В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов

В деревню, в глушь, в Саратов! Часть I. Урок истории

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать.
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

Вступление

Свои впечатления о Саратове, в котором мы провели две сентябрьские недели с целью продлить лето, мы с Сергеем решили поделить на две части. Потому как воспринимаем мы этот город очень по-разному. Сергей бывал в этом городе не раз, но чувствует себя в нем гостем, туристом. На мои же впечатления влияет тот факт, что это буквально город моей молодости, я прожила в нем 8 лет, там у меня есть дом.

Сегодняшняя порция впечатлений От Сергея.

В городе я действительно уже не в первый раз и могу отметить, что за последние несколько лет, его лицо заметно похорошело, он стал более ухоженным и чистым. Больше всего в Саратове меня впечатлили две вещи. Первое — это некоторая курортная атмосфера в городе, круглые сутки на улицах много людей, вечером в понедельник на центральной переходной улице кипит жизнь: играет музыка, прогуливаются парочки, в уличных кафе всегда есть посетители. А второе — это сохранность дореволюционного облика города. Конечно, не всем архитектурным сооружениям повезло, что-то снесли, что-то состарилось и умерло, что-то находится в плачевном состоянии, но тем не менее в городе очень много памятников архитектуры начала XX века, XIX и даже XVIII веков.

Теперь немного фактов о Саратове, которые меня порадовали или заинтересовали.

Факты о Саратове

  • Саратов город почти миллионер. По состоянию на 2012 год численность населения 836 900 человек.
  • В Саратове почти начали строительство метро. Но так как город не был миллионником, то метро так и не построили.
  • Саратов однажды почти соединили с его городом спутником Энгельсом. Но жители Энгельса были сильно против, и объединения так и не произошло.
  • Город вытянут вдоль Волги на 34 км, расположен в котловине, окружённой с трёх сторон невысокими (до 250 м) горами
  • При Екатерине второй, немцам дали возможность осваивать земли. Правительство имело намерение создать слободу из колонистов-ремесленников. Однако по факту такую слободу удалось создать только в Саратове.
  • В Саратове в конце 19-го века действовал конная железная дорога, которая имела пять маршрутов.

Кусок истории, к которому имеют отношения два последних факта, для меня особенно интересная тема. Саратов — большой город, крупный промышленный центр, смотрю я на такие города и меня всегда раздирает любопытство, а что же они представляли из себя 100, 150, 200 лет назад? Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, мы отправились на прогулку по музеям города Саратова.

Краеведческий музей

Основными экспонатами краеведческого музея Саратова, на мой взгляд, являются самолет и троллейбус. Дело в том, что непосредственно внутри музея находятся эти технические средства. Самолет вообще занимает целый зал, даже сфотографировать его толком не получилось. До сих пор ломаю голову, как они его туда поместили?

Но это, конечно, шутка. На самом деле, основное значение имеет обширный набор экспонатов как советского так и досоветского периода жизни города Саратова.

Основан Саратов был как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства. Годом основания считается 1590. Саратов сначала был крупным перевалочным пунктом и центр торговли рыбой и солью, а затем один из центров торговли зерном. С 1780 года губернский город. Крупнейший по численности город Волги в двадцатом веке. Вот те самые 5 маршрутов конки, существовавшей с 1887 года.

На месте современного Саратова люди жили и ранее. Приписывают присутствие в этом регионе Хазарского каганата, Волжской Булгарии и Золотой Орды. На территории Саратова найдены сосуды с клеймлением на Иранском языке (фарси).

Лозунги времен индустриализации сейчас поражают своей абсурдностью. Такой информации очень много в музее. Очень внимательно отнеслись к сохранению как досоветской коллекции так и к советской коллекции исторического материала.

В общем, если кому-то еще непонятно, Саратовский краеведческий музей обладает довольно обширной коллекцией артефактов. Он занимает три этажа старого особняка, памятника архитектуры 1830 года и находится на Музейной площади, д.1. Рекомендую!

Музей Радищева

Радищевский музей — еще один музей Саратова, который я не побоюсь вам порекомендовать. Положа руку на сердце, скажу, что не столько ради коллекции, сколько ради самого сооружения, в котором он располагается и его истории, он достоин посещения. Или, например, ради этой парадной чугунной лестницы.

Дело в том, что музей начал свою историю с 1885 года и был первым художественным музеем русской провинции и вторым в России.

Музей был построен и открыт стараниями А.П. Боголюбова, саратовского художника, известного коллекционера и любителя живописи. Именно его коллекция легла в основу коллекции музея, а его знакомство со многими известными художниками того времени немало способствовало ее пополнению. А свое имя музей получил в честь знаменитого деда А.П. Боголюбова, которым являлся никто иной как А.Н. Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву».

Большой зал музея.

Стол 1855 года, работы Джованни Батиста Гатти, Италия, Рим. Дерево, слоновая кость, перламутр. Очень впечатлил.

И большая коллекция старинных икон.

Находится Радищевский музей на улице Радищева (кто бы мог подумать?) в доме номер 39.

Место приземления Гагарина

Сначала на месте приземления Ю.А. Гагарина вкопали столбик с дощечкой, на которой была надпись: «Не трогать. 12.04.61. 10 ч.55 м. Моск. врем.».

Сейчас на этом месте небольшой памятник Гагарину, модель капсулы, и стена почета советской космонавтике.

Приземлился Гагарин где-то вот здесь:

Как доехать до Саратова из Москвы?

Обзорная экскурсия по музеям Саратова показалась вам интересной и вы решили увидеть все своими глазами? Есть несколько вариантов как добраться до Саратова.

На поезде. Существует три основных прямых поезда Москва-Саратов. Все остальные поезда, проходящие. Время в пути в среднем от 16 до 19 часов.

  • По трассе Урал (М5) через Пензу и Рязань;
  • По трассе Каспий (М6) через Тамбов;

На самолете. В сторону Саратова летает только авиакомпания СарАвиа. Купить авиабилет в Саратов можно на сайте-агрегаторе дешевых авиабилетов.

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов

Через неделю, проснувшись утром, многие жители крупных городов внезапно поймут, что им удалось построить свою работу на удалении от офиса. А работодатели, продолжая оплачивать аренду пустующих рабочих мест, заглянут в свой карман и с удивлением спросят: «А что, так можно было?» Оказывается, можно!

Сейчас почти половина москвичей тратит в дороге до работы не менее получаса, а вторая половина — час и более. Умножаем на два (обратная дорога,), затем умножаем на число рабочих дней в году — получаем четыре-пять сотен часов вычеркнутого из полноценной жизни времени. Так зачем ездить на работу, если можно не ездить вовсе? И не все ли равно тогда, где жить: внутри города, поближе к метро и офису, в маленькой «пиджачной» квартире или за пределами МКАД — в большом доме, на своей земле.

Эпидемия, свалившаяся на нашу голову, поставила перед многими вопрос целесообразности выбора места жительства. И если раньше на предложение купить на ПМЖ дом в пригороде большинство людей отвечали: «Торчать в пробках часами? Ну нет!» — то сейчас, с внезапным переводом на дистанционную работу, жители крупных городов испытают себя и своих работодателей на гибкость и наверняка «распробуют» новую форму работы и станут менее «офисозависимыми».

Так или иначе, но жизнь на собственном земельном участке в собственном доме выглядит гораздо безопасней, чем жизнь в многоквартирном доме. Там же даже балконов сейчас не делают — негде карантинные песни петь с соседями, как итальянцам. Сиди как сыч в четырех бетонных стенах.

Да россияне сами-то и не против купить дом. Судя по опросам социологов, каждая третья семья в РФ хочет жить в загородном доме. Хочет. Но не может пока. И одной из основных причин этого становится удаление от «мест приложения труда». Решив проблему с дистанционной работой, большинство семей сможет пересмотреть и свои представления о выборе месте жительства в пользу частного дома.

К счастью, пока это еще более чем доступная альтернатива. Представим себе семью, которая стоит перед выбором: купить трешку в комфорт-классе (примерно 70 кв. м) в поясе конечных станций метро Москвы или собственный дом 150–170 м на участке 8–10 соток в 30–50 км от МКАД. Квартира не будет дешевле 10–15 млн руб., дом с землей на эту сумму им подобрать будет тоже несложно. И даже в поселках, где внутри или рядом есть сады и школы (а таких немало).

Тем, кто не связан с необходимостью социализации и образования детей, вообще грех жаловаться: в диапазоне цен до 5–7 млн руб. очень много предложений и на вторичном рынке, и на первичном. Хочешь — покупай готовый дом, хочешь — купи участок и строй на свой вкус. Получится за равную цену: в два-три раза больше жилой площади, чем в квартире, экономия на коммунальных платежах, в хорошем смысле слова — автономия от центральных сетей (канализация, вода, отопление — все это свое, полностью контролируемое).

Каким бы странным это ни показалось, но жизнь в собственном доме на собственном земельном участке с экономической точки зрения более устойчивое явление. Человек, живущий на собственном земельном участке, в большей степени, чем человек, живущий в квартире, склонен выбирать то место работы, которое лучше соответствует его месту жительства. Он явно в большей степени предприниматель и бизнесмен, чем человек, живущий в квартире. Недаром страны с самыми большими частными капиталовложениями в различные онлайн-технологии обладают и самым большим количеством граждан, живущих в собственных домах на собственных земельных участках. Граждане этих стран заинтересованы в том, чтобы зарабатывать деньги там, где они живут.

Читайте также:  8 советов нейробиолога о том, как стать счастливым раз и навсегда

Человеку, живущему на собственном земельном участке в собственном доме, гораздо легче и проще переносить вынужденную домашнюю самоизоляцию, чем человеку, живущему в квартире. Его жизненное пространство больше, и оно более открытое, чем у горожанина. Каким бы маленьким ни был у человека его земельный участок и его дом, он все равно гораздо лучше защищен от контактов с возможными носителями вирусов, чем человек, живущий в квартире и волею судьбы просто вынужденный каждый день посещать общественные пространства.

Уже сейчас наверняка многие заметили активность в социальных сетях на тему поиска дачи в аренду на лето. Потому что люди понимают — ехать летом будет некуда. Но с арендой не все так просто: современные качественные дома очень быстро находят нанимателей и не простаивают и безо всякой помощи коронавирусов, а «бабушкины» дачи настолько морально устарели и по внешнему виду, и по качеству, что вряд ли способны удовлетворить взыскательный спрос московской аудитории арендаторов. А потом, ну что такое аренда? Нормальный дом — это 150–250 тыс. руб. на летний сезон. Фактически это первый взнос по ипотеке на покупку аналогичного дома. И вспомним, что теперь у нас есть еще и сельская ипотека — она вообще субсидируемая, со ставкой по кредиту 2,7%. Просто подарок, я считаю.

Поэтому у нас, у немногочисленных девелоперов загородного жилья, сейчас откроется второе дыхание — мы ждем появление спроса на загородку. Хотя, признаюсь, сами-то мы к этому пока не очень готовы: на первичном рынке огромный дефицит готовых домов. Ну что ж, значит, нам есть над чем работать.

В деревню в глушь в Саратов

Пословица про Крылатые выражения:

В деревню (к тетке), в глушь, в Саратов!

Смысл пословицы

Отправить в глухое место для раздумий о жизни и исправления поведения.

Толкование пословицы

Из комедии “Горе от ума” (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Фамусова, обращенные к дочери (действ. 4, явл. 14): – Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; Подалее от этих хватов. В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, Там будешь горе горевать. За пяльцами сидеть, за святцами зевать. Иносказательно о желании оставить городскую суету, “ворох дел, суматоху явлений”, найти спокойный приют, где можно подумать, cocpeдоточиться, отдохнуть, перевести дух.

Похожие пословицы

Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

А без тернового венца Что слава русского певца?
А был ли мальчик?
А в остальном, прекрасная маркиза, Все хорошо, все хорошо.
А вас, сударь, прошу я толком Туда не жаловать ни прямо, ни проселком!
А Васька слушает, да ест.
А воз и ныне там!
А, впрочем, он дойдет до степеней известных.
А все-таки в ней кое-что было!
А все-таки она вертится!
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
А вы, друзья, лишь годны на жаркое.
А вы на земле проживете, как черви слепые живут.
А где мне взять такую песню?
А где пастух дурак, там и собаки дуры.
А гений и злодейство – Две вещи несовместные.

Смотри все пословицы про Крылатые выражения

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект “Игра слов” ещё лучше.

«В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…» Саратовские дома

Саратовский дом-бутылка, вошедший в Топ-10 «съедобных» домов мира, превращает нашу глушь в центр всемирного туризма!

И тому, кто думает, что не на что в нашей «деревне» посмотреть, отвечу: «Очень даже есть на что!» Начнём с …домов.

В Саратове я родилась и живу. На правах коренной саратовчанки знакомлю вас с собственным взглядом на родной город. В этом рассказе встречайте мой личный рейтинг «Топ-7 интересных домов Саратова». У каждого из них своя увлекательная история…

1. Дом с атлантами

Этот удивительный дом, стоящий в центре Саратова, пожалуй, стал моим самым первым, самым сильным архитектурным впечатлением. Всё дело в уникальных, эмоциональных фигурах атлантов, держащих на своих плечах невыносимую ношу.

Моё наивное детское мировосприятие было возмущено вопиющей несправедливостью: почему это пара юных атлантов налегке прохлаждается под крышей дома, а стареньких нагрузили по полной программе да так, что им совсем невмоготу?! И философские доводы взрослых о том, что верхние атланты символизируют молодость, а нижние — старость, нисколько меня не утешали…

Дом с атлантами был построен в 1914 году для известного инженера В. Яхимовича по проекту архитектора П. Зыбина, он так и называется «Дом Яхимовича». И дом этот, как оказалось, является не менее достойной всемирной достопримечательностью, чем дом-бутылка. Именно в Доме Яхимовича впервые в мире было проведено уникальное для начала 20 века паро-бетонное отопление. Сейчас домов с такой системой отопления в России осталось только два — один в Саратове, другой — в Санкт-Петербурге.

О состоянии дома можно не писать — всё и так видно … Дом жилой, но совершенно естественно и очевидно, что жильцам не по силам реставрация этого архитектурного шедевра. Городским властям, видимо, увы, тоже…

Рядом завершается строительство многоэтажки. Получается, что новый многоэтажный дом в центре нужен, а старинный уникальный шедевр архитектуры — нет?

2. Дом архитектора Зыбина

Рассказывая о доме с атлантами, я неспроста упомянула фамилию архитектора. Как выяснилось, по проектам П. Зыбина в начале 20 века в Саратове были построены очень красивые, добротные здания. К красивейшим домам Саратова, на мой взгляд, можно отнести особняк, который этот талантливый архитектор построил для своей семьи.

Дом ассиметричный, с множеством необычных и симпатичных деталей.

Удивительный балкончик формой напоминает замочную скважину. Лёгкая фигурная решётка, круглое окошко-цветочек, белый цвет отделки подчёркивают изящество и оригинальность замысла П. Зыбина.

Над боковой аркой балкона притаился невероятный дракон. Охраняет дом от врагов?

Яркие изразцовые фрагменты придают дому оригинальность и праздничность.

В аккуратной башенке с узкими окнами раньше располагалась мастерская и библиотека архитектора.

Дом находится на балансе города или области, в нём расположено одно из министерств, поэтому состояние его удовлетворительное.

3. Дом колбасных магнатов

Этот красный псевдоготический особняк — образчик бережной реставрации старинного саратовского дома.

Здание фабрики паровых колбас было построено местными промышленниками немецкого происхождения на рубеже 19-20 веков. В нём осуществлялось производство и продажа мясных изделий вплоть до Октябрьской революции. Затем фабрику национализировали.

Помню, что в начале 2000-х годов у этого дома был неприглядный и неухоженный вид, но несколько лет назад здание было выкуплено и отреставрировано частными лицами.

Я читала материалы краеведов об этой уникальной реставрации: каждый кирпичик аутентичен! Для восстановления недостающих фрагментов строителям пришлось извлекать старинные кирпичи буквально из-под асфальта, в результате чего была откопана булыжная мостовая.

4. Мавританский дом (дом Тилло)

Порой дома говорят о горожанах гораздо красноречивее всяких слов…

Жители Саратова — большие оригиналы. Ну и что, что у нас зимой минус 30? Пусть в городе будет кусочек Африки! И хоть мавров на земле саратовской не наблюдалось, местный купец построил мавританский дом, который вскоре продал своему зятю вице-губернатору А. А. Тилло.

Этот единственный в Саратове особняк, выполненный в мавританском стиле, удивляет затейливым орнаментом и колоннами, огорчает наличием спутниковых тарелок и требует покраски!

Однако крепок, что не может не радовать.

5. Дом Аптекаря

Аптека в этом доме была, есть и будет. Возможно, причиной тому являются лепные фигуры змей, обвивших чаши с ядом — охраняют дом и позволяют в нём располагаться только «своим» — аптекарям да врачам…

Дом в конце 19 века был построен для саратовского магистра фармации. Аптека с парадным входом находилась на первом этаже, складские помещения — в полуподвале. На втором этаже жил хозяин и его семья. Вот такое крепкое аптечное хозяйство у него было. В наши дни на первом этаже по-прежнему находится аптека, а второй этаж занимает министерство здравоохранения.

6. Дом с локомобилем

Исторически Саратов — город купеческий. Примечательно, что в конце 19-го — начале 20-го века он наряду с Санкт-Петербургом, Харьковом и Одессой входил в четвёрку самых динамично развивающихся городов. Купцов в ту пору здесь было видимо-невидимо. Один их них Р. Эрт (немецкого происхождения) занимался импортом и продажей сельскохозяйственных машин. Его дом сохранился до наших дней, сохранилось и изображение локомобиля на стене дома, нарисованное в качестве рекламы.

Саратовские краеведы рассказывают, что потомки этого купца во время Первой мировой войны тайно помогали немецкой армии, были выведены на чистую воду и выдворены из Саратова навсегда.

7. Дом с автомобилем

В истории этого необычного саратовского дома есть и мистика, и литературная история, и громкие имена…

В начале 20 века в здании располагалась зеркальная мастерская. И перед окнами именно этого дома в 1900 году произошла первая в истории Саратова автомобильная авария, о которой тут же написали все местные газеты. А через 13 лет дом был выкуплен компаньонами, которые по удивительному стечению обстоятельств организовали в нём автомобильный гараж-мастерскую. Один из компаньонов — Захарий Иванов был чемпионом Поволжья по велогонкам и после Первой мировой войны стал единоличным владельцем гаража. Именно он и заказал необыкновенное оформление дома.

Барельеф с автомобилем изготовила скульптор Н. Хлестова. Она была знакома с В.Маяковским, и барельеф появился спустя год после того, как великий поэт выступал в нашем городе, воспевая всю прелесть «аэропланно-автомобильного» искусства. Видимо, Маяковский вдохновил её на свершения. Примечательно, что именно по пути из Саратова в Москву поэт заявил неизвестной соседке по купе, чтобы она не опасалась его, что он «не мужчина, а облако в штанах», придумав тем самым название своей будущей поэмы.

Читайте также:  Аднексит: лечение народными средствами в домашних условиях и симптомы болезни

Малыши на парапете дома, возможно, олицетворяют детское наслаждение от вождения автомобиля, с чем я не могу не согласиться!

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов

В известной комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, написанной в 1824 году, Фамусов, в гневе обращаясь к дочери, говорит:

«Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее её от этих хватов.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать».

Итак, если у нас появится желание уйти подальше от столичной суеты, то мы «Едем в гости» на отдых в Саратове, где можно найти спокойный гостиничный приют, где можно перевести дух, отдохнуть, оставив «ворох дел, суматоху явлений».

Чем порадует Саратов своих туристов?

Внимание туристов привлечёт богатый репертуар одного из самых старейших театров в нашей стране , основанного в 1875 году, Саратовского академического театра оперы и балета имени Ивана Артемьевича Слонова.

Один из главных символов города — саратовская гармоника, отличающаяся необычным звучанием и своеобразным тембром. Уникальный музыкальный инструмент был создан в 1855-1856 годы и изготавливали его на гармонных артелях в Саратове.
Саратовский скульптор Владимир Пальмин в 2009 году увековечил саратовскую гармонику в бронзовом памятнике. Скульптор изобразил веселого гармониста в русской рубахе, картузе и сапогах, играющего на гармошке. Сам памятник очень музыкальный, из него два раза в день — в 12 часов дня и в 6 часов вечера разносится мелодия гармони.

Ещё один музыкальный памятник установлен в 2009 году в центре Саратова , посвящён известной песне «Огней так много золотых на улицах Саратова» , работа скульптора Николая Бунина.

В 2009 году Саратов стал центром проведения основных мероприятий, посвящённых празднованию Дня славянской письменности. И в Саратове появился бронзовый четырёхметровый памятник святому Кириллу, он запечатлен со свитком славянской письменности, и святому Мефодию — с Евангелием в руках. Автор скульптурной композиции столичный художник и скульптор А. Рожников.

Православный Собор во имя Живоначальной Троицы или Свято-Троицкий собор Саратова датируется периодом 1674—1675 годов.

Историки пишут историю Саратова с 1590 года царствования Фёдора Иоанновича, заложившего сторожевую крепость для охраны южных рубежей Русского государства на месте средневекового золотоордынского городища.

Наивно думать, что богатейшая природными ресурсами, напоённая множеством рек и озёр, богатых рыбой, обладающая значительными запасами подземных вод, богатая лесами и дичью, Саратовская земля до времён Золотой Орды была необитаема.

Тысячелетиями существующая речная сеть Саратовской земли была настолько густая, что эта особенность земли, «напоённой водами», отразилось и в самом названии древнего края.
На санскрите: Сар — Sar – струиться, течь, пруд, озеро. На древнерусском: «зеро» — озеро. Сараса — Sarasa – озёрный. По-русски: «чаруса» – это небольшое, но глубокое озеро.
Сарасвати — saras-vnt-ih — означает «многоозёрная». Сарасвати — имя богини мудрости, науки, молитвы, речи и красноречия, создательницы языка и алфавита ведического санскрита Риг-Веды в 3300 году до н. э.

Многоозёрная земля Саратова, напоённая многочисленными реками, вполне оправдывает своё название и ведёт родство с санскритом Риг-Веды, откуда берёт начало не только древнерусский язык, но и проистекают все Индоевропейские языки.

«В деревню, в глушь, в Саратов!»

«Подалее от этих хватов
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…»
Александр Грибоедов.

На прошедшей неделе мы были свидетелями большой телепремьеры – на экраны вышел фильм Сергея Соловьёва «Анна Каренина». Разумеется, кинолента сразу же сделалась предметом горячих споров – зрители пытались сравнивать Татьяну Друбич с Татьяной Самойловой, а иной раз с Гретой Гарбо, с Вивьен Ли и с Кирой Найтли. Всех спорящих волновал вопрос – удалась ли роль хрестоматийной героини у очередной исполнительницы? Да и вообще! – говорили блогеры и даже некоторые профессиональные критики, – стоило ли режиссёру Соловьёву браться за экранизацию этой поднадоевшей и давным-давно устаревшей love-story?

Она так же архаична и смешна, как дамские турнюры, которые были модны во времена Льва Николаевича. Мол, всё равно раскованная и продвинутая современная молодёжь не поймёт терзаний Анны Аркадьевны, а «старикам» с их дубовым консерватизмом в любом случае всегда нравился фильм с Лановым, Самойловой и Гриценко, поэтому они воспримут очередную «Анну Каренину» столь же скептично, как и «раскрашенного» Штирлица.

Но, так или иначе, после первой же серии многим захотелось перечитать роман, освежить впечатления и, наконец-то увидеть, что сама по себе Анна Каренина для Толстого – это всего лишь предлог. (Как роман Дюма-отца «Три мушкетёра» логичнее было бы назвать «Шарль д`Артаньян»). Вся эта душераздирающая любовная трагедия, развернувшаяся на фоне пресыщенной, но довольно унылой светской жизни и закончившаяся под колёсами поезда, только повод, чтобы рассказать о главном герое романа – о Константине Левине.

Основная мысль –вовсе не губительная страсть и безоглядно-бесполезная жертвенность, а…дезурбанизм, уход от мерзостей городской жизни. Именно этот уход и спасёт человечество, – говорит нам Толстой. Паровоз тоже выбран не случайно – в конце-то концов, отчаявшаяся женщина могла бы и в реке утопиться, благо таких случаев не только в художественной литературе, но и в жизни тогда хватало. Она не приняла яд, как мадам Бовари, не угасла от чахотки и не бросилась с какой-нибудь особенно живописной скалы.

Итак, паровоз. Символ наступившей железной цивилизации, которая, по мнению многих современников, буквально перемалывала человека, либо превращала его в подобие машины. Помните, уже блоковское, написанное спустя годы? «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!». Недаром в современной фантастике присутствует стимпанк – направление, моделирующее культуру, которая в совершенстве освоила технологии механических и паровых установок.

Кстати, в те времена, когда Лев Толстой работал над своим романом, на Западе пышным цветом цвела приключенческая литература с описанием всесильных машин, волшебных летательных аппаратов и прочих хитроумных штук, которые в ближайшее время изобретёт человечество. Город наступает! Машина – вот главный благодетель слабого и ограниченного хомо-сапиенса! Публика рукоплещет и жаждет появления в продаже механических горничных и железных дровосеков. И это неудивительно.

Вторая половина XIX века – это быстрый рост городского населения, индустриальный подъём, внедрение новейших промышленных технологий, а в России ещё и стремительное разорение дворянства на фоне возвышения буржуазии. Россия «дворянских гнёзд» уходила безвозвратно… По сути, гибель Анны Карениной – это крушение старого мира. Поезд, автомат, железный монстр перемолол человека. Так это видел Лев Толстой, так это видели многие противники неумолимой урбанизации общества.

Константин Левин – практик по стилю жизни и неисправимый идеалист по духу – решает попросту сбежать из города в деревню, ибо город – это холодная громада, каменные джунгли, жестокий мир паровозов и пароходов, развратных женщин и праздно шатающихся мужчин. Город всех делает одинаковыми и равнодушными. Как впоследствии напишет Саша Чёрный: «Все в штанах, скроённых одинаково, при усах, в пальто и в котелках. Я похож на улице на всякого и совсем теряюсь на углах. ». И продолжит: «В лес! К озёрам и девственным елям! Буду лазить, как рысь, по шершавым стволам. Надоело ходить по шаблонным панелям и смотреть на подкрашенных дам!».

Так вот Левин буквально спасает, как ему кажется, Кити Щербацкую от бессмысленной и беспощадной светской жвачки. Он не просто сбегает сам, он увозит и свою жену подальше от соблазнов, от сплетен, от бесконечной смены бальных нарядов и от шаркунов-офицеров, вроде красавчика Вронского. Увозит, чтобы Кити не превратилась в подобие Бетси Тверской. Ибо модница Бетси, как раз, типичное воплощение городского суетливого существования и даже фамилия выбрана весьма удачно – она звучит синонимом центральной улицы, которая указывает путь из Москвы в Санкт-Петербург.

Итак, мы видим урбанизм, кажущийся неизбежным и попытки дезурбанизма, хотя бы на уровне писательских идей и красивых утопий. Вечная борьба? По большому счёту, противопоставление города и деревни существовало во все времена, а не только в эпоху Анны Карениной, пышных турнюров и безжалостных паровозов. Даже в Древнем Риме жители инсул – многоквартирных домов – априори считались людьми без корней и без роду-племени. Или, скажем, в Галантном Веке процветал особый жанр – пастораль, повествующий об идиллическом бытии пастушков и пастушек на лоне безупречно красивой натуры. Эта идеализация деревенской жизни с её целомудрием, простодушием и честностью послужила основой для знаменитой концепции Жана-Жака Руссо: «Назад – к природе!». Город – зло, природа – источник силы и радости.

Посмотрим что в русской литературе? Евгений Онегин, устав от блестящей, утомительной петербургской жизни и не находя в ней более ничего примечательного, устремляется именно в деревню. Александр Сергеевич ставит в качестве эпиграфа к одной из глав «O rus. » из Горация, что в переводе с латыни означает, собственно, «О, деревня!». Однако поэт «переводит» нам эту мысль, как «О, Русь!». Он намеренно смешивает смыслы и показывает, что Русь и деревня для него синонимы. «В глуши забытого селенья» обитает невинно-чистая Таня Ларина, которую, походя, точнее случайно, смутил столичный модник, пытающийся подражать лондонским денди. Потом, заделавшись дамой бомонда, Татьяна-львица говорит: «Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была…».

В «Барышне-крестьянке» всё тот же Пушкин представляет нам очаровательную в своей безыскусности Лизу, дворяночку, живущую в согласии с природой, да не тут-то было. Отец-англоман зовёт её «Бетси» и приглашает к ней англичанку-воспитательницу. Именно английский стиль жизни, англомания рисуется постоянным антиподом русского уклада. Это тоже не является случайным, ибо Англия уже в XVIII веке позиционировалась, как страна промышленно-машинной, городской цивилизации, а в момент написания повести из Лондона выписывались журналы и каталоги технических новинок.

Читайте также:  Аденома простаты: лечение народными средствами в домашних условиях

У Ивана Александровича Гончарова в «Обыкновенной истории» мы наблюдаем страшную метаморфозу молодого человека. Молодой Адуев проходит несколько стадий в своей деградации – от восторженной бесхитростности до ничем не прикрытого цинизма. В чём дело? Розовощёкий деревенский барчук научился у своего городского родственника азам жизненных премудростей, применил их на практике и многократно превзошёл циничного дядюшку. Нечто схожее мы потом будем наблюдать и в советской литературе. Молодой человек оставлял деревню, потом – через много лет – становился большим или малым начальником, ибо оказался страшнее и жёстче своих городских соперников. Помните, у Виктора Сергеевича Розова в пьесе «Гнездо глухаря» есть примечательный персонаж – Егор Есюнин, бывший деревенский парень, ставший хватким функционером, буквально шагающим по головам?

Или возьмём Николая Васильевича Гоголя. С одной стороны, Русь – птица-тройка. Простор, поля, поместья, пусть и управляемые глупым Маниловым или скаредным Плюшкиным. С другой стороны – Невский проспект, где всё – обман, ложь, где всё – странная и даже страшная иллюзия. Как пелось в хите начала 2000-х: «Город-сказка, город-мечта, попадая в его сети, пропадаешь навсегда». Город – это ловушка, поглощающая маленьких людей, вроде Акакия Акакиевича с его злосчастной шинелью. А потом будет знаменитый на весь мир «Петербург Достоевского» – дворы-колодцы, комнаты-пеналы, старушки-процентщицы и студенты с топориками.

Антон Павлович тоже рассматривал жизнь на лоне живой природы, как идеальное состояние для человека. Идеальное, но уже нереальное. Предвидя экологические проблемы наступающего века, он говорит устами героя:«Все вы безрассудно губите леса и скоро на земле ничего не останется. Точно так вы безрассудно губите человека…». Однако же грядущее XX столетие любило паровозы, броневики и бойкую фразу: «Мы не можем ждать милостей от природы!».

. Двадцатое столетие началось, по сути, после Первой Мировой войны, когда Европа лежала в руинах, а короны валялись на мостовых. 1920-е годы – время торжества непререкаемого урбанизма. Гений тотального рацио – мсье Ле Корбюзье называет дом – «машиной для жилья», а в советском архитектурном журнале санаторий именуется «местом для починки здоровья». Утопические фантазии архитекторов устремлены в разумное Грядущее, где человек будет уподоблен автомату, который будет умело управляться и по возможности исправляться, чиниться и тюнинговаться.

Человек – это тоже машина! Раздаются призывы стирать грань между городом и деревней, пишется, что скоро на месте лапотных сёл появятся современные агро-городки с отлаженной инфраструктурой. Там будет всё то же, что и в городе – стройные ряды конструктивистских домов, клубы, фабрики-кухни (долой печку и стряпню!), детские ясли. И – асфальт.

Не только фантасты, но и вполне здравые учёные мужи, всерьёз говорили о передаче мыслей на расстоянии, о радиоуправлении человеческими чувствами, о технике, которая улучшит жизнь человека, а если будет надо – заменит и самого человека. Бога отменили, а души, как выяснилось, тоже нет. Филипп Филиппыч, который с детства не привык ждать милостей от природы, «создаёт» новую человеко-единицу – типичного городского люмпена без корней и морали, зато с чеканно-индустриальным именем – Полиграф Полиграфович.

…Тогда Сергей Есенин робко воображает своего жеребёнка, пытающегося соревноваться с поездом. Мы опять встречаем мотив паровоза, как символа городской, машинной цивилизации: «Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?». В моде не только паровозы, но и автопробеги. «Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке!», – восклицает великий комбинатор Остап, выучивший все возможные лозунги и прочие полезные для одурачивания «фигуры речи».

В Германии выходит на экраны чудовищная, но невероятно талантливая антиутопия Фрица Ланга «Метрополис». В фильме явлен двухъярусный город-монстр: в верхнем мире развлекаются и жируют господа, в нижнем мире идёт круглосуточная, изнурительная работа. Метрополис – это символ современного города. В СССР создаются свои утопии, правда, не в кино, а на бумаге – Георгий Крутиков представляет проект «летающих городов», а Виктор Калмыков отвечает ему своим «Сатурнием» – мегаполисом, заключённым кольцо, опоясывающее Землю.

Что характерно, все эти фантазии были перечёркнуты уже в начале 1930-х. Сталинская эстетика явила миру союз Рабочего и Колхозницы, а дома культуры и клубы, перестав быть «машинами для отдыха», сделались похожи на барские усадьбы николаевской эпохи… В кино возникли мощные образы пахарей и крестьянок, а битва за урожай стала изображаться либо как подвиг в античной драме, либо как идиллическая история на фоне эталонных стогов и скирд. «Трактористы», «Богатая невеста», «Кубанские казаки», и, наконец, «Свинарка и пастух» – настоящая идиллическая пастораль, построенная по всем канонам этого «галантного жанра».

Большой Стиль требовал особого подхода, а жёсткий урбанизм предыдущего десятилетия был признан «буржуазным формализмом» и вредительством. Россия-имперская была невозможна без России-крестьянской, а Советский Союз эпохи товарища Сталина желал брать у прошлого всё самое ценное, в том числе и образы крестьян-созидателей. Разумеется, всё это не отменяло стахановскую индустриализацию и темпы роста фабричного производства.

Просто деревню, как источник жизни, было решено оставить именно деревней, а не превращать её в асфальтовый Эдем с искусственными коровами и летающим клубом.

…В эпоху хрущёвской Оттепели, а особенно в 1960-х годах, возникла новая проблема – массовый отток молодёжи из деревень. Это было вызвано очередным витком урбанистической идеи. Сама этика и эстетика 1960-х зиждилась на идее города. В городах было всё самое интересное – модные технические ВУЗы, разговоры о космосе и кибернетике, молодёжные кафе с неоновыми огнями, причёски-«бабетты», туфли-шпильки, мини-юбки и КВН-ы. Ситуация не изменилась и в 1970-х годах, несмотря на перемены – в моду вошли «поиски исторических корней», этнический стиль юбок и пальто, Павлово-Посадские платки и даже иконы, которые стало принято скупать, как ценный антиквариат.

Деревенский мир сделался актуальной темой, произведения Василия Макаровича Шукшина растаскивались на цитаты, но при этом молодые люди всё так же активно покидали свои Степановки и Матвеевки в поисках свежих ощущений.

Писатели – «деревенщики» часто противопоставляли город – шумный и лишённый индивидуальности – осмысленной и размеренной сельской жизни. Для них такое социальное явление, как «городская жизнь» было сложным. Оно могло быть пугающим, манящим, иной раз заманивающим, но почти всегда – чужим. В кинематографе стали возникать яркие образы людей, покидающих деревню в расчёте на «цивилизованное» житьё.

В культовой советской кинокомедии 1970-х – «Афоня» показан относительно молодой человек, давно порвавший с деревенским укладом, но так и не вписавшийся в новую жизнь. Ему который год снится сельская идиллия в розовой дымке, но он туда не торопится, предпочитая оставаться «стильным» городским обывателем. При этом Афоня пьёт, дебоширит, ведёт аморальный и антиобщественный образ жизни и понятия не имеет о культурных запросах настоящего горожанина. Танцы и женщин в мини-юбках он усвоил, а музеи и концертные залы – нет. К той же категории принадлежит и персонаж Михаила Кононова из фильма «Здравствуй и прощай!». Та же наносная заносчивость «городского» парня, плавно переходящая в пьяную агрессию.

Даже в искромётной комедии «Шла собака по роялю» показана деревенская девчонка, без памяти влюблённая в интеллигентного лётчика-трубача и пытающаяся в своих Верхних Ямках соответствовать критериям «высокой парижской моды», – на свой лад, разумеется. А ещё в кадре возникает древняя бабулька, которая поёт песни Высоцкого и арии из популярных опер на манер частушек или протяжных «страданий». Нам показывают, что городская культура в искажённом виде проникла даже сюда. Даже к таким бабулькам.

Последним фильмом из этой серии были, по сути, «Любовь и голуби», где природный деревенский мужик Вася Кузякин закрутил роман с городской красавицей неюных лет. Ироничное сопоставление простой, но мудрой Надюхи и выспренней, но пустой Раисы Захаровны решается, явно, не в пользу последней.

После 1991 года деревни стали пустеть ещё более стремительно, чем в предыдущие два десятилетия, с другой стороны – на село потянулись «новые русские фермеры», решившие завалить свободную от предрассудков Россию не только отборной картошкой, но и ананасами в шампанском. Искусство ответило рядом несмешных кинокомедий на данную тематику. Потом сделалось модно уходить от цивилизации – покупать дом в полузаброшенной деревеньке и создавать там некое подобие «дворянского гнезда», но с джипом, Wi-Fi –ем и прочими, как теперь выражаются, «ништяками» и «примочками». Современная нам цивилизация – это информационное общество, в котором виртуальность становится для большинства гораздо интереснее реальности.

Вместе с тем, мы снова видим привычную антитезу: мегаполис с офисными сотами противопоставляется нетронутой природе. Люди всё больше ценят естественный, выращенный своими руками продукт, а от стрессов, порождаемых ритмом городской жизни, всё чаще сбегают куда-нибудь на Гоа. Лезут в горы, в пещеры и с переменным успехом занимаются дайвингом в местах максимально отдалённых от обжитых, многажды истоптанных «очагов цивилизации». От чрезмерного урбанизма – к его противоположности, то есть к нетронутости, к девственно-пасторальной природе.

Что будет дальше? Сказать очень сложно, а футурологи любят красивые слова и шикарные жесты, рассчитанные на сенсацию. Очень может быть, что наша цивилизация, устав от чипов, гаджетов и картинок в формате 5D, повернётся лицом к природе, к деревне, к привычке… Во всяком случае, Сергей Соловьёв в своей неоднозначной «Анне Карениной» нам напомнил о Левине, который это сделал и, в отличие от других, не ошибся с выбором.

Добавить комментарий