скажите ему ” Доброе утро”- радуйтесь своему малышу каждую минуту , общайтесь с ним ласково , осуществляйте тактильный контакт .- не стесняйтесь говор.

Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?

Обучение правилам безопасности нужно начинать как можно раньше.

Каждый родитель знает: сколько бы ты не водил за ручку своего малыша, как бы старательно ни оберегал его, но рано ли поздно, а наступит время, когда ему придётся одному возвращаться домой, одному оставаться дома, без взрослых. И конечно, к этому времени каждый ребёнок должен приобрести необходимые навыки безопасности. И, как правило, приобретает. Но, увы, часто только теоретические.

Небольшой эксперимент

Спросите — и школьник, даже подготовишка вам верно и бойко ответит на вопросы “Что будешь делать, если в двери стучатся, а ты дома один. Если незнакомый тебе человек предложит прокатить тебя на машине. Угостит конфетой. Cкажет, что там, за углом, тебя ожидает мама. Разрешит погладить свою собаку, а потом предложит прогуляться и с ней поиграть. “. И вы будете пребывать в полной уверенности: “Ну, уж мой-то знает, как себя повести”.

Увы, мы вас разочаруем. Между словом и делом у ребёнка большой промежуток. Он может в теории прекрасно знать, что такое опасность и как следует поступать, а на практике — не использовать свои знания. Почему? Потому что так устроена детская голова. Когда появляется что-либо интересное, новое, необычное, да и просто какой-либо соблазн, детка может легко повестись на него. Попробуйте, например, своего знакомого, голос которого ребёнок не знает, попросить позвонить вам домой, завести с сыном или дочкой беседу и постараться выведать, один ли он дома и когда вернутся родители. Выложит подчистую, а заодно, вполне вероятно, и домашний адрес свой сообщит. А ведь, верно, не раз вы говорили, что нельзя незнакомцам докладывать ни про то, что “дома нет никого”, ни про то, где проживаешь.

Чему бы вы ни обучали ребёнка — сказать (и даже сто раз повторить) — этого мало! Тактика обучения должна быть другая — с учётом особенностей мышления и интересов наших детей! Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлексов!

Фактически, они должны стать привычкой так-то и так-то себя вести. Вот тогда ребёнок не растеряется, только тогда он в настораживающей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и постоять за себя.

Как добиться выполнения правил?

  • Начинайте как можно раньше. То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. Чем и необходимо воспользоваться

Например, в очередной раз вы рассказываете малышу сказку про шустрого Колобка — и неназойливо комментируете “колобковское” поведение: “Ой-яй, Колобок, ты зачем один убежал из дома. “. Такие короткие вставочки концентрируют внимание малыша на том, что может случиться, если. Если ты остался один (“Гуси — лебеди”), если нарушишь строгий запрет (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”), если встретишься с незнакомцем и с ним поведёшь разговор (“Глиняный парень”), если, поддавшись на соблазн, высунешься в окошко (“Кот, петух и лиса”).

Конечно, использовать стоит не только детские сказки. Просто всегда, когда детка сталкивается (в сказке, в игре или в жизни реальной) с неожиданной/опасной для него ситуацией, делаете акцент на том, в чём же опасность и как можно её избежать.

Таким незатейливым способом вы закладываете основы и готовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. И вот что при этом важно учитывать. Детям, особенно маленьким детям, трудно представить себя на месте кого-то другого. Им нужно — обязательно нужно! — прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытно и. чуточку страшно: а вдруг это случилось со мной?

Атмосферу любопытства и соучастия создаёт ребёнку игра.

  • Обучайте, играя

Так, например, те же сказки можно не только читать да рассказывать, но ещё и разыгрывать мини-спектакли. Взяли две-три подходящих игрушки — и разыграли короткую сценку как, например, обманула лиса мужика. А можно и просто придумывать маленькие сюжеты.

“Как Зайка неправильно дорогу переходил”, “Как одна девочка села в чужую машину и она увезла её неизвестно куда”, “Как в кабинке лифта большой волк чуть Киску не съел”.

“По тротуару, у самого краешка, шла кукла Маша, а мимо, по шоссе, проезжало много машин, и вдруг одна машина остановилась — и „цап-царап“ — Маша оказалась внутри, и её увезли. “.

Разыграли — поговорили, а потом поискали вместе выход — что надо сделать, “как правильно поступить, чтобы в беду не попасть”? (“Где надо было идти кукле Маше, чтоб из машины её не могли схватить?”). И обязательно закрепляйте на практике то, во что вы играли.

Конечно, палку не следует перегибать. Нам ведь надо не перепугать ребёнка, а — насторожить, настроить на то, чтобы он сам привыкал заботиться о собственной безопасности.

  • Повторяйте и закрепляйте. Обучать малыша нетрудно. На это даже времени особенного не потребуется. Просто используйте подходящие ситуации

Например, Идёте по тротуару и спрашиваете: “Как ты думаешь, почему мы идём не у самого краешка?”. Ребёнок должен сказать, что, во-первых, потому что опасно: машины проходят слишком близко, и, во-вторых, пояснить, в чём именно эта опасность для него заключается.

Ребёнок должен сызмальства уметь сказать твёрдое “нет”, должен уметь закричать, убежать, обратиться к кому-то за помощью. Многие дети стесняются или теряются, и чтобы этого не произошло, заранее тренируйтесь — вовлекайте, играя, ребёнка в активное действие. “Кто громче крикнет”, “Как удрать от злодея”, “Отыщи для себя помощников”. Не важно, как вы назовёте подобные игры, главное — оттачивать нужные навыки, доводить их буквально до автоматизма.

  • Помогайте приобретать собственный опыт

Мы с вами знаем, чем опасен весенний лёд на пруду. А ребёнку мало узнать — ему надо в этом ещё убедиться. Подошли, взяли камень, бросили в пруд — путь ребёнок увидит, как проломится лёд, как разбегаются трещины во все стороны, как тонет брошенный камень.

Наглядно, понятно, действенно.

Конечно, об опасностях можно и просто поговорить, но вместе в практическим действием любая информация крепче запоминается!

Можно сто раз повторить дошколёнку: “Не узнав, кто за дверью находится, её открывать нельзя”. Но этого мало! Нужный навык приобретается и закрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаётся звонок. “Кто к нам пришёл?”, — спрашиваете ребёнка и предлагаете ему самому подойти, посмотреть в глазок, спросить “Кто там?” (и так далее). А в следующий раз — пусть действует уже без подсказки. А вы наблюдаете, и выясняете, что запомнил малыш, а что — ещё нет, и в чём ещё нужно ему потренироваться, чтобы чётко усвоилось необходимое правило.

Но имейте в виду: детям быстро надоедает однообразие, им становится скучно и они “отключаются”. И — не усваивают информацию, которую хотим до них донести. Поэтому.

  • Обучайте разными способами. Чем их больше — тем лучше

Например, вы проходите тему “Почему нельзя уходить со двора. Вступать в разговор с незнакомцами” или “Что делать, если кто-то ломится в дверь” или “Как по телефону вызвать пожарных, полицию”. Поиграть (проиграть ситуацию), побеседовать, обсудить подходящую сценку из фильма, нарисовать, придумать стишок, сделать плакат и повесить на видном месте, устроить соревнование, дать задание и проверить, как он выполняет его.

Обязательно проверяйте на практике — он сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал!

Обучая разными способами, вы убиваете сразу двух зайцев. “Заяц” первый: ребёнку не скучно, “заяц” второй: нужные навыки в процессе повтора и тренировок доводятся до автоматизма.

  • Правила — соблюдайте!

Мы имеем в виду: когда говорите с ребёнком о правилах безопасности, пусть ваше слово не расходится с делом — с тем, как вы поступаете.

Дети учатся путём подражания — как обезьянки, они подспудно запоминают и повторяют то, что делаем мы. Если вы, например, регулярно перебегаете вместе с ребёнком дорогу в неположенном месте? Считайте, что вы на блюдечке поднесли ему разрешения игнорировать дорожные правила. И он это будет делать, нет, не сейчас, а когда подрастёт.

Подавайте детям пример предусмотрительности, осторожности — и это тоже станет примером для подражания. Не назидательно, а так, в подходящий момент. “Сейчас так рано темнеет, — рассуждает мудрая мама, — не пойдём по тёмному скверику, пойдём по дороге, там горят фонари”. Вроде брошена фраза случайно, но случай за случаем, случай за случаем. Вот и отложится в голове.

Порою бывают моменты, когда ребёнку что-то запрещено, а взрослому то же самое разрешается. Что делать тогда?

  • Объясняйте и побуждайте задавать вам вопросы

Вызвали лифт, открываются двери, а там — длинноногий подросток . Папа входит вместе с ребёнком. И у детки, вполне вероятно, в голове возникает вопрос: “Вот, папа спокойно едет вместе с каким-то там дядькой. “. А если не крутится — всё равно, ваше “нарушение правил” может ему запомниться. Поэтому, раз уж случается нам делать то, что не положено делать ребёнку, — объясняйте ему, почему вы поступаете именно так, а не иначе. (“Я высокий и сильный, если что — я смогу с незнакомцем справиться. “).

Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия — те самые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, вы говорите так, например: “Нет, мы не будем прятаться под этим высоким деревом: во время грозы это опасно”, — и объясняете, почему. “И под аркой не будем прятаться — там темно, место совсем незнакомое. Добежим вон до того магазина, там много людей. “

Впрочем, полезно и по-другому: не выдавать “голую” информацию, а втянуть ребёнка в беседу. Задавать вопросы — пусть думает человек. Сам процесс “думания” уже помогает запомнить нужные факты более прочно.

Ещё лучше — побуждать малыша к тому, чтобы он сам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит — ему интересно, значит, новая информация оставит в памяти след.

  • Не критикуйте. Ребёнок должен вам доверять, только тогда вы сможете быть в курсе событий и в случае необходимости — вмешаться, помочь

Особенно это касается наших подросших детей — мы слишком часто их осуждаем; и они затаиваются, и правды нам не говорят. А надо бы не осуждать, а рассуждать! Анализировать ситуацию. “Хорошо. Ты прошёл по тёмному скверику. Давай подумаем, что могло бы случиться. “. И проводите примеры — примеры из жизни, из книг, из журналов, газет, из Интернета. И это уже будет не голое морализирование, а доказательное объяснение.

Дети живут в “сейчас”, наша умная тактика учит их видеть причину (что правильно, а что не правильно) и задуматься о последствиях.

Заряна Некрасова Нина Некрасова

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Безопасность ребенка: методика обучения ребенка оставаться одному дома

“Один дома”, или когда не открывать входную дверь.

Представим себе, что вашему ребенку придется какое-то время после уроков находиться дома в одиночестве. Иногда возникают ситуации, когда ребенку приходится самостоятельно открывать дверь своим родителям или знакомым взрослым. Как добиться того, чтобы ребенок безошибочно открывал дверь только тем, кому можно?

Возможно использование различных методик обучения, опирающихся на возрастные и индивидуальные особенности детей.

За основу обучения умению оставаться одному дома и открывать входную дверь возьмем последовательность действий, предлагаемую Полой Статмен: Защита, Подготовка, Тренировка, Побуждение, Упреждение. Рассмотрим подробно каждый пункт плана, наполнив схему конкретным содержанием.

Материал этой статьи частично пересекается с содержанием Урока 2.

I. Защита (Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).

Всякий раз, открывая кому-либо дверь, зовите в прихожую ребенка, чтобы он наблюдал, как вы это делаете.

1. Всегда, подходя к двери, спрашивайте: «Кто там»?

2. Получив ответ, смотрите в глазок, поворачивайтесь к ребенку и сообщайте: «Это тетя Оля пришла». После этого попросите его посмотреть в глазок. Если ребенок мал и не достает до глазка, купите или смастерите легкую и прочную табуретку, чтобы можно было ее подставить к двери и посмотреть в глазок.

3. После того, как и ребенок убедится, что пришла именно тетя Оля, откройте дверь.

Естественно, вы должны продумать систему запирания двери: надежный, но хорошо открываемый изнутри замок, крепкий, легко перемещаемый засов.

Как уже отмечалось в Уроке 2, лучше не использовать дверную цепочку, так как она может дать ложное ощущение защищенности, и ребенок захочет, накинув ее, открыть дверь. Однако злоумышленники при наличии специальных кусачек могут легко перекусить цепочку, и ребенок окажется в большой опасности.

Со временем научите открывать дверь самого ребенка. Всякий раз находитесь рядом с ребенком, поддерживая и обучая его. В этом и состоит суть принципа «Защита».

II. Подготовка (Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка).

Очень эффективно использовать для обучения известные ему сказки.

Например, «Волк и семеро козлят». Попросите ребенка ответить на вопросы: «Как должны были козлята узнать маму? Почему волку удалось их обмануть?» В ходе рассуждений можно сделать выводы, что распознавание только по голосу не оправдало себя, так как волку удалось заговорить голосом козы. Если бы козлята заранее договорились с мамой, что она должна еще и подойти к окошку, они попросили бы это сделать и волка. Посмотрев на визитера через окно (в наших случаях – через глазок), малыши убедились бы, что открывать дверь нельзя.

Сказка же «Три поросенка» полезна и родителям, так как заставляет их пристально посмотреть на входную дверь. Надежно ли дверное полотно? Хороши ли замки, крепка ли задвижка? Задайте ребенку вопрос: «Почему волк не смог войти к поросятам в каменный дом через дверь?» Ответ будет, скорее всего, такой: «Дверь была очень крепкая, и задвижка надежная».

Объясните ребенку, что он должен многому научиться: умению закрыть и открыть дверь, навыкам поведения в различных ситуациях.

1. Он должен всегда спрашивать, кто пришел, даже если мама вышла минуту назад. Для отработки навыка можно несколько раз выйти в магазин, оставив ребенка вдвоем с папой или бабушкой. При этом закрывать за вами дверь и открывать ее должен сам ребенок. Выйдя за дверь и выждав минуту, нужно постучать в дверь. Почти всегда дверь мгновенно распахивается, так как ребенок убежден, что это Вы вернулись, забыв что-либо. Добейтесь того, чтобы ребенок действовал по схеме «Кто там?» – глазок – замок в каждом случае.

Дело в том, что иногда бывает так: гости уходят, за ними закрывается дверь. Они спускаются по лестнице вниз, с третьего этажа на второй, а сверху, с четвертого этажа, к двери, из которой они только что вышли, спускается злоумышленник. Выждав 2-3 минуты, он достает оружие и стучит. Хозяева, решив, что это снова гости, распахивают дверь и подвергаются нападению.

Не торопитесь открывать двери!

2. Если голос покажется ребенку знакомым, он должен убедиться в том, что пришел именно тот человек, которого он ждет, посмотрев в глазок или на экран видеокамеры.

Можно дополнительно попросить ребенка сделать звонок на телефон того, кто должен прийти, и убедиться, что именно этот человек стоит за дверью.

3. Если все хорошо (человек опознан по голосу и рассмотрен в глазок), дверь можно открыть.

4. Если же голос ему не знаком, в глазок ничего не видно и время для визита не самое подходящее, ребенок должен, не открывая двери, спокойно действовать по инструкции для чрезвычайных ситуаций.

Самое простое – позвонить маме, папе, знакомым соседям или взрослым, с которыми ранее договорились родители.

Для этого нужно со всеми этими взрослыми заранее договориться, чтобы они поспешили на помощь ребенку по первому его зову. Ребенку же нужно объяснить, что звонить просто так нельзя. Очень хорошо подходит рассказ Льва Толстого о пастушке, который дважды устраивал ложную тревогу, а на третий раз никто к нему на помощь уже и не пришел.

5. До тех пор, пока не подоспеют родственники или знакомые, открывать дверь категорически запрещается, что бы ни говорили люди снаружи.

Но как же быть, если кому-то в подъезде нужна помощь? Ребенок должен понять, что, сообщая о происходящем родителям, он помогает человеку за дверью, ведь мама или папа, приехав, смогут сделать все возможное.

Если же ребенок просто откроет дверь, он и помочь, скорее всего, не сможет, и себя может подвергнуть опасности.

III. Тренировка (Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).

В качестве входной двери возьмите дверь в спальню ребенка. Он будет в своей комнате, а вы – снаружи. Включите воображение и, используя схему «Что будет, если…», разыграйте 10-15 сценок, изображая каждый раз нового незнакомого персонажа за дверью. Рассмотрим примеры.

А) Откройте, милиция! Мы проводим поквартирный обход.

Б) Я сосед снизу. Вы меня заливаете водой. Откройте дверь, я перекрою краны.

В) Дайте воды напиться, здесь ребеночку двухлетнему плохо.

Г) Это ваш котенок? Возьмите быстрее, а то он голодный и плачет.

Д) Я от твоих родителей, мне сказали срочно передать тебе этого огромного игрушечного медведя и мороженое. Открывай быстрее дверь, мороженое тает.

Е) Привет! Мне 7 лет! Я твой новый сосед из квартиры над вами. Давай дружить!

Ж) Здесь человеку плохо! Сердечный приступ! Откройте дверь, я позвоню и вызову «Скорую помощь!»

З) Помогите! Откройте! На меня напали! Я убегаю от плохих людей! Моей жизни угрожает опасность!

Можно придумать огромное количество ситуаций, но реакция ребенка должна быть одна – ЗВОНОК РОДИТЕЛЯМ.

В случае с сердечным приступом и с нападением ребенок может дополнительно вызвать «Скорую помощь» и милицию, когда вы этому его научите. Но дверь он открывать не должен!

Как обучить ребенка уверенно совершать звонок?

1. Обеспечьте техническую сторону – купите дешевый сотовый телефон, держите его всегда заряженным.

2. Научите ребенка уверенно им пользоваться. Шнур домашнего телефона может быть испорчен злоумышленником, а с сотовым телефоном такой номер не пройдет.

3. Убедите ребенка выучить НАИЗУСТЬ номера сотовых телефонов родителей, всех нужных родственников и знакомых, а также экстренных служб. Придумайте стишки, помогающие запомнить порядок цифр.

Например: «Начинаем танцевать, 8, 3, 15, 5.»

4. Если пока выучить не получается, напишите все номера телефонов на листок около стационарного домашнего аппарата.

Юрий Дубягин и Ольга Богачева в своей замечательной, полезной, насыщенной проверенной информацией книге (см. Урок 2) рекомендуют напротив номера телефона помещать рисунок, этому номеру соответствующий. Напротив 01 – нарисованный огонь и пожарная машина, напротив 02 – милиционера, напротив 03 – красный крест и доктора в белом халате, напротив номера телефона папы – фотографию папы и т.д.

5. ВАЖНО! Проверяйте свой телефон, заряжайте батарею вовремя, берите на работу с собой зарядное устройство или дополнительный аккумулятор.

6. Сообщите ребенку ВСЕ рабочие телефоны, по которым вас можно найти. Находясь на самом важном совещании, убирайте звук и вибровызов, но положите телефон перед собой, чтобы не пропустить звонок от ребенка.

7. Договоритесь с начальством, что в экстренной ситуации они отпустят вас домой.

IV. Побуждение (Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).

Повторяйте ребенку правила открывания двери ежедневно. Со временем поручите ему всегда открывать дверь, даже если вы дома, при этом КОНТРОЛИРУЯ все его действия.

Если замечаете, что он не на все замки закрывает дверь, забывает про задвижку, не спрашивает, кто там, или не смотрит в глазок, необходимо повторить курс тренировок, пока навык не будет отработан и устойчиво усвоен.

За верные действия от души хвалите ребенка каждый раз и говорите, как правильно он все делает, какой он становится умелый и самостоятельный.

V. Упреждение (Продумайте все возможные и невозможные ситуации).

Постоянно анализируйте возможные варианты развития событий, обсуждайте их с ребенком. Особое внимание обратите на нештатные ситуации.

Например, ребенок ощущает запах дыма из подъезда и слышит голос: «Откройте дверь, я пожарный, срочная эвакуация». Ребенок должен посмотреть в глазок, прислушаться, спускаются ли другие люди, позвонить вам и принимать решение на месте. Если пожарных в форме видно несколько и слышен шум шагов многих спускающихся людей, то, возможно, пожар настоящий.

Если же пожарный один и никого больше не слышно, то возможен вариант имитации пожара при помощи дымовой шашки и одного украденного костюма пожарного.

Все эти ситуации вы должны обсудить с ребенком и определить план его действий в каждом конкретном случае.

«Азбука безопасности» конспект НОД «Научим козлят правилу не открывать дверь чужому»

Елена Цируль (Шарапова)
«Азбука безопасности» конспект НОД «Научим козлят правилу не открывать дверь чужому»

«Азбука безопасности». Конспект НОД «Научим козлят правилу не открывать дверь чужому»

Тема: «Научим козлят правилу не открывать дверь чужому»

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

Цель: Формирование представления у детей осторожного и осмотрительного отношения к опасной ситуации не открывать дверь чужому.

Образовательные: Создать условия для получения детьми знания, осторожного и осмотрительного отношения с чужими людьми и поискам выхода из проблемной ситуации на примере сказочных героев, правилу не открывать дверь при любых обстоятельствах, если дома одни.

Развивающие: Развивать внимательность, мышление, речевую активность детей. Продолжать развивать умение отгадывать загадки. Обогащать словарь детей словом «чужой».

Воспитательная: Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь козочке.

Методы и приемы:

– наглядные: игрушка козочки, козлят, иллюстрации медведь с конфетой, лиса, козочка.

– словесные: загадывание загадок, беседа, обсуждение, объяснение, вопросы, указание, оценка.

– практические: дидактическая игра «Можно или нельзя»

Материалы и оборудование: игрушка козочки, козлят, конверт с загадками,декорации: грибы, елочки, березки.

Предварительная работа: Беседы о безопасном пребывании дома, рассматривание иллюстраций.Игровые ситуации: «Как вести себя с незнакомыми людьми», «Откройте, в дверь звонят». Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Игры-драматизации с детьми по сказкам.

Планируемые результаты: Дети проявляют интерес к правилам безопасного поведения с чужими людьми, стремятся соблюдать элементарные правила безопасного образа жизни, проявляют активность при выполнении заданий.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте детишки,

Девчонки, и мальчишки,

Скорее вы садитесь,

У сказочных героев поучитесь!

Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, мою веселую загадку и вы узнаете,какой сказочный герой к нам идет в гости:

Это кто ж рогатая?

Да ещё и бородатая?

Не мешайте мне-е-е!

(стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Воспитатель: А почему козочка плачет, давайте спросим, что у неё случилось?

Я козочка коза, большие рога

Случилась у меня большая беда.

Жили мы в избушке

на лесной опушке.

И мои ребятки веселые козлятки

жили – не тужили,

заняты все были.

Я в лес ходила, травку ела, молоко приносила.

Козлята дома играли и меня ждали.

Пришла домой дверь открыта и ни кого нет, один козленок успел, спрятаться он, и рассказал, что приходил волк, пообещал конфетки. Козлята дверь открыли, волк увел их и спрятал в лесу, оставил вот этот конверт с письмом. Вот и пришла я к вам за помощью, помогите найти козлят.

Воспитатель: Вот видите ребята, что случилось с козлятами, не знали они, что нельзя открывать дверь чужому, поэтому случилась беда. А вы откроете дверь чужому человеку, если вам предлагают конфетки? Почему? А теперь прочитаем письмо. «Здравствуй козочка, пишет тебе волк, я обманул твоих козлят и увел их в лес, найди конверт с загадками отгадай тогда и найдешь своих козлят».

Козочка: Ребята я не умею отгадывать загадки, помогите мне их отгадать и найти козлят?

Воспитатель: Вы хотите помочь козочке? Отправляемся тогда в лес на поиски конверта с загадками и козлят.

По дорожке за мной мы в лес пошли, шли, шли, шли.

И конверт в пути нашли (воспитатель берет конверт в конверте карточка с загадками).

Воспитатель загадывает загадку.

Угадать её не сложно.

Только будьте осторожны!

Вся она в иголках!

Воспитатель: Правильно ребята вы отгадали загадку, покажите мне, где елочки. Давайте поищем вокруг, елочек может, найдем козлят (дети показывают елочки, осматривают, козлят не находят)

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят (грибы)

Воспитатель: Правильно, Арсений это грибы давайте посмотрим, может волк под грибочками спрятал козлят (дети ищут и находят под грибочками козлят)

Воспитатель: Молодцы вот и нашли мы, козочке козлят, разгадав все загадки, забираем их в наш детский сад. Пора возвращаться назад. По тропинке мы пошли, шли, шли, шли,

в детский сад опять пришли (дети садятся за стол)

Воспитатель: Ребята, давайте научим козлят правилу не открывать дверь чужому.

Если все запомните –

Эти правила важны,

И запомнить вы должны:

– Если кто-то в дверь стучит

И никого нет взрослых –

Двери вы не открывайте,

Запомнить очень просто! (козлята с детьми проговаривают правила)

Воспитатель: Давайте покажем козлятам, что нельзя открывать дверь чужому.

Дидактическая игра «Можно или нельзя» (дети выбирают картинку и грозят пальчиком, где нельзя открывать дверь чужому: медведь с конфетой, лиса; гладят картинку, где можно – козочка).

Воспитатель: Правильно ребята теперь козлятки знают, что нельзя открывать двери чужому ни при каких обстоятельствах. Козочка говорит вам спасибо, что научили вы козлят.

– Как мы помогали козочке?

– Что бы вы хотели сказать козлятам, когда стучится к ним чужой?

– Ребята, пригодится это правило вам в жизни?

А теперь хорошим деткам

Козочка раздает всем конфетки,

Не стесняйтесь, выходите

И конфетки получите (козочка раздает конфеты)

Конспект занятия по НОД во второй младшей группе «Азбука безопасности» Конспект занятия по НОД во второй младшей группе «Азбука безопасности» с элементами познавательной деятельности Цель: формирование.

Конспект игрового занятия по безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности» Цель: Формирование убеждения в необходимости знаний законов и моральных норм и их соблюдения. Задачи: – познакомить с бытовыми и природными.

«Азбука безопасности». Конспект НОД «Научим козлят правилу не открывать дверь чужому» Тема: «Научим козлят правилу не открывать дверь чужому» Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Цель: Формирование представления.

Конспект досуговой деятельности «Научим Мурку правилам безопасности» Конспект досуговой деятельности «Научим Мурку правилам безопасности» в старшей группе по проектной деятельности «Берегись бед, пока их.

Конспект досуговой деятельности в старшей группе «Научим Мурку правилам безопасности» Цель: систематизировать знания о знакомых правилах пожарной безопасности, знания об опасных бытовых предметах, правилах дорожной безопасности.

Конспект НОД «Азбука безопасности» во второй младшей группе Конспект НОД по безопасности жизнедеятельности и антитеррору «Путешествие в Страну Безопасности» во второй младшей группе.

Конспект НОД по БДД во второй младшей группе «Азбука безопасности» МБДОУ «Детский сад № 103» г. Кургана Конспект НОД по БДД во второй младшей группе «Азбука безопасности» Составила: воспитатель.

Конспект НОД по ОБЖ в старшей группе «Научим героев сказок безопасности» Конспект НОД по безопасности в старшей группе тема: «Научим героев сказок безопасности». Подготовила воспитатель МБ ДОУ д/с №14: Плохоцкая.

Проект по безопасности «Азбука безопасности» во второй младшей группе 4. Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности» Вид проекта: познавательно-игровой, групповой Участники.

Занятие по ОБЖ для второй младшей группы «Кому открывать дверь?» Тема: «Кому открывать дверь?». Дидактическая игра «Выбери правильно предметы». Цель: 1) Учить бдительности. 2) На примере инсценировки.

Что нового«Не кричать, а уходить»: Правила детской безопасности

Как научить ребенка правилам общения с незнакомыми и не вырастить его социопатом

Одна из основных ошибок родителей — попытаться запугать ребенка, вместо того чтобы научить его основам безопасной коммуникации. Самое первое правило, которому мы учим детей, — не разговаривать с незнакомыми, ведь они могут украсть, причинить вред, сделать больно. В результате мы получаем напуганного ребенка, при этом не умеющего противостоять потенциальной опасности. Вместо того чтобы научиться общаться и выстраивать границы, говорить «нет» и быть уверенным в себе, ребенок начинает бояться вообще окружающих. Другой вариант развития событий — ребенок вообще не усваивает это правило: не так просто осознать разницу между знакомым и незнакомым. Если ты общаешься с детьми на детской площадке, можно ли говорить с их родителями? А с другими взрослыми на той же площадке? Как определить, кто родитель, а кто нет? Если человек назвал тебя по имени, он уже знакомый?

The Village поговорил с Ольгой Бочковой, руководителем Академии детской безопасности Safekids Academy, о том, как научить детей безопасному поведению и какие навыки для этого необходимо привить детям и их родителям.

— Вообще, готовы ли взрослые помочь незнакомому ребенку?

— Недавно мы провели эксперимент «Не волнуйся, мама». В эксперименте приняли участие 38 детей в возрасте от 4 до 11 лет. Сценарий: незнакомый человек уводит ребенка из магазина или с площадки фактически на глазах других родителей и детей. Результат: 28 из 38 детей ушли, причем произошло это в течение считанных секунд. Аргумент, с помощью которого уводили детей, мы не раскрываем по понятным причинам. Тем не менее общая картина выглядит устрашающе.

Одна из вещей, поразивших во время эксперимента, — то, что взрослые, видя, что что-то происходит, никак не реагируют. Максимум уводят с площадки своих детей. Один папа качал на качелях своего ребенка. За это время с соседних качелей наш «незнакомый человек» увел троих детей. А мужчина вообще никак не отреагировал.

Этот эксперимент был не первым. И всегда ситуация одинаковая — люди не реагируют. Даже если все происходит заметно, очевидно. Только один раз вызвали полицию. Но ведь полиция — это долго. Намного проще схватить за руку здесь и сейчас. Спросить ребенка, знает ли он этого человека. Так что важно вообще менять культуру отношения к безопасности: учить не только детей, но и взрослых.

— Сейчас вы ведете такие тренинги по безопасному поведению для детей и их родителей. Почему вы вообще взялись за это? Считаете, родители сами не в состоянии научить детей правильному поведению на улицах?

— Когда я решила заняться темой детской безопасности, я сдружилась с одной американской организацией. И мне очень понравился их подход. У нас в обществе еще не назрела эта потребность: родители не знают и не думают о том, что маленького ребенка можно и нужно научить безопасному поведению. Они уверены, что достаточно объяснить через страх, что может случиться. В Штатах же, конечно, знают, что страшные вещи случаются. Но не пугают ими детей, а дают конкретные инструменты безопасного взаимодействия, определения потенциально опасной ситуации и ухода от нее.

— Но как вообще рассказать, зачем соблюдать некие правила поведения, если не объяснить, чем чревато их несоблюдение? Как тогда аргументировать необходимость следования правилам?

— Дело в том, что аналитический ум — это прерогатива взрослых людей: мы хотим знать предысторию, причину и последствия. У детей все устроено немного иначе. Маленькие дети очень доверяют родителям. Им вполне достаточно того, что так сказала мама. И это нормально. Мы даем набор правил безопасного поведения: не трогать горячее, не выбегать на дорогу, определенным образом вести себя с посторонними людьми. Вполне достаточно объяснить, что если мы не знаем человека, то не можем предугадать заранее, как он себя поведет. Так что безопаснее переспросить родителя.

Детям постарше уже можно рассказать больше. Что бывают люди, которые делают плохие вещи. Но, на самом деле, их не много. Нужно быть осторожным, потому что по внешности и поведению человека невозможно понять его настоящие намерения.

Чтобы ребенок понял это, с ним нужно работать. Нужно дать ему возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей.

Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным.

— Как вообще ребенок должен реагировать на окружающих? Вот он подрос, начал сам ходить из школы домой, в магазин, на дополнительные занятия. Взрослых вокруг много, ситуации общения возникают постоянно. Ребенок уже один, но при этом еще не до конца уверен в себе. Он же все еще считает взрослых более важными, умными и главными. Как ему правильно себя вести, если к нему обращаются?

— Первый и главный момент — это то, что где бы ни находился ребенок, он должен знать, где у него безопасный тыл, куда ему безопасно убегать. Если он вышел из школы — возвращаться обратно в школу, если из дома — домой. Если он один в городе — в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.

Дальше мы учим выдерживать дистанцию. Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным. При ответах на вопросы нужно ограничиться парой слов, а затем уходить в безопасное место.

Для проигрывания такой ситуации мы используем на тренингах взрослых. Спрашиваем их: если есть выбор, к кому на улице обратиться с вопросом или за помощью, к другому взрослому или ребенку, к кому вы обратитесь? В ответ всегда звучит: к взрослому. И дети слышат это. А если нет взрослых, а есть только ребенок, что тогда? Одни отвечают, что к ребенку не обратятся в любом случае, другие — что только с простым вопросом вроде: «Где здесь, как пройти?». Это — в пределах безопасной коммуникации. Когда можно коротко ответить «в той стороне» — и уйти.

Мы учим держать и физическую дистанцию. Ребенок должен понять, на каком расстоянии от человека ему комфортно находиться и научиться не подпускать ближе: важно объяснить ребенку, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это личное пространство — тревожный звонок.

— Не правильнее ли научить ребенка кричать, когда он чувствует опасность?

— Наверное, большая часть родителей предпочли бы такой вариант. В этом есть что-то победное: ребенок закричал, и его спасли, а похитителя поймали. Но это не похоже на правду в реальности.

Как психолог и как тренер, я не думаю, что ребенок будет кричать. Даже взрослому трудно крикнуть. Да и до последнего не ясно, нужно ли это делать. Поэтому и учить его нужно не кричать (он все равно этого не сделает), а правильно уходить. Учить надо тому, что для ребенка естественнее и скорее будет использовано.

— Что вообще чаще всего случается с детьми на улицах города?

— Чаще всего это даже не похищения, а преступления против детей, по большей части, сексуального характера. Причем это могут быть и незнакомые, и знакомые люди. И иногда знакомые даже опаснее: сосед по дому, взрослый, с которым здороваются на улице родители. Именно поэтому нужно делать упор не на «не говорить с незнакомыми», а на выработку определенных навыков и правил безопасного общения в целом, с любым человеком.

— Расскажите, пожалуйста, про эти правила. Чему нужно научить ребенка?

— В первую очередь это «подумай» и «спроси». Мы идем не от запрета конкретного действия, потому что ситуации могут быть слишком разными. Мы идем от общих принципов. Безопаснее всего спросить родителя.

Подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то».

— И до какого возраста ребенок должен спрашивать? Они же постепенно взрослеют. Подростка уж точно не заставишь спрашивать разрешения.

— По-хорошему, чем дольше, тем лучше. Просто постепенно «спросить» перерастает в «предупредить». Да, подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то». Ребенка нужно учить предупреждать, а родителя – слышать и благодарить за соблюдение этого правила.

— Этому вы тоже учите на тренингах?

— Да, обязательно. И мы всегда приглашаем совместно детей и родителей. Они работают в парах. Почему важен родитель? Потому что он должен уметь сказать ребенку «спасибо» за то, что тот спросил и предупредил. За каждое уточнение «можно?» нужно говорить ребенку «спасибо». Благодарить за соблюдение договоренности, правил. Причем не хвалить — в похвале есть что-то иерархичное, как будто родитель оценивает действия ребенка, — а благодарить. Это более равная позиция.

— Как же быть с самостоятельностью? Когда-то же ребенок должен взрослеть и сам принимать решения.

— Развитию самостоятельности это не мешает. Ребенок сам решает, что он будет делать. И ставит в известность родителя. Он принимает решение, он о нем уведомляет. И тут наши родители совершают еще одну очень частую ошибку. Они начинают ругать ребенка за то, что он пошел не туда, сделал не то. Но ведь в следующий раз ребенок просто не предупредит и не расскажет. А значит, выслушав нравоучения, он начнет вести себя не более безопасно, а, наоборот, подвернется лишней опасности.

Недавно в интернете ходила история о том, как папа с сыном договорились о специальном сигнале: если у ребенка что-то не так, и он не может об этом открыто написать, он присылает СМС-кой определенный значок. Например, смайлик с «поцелуйчиком». Так, оказавшись в неприятной ситуации, он может попросить помощи, даже когда открытый звонок родителям воспринялся бы окружающими в штыки. И получив сигнал, родитель уже сам звонит с вопросом: «Ты нам срочно нужен. Где ты? Мы сейчас подъедем». Согласитесь, выглядит совсем иначе. Ребенок имеет возможность сбежать, не став при этом предметом насмешек.

Важные вопросы для безопасности вашего ребёнка

Безопасность детей — один из главных вопросов, которые тревожат любого родителя. Если вы хотите быть уверены, что ваше чадо не попадёт ни в какую опасную ситуацию, вам следует заранее научить ребёнка правилам поведения в определенных ситуациях.

Можете использовать нижеприведённые 16 вопросов и правильных ответов на них.

1. Что делать, если родителей нет дома, а кто-то пытается открыть дверь?

Ответ: Необходимо срочно позвонить родителям, а затем в полицию (102) или службу спасения (112). За это время родители смогут предупредить соседей по телефону, и ребёнку окажут помощь.

2. Возьмёшь ли ты конфету у незнакомой женщины?

Ответ: У незнакомых людей брать еду, игрушки и другие вещи нельзя ни в коем случае!

3. Что делать, если из розетки пошёл дым, а никого из взрослых нет дома?

Ответ: При возникновении пожара или угрозе воспламенения необходимо быстро покинуть квартиру и набрать номер пожарной службы (101), службы спасения (112) или службы газа (104). Самостоятельно тушить пожар категорически запрещается!

4. Незнакомый взрослый просит тебя о помощи. Поможешь ли ты ему?

Ответ: Когда человек нуждается в помощи, то он в первую очередь обратится ко взрослым. Поэтому если какой-то незнакомец просит о помощи, следует ему ответить категорическим отказом. Причём отвечать нужно быстро и сразу же уходить.

5. Что нужно делать, если на тебя нападает стая собак?

Ответ: В ситуациях с животными главное — сохранять спокойствие и не провоцировать их на агрессию. Можно отвлечь собак с помощью какого-нибудь предмета типа шапки, зонтика и т. п. Нужно постепенно отдаляться, не встречаясь с собаками глазами и не поворачиваясь к ним спиной.

6. Пойдёшь ли ты в гости к ровеснику, с которым только что познакомился?

Ответ: Ходить в гости к малознакомым людям, даже ровесникам, нельзя ни в коем случае.

7. Что делать, если ты почувствовал дома запах газа?

Ответ: Звоните в службу спасения (112) или службу газа (104). Научите ребёнка не стесняться и не паниковать — лучше ложный вызов, чем взрыв.

8. Если ты ждёшь лифт и к тебе подошли незнакомцы, ты поедешь с ними вместе?

Ответ: На предложение зайти в лифт с незнакомцами нужно отвечать однозначным отказом. Научите ребёнка в такой ситуации отвечать, что он ждёт родителей, которые вот-вот подойдут.

9. Что следует делать, если ты заметил, что за тобой следят?

Ответ: Нужно зайти в людное место (супермаркет, парикмахерскую, кафе и т. д.) и уже оттуда позвонить родителям и сообщить о слежке.

10. Кому можно открывать двери, если ты один дома?

Ответ: Чужим людям открывать дверь категорически запрещается! Это касается любых незнакомцев, независимо от пола и возраста.

11. Что ты будешь делать, если незнакомец схватил тебя и не отпускает?

Ответ: Нужно как можно быстрее привлечь внимание людей. Можно кричать и драться. Также можно бить по стоящим рядом машинам — возможно, сработает сигнализация.

12. Как ты поступишь, если окажешься в большой толпе людей?

Ответ: В таком случае следует сохранять спокойствие. В толпе необходимо постепенно смещаться к краю, но не пытаться не идти против людского потока.

13. Что ты будешь делать, если окажешься на улице во время грозы?

Ответ: Следует найти безопасное укрытие. Это может быть ближайший магазин или подъезд. Нужно держаться подальше от водоёмов, металлоконструкций и высоких деревьев.

14. Что ты будешь делать, если кто-то в интернете угрожает тебе или твоим близким?

Ответ: Об угрозах любого характера следует незамедлительно сообщить родителям, полиции или службе доверия.

15. Тебя позвали играть на замёрзшую речку. Ты пойдёшь?

Ответ: Кататься на замёрзшем водоёме без родителей категорически запрещено — исключений быть не может!

16. Можно ли брать аптечку с лекарствами, когда родителей нет дома?

Ответ: Чтобы ребёнок осознавал последствия, ему следует разъяснить опасность лекарственных средств. Брать аптечку и пользоваться незнакомыми лекарствами в отсутствие родителей нельзя.

Сохраните себе этот список, давайте вместе заботиться о безопасности своих детей.

Читайте также:  Болезни подростков: синдром Туретта, диагностика и принципы
Добавить комментарий