Брак – это постоянное творчество

Что такое брак: определение видов и форм брака

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, брак – это свободный, равноправный союз мужчины и женщины, которые имеют цель создать семью. Он порождает между супругами взаимные права и обязанности. Бракосочетание – это серьезный шаг на жизненном пути каждого человека. В связи с этим, многим людям, решившим пожениться, интересно, какие бывают виды брака и каково религиозное понимание подобного союза мужчины и женщины. О том, что такое брак и прочих вопросах, пойдет речь в статье.

Понятие и признаки

Легальное понятие брака отсутствует. Но в то же время есть целых два доктринальных определения:

  • социологическое . С этой точки зрения брак является исторически обусловленной, санкционируемой и регулируемой формой взаимоотношений между представителями общества разных полов. Такое понятие брака применимо к фактическому сожительству, так как из него следует образование прав и обязанностей между мужчиной и женщиной;
  • юридическое . С точки зрения юриспруденции, подобное взаимоотношение мужчины и женщины являются важным юридическим фактом, вызывающим образование семейно-правовых связей. Бракосочетание проводится в установленном законом порядке с целью создания ячейки общества, именуемой семьей.

Эти типы браков имеют принципиальные отличия. Главным из них является, то что брак в юридическом смысле становится причиной возникновения правовых связей, которые регулируются на законодательном уровне.

Значение брачного союза заключается в том, что он представляет собой:

  • союз партнеров, влекущий за собой правовые последствия;
  • форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной;
  • символ, как для партнеров, так и для государства;
  • разновидность договора между членами общества.

Брачный союз характеризуется следующими признаками:

  • союз лиц противоположного пола;
  • наличие семейной жизни;
  • соблюдение семьей условий, предусмотренных 12 статьей Семейного кодекса Российской Федерации;
  • официальная регистрация взаимоотношений органами ЗАГС.

Брачный союз в Российской Федерации может быть зарегистрирован органами ЗАГС, при соблюдении ряда условий. К главным из них нужно отнести:

  • наличие добровольного согласия брачующихся. Оно должно быть выражено в устной и письменной форме;
  • достижение лицами, желающими пожениться определенного возраста. Согласно 13 статье Семейного кодекса РФ, брачный возраст в России наступает в 18 лет. При наличии уважительной причины, жениться можно в 16 лет и даже раньше, но последнее доступно жителям не всех регионов.

В народе бытует мнение, что нижний возраст для женитьбы в разных регионах варьируется в пределах от 14 до 16 лет. Это не так. В Семейном Кодексе Российской Федерации нет такого понятия, как нижний возрастной предел для узаконивания отношений.

Религиозное понимание

Понятие и признаки брака выяснены, но для большинства жителей нашей страны не менее важными являются религиозные аспекты подобных взаимоотношений членов общества. На сегодняшний день в России самыми распространенными являются две религии: православное христианство и ислам. С точки зрения этих вероисповеданий следует рассмотреть определение брака и его понимание.

Церковное бракосочетание, также называемое венчанием – это христианский православный супружеский союз женщины и мужчины, заключенный в религиозной общине через священнодействие. Согласно христианскому вероучению, супруга должна подчиняться мужу, а он в свою очередь возлюбить ее как Христос Церковь. Муж и жена становятся единой плотью и несут обоюдную ответственность за любые действия. Прелюбодеяние (супружеская измена) в христианстве является тяжелым грехом.

У мусульман бракосочетание называется «Никах». Чтобы процесс считался действительным требуется выполнить несколько условий:

  • супруг должен быть совершеннолетним и не попадать под категорию «Махрам» (мужчина, являющийся близким родственником);
  • невеста может мусульманкой, христианкой или иудейкой;
  • действия должны быть добровольным;
  • в процессе бракосочетания должны присутствовать свидетели;
  • мужчина должен заплатить выкуп за невесту.

Количество жен в исламе ограничено четырьмя. Временный брак и его формы не разрешены у суннитов, но законны у шиитов.

Формы

В современном мире существуют различные формы брака. К наиболее распространенным из них следует отнести:

  • церковный, заключаемый церковью. Подобное бракосочетание было широко распространено в средние века. Подобные союзы по сей день признаются законными во многих странах, например, Великобритании и Польше;
  • фактический, называемый в России гражданским. В некоторых странах, например, Эквадоре и Германии, он считается законным с юридической точки зрения;
  • перечисляя формы брака нужно упомянуть временный, практикуемый в мусульманских странах. Его условия и срок действия прописаны в договоре, по истечению срока действия которого любые правовые отношения между супругами прекращают действовать. Зачем нужен брак подобной формы? Он практикуется с целью рождения наследников и обусловлен нежеланием жить вместе больше времени чем необходимо для того, чтобы обзавестись потомством;
  • фиктивный. Подобная форма брака – это официальная регистрация взаимоотношений без наличия реальной цели создать семью. В некоторых странах подобное деяние преследуется по закону;
  • морганатический. Союз людей, имеющих неравный социальный статус. Распространенное явление, которое было официально запрещено в начале прошлого века и ранее во многих странах, в том числе в немецко-говорящих государствах;

  • однополый. Не разрешен в России, но практикуется и имеет юридическую силу во многих странах Западной Европы. Подобные пары даже имеют право брать в семью приемных детей;
  • с точки зрения количества супругов семья может быть моногамной (муж и жена) и полигамной (одна жена и несколько мужей или наоборот). Первая форма является самой распространенной в мире. Говоря о семьях с количеством супругов больше двух, следует упомянуть «Шведскую семью». Несмотря на свое название, шведскими властями он не признается законным.

Брак в Семейном праве России – это только официальный гражданский союз. Он может быть морганатическим или фиктивным, но должен быть оформлен официально. Кодекс о браке гласит, что отношения регистрируются уполномоченным лицом. В настоящее время ведутся дискуссии о внесении поправок в кодекс о браке. Основной идеей обсуждения является узаконивание случаев фактического сожития. Но такие браки и его формы по-прежнему не регулируются на законодательном уровне. Инициатива не перенесена с дискуссионной плоскости в практическую.

Обратившись к истории можно заметить, что изначально в нашей стране функцию работников органов ЗАГС выполняла церковь. Сейчас такой брак и его формы тоже встречается часто, но брачующиеся должны обращаться и в ЗАГС, и в церковь (последовательность не имеет значения).

Многие люди задаются вопросом, зачем регистрировать брак, ведь можно вести семейную жизнь без штампа в паспорте? Поэтому в России насчитывает сотни тысяч таких семей.

Такой брак в России не признан, как и следующие виды, практикуемые в основном молодежью:

  • гостевой. Основная характеристика брака подобного типа – это раздельное проживание при наличии официально зарегистрированных отношениях в ЗАГС;
  • открытая форма. Юридические признаки брака подобного типа на лицо, но в брачном контракте прописана возможность отношений на стороне;
  • пробный. Юридические признаки брака отсутствуют. По сути это совместная жизнь без узаконивания отношений.

Россия активно перенимает опыт зарубежных стран, но тип брака с регистрацией отношений в органах ЗАГС – это единственная форма, регулируемая на законодательном уровне. Понятия брака по Семейному праву вряд ли изменятся в ближайшее время.

Плюсы и минусы

Можно выделить множество плюсов и минусов проведения официального бракосочетания, но в первую очередь нужно остановиться на юридической стороне этого вопроса. Преимущества таковы:

  • во-первых, определение брака подразумевает закрепление ответственности супругов перед законом. Не важно какие бывают браки, если их официальное закрепление допускается законом, то они становятся гарантом качества семейной жизни, исполнения обязательств и соблюдения прав всех членов семьи;
  • во-вторых, людям задающимся вопросом, зачем вступать в брак, следует знать, что он является социальной и психологической защитой граждан. Зная все о браке можно понять, что он является государственной гарантией защиты семьи, отцовства, детства и материнства;
  • в-третьих, понятия и юридические признаки брака, известные мужчине и женщине, становятся подтверждением серьезных намерений создать новую ячейку общества.

Форма заключения брака в России едина для всех. Классификация брака не имеет особого значения. Узаконенные согласно Семейному кодексу отношения, являются своеобразным манифестом обществу.

Перечисляя плюсы брака следует указать и минусы. Главный минус, а скорее недостаток брака, заключается в том, что он и Семейное право в целом не является гарантией идиллии и гармонии в семье. Государственная регистрация брака лишь стимулирует принятие ответственности супругов друг перед другом.

Кроме того, регистрация брака не является страховкой от конфликтов и распада семьи. При этом разрыв переживается более болезненно, а процедура может быть осложнена судебным процессом. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, развод в ЗАГС может быть выполнен лишь без наличия у супругов имущественных претензий и детей. В остальных случаях требуется обращаться в мировой или районный суд. В связи с этим следует хорошенько подумать прежде чем принять такое ответственное решение.

Если российское законодательство не позволяет жениться, то можно провести бракосочетание заграницей, но стоит понимать, что подобный союз на территории нашей страны не будет признан официально. С юридической точки зрения, люди, поженившиеся за рубежом в разрез правилам Семейного кодекса Российской Федерации, по-прежнему будут считаться чужими друг другу. Подобное практикуется однополыми парами, выезжающими в страны Западной Европы и Соединенные Штаты Америки для регистрации отношений.

Жорж
Брак

Жорж Брак (Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй, Франция – 31 августа 1963, Париж, Франция) – французский художник, скульптор, коллажист и гравер, один из основоположников кубизма. Брак вырос в Гавре, где получил образование маляра и декоратора, следуя по стопам отца и деда. Параллельно он по вечерам учился живописи в гаврской Школе изящных искусств. После переезда в Париж художник примкнул к фовистам, большинство его ранних работ написаны в этом стиле. Однако все изменилось в 1907 году, когда Брак познакомился с Пабло Пикассо и увидел в его студии ставшую впоследствии легендарной картину «Авиньонские девицы». Художники начали работать вместе в 1909 году, вместе разрабатывая стиль, который будет назван кубизмом. Плодотворное сотрудничество продлилось до начала Первой Мировой войны, когда Брак вступил в ряды французской армии. В одном из боев он получил серьезное ранение и вернулся к живописи только в 1917 году. За время восстановления после травмы художник выработал особенный персональный стиль, которому оставался верен до конца жизни.

Особенности творчества художника Жоржа Брака: среди его ранних работ преобладали пейзажи, однако после начала работы с Пикассо и перехода к кубизму Брак надолго сосредоточился на натюрмортах. Много лет художник работал в технике папье-колле, но затем вновь вернулся к живописи. Со временем он отошел от резких линий и сложносочиненных конструкций, стал использовать более яркие цвета и изображать человеческие фигуры. Однако полностью от кубизма Брак так и не отказался.

О Жорже Браке вряд ли получилось бы снять такой же яркий и захватывающий фильм, как о Пабло Пикассо. Цвета Брака – серый, коричневый, зеленый – идеально подходят для маскировки. Он никогда не стремился быть на виду, предпочитая скрываться в тени популярных коллег, но при этом умудряясь оставаться одной из самых влиятельных фигур в современном искусстве. Он не любил слов «талант» и «виртуоз» и произносил их только с иронией. Несмотря на окружавшую его почти мистическую ауру, Брак был едва ли не самым рассудочным и благоразумным художником своего времени. Как сказал биограф Алекс Данчев, «он был непостижимым мастером безыскусного искусства».

Кровь, воздух и краска

Если задаться вопросом о том, откуда взялся уникальный художественный дар Жоржа Брака, ответ напрашивается сам собой: из крови и воздуха. Он родился в Аржантее, а детство и юность провел в Гавре – в местах, которые в разное время были центрами творческих паломничеств импрессионистов. Видимо, какая-то особая бунтарская атмосфера этих мест вдохновила Брака на то, чтобы на протяжении всей карьеры нарушать каноны и выходить за рамки традиций.

Отец и дед Жоржа были владельцами семейного предприятия, занимавшегося малярными работами, и оба писали любительские картины. Мальчик часто сопровождал отца в его художественных экспедициях. Впрочем, интересы Жоржа были разносторонними: помимо живописи он занимался боксом и брал уроки игры на флейте. Так и получилось, что Брак стал художником с фигурой атлета, посвятившим львиную долю своих работ музыкальным инструментам.

В самых ранних работах Брака вполне ожидаемо чувствуется влияние импрессионистов. В 15 лет он поступил на вечерние курсы в Академию изящных искусств в Гавре, позже брал уроки в парижской частной академии и Школе изящных искусств. А параллельно успел поработать маляром и декоратором интерьеров, отслужить в армии и принять решение полностью посвятить себя живописи. Отдавая дань уважения семейному ремеслу, Брак получил ценный опыт (например, научился создавать искусную имитацию текстуры дерева), который потом успешно интегрировал в свои художественные опыты.

Первый серьезный шаг вверх по личной художественной лестнице Жорж Брак сделал в 1905 году, когда на выставке Осеннего салона вошел в зал с картинами фовистов и оказался в яростном вихре необузданного цвета. Это, впрочем, никак не повлияло на его спокойный и уравновешенный характер: Брак был самым благоразумным «дикарем». Успех не заставил себя долго ждать. Уже в 1907-м он продал все шесть работ, которые представил на выставке Салона Независимых, и заключил контракт с галеристом Даниелем Анри Канвейлером. Этот шаг тоже оказался судьбоносным: Канвейлер познакомил Брака с авангардным поэтом и критиком Гийомом Аполлинером, а тот, в свою очередь, представил его Пабло Пикассо. По одной из легенд, когда Брак впервые увидел «Авиньонских девиц», он заявил: «При взгляде на эту картину возникает ощущение, что вы пытаетесь заставить нас есть паклю или пить бензин и плеваться огнем». Но было что-то такое в этих причудливых изломах женских фигур, что заставило Брака подняться на следующую ступеньку.

Раздор, революция и «две жены»

В 1908 году Жорж Брак представил шесть своих новых картин жюри Осеннего салона, членами которого были его соратники Анри Матисс, Жорж Руо, Альбер Марке и Шарль Герен. Все шесть были отклонены. По правилам Салона каждый из членов жюри мог «амнистировать» одну из таких работ, но этим правом воспользовались только Герен и Марке. Оскорбленный Брак совсем отказался выставляться, забрал все полотна и возложил всю вину за случившееся на Матисса, который ранее уже видел работу из этой серии.

Такую неоднозначную реакцию у жюри Осеннего салона вызвала серия пейзажей, которую Брак написал во время поездки в Эстак. Сюжеты были самыми простыми, даже тривиальными – дома, деревья, дороги, виадук – но стиль этих работ лишал дара речи и соратников, и критиков художника. Стиль, не имевший ни названия, ни школы, ни свода правил. С помощью весьма скудного набора красок, столь непохожего на фовистское цветовое безумие (1, 2, 3), Брак не просто создавал новые живописные образы. Казалось, под его кистью меняется само пространство. Вместо того, чтобы скромно отступать на задний план по законам традиционной перспективы, здесь формы выдвигались навстречу зрителю. А еще на холстах Брака постепенно становилось все меньше неба. Однажды оно исчезло совсем и появилось вновь лишь через 20 лет.

Когда шум немного улегся, Матисс вспоминал, что увиденная им картина (скорее всего, «Дома в Эстаке») была «действительно первым изображением, по которому можно было судить о происхождении кубизма… Мы расценили ее как нечто совершенно новое, вокруг чего было много дискуссий» . Сейчас сложно судить, что это было: то ли изначальный страх Матисса перед сильным конкурентом, из-за которого он и не пустил Брака на выставку Салона, то ли попытка запрыгнуть в уходящий поезд и записать в свои заслуги то, что он с самого начала разглядел потенциал в революционных пейзажах.

Читайте также:  8 современных золушек, которые нашли своего принца

Интересна, однако, другая упомянутая Матиссом очень важная деталь. Тот самый пейзаж он увидел не в студии Брака, а «в студии Пикассо, который обсуждал его со своими друзьями» . Пикассо одолжил картину, чтобы исследовать и учиться. Так кто же все-таки был первым? Кто из них был «настоящим» родоначальником кубизма? Ответа на этот вопрос не существует. Точнее, ответом будет: «Ни один из них». Потому что кубизм в том виде, в котором мы его знаем, мог появиться только в этом тесном сотрудничестве, порой почти превращавшемся в сожительство, в постоянном обмене идеями, мнениями и критикой, во вдохновении, которое Брак и Пикассо черпали в картинах друг друга. Подробности об этом читайте в нашем отдельном материале.

Отношений, подобных этим, больше не было ни у одного из них. Да и вообще у кого бы то ни было. Пикассо, однажды назвавший Брака своей женой, «которая любила меня лучше всех» , задал тон всем последующим шуткам на эту тему. Когда Брак лежал в больнице, и Пикассо не позволили увидеться с ним, тот потом рассказывал: «Медсестра не пустила меня в его палату. Она сказала, что с ним мадам Брак. Она же не знала, что мадам Брак – это я» .

А тем временем настоящая мадам Брак почти все это время была рядом. Любимая и единственная Марсель, на которой Жорж Брак женился в 1912 году, оставалась рядом с ним до конца жизни (это как раз тот случай, о котором говорят «в горе и в радости»). Она незримо и неслышно поддерживала прославленного супруга во всех его художественных опытах. Она была религиозной, образованной и проницательной. В 1914-м она проводила мужа на войну, а спустя год сидела у его постели, когда он вернулся – серьезно раненый, временно ослепший и перенесший трепанацию. Брак смог вернуться к живописи только в 1917 году, после нескольких месяцев в госпитале и долгого восстановления дома. О том, каким человеком был Жорж Брак, известно не так уж много, о его жене – почти ничего. Кроме, разве что, легенды о том, что она сшила саван для Амедео Модильяни.

Говорящие детали, остроты и птицы

Окончательно восстановившись после ранения, Брак ненадолго вернулся к кубизму. Первое время он пишет строгие работы под влиянием своего друга Хуана Гриса, однако позже Брак отказывается от рубленой геометрии в пользу более мягких форм и плавных линий. К 1920-м годам он подошел зрелым, успешным, состоявшимся художником, который стал неотъемлемой частью культурных кругов парижского общества. К его мнению неизменно прислушивались, на него равнялись, иногда его даже боялись. Алекс Данчев в биографической книге о Браке называет его «третьим человеком в современном искусстве после Матисса и Пикассо» , который, однако, «задавал тон всем» . Джулиан Барнс в своем сборнике «Открой глаза» пишет: «Людей, встречавших Брака, поражала полнота, цельность его личности и все большее слияние этой личности с его искусством. Франсуаза Жило сказала: “Брак всегда был весь здесь и сейчас”. Миро назвал его “примером всего, что есть умение, равновесие и вдумчивость”. А молодой Джон Ричардсон, впервые попав в мастерскую художника, “чувствовал, что он оказался в самом сердце живописи”» .

Тот же Барнс буквально в одном абзаце перечисляет какие-то незначительные на первый взгляд детали, которые делают Брака-художника и Брака-человека еще интереснее. Он не любил ходить в музеи и оставался сидеть у входа, отправляя супругу проверить, есть ли там что-нибудь стоящее. Приезжая в Лондон, он отправлялся не в Национальную галерею, а в любимую обувную лавку. Он любил красивую одежду и быстрые автомобили. В Лувре, куда он часто наведывался в первые годы жизни в Париже, его сильнее всего восхищали древнеегипетские и древнегреческие работы. Он разорвал связи с Андре Дереном и Кесом Ван Донгеном из-за их вынужденного сотрудничества с немецкими оккупантами, а однажды избил своего бывшего дилера прямо в Отеле Друо.

Прежняя дружба Брака и Пикассо так и не восстановилась. Если раньше они были «семейной парой», то теперь стали разведенными супругами, сохранившими вполне доброжелательные отношения, но изредка позволяющими себе отпускать едкие комментарии в адрес друг друга. «Хорошо развешаны» – обронил Пикассо на выставке картин Брака. «Хорошо обожжены» – вернул остроту Брак на выставке керамики Пикассо. Но последнее слово все же осталось за Браком. В 1950-е Пикассо предложил ему снова работать вместе, на что Брак ответил отказом. И однажды сказал: «Пикассо был великим художником. Теперь он только гений» .

После возвращения к работе Брак продолжал писать сериями и циклами. Сначала были «канефоры» – женщины с корзинами фруктов (1, 2), затем фрукты переместились на каминные полки (иногда в компании с гитарой), а после перекочевали на одноногие столики. В 1930-е художник взялся за новую технику: он красил гипсовые таблички в черный цвет, а затем прорезал на них белые узоры, напоминающие орнаменты на греческой керамике. Во время Второй Мировой Брак создал серию небольших плоских скульптур с мифологическими сюжетами. Дальше были бильярдные столы и художественные мастерские. Тогда же, в годы войны, его полотна заполонили оскаленные черепа. А в последние годы жизни – огромные архаичные птицы (1, 2, 3), идеальный символ его одержимости пространством и движением. В самом конце Жорж Брак все же вернул себе небо.

Автор: Евгения Сидельникова.

Гостевой брак – что это такое, его плюсы и минусы

Гостевой брак становится все более распространенным явлением, хотя многие еще практически ничего о нем не слышали. Такой формат отношений сочетает в себе минимум обязательств, общий отдых и официальное супружество. Пара регистрирует отношения, но впоследствии муж и жена проживают на разных территориях. Как это выглядит на практике? Какие преимущества и недостатки у такого союза?

Гостевой брак: что это такое

Супруги могут обитать в разных квартирах, городах и даже странах. Встречи происходят в дни, удобные обоим супругам. Зачастую они вместе проводят выходные, праздники, отпуск. Пары не ведут совместный быт, и не поддерживают соучастие в ряде прочих жизненных ситуаций. Конечно, такие союзы невозможно назвать семьей в традиционном смысле.

Впрочем, современная семья не имеет стандарта. Постепенно размываются границы нормы, и традиционная модель уже не так распространена, как раньше. Далеко не каждому человеку подходит брачный союз в классическом понимании этих слов. При этом они не хотят оставаться холостяками и готовы к партнерским отношениям.

Изначально появление такого явления, как гостевой брак было более распространено среди занятых и материально обеспеченных людей, чья работа требовала постоянных разъездов, присутствия в отдаленных местах. Они организовали (и организовывают) семейную жизнь так, чтобы она не мешала карьере, имеющей для них большое значение.

Особенно это распространено в союзах знаменитостей, которые по несколько месяцев могут находиться на съемках в другой стране, либо постоянно разъезжают по миру с гастролями. Для них является нормой большая концентрация на творчестве, а не на семейных делах. Это не значит, что в таких семьях нет заботы друг о друге. Она есть, но большую часть времени каждый из партнеров несет ответственность сам за себя.

Довольно редки случаи, когда пара проносит через всю жизнь гостевой брак. Зачастую на определенном этапе союз распадается, либо супруги перестают заигрывать со свободой, перейдя к традиционной модели семьи. Как и любой брачный союз, гостевой брак может быть, как крепким, так и необдуманным.

Проблемы у такого союза все же присутствуют, несмотря на его мнимую легкость и воздушность. Чаще трудности случаются с того, что супруги начинают по-разному смотреть на гостевой брак. Пример: одна сторона полагает, что эти отношения, как своеобразная помолвка, длительная прелюдия перед традиционной семейной жизнью. Один из супругов как бы «настраивается» на это. В то же время второй партнер не разделяет этих мыслей, и действительно планирует жить исключительно раздельно, не беря на себя никаких общих проблем. Одна сторона ощущает потребность в большем сближении, а вторая избегает любых разговоров о перемене статуса, не видя в ней преимуществ. Возможное развитие можно предугадать заранее, поэтому до момента заключения брака его следует оговорить. Обсудите, как вы поступите, в случае, если появится ребенок, как изначально будут распределяться финансы, какие праздники вы планируете отмечать вместе, допускаете ли вероятность «превращения» гостевого брака в традиционный. Несмотря на все «за» и «против» социологи склоняются к выводу, что постепенно гостевой брак станет в обществе нормой.

Понятие гостевого брака в психологии

Каково мнение психологов относительно гостевого брака, как он должен выглядеть? Первое: гостевым браком называют общее понятие, и неизменно в нем одно – раздельное проживание. От супругов зависит организация жизни такой семьи. Кто-то предпочитает жить прежней жизнью, периодически встречаясь с супругом как с любовником. Другие имеют схожие моменты с традиционной семьей: распределение обязанностей, общее планирование бюджета, крупных покупок, некое участие в быту друг друга, финансовое обеспечение.

С точки зрения семейной психологии, обсуждаемый союз нельзя называть патологией, если муж и жена чувствуют себя комфортно и не тяготятся такой формой брака. В большинстве случаев это явление временное. Такие семьи обычно все равно переходят к общепринятым нормам.

Гостевой брак считается ненормальным, если кто-то из супругов готов к союзу традиционному, а другой противится этому. К подобным отношениям нередко склоняются люди инфантильные, не желающие брать на себя ответственность, эгоистичные.

Нередко гостевой брак становится альтернативой для людей, не имеющих подходящей жилплощади, постоянно находящихся в разъездах, и пока не имеющие возможности воссоединиться.

Гостевой брак часто становится выбором пожилых пар. Пенсионеры зачастую не готовы менять привычки, подстраиваться под кого-то «нового». При этом возникает глубокая привязанность и желание придать «серьезности» союзу.

Психологи отмечают, что гостевой брак часто становятся выбором пар, находящихся на грани расставания, но желающих предпринять попытку сохранения семьи. Новый вариант проживания позволяет иначе посмотреть на ситуацию. Супруги либо приходят к общему знаменателю, посмотрев на ситуацию со стороны, либо понимают, что воссоединение невозможно.

Гостевой брак – хороший вариант для творческих личностей, политиков, крупных бизнесменов. У первых часто возникают проблемы с поддержанием быта, что может вызвать напряжение при проживании на одной территории. Вторые и третьи просто не в состоянии уделять достаточно времени семейным обязанностям, быту, и им необходима спокойная обстановка, не мешающая концентрации на рабочих процессах.

Случается, что на гостевой брак соглашается сторона, надеющаяся так удержать мужа ли жену, которые начали «отбиваться» от семьи. Психологи заявляют, что это решение ведет к окончательному разрыву. Супруг, который и так тяготился совместной жизнью, в итоге начинает ощущать долгожданную свободу, перестает ощущать ответственность, отношения переходят в стадию патологическую. Во время редких встреч партнер, надеющийся на сохранение семьи, пытается угодить супругу (супруге), а тот принимает это как дань.

Многие семейные психологи указывают на то, что современные представления о семье трансформируются. Раньше пары вступали в браки довольно рано – еще до 20 лет. Впоследствии процесс развода был сложным, порицался окружающими. Женщины чувствовали себя беззащитными без мужчины, и, выйдя замуж, держались его при любых обстоятельствах. В настоящее время все больше женщин обрели самостоятельность, и многим из них брак с традиционными «обязанностями жены» только в тягость. Все больше людей видят брак, как возможность радоваться совместно проведенному времени, а не решение бытовых вопросов и возложения на себя дополнительных обязанностей.

Психологи указывают на то, что совместное проживание имеет смысл, если оба партнера хотят этого. В противном случае раздельное проживание будет полезнее. У супругов есть время отдохнуть в одиночестве, при этом они знают, что не одиноки и всегда могут провести досуг в обществе второй половины. Подобный формат идеален для людей, ценящих личное пространство. Также это отличное решение для людей, которые когда-то жили традиционной семьей, остались разочарованными и хотят чего-то нового.

Основные плюсы и минусы гостевого брака

Как у любого союза, у гостевого брака есть плюс и минусы, и они относительны. Кому-то не нравится находится даже в мимолетной разлуке с возлюбленным, а другие чувствуют себя «выжатыми» от ежедневного общения с кем-либо. Одни успокаиваются и вдохновляются в привычных интерьерах, а другие не видят радости жизни без постоянных смен локаций. И все же попробуют вывести общие положительные и отрицательные моменты, возникающие при раздельном проживании.

Плюсы

  • Свободолюбивые люди ощущают максимальный комфорт.
  • Партнер всегда предстает в выгодном свете, ухоженным, отдохнувшим.
  • Практически исключены ссоры на бытовой почве.
  • Обязанности в браке сведены к минимуму.
  • Относительная независимость в финансах.
  • Эффект новизны теряется медленнее.

Рассмотрим некоторые пункты более детально.

Партнеры более длительный период пребывают в стадии изучения друг друга. Супруги практически не видят, как партнер выглядит после тяжелого трудового дня и так далее. Вторая половина почти не видит партнера неухоженным, раздраженным, в растянутых домашних вещах. Каждая встреча становится романтическим свиданием, и это, безусловно, можно достать плюсом.

Еще один важный аргумент в пользу подобного брака: комфорт в браке. Перманентные обязанности по дому могут приносить серьезные проблемы и раздражать, если человек много работает и хочет сфокусироваться на рабочих обязанностях. Кому-то это может показаться просто капризом, но в действительности многие люди способны впасть в депрессию от домашней рутины. Живя отдельно с бытовыми хлопотами можно справляться «под настроение», но в браке это затруднительней.

Эмоциональный аспект – еще одна важная причина, по которой некоторые личности выбирают гостевой брак, максимально откладывая момент начала совместной жизни. Будучи периодически в разлуке, супруги успевают взаимно соскучиться, прочувствовать ценность совместного времяпровождения, ощутить новизну в отношениях, остроту чувств.

Человек имеет возможность не подстраиваться под ритм семьи, а жить в собственном: в любое удобное время возвращаться домой, засыпать и просыпаться, когда посчитает нужным, готовить ужин, какой захочется (или не готовить вообще).

Гостевому браку удается переместить некоторые моменты взаимоотношений из категории обязанностей в желания. Союз становится источником вдохновения – вместо «должен» все чаще в мыслях звучит «хочу».

Минусы

При всех преимуществах, у такого брака есть недостатки:

  • Отсутствие постоянной поддержки.
  • Забота о детях в большей мере лежит на одном из супругов.
  • Образ второй половины идеализированный, не соответствующий действительности.
  • Подсознательное ощущение свободы и его следствие – желание «двойной игры».

К отрицательным сторонам раздельного проживания можно отнести эмоциональную отстраненность партнеров. Отношение к проблемам друг друга становится индифферентным, риск измен выше, чем у «обычных» пар.

Читайте также:  9 трогательных историй о том, как важно проявлять любовь

Кто выбирает гостевые отношения

Кто выбирает гостевые отношения? Какие факторы влияют на выбор?

  • Женщины, склонные к независимости. За последние годы количество независимых женщин, которые ценят свою свободу, стало больше, чем когда-либо. Они способны самостоятельно обеспечивать и себя, и детей, не нуждаясь в финансовой поддержке мужчины. Многим из них не хочется менять это чувств самостоятельности на жизнь домохозяйки, окруженной готовкой, стиркой, уборкой и находящейся на содержании супруга. Безусловно, у них есть на это полное право – каждый волен жить так, как ему хочется. В итоге такие женщины обычно выступают против традиционных семей, не желая на себя брать какие-либо обязанности, которые изменят их привычную жизнь.
  • Люди, которые пережили развод родителей. Немало современных людей, вступающих в брак, в свое время родились или росли в неполной семье, и изначально не имели перед глазами модель счастливой семьи, поэтому не стремятся к ней. Вместо этого в них укореняется страх слишком близких отношений, обязательств. Гостевой брак – это хорошая альтернатива для них. Они, вроде, живут семьей, но при этом у них нет ощущения «ловушки».
  • Люди, которые были в традиционном браке, но пережили разочарование в нем. Очень частое явление. Не увидев для себя плюсов в традиционном совместном проживании, но при этом не тяготея к холостяцкой жизни, человек выбирает такую форму отношений, считая ее максимально приемлемой.
  • Наличие детей от предыдущего брака. Если женщина живет с детьми от предыдущего брака, и при этом не хочет «травмировать» их жизнью с отчимом, ей прекрасно подойдет подобный союз.
  • Люди, чувствующие самодостаточность и без второй половины, но влюбившиеся. Основная часть людей, выбравших гостевой брак, успешно развивают карьеру, имеют четкий жизненный план, поддерживают идеи равноправия, не хотят делить обязанности по половому признаку. Такие люди с уважением относятся к чужому личному пространству и ревностно оберегают собственное. Они ощущают комфорт, живя по собственному плану, но при этом нуждаются в близком, надежном партнере.
  • Люди, ставшие жертвой стечения обстоятельств. Такая причина гостевых отношений довольно распространенная. Пример: супруги проживают в разных городах или странах, и один из них по каким-то причинам не может оставить свой дом (забота о близком болеющем родственнике, успешная карьера и так далее). Обычно такой брак приходит к традиционной модели, когда разрешается ситуация, мешающая воссоединению.

Гостевой брак как альтернатива разводу

Гостевой брак – это альтернатива разводу. Порою, многие противоречия, ведущие к разводу, можно решить посредством гостевого брака. Пример: женщина устала вести быт самостоятельно, мужчина не ценит ее трудов, редко помогает, не считает, что в ведении хозяйства есть какие-то сложности. Отдельное проживание полезно тем, что ликвидирует эту проблему, супруги смотрят на свой союз без учета раздражающих тем. Мужчина начинает осознавать все сложности ведения быта, женщина отдыхает. Накал ситуации падает, позволяет партнерам конструктивно оценить положение, придя к окончательному решению.

Второй вариант – поэтапное расставание. Пара понимает, что дальнейшая совместная жизнь невозможна, но нет сил принять окончательное решение о разрыве. Супруги решают попробовать жить отдельно друг от друга, периодически встречаясь. То есть, у них есть возможность при тоске встречаться, но при этом имеется возможность отвыкнуть от совместной жизни. Со временем становится понятно, к чему тянет больше: возобновлению семейной жизни или окончательному разрыву.

Роль детей в гостевом браке

Считается, что гостевой брак – это приемлемый вариант отношений для пары, но его сложнее реализовать при наличии детей. Очень редко гостевой брак имеет место быть при наличии ребенка. Психологи сходятся во мнении, что такая ситуация негативно сказывается на семье – у малыша с детства нет чувства защищенности, его психическое состояние аналогично состоянию ребенка расставшихся родителей. Социум также дает отпечаток: в обществе принято, что любящие семьи живут вместе, а если супруги проживают врозь, то предполагается, что в браке не обошлось без серьезных проблем.

Если, несмотря на гостевой брак, родители видятся регулярно, семейные встречи насыщенные, гармоничные и счастливые, то ребенок будет расти гибкой личностью, способной легко адаптироваться к разным ситуациям и лишенной стереотипов.

При этом высокая вероятность того, что ребенок унаследует склонность к гостевому браку. Развод родителей, выбравший такой тип семьи, дети переживают значительно легче, чем в традиционных семьях.

Порой раздельное проживание после рождения детей становится вынужденной мерой, связанной с различными причинами, типа работы, требующей серьезной концентрации, и кормящей всю семью.

Если гостевой брак оказывается осознанным выбором, нужно предварительно обсудить, как будет проходить общение с ребенком. Некоторые пары на время съезжаются, чтобы общими усилиями заботиться о малыше. Прочие, имея подросших детей, распределяют обязанности: посещают школьные собрания по очереди, отвозят на секции по спланированному графику, выделяют время на совместные традиции и так далее. Все эти согласования сводят к минимуму преимущества гостевого брака, и отчасти делают его бессмысленным.

Значение гостевого брака

Какие преимущества гостевого брака можно выделить для женщин и мужчин?

Для мужчин

  • Мужчине тяжело терпеть придирки женщины, но он испытывает к ней сильные чувства, и кроме бытовых вопросов проблем в паре нет.
  • Муж и жена живут в разных городах.
  • Мужчина уже был женат, и испытывает негативные эмоции по этому подводу. Гостевой брак дает разнообразие, а также возможность подготовиться к совместному проживанию.
  • Мужчине хочется продлить новизну в отношениях.
  • Подходит мужчине, ревностно относящемуся к своему личному времени и свободе передвижений. Чаще это относится к творческим людям.

Для женщин

Для многих женщин гостевой брак тоже несет позитивное значение:

  • Отсутствуют разногласия в быту. Женщина не чувствует себя обязанной постоянно готовить, заниматься стиркой и прочими бытовыми делами в двойном объеме.
  • В жизни женщины остается место романтике, бытовая рутина не «пожирает» отношения. У супругов хватает сил на свидания, приятные сюрпризы.
  • Женщине остается больше времени для себя. В традиционном браке у женщины постепенно возникает ощущение, что она перестала принадлежать себе. Гостевой брак предполагает больше личного времени.

Говоря об обеих сторонах, можно сказать, что гостевой брак – идеальный вариант для людей, привыкших к холостяцкой жизни, трудоголиков и прочих личностей, не готовых кардинально менять привычный образ жизни. Важное условие – это должно быть потребностью обеих сторон, ощущающих взаимное притяжение, любовь, но не готовых к совместному проживанию с кем-либо.

Очень удобный вариант, когда встречи не требуют особой изобретательности или временных затрат, и супруги живут на соседней улице или даже в соседних квартирах. Впрочем, при любви и доверии даже жизнь в разных государствах не будет проблемой.

Подведя итог, отметим, что любой брачный союз имеет право существовать, если он полностью утраивает обе стороны. Немало людей просто неспособны ужиться в традиционных отношениях, но чувствуют себя счастливыми и проявляют максимум заботы о партнере, проживая гостевым браком. Каждый сам выбирает идеальный вариант гармоничных отношений.

ДУХОВНЫЙ БРАК

ДУХОВНЫЙ БРАК

Итак: духовным браком может называться только тот союз, в котором у супругов типы мышления взаимно дополняются. К примеру, воля дополняется мистикой, а логика дополняется реализмом. Крыса — Петух, Крыса — Бык, Крыса — Змея, Обезьяна — Петух, Обезьяна — Бык, Дракон — Петух, Дракон — Бык, Дракон — Змея. В этой половине не хватает одного брака, он ушел под вектор (Обезьяна — Змея). В другой половине прорех больше. Лошадь — Кот, Лошадь — Коза, Тигр — Кот, Тигр — Кабан, Собака — Кот, Собака — Кабан, Собака — Коза. В этой половине не хватает двух браков (Лошадь — Кабан и Тигр — Коза): ясно, что и это векторные исключения. Любой другой брак, сколько бы в нем ни было духовных прозрений, экстрасенсорных прорывов и полтергейста, духовным браком называться не может.

Духовный брак должен быть самым сложным, самым трудноустановимым. Неудивительно, что знаки супругов максимально далеки. У них ни в чем нет равенства — ни в типе мышления, ни в образе. То есть из четырех возможных вариантов брака духовным оказался именно тот, в котором дорога друг к другу максимально далека, максимально запутана и неочевидна.

Если супруги попадают в духовный брак молодыми, то им предстоит пройти через множество больших и малых кризисов и размолвок, а может быть, даже и через развод. Однако если удастся в кризисах, преодолевая собственное «я», выходить каждый раз на новый уровень общения, как бы двигаясь по спирали и поднимаясь все выше, то постепенно духовный брак будет укрепляться, углубляться и, в конечном счете, станет лучшим из всех возможных браков. В таком браке уже не будет ни отдельных личностей, ни отдельных гороскопов, даже души сольются воедино. Вот сколь высоки ставки в духовном браке.

Любовь в духовном браке станет неизбежно необходимой. Однако в любви этой будет куда меньше страсти, меньше борьбы полов, меньше слепоты и злости.

Духовные заповеди

Идеальной ситуацией для вхождения в духовный брак является ощущение непереносимого одиночества. Только тот, кто несет в себе страх перед окончанием молодости, страх перед потерей друзей и близких, страх перед тем, что повзрослеют и разбегутся дети, страх перед темнотой и бездной, в которую нельзя шагнуть, не взявшись хоть с кем-нибудь за руки, — только тот окончательно созрел для духовного брака.

Предохраняясь от одиночества и предвидя предательство друзей, сослуживцев и прочих граждан, духовники должны нанести упреждающий удар и первыми отвернуться от мира людей. Можно здороваться, беседовать, травить анекдоты, но при этом отдавать себе отчет, что люди — это всего лишь предмет декорации, а реально действующих лиц в пьесе жизни только два — духовно взаимодействующие супруги. Поэтому так легко общаться с остальными людьми, ведь они всего лишь зрители и слушатели, здесь они не могут повлиять на реальное действие, все решают только двое.

Будьте мудрыми, глубокими, не ищите простых путей и легких истин. Усложняйте там, где просто, мутите там, где прозрачно, нагромождайте там, где было просторно. Такова ваша судьба.

Общайтесь безгранично. Не отказывайте себе в удовольствии любую тему превратить в предмет великого мудрствования и философского исследования.

Научитесь выслушивать неприятное и непонятное для вас мнение, находить на него симметричный ответ и вступать в долгий контакт касательных ударов. А вот столкновений в лоб надо избегать. Духовный брак никуда не торопится, никуда не бежит, а потому быстрые решения, истины, рождаемые в жарких спорах, тут не нужны. Не торопитесь, не сталкивайтесь лбами, не истина нужна в духовном браке, а лишь поиск ее, совместный путь прохождения к этой истине. А отсюда излюбленный стиль общения — один говорит про одно, другой про другое. Вопросы остаются без ответов, следствия меняются с причинами, верх становится низом, правое левым и так далее. Главное, чтобы такой стиль не злил собеседников, а забавлял.

Отсюда главный критерий живучести духовного союза — супруги должны быть друг другу чрезвычайно интересны. Они должны восприниматься как инопланетяне: невиданно, непостижимо, завораживающе. Отсюда вывод — маскируйтесь, не помогайте раскрыть вас до конца, храните секреты, мутите воду, заметайте следы. Прозрачный и ясный человек в духовном браке долго не протянет. Идеальный вариант для взаимной инопланетности — это великое мастерство именно в том, в чем супруг максимально бездарен. Владение мастерством в том, что недоступно пониманию партнера, — это путь к максимальному восторгу. А состояние творческой восторженности в духовном браке — дело хорошее, дело нужное.

Уникальные умения супругов неизбежно порождают систему двух карьер. Но фокус в том, что каждая из двух карьер свершается не сама по себе, а в угоду сердечному другу. В этом уникальность духовной карьеры, она бескорыстна, ибо ее достижение — это восторг и удовлетворение того единственного человека, ради которого стоит жить и творить. Взаимодействуют между собой не столько два человека и даже не столько две карьеры, сколько каждый из супругов с чужой карьерой. Они как бы тянут друг друга.

Тех, кто уже решил для себя, что духовный брак — это союз ангелочков с крылышками, что в нем ходят в мягких тапочках и говорят только шепотом, автор вынужден разочаровать. Участники духовного союза слишком мудры, чтобы скользить по поверхности ханжеских стереотипов, соблюдать правила навязанной плебеям морали. Духовники могут делать все, что позволяет им их личная совесть, не взятая напрокат из прописей законников и догматиков, а выстраданная в бесконечных борениях духа и плоти. Кстати, плоти в духовном браке всегда хватало, это не какой-то там бесплотный романтический союз. Таковы парадоксы взросления. Пока плоть сильна, она стремится в романтическую высь, а вот почти уже бесплотный дух за плоть цепляется двумя руками.

Духовный брак, в идеальном своем варианте, должен совершить чудо — вскрыть линию реально полезного взаимодействия полов. Мужчина — гениальный творец, женщина — не менее гениальный восприниматель. Мужское творчество всегда слишком самостоятельно, слишком необоснованно, слишком произвольно. Женщина идет более длинным, витиеватым путем, сравнивает и усваивает чужое лучше и объективнее. В этом смысле они идеальная пара.

Брак силен своими достижениями. В духовном браке эти достижения лежат на уникальном пути сосуществования двух карьер. Никто и никогда не придумает такого совершенного соавторства, какое возникает в духовном браке. Если есть на свете хоть что-то существующее на стыке двух ли наук, двух ли искусств, двух ли сторон бытия, то высшего успеха достичь там должны мужчина и женщина, сплетающиеся то ли телами, то ли умами, то ли душами своими.

Движение в духовном браке есть, но движение это идет по спирали, с бесконечными заходами на одни и те же круги. Такое движение состоит в гармонии с сутью брака, в котором ничто и никогда не договорено до конца, где все запутано, неясно, где не проставлена ни одна точка, да и запятые почти не видны. А потому вперед — к тому, что сзади, или назад — к тому, что впереди. А потому никогда не опускайте руки, нет причин, которые запрещают в случае нестыковки пойти еще на один круг, потом еще на один, еше и еще… Итак: духовный союз, благодаря своему спиральному подъему, всегда должен улучшаться.

Духовный брак единственный из равновесных (векторный не в счет), в котором человек «отплывает» от своего знака. Тот, кто обладал волевым типом мышления, постепенно смещается в сторону мистического мировосприятия. Мистик, благодаря которому произошло это продвижение, в свою очередь, выдвигается в волевую стихию. Аналогично взаимодействие между логической и реалистической стихиями. Так человек, за счет неостановимой работы и могучего брачного взаимодействия, не только меняет свою судьбу, но и преображает то, что было даровано ему от рождения, — его знак.

На каком-то этапе духовный брак, видимо, требует постоянного общения. Однако если «захват» душ произошел, то так ли уж важно, рядом супруги или нет? В этом смысле духовный брак является среднеарифметическим от романтического и равного союзов. Романтический требовал постоянных разлук, равный требовал постоянного контакта, стало быть, духовный требует чего-то среднего. Например, постоянного контакта в условиях разлуки или бесконтактного пребывания рядом. Скорее же всего, речь идет о беспрерывном чередовании разлук и встреч, приближений и отдалений.

Читайте также:  Анна Каренина: грамматика нелюбви

Духовный брак универсален. Он дает возможность поиграть в романтику, испробовать патриархальные отношения, испытать соревнование на манер равного союза. Ну а когда все это надоест, можно вернуться и к духовному союзу. В этом смысле духовный брак — единственно синтетический.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

«Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать» (А. Моруа) (ЕГЭ обществознание)

Что означает вступить в брачные отношения? Обзавестись семьёй или заключить взаимовыгодный союз?

Автор в своем высказывания поднимает актуальную во многие времена проблему удачливости брака.

Для начала разберемся в понятиях. Брак – это регулируемый обществом и ю регистрируемый в соответствующих государственных органах союз между людьми, достигшими брачного возраста, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу. Для его заключения нужно соблюсти следующие условия: достигнуть брачного возраста, то есть 18 лет, иметь добровольное взаимное согласие обеих сторон, не иметь заключённого ранее и действующего до сих пор брака.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Несомненно брак, как и многие социальные институты, имеет свои символы – кольца, голуби и др. Удачным брак можно назвать только в том случае, если супруги создали семью, то есть малую социальную группу, члены которой связаны общность быть и взаимной ответственностью. Только удовлетворяющий обоих и дарящий счастье партнёрам союз может существовать долго, в противном случае семейный корабль потонет и супруги вынуждены будут подать на развод.

Так же хочется поразмышлять над тем, насколько удачным оказался брак моих родителей. Не заключая никаких брачных контрактов, они по сей день живут в любви и согласии. Каждый из них все хорошо продумал, все свои действия, абсолютно до мелочей. Их главной целью было создание благополучной семьи, подразумевающей взаимную поддержку всех её членов. Им это удалось, поэтому я смело могу назвать нашу семью счастливой, а брак родителей – удачным.

Подытоживая все сказанное мною выше, хочу заметить, что я полностью согласна с мнением автора. Мои убеждения приводят меня к мысли о том, что, без кропотливой работы над брачными отношениями, не удастся прийти к задуманной и желаемой цели.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id54598

По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г. Проверяется по содержательному разделу ПРАВО

29.1 Смысл высказывания раскрыт – (1балл)

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений – 0 баллов

смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён на теоретическом уровне. Дано не совсем корректное определение понятия брака и условия его заключения, что недостаточно для раскрытия идеи на теоретическом уровне.

1. дать точное определение брака; 2. Показать, какие взаимные права и обязанности появляются у супругов. 3. Назвать самые важные функции семьи как социального института; 4. Семейный кодекс РФ; 5. Брачный контракт – когда и с какой целью заключается.

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (0 баллов)

Согласно условиям оценивания: если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.4 Фактические аргументы – (1 балл)

(не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: 1. из общественной жизни современного общества; 2. из личного социального опыта, в т.ч. литературных произведений; 3. из истории)

Засчитывается пример из личной жизни.

Пример из литературы некорректен.

Можно было показать, что брак Элен и Пьера распался, т.к. ни один из супругов не предпринимал усилий для его упрочения, сохранения. Это надо было делать ежедневно, ежечасно, думая не о себе, а о своем супруге. Конечно, такие отношения невозможны без взаимных любви и уважения. Брак распался не только потому, что они были «совершенно разными людьми», а потому, что никто из них не хотел жить ради другого, что предопределяется любовью и уважением. Кроме того, никто из них не осознавал того, что брак – предполагает, прежде всего, ответственность.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

ЖизньЖили же люди:
Почему «традиционный» брак — это миф

Раньше браки были совсем не такими, как мы думали

мы всё время слышим о том, что традиционный брак рушится, а гомосексуальные и полиаморные отношения ломают институт семьи и его многовековую традицию. Проблема в том, что никакого «традиционного брака» не существует: брак в разные времена и у разных народов зависел от культурных установок и условий жизни, да и включал в себя довольно широкий набор возможностей.

Что говорить, если где-то для брака не обязательно было оставаться живым. Например, в Китае до сих пор существует традиция посмертного брака: раньше церемонии проводили для двух мертвецов, чтобы люди не оставались одинокими в загробной жизни, а со временем появилась практика женить живого человека и мертвеца. Даже привычный гетеросексуальный брак в реальности был далеко не таким, как мы его себе представляем. Разбираемся в мифах, которые окружают семейные отношения, брачный стандарт и правила хорошего супружеского тона.

Любовь ни при чём

Мы привыкли считать любовь единственной (или по крайней мере единственной социально одобряемой) причиной для вступления в брак, но так было далеко не всегда. Конечно, романтическая любовь существовала во все времена, но очень часто считалось, что она несовместима с браком: в сам брак вкладывали слишком много смыслов и функций, чтобы двое влюблённых могли принимать решение самостоятельно.

«Чем больше я изучаю брак, тем больше я убеждена, что он не имел ничего общего с отношениями между мужчиной и женщиной. Брак придумали, чтобы иметь возможность заполучить новых родственников», — говорит Стефани Кунц, исследовательница и автор нескольких книг об истории семьи и брака. Браки действительно преследовали самые разные цели: они были нужны, чтобы заключать стратегические союзы и перемирия, поддерживать благосостояние семьи, получать землю и другую собственность — любовь могла возникнуть и в браке, но она была не причиной, а скорее следствием. Вспомните Антония и Клеопатру, которых считают одной из величайших любовных историй прошлого — их брак был важен ещё и со стратегической точки зрения. По прозаичным причинам часто женились и представители более бедных слоёв населения, например, чтобы в семье стало больше рабочих рук. На Руси в допетровскую эпоху браки были в основном договорными: о браке договаривались родственники — чаще всего родители пары, иногда родители невесты и жених. По словам исследовательницы Натальи Пушкарёвой, даже в семнадцатом веке девушкам не разрешалось самостоятельно знакомиться и договариваться о браке. Не последнюю роль играли и экономические причины — к мезальянсам относились негативно.

О браке на Руси договаривались родственники — чаще всего родители пары, иногда родители невесты и жених

Брак по любви, каким мы привыкли его воспринимать, начал появляться только к концу восемнадцатого века. Например, в Великобритании любовь стала основой для брака во времена королевы Виктории — с ростом влияния среднего класса традиционные социально-экономические причины для брака стали уходить на второй план.

При этом женщина в браке оказывалась в более уязвимом положении, так как экономически и юридически зависела от мужа: и если мужчина мог просто жениться по любви, то женщине надо было не только полюбить избранника, но и найти того, кто сможет её обеспечивать. Например, до середины девятнадцатого века американки не могли владеть собственностью: даже если женщина работала, её доходы целиком принадлежали мужу, который, в свою очередь, был обязан её содержать.

По мнению всё той же Стефани Кунц, любовь сделала брак более приятным и комфортным — но одновременно с этим сделала институт брака менее устойчивым, потому что в нём оказались замешаны человеческие чувства.

Моногамия — не единственный вариант

Ещё один из принципов брака, который мы считаем нерушимым, — моногамия. В реальности всё сложнее. Многожёнство, например, самая часто упоминаемая форма брака в Пятикнижии — первых пяти книгах Библии. Полигиния встречалась в Древнем Египте, Месопотамии, Иране, Индии и не только. Правда, важно учитывать, что содержать нескольких жён с детьми себе мог позволить далеко не каждый. В других странах могли быть более сложные модели. Например, в Греции был разрешён только моногамный брак, так как законнорождённым считался только ребёнок, появившийся на свет в браке, — правда, это не мешало мужчинам заниматься сексом и вступать в связи с рабынями. Аналогичным образом обстояли дела в Древнем Риме.

Существуют понятия левирата (обычай, по которому вдова после смерти мужа должна вступить в брак с его ближайшими родственниками) и сорората (более редкий обычай, по которому вдовец вступает в брак с сёстрами покойной жены).

В Гималаях несколько братьев традиционно женились на одной невесте, чтобы сохранить за собой свою землю

Этим традициям можно найти исторические и культурные объяснения: например, традиция жениться на вдовах означала, что о детях, оставшихся без отца, будет кому позаботиться; ситуация, когда вдовец женится на сестре жены, могла помочь, если мужчина — последний в своём роду и у него нет потомства.

Многомужество, или полиандрия, распространено меньше, но тоже встречалось. Например, в индуистских и буддистских общинах в Гималаях несколько братьев традиционно женились на одной невесте, чтобы сохранять за собой свою землю, — этот обычай даже сохранился до двадцатого века, но постепенно сошёл на нет.

О том, что многожёнство встречается и сейчас, все и так знают — оно распространено, например, в мусульманских обществах и среди мормонов, а также законно в ЮАР при соблюдении определённых условий — у нынешнего президента страны Джейкоба Зумы четыре жены, а всего он был женат шесть раз. Где-то, как в Чечне или Мьянме, многожёнство не разрешено, но за исполнением закона следят нестрого.

Однополые браки существовали и раньше

Один из самых частых аргументов противников однополых браков — то, что они якобы «противоестественны». На самом деле однополые союзы существовали на протяжении истории в разных культурах. Чаще всего в этих случаях вспоминают Древнюю Грецию и Рим — известно, что римский император Нерон дважды публично вступал в брак с мужчиной (правда, здесь стоит оговориться: своего второго мужа — юношу по имени Спор — он попытался сделать своей «женой» и даже кастрировал его). Кроме того, гомосексуальные отношения не осуждались в Древнем Китае, Египте и Месопотамии.

У коренных американцев существовало понятие «людей с двумя душами», или бердашей, — говоря современным языком, их можно назвать трансгендерными людьми. Бердаши вступали в отношения с людьми обоих полов — хотя к ним сложно применять современные представления о сексуальности и гендерной идентичности.

Ещё один пример, который любят приводить, рассуждая об однополых браках, — существовавший в некоторых христианских традициях обряд адельфопоэзиса (буквально «братотворение», то есть побратимство), когда двое мужчин объединялись в духовный платонический союз — и это несмотря на то, что христианская церковь традиционно осуждала однополые союзы.

Отношения можно было не регистрировать

Считается, что в современном мире брак помогает в первую очередь в решении юридических вопросов: если для отношений не важно, жената пара или нет, то с юридическими вопросами вроде упрощённого получения гражданства может помочь только официальная регистрация. Тем не менее брак долго не был юридической конструкцией: хотя государство и церковь в разных странах пытались взять семейную жизнь под свой контроль, люди долгое время не оформляли свои отношения. Даже в двенадцатом веке в Великобритании для того, чтобы пожениться, паре не нужны были церемония, священник или свидетели — жениху и невесте достаточно было обменяться клятвами. Официальная церемония и священник появились на несколько веков позже.

Исследовательница Наталья Пушкарёва отмечает, что на Руси брак считался в первую очередь гражданской сделкой, которую просто благословляет церковь. Отсюда и другая иерархия церемоний: венчание без свадьбы не считалось общественно признанным, зато свадебный пир без венчания был верным признаком начала семейной жизни.

В США неформальное отношение к браку сохранялось даже в девятнадцатом веке: власти штатов уважали право пар на частную жизнь — считалось, что если мужчина и женщина живут вместе, то они наверняка женаты. Так что популярность незарегистрированного, или гражданского (как его называют в быту), брака в наше время — в некотором смысле возврат к традициям.

Не раз и не навсегда

Мы привыкли считать развод современным изобретением, но это не так: желание людей расстаться друг с другом существует так же долго, как и сама любовь. И даже там, где разводы были запрещены или жёстко порицались, люди не желавшие оставаться в отношениях, находили лазейку. Самый яркий пример — Генрих VIII, личную жизнь которого описывают фразой-мнемоником «развёлся — казнил — умерла, развёлся — казнил — пережила». Генриху дважды удалось добиться аннуляции брака, а его действия считают одной из причин перехода Англии от католичества к протестанству.

И в Великобритании, и в США разводы стали доступны в девятнадцатом веке. Правда, для того чтобы развестись, нужны были веские причины вроде жестокого обращения или измены, которые ещё нужно было доказать; кроме того, в Великобритании позволить себе развод мог далеко не каждый.

Обряд адельфопоэзиса, буквально «братотворения», то есть побратимства, предполагал, что двое мужчин объединялись в духовный платонический союз

Сложно судить, насколько были распространены разводы на Руси в допетровскую эпоху, но они точно существовали. Церковь не одобряла повторные браки, но многие женщины выходили замуж несколько раз — и принимали решения об этом самостоятельно. Законы некоторых земель, например, позволяли повторный брак, если у пары не было детей. И муж, и жена на Руси могли расторгнуть брак; основной причиной для этого считали прелюбодеяние. Правда, здесь проявлялось неравенство между мужчинами и женщинами: если для мужчины прелюбодеянием считались долгие отношения на стороне или дети от другой женщины, то прелюбодеянием для женщины становилась и однократная связь вне брака.

К восемнадцатому веку разводы стали более распространёнными, хотя и оставались достаточно редкими, особенно в привилегированном сословии. Иногда супруги из крестьянского сословия даже не обращались за разводной грамотой к священнику, а просто договаривались между собой и обменивались письмами о том, что они не имеют друг к другу претензий, — правда, церковь эти действия не одобряла.

Добавить комментарий