Ишвара йога — самый безопасный подход к практике асан — Йога с Аллой Воронковой

Описание и принципы практики ишвара-йоги

Ишвара-йога (пер. санскр. – внутренний учитель) – одно из направлений хатха-йоги. В многогранном учении все внимание сконцентрировано на внутреннем ощущении человека: практика помогает обрести состояние, в котором человек максимально соединен со своим духовным началом. Ишвара-йога не имеет выраженной лечебной направленности, а гибкое и здоровое тело – солидный бонус занятий.

Как появилась и что это такое?

Грамотный и наиболее безопасный подход к практике асан хатха-йоги разработал Анатолий Зенченко. Автор метода уверяет, что каждый человек может выполнить любую асану. Для этого не нужно тянуть мышцы и раскрывать суставы, а достаточно научиться ощущать связь корпуса с нижней частью тела, учитывая особенности своего организма и состояние здоровья. Главное правило выполнения асан – отсутствие дискомфорта и боли.

Основатель свежего веяния Анатолий Зенченко также является одним из самых выдающихся инструкторов и официальным представителем Международной федерации йоги. Увлекаться йогой мастер начал в молодости, когда восточные практики находились под строжайшим запретом. Анатолий по крупицам собирал знания, и только после распада Советского Союза начал передавать накопленный опыт.

Преимущества и польза ишвара-йоги

Основная идея ишвара-йоги заключается в достижении целостности внутреннего пространства. Для этого нервная система должна научиться правильно обращаться с инструментом под названием тело. Чтобы понять себя в общении со своим телом, необходимо найти такой способ выполнения асан, который не будет вызывать дискомфорта. Зависит комфорт не от состояния мышц, связок, костей и сухожилий, а от «диспетчера», который находится внутри мозга и всем управляет.

В отличие от прочих стилей, здесь нет строго заданного порядка выполнения асан. Программа составляется индивидуально с учетом всех особенностей (заболеваний, травм) человека. Автор методики отмечает, что полезные для одного человека асны могут не нести пользы другому и навредить третьему.

Первостепенные элементы занятия:

  • активация чакр стоп;
  • работа над равновесием и симметрией;
  • использование энергетических замков (бандх);
  • развитие глубинного стабильного спокойствия.

Асаны постепенно усложняются в процессе обучения. Много внимания уделяется поддержанию расслабленного состояния в любых позах.

Основные принципы ишвара-йоги

  1. Особенности работы с телом. Десять универсальных принципов объясняют, почему не получается асана, как исправить дефекты, сделать тело единым целым, достигнуть плавной и согласованной работы мышц:
    • восприятие тела как единого целого, а не отдельно взятых частей;
    • правильная работа с весом тела, формирование ощущения центра тела;
    • работа с позвоночником;
    • контроль с помощью бандхи;
    • восстановление функциональности суставов;
    • изучение техники выполнения асан;
    • равномерная работа всех мышц в асанах;
    • расслабление спазмированных мышц и придание тонуса слабым мышцам;
    • связь с точкой опоры;
    • равновесие, баланс, симметрия.
  2. Методология. Обучение строится по принципу «от простого к сложному». Движение от легких элементов к замысловатым происходит по мере гармоничного развития тела с учетом возможностей организма.

Правильность выполнения асан оценивается по двум критериям: внешнему и внутреннему. То есть человек не только должен правильно выполнять асану, но и хорошо себя в ней чувствовать – получать удовольствие.

Как начать заниматься ишвара-йогой?

Новички редко признают, что в начале занятий йогой далеки от идеала, поэтому предъявляют завышенные требования к своему телу. Результат – разочарование и травмы. Двигаться из начальной точки можно только спокойно принимая свое неумение владеть телом. И только тогда постепенно, терпеливо и с уважением к самому себе стоит начинать выполнять асаны.

Но цель стиля – не работа с телом. Практика меняет сознание, помогает обрести состояние внутренней гармонии и целостности. Человек должен быть морально готов к таким переменам!

Подходит ишвара-йога всем, независимо от возраста и способностей. Практику начинают с изменения своего отношения к телу. Мешает в начале разобщенность частей организма: когда тело воспринимается человеком как комплект отдельно взятых частей, то во время асан тело боится, что его сломают. В ответ включается защитный механизм – напряженность. За это тело «наказывают» – растягивают. Но кто бы ни стремился выиграть, победителя в этой битве не будет.

Осваивать асаны начинают в положении стоя, так как у новичков без физической подготовки закрепощен поясничный отдел позвоночника. Программа меняется в зависимости от состояния ученика и его потребностей. Первые простые позы расслабляют корпус, возвращают естественную подвижность позвоночнику. Шаг за шагом происходит подъем на новый спортивный и энергетический уровень.

Адепты данной методики отмечают, что во время занятий формируется состояние осознанности, сохраняемое в повседневной жизни: повышается внимательность, улучшаются отношения с окружающими, восстанавливается связь с миром. Положительно ишвара-йога сказывается и на здоровье: улучшает настроение и сон, приносит уверенность и спокойствие. Практикующий постепенно учится координировать тело, управлять чувствами и эмоциями. Так обретается внутренняя гармония и происходит единение со своим духовным началом.

10 шагов навстречу йоге

Эту статью посвящаю тем, кто только начинает интересоваться йогой и еще не решил окончательно связать свою жизнь с ней. Здесь вы найдете несколько полезных советов, которые развеют самые распространенные мифы о йоге. 10 шагов навстречу йоге помогут вам принять верное решение, во всяком случае, я на это надеюсь)

В последние годы только слепой мог не заметить активный рост популярности йоги, как во всем мире, так и в нашей стране в том числе. Все чаще и чаще можно наблюдать появление йоги в разных сферах жизни и ячейках общества — йога, как релакс и перезагрузка в офисах, йога, как искусство на всевозможных фестивалях, йога, как терапия в здравоохранении, йога на отдыхе, как способ совместить приятное с полезным, йога на крыше, на горе, на пляже, ну в общем, йога везде!

И нет ничего удивительного в том, что йога сейчас вызывает такой бурный интерес. Давайте попробуем развеять некоторые мифы вокруг йоги.

10 шагов навстречу йоге

1. Чтобы начать занятия йогой не нужно быть гибким.

Процитирую один популярный тезис из мира йоги : «Быть недостаточно гибким для йоги, это как быть слишком грязным, чтобы помыться». Люди, которые приходят в йогу без особой физической подготовки, получают нужный эффект намного раньше, чем практикующие из гимнастики, балета и других видов спорта, так как все ментальные трансформации происходят через работу с телом. Если эта работа прошла в других практиках, главной целью которых не является духовный рост, то достичь нужных перемен в йоге может быть сложнее.

2. Попробуйте разных преподавателей и разные стили йоги.

В мире очень много форм и разновидностей йоги (динамичная, статичная, активная, мягкая и так далее). Существует даже мнение, что видов йоги столько, сколько учителей, так как даже в один и тот же стиль йоги каждый преподаватель вносит что-то свое. Если вы из тех, кто считает, что «йога — это не мое», возможно дело в том, что вы просто еще не смогли найти «своего» учителя и подходящий вам стиль практики.

3. Практикуйте ради самой практики.

Не идите на йогу из-за того, что так модно или ради растяжки, красивых стоек и классных фоток в инстаграме. Наслаждайтесь самим процессом практики и будьте полностью в настоящем моменте, осознавая каждый вдох, выдох, движение, любые новые ощущения в теле.

4. Исповедуйте один из основополагающих принципов йоги «ахимса» — ненасилие.

Не доводите практику до болевых ощущений. Найдите такое положение тела, в котором нет боли с которой вы не можете справиться с помощью дыхания, но в то же время, вы должны чувствовать, что работа в теле происходит.

5. Практикуйте регулярно.

Новый вид физической активности — это стресс для нашего организма, поэтому если вы будете практиковать раз в неделю, то после каждого длительного перерыва ваш организм будет входить в состояние стресса снова и снова. На начальном уровне знакомства с йогой, старайтесь практиковать не меньше 2-3 раз в неделю.

6. Практикуйте самостоятельно!

Одна из главных прелестей йоги в том, что ее можно практиковать всегда и везде. Если вы из тех людей, которые не могут заниматься самостоятельно, без наставлений учителя, кнута и пряника — попробуйте составить свой комплекс упражнений, который вам по-настоящему будет нравиться и ради которого вы будете хотеть вернуться на йогамат каждый день. В этом вам помогут мои видеоуроки.

7. Не ожидайте быстрых результатов и не зацикливайтесь на внешней форме.

Йога — это не просто гимнастика, это в первую очередь, работа над собой, над своими внутренними, позитивными трансформациями. Внешние изменения — это позитивный побочный эффект от практики. Если ставить внешнюю форму и физические изменения на первое место, делать это самоцелью, то неизбежно будут травмы, откаты назад в практике и раздутое эго.

8. Йогой заниматься никогда не поздно и никому не рано.

Йога доступна для всех возрастов и в любом состоянии здоровья можно ей заниматься. Здесь как никогда верен принцип — «Лучше поздно, чем никогда!» Йога — это духовная практика, одним из побочных эффектов которой является восстановление организма на всех уровнях. И сколько бы вам ни было лет, начав заниматься йогой, вы будете чувствовать себя значительно лучше.

9. Йога — это не религиозная практика.

Существует заблуждение, что йога — это атрибут одной из религий. На самом деле, это не так. Йога не относится к религии, она самодостаточная духовная практика, которая помогает человеку «вернуться к себе». Помогает лучше понимать себя и окружающий мир, находиться в гармонии с собой и миром, чувствовать полноту и радость жизни.

10. И еще раз про ахимсу!

Если йога никак не хочет зайти в вашу жизнь на регулярной основе — не насилуйте себя! Даже если все друзья вокруг подсели на йогу, даже, если ваша мама цитирует «Бхагавадгиту» и смотрит сериалы в позе лотоса, даже если ваша девушка всячески пытается затащить вас на занятие, забрасывает вас статьями о пользе йоги и встречает вас дома в позе «собака мордой вниз» — не насилуйте себя! Возможно ваше время еще не пришло, либо йога — это вообще не ваша практика. Просто слушайте свою интуицию, не загоняйте себя в рамки, не навешивайте ярлыков, наблюдайте за своими эмоциями и реакциями. И если йога — это действительно ваш путь, то она обязательно настигнет вас в самой неожиданной форме и уже больше никогда не отпустит со своего коврика.

Читайте также:  Бангшил, кто пробовал, для страдающих циститом

Всем новичкам рекомендую начинать с порядковых видео-уроков. А также, посмотреть видео «План занятий для начинающих». И только после этого приступать к отдельным асанам йоги. Добавила новый раздел на сайте —Индивидуальные консультации. Будет полезным для тех, у кого есть проблемы со здоровьем и кому нужно подобрать индивидуальный план занятий. Заходите, пишите свои вопросы в комментариях.

Подпишитесь на мой канал на YouTube, чтобы не пропустить новые видео! Теперь вы можете скачать мои видео-уроки. Отзывы, предложения и пожелания оставляйте в комментариях здесь. Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте, чтобы быть в курсе новостей, читать полезные рецепты и слушать музыку!

Ишвара-йога

Правильное и безопасное выполнение такой духовной практики как ишвара-йога подарил миру Зенченко Анатолий. Этот человек является официальным представителем Международной федерации йоги в мире и плюс ко всему самым выдающимся практикующим инструктором. Новатор данного подхода убежден, что каждый желающий может приступить к выполнению асан.

Содержание

Все что для этого необходимо — это ежедневные гимнастические упражнения, т.е растягивать мышцы и по возможности максимально раскрывать суставы. Далее без труда можно научиться ощущать некую тесную связь между свои сообщенным корпусом и нижней частью тела. Анатолий Зенченко так же предупреждает, что прежде чем начать практиковать его подход, лучше всего заранее учесть индивидуальные особенности своего организма и общее состояние здоровья.

Главное помнить: Асан – ни в коем случае не должна приносить человеку чувство дискомфорта и болезненные ощущения.

Преимущества и польза ишвара-йоги

Главная задача ишвара-йоги — это достижение внутреннего единства и реального пространства. Поэтому, нервная система любого человека должна приспособится грамотно управлять всеми частями своего тела. Для того чтобы полноценно прочувствовать себя и свое тело как неделимое целое, рекомендуется найти свой собственный индивидуальный метод выполнения асан, который не причини телу дискомфорта и боли.

Стоит так же понимать, что комфортное состояние зависит не только от хорошего состояния мышечной, костной или нервной системы, но и от «управляющего», находящегося внутри мозга и руководящего всем организмом.

Примечательно, но в отличие от огромного разнообразия методов, порядка выполнения асан для всех людей не существует. Асам должна выполняться только на основании заранее учтенных личных отличительных черт личности (т.е болезней, травм и т.д). Зенченко Анатолька замечает, что положительные для одного человека асны могут стать совершенно бесполезными для другого.

Первое, что практикует асн, это:

  • раскрытие и правильно функционирование стопных чакры;
  • проработка над чувством равновесия и симметрии;
  • научиться грамотно использовать энергетические блоки (бандхы);
  • развитие внутреннего глубинного расслабления.

Далее, асаны обязательно должен усложняются при ее регулярной практики. Именно поэтому асаны так много времени уделяет поддержанию спокойствия в различных позах.

Принципы ишвара-йоги

Специфика работы с телом. Десять уникальных ишвара йога практикуют, по какой причине не удается асана, как устранить ошибки, подкорректировать неправильное техническое выполнение, сделать организм целостным, достичь природного естества и пластичности:

  • понимание своего туловища как целостного единства, а никак его отдельные части;
  • грамотная проработка с весом тела, развитие чувства координации и четкого фокуса;
  • обновление работоспособности суставов;
  • анализ и познание техническую сторону выполнения асан;
  • размеренная работа всей без исключения мышечной системы в асанах;
  • релаксация спазмированных мускул и обретение тонуса некрепким мускулам;
  • взаимосвязь с местом опоры;
  • внутренняя гармония и физический баланс.

Методика

Обучение основывается согласно методу «от обычного к трудному». Продвижение от простых элементов к сложным совершаются согласно границе гармонического формирования тела с учетом потенциалов организма.

На статью: Безошибочность выполнения асан оценивается профессионалами согласно двум критериям:

В этом случае если человек не только не обязан безупречно осуществлять асану, но и при этом отлично себя ощущать – получать блаженство.

Как начать практиковать ишвара-йогу

Задача стиля асан – это не работа с туловищем. Практическая деятельность модифицирует сознание, помогает приобрести внутреннюю гармонию и единство. Индивид обязан быть морально готов к новым для него изменениям!

Подходит ишвара-хатха-йога абсолютно всем, вне зависимости от возрастного ценза и возможностей.

К практике приступают с изменения личной (индивидуальной) связи со своим телом. Причиняет неудобства в начале разделенности частей организма: если организм принимает человеком как комплекс самостоятельно приобретенных составляющих, то при применении асан организм пугается, что его испортятся, сломаю, повредят. В ответ подсоединяется ограждающий механизм – напряжение. Из-за чего организм «наказывают» – растягивают.

Как бы там ни было изучение асаны начинают в положении на ногах(т.е стоя), таким образом, как у новеньких в отсутствии физиологической подготовки закрепощен поясничный отдел позвоночника. Поэтому, первоначальные несложные позы расслабляют блок корпус и возвращают природную маневренность позвоночнику.

Этап за этапом происходит подъем на новейший физкультурный и энергетический уровень.

Благоприятно ишвара-хатха-йога влияет и на состояние здоровья: доводит до совершенства душевное состояние и сновидение, придает решительности и дарит чувство покоя.

Уверенность, стрессоустойчивость и крепкое здоровье: Ишвара-йога меняет жизнь к лучшему

Ишвара-йога, называемая ещё «йогой внутренней целостности», является методикой обучения Анатолия Зенченко, который дважды становился Чемпионом мира по Артистик-йоге. На санскрите это название переводится как «Внутренний Учитель», «Дух». Оно соответствует истории возникновения Ишвара-йоги. Анатолий утверждает, что у него никогда не было и нет наставника в Хатха-йоге. Встречались люди, которые подавали ему пример, но истинный учитель был в нем самом.

Особенности

Авторская методика Анатолия Зенченко основана на переходе от легких элементов к трудным. Продвижение происходит согласно уровню формирования гармонии тела в соответствии с возможностями организма.

  • установление гармонии и целостности, внутренней периферии и взаимодействия, приобретение способности работать с центром и из него;
  • выполнять упражнения на позвоночник нужно грамотно, это является основой достижения гармонии. Иначе есть вероятность повредить его. Ишвара-йога обучает управлению позвоночником, его оздоровлению, выполнению упражнений без мышечного напряжения. Ноги являются опорой, и содействуют обретению легкости и равновесия. Поддержку в этом оказывают тазобедренные суставы;
  • при правильном выполнении бандхи помогают поддерживать позвоночник путем закрытия энергии внутри тела;
  • положение суставов во время выполнения упражнений должно быть максимально эффективным. Навык правильной группировки, притягивания, когда в этом есть необходимость;
  • умение выполнять асаны от точки опоры, перенося вес тела в нужном направлении по отношению к плоскости. Нахождение в расслабленном состоянии является главным условием правильности выполнения;
  • для поддержания баланса нужно расслаблять зажатые мышцы и напрягать слабые;
  • выполнение асан, за счет которых работают все группы мышц. Упор делается на ноги, а корпус расслаблен;
  • принцип числа 8. Нужно представить тело в виде пружины, когда одна часть дает импульс, а другая сопротивление. Этот принцип характерен для поз, в которых происходят активные телодвижения, за счет которых группируются мышцы;
  • принцип симметрии. Перемещение акцента в часть корпуса, которой тяжелее.

Польза

Занятия оказывают хорошее влияние на организм в целом, на мышление и на качество жизни:

  • увеличивается выносливость, чувствуется прилив энергии, растет потенциал;
  • вероятность появления хронической усталости снижается;
  • происходит правильная циркуляция крови в организме;
  • увеличивается объем легких;
  • укрепляются мышцы спины, позвоночник становится более гибким;
  • укрепляется иммунная система;
  • улучшается работа всех органов и систем организма;
  • приходит в норму метаболизм;
  • вес тела находится под контролем;
  • восстановление после травм и болезней по рекомендации врача.

Воздействие на психоэмоциональное состояние:

Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

  • снимается напряжение;
  • проходит эмоциональное истощение;
  • растет уверенность и стрессоустойчивость;
  • улучшается настроение;
  • повышается тонус.

Видео для начинающих

Посмотрите это видео с комплексом асан для начинающих заниматься Ишвара-йогой:

Основной миссией Ишвара-йоги является достижение гармонии и внутреннего единства. Каждый человек должен научиться правильно управлять своим телом при помощи нервной системы. Чтобы научиться чувствовать себя и свое тело как одно целое, нужно выбрать индивидуальный подход выполнения асан, который не будет причинять дискомфорта и болевых ощущений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

15 самых важных асан йоги

Если у вас не получаются эти позы, то нужно их подтянуть – потому что они самые важные!

Традиционно, йога — это способность медитировать. Патанджали определил йогу как «прекращение колебаний ума». В таком — классическом, традиционном — ключе — важнее всего сидячие, медитативные позы. Сегодня это, конечно, не ядро практик, но своего рода текст, проверка на достижения в йоге в целом. Если эти позы вообще не получаются, их надо подтянуть:

1. Падмасана — «Поза лотоса». Очень устойчивая медитативная поза, которая оптимально работает с энергетикой человека (препятствует оттоку энергии). Если эта поза получается, и комфортна — можно считать, что полпути к хорошей медитации пройдено, да и пранаямы будут выходить лучше.

2. Сиддхасана — «Совершенная поза». Еще одна оптимальная поза; перенаправляет энергию из сексуальных центров в верхние. Тоже удобна для медитации и пранаямы.

3. Свастикасана — своего рода компромиссная поза: гораздо легче, чем Падмасана, но тоже довольно устойчива. Хороша для пранаямы и медитации, если не получается Лотос.

4. Сукхасана — «Удобная» или «Легкая» поза. Хороша именно тем, что ее легко принять. Но для долгого сидения (если не использовать доп. пропсы), совершенно не подходит.

5. Ширшасана. Считается самой важной позой йоги, т.к. активизирует Сахасрара-чакру — «коронную чакру», которая дает духовные переживания. На практике, эта поза мало у кого получается,и еще меньше кто может делать ее безопасно для шеи. Важно учесть, что при неправильном выполнении, незаметно для практикующего, травмируются шейные позвонки! Эту позу важно освоить под руководством специалиста, в личной работе.

Читайте также:  Удаление бородавок чистотелом: лечебные рецепты в домашних условиях

6. Сарвангасана и Випарита Карани асана. Облегченная замена Ширшасане — тоже перевернутое положение тела, но без (травмоопасной!) жесткой опоры на макушку. Существуют и еще более безопасные, облегченные вариации этих двух поз, когда используются пропсы (пледы, кирпичи, даже стулья). Бывают и, наоборот, более спортивные и рискованные вариации позы.

Центральную часть современной практики йоги составляют такие позы, как:

7. Пашчимоттанасана — «Поза вытяжения спины». Довольно расслабленная поза, которая помогает успокоить ум. В методе Виктора Бойко с этой позы всегда начинается занятие, что помогает достичь медитативного состояния сразу же, уже в первые минуты урока. Считается, что эта поза пробуждает энергию Кундалини.

8. Бхуджангасана. Если выполняется правильно — полезна для поясницы (иначе — вредна). Снимает напряжение с нижней части таза, что характерно для большинства современных людей. Чистит и включает Свадхистана-чакру.

9. Сету Бандха Сарвангасана — «Полумостик» («Стойка с опорой на плечи») — тоже поза для релаксации нижней части туловища. Может выполняться предельно долго, «через немогу» (по В. Райху), оздоравливая сексуальную сферу. Активизирует Манипура-чакру.

10. Дханурасана — «Поза лука». Полезна для спину, активизирует симпатичекую систему, бодрит. Имеет общеукрепляющий характер. Улучшает пищеварение. Активно «включает» Манипуру (и в плюс — Анахату).

11. Шалабхасана — «Поза саранчи». Еще одна ценная поза для спины. Прорабатывает в основном ее нижнюю часть, поясницу. Силовая, активная и бодрящая поза.

12. Ардха Матсиендрасана I. Одна из самых фотогеничных, «фирменных» поз хатха-йоги. Освобождает от напряжения плечи, поясницу, живот. Создает легкое скручивание корпуса. Воздействует на Манипура-чакру. Важно делать эту позу статично, и расслаленно, иначе «полетит» поясница.

13. Шашанкасана — в Сатьянанда-йоге одна из важнейших, так как способствует полному расслаблению, по эффеку похожа на Шавасану, ее можн делать в качестве релаксации. Существует силовой вариант этой позы, который заметно укрепляет спину. Упокаивает ум. Еще одна хорошая поза с таким эффектом — «Сайтхали-асана» («Поза отдыхающего животного»), тоже специфическая для Сатьянанда-йоги.

14. Матсиасана — «Поза рыбы» — интересна не только раскрытие плечевого корпуса, и расслаблением поясницы, но и воздействим на эндокринную — гормональную — систему. Одна из ключевых поз, которые воздействуют на человека «изнутри», пробуждая истинный потенциал йога-асан.

Надо не забыть и про (15) Шавасану — ведь занятие всегда надо завершать расслаблением! Эту можно делать и саму по себе — для расслабления, «от нервов», и для настройки на медитативный лад перед практикой.

Осваивать эти и другие позы йогу лучше всего под наблюдение преподавателя. Впоследствии вы освоите базовые навыки йоги и приемы техники безопасности и сможете заниматься самостоятельно.

Йогические упражнения не рассчитаны на лечение каких-либо заболеваний. При наличии ограничений к занятиям физкультурой (а значит, и йогой!) надо консультироваться с врачом.

Алексей Соколовский – преподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.

Восемь ступеней классической йоги

Йога представляет собой целостную систему философии и практики для совершенствования характера, личности, тела и духа. Привязанность к догматам и негибкий ум побуждают некоторых людей воспринимать практику йоги и др. восточных учений как путь не от Бога, т.к. в библии о нем не сказано. Суть большинства духовных учений схожа, и даже постулаты в целом не отличаются. Отличается лишь интерпретация. Для тех, кому практика важней теории – не так уж важно, в какие имена и формы облекается реальность.

Из книги известного мастера йоги Б.К.С. Айенгара «Light on life»:

«У Папы Римского Павла было слабое здоровье, и он пригласил меня навестить его для предоставления ему уроков йоги. Я принял предложение. Но внезапно под давлением кардиналов он поставил условие. Уроки должны были сохраняться в полной тайне, поскольку это могло неправильно интерпретироваться: Католический Римский папа использует практики связанные с индуизмом.
Разумеется, я заверил его, что йога является универсальной и независимой от любой веры, или культа. Я сказал, что не стану распространяться об этих уроках, однако добавил, что на прямой вопрос лгать не стану. Очевидно, моя правдивость была слишком рискованной, и уроки были отменены».

Как видим, сам Папа Римский относился к йоге спокойно.

Восемь ступеней классической йоги (аштанга-йога) это: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи. Ниже приведу описание каждой из них.

Многие люди, практикующие йогу, считают, что эти восемь степеней должны строго осваиваться одна за другой. Однако в реальности дело обстоит так, что эти восемь ступеней представляют собой скорей грани, ветви, и при их одновременном освоении, развитие происходит естественно и гладко. Да и само слово йога переводится с санскрита как единство, а слово аштанга дословно можно перевести как «восемь частей». Ступенями они могут являться лишь в том случае, когда человек испытывает реальные затруднения в практике вышестоящих граней йоги. Но, как правило, освоение, например, первых двух ступеней, включающих в себя определенные правила поведения, приходит в тупик без надлежащих перемен в сознании, вызванных практикой вышестоящих ступеней. Поэтому на первом месте идет медитация, подтягивая за собой другие фазы. Достижение самадхи делает соблюдение всех предыдущих стадий спонтанным и естественным, как следствие соответствующего уровня сознания.

Если же человек, например, ходит в фитнес-центр и делает только физические упражнения (третья ступень йоги) – это не является полноценной практикой, т.к. йога включает в себя восемь ступеней, а классическая цель йоги – самадхи – последняя восьмая ступень, которую одними лишь упражнениями достичь практически невозможно.

Яма (первая ступень йоги) включает в себя пять предписаний к поведению, определенных запретов, среди которых: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), воздержание от воровства (астея), от сексуальных отношений (брахмачарья), и от чрезмерной склонности к накоплениям (апариграха).

Ненасилие (ахимса) включает в себя воздержание от причинения морального и физического вреда всему живому. Однако если речь заходит, например, о воздержании от шлепка комара на вашем теле, здесь стоит помнить, что собственное тело, также, является драгоценным храмом для развития сознания, и правило ненасилия на него также распространяется. Если нет другого выхода, комара можно устранить. Но просто так, ради развлечения рвать цветы, листья на деревьях, топтать насекомых, носить их шкуры просто для красоты – не рекомендуется. Иначе – карма забодает.

Правдивость (сатья) означает как правдивость в речи, так и в собственном уме, причем в уме – важней, т.к. самообман – это фактор, сдерживающий самопознание и проявление истины. Правдивость – это божественное качество, отображение настоящего, истины. Речь йогина не должна вводить в обман, содержать сомнительную и неточную информацию, или быть пустой и бессодержательной. Умалчивание правды, в большинстве случаев, также приравнивается к обману.

Также рекомендуется избавиться от потери времени на праздную болтовню, затрачивающую помимо прочего огромное количество энергии. Речь должна быть благодетельной, а не причиняющей какой-либо вред, вносящий дисгармонию. По возможности в речи должны проявляться светлые качества: ясность, мягкость, терпение и дружелюбие. То есть, когда у вас, например, возникает желание высказать собеседнику правдиво все, что вы о нем думаете, прежде всего стоит еще раз проверить на ложь себя. Не дурачите ли вы себя? Быть может желание высказать то, что вы думаете исходит от импульса причинить боль, удовлетворив эго, а не от искреннего желания помочь? Да и мысли сами по себе, возможно, не являются окончательной истиной о человеке?

Свами Йогананда говорил, что правдивая речь имеет такую силу, что может исцелять. Если человек всегда говорит правду, и сообщает нездоровому человеку, что завтра тот выздоровеет, сила, сплетающая его слова, заставляет их по волшебству проявляться на событийном уровне.

Воздержание от воровства (астея) подразумевает собой также искоренение жадности, как фактора перерождения в грубых мирах голодных духов. Воровство, так же, как и ложь – фактор грубых несбалансированных миров, с нарушенной гармонией. Необходимо воздерживаться от любого рода недозволенного присвоения чужого имущества, иначе никогда не избежать подобного же отношения к себе, и не добиться доверия от людей.

Воздержание от сексуальных отношений (брахмачарья) подразумевает сохранение семени и сексуальной энергии, иначе энергия кундалини, прочищающая тонкие энергетические каналы, и раскрывающая чакры, не поднимется выше муладхары (область копчика). Практикам, живущим в городских условиях, рекомендуется хотя бы частичное воздержание, без злоупотребления сексуальной энергией. Также стоит отказаться от любых мыслей на эту тему, иначе сексуального желания не избежать.

Воздержание от накопления чрезмерного количества материальных благ (апариграха), которые не являются строго необходимыми для выживания, поддержания хорошего здоровья и развития, также является важным фактором на пути йоги. Богатые люди, «миллионеры» зачастую словно стягивают на себя всю энергию, которую, зачастую не способны использовать эффективно, во благо, чем вызывают дисбаланс в функционировании всей социальной системы. Дело в том, что в наше время честному человеку, даже если он – сильная и социально активная личность, прожить бывает непросто. И дисбаланс, внесенный в одну из сфер, вызывает дисфункцию целого ряда отраслей, из-за чего в разной степени страдает каждый. Богатому человеку на пути йоги не следует отказываться от богатства, но следует заниматься благотворительностью, вносить ту часть средств, которая не является для него строго необходимой в развитие созидательной деятельности. Это в свою очередь порождает хорошую карму и возможность благоприятных перерождений в будущем!

Нияма (вторая ступень йоги)
включает в себя пять добродетелей, которые следует пестовать и культивировать в своем сознании и поведении. Среди них: чистота (шауча), удовлетворенность (сантоша), дисциплина (тапас), самообучение (свадхъяя), и самоотдача – посвящение себя и своих поступков Всевышнему (Ишвара-пранидхана).

Чистота (шауча) включает в себя чистое тело, одежду, дом, моральную чистоту (в поведении, компании, разговоре и т.п.). Матерные и грубые слова загрязняют область вишуддха-чакры (горловой центр), вызывают проблемы с горлом и зубами. Ментальная чистота подразумевает собой также устранение агрессии и дурных намерений.

Читайте также:  Тевастор: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги

Удовлетворенность (сантоша) означает, прежде всего, приятие текущего момента, что в свою очередь является одним из лучших методов спонтанной трансформации сознания и преображения. На материальном уровне этот фактор является схожим с апариграхой, устранением стремления к чрезмерным накоплениям, когда довольствуешься только тем, что по-настоящему нужно для поддержания здоровья и развития сознания.

Дисциплина (тапас) – это фактор необходимый в любых начинаниях. Вы можете потратить много времени на обдумывание, но когда, например, решение выполнять физические упражнения каждый день принято, ему необходимо следовать, проявляя терпение. Если вас в это время зовут, например, прогуляться, стоит отложить прогулку на время свободное от практики. В идеале дисциплина – это не насилие над собой, а ясное понимание собственных глубинных потребностей.

Самообучение (свадхъяя) подразумевает изучение текстов, чтение литературы способствующей росту сознания. И конечно, самое главное – регулярную духовную практику.

Самоотдача и посвящение своей деятельности Всевышнему (Ишвара пранидхана) как в йоге, так и в других учениях постепенно переносит внимания с деятельности ума, полной сомнений и ошибок – на спонтанное, интуитивное сознание, пронизанное блаженством и ощущением чуда происходящей реальности.

Асана – третья ступень йоги. В классическом тексте йога-сутр Махариши Патанджали сказано о том, что асана является устойчивым, неподвижным и удобным положением тела.

Эта ступень йоги подразумевает регулярное выполнение упражнений для поддержания здоровья. И тело, и ум в ходе практики должны быть обучены сохранять состояние устойчивости и неподвижности. Это – условие необходимое для достижения последующих ступеней йоги – медитации и самадхи.

Тело и ум взаимосвязаны, и если тело имеет дисфункцию, это неизбежно отражается на работе сознания. И наоборот – неправильная работа ума создает напряжение в теле. Асаны в йоге – это одновременно упражнения и для тела, и для сознания. Концентрация и медитативное состояние – необходимые условия для правильного выполнения асан, которые снимают напряжение психическое и физическое, трансформируя его в чистую энергию.

Помимо йогических асан можно использовать любые другие упражнения – подходящие конкретно вам. Среди упражнений, имеющих практически такой же благоприятный эффект, – техники: цигун, ушу, тай-цзы, тибетский тренинг ветра, плавание и др. По этой теме рекомендую книги: Свами Сатьянанды Сарасвати, Б.К.С. Айенгара и Виктора Бойко.

Пранаяма – четвертая ступень йоги.
В йога-сутрах сказано: «совершенное владение асаной прекращает движение вдоха и выдоха». Здесь имеется ввиду полное успокоение тела и ума вплоть до переживания самадхи, когда дыхание замедляется настолько, что практически не ощущается. Это происходит спонтанно, и в этом нет какой-либо опасности – считается, что в глубокой медитации тело само впитывает всю необходимую энергию для обеспечения жизнедеятельности, а внутренние метаболические процессы вырабатывают колоссальное количество праны, достаточное и для поддержания тела, и для его прочищения. Однако и намеренное успокоение дыхания способствует успокоению ума и созерцательности.

Пранаяма подразумевает выполнение различных очистительных дыхательных упражнений и практику задержки дыхания (кумбхаку). Есть мнение, что вмешательство в процесс дыхания – небезопасно и может нарушить естественный ход физиологических процессов. В серьезной практике это опасение – небезосновательно и пранаяму рекомендуется осваивать под присмотром компетентного инструктора. Здесь же вкратце опишу ключевые моменты правильного дыхания.

Воздух должен поступать через нос, дыхание производится животом, а не грудью. Такой тип дыхания называют диафрагмально-релаксационным, когда легкие полностью раскрываются, и в мозг поступает больше кислорода. Спокойное, поверхностное дыхание животом благотворно влияет на деятельность сознания, успокаивает и вводит в ясное, медитативное состояние. Напротив быстрое, сбитое и глубокое дыхание вводит в беспокойное состояние. Во время медитации дыхание успокаивается спонтанно. Эти процессы взаимосвязаны, и успокоение дыхания можно использовать для входа в медитацию, т.к. оно содействует сбалансированному, уравновешенному протеканию праны (энергии) в теле.

Как безопасную практику пранаямы, можно использовать неполное дыхание, когда вы дышите спокойней обычного, так чтобы слегка не хватало воздуха. Это способствует прочищению поверхностных энергетических каналов и входу в медитацию. Йог с чистыми каналами производит 2-6 вдохов в минуту, а дыхание может удерживать на время от двух минут и более.

Можно пробовать освоение кумбхаки (задержки дыхания). При задержке дыхания на 3-5 минут сознание автоматически погружается в медитацию и самадхи. Некоторые практики утверждают, что десятиминутная задержка может привести к наивысшему нирвикальпа-самадхи. Однако первое время для большинства людей даже полторы минуты даются нелегко. Когда не хватает воздуха можно немного потерпеть, и тело автоматически совершит удияна-бандху (один из трех замков в практике йоге), «подкачав» немного энергии. При этом ощущается облегчение, и тогда задержка дыхания продолжается легко еще в течение некоторого времени. В дальнейшем, когда Вы прочувствуете этот процесс, удияна-бандху можно делать намеренно, еще до того, как наступает болезненная нехватка воздуха.

Пратьяхара – пятая ступень йоги.
Представляет собой способность сознания полностью абстрагироваться, отвлекаться от объектов, а также импульсов и сигналов, исходящих от тела. Овладение пратьяхарой подчиняет чувства и дает некоторого рода освобождение от привычного мира. Овладение этой ступенью дает возможность практиковать осознанные сновидения в любое время, облегчает вход в медитацию и самадхи. Однако в данном случае, хоть по важности освоения пратьяхара и стоит лишь на пятой ступени, все же ее освоение полностью происходит, как правило, лишь после того, как практик достигает заметных успехов в концентрации и медитации – на следующих ступенях.

Значительную помощь при освоении пратьяхары может сыграть практика йога-нидры, т.к. по сути йога-нидра представляет собой тот же процесс расслабления и отвлечения индрий восприятия от телесных сигналов.

Дхарана – шестая ступень йоги. Дхарана – это концентрация, намеренная фиксация внимания на объекте. В определенной степени вы практикуете дхарану во время чтения, но т.к. внимание скачет с мысли на мысль, концентрация неглубокая. Глубокая концентрация дает успех в пратьяхаре и перерастает в медитацию. Для развития концентрации подходят такие популярные объекты как пламя свечи, точка, кончик носа, межбровье и др.

Чтобы добиться успеха в каком-либо деле необходима концентрация усилий и энергии, а иначе при разрозненном внимании человек схватывает лишь поверхность, не доходя до усвоения сути процесса. Это справедливо не только в йоге, но и для любого начинания, будь то мирская профессия, спорт, игра, изучение языка, науки и др. То же самое касается и внимания. Когда все внимание сфокусировано в одной точке, вы прозреваете в самую суть наблюдаемого объекта, вы ощущаете то, о чем даже не подозревали, глубину, недоступную поверхностному взгляду.

Самое сложное – это отвлечь внимание от мыслей. И в самом начале практику не следует гоняться за мистическими переживаниями, а довольствоваться небольшими успехами в том, насколько ему сегодня удалось прорваться сквозь завесу мыслей. Подавить интеллект невозможно, он всегда движется, можно лишь расслабиться и попытаться именно отвлечься от этого процесса как от постороннего. Тогда мысли будут ощущаться как инородный шум, словно радио.

Дхъяна – седьмая ступень йоги.
Дхъяна – это спонтанное созерцание, медитация, которая становится доступной, когда психика очищена концентрацией – больше нет грубых беспокойств, тревог и практик способен полностью довериться процессу восприятия как такового, отпустив привычные ментальные процессы.

Дхъяна сопровождается пратьяхарой – отсутствием телесных ощущений, однонаправленностью и блаженством, ускоряет движение энергии, устраняет засоры в тонких каналах, очищает тело, поднимает силу кундалини, раскрывает чакры, приносит необыкновенные переживания, трансформирует и преображает сознание. Осознанности и медитации на progressman.ru посвящен отдельный раздел.

Самадхи – восьмая и последняя ступень йоги. Самадхи проявляет свою природу как ясное, безусильное сознание за пределами мысли и всякой двойственности. Переживается, когда в уме остается лишь один объект – объект медитации без какой-либо ментальной окраски. Помимо прочего, это – состояние за пределами индивидуальности, чувства «я», однако сознание остается, а бодрствование и ясность достигают предельной степени. Переживается озаряющая мудрость, величие, абсолютный свет и подлинная суть реальности. Таким образом, это состояние прямо противоположно сну и трансу, в которых сознание, погруженное в забытье, не осознает само себя.

Самадхи в йоге подразделяется на четыре ступени.
1.Савикальпа самадхи. Соответствует уровню дхъяны, полному погружению в объект.
2.Нирвикальпа самадхи. Соответствуют уровню реальности чистого бесконечного сознания за пределами мира форм и объектов.
3.Сахаджа самадхи. Это – уровень абсолютного просветления, когда чистое недвойственное сознание привносится в повседневную деятельность.
4.Соруба самадхи. Запредельный уровень, который даже среди просветленных реализуют единицы. Считается, что во время этого вида самадхи достигается бессмертное радужное тело, состоящее из тончайших недвойственных энергий.

Существуют и др. словесные обозначения для разновидностей самадхи. В любом случае теоретическая сторона ничего не стоит без надлежащей практики.

Просветленный – это, во-первых, человек, уровень сознания которого соответствует предельному состоянию чистого бытия. Во-вторых – это человек, познавший свое высшее «Я» (пуруша в йоге) и постигший сущность всех явлений. В-третьих – это человек, проявляющий любовь и сострадание ко всему живому. И, наконец, в-четвертых, это человек свободный от любой привязанности, в том числе и привязанности к результату своей деятельности. Такое разделение соответствует четырем путям раджа-йоги, джняна-йоги, бхакти-йоги и карма-йоги, и произошло это разделение вследствие того, что люди стали путать средство и результат. Просветление, дарующее драгоценные свойства сознания, приходит благодаря концентрации, медитации и самадхи. Постижение, знание, любовь и непривязанность – это не средство, а следствие соответствующего уровня сознания.

Другие статьи по этой теме:
Восемь ступеней классической йоги

П.С.
Я не позиционирую себя как йога и пропагандой йоги не занимаюсь. Просто считаю, что картина мира в контексте этого учения – одна из самых адекватных. Лично мне ближе святое христианство и адвайта-веданта.

Добавить комментарий