Федеральный закон (ФЗ) о национальной платежной системе: новости

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ
“О национальной платежной системе”

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 22 октября, 29 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 3 апреля, 1 мая, 18 июля 2017 г., 27 июня, 3 августа, 28 ноября 2018 г., 18 марта, 3 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 14 июня 2011 года

Одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 года

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 39 установлены иные сроки вступления их в силу

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России

Устанавливаются правовые и организационные основы национальной платежной системы.

Закрепляется порядок деятельности ее субъектов, определяются требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в этой сфере.

К субъектам относятся операторы по переводу денег (ЦБР, кредитные организации, Внешэкономбанк). Банковские платежные агенты (субагенты). Организации федеральной почтовой связи. Платежные агенты. Операторы платежных систем. Операционные, платежные клиринговые и расчетные центры.

Регламентированы переводы электронных денег.

Физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Причем установлены следующие условия. Остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб. Общая сумма перевода с использованием 1 такого средства не может быть больше 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.

Для персонифицированных, а также корпоративных электронных средств (т. е. используемых организациями и предпринимателями) остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 100 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Организация может стать оператором платежной системы после того, как получит регистрационное свидетельство. Для этого в ЦБР, который должен вести соответствующий реестр, подаются определенные документы. Оператор обязан устанавливать правила платежной системы и контролировать их соблюдение. Закрепляются требования к их содержанию. Чтобы стать участником платежной системы, организации нужно присоединиться к правилам.

ЦБР вправе признать платежную систему значимой. В подобном случае он может установить определенные требования к ней. Например, срок осуществления расчетов. Необходимость анализировать риски в режиме реального времени и др.

Надзор и наблюдение в национальной платежной системе возлагаются на ЦБР.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Пункты 12-16 статьи 3, статьи 5, 6 и 8 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Статьи 1, 2, пункты 1, 6 – 11, 20 – 25 статьи 3, статьи 15 и 16, части 1-7 статьи 17, статьи 18 – 25, 27 – 37 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Части 2, 4 – 8, 11 – 16 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении 30 месяцев после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 июня 2011 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 27 ст. 3872, в “Парламентской газете” от 1 июля 2011 г. N 32

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 490-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г., с 30 января 2020 г. и с 3 августа 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г., за исключением подпункта “б” пункта 2 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 января 2021 г., и пунктов 5 и 6 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 319-Ф3

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого подпункта “г” пункта 3 статьи 3 изменений, вступающих в силу с 1 ноября 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 августа 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

161 ФЗ о национальной платежной системе РФ: краткое изложение и текст для скачивания

Закон о национальной платежной системе (НПС) как дополнительная гарантия того, что гражданам России будут доступны качественные услуги относительно перевода денег и осуществления транзакций без участия иностранных агентов, собирающих персональную информацию.

Закон о НПС, общие сведения кратко

Определяет НПС Федеральный закон 161. Это совокупность организаций, предоставляющих услугу по переводу. Следуя действующим нормам, получить ее можно на основании договоров.

Перевод производится с помощью безналичной формы, с оглядкой на действительные рекомендации нормативной документации РФ.

ФЗ-161 рассматривает массу вопросов, затрагивающих систему национальных платежей. Кратко закон состоит из следующих подразделов, рассматривающих отдельные вопросы:

  1. Общие понятия и термины (Глава 1).
  2. Требования к деятельности каждого из участников процесса перевода денег (Глава 2).
  3. Рекомендации к организации системы (Глава 3).
  4. Установленные нормы значимости НПС (социальная, системная). Перечень может быть дополнен.
  5. Определение требований к юрлицам, зарегистрированным в РФ, желающим поучаствовать в трансграничных системах (Глава 4).
  6. Порядок определения клиринга и формы расчетов по платежной системе.
  7. Отслеживание всех операций по Национальной платежной системе (Глава 5).
  8. Порядок создания гарантийного фонда и использования его средств.

Национальная платежная система РФ

Под понятием НПС в России принято подразумевать объединение (совет) банков, эмитирующих свои карты под логотипом системы.

Вступать в национальные платежные системы могут все финансовые учреждения, если они будут являться резидентами России. Она имеет определенное значение для развития денежно-кредитной политики государства и должна стать альтернативным вариантом международных систем, среди которых MasterCard и VISA.

Главное предназначение НПС РФ заключается в тщательном сохранении личной информации владельцев банковских карт. Благодаря введению собственной НПС, которая призвана регламентировать и регулировать все аспекты, обработка всех финансовых операций осуществляется в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией российского правительства, и как следствие, персональные данные россиян не уходят за границу.

Отечественная система способна обеспечить оборот финансовых активов в стране, управлять общей денежной массой, снизить расценки на разнообразные расчетные услуги, а также в состоянии оказать существенную поддержку при регулировке курса рубля.

Субъекты национальной платежной системы

Фактически, к субъектам НПС относят:

  • оператор платежной системы, следовательно, организация, предоставляющая услугу по переводу, устанавливающая правила предоставления финансовых возможностей;
  • государственный оператор по переводу. По ст.2 ФЗ-161, такими являются структуры, владеющие правом осуществлять и предусмотреть перевод финансов по требованиям российской законодательной базы (Банк России и иные кредитные структуры, наделенные правом проведения переводов);
  • оператор электронных средств;
  • банковский платежный агент – компания или российский ИП (не считая кредитные фирмы), вовлеченный в пределах деятельности, обозначенной в ФЗ-161;
  • платежеспособные агенты;
  • банковский субагент – организации или ИП, которым интересен банковский агент для реализации переводов. Фактически, проведение платежа пройдет через посредника;
  • Федеральная почтовая служба – еще один законный участник системы.

Особенности участия в НПС

Законодатель предусматривает, что услуги по переводу денег могут осуществлять те банковские контрагенты, с которыми у потребителей имеются договоренности.

Касательно участия в НПС банка, то должны тщательно соблюдаться требования ст.14 ФЗ-161. Однако, допускается участие почтовых организаций в национальной платежной системе. Их роль и обязанности регулируются действующим нормативным актом №176 от 17.07.1999 года.

Относительно участия в предоставлении услуг уполномоченных на то платежных агентов, то здесь стоит ознакомиться с правилами и рекомендациями, утвержденными в положениях ФЗ-103, принятом 03.06.2009 года.

Правила переводов

В ФЗ-161 обозначено, что предоставление услуг оператором возможно лишь на основании имеющихся распоряжений клиента, которым выступает получатель, отправитель финансовых средств. Оно выполняется в четком соответствии действующим правилам.

Перевод производится за счет плательщика. Деньги могут находиться на личном банковском счете клиента (их можно свободно использовать), либо предоставляться в форме наличных средств.

Нужно указать, что перевод исполняется посредством учета денежных средств, которые поступают адресату, не имеющему расчетного счета. Данная схема в последние годы приобретает востребованность, и характерна при выводе денег с различных электронных кошельков.

Обязательства оператора

Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.

Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.

Читайте также:  Причины крови из носа у ребенка: почему она течет, как остановить

В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:

  1. Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
  2. Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
  3. Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
  4. Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.

Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.

Возврат денег

Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.

Фактически, новые правила ФЗ-161 вводят понятие презумпции невиновности клиента. Это означает, что при возникновении проблемных ситуаций, банк или оператор должны доказать свою непричастность к пропаже средств, и возврат денег осуществляется ими же.

В противном случае, они обязаны возместить пропавшую сумму, а также могут столкнуться с возмещением морального ущерба. Однако сделать это можно, если клиент обратился с заявлением о пропаже средств не позднее следующего дня после того, как был получено сигнал о списании денег.

Прекращение использования электронного средства

Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.

Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств. Исключение составят ситуации, когда перевод денег не осуществился, о нарушениях стало известно до момента отправки средств со счетов отправителя.

Изменения и поправки в законе

Закон о платежной системе является одним из лидеров по количество корректировок и правок. Последние изменения зафиксированы 1 мая 2017 года, и они вступили в силу спустя несколько дней. Впрочем, некоторые правки стали действительны лишь на июнь 2017 года. Все вносимые поправки основывались на требованиях ФЗ-59, и в основном затронули лишь 3-ю главу ФЗ-161.

Статья 2

Текст этого положения ФЗ регламентирует взаимоотношения, возникающих между участниками НПС. В статье 2 указывается:

  • закон об электронных платежах соответствует нормам Конституции РФ, и не противоречит международным контрактам;
  • Российская Федерация в лице Правительства вправе принимать дополнительные нормативные акты, нацеленные на контроль НПС;
  • ЦБ РФ может принимать непосредственное участие в процессе регулирования НПС посредством принятия законов, рекомендаций, нормативов.

Статья 9 закона о национальной платежной системе

Характеризует процесс использования средств НПС, устанавливает ключевые рекомендации и требования последняя редакция ст. 9, где указывается:

  • использование финансов происходит при подписании договора;
  • оператор может отказать клиенту в совершении договорных обязательств;
  • диспетчер должен проинформировать потребителя об использовании им платежной системы, рассказать о проводимых операциях (номер перевода), дать актуальную информацию относительно размеров комиссии, если она предусмотрено договором;
  • нацоператор фиксирует и обрабатывает все уведомления клиента;
  • операторы обязуются уведомить клиентов об их электронных средствах платежа;
  • регламентируются возможные споры, методы их разрешения, связь между участниками;
  • пользование услугами НПС приостанавливается по просьбе клиента или по инициативе оператора;
  • утерянные банковские карты можно восстановить по заявлению;
  • если оператор не сообщил своему пользователю о денежных транзакциях, он возмещает сумму перевода.

Статья 19.1

После запретов Украиной на денежные переводы из России была введена ст.19.1 ФЗ-161. Данный норматив рассматривает особенности проведения трансграничных переводов в ситуациях, когда иностранное государство установило запрет. Теперь нужно одобрять перевод, и принятие этой нормы позволило создать правила, которые должны соответствовать законодательной базе.

Для того чтобы требования, обозначенные в ст.19.1, исполнялись в четком соответствии законодательной базе, проводится тщательный контроль. Все его критерии обозначены в положениях ст.19.1, и соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, действующими на территории РФ.

Ст.30.1

Данная статья говорит об организации национальной системы платежных карт (НСПК). Она необходима для обеспечения бесперебойности выполнения услуги.

Отдельно указывается, что официальным знаком обслуживания НСПК является графическое изображение рубля, утвержденное банком России. Следовательно, карта банков-партнеров НСПК имеет такую отметку.

Статья 30.5

Эта статья определяет участников НСПК «МИР» (субъекты), а также обозначает, какие кредитные организации могут быть операторами при предоставлении услуги денежного перевода. Также указываются основные рекомендации к операторам, и регулируется система подачи информации относительно всех проводимых операций клиенту.

Скачать 161 ФЗ о национальной платежной системе, последняя редакция

Скачать и ознакомиться с полным текстом текущей редакции ФЗ-161 «О НПС» вы можете на нашем сайте по следующей ссылке. ⇐

Кроме того,если вас интересуют комментарии к посл. ред. закона, более подробно изучить их вы можете на нашем интернет портале. ⇐

Федеральный закон (ФЗ) о Национальной платежной системе: новости

Данный закон Госдума приняла еще 2011 году. В этом нормативном документе указывается, что национальной платежной системой именуются в совокупности все операторы, занимающиеся переводом денежных средств.

Данный ФЗ, в частности, устанавливает также порядок, в котором происходит оказание услуг по переводу денег в национальной системе платежей. Закон, в числе прочего, содержит четкие правила, базируясь на которых должно происходить функционирование НПС.

Структурное создание платежной системы производилось на базе указанных в ФЗ правил. В то же время закон также регулировал методику контроля и координирования деятельности. Тем не менее данный ФЗ в первоначальной редакции не предполагал организацию собственной системы электронных платежей и введения запрета на обрабатывание данных по внутригосударственным транзакциям за пределами страны.

Таким образом, ФЗ о национальной электронной платежной системе в редакции 2011 года предполагал выпуск универсальных карт без привлечения международных операторов – таких как:

В свою очередь, руководство Сбербанка России заявило, что сделает со своей стороны все возможное для того, чтобы предусмотренные в ФЗ 161 задачи были выполнены при минимальном сопротивлении лобби вышеназванных международных операторов в министерствах и ведомствах Российской Федерации.

На 2013 год в соответствии с нормативным актом за номером 161, регламентирующим создание национальной системы платежей, Центральный банк России завершил формирование реестра организаций-операторов.

В этом перечне нашлось место каждой платежной системе, работавшей на тот момент на территории России. Из общего числа выделили также наиболее социально значимых операторов, в число которых вошли Сети:

  • Сбербанк России;
  • ВТБ 24;
  • Contact;
  • Золотая корона;
  • Виза;
  • МастерКард.

Поправки в ФЗ 161 после введения западных санкций

Однако после того как в начале весны 2014 года власти Соединенных Штатов ввели в отношении ряда российских банков и компаний ограничительные меры, две междугородные системы платежей прекратили работу с попавшими под санкции финучреждениями. США приняли такое решение из-за вхождения в состав РФ Крымского полуострова. Это произошло второй раз за всю историю существования Визы и МастерКард.

Именно тогда, как никогда, остро встала проблема независимости российских банков от действий внешних сил. Таким образом, вопрос о национальной системе платежей вновь актуализировался.

В достаточно короткие сроки в ФЗ 161 были внесены необходимые изменения, благодаря которым стало возможным сформировать собственную, замкнутую внутри страны, систему без привлечения иностранных процессинговых центров.

Поправки предусматривали, что центры, занимающиеся клирингом и проведением операций, являющиеся субъектами создаваемой на тот момент платежной системы РФ обязаны территориально пребывать внутри страны.

Параллельно с этим ФЗ предусматривал также введение прямого запрета на передачу информации, равно как и предоставление доступа к системе иностранных государств.

В итоге уже в 2014 году Национальная система платежей начала работать. При этом в отдельных случаях российских торговцев ФЗ обязывает создать условия для использования карточек НПС.

В числе прочего указанный закон также предусматривает внесение ряда изменений в другие нормативно-правовые акты РФ, регулирующие:

  • работу банковского сектора;
  • деятельность Центробанка;
  • порядок защиты потребительских прав.

В числе прочего внесены были поправки и в Административный кодекс России.

О Национальной системе платежных карт

Организация, занимающаяся выпуском этого инструмента оплаты, создана в виде акционерного общества, где все ценные бумаги являются собственностью Центрального банка РФ. Помимо того, ФЗ также ввел понятие «иностранной платежной системы». Так называются в настоящее время все операторы, которые не участвуют в НПС.

При этом, согласно ФЗ, любой ныне работающей иностранной платежной системе разрешено остаться на российском рынке. Однако при этом таким организациям пришлось внести в Центробанк РФ так называемый обеспечительный взнос, размер которого зависит от объема транзакций, проводимых ими на российской земле в двухдневном объеме. Эти деньги, в случае прекращения в одностороннем порядке работы иностранной платежной системы на российском рынке, пойдут на выплату пострадавшим клиентам. В то же время недобросовестный зарубежный оператор электронных платежей должен будет заплатить штраф в объеме 10 процентов в сутки от размера взноса.

Это далеко не все ограничения, наложенные ФЗ 161 на зарубежные платежные системы. Помимо того, они также не имеют права:

  • при проведении транзакции внутри России передавать данные о ней за границу;
  • открывать доступ к таким данным по запросу зарубежных государств;
  • осуществлять обработку российских операций в иностранных центрах, за исключением переводов из РФ за рубеж.

С середины весны прошлого года МастерКард перевела все внутренние российские операции на процессинг, организованный НПС. Это позволило восстановить практически в полной мере объем банковских услуг на Крымском полуострове.

В июне 2015 к национальной системе подключилась и Виза.

Позднее руководство акционерного общества НСПК заключило несколько договоров с такими иностранными системами электронных платежей:

О порядке пользования платежной картой в национальной системе

Данная тема раскрыта в статье 9 рассматриваемого ФЗ. В этой части нормативного документа сообщается в частности, что пользование средствами оплаты происходит на основании заключенного с оператором договора. Помимо того, сами организации, предоставляющие подобные услуги, сотрудничают между собой на основе достигнутых соглашений.

При этом оператору предоставляется право отказать обратившемуся к нему клиенту в выдаче платежного средства.

Кроме того, оператор национальной системы обязан:

  • перед заключением договора подробно рассказать клиенту о тех условиях, на которых ему будет предоставлена возможность использовать средство оплаты;
  • сообщить об имеющихся ограничениях по использованию предоставляемого средства электронного платежа;
  • рассказать о случаях, когда использование такого инструмента будет сопряжено с повышенной опасностью;

После заключения договора оператор должен:

  • сообщать клиенту обо всех операциях, проведенных с использованием выданного ему платежного инструмента;
  • предоставить возможность клиенту сообщить об утере карты или ее использовании без его ведома;
  • сохранять все уведомления, отправленные клиентом или им самим на протяжении 3 лет;
  • предоставлять по требованию клиента сведения, имеющие отношения к выданному платежному средству;
  • рассмотреть все жалобы клиента в срок, не превышающий 30 дней с момента получения соответствующего обращения (если речь идет о переводе за границу, то срок может быть увеличен в два раза).

ФЗ, в свою очередь, определяет права и клиента. Так, он имеет возможность:

  • приостановить использование платежного средства, отправив оператору уведомление;
  • потребовать возврат денег, переведенных без его ведома со счета, при условии, что сообщит об этот не позднее чем через один день после того, как получил соответствующую информацию.

В тех случаях, когда банк не уведомляет клиента о проводимых с его картой операциях, он также обязан вернуть все деньги, переведенные без ведома владельца счета, после того, как будет выявлена несанкционированная транзакция.

Банк не обязан компенсировать переведенные без согласия клиента деньги, если последний, получив уведомление, не сообщил о такой операции своевременно.


Закон РФ «О национальной платёжной системе» 2019 года (N 161-ФЗ РФ 2018-2019)

Закон РФ «О национальной платёжной системе» – N 161-ФЗ – регулирует порядок оказания платёжных услуг, а именно, закрепляет правила, касающиеся осуществления перевода денежных потоков, деятельности субъектов государственной платёжной системы, использования электронных средств платежа и др. Устанавливает правовые и организационные основы платёжной системы в нашей стране. Определяет требования к устройству и функционированию платёжных систем, порядок осуществления надзора и мониторинга в национальной платёжной системе.

Читайте также:  Острый гайморит: симптомы и лечение обострений, диагностика

Закон РФ «О национальной платёжной системе» 2015 года № 161-ФЗ был принят 27.06.2011 г.

Понравилась статья? Добавьте к себе:

😢 МРОТ с 1 января 2020 года составит 12 130 рублей(+850 руб). С 1 января 2019 года 11 280 рублей(+1,05%).

😢 С октября всем работодателям необходимо подать новую отчетность в Центр Занятости. Но потом ее отменили.

😊 С 1 июня 2018 года ФНС запустил сервис “Прозрачный бизнес”. Там будет раскрыта информация о штрафах, среднесписочной, налоговом режиме.

😢 В 2018, 2019, 2020 году платеж ИП (см.калькулятор) составит – 32 385, 36 238, 40 874 рублей.

😊 ИП на ЕНВД и ПСН отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2019 года. Но не всем: см. таблицу. Стоимость патента и ЕНВД можно будет уменьшить на сумму покупки онлайн-ККМ. Но есть ограничение – возвратят не более 18 000 рублей за один ККМ.

😢 В 2018 году с 39 до 61 увеличили количество видов деятельности (20% вместо 30% зарплатных налогов). См. полный список льготных видов деятельности. Но с 2019 года льготу отменяют.

🙌 Просим подписать петицию за сокращение отчетов для работодателей с 25 до 4 в год, на сайтах РОИ и change.org.

😊 С 2017 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 325 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

😔 С 17 сентября 2018 года ставку рефинансирования (по ней считают пени) снизили с 7,25% до 7,5% – посчитать пени бесплатно можно тут.

😢 Населенным пунктам с населением менее 10 000 разрешили использовать обычные ККМ вместо онлайн-касс. С 31 марта 2017 года продавцы пива и др.алкогольной продукции обязаны применять ККМ.

Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.

Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате – три месяца в подарок.

Адреса налоговых инспекций ИФНС Москвы, Петербурга и других городов России(налог.ру). Место регистрации ИП и регистрации ООО
в Москве в № 46 налоговой по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корп.1, 5 этаж тел: +7(495) 400-32-78
в Петербурге в 15 налоговой: 197376, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литер “О” (вход с Синопской набережной) тел: +7(812) 335-14-03

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

праздники/выходные сокращенные отчеты/платежи

2019 год (IV кв.)
октябрь

пнвтсрчтптсбвс
123456
78910111213
14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за третий квартал*
      Платежки и квитанции
    • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
      Образец нового отчета в ЦЗ
16171819
  • 20
    • Подать декларацию ЕНВД *за III квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21222324
  • 25
    • Заплатить УСН *за 9 месяцев*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить ЕНВД *за III квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за III квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за III квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
2627
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за III квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за III квартал*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
  • 31
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за 9 месяцев*
      Образец 6-НДФЛ
ноябрь

пнвтсрчтптсбвс
123
45678910
11121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
1617
18192021222324
252627282930
декабрь

пнвтсрчтптсбвс
1
2345678
91011121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16171819202122
23242526272829
30
  • 31
    • Заплатить ОПС ПФР за самого ИП (фиксированную часть) *за год*
      Платежки, квитанции и калькулятор
2020 год (I кв.)
январь

пнвтсрчтптсбвс
12345
6789101112
1314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за четвёртый квартал*
      Платежки и квитанции
16171819
  • 20
    • Для всех налоговых режимов *годовая*
      Бланк(50 кб.) Сведения СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ численности работников
    • Подать декларацию ЕНВД *за IV квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21222324
  • 25
    • Заплатить ЕНВД *за IV квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за IV квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за IV квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
26
272829
  • 30
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
31
февраль

пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
1011121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16
17181920212223
242526272829
март

пнвтсрчтптсбвс
  • 1
    • Подать новую годовую отчетность в ПФР – СЗВ-Стаж и ОДВ-1
      Образец СЗВ-Стаж
    • Сдать декларацию 2-НДФЛ за работников в налоговую *годовая*
      Образец 2-НДФЛ
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за год*
      Образец 6-НДФЛ
    • Сдать отчет в ПФР *за год*
      Отчет РСВ-2 крестьянских хоз.(ИП не нужно)
2345678
91011121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16171819202122
2324252627
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за год*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за год*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Подать бухгалтерскую отчетность: Форма №1 Баланс *за год*. Бланк: Бухгалтерский баланс.XLS
    • Подать бухгалтерскую отчетность: Форма №2 Отчета о прибылях и убытках *за год*. Бланк: Отчет о прибылях и убытках.XLS
  • 31
    • Для Организаций(не ИП): Заплатить УСН *за год*
      Платежки и квитанции
    • Для Организаций(не ИП): Подать декларацию УСН *за год*
      Декларация УСН калькулятор+бланк
2020 год (II кв.)
апрель

пнвтсрчтптсбвс
12345
6789101112
1314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Подтверждение вида в ФСС
16171819
  • 20
    • Подать декларацию ЕНВД *за I квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21222324
  • 25
    • Заплатить УСН *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить ЕНВД *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за I квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
26
27
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за I квартал*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Для ИП: Заплатить УСН *за год*
      Платежки и квитанции
    • Для ИП: Подать декларацию УСН *за год*
      Декларация УСН калькулятор+бланк
    • Сдать декларацию 3-НДФЛ ИП *годовую*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников за 3 месяца в налоговую.
      Образец 6-НДФЛ
май

пнвтсрчтптсбвс
123
45678910
11121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
1617
18192021222324
25262728293031
июнь

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
161718192021
22232425262728
2930

Сегодня: 02 апреля, 20 г. четверг – 22:28:09 МСК

Калькулятор зарплаты
НДФЛ, ПФР, ФСС и пр
Расчет платежа ИП
За любой день и год
ИП или ООО? Что лучше?
Цветная таблица отличий
Базы организаций
Проверить контрагентов
Калькулятор декретных
По дням и по зарплате
Расчет ЕНВД
Расчет и вывод декларации
ПСН для ИП
Всё о Патенте для ИП
Контур.Норматив
Самый большой справочник
Калькулятор отпускных
По дням и по зарплате
Расчёт налогов
Расчет всех налогов онлайн
Налоговый календарь
Когда подавать отчеты
Отчётность через интернет
Сервис экономящий время
Все ссылки для бизнеса

ИП Забелин Леонид Викторович

Адрес: 344038, г.Ростов-на-Дону, пр-т. Ленина, д. 48

Закон о национальной платежной системе

Федеральный закон № 161 «О национальной платежной системе» в Российской Федерации предполагает чёткое регламентирование прав и обязанностей организаций, которые предоставляют услуги по переводу денежных средств от одного участника сделки к другому. При этом начисление производится путем использования так называемой безналичной формы. Закон был принят 25 декабря 2015 года. Тогда же в сети появилась информация о нём на ресурсе pravo.gov.ru. С 2012 по текущий год в ФЗ проводились изменения, направленные на поддержание развития платежной системы на территории Российской Федерации.

Суть закона

Нормативные документы РФ регулируют оборот денежных средств, которые переводятся с помощью этой формы. ФЗ №161 имеет в своём тексте массу тезисов, которые касаются национальных платежей и всего, что с ними связано. Обращаясь к официальному источнику, закон содержит в себе следующие тезисы:

  • Понятия и определения, которые входят в процедуру передачи денежных средств путем использования национальной и других валют. Все эти сведения содержатся в первой главе.
  • Вторая глава включает в себя все требования, которые возлагаются на каждого участника процесса передачи той или иной денежной суммы.
  • Третья ставит задачи и дает рекомендации перед теми, кто ответственен за передачу денежных средств внутри системы.
  • В ФЗ дан перечень, который дополняется по мере принятия норм значимости национальной платежной системы. При этом нормы НПС могут быть как системными, так и социальными. Как уже было сказано ранее, перечень динамический, то есть его можно пополнять.
  • Обращаясь к 4 главе ФЗ, можно увидеть список требований, которые возлагаются на юридические лица в РФ. Те, которые желают участвовать в трансграничных системах передачи денег, обязательно должны выполнять перечисленные требования.
  • В тексте также содержатся сведения о порядке определения клиринга и формы, в которой происходят расчеты.
  • Национальная система платежей отслеживает все операции. Подробнее об этом сказано в пятой главе.
  • В последних пунктах содержится информация о том, каким должен быть порядок существования гарантийного фонда. Использование средств из него тоже регулируются настоящим ФЗ.

Что такое национальная платёжная система

ФЗ говорит о том, что национальная платёжная система в РФ включает в себя несколько банков, которые создают и продвигают свои карты с нанесенным логотипом российской системы платежей.

На территории Российской Федерации имеется огромное количество финансовых учреждений. Все они имеют полное право вступить в национальную платёжную систему. Это возможно только в том случае, если они являются резидентами РФ. За последние годы перед государством возникает серьёзная потребность в альтернативе международных систем по типу VISA и Mastercard. Субъектами системы платежей на территории Российской Федерации являются:

  • Оператор, владеющий рычагами управления платежной системы. Организация, которая предоставляет услуги по переводу денежных средств от одного лица к другому, является оператором.
  • Еще одним важнейшим субъектом числится так называемый государственный оператор. Опираясь на вторую статью настоящего ФЗ, можно сделать выводы, что этими субъектами являются все банки, имеющие соответствующую лицензию.
  • Оператор, владеющий электронными возможностями передачи денежных средств.
  • Платежный агент или банк.
  • Агенты, обладающие платежеспособностью.
  • Еще одним участником считается Федеральная почтовая служба.

Что нужно знать перед тем, как вступать в НПС

Все банки, которые имеют с клиентами определенную договорённость, могут осуществлять переводы внутри системы платежей. Статья 14 допускает участие не только банка, но ещё и Федеральной почтовой организации. Перевод осуществляется на основе распоряжений. Клиентами являются отправитель денежных знаков и их получатель. Денежные средства могут быть начислены либо на банковский счёт, либо в наличной форме.

Юрист Овчаров Роман Александрович.

Закон о национальной платёжной системе

Закон о национальной платёжной системе

В 2011 году в России был принят федеральный закон №161 «О национальной платёжной системе» (НПС). Документ призван упорядочить процедуру переводов и иных транзакций с электронными деньгами, создавая правовые условия для качественного обслуживания граждан и юридических лиц. Он закрепляет правовые и организационные основы деятельности НПС и её субъектов, утверждает порядок выполнения платёжных операций и проведение надзорной деятельности.

Закон о национальной платёжной системе

Основные положения закона

Закон №161-ФЗ определяет, что такое национальная платёжная система и вводит понятие «значимые платёжные системы». В документе указан перечень всех субъектов НПС, а также закреплены их обязанности и функции. Впервые на законодательном уровне утверждены понятия «электронное средство платежа» и «электронные денежные средства» (ЭДС).

В федеральном законе прописан механизм осуществления платёжных услуг:

  • общий порядок денежных переводов;
  • специфика переводов, выполняемых по требованию получателя;
  • особенности переводов электронных денег;
  • механизм выполнения распоряжений клиентов;
  • порядок применения электронных средств.

Надзорные функции в НСП возложены на Центробанк. Закон регламентирует механизм контрольно — надзорной деятельности регулятора и указывает меры принуждения, используемые при несоблюдении поднадзорным субъектом требований №161-ФЗ.

С полным текстом закона можно ознакомиться по ссылке

Плюсы и минусы закона

Принятие №161-ФЗ позволило навести порядок в сегменте моментальных электронных платежей и определило статус субъектов рынка. Норма установила единые правила работы для всех игроков, в том числе небанковских кредитных организаций (НКО), чей правовой статус определён Инструкцией ЦБ РФ №137-И.

Одновременно закон породил ряд противоречий и проблем, которые вызвали озабоченность рыночных участников. Среди них:

  • идентификация выгодоприобретателей;
  • необходимость установления назначения перевода;
  • отсутствие законодательно определённой процедуры получения статуса оператора по переводу ЭДС;
  • различный характер решения вопроса выплаты налогов с помощью ЭДС для физических и юридических лиц;

Банковское сообщество обеспокоено обязанностью возмещать пользователю сумму транзакции, выполненной без его согласия. Это накладывает на операторов обязанность расследования фактов краж электронных средств и создает предпосылки для мошеннических действий с целью компенсации суммы операции, якобы проведённой без разрешения клиента.

Новые поправки 2019 года

Депутаты Госдумы 28 июля 2019 года приняли в окончательном чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в №161-ФЗ. Корректировки касаются деятельности субъектов НСП и могут всерьёз повлиять на рынок электронных платежей.

Право ЦБ ограничивать величину комиссий банков при оплате карточками

Закон наделяет Центробанк правом самостоятельно утверждать предельный размер комиссий по эквайрингу при оплате банковскими карточками, изменить который финучреждения будут не вправе. Аналитики считают, что принятие этой нормы стало следствием неспособности банков и ритейлеров прийти к компромиссу. Идею сократить банковские комиссии в феврале публично одобрил и президент, охарактеризовав их как «квазиналог для бизнеса».

Наличие права ЦБ РФ устанавливать максимальную комиссию может сделать сговорчивее банкиров и продавцов, чьи интересы противоположны. Первые утверждают, что нынешние комиссии (1-3%) позволяют совершенствовать финансовые продукты, вторые говорят о высоких издержках, вынуждающих компенсировать их повышением цен.

Ограничение на пополнение e — кошельков без идентификации

Поправки к №161-ФЗ ограничивают возможность пополнения электронных кошельков без выполнения идентификации. Теперь чтобы внести средства на анонимный кошелек необходимо использовать банковский счет. Это означает, что клиенты популярных сервисов «QIWI Кошелек», Яндекс.Деньги, VK Pay, WebMoney и других не смогут вносить средств в офисах операторов и с помощью платёжных терминалов.

Изменения затронут около 10 млн обладателей неидентифицированных кошельков. Представители QIWI выразили недоумение по поводу необходимости новшеств, так как ранее поправки в закон о НПС уже серьёзно ограничили функции анонимных кошельков. В 2014 году был установлен лимит в 15 тыс. рублей и ограничены переводы на другие кошельки. Сейчас они могут использоваться только для оплаты за товары и услуги российских компаниях.

Обязанность международных платёжных систем работать по российским законам

Проект закона предусматривает введение новых требований к российским дочерним подразделениям международных платёжных систем (МПС). Им запрещается прекращать выполнение расчётов по карточкам коммерческих банков, попавших в санкционный список.

Позиция авторов законопроекта

Поддержанные Госдумой поправки позволят защитить граждан страны в случае введения антироссийских санкций США или Евросоюза. Если они остановят работу своих платёжных систем, и миллионы соотечественников при нынешнем состоянии законодательства не смогут пользоваться карточками Visa и MasterCard.

По словам одного из авторов документа, главы думского комитета по финрынку А. Аксакова, до принятия изменений платёжные системы при выполнении транзакций между российскими и иностранными банками основывались на зарубежном законодательстве. В случае нарушения российских норм у регулятора не существовало правовых механизмов для влияния на нарушителей.

В Центробанке поддержали документ, подчеркнув, что российские «дочки» зарубежных компаний должны выполнять требования российского законодательства. Это станет гарантией обеспечения защиты интересов граждан, отечественного бизнеса и всей финансовой инфраструктуры.

Перспективы международных платежных систем на российском рынке

Трактовка понятия «иностранная платежная система» предусматривает исключение из этой категории МСК, которые зарегистрированы в Центробанке. Такие субъекты обязаны подчиняться правилам, распространяемым на обычные платёжные системы. Однако и эти операторы по собственной инициативе не смогут вводить критерии приостановления и прекращения участия в платёжной системе.

Указанные новшества вынуждают присутствующие на российском рынке международные платёжные системы корректировать деятельность своих дочерних подразделений. По состоянию на июль 2019 года дочерние структуры, находящиеся в реестре операторов ПС Центробанка, есть у Visa, JCB, MasterCard, ChinaUnionPay и других компаний.

Как технически реализовать задачу продолжения работы в России при объявлении санкций пока точно не знают головные компании, их российские подразделения и партнёры. Один из вариантов - продажа «дочек» Центробанку или не связанным с их бизнесом российским компаниям. Это позволит обойти санкции и одновременно выполнить новые требования законодательства РФ. При этом ряд экспертов, в том числе управляющий партнер инвестиционной компании EXANTE А. Кириенко считают, что МПС скорее просто уйдут с отечественного рынка, нежели будут продавать свои активы.

В числе других предложений выдача банками дублирующих карточек для расчётов за границей, либо выпуск «пластиков» с двумя разными чипами для работы в РФ и за рубежом.

Главное опасение экспертов вызывает возможное прекращение работы карт Visa и MasterCard, на которые приходится до 90% рынка. Также существует риск ограничения приёма карточек отечественных банков на территории иностранных государств, а зарубежных финучреждений в России.

Меры ответственности

Чтобы привести внутренние правила в соответствие с обновленными требованиями у МПС есть 180 дней с момента вступления в силу поправок. Все противоречащие закону правила будут признаны недействительными. Это означает, что после истечения данного срока приостановка расчётов любого отечественного банка станет квалифицироваться как нарушение.

В этом случае Банк России вынесет предписание устранить нарушение. Если оно не будет выполнено российское дочернее подразделение МПС исключат из реестра операторов платёжных систем, что означает запрет деятельности ПС на территории России. При этом уже эмитированные карты, принадлежащие запрещённой в России системе, продолжать функционировать через НСПК.

Как утверждают эксперты, изменить свои правила в соответствии с требованиями регулятора у Visa, MasterCard нет возможностей, так как дочернее подразделение чисто юридически не может игнорировать требования головной компании.

Вопросы — ответы

Как будет решен вопрос с интеллектуальной собственностью МПС?

Всеми интеллектуальными правами владеют головные организации ПС, которые передаются банкам в рамках взаимодействия с зарубежной организацией. Порядок урегулирования интеллектуальных прав в проекте закона не указан.

Почему введено правило пополнения e — кошелька со счёта в банке?

Использование банковского счёта позволит установить личность плательщика и даст возможность заблокировать его счёт в случае подозрения в осуществлении противоправной операции.

Кто и почему предложил ввести запрет на пополнение электронных кошельков через платёжные терминалы?

Поправки инициированы Росфинмониторингом с целью борьбы против распространения наркотиков и предотвращения фактов терроризма.

Существует ли возможность работать на отечественном рынке у российских «дочек» МПС в случае их исключения из реестра ЦБ?

Они могут пройти регистрацию, получив статус иностранных платёжных систем. Банкам, пожелавшим выпускать карты, необходимо зарегистрироваться в качестве операторов ИПС и эмитировать их только для себя.

Добавить комментарий