Бусинки из личных воспоминаний на день Петра и Павла

Петров день: история, традиции и приметы, ночь бесчинств, что нельзя делать 12 июля

Православные христиане завершают Петровский пост и готовятся отметить важный праздник — День святых апостолов Петра и Павла, чрезвычайно почитаемых на Руси. Петров день важен и в народном календаре, с праздником связаны различные приметы, традиции и запреты.

Когда отмечается Петров день в 2019 году

Русская православная церковь и другие церкви, живущие по юлианскому календарю, всегда отмечают День Петра и Павла 12 июля. Западные христиане чтят память этих святых 29 июня.

История праздника

День Петра и Павла отмечается в память этих апостолов, учеников Иисуса Христа. Согласно преданию, Петра и Павла казнили в один день, поэтому их вспоминают вместе.

Апостол Петр (по-гречески «камень») считается первым учеником Христа. Петр почитается как создатель христианской церкви и первый папа римский. Согласно легенде, он охраняет ворота рая, поэтому его иногда изображают с ключами.

По преданию Петр принял мученическую смерть в 67 году при римском императоре Нероне, ненавидящем христиан. Апостола уговорили уйти из Рима ради спасения своей жизни, но по дороге он увидел своего учителя — Христа — и, вдохновленный видением, вернулся, был схвачен и казнен. Согласно легенде, Петра распяли вниз головой по его просьбе — апостол не хотел соперничать с Христом даже в смерти.

Апостол Павел никогда не видел Иисуса в земной жизни. Павел был из другого сословия — римский гражданин, язычник, ненавистник христиан. Однако, лицезрев воскресшего Христа, Павел уверовал, стал епископом и понес слово божие в Малую Азию и на Балканы.

Согласно легенде, Павел оказался в Риме незадолго до гибели Петра. По приказу Нерона Павла арестовали как христианина и после пыток казнили. Однако, поскольку Павел был римским гражданином, ему досталась более почетная по тем временам казнь — ему отрубили голову как раз в тот день, когда был распят Петр.

Праздник также связывают с перенесением мощей Петра и Павла, которое состоялось в Риме 29 июня 258 года (12 июля по юлианскому календарю).

День Петра и Павла и Петровский пост

Петровский пост завершается 11 июля. Если День Петра и Павла приходится на среду или пятницу (как в 2019 году), то в праздничный день пост еще действует, то есть нельзя употреблять в пищу мясные и молочные продукты, а также яйца. Разрешается горячая постная пища с растительным маслом, рыба и морепродукты, а также вино.

Народные обычаи, приметы и поговорки

На Руси святых Петра и Павла очень чтили, так что их имена даже сливались в одно слово — Петры-Павлы. Праздновать Петров день, или Петровки, начинали в ночь на 12 июля. Это была ночь розыгрышей и даже бесчинств, которые церковь и светские власти всячески порицали.

В народном календаре Петров день — это «макушка лета», жара, расцвет природы, сенокос, летние свадьбы, гуляния, купания, прыжки через костер и т. д.

Ночь накануне праздника и сам Петров день — это было время массовых гуляний молодежи с кострами, хороводами и менее невинными забавами, наподобие обмазывания дегтем ворот соседей, поджогов инвентаря и так далее.

В это время еще продолжались купальские забавы: девушки выбирали себе «суженого», вместе с которым купались, прыгали через костер, гуляли до рассвета. Считается, что на Петров день русалки и водяные так крепко спят на дне водоемов, что купаться можно безбоязненно.

На Руси Петру молились об исцелении от разных болезней, в том числе от безумия. Также Петра просили помочь в рыбной ловле (до встречи с Иисусом Петр был рыбаком). По этой же причине на Петров день принято готовить и есть рыбу.

На Петров день девушки по традиции умываются из трех ключей (родников) «петровой водичкой». Этот обряд считался незаменимым для привлечения здоровья, красоты и хорошего мужа.

Поговорки на Петров день:

— Петр лето начинает, а Илья (2 августа) — кончает.

— Петр — макушка лета, жди сорок жарких дней.

— Петр-Павел жару прибавил.

— Петровки холодные — год голодный.

— На Петров день — жара, на Рождество — мороз.

Что нельзя делать на Петров день

— Хотя на Петров день принято, как говорится, «женихаться», играть в этот день официальную свадьбу считается плохой приметой.

— В этот праздник не рекомендуется убирать в доме и во дворе, стирать и гладить белье, и вообще заниматься хозяйством.

— В Петров день под строгим запретим ругань, дурные мысли и уж тем более дурные поступки — апостол может сурово наказать.

— Согласно приметам, в этот день нельзя давать или брать взаймы деньги, а также какие-либо предметы и даже продукты.

— Также на Петров день стараются не ходить поодиночке в лес, поскольку, согласно поверью, звери в это время могут представлять серьезную опасность.

— В день Петра и Павла на Руси запрещалось есть овощи и фрукты нового урожая. Согласно примете, это могло привести к неурожаю и падежу скота в следующем году, поэтому лакомку-ослушника могли сурово наказать.

— И, конечно, в ночь на 12 июля запрещены бесчинства, против которых, напомним, выступает не только церковь, но и светские власти.

Павел Чехранов, священник. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний 222

Тяжелая была эта Пасха из всех четырех, какие пришлось мне переживать в неволе с 1923 по 1926 год, июнь месяц, за великую Церковь Российскую. Первая Пасха – в Бутырской тюрьме, две – на Соловецких островах и одна – на Поповом острове, в каторжном, сказал бы я, пересыльном пункте. Вот эта последняя Пасха оставила во мне неизгладимый след: с одной стороны, внешней, – грустный след, с другой – радостный: по внутренней радости, в особенности, теперь, когда на другом краю Земли живу, с крайнего севера – на дальнем юге. Печаль в этой Пасхе началась с того, что она, Пасха, оказалась неожиданной для меня. Четвертую Пасху должен я был встречать дома, в семейном кругу. Но Господь судил иначе.

30 марта всей нашей группе окончился срок сидения за честь родной Церкви, за честь Никольского прихода в нашем, не признавшем обязательным для себя, существовании Ростовского революционного комитета по церковным делам. И 31 марта в 11 часов 30 минут ночи, приятель отца Алексия (Трифильева. – В.П.Ч. 223 ) В. Д. Анфилов, делопроизводитель администрации лагеря, вызвал его из инвалидной роты и поздравил с освобождением. Прочитав присланную радиотелеграмму, отец Алексий с изумлением увидел, что моей фамилии не было. Между тем, я спал в своей канцелярской роте, когда пришел канцелярист Пивоваров и сообщил, что троих сейчас поздравляли с получением ответа. «Ну, – думал я, – если троих, то и я там. Как иначе может быть?» – и спокойно уснул, радуясь, что завтра вечером «прощай, пересыльный пункт – Попов остров», поистине, каторжный остров. Но утро принесло самую печальную весть: я и епископ Митрофан, по неизвестной причине, остаемся, до какого времени – неизвестно. Может, на неделю, но, может быть, и на десять недель. «Ах, – думал я, – опять мне наибольнее, чем другим! Или грешнее всех, или Господь больше других любит. »

Проводил я завистливым оком отца Алексия и еще шесть человек священников и остался томительно ожидать того дня, когда тот же Анфилов вызовет и меня.

Кругом лед, снег, железная колючая проволока, на высоких столбах – будки, где часовые, проклиная остров, в тулупах охраняют жизнь тяжких-претяжких «преступников»: епископов, священников, протодиаконов. Грусть на сердце. А на ум, все же, идет мысль: «Разве есть в твоей жизни что-либо случайное? Разве не Господь управляет миром и твоей жизнью? Разве Он желает тебе зла? Подожди – и ты увидишь благие последствия этой временной задержки».

Прошло недели две. Таким же неудачником оказался еще и другой арестант – военный инженер Е. И. Пржевальский. Ему еще 23 февраля окончился срок, а вот уже 15 апреля, а освобождения нет. В полной уверенности, что он в срок уедет из лагеря, Е. И. списался с администрацией одного из уральских заводов и получил место с окладом жалования в 200 рублей. Понятна та тревога, та тоска, какую он переживал, ведь пропадало выгодное место; кроме того, деньги, присланные ему на проезд, расходовались, а ехать нельзя. И мы, оба неудачника, сидя или маршируя по казарме, то делали всякие предположения о причине нашей задержки, то справлялись, пришла ли лодка с почтой.

Мою тоску нарушил заврабсилой – грузинский офицер, тоже арестант, – Яшвили.

Ты знаешь, – сказал он мне, – сегодня с партией пригнали Илариона.

Да, да, в инвалидной роте осматривают.

Хотя было около 10 часов ночи, я решил повидаться с дорогим архиепископом. Но до окончания осмотра, никого не пускали. Я, долго не думая, взял в руки сверток бумаги – пустые бланки на опись казенных вещей, карандаши в руки и, с видом чиновника особых поручений, прямо туда. Пригнавшая из Петрограда воинская команда, оказалась довольно приличная, вежливая, и меня свободно впустили, на что я ей сообщил:

Будьте осторожны, здесь в лагере сыпной тиф.

В роте крик, шум, гам, обыск в полном ходу. Присматриваюсь: сидит на нарах архиепископ Иларион в коричневом кафтане. Как увидел меня, сразу бросился:

Отец Павел. Отец Павел.

Расцеловались. Но наша дружеская встреча обратила внимание ротных командиров и помощника лагерного старшины Пепеллевского (генерала Пепеллевского) и Ф. Поливцева. И, хотя я доказывал свое служебное положение бумагами и карандашами, но, все же, они настояли убраться до окончания обыска.

На другой день владыка Иларион посчитал своей обязанностью поделиться всеми сведениями о церковной жизни, какие он «получил» в Ярославле, в политическом изоляторе, сделал самый подробный доклад о посещении его начальством «Секретного отдела» – Тучковым, [передал] дословный разговор, какой он вел с ним, и письменную декларацию о принципах нашей Православной ст-ц [святой Церкви]. «Если вам желательно иметь мир в народной массе, то дайте нам сегодня, все успокоится. С нас достаточно трех разделительных соборов: 445 года и двух Московских – 1923 и 1924 года», – закончил свою декларацию владыка Иларион. Удивительно милый человек! Всем своим старым знакомым он считал обязанным сообщить и впечатления, и сведения о своем месте пребывания в изоляторе. Эти задушевные ежедневные беседы с владыкой Иларионом весьма умерили недоброе наше Кемское житие, особенно, мое, за что про что, сверх срока второй месяц сидящего.

Подходила Пасха. Людей нагнали в пункт видимо-невидимо. Вследствие весенней распутицы, лесные разработки закончились, и более тысячи человек возвращались обратно в лагерь. А весь лагерь рассчитан на 800 человек. Клуб закрылся и переделан под жилое помещение с нарами. В прочих бараках проходы замощены нарами, двойные нары переделаны в тройные (в три этажа). Даже привилегированный канцелярский барак обращен в двойные нары, вместо 60 человек, стало в нем 120. Кипятку, сплошь и рядом, не отпускалось, так как котлы под обед и ужин занимались.

Шла Пасха. И как хотелось, хотя и в такой затруднительной обстановке, совершить молитвенный обряд. «Как это так! – думал я. – Пусть даже и сейчас, когда просунуться поговорить через толпу затруднительно, как не пропеть “Христос воскресе!” в пасхальную ночь. » И я решил подготовить свою братию. Повел разговоры с благодушнейшим епископом Нектарием (Трезвинским), епископом Митрофаном (Гришиным), епископом Рафаилом (Гумилевым) и епископом Гавриилом (Абалниковым). Последний, и не подозревал, какая ему писанка готовится. Из прочей братии оповещены были отец О. Филонен, шахматист, постоянный компаньон владыки Илариона, отец Аркадий Маракулин.

Однако, приглашенные разбились на две группы. Только архиепископ Иларион и епископ Нектарий согласились на пасхальную службу в, далеко не законченной, пекарне, где только одни просветы были прорублены – ни дверей, ни окон. Остальное епископство порешило совершить службу в своем бараке, на третьей полке, под самым потолком, по соседству с помещением ротного начальства. Но я решился пропеть пасхальную службу вне барака, дабы, хотя бы в эти минуты не слышать «мата».

Читайте также:  7 человек, которые вышли из зоны комфорта и победили

Настала Великая суббота. Арестантский двор и бараки, как сельди, были наполнены прибывавшими с лесозаготовок. Но нас постигло новое испытание. Последовало распоряжение коменданта ротным командирам не допускать и намеков на церковную службу, и с 8 часов вечера не пускать из других рот. С печалью сообщили мне епископы Митрофан и Гавриил это распоряжение. Однако, я своему «причту» настаивал: все же попытаемся в пекарне совершить службу. Епископ Нектарий сразу согласился, а архиепископ Иларион нехотя. Но, все же, попросил разбудить в 12 часов.

В начале 12-го, я отправился, прежде всего, в барак, где помещался владыка Нектарий. Двери были настежь открыты, и мне, быстро вошедшему, преградил дорогу дневальный.

Не велено пускать никого из других рот.

Я остановился в нерешительности. Однако, владыка Нектарий был наготове.

Сейчас, сейчас, – сказал он мне.

Я отправился к владыке Илариону. Войдя стремительно в барак, я направился мимо дневального, который оказался несколько знакомым мне и расположенным.

Пожалуйста, поскорее делайте и уходите. Не приказано.

Я кивнул ему головой, подошел к владыке Илариону, который, растянувшись во весь свой великий рост, спал. Толкнул его в сапог; владыка приподнялся.

Пора, – сказал я ему шепотом.

Весь барак спал. Я вышел. На линейке ожидал владыка Нектарий. Присоединился владыка Иларион. И мы гуськом тихо направились к задней стороне бараков, где за дорогой стоял остов недоконченной пекарни с отверстиями для окон и дверей. Мы условились не сразу, а поодиночке прошмыгнуть. И, когда оказались внутри здания, то выбрали стену, более укрывавшую нас от взоров, проходящих по дорожке. Мы плотнее прижались к ней: слева – владыка Нектарий, посредине – владыка Иларион, а я – справа.

Начинайте, – проговорил владыка Нектарий.

Утреню? – спросил владыка Иларион.

Нет, все по порядку, с полунощи, – отвечал владыка Нектарий.

Благословен Бог наш. – тихо произнес владыка Иларион.

Мы стали петь полунощницу.

Волною морскою. – запели мы.

И странно-странно отзывались в наших сердцах эти, с захватывающим мотивом, слова.

Гонителя, мучителя под землею скрыша.

И вся трагедия преследующего фараона, особенно, в этой обстановке, чувствовалась нашими сердцами, как никогда остро. Белое море с белым ледяным покровом, балки для пола, на которых мы стояли, как на клиросе, страх быть замеченными надзором. И, все же, сердце дышало радостью, что пасхальная служба, все же, совершается нами, вопреки строгому приказу коменданта.

Пропели полунощную. Архиепископ Иларион благословил заутреню.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази его. – не сказал, а прошептал, всматриваясь в ночную мглу, владыка Иларион.

«Плакать или смеяться от радости?» – думал я. И так хотелось нажать голосом чудные ирмосы! Но осторожность руководила нами. Закончили утреню.

Христос воскресе! – сказал владыка Иларион, и мы все трое облобызались.

Владыка Иларион сделал отпуст и ушел в барак. Епископ Нектарий пожелал

и часы с обедницей совершить. И мы совершили вдвоем. Только я был за предстоятеля, владыка Нектарий за псаломщика – так он сам пожелал, ибо знал все песнопения, равно, и чтения, апостоловец, наизусть.

Днем, по случаю праздника, я пригласил владыку Илариона на кофе в свой барак. Но пили его в комнате канцелярии хозяйственной части, пустующей по случаю праздника. Владыка удивился моей смелости и изобретательности. Кофе – с халвой, с кусочками кулича, который был прислан Кемским духовенством для всех нас.

А пили вы кофе по-венски? – спросил меня владыка и, смеясь, рассказал, как это делается.

На другой день, службу совершили мы с владыкой Нектарием вдвоем, ходя по дорожке. И этот день, также, казался мне праздничным, как и первый – с «богослужением».

Эта пасхальная служба осталась в памяти и у владыки Илариона. В тот год, в декабре, ему кончался срок. Его уже перевезли на берег из Соловков, ввиду прекращения навигации. В декабре я получил от него письмо: «Колесо фортуны повернулось обратно, меня снова перевозят в Соловки. » Действительно, из Москвы пришло извещение: продлить изоляцию еще на три года. «На повторительный курс остался», – шутил владыка Иларион. И в 1927 году, в мае, писал мне: «Вспоминаю прошлогоднюю Пасху. Как она отличается от сегодняшней! Как торжественно мы справили ее тогда. »

Да, обстановка Пасхи 1926 года необычайна. Когда мы втроем ее справляли в недостроенной пекарне, в это время там, в Ростове, в залитом электрическим светом кафедральном соборе, при участии чудного хора И.Ф. Ковалева городское духовенство совершало тоже пасхальное торжественное богослужение. Но. Думается нам, наша Кемская Пасха с владыкой Иларионом, в пекарне без окон и дверей, при звездном освещении, без митр и парчовых риз, дороже была для Господа, чем великолепно обставленная ростовская.

Публикуется с сокращениями по: Резникова И.А. «Православие на Соловках. СПб. 1993. С . 43 – 46.

В.П.Ч. – Виталий Павлович Чехранов, сын отца Павла Чехранова, который и передал воспоминания отца для публикации.

12 июля 2019: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год.

Смысл названия дня Петра и Павла

Апостол Петр

Апостол Павел

Когда празднуется день Петра и Павла

История празднования дня Петра и Павла

День Петра и Павла на Руси

Иконография праздника Петра и Павла

Картина “Апостолы Петр и Павел” Эль Греко

Протоиерей Игорь Фомин: смысл праздника Петра и Павла

Тропарь апостолам Петру и Павлу

Кондак апостолам Петру и Павлу

Молитва апостолу Петру

Молитва апостолу Павлу

Народные традиции дня Петра и Павла

Собор святых Петра и Павла в Петропавловской крепости

Крепость Петра и Павла (Петропавловская крепость)

Митрополит Антоний Сурожский: проповедь на день Петра и Павла

Смысл названия дня Петра и Павла

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год.

Апостол Петр

Именно Петр первым среди учеников назвал Учителя Христом, то есть Мессией. За это Господь прозвал его Камень (так переводится имя Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата адовы.

Когда перед распятием Христа взяли под стражу первосвященники, Петр трижды отрекся от Господа, как Тот и предсказывал ему. Но Петр раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры. И, действительно, послужил основанию Церкви — сообщество верных Спасителю.

После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии.

До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Петр обращает к христианам в провинциях Малой Азии. Укрепляет их в вере, предостерегает от влияния лжеучителей.

Апостол Петр предсказал свою мученическую смерть: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне». К концу жизни Петр вернулся в Рим, и там он был схвачен и казнен за евангельскую проповедь. Произошло это в 67 году. Распяли апостола вниз головой по его собственной просьбе: он считал себя недостойным быть распятым так же, как Господь.

Апостол Павел

Савл родился в Малой Азии, в городе, многие жители которого, будучи иудеями, тем не менее, имели права римских граждан (которое давало реальные привилегии, право на особую государственную защиту и рассмотрение любых обвинений в императорском, римском суде. Для еврейского народа с его монотеизмом это было явлением, сравнительно редким. Получил хорошее образование в Иерусалиме и, видимо, готовился к должности раввина. После окончания учебы он получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины — в Дамаске.

Именно на пути в Дамаск Господь призвал Савла к апостольскому служению. Во время путешествия будущего апостола осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Ему был голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».

Христос повелел Савлу идти в Дамаск, где тому будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Ослепшего Савла привели в Дамаск, научили вере и на третий день крестили. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником Христа Воскресшего.

Иудеи были возмущены его обращением ко Христу, и Савлу пришлось бежать в Иерусалим. Там он присоединился к христианской общине и познакомился с апостолами. И вновь возмущение иудеев, угрозы убийством, от которого как раз и спасло римское гражданство.

Но Иерусалим пришлось оставить. Савл отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, именно в этот период Савла стали называть Павлом. Вместе со святым Варнавой он основал христианские общины в нескольких городах Малой Азии.

Павел предпринял еще несколько апостольских путешествий. Просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет.

Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был рабом, а был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона.

Когда празднуется день Петра и Павла

Праздник, установленный в память об апостолах Петре и Павле, – непереходящий, то есть его дата фиксирована. Это 12 июля по новому стилю.

История празднования дня Петра и Павла

Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.

В 324 году, при императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться еще более торжественно и постепенно стал одним из самых известных православных праздников.

День Петра и Павла на Руси

Славяне начали почитать день Петра и Павла сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное Предание, первую икону святых апостолов на русскую землю привез святой равноапостольный князь Владимир — из Корсуни. Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору, в котором до наших дней сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра.

Первый монастырь в честь первоверховных апостолов построили в Новгороде в 1185 году. Имена апостолов носили многие святые Древней Руси, а изображения Петра и Павла всегда можно увидеть в иконостасе православных храмов.

Иконография праздника Петра и Павла

Уже на первых иконах апостолы Петр и Павел нередко изображались вместе. Сначала фронтально, а с XVI века — обращенными друг к другу. Этот иконографический сюжет символизировал создание Новозаветной Церкви.

На иконе апостол Петр изображается простирающим правую руку в моленном жесте. В его левой руке — свиток и ключ на длинной цепи: («. и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф 16, 19).

В руках апостола Павла изображается книга, которая напоминает о том, что он — автор четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет.

Читайте также:  8 доказательств, что Facebook знает, когда у вас начнется новый роман

Смысл дня Петра и Павла

Если мы обратим внимание на все четыре многодневных поста в году, то увидим, что каждый пост призван к тому, чтобы мы подготовились к празднику перехода. Перехода или из жизни временной в жизнь вечную, или, наоборот, – сошествие из жизни вечной на землю. Например, Рождественский пост ведет нас к дню Рождества Христова — дню, когда Бог пришел в мир беспомощным младенцем, чтобы спасти нас.

В конце Петрова поста — 12 июля, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла — мы будем вспоминать их смерть, их переход в жизнь вечную. Они отошли ко Господу с разницей всего в один год. Эти люди — два великих светильника нашей веры, именно через них в основном христианство распространилось по всему миру.

Тропарь апостолам Петру и Павлу

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Перевод:

Из апостолов первосвятители и учители вселенной, молите Владыку всех, чтобы Он даровал мир вселенной, а нашим душам великую милость.

Кондак апостолам Петру и Павлу

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.

Перевод:

Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.

Молитва святому апостолу Петру

О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего приятый из вод волнующихся и крайняго потопления свобождшийся! Не забуди и нас, убогих, в тине греховной увязших и волнами житейскаго моря заливаемых, подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления в страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, пролияти слезу покаяния, да плачемся горько деяний наших в веце сем. И аще твою слезу, в покаяние излиянную, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, с дерзновением апостольским, прощения в буести нашей ежечаснаго от Христа отречения. Град сей, ко святым стопам твоим поверженный, сохрани и от прилучающихся козней лукавых врага спасения нашего огради; воздвигни твои преподобнии руце ко Господу за народ наш, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в онь же имать призвати нас Владыка Господь, наш Судия неумытный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвергни вопля нашего и стенаний к тебе о заступлении нас пред Христом, да выну славим Его милосердие к нам со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва святому апостолу Павлу

Народные традиции дня Петра и Павла

В народе у праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла было много названий: Петр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Мирская свеча, Зеленый покос, Красное лето, Играние солнца, Петры-рыболовы, Рыболов, Петров день, Петровки и многие другие.

На Руси 12 июля считалось праздником рыбаков, ведь до призвания на апостольское служение Петр был ловцом рыбы. На Петров день заканчивался весенний и начинался летний рыболовный сезон. В некоторых областях 12 июля собирали деньги на большую восковую свечу — «Петру-рыболову на мирскую свечу». Свечу ставили в храме перед образом апостола.

Накануне праздника деревенская молодежь шла в поле, гуляла там всю ночь, «карауля солнышко», и встречала рассвет. Как считалось в народе, солнце в день Петра и Павла было особенным: играло разными цветами, переливалось, как радуга.

Собор святых Петра и Павла в Петропавловской крепости

Собор святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге начали строить спустя несколько лет после закладки Петропавловской крепости (1703 год). По легенде, Петр I лично определил место для будущего храма, положив в центре крепости крест-накрест сложенные куски дерна.

Первая церковь на этом месте была срублена из дерева. Каменное здание собора возвел итальянский архитектор Доменико Трезини. Строился храм с 1712 по 1733 годы. Первый камень в его основание положил сам император, второй — императрица Екатерина.

Колокольню собора Петра и Павла венчает золоченый 34-метровый шпиль с часами. В 1725 году шпиль украсили фигурой ангела с крестом в руке.

Резной иконостас собора Петра и Павла изготовил в 1721-1725 годах известный архитектор петровской эпохи Иван Зарудный. А иконы для иконостаса писали Андрей Меркурьев и Федор Артемьев.

В 1830 году 23-летний крестьянин из Ярославской губернии Петр Телушкин залез на колокольню, чтобы поправить поврежденный крест, который венчал шпиль. Петр Телушкин вызвался сделать эту работу с помощью веревочной петли: строить леса было слишком дорого. Захлестнув петлю вокруг основания шпиля и обвязавшись ею, он при огромном стечении народа поднялся к самому основанию креста и, сделав необходимый ремонт, благополучно спустился обратно. За этот подвиг Петра Телушкина наградили серебряной медалью «За усердие».

В Петропавловском соборе хранились многочисленные военные трофеи — знамена, оружие, ключи от взятых крепостей и городов. Здесь же расположены гробницы всех русских императоров, начиная с Петра I, за исключением Петра II и Ивана Антоновича.

Крепость Петра и Павла (Петропавловская крепость)

С закладки Петропавловской крепости началась история Петербурга. В 1703 году в устье Невы, на Заячьем острове, Петр I «тое крепость на свое государское именование прозванием Петербург обновити указал».

Первоначально крепость строили из земли и дерева, а в 1706—1740 годах ее перестроили в каменную. Архитектором выступил итальянец Доменико Трезини. Бастионы и куртины, сложенные из кирпича и камня, были до 12 метров в высоту и 20 метров в ширину. Крепость окружали рвы, заполненные водой.

С 1924 года Петропавловская крепость стала историко-революционным музеем. Сейчас это филиал музея истории Санкт-Петербурга.

Митрополит Антоний Сурожский — проповедь на день святых Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день святых апостолов Петра и Павла. Один их них, Петр, был апостолом среди евреев; Павел пронес Евангелие Христово среди язычников. Они собой представляют как бы два полюса церковной деятельности того времени – обращение всех: израильского народа, в котором родился Христос, и всего остального мира.

Когда мы думаем о святых, мы всегда думаем о их величии; они нам представляются, как гиганты, как герои духа. Мы можем вдохновиться их героизмом, но часто нам кажется, что нам до них так далеко, что мы не можем никаким образом уподобиться им. И, поэтому полезно иногда вспомнить, что эти святые, даже апостолы, были людьми, такими, как другие люди: со слабостями, делали ошибки, оказывались не на высоте того, что мы в них видим сейчас, после того, как они уже совершили весь свой земной путь.

Подумайте об апостоле Павле: один из величайших проповедников Евангелия, который всю свою жизнь и всю свою смерть отдал, без остатка, на проповедь. Но с чего началась его жизнь? Он шел из Иерусалима в Дамаск, чтобы начать там преследование христиан, которое уже началось в Иерусалиме. И на пути в Дамаск он встретился лицом к лицу с воскресшим Христом, поклонился Ему, и стал верующим христианином, и никогда не мог забыть двух полюсов этой своей веры: Креста и Воскресения. Креста, на котором был распят Спаситель, и Воскресения,которое его включило в сонм Христовых свидетелей.

Вспомним и об апостоле Петре. На Тайной Вечере, когда Христос говорил, что Его все вскоре по страху оставят,Петр вызвался: Нет! Если и все Тебя оставят – я Тебя не оставлю. Ты ли Меня не оставишь? – ответил ему Христос. – Прежде чем петух пропоет, ты трижды отречешься от Меня. И до того, как это случилось,- потому что это действительно случилось – в Гефсиманском саду, когда Христос ожидал Своей смерти и просил трех Своих самых близких учеников: Петра, Иоанна и Иакова, с Ним провести несколько часов этого внутреннего борения перед смертью, Петр, как и два другие, побежденные тоской, холодом, усталостью, ночью, заснул. Три раза приходил Христос в надежде, что Его друзья вместе с Ним проводят эту страшную ночь, – трижды Он застал их спящими.

А позже? Позже, когда взяли Христа, когда повлекли Его на неправедный, на жуткий суд, Петр последовал издали и вошел во двор архиерейского дома, где судили его Учителя, его Господа. И когда к нему подошли с вопросом: Не ты ли был с Ним в саду? – когда обратили внимание на то, что и он говорит на наречии Галилеи, из которой пришли ученики со Спасителем, он трижды клятвой отрекся: Не знаю я этого человека – Он мне чужд, Он мне ничто.

Вот с чего началось. И Павел, и Петр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае. Но в какой-то момент Павел встретил живого воскресшего Христа; Петр снова оказался лицом к лицу со своим Учителем, Который ему поставил вопрос. Не вопрос о том, как он мог его предать, изменить Ему, а другой вопрос, может быть, более глубинный, более страшный: Петр! любишь ли ты Меня. Трижды Христос задал ему этот вопрос, трижды Петр от сердца и правдиво ответил: Да, Господи! Я Тебя люблю. Ты все знаешь – т.е. Ты знаешь и мою измену, и мою слабость, и мой страх, всё знаешь – но Ты знаешь, что я Тебя люблю. И с этого дня его душа никогда не поколебалась; он остался верным до конца, т.е. до мученической смерти.

Вот чему мы можем научиться от Христовых учеников, от апостолов Петра и Павла: сила Божия в немощи совершается. Это говорит Спаситель Павлу, и к нам обращено это слово: сила Божия в немощи совершается -только отдай свою совесть, душу, посвяти их правде, истине, Богу, любви, и в твоей немощи проявится вся несокрушимая Божия сила. Аминь.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

На анонсе фрагмент иконы святых апостолов Петра и Павла, источник Православие. ру

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

День святителей Петра и Павла 23 сентября совпадает с народными рябиновыми именинами

Источник иллюстрации / фото: Depositphotos

Никейских епископов Петра и Павла вспоминает православная церковь 23 сентября. Эти святители пострадали за свое верование во Христа и защиту православия от иконоборцев во времена царя Льва Исаврянина. А по народному календарю 23 сентября связывали с созреванием рябины. Так праздник получил двойное название.

Что традиционно происходит в день Петра и Павла Рябинников

В день 23 сентября в народе заканчивались работы, связанные со сбором урожая. Свободные от работы крестьяне спешили в лес собирать ягоды рябины. Считалось, что к этому дню, пережив первые заморозки, созревшие ягоды становились сочными и сладковато-горькими, и их можно было заготавливать на зиму.

Собирали рябиновые гроздья и развешивали их в избах под крышей и украшали окна. Это должно было принести в дом счастье.

При сборе рябины обязательно оставляли половину ягод для птиц, чтобы зимой им было чем питаться. Считалось, что если собрать все ягоды, можно накликать беду.

По традиции из ягод делали настойку и рябиновый квас. Настойка на спирту должна была выстояться два-три месяца и зимой уже была готова к употреблению. Рябиновый квас помогал при простуде снизить жар, а также использовался как слабительное средство.

Лечебные свойства приписывали и рябиновому варенью, которое помогало заболевшим в холодное время года и было просто вкусным десертом.

Поверья, связанные с днем Петра и Павла Рябинников

Из стародавних поверий, дошедших до наших дней известно, что рябина защищает от нечисти. Считалось, что если человек мучается, плохо спит, в груди давит, необходимо веткой рябины нарисовать вокруг человека круг. Так, нечистая сила сгниет, а человеку станет легче.

Читайте также:  9 «эгоистичных» поступков, за которые нам не должно быть стыдно

Чтобы защититься от лешего, около дома следует посадить дерево рябины или на пороге положить ветку.

Женихам на свадьбе в былые времена всегда закладывали в голенища сапог рябиновые корешки, чтобы уберечь его от порчи и сглаза, а невестам надевали бусы из рябины.

Чтобы болеющий человек мог быстрее выздороветь, нужно было три раза пролезть через рябиновый куст или в расщелину дерева. Болезнь якобы уходила в дерево, а человек поправлялся.

Если зуб разболелся, шли к рябине грызть кору или приносили ее кусочек страдающему зубной болью.

В наше время рябина широко используется в медицине. Ее экстракты добавляют в лекарства от бессонницы, успокоительные и глазные капли.

За какими приметами на Петра и Павла Рябинника наблюдают сегодня

  • Богатый урожай рябиновых ягод – быть зиме морозной.
  • Мало рябины на деревьях, осень будет сухой.
  • В это день нужно доверять интуиции, что подскажет, то и сделать.
  • Небо в этот день высокое, значит быть теплу.
  • Сорванные в этот день ягоды – защита от нечисти и болезней.
  • Если листья в этот день на рябине засохли и до зимы не облетят, зимой будут крепкие морозы.
  • Если в лесу пеньки влагой пропитаны, значит ждать дождей.

А людей, которые родились 23 сентября, считают уравновешенными, трудолюбивыми и терпеливыми.

Сценарий праздника «День Петра и Павла-рябинников»

Наталья Баландина
Сценарий праздника «День Петра и Павла-рябинников»

Цель: Приобщать детей к русской культуре и ее истокам,используя разные виды фольклора: частушки, поговорки, хороводы.Продолжать знакомить с народным календарем: 23 сентября, день Петра и Павла – рябинников.

– Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике «Рябинник».

– Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность.

– Способствовать развитию зрительного и слухового внимания, развивать правильную связную речь.

– Познакомить детей со способом очисти воды с помощью грозди рябины.

– Совершенствовать навыки работы с иголкой и природным материалом (делать бусы из рябины).

– Воспитывать доброту и отзывчивость, бережное отношение к родной природе.

Оборудование: изображение ветки рябины, муляж дерева “Рябина”, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, кувшин с водой и ягодами рябины, подносы с ягодами рябины, иголки для вышивания с продёрнутой в ушко ниткой на каждого ребёнка, стаканчики с ножницами.

Предварительная работа: Наблюдения за рябиной, чтение стихов, рассказов о природе, знакомство с приметами, поговорками, отгадывание загадок, художественно-продуктивная деятельность.

Дети в музыкальном зале встречают гостей («Проходите, присаживайтесь, пожалуйста!”).

В. Присаживайтесь и вы, ребята, посидим рядком, да поговорим ладком. (дети присаживаются на стулья). Воспитатель демонстрирует изображение дерева рябины.

В. Посмотрите, у меня есть веточка. Как вы думаете от какого она дерева? (ответы детей)

В. Как вы догадались? (ответы детей). На ней чего – то не хватает? (дети говорят, что нет ягод). Я предлагаю вам поиграть в игру! Надо назвать ласково рябину, какая она? И каждое ласковое слово обозначить ягодкой (дети называют слова и крепят ягодку).

В. Какая красивая рябина у нас получилась!

В. Ребята, а на кого рябина похожа, с кем ее можно сравнить? (рассуждения детей). Вот послушайте стихотворение (читает ребенок).

На плечах ее косы длинные,

Брови смелые, соболиные,

Сарафан с широкой каймою,

Полушалок цветной с бахромою,

Золотыми расшитый листьями,

Разрисован алыми кистями.

Подойду – и глазам не верится:

То стоит не юная девица,

А рябины тонкое деревце!

В. Мы с вами знаем, что в конце сентября у рябины именины. А как называются эти именины?

Д. – днём Петра и Павла-рябинников.

В. В этот день парни и девушки собирались в избе на посиделки, вот так же как мы с вами сегодня собрались. Себя показать да других посмотреть. На посиделках, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, пели да плясали. А на нашей посиделке девочки споют нам частушки.

Девочки исполняют частушки.

• Красных ягод мы сорвали,

И все бусы съели! Ух!

• До чего же хороша

Я возьму карандаши

Сделаю картинку! Ух!

Думала, что сладкая

Оказалась хина! Ух!

В. Спасибо девочки, посиделки наши продолжаются!

В. В день именин парни и девушки водили хороводы….

В. Существует много примет, связанных с рябиной, вспомним их. Я начну, а вы продолжите.

Рябина зацветает — пора сеять лен.

Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы.

Если уродится рябина — рожь будет хороша.

Поздний цвет рябины – к поздней осени.

В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.

Много ягод на рябине предвещает строгую зиму.

Воспитатель: А что вы еще знаете о рябине?

Ребенок: Из ягод рябины варят варенье и делают сироп, используют для леченья.

Ребенок: Собирая ягоды рябины, надо оставлять немного ягод на дереве, так как они являются кормом для птиц.

В. Дорогие гости, а вы что знаете о рябине?

В. Ребята, а вы пробовали ягоды рябины на вкус? (Ответы детей)

В. На самом деле ягоды рябины немного горькие, но после первых заморозков, они становятся сладкие и полезные, ягоды рябины ещё и лечебные, в них много витаминов. Еще отваром ягодным волосы моют, чтобы волос шелковый был, пышный, золотой. Отвар и пьют, но им и просто рот полощут. Оттого зубы, словно рисованы – белые, ровные, крепкие.

Еще чтобы сохранить длительное время воду пригодной для питья, люди бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. Я хочу вас угостить такой водой, попробуем?

В. А ещё в старину из ягод рябины делали обереговые бусы, Что такое оберег?

В. Приглашаю вас в нашу мастерскую сделать обереги для нашего детского сада, ведь это наш общий дом! А помогут нам наши дорогие гости.

(взрослые и дети делают обереговые бусы).

В. Я свой оберег оставлю в нашей группе, чтобы он нас оберегал. Интересно как их используют наши гости! (высказывания педагогов).

В. Дорогие наши гости, я поздравляю вас с праздником Петра и Павла – рябинников! Желаю вам крепкого здоровья, успехов.

…Майский день красив необычайно- День Победы празднует страна! В преддверии самого главного праздника нашей страны Дня Победы в нашей группе прошла акция «Георгиевская ленточка». Для родителей был подготовлен.

Развлечение во второй младшей группе «Валентинов день — день любви и дружбы» Развлечение во 2 мл. группе Цель: – социализация детей; – знакомство детей на доступном уровне с традицией празднования Валентинова дня;.

Ботанический сад имени Петра Великого (субтропический маршрут и выставка тюльпанов). Фоторепортаж Небольшой райский уголок – тихий и прекрасный – в старом районе Санкт-Петербурга. Он манит своей тишиной и атмосферой добра и уюта. Ботанический.

Фотозарисовка «Ляличи — усадьба Петра Васильевича Заводовского» «Ляличи – усадьба Петра Васильевича Заводовского». Уважаемые друзья, продолжаю делиться с вами красотами земли Суражской. Одним из моих.

Конспект урока «Начало правления Петра Первого» Тема урока: Начало правления Петра Первого. Цели урока Показать, что начало правления Петра I ознаменовалось важными преобразованиями в.

План мероприятий по подготовке к празднованию Дня памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февроньи Муромских Цель: продолжать знакомить с историей святых благоверных Перта и Февронии; – продолжать формировать понимание главной православной ценности.

Сценарий семейного досуга, посвященного Дню семьи, любви и верности (День святых Петра и Февроньи) На сайте опубликовано много утренников и развлечений ко Дню семьи, мне тоже захотелось поделиться с Вами.

Сценарий развлечения в день Ивана Купалы «Таинственный день лета» Алёнушка (музыкальный руководитель, переодетый в русский народный сарафан, выходит к ребятам). Собираю, вас ребятушки, на Праздник воды,.

В Ботаническом саду имени Петра Великого в Санкт-Петербурге зацвели азалии (фоторепортаж) Доброго времени суток, уважаемые коллеги! По календарю еще зима, но дыхание весны уже становится заметнее с каждым днем. В выходной день.

«В честь Петра и Февроньи». Развлечение для всей семьи Цели и задачи: содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Углублять представления детей о семье, ее членах,.

Что можно и нельзя делать на Петров день: история и традиции праздника

12 июля православные христиане отмечают важный праздник — День святых апостолов Петра и Павла, чрезвычайно почитаемых на Руси.

Христиане сегодня вспоминают апостолов Петра и Павла, ставших одними из самых известных проповедников учения Иисуса Христа. Расскажем об истории и традициях праздника, знаменующего завершение Петрова поста.

История

Согласно христианскому вероучению, апостол Петр был ближайшим учеником Христа. Именно он находился на горе Фавор и видел Преображение Господне, а после Воскресения Иисуса Петр начал проповедовать его учение и возглавил первую христианскую общину, за что был впоследствии распят.

Павел же не был учеником Христа во время его земной жизни. До обращения в христианство он носил имя Савл и был в числе тех, кто преследовал последователей учения Христа. Однажды по пути в Дамаск Савл услышал голос Иисуса, после чего изменил свои взгляды и стал проповедовать его учение, основал христианские церкви в Сирии, Малой Азии, Македонии, Греции, Римской империи и написал 14 посланий, которые включены в Новый Завет. Апостол Павел как римский гражданин был обезглавлен.

По преданию, Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день – 12 июля (29 июня по юлианскому календарю). Дата встречается в древних календарях – римском века и карфагенском, а также в мартирологе блаженного Иеронима IV века.

Традиции и обычаи

В 324 году в Риме и Константинополе появились первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал отмечаться шире. Само появление праздника связывается с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось летом 258 года.

Дню Петра и Павла предшествует пост, который называется «апостольский» или «Петров». День памяти апостолов – уже праздничный и постный (исключение – когда праздник выпадает на среду или пятницу). На Руси Петров день был календарной границей года, начиная с которой начинается подготовка к осени. В народе в связи с этим устоялась поговорка «Петр-Павел час убавил», намекающая, что световой день становится короче.

В народе день значился как «макушка лета» — жара, расцвет природы, сенокос и гуляния до рассвета. В ночь на 12 июля проходили массовые сборища с хороводами. Девушки выбирали себе «суженого», вместе с которым купались и прыгали через костер, а также умывались из трех родников «петровой водичкой» для здоровья, красоты и верного мужа.

Что нельзя делать

В этот день было принято «женихаться», как говорили раньше. Однако сыграть свадьбу 12 июля считалось плохой приметой. Под строгим запретом ругань, дурные мысли и поступки.

В этот день нельзя давать или брать взаймы деньги, а также какие-либо предметы и даже продукты.
На Петра и Павла на Руси запрещалось есть овощи и фрукты нового урожая. Считалось, что это может привести к неурожаю и гибели скота в следующем году.

– Петр и Павел – это великие апостолы, которые своей проповедью просвятили многие тысячи людей. Апостол Петр отличался большой ревностью, порывистым характером, но, несмотря на горячность и ревностное следование за Господом, в минуты испытаний он отрекся от Христа. Однако Господь восстановил его в апостольском достоинстве и даровал ему возможность своими трудами искупить вину. Апостол Павел – это человек другого характера и другого происхождения. Если апостол Петр был простым рыбаком, то апостол Павел был человеком ученым и даже гражданином Рима, что давало определенное преимущество в обществе. Но и тот, и другой, несмотря на различное происхождение, ревностно служили Господу, – рассказывает клирик Петропавловского храма в Лыткарине, протоиерей Александр Круглов.

Фото: фрагмент иконы «Апостолы Пётр и Павел» Софийского собора в Новгороде

Добавить комментарий